:
) Рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Калужской области (далее - заявители), на нарушение органами государственной власти Калужской области, иными государственными органами, образуемыми в соответствии с Уставом Калужской области (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные должности Калужской области, прав и свобод человека и гражданина, а также иные виды обращений в порядке, установленном законодательством;
) Принимает меры по фактам нарушения органами государственной власти Калужской области, государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные должности Калужской области, прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;
) Проводит мониторинг соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области;
) Составляет ежегодный доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области и о деятельности Уполномоченного;
) По собственной инициативе составляет специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области;
) Ведет личный прием граждан по вопросам, относящимся к его компетенции;
) Разъясняет гражданам формы и способы защиты своих прав и свобод;
) Осуществляет деятельность по правовому просвещению населения Калужской области по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, в том числе организует и проводит различные мероприятия (круглые столы, конференции, конкурсы, семинары-практикумы, правовые лектории, форумы, фестивали, слеты), осуществляет подготовку, издание и распространение материалов просветительской направленности;
) Привлекает в установленном порядке для осуществления мониторинга, экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав и свобод человека и гражданина, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
) Осуществляет иную деятельность, направленную на защиту прав человека и гражданина в соответствии с законодательством.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Калужской области регламентирована региональным законом. Она дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции соответствующих органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
По вопросам своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Калужской области вправе:
) беспрепятственно посещать все органы государственной власти Калужской области, государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения, расположенные на территории Калужской области, в установленном порядке;
) получать разъяснения должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих Калужской области по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими, муниципальными служащими Калужской области проверку деятельности органов государственной власти Калужской области, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц Калужской области по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
) поручать компетентным государственным учреждениям Калужской области проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный по правам человека пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Калужской области, государственных органов, органов местного самоуправления, а в установленном законодательством Российской Федерации порядке и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, расположенных на территории Калужской области.
Деятельность Уполномоченного это внесудебная форма разрешения конфликта гражданина и власти.
Основной инструмент Уполномоченного - подготовка заключений и дача рекомендаций органам власти для восстановления нарушенных прав граждан.
Уполномоченный по правам человека в Калужской области рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Калужской области иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Калужской области, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Калужской области, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих Калужской области, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным органам государственной власти Калужской области, государственным органам, должностным лицам и органам местного самоуправления Калужской области за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
Деятельность Уполномоченного осуществляется по трем основным направлениям: рассмотрение обращений граждан и содействие восстановлению нарушенных прав, совершенствование законодательства и правовое просвещение.
) Рассмотрение обращений граждан и принятие мер к восстановлению нарушенных прав.
Это является главным направлением деятельности Уполномоченного.
В 2009 году к Уполномоченному поступило 3179 обращений (+ 608 к 2008 году).
В 2010 году Уполномоченным и его сотрудниками на соответствующий период рассмотрено еще большее обращений. Активизирована работа по выездам в муниципальные районы, на места, чтобы дать возможность жителям калужской глубинки лично пообщаться с Уполномоченным. На 1 июня 2010 г. Уполномоченный провел прием в 16 муниципальных районах области.
В результате обращений Уполномоченного значительное число вопросов граждан было разрешено без судебного разбирательства.
) Совершенствование законодательства Калужской области по вопросам прав и свобод и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами федерального и международного права.
Сотрудники аппарата Уполномоченного активно участвуют в разработке областных нормативных правовых актов в составе рабочих групп различных министерств и ведомств.
Так, 13.02.2009 Уполномоченным в адрес председателя Законодательного Собрания П.Ф. Каменского и министра по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области Г.М. Донченковой были направлены предложения по совершенствованию Закона Калужской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калужской области по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству".
На сессии Законодательного Собрания Калужской области 26 марта 2009 года Уполномоченный активно участвовал в обсуждении закона "О внесении изменений в Закон Калужской области "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг". Вопросы, поставленные Уполномоченным, касались соблюдения прав указанных категорий лиц при изменении механизма расчета средств, выделяемых им на приобретение (строительство) жилья.
В Государственную Думу Федерального Собрания РФ Уполномоченный направил свои предложения для внесения изменений в федеральное законодательство, касающихся вопросов посещения изоляторов временного содержания региональными уполномоченными.
В адрес министерства юстиции РФ Уполномоченным были направлены предложения по развитию форм оказания бесплатной юридической помощи в субъектах РФ, в том числе в калужском регионе.
В 2010 году Уполномоченным внесено два вопроса для рассмотрения на сессии Законодательного Собрания Калужской области.
) Правовое просвещение населения области по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Основными формами работы Уполномоченного в сфере правового просвещения являются:
консультирование граждан, в том числе из других субъектов Российской Федерации и стран, с помощью официального сайта Уполномоченного, который по рейтингу посещаемости стабильно занимает ведущее место среди официальных сайтов органов власти Калужской области;
издание и распространение журнала Уполномоченного "Права человека", различных памяток, буклетов, брошюр, справочников, календарей, иных изданий и публикаций;
регулярное размещение правовой информации, материалов, статей, интервью в средствах массовой информации области;
проведение круглых столов, семинаров, конференций лекций, бесед, встреч с различными категориями населения;
реализация совместных с органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, иными учреждениями и организациями соответствующих мероприятий, программ, проектов;
развитие институтов помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях области и уполномоченных по правам учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Законом Калужской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" установлено, что основным средством взаимодействия Уполномоченного с органами власти различного уровня являются ежегодные доклады Уполномоченного, специальные доклады, которые включают в себя оценку ситуации по результатам мониторинга соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также рекомендации по устранению имеющихся нарушений прав и свобод человека и гражданина в Калужской области.
Взаимодействие с властными структурами различного уровня и их должностными лицами не исчерпывается изданием доклада и получением реакции на рекомендации, замечания Уполномоченного. Наиболее плодотворными формами взаимодействия являются повседневное сотрудничество, совместная работа по развитию государственных гарантий прав человека, профилактике их нарушений, повышению качества жизни населения региона.
Важным условием повышения эффективности взаимодействия Уполномоченного с органами местного самоуправления является деятельность общественных помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях области. В настоящее время, на основании представлений глав администрации муниципальных районов области, помощники Уполномоченного назначены в десяти муниципальных образованиях области.
Заключение
В результате существенно усилилась социальная направленность областного бюджета. Принято большое количество нормативных правовых актов, прямо или косвенно улучшающих жизнь населения региона, укрепляющих их социально-экономические права.
В 2010 году наметились существенные сдвиги в развитии правового просвещения населения Калужской области. Областная целевая программа правового просвещения способствует объединению усилий органов власти всех уровней, иных объединений и учреждений, повышению правовой грамотности населения. Проводимый Уполномоченным мониторинг соблюдения прав человека, анализ обращений граждан, обсуждение актуальных вопросов на конференциях, семинарах, круглых столах позволяют заключить, что в Калужской области в имеющихся финансово-экономических условиях достигнут удовлетворительный уровень обеспечения прав человека. Вместе с тем необходимо отметить и ряд застарелых, системных проблем соблюдения прав человека на территории региона. В 2010 году в Калужской области системными нарушениями прав граждан в жилищной сфере являлись:
) нарушения прав граждан на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которые допускаются органами местного самоуправления.
Необходимо принятие эффективных совместных мер, как со стороны муниципалитетов, так и региональных властей для решения данной проблемы и обеспечения законных прав граждан.
) нарушения прав граждан со стороны управляющих и обслуживающих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и их обслуживание на территории Калужской области.
1) Конституция РФ. СПб, ООО «Виктория плюс» 2011.
) А. Н. Кокотов "Конституционное право России" М. 2007.
3) www.ombudsman.kaluga.ru <http://www.ombudsman.kaluga.ru>
) Бегаева А.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. - Москва, 2006 г.