Допрос несовершеннолетних

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Допрос несовершеннолетних

Введение

На всех стадиях уголовного судопроизводства важное значение имеет выполнение задач борьбы с преступностью. Достижение этой цели определяется тем, насколько научно обосновано, тактически правильно и в соответствии с уголовно-процессуальным законом проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователем тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросе несовершеннолетних.

Различные аспекты допроса несовершеннолетних были предметом исследований многих ученых-юристов, в частности Баева О.Я., Богуш Г.И., Гуковской Н.И., Долговой А.И., Коченова М.М., Миньковского Г.М., Осиповой Н.Р. и др. Все они внесли существенный вклад в разработку указанной проблемы.

Целью настоящей работы является изучение тактических и психологических особенностей допроса несовершеннолетних.

Задачи работы:

). исследовать понятие и сущность допроса несовершеннолетних;

). выявить психологические особенности несовершеннолетних;

). проанализировать тактические и психологические особенности проведения допроса несовершеннолетних в зависимости от ситуации;

). рассмотреть порядок фиксации хода и результатов допроса.

допрос несовершеннолетний психологический

1. Понятие и сущность допроса несовершеннолетних. Психологические особенности несовершеннолетних

Современное российское судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права. С учетом психологических и возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей Генеральная Ассамблея установила «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» в 1985 г., известные как Пекинские правила, которые должны быть учтены в законодательстве каждой страны и применяться при расследовании и в судебном разбирательстве дел данной категории. Пекинские правила (названные по месту их принятия) действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренными ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах. Пекинские правила устанавливают, что лица, ведущие производство по этим делам и наделенные властными полномочиями, должны обладать соответствующей квалификацией. Указывается, что «любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская каких-либо ненужных задержек». А также и то, что «право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации».

Важным международно-правовым принципом мирового сообщества является обеспечение гибкого применения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм в отношении несовершеннолетних, т.е. в каждом случае рекомендуется исходить из конкретных данных о личности и всех обстоятельств дела. Так, в ст. 6.1 Пекинских правил указано, что следует предусмотреть соответствующий объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в том числе при расследовании, рассмотрении дел в суде, вынесении судебного решения и осуществлении контроля за выполнением судебных решений.

Такой же подход к этим вопросам в другом основополагающем международном документе - Конвенции о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, эта Конвенция, согласно ст. 15 Конституции РФ, имеет приоритетное значение. Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются межгосударственных проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка».

В развитие положений, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Пункты 18 и 19 этой Декларации содержат рекомендации, непосредственно касающиеся защиты прав несовершеннолетних. В частности, указано на необходимость делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах.

Многие из положений вышеупомянутых правовых актов выражены в нормах УПК РФ, а дальнейшее их совершенствование должно усилить гарантии прав несовершеннолетнего обвиняемого. В нашей стране принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в последующ. ред.), положения которого также должны учитываться при производстве по данной категории дел.

Пленум Верховного Суда РФ обсудил итоги судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних и принял Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Производство по делам несовершеннолетних определяется как общими правилами УПК РФ, так и специальными, которые дополняют и развивают общие правила и содержат дополнительные гарантии прав несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ). Эти правила применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 420 УПК РФ).

Предварительное следствие и судебное разбирательство ведутся по этим правилам независимо от того, достигло ли лицо совершеннолетия на момент производства по делу. Такой порядок соблюдается и тогда, когда лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия.

Особый порядок производства дел о несовершеннолетних основывается на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав.

Несовершеннолетние, совершившие преступление, обладают всеми нравственно-психологическими качествами, которые присущи лицам данной возрастной группы, а также специфическими негативными свойствами, приобретенными в результате сложившихся условий воспитания. «Эти свойства личности в значительной мере определяют их взгляды, убеждения и поступки», - пишет Г.М. Миньковский. Рассматриваемый возраст характеризуется интенсивным развитием личности в физиологическом, психологическом и социальном плане. Процесс развития этой категории лиц протекает неодинаково, противоречиво и представляет собой переход от детства к взрослости, что приводит нередко к острым коллизиям и конфликтам. Разделение подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних в уголовном процессе на возрастные группы носит в практической деятельности условный характер, но оно учитывается в способах и приемах психологического и педагогического воздействия.

Как с точки зрения физиологии, так и психологии рассматриваемая категория - самая неустойчивая в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, наконец, в самоконтроле. Им присуще преувеличенное представление о своих возможностях, а порой чрезвычайно сложно и почти невозможно установить какие бы то ни было пределы в их поведении. В этом случае процесс воспитания в отношении этой категории лиц, с одной стороны, облегчается - несовершеннолетние более, если так можно сказать, податливы убеждению, с другой стороны, затрудняется - несовершеннолетние менее прогнозируемы в своем поведении. Они очень часто сами для себя не смогут пояснить свой поступок (проступок).

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.

Поскольку названные и некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого.

Итак, особый порядок производства дел данной категории содействует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств совершенного преступления и обеспечению того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего были всегда соизмеримы с его личностью и обстоятельствами совершения преступления. Это полностью относится и к проведению допроса несовершеннолетнего.

Допрос - одно из наиболее распространенных, а в тактическом отношении - одно из сложнейших следственных действий. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого (в т.ч. несовершеннолетнего) различается допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. По последовательности проведения - допрос первичный, повторный, дополнительный. По субъекту проведения - допрос, проводимый следователем, лицом, производящим дознание, руководителем следственного органа, судом. Особой разновидностью допроса является допрос на очной ставке.

Каждый из видов допроса имеет процессуальные, тактические и психологические особенности.

Задача допроса - получение от допрашиваемого полных и достоверных показаний. Решать ее бывает довольно трудно не только в случаях, когда допрашиваемый не желает давать правдивые показания, но и когда он хочет рассказать правду, однако не может восстановить в памяти прошлые события, или, добросовестно заблуждаясь, дает неверные показания в силу искаженного их восприятия. А искаженное восприятие особенно часто бывает характерно именно для несовершеннолетних.

Допрос - самое распространенное следственное действие, без проведения которого не обходится расследование ни одного уголовного дела, кроме того, это такой источник информации, который позволяет дознавателю, следователю и суду наиболее полно представить событие преступления, все элементы его состава, включая и такие трудно устанавливаемые, как мотив, цель и причины совершения преступного акта. Как известно, цель допроса - получить полные и правдивые, объективно отражающие действительность показания. Для подозреваемого и обвиняемого показания, кроме того, и средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного действия. В полной мере все изложенное относится и к допросу несовершеннолетних.

Предмет допроса, т.е. круг выясняемых обстоятельств, в общей форме предопределен предметом доказывания. Статья 73 УПК РФ установила, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Кроме того, согласно ст. 421 УПК РФ, обстоятельствами, подлежащими установлению по делам несовершеннолетних, являются: 1) возраст несовершеннолетнего; 2) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 421 УПК РФ). При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Всесторонность и полнота расследования дел о несовершеннолетних включает и установление таких обстоятельств, как жилищные и материальные условия семьи, образ жизни подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и особенно проведение свободного времени.

Специфика предмета доказывания по делам несовершеннолетних включает в себя обстоятельства совершения правонарушения, выяснение причин и условий его совершения и социальную адаптацию несовершеннолетнего. С этой целью необходимо установить, почему у несовершеннолетнего возникли противоправные взгляды, привычки, что привело к формированию преступного умысла, что толкнуло на преступление. Это может быть отсутствие надзора и должного контроля за поведением дома и в общественных местах, по месту учебы или работы, упущения в воспитании со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, отвечающих за поведение несовершеннолетнего, отрицательное влияние друзей-подростков, выявление взрослых, склоняющих несовершеннолетнего к пьянству, употреблению наркотиков и к иной противоправной деятельности.

Как и все расследование, допрос несовершеннолетнего производится в строгом соответствии с уголовно-процессуальными нормами, без какого-либо принуждения допрашиваемого в форме угроз, физического или психического насилия либо иных незаконных действий. Допрашиваемые несовершеннолетние, при наличии отмеченных выше общих черт, обусловленных возрастом, отличаются друг от друга по своему психическому складу, воспитанию, образованию и т.д. Не одинаково их отношение к расследуемому преступлению: обвиняемый - лицо, заинтересованное в исходе дела; свидетели чаще всего стремятся помочь в раскрытии преступления либо относятся безразлично к расследуемому делу и т.д.

Все перечисленное вызывает необходимость индивидуального подхода к допрашиваемому, использованию тактических приемов допроса с учетом особенностей личности. Еще Г. Гросс отмечал, что «допрос несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом». Для этого лицо, проводящее допрос, должно обладать определенными личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие несовершеннолетнего допрашиваемого.

Таким образом, допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) имеет специфику, обусловленную их возрастом и социально-демографическими характеристиками.

. Подготовка к допросу

Подготовка к допросу включает в себя: а) собирание исходных данных; б) тактическое обеспечение допроса; в) выбор момента и места и определение способа вызова на допрос; г) техническое обеспечение допроса.

Подготовка к допросу заключается в определении предмета допроса, тщательном изучении материалов дела, определении конкретного лица, располагающего необходимой для установления истины информацией, обстоятельств, по которым оно должно быть допрошено, в изучении личности несовершеннолетнего и его взаимоотношений с другими участвующими в деле лицами, выборе времени и создании нормальной обстановки допроса, отборе вещественных доказательств и иных материалов, которые могут быть использованы при допросе, в обеспечении в необходимых случаях участия в допросе переводчика, адвоката, педагога.

При подготовке к допросу несовершеннолетних необходимо прежде всего правильно определить, кто будет присутствовать (участвовать) при допросе (знакомый или незнакомый педагог, мать, отец или кто-то из близких родственников) и где целесообразно его провести (в школе, дома либо в кабинете следователя, дознавателя), создать благоприятную спокойную, привычную для несовершеннолетнего обстановку.

Если несовершеннолетний не знает русского языка, желает давать показания на родном ему языке, должно быть обеспечено участие в допросе переводчика (ст.ст. 18 УПК РФ).

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы (ч. 2 ст. 425 УПК РФ). Следует отметить, что участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). Если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). При этом отказ несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от защитника для дознавателя, следователя и суда не обязателен (ч. 2 ст. 52 УПК РФ).

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Законный представитель вправе участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 426 УПК РФ).

Адвокат оказывает несовершеннолетнему правовую помощь, а участие законных представителей оказывает общую психологическую и эмоциональную поддержку несовершеннолетнему. Для следователя (дознавателя), который стремится объективно расследовать дело, важно обеспечить права защитника и законных представителей обвиняемого (подозреваемого).

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 3 ст. 425 УПК РФ). Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе (ч. 4 ст. 425 УПК РФ). Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому - следует пригласить.

По делам о половых преступлениях рекомендуется принять меры к тому, чтобы в допросе участвовал педагог того же пола, что и допрашиваемый. Практика свидетельствует, что стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показаний.

Следует отметить, что с одной стороны, участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего помогает допрашивающему наладить контакт с несовершеннолетним, что важно для установления обстоятельств совершения преступления и роли в нем несовершеннолетнего. С другой стороны - для несовершеннолетнего участие педагога является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер.

Педагогу, законному представителю и защитнику, которые участвуют в допросе, следует разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.

Допрос несовершеннолетнего должен быть произведен как можно быстрее после события преступления, чтобы исключить запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, актуальность безотлагательного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до начала допроса.

Выбор места допроса. Допрос свидетелей и потерпевших, а также находящихся на свободе обвиняемых и подозреваемых производится в кабинете следователя (дознавателя). Если подозреваемый (обвиняемый) задержан (содержится под стражей), его допрашивают обычно в изоляторе временного содержания (следственном изоляторе). Обстановка кабинета, где производится допрос, должна вызывать у несовершеннолетнего сугубо деловые ассоциации и настроение. Ничто не должно отвлекать его внимание: в кабинете не должно быть посторонних лиц, на стенах не должно быть никаких карт, фотографий и иных предметов, не относящихся к делу. Однако следователь (дознаватель) вправе, если признает это необходимым, произвести допрос и в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст. 187 УПК РФ). Такая необходимость может возникнуть, когда допрос должен быть произведен сразу после окончания обыска или иного следственного действия; если допрашиваемый затрудняется в изложении деталей события, не находясь на месте, где оно произошло; если состояние здоровья допрашиваемого исключает возможность явки его в кабинет допрашивающего. В последнем случае допрос производится с разрешения лечащего врача и чаще всего в его присутствии.

Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания.

Весьма важное значение имеет подготовка средств магнитной и особенно видеомагнитофонной (а сейчас возможно и цифровой) записи. Применение аудио- и видеозаписи, во-первых, может послужить средством изобличения во лжи, побудить к даче правдивых показаний, преодолеть отказ от дачи показаний, что приобретает особое значение при сговоре членов преступного сообщества или колебаниях потерпевших и свидетелей; во-вторых, сдерживает допрашиваемых от изменения показаний или отказа от них и является доказательством ложности их заявлений о незаконных методах воздействия при допросе.

Исходные данные определяют эффективность допроса. По своим источникам и содержанию они неоднородны. Во-первых, это данные, относящиеся к обстоятельствам расследуемого события: его механизму, месту, времени, участникам, их роли и действиям и т.п. Во-вторых, данные о личности допрашиваемого. Их объем и характер зависят от процессуального положения лица, обстоятельств дела, предмета предстоящего допроса и значимости показаний.

Готовясь к допросу, следователь (дознаватель) должен составить для себя достаточно полное представление о личности несовершеннолетнего, уровне его познаний, состоянии здоровья, характере, темпераменте, степени заинтересованности в деле, об отношениях с обвиняемым и другими участниками процесса. При исследовании личности несовершеннолетнего помимо установления возраста подлежат выяснению: а) его физическое и психическое состояние; б) уровень интеллектуального, волевого и нравственного развития; особенности его характера; в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Важно выяснить уровень его общего развития, т.е. способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют поведение несовершеннолетнего в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения несовершеннолетнего соответственно в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых; его поведение до и после совершения преступления, данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, его наклонностей и др.

При проверке состояния психического здоровья несовершеннолетнего следует иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический недуг, а их родственники, напротив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих врачей, истребование справок из психоневрологических диспансеров).

Изучение личности несовершеннолетнего, обладание необходимой о нем информацией помогает определить особенности, которые имел процесс формирования его показаний, предположить, какова будет линия его поведения на допросе, насколько устойчив он в отношении возможного воздействия заинтересованных в исходе лиц и можно ли ожидать от него изменения показаний в результате такого воздействия. Личные качества несовершеннолетнего и предполагаемая осведомленность его об исследуемых фактах помогут определить возможное его поведение на допросе и тактические приемы получения полных и достоверных показаний.

Итак, до вызова на допрос необходимо собрать подробные сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего (уровень развития, интересы, особенности характера, склонность к фантазированию, поведение в школе и дома, взаимоотношения с лицом, о котором он будет допрошен).

Вызов к следователю, дознавателю или в суд несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, не находящегося под стражей, производится через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ). В ч. 4 ст. 188 УПК РФ указано, что вызов на допрос несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет осуществляется через его законного представителя либо через администрацию его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос возможен, если только это вызвано обстоятельствами дела. При необходимости участия в допросе законного представителя или близкого родственника несовершеннолетнего в повестку включается предложение о его явке вместе с вызываемым.

Вызов на допрос осуществляется повесткой, телеграммой, телефонограммой с указанием, кто, в качестве кого вызывается, куда, к кому и когда (день и час) надлежит ему прибыть, указываются последствия неявки. По тактическим соображениям (например, чтобы сохранить в тайне факт вызова на допрос) следователь (дознаватель) может лично или через нарочного пригласить лицо, подлежащее допросу. Здесь следует учитывать возможность (а то и неизбежность) огласки, опасность воспрепятствования явке допрашиваемого и даже его ликвидации после того, как становится известным, что он оказался в поле зрения правоохранительных органов. Само собой, речь идет об обеспечении безопасности лица, вызываемого на допрос, но не только об этом. Способ вызова также бывает элементом тактической задачи. То же можно сказать и о выборе места допроса, например, когда из тактических соображений сам факт допроса и его содержание намеренно доводят до определенных лиц.

Наконец, при подготовке к допросу составляется план допроса в соответствии с общим планом расследования по делу и с учетом собранных к моменту допроса судебных доказательств.

В подготовке к допросу первостепенное значение имеет планирование допроса, четкое представление о намечаемой цели его, об обстоятельствах, подлежащих выяснению, и тактических приемах, направленных на получение достоверной информации. Без ясной, заранее намеченной цели допрос не даст желаемого эффекта и в результате возникает необходимость в повторном допросе.

Важно определить очередность допроса, если по одним и тем же обстоятельствам предполагается допросить нескольких несовершеннолетних. Первыми рекомендуется допрашивать лиц, от которых вероятнее всего можно получить правдивые и наиболее полные показания. При этом следователь (дознаватель) исходит не только из осведомленности допрашиваемого в материалах дела, но и из его личностной характеристики, процессуального положения и взаимоотношений с другими участниками процесса.

План допроса может быть устным или письменным (кратким, сжатым, предусматривающим лишь перечень вопросов, или развернутым). План допроса составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать перечень подлежащих установлению обстоятельств, имеющихся по ним доказательств и формулировки основных вопросов, а также тех, которые связаны с информацией, полученной из оперативных источников. В отношении последних в плане целесообразно предусмотреть момент, когда их лучше задать, что должно этому предшествовать и какие на случай непредвиденных осложнений должны быть приняты меры для сохранения в тайне источника информации.

Важно заранее смоделировать ход предстоящего допроса, предусмотреть возможное поведение допрашиваемого. В случае дачи заведомо ложных показаний или при добросовестном заблуждении бывает необходимо предъявить допрашиваемому какие-то из имеющихся в деле доказательств. Готовясь к допросу, следователь (дознаватель) производит отбор таких доказательств, определяет порядок их использования и предъявления допрашиваемому.

При планировании следует учитывать, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо запланировать перерывы по 5-10 мин. через каждые 20-40 мин. допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого. Нельзя затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо суждениями следователя.

Кроме того, при решении вопроса о времени допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователю нужно помнить, что производство допросов в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Перечень таких случаев в законе не приводится, тем не менее ясно, что ночной допрос возможен, когда речь идет, например, о немедленном задержании опасного преступника, в связи с чем необходимо выяснить его личность или приметы. Изучение материалов следственной практики выявило факт встречающихся нарушений указанного требования закона. Так, несовершеннолетних свидетелей Д. и С. допрашивали после полуночи (соответственно, с 1 ч. 00 мин. до 1 ч. 25 мин. и с 1 ч. 30 мин. до 1 ч. 50 мин.), хотя никакой необходимости в этом не было.

Также не следует вызывать несовершеннолетних на допросы в утренние часы, когда они находятся на занятиях (если только допрашиваемый не учится во вторую смену - здесь следователю необходимо исходить из данных о его личности). В случаях, когда это не вызывается тактическими соображениями, подобный допрос нельзя признать оправданным.


. Тактические и психологические особенности проведения допроса в зависимости от ситуации

Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентированы в ст. 425 УПК РФ, потерпевшего или свидетеля - ст. 191 УПК РФ.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних определяются рассмотренными выше возрастными особенностями их психики, влияющими на характер восприятия, запоминания и воспроизведения проверяемых событий на допросе. При выборе тактических приемов надо учитывать недостаточный уровень развития несовершеннолетнего, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазированию.

Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допрашиваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию).

Внушение - психическое воздействие одного человека на другого - имеет место в основном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неоднократных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению подвержены дети. Внушаемость усиливается с ростом доверия, уважения к собеседнику или допрашивающему. Поэтому лицо, производящее допрос, не должно применять использование наводящих вопросов, а также внушающего воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответом.

Использование в ходе допроса наводящих вопросов не только опасно для установления истины по делу, но и аморально. Наводящие вопросы действуют внушающее на допрашиваемого, поскольку уже в своей формулировке содержат желательный для допрашивающего ответ. А поскольку несовершеннолетние наиболее подвержены внушающему воздействию со стороны взрослых, запрет использования наводящих вопросов в ходе их допроса особенно актуален.

Тем не менее изучение следственной практики показывает факт частого нарушения означенного требования. Так, в ходе допроса несовершеннолетнему П. - потерпевшему по одному уголовному делу - следователем был задан следующий вопрос: «В. на момент избиения вас и похищения кроссовок находился в нетрезвом состоянии?». Отметим, что это не простое уточнение, поскольку сам потерпевший П. в ходе свободного рассказа ничего подобного не показал. Также непонятно (во всяком случае, исходя из информации, содержащейся в протоколе допроса), что могло побудить следователя спросить у П.: «Что у вас еще забрал вопреки вашей воле В.?».

Помимо наводящих, запрещается задавать улавливающие и безнравственные вопросы.

У детей склонность к фантазированию особенно резко выражена. Физиологическая основа воображения (фантазии) состоит в оживлении образовавшихся временных нервных связей и преобразовании их в новые сочетания. Элементы воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактеризовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы восприятия фантазированием. Учитывая это, лицо, производящее допрос, должно путем постановки контрольных вопросов выяснять источники осведомленности допрашиваемого о сообщенных им фактах и условиях их восприятия, уточнять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изложил свое умозаключение.

Влияние указанных выше факторов на формирование показаний велико, и лицо, производящее допрос, должно в ходе допроса с максимальным вниманием оценивать получаемую от допрашиваемого информацию, своевременно менять тактические приемы, запланированные в ходе подготовки к допросу.

Несовершеннолетние обычно поверхностно и некритично воспринимают действительность, порой бывают не способны правильно оценивать поступки людей и меру грозящей им опасности. В то же время для них характерны яркость впечатлений и прочное удержание в памяти новых, интересных и необычных событий. Детская непосредственность и бесхитростность, искренность и простота иногда позволяют легче, чем при допросе взрослых, выявлять элементы лжи в их показаниях.

Для успешного проведения допроса лицо, производящее допрос, должно четко представлять себе психологический процесс формирования показаний.

Психологи отмечают, что на формирование показаний влияют опыт человека, его знания, представления о конкретном предмете и другие факторы. Большинство людей в основном правильно воспринимают действительность, хотя нередки случаи одностороннего восприятия и искаженного представления о воспринятом. Формирование показаний складывается из восприятия, запоминания и воспроизведения фактов на допросе.

На формирование показаний в стадии воспроизведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы, в частности: 1) психоэмоциональное состояние допрашиваемого в момент воспроизведения (взволнован или спокоен и т.д.). Благоприятствует воспроизведению уравновешенное психическое состояние допрашиваемого, что в свою очередь зависит от таких объективных факторов, как спокойная, неотвлекающая обстановка допроса, правильное поведение допрашивающего лица, деловой тон его разговора и др.; 2) действие так называемой защитной доминанты, которая наиболее часто проявляется у обвиняемых и подозреваемых, хотя не исключается также при допросе свидетелей и потерпевших. Иногда допрашиваемый, желая давать правдивые показания, тем не менее старается придать своему поведению более благовидную окраску; 3) темперамент и характер допрашиваемого.

Особенности эмоциональной возбудимости и общей подвижности человека (сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика) не только влияют на восприятие и запоминание, но должны учитываться и в момент воспроизведения факторов и явлений при допросе. С меланхоликом следует быть особенно терпеливым и настойчивым. Быстрая смена настроений у сангвиника позволяет избрать наиболее благоприятный момент для выяснения интересующих вопросов. Склонность к быстрым взрывам у людей с холерическим темпераментом обязывает допрашивающего быть внимательным и предупредительным.

Немаловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера несовершеннолетнего (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.).

Правильность и четкость воспроизведения отложившейся (восстановленной) в памяти информации во многом зависит от способности допрашиваемого правильно излагать свои мысли, отбирать для этого соответствующие содержанию языковые средства. При необходимости следует уточнить значение употребляемой допрашиваемым лексики, уяснить смысл интонации, мимики, жестикуляции, акцента на отдельных словах и выражениях.

Перед началом допроса допрашивающий разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу.

На подготовительной стадии следователь (дознаватель) должен установить с допрашиваемым психологический контакт: расположить к себе несовершеннолетнего, преодолеть его недоверие и отчуждение, вызвать на откровенный разговор. Установлению необходимого «контакта» способствует порой отвлеченная беседа на интересную для несовершеннолетнего тему (о книгах, спорте, любимых занятиях, друзьях). Допрос малолетнего свидетеля дошкольного возраста можно начать с любимой для него игры.

Не секрет, что подросток всегда пытается найти какой-то образец для подражания, пример, которому он мог бы следовать. Поэтому крайне важно, чтобы несовершеннолетний свидетель или потерпевший в лице следователя (дознавателя) увидел не только специалиста высокой квалификации, но и человека широкой эрудиции, разбирающегося в таких областях человеческой деятельности, которые близки допрашиваемому (например, спорт, музыка). Однако установление общности возможно лишь в том случае, если следователь действительно питает интерес к той или иной проблеме, разбирается в ней, знает ту или иную сторону жизни и т.д. В противном случае желание следователя (дознавателя) установить контакт подобным образом может привести его к прямой лжи и лицемерию, что, несомненно, обнаружит допрашиваемый. Целесообразнее в подобных случаях проявить интерес к той области, о которой говорит несовершеннолетний, и если следователь (дознаватель) не знаком с ней (недостаточно глубоко ее знает), сказать об этом допрашиваемому. Такое поведение следователя (дознавателя), свидетельствуя о вдумчивом отношении его к жизни и занятиям несовершеннолетнего, скорее позволит установить с ним контакт.

Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы.

Форма свободного изложения показаний предпочтительнее по сравнению с вопросно-ответной формой, так как она в большей степени обеспечивает достоверность показаний. Однако рассчитывать на исчерпывающее, последовательное и логичное изложение несовершеннолетним, а тем более малолетним своих показаний нельзя. Их свободный рассказ обычно весьма отрывочен, непоследователен и сбивчив. Лицу, производящему допрос, приходится помогать допрашиваемому восстанавливать утерянную нить изложения, предостерегая себя при этом от случайных подсказок, чрезмерной настойчивости, внушения и наводящих вопросов. Слишком «гладкое», стройное, похожее на заученный урок изложение показаний должно настораживать. Такие показания, как правило, ложны и даются несовершеннолетним под воздействием заинтересованных лиц. Тогда необходимо выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он обсуждал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли ему кто-либо ответы на вопросы следователя.

Допрашивающему надо внимательно следить за поведением несовершеннолетнего на допросе, чтобы оценить, застенчив он или запуган, обидчив или боязлив, откровенен или скрытен. Иногда несовершеннолетний под влиянием уговоров, запугивания или обмана взрослых, из-за боязни мести, нежелания первым «выдавать» своих соучастников, а иногда и совершенно бесцельно искажает реальные факты и события либо вовсе отказывается давать показания. В таких случаях необходимо терпеливо и доходчиво разъяснить ему опасность совершенного преступления и значение установления истины по делу.

Важную роль в получении от несовершеннолетнего полных и правдивых показаний имеет стадия ответов на вопросы. Содержание и направленность вопросов здесь зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.

Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и неполные показания, следователь задает уточняющие вопросы. При этом они должны быть четкими и доступными для понимания подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата могут привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными.

Задаваемые вопросы должны относиться к делу, формулироваться конкретно, понятно, грамотно, по форме и стилю должны соответствовать уровню развития и знаний допрашиваемого. Они не должны содержать в его адрес угроз и оскорблений, должны находиться в логической связи между собой, каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего. Вопросы, задаваемые несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными, краткими и конкретными. Если допрашиваемый недостаточно хорошо уяснил содержание вопроса, следует изменить его формулировку, упростить или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов.

Лицо, производящее допрос, также должно хорошо знать приемы разоблачения ложных показаний. Мотивами заведомо ложных показаний несовершеннолетних могут быть:

-личная заинтересованность, корысть, зависть;

-ложно понятое чувство дружбы и товарищества (по некоторым данным - 28,8%);

родственные отношения (до 38%);

хорошие взаимоотношения с обвиняемым или потерпевшим;

  • опасение обнаружить свои неблаговидные поступки.

Нередко побудительной причиной дачи таких показаний является подстрекательство лиц, заинтересованных в исходе дела.

Для разоблачения ложности показаний обвиняемого могут быть использованы следующие тактические приемы: 1) детализация показаний; 2) повторные допросы об одних и тех же фактах; 3) использование противоречий в показаниях, 4) использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем.

Несовершеннолетний, дающий ложные показания, обычно схематично излагает обстоятельства события. Это объясняется не только сложностью заполнения пробелов вымышленными деталями, но и сознанием, что детальные показания легче проверить. Поэтому несовершеннолетний иногда разоблачает себя тем, что оказывается не в состоянии детализировать свои ложные показания. Если он все же заполняет свои показания вымышленными деталями, повторные допросы его об одних и тех же фактах позволяют выявить неизбежные в таких случаях несоответствия одних показаний другим и разоблачить их ложность.

В обширной литературе по юридической психологии, криминалистике описано достаточно большое количество разнообразных методических приемов, используемых при разоблачении лжесвидетелей, в том числе несовершеннолетних. Следует подчеркнуть, что применяемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.

Для проверки версии о самооговоре необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушения, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.

Необходимо также установить, в состоянии ли был несовершеннолетний правильно воспринимать обстоятельства, о которых дает показания, выяснить его отношение к обвиняемому и потерпевшему, а также наличие факторов, могущих толкнуть его на путь лжесвидетельства, или, наоборот, подтверждающих его добросовестность и правдивость. Поэтому несовершеннолетний обязан ответить на вопросы, характеризующие его отношение к обвиняемому и потерпевшему, равно как ответить на другие вопросы, имеющие целью выяснить качество его показаний.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), впервые совершившего преступление, эффективно применение такого тактического приема, как опора на положительные свойства его личности. Практике известно немало случаев, когда следователи, умело используя решительность, честность, стремление быть первым и другие хорошие качества несовершеннолетних правонарушителей, получали от них полные и правдивые показания. Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показания.

Весь допрос следует вести в спокойной, уверенной манере, избегать грубых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допрашиваемого.

Оценивать и комментировать вслух ответы допрашиваемого, без надобности перебивать его, неуместно шутить в ходе следственного действия также нельзя.

У некоторых детей и в школьные годы сохраняются выраженные дефекты произношения, которых они начинают стыдиться примерно с 5 - 6 лет. Такие дети, как правило, быстро замыкаются, стараются прекратить разговор, если обнаруживают, что их недостаток замечен окружающими. Во время допроса не рекомендуется поправлять произношение несовершеннолетнего, переспрашивать его без крайней необходимости.

В общении с заикающимися детьми следователь должен избегать распространенной ошибки, состоящей в том, что слушатель договаривает слово, которое не может выговорить заикающийся ребенок. Это не помогает, а напротив, мешает допрашиваемому, подчеркивает его дефект, создает барьер в общении.

При допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших особенно) вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать с нейтральными либо вопросами, вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание по отношению к допрашиваемому. Об этом следует помнить прежде всего при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посягательствам или наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей.

Итак, допрос несовершеннолетнего - активное со стороны дознавателя, следователя, суда действие. Лицо, производящее допрос, - не регистратор сообщаемых ему сведений. Выслушивая допрашиваемого, оно критически оценивает их и применяет тактические приемы, направленные на получение от несовершеннолетнего достоверных показаний.

. Фиксация хода и результатов допроса

Основным средством фиксации показаний допрашиваемого является протокол допроса, составляемый в соответствии со ст.ст. 166, 167 и 190 УПК РФ. Следует отметить, что результаты даже самого успешного допроса не могут быть в дальнейшем использованы, если они не запротоколированы в установленном законом порядке. Любое следственное действие завершается составлением протокола. Нет протокола - нет и следственного действия, а значит, и доказательств. Именно в протоколе фиксируются показания допрашиваемого, даже если допрос стенографируется, записывается на магнитную ленту. Протокол является универсальным и наиболее надежным пока что средством фиксации фактических данных.

Протокол допроса составляется обычно по окончании устной беседы с несовершеннолетним. Если следователь, дознаватель в самом начале допроса приступает к протоколированию, это отвлекает и настораживает допрашиваемого. Поэтому рекомендуется вначале проводить допрос в устной форме, делая отдельные пометки на листке бумаги, а уже после того, как несовершеннолетний дал показания, перейти к составлению протокола.

Запись показаний в протоколе производится в первом лице и по возможности дословно. Желательно, чтобы протокольная запись показаний сохранила речевые особенности несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон.

В протоколе максимально полно должен быть отражен весь процесс допроса. Показания записываются в той последовательности, как их излагает допрашиваемый в свободном рассказе, а затем в ответах на поставленные вопросы. При этом фиксируются не только ответы, но и формулировки заданных ему вопросов. Правдивые показания допрашиваемый может дать не только тогда, когда он этого сам желает, но и под влиянием предъявленных ему доказательств. Ложные показания иногда даются на поставленные допрашивающим наводящие вопросы. Выявлено это может быть при объективном отражении в протоколе всего хода допроса, в том числе заданных вопросов.

Следователь, дознаватель может, уведомив допрашиваемого, применить звукозапись (ч. 4 ст. 190 УПК РФ). По сравнению с протоколированием она точнее и полнее воспроизводит не только смысловое содержание показаний, но и особенности интонации, акцента и семантики слов. Анализ записанного на аудионоситель допроса дает возможность более объективно оценить отдельные детали показаний, допускаемые допрашиваемым противоречия.

Проанализировав практику, можно сказать, что звукозапись целесообразно применять как в процессуальных, так и в организационно-тактических целях.

Свойство звукозаписи передавать не только содержание показаний, но также индивидуальные речевые особенности допрашиваемого используется в тактических целях. Допрашиваемые строже относятся к собственному поведению, следят за своей речью. Гораздо реже, чем в случаях фиксации их показаний только в письменном протоколе, они изменяют свои показания в судебном заседании. Это объясняется тем, что допрашиваемым трудно противоречить собственным звучащим показаниям.

Решая вопрос об использовании при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших аудио- и видеозаписи, следователь руководствуется не только правовыми, но и нравственными нормами. Указанный способ фиксации, достаточно полно и точно отражая речевые особенности допрашиваемых, позволяет к тому же на любом этапе расследования проверить правильность тактики получения показаний и, в частности, выяснить, не задавались ли несовершеннолетнему наводящие вопросы. Кроме того, наличие фоновидеограммы часто исключает необходимость последующих допросов и очных ставок, которые оказывают сильное травмирующее воздействие на психику не достигших 18 лет (особенно малолетних).

Из сказанного, однако, не следует, что звукозапись имеет какие-то процессуальные преимущества перед обычным письменным способом фиксации показаний. Не правы те, что считает, что, например, признание обвиняемого, записанное на соответствующий носитель, может иметь большую доказательственную силу, чем то же признание, зафиксированное обычным способом. Здесь, как и во всех других случаях, значение доказательства определяется, в первую очередь, его соответствием объективной действительности, а не способом закрепления.гда в процессе производства следственного действия применялись киносъемка, звуко- и видеозапись либо составлялись чертежи, рисунки, диаграммы, планы и схемы, в протоколе обязательно нужно отражать, какие именно технические средства применялись, условия и порядок их использования, а также полученные результаты. Кроме того, в протоколе должно быть отмечено, что перед применением технических средств об этом был уведомлен допрашиваемый и все иные лица, участвующие в производстве допроса. Результаты применения названных технических средств - киноленты, фонограммы допроса, кассета либо диск видеозаписи, чертежи, рисунки, диаграммы, планы и схемы - прилагаются к протоколу допроса.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому несовершеннолетнему для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.

Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола. Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном ст. 167 УПК РФ.

По окончании допроса с протоколом вправе знакомиться защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Он может сделать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ). Таким же правом обладает педагог или психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, причем это право следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

Указанными правами защитник, а также педагог или психолог обладают и в суде при допросе несовершеннолетнего подсудимого (ч. 6 ст. 425 УПК РФ). Отметим, что в судебном следствии до начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись (ч. 2 ст. 280 УПК РФ).

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе знакомиться с протоколом допроса, в котором они принимали участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (п. 4 ч. 2 ст. 426 УПК РФ).

Итак, в соответствии со ст. 190 УПК РФ ход и результаты допроса несовершеннолетнего отражаются в протоколе допроса, составленном с учетом общих правил составления протокола следственного действия, предусмотренных ст. 166 и 167 УПК. При этом учитываются особенности допроса как следственного действия.

Заключение

Допрос несовершеннолетнего имеет существенные процессуальные, тактические и психологические особенности по сравнению с допросом взрослого. Особый порядок производства дел о несовершеннолетних, в т.ч. допросов несовершеннолетних, основывается на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав.

Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:

а) меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта;

б) слабой способностью к сосредоточенному вниманию;

в) повышенной внушаемостью;

г) меньшим развитием аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;

д) тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого;

е) эмоциональностью суждений и действий.

) Решить вопрос о месте допроса.

) Определить день и время допроса.

) Получить информацию о личности несовершеннолетнего.

) Определить круг участников допроса (педагог, родители, законные представители несовершеннолетнего, защитник).

) Побеседовать с участниками предстоящего допроса для разъяснения их роли в следственном действии, определения особенностей психологии допрашиваемого, характера взаимоотношений несовершеннолетнего с другими лицами, проходящими по делу.

) Составить план допроса несовершеннолетнего. При этом необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать. Вопросы должны быть понятными и точными.

Вызов к следователю, дознавателю или в суд несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, не находящегося под стражей, производится через его родителей или других законных представителей. А если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ).

Одной из неотъемлемых гарантий законных прав несовершеннолетнего является участие в следственных действиях его родителей или законных представителей. Участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу регламентировано ст. 426 УПК РФ (в судебном заседании - ст. 428 УПК РФ).

При допросе несовершеннолетнего, как и в ходе всего предварительного следствия, начиная с задержания несовершеннолетнего или с момента предъявления обвинения, участие защитника обязательно. Если обвиняемый, его родители, опекуны, попечители не пригласили адвоката, участие защитника обязан обеспечить дознаватель, следователь или суд (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). При этом отказ несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от защитника для дознавателя, следователя и суда не обязателен (ч. 2 ст. 52 УПК РФ).

Получение полных и правдивых показаний несовершеннолетнего возможно лишь в условиях применения допрашивающим лицом наиболее эффективных в данной ситуации тактических приемов. Избранные допрашивающим тактические приемы допроса должны соответствовать как общим требованиям, так и особенностям личности несовершеннолетнего.

Тактические и психологические особенности допроса несовершеннолетних основываются на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав. Данные особенности направлены в первую очередь на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Прежде всего, следует помочь подростку в определении предмета свободного рассказа и всего допроса. По возможности нельзя прерывать речь допрашиваемого. При необходимости нужно акцентировать внимание на отдельных сторонах обстоятельств преступления. Не допустима постановка наводящих вопросов.

Фиксировать сведения следует после завершения рассказа несовершеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспроизведению событий).

Допрос несовершеннолетнего, как и все расследование в целом, должен быть направлен на всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела.

Список литературы

1.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990. - С. 32-53.

2.Конвенция о правах ребенка, принятая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году // Международные акты о правах человека: Сборник документов. - М., 1998. - С. 31-38.

.«Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних». Приняты 29.11.1985 Резолюцией ООН 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для российских судей. - М., 1999. - С. 66-71.

4.Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы // [Электрон. рес-с]. Режим доступа: www.un.org, свободный.

5.Конституция Российской Федерации. Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

6.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

7.Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. (в последующ. ред.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в последующ. ред.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

.Баев О.Я. Основы криминалистики: Курс лекций. - М., 2001.

.Баженов В.Б. Применение специализации в раскрытии и расследовании преступлений несовершеннолетних // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №5.

.Богуш Г.И. Преступность несовершеннолетних. Криминология: Учеб. пособие / Г.И. Богуш [и др.]; Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - М., 2007.

.Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - №3.

.Лобусев Р., Евсюкова Е.В. Допрос несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых // Закон и право. - 2007. - №10.

.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М., 1975.

.Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. - М., 1990.

.Миньковский Г. М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология. Под ред. В.Г. Звирбуля и др. - М., 1979.

.Михайлов Ю.М. Допрос и очная ставка // Криминалистика / П/р Е.П. Ищенко.- М., 2000.

.Морев М.В. Состояние и динамика преступности несовершеннолетних // Проблемы развития территории. - 2011. - Т. 54. - №2.

.Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. - М., 2003.

.Офёркина О.А. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников преступных групп // Аспирант и соискатель. - 2011. - №3.

.Пахомов С.Н. Психологические особенности допроса свидетелей // Юридическая психология. - 2007. - №3.

.Печерский В.В. Типовые программы допроса на предварительном и судебном следствии. - М., 2005.

.Полищук Д.А., Парфентьев А.В. Психологические особенности общения при допросе // Прокурорская и следственная практика. - 2002. - №1-2.

.Порубов Н.И. Допрос на предварительном следствии // Публичное и частное право. - 2010. - №2.

.Репин А.В. К вопросу о понятии «тактического приема» допроса // Адвокатская практика. - 2007. - №5.

.Реуцкая И.Е., Бродченко О.И. Психологические особенности допроса несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. - 2008. - №3.

.Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М., 2011.

.Степанова А.А., Файрушина Р.Д. Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей Правовое государство: Теория и практика - 2011. - №24.

.Сычев А.А. О форме предварительного расследования преступлений несовершеннолетних Российский следователь. - 2009. - №5.

.Тактика аудиозаписи и видеосъемки при производстве следственных действий. Учебно-практическое пособие Приказчиков В.П., Резван А.П., Пухов Е.И., Жувалов Н.В. - М., 2002.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!