Гражданское общество. Понятие, структура, функции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданское общество. Понятие, структура, функции

Московский Финансово-Юридический Университет

Факультет: Информационных технологий

Кафедра: Государственно-правовых дисциплин








Курсовая работа

По дисциплине: Теория Государства и Права

На тему: "Гражданское общество. Понятие, структура, функции"


Автор работы:

Мытенкова А.А.

Научный руководитель:

Веремьёв Василий Николаевич





2012 г

Оглавление

.Гражданское общество: Определение гражданского общества

.1Понятие гражданского общества

1.2Научные концепции гражданского общества

2.Условия возникновения и функционирования гражданского общества

.1Структура и основные элементы

.2Функции гражданского общества

.3Формы гражданского общества

. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России

Введение

Гражданское общество возникает в процессе отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни. В моей работе я постараюсь раскрыть характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Исследую причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции. Воссоздам целостную картину гражданского общества. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом.

Семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, базис государства.

Каким путем пойдет развитие государства - во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Я постараюсь разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем обстоятельством, что современная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развития государства. Отмечается несовершенство системы государственной власти и гражданского общества.

Наконец, весьма широко распространена и даже господствует точка зрения о том, что в России никогда не будет настоящего гражданского общества. По моему мнению, в России, несмотря на все трудности было гражданское общество есть.

Цель курсовой работы - исследовать понятие гражданского общества, рассмотреть научные концепции гражданского общества, обосновать структуру общества и её основные элементы, выявить формы его формы и функции, провести анализ перспектив развития гражданского общества в России.

Предметом гражданского общества является конституционно-правовое исследование, закономерности его формирования. Объектом - исследование политических, правовых, культурных взаимоотношений между членами общества, основанных на правах личности.

Методологической базой курсовой работы является общие и специальные научные методы, выступающие в качестве инструментов исследования, примененные в области теории государства и права.

При написании курсовой работы использовались работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по использованной проблеме, таких как Г. Гегель, Ж-Л. Кермонн, Т. Гоббс и Дж. Локк, К. Маркс, а также нормативно-методические материалы.

1. Определение гражданского общества

1.1 Понятие гражданского общества

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов.

Свобода личности становится основой и сущностью демократического общества, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу - исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.

Между понятием "гражданское общество" и понятием "общество" есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным "гражданское", стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод.

Сам термин "гражданское общество" употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой взаимоотношение свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество характеризуется раскрепощением индивидов, их превращением из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Гражданское общество - это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно сформировывается по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Гражданское общество появляется с начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.

В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости, недопустимости произвола и насилия. Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах.

Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей требует согласования устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство с помощью управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, "гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства".

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

.2 Научные концепции гражданского общества

Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей Нового времени. Возникнув в середине ХVII в. в Европе, понятие "гражданское общество" породило несколько концепций. Однако оно неизменно рассматривается в противопоставлении понятию "государство".

Либеральная трактовка гражданского общества восходит ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие "гражданского общества" было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Человек в "диком", "природном" состоянии, не знающий ни цивилизации, ни государства, развивается в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественным началом общества и жизни человека становятся не природа, а цивилизованность, т. е. способность человека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было признано условием удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появилось в результате процессов дифференциации различных сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной), в рамках которых происходит удовлетворение повседневных потребностей индивида.

Отношения между государством и гражданским обществом строились на договорной основе. По своей сущности эти отношения были цивилизованными, поскольку государство и гражданское общество вместе создавали условия для удовлетворения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов. Государство охраняет неотчуждаемые права граждан и с помощью власти ограничивает природную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство; а гражданское общество сдерживает стремление власти к господству.

Другую традицию представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось движущей силой прогресса, а государство. Гражданское общество и индивид были подчинены государству, ибо именно государство преобразовывает отдельные группы индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Государство обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Опасность существования государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.

Отвергая тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу, К. Маркс рассматривал последнее фундаментом глобального общества, а жизнедеятельность индивидов - решающим фактором исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. Гражданское общество представляет собой совокупность материальных отношений индивидов.

Возможность преодоления разрыва между гражданским обществом и государством в условиях капитализма К. Маркс видел в создании нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностные начала полностью растворятся в коллективном.

На практике социалистическое государство подчинило себе общественную собственность и лишило гражданское общество его экономической основы. На базе государственной собственности возник новый политический класс - партийная номенклатура, который не был заинтересован в формировании автономной и свободной личности, а следовательно, и зрелого гражданского общества.

Взаимоотношения государства и гражданского общества зависят от зрелости последнего: если гражданское общество примитивно, то государство является его "внешней формой"-говорил А.Грамши. Государство может уничтожить гражданское общество и выступить единственным инструментом власти. И лишь в условиях зрелого гражданского общества, как на Западе, его отношения с государством имеют сбалансированный характер. Следовательно, анализ концепций гражданского общества позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, долгое время в политической науке понятия "государство" и "гражданское общество" не различались, использовались как синонимы. Однако, начиная с середины ХVII в., процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под государственной власти, связи автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами вывели две тенденций в историческом развитии: с одной стороны, стремления индивида к свободе и, как следствие, нарастания спонтанности и стихийности в социальном развитии, что в политической науке отразило понятие "гражданское общество", а с другой стороны, потребности в упорядочении конфликтов в социальных взаимодействиях, что отразило понятие "государство". Чаще всего государство и гражданское общество противопоставлялись друг другу.

Во-вторых, гражданское общество приходит на смену традиционному, феодальному обществу. В западной политической науке доминируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает гражданское общество как социальную группу, обозначающую пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом.

Во второй интерпретации гражданское общество предстает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность цивилизации обусловлена балансом трех сил: раздельных институтов власти, гражданского общества и автономной личности. В качестве основы была признана идея прогресса, выраженная в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского общества и государства.

В-третьих, современная интерпретация рассматривает гражданское общество как сложную систему невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

Таким образом, если рассмотреть современное гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Правовой характер гражданского общества, его соответствие высшим требованиям справедливости и свободы является первой важнейшей характеристикой такого общества. Эта особенность гражданского общества воплощается в общеобязательных требованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный фактор, упорядочивающий деятельность людей, коллективов и организаций.

Вторая качественная характеристика гражданского общества носит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного поля реализации частных интересов, независимых от государственной власти, но достижение высокого уровня самоорганизации, общества. Основные функции по налаживанию совместной деятельности членов гражданского общества в отдельных сферах (предпринимательства и других форм экономической деятельности, семейных отношений, личной жизни и т. п.) должны самим обществом на подлинно демократических, самоуправленческих началах. Общество, достигая нового уровня своего развития, приобретает способность самостоятельно, без вмешательства государства осуществлять соответствующие функции. И в этой части уже не государство поглощает общество, устанавливая тотальные государственные формы руководства и контроля за развитием соответствующих сфер, а возникает преимущество гражданского общества над государством.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью функционирования гражданского общества является обеспечение оптимального, сочетания частных и общественных интересов. Удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где государство приобретает характер социального государства. Всеохватывающая сеть различных добровольных ассоциаций граждан, творческих и кооперативных объединений, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

2. Условия возникновения и функционирования гражданского общества

2.1 Структура и основные элементы

Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные и другие объединения).

. Экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, религиозные и другие негосударственные отношения: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

Во-первых, экономическая организация гражданского общества - это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный "компонент" экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.

Третий структурный элемент гражданского общества - его общественно-политическая организация. Демократизм гражданского общества как гарантия свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы самоорганизации. Общество самореализуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой гражданского общества является многопартийность. Важным условием обеспечения политического плюрализма гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации.

Это, однако, не означает, что свобода личности и правовое положение гражданина, тождественные понятия. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны свободой личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных для общества или для самого человека областях меру свободы определяет само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.

При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество - социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека и гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.

2.2 Функции гражданского общества

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе "сдержек и противовесов", стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

.3 Формы гражданского общества

Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями.

Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за переведение конкретного направления политики несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан.

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:

) в свободной самодеятельности граждан;

) в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;

) в развитии негосударственных общественных отношений - семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и других. Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.

Первый уровень межличностных отношений в гражданском обществе связан с удовлетворением базовых (первичных) потребностей в пище, одежде, жилье и т. д., обеспечивающих жизнедеятельность индивидов; они удовлетворяются благодаря производственным отношениям. Эти потребности реализуются через такие общественные институты как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации (например, частные предприятия, акционерные общества, потребительские ассоциации, профессиональные объединения врачей, преподавателей, строителей и др.).

Второй уровень межличностных отношений связан с потребностями в продолжении жизни, поддержании здоровья, воспитании детей, духовно-культурном совершенствовании, религиозной вере, информации, общении и т. д. Они образуют комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные формы взаимодействий. Потребности этого уровня реализуются через такие институты, как семья, церковь, образовательные, научные учреждения, творческие, спортивные союзы, СМИ, учреждения культуры и др.

Высший, третий уровень межличностных отношений связан с политическим участием, с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Данный уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью политических партий, движений, групп интересов, групп давления и т. д. Современное гражданское общество различных стран мира состоит из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Гражданское общество включает добровольные ассоциации граждан, творческие и корпоративные объединения, религиозные, общественные организации и союзы, которые отражают разнообразные социальные, групповые интересы. Эти организации и объединения имеют собственные механизмы саморегуляции и самоуправления, позволяющие им функционировать без вмешательства государства. Гражданское общество способствует самодеятельности граждан, реализации творческого потенциала личности, так как только свободный человек может созидать, экспериментировать, творить. Рассматривая структуру гражданского общества, выделяют три его основные сферы: экономическую, социально-политическую и духовную. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются: индивидуальные формы экономической активности; коллективные хозяйства, кооперативы, частные предприятия и акционерные общества (промышленные, торговые, финансовые и др.); отраслевые союзы и ассоциации (союзы нефтяников, газовиков, промышленников и предпринимателей, ассоциации банков и др.). Иными словами, это все формы и виды предприятий и организаций, которые созданы гражданами в области хозяйственно-экономической деятельности на основе добровольного объединения, по собственной инициативе, без участия государства. Исключение составляют государственные унитарные предприятия. Отношения конкуренции, баланса и интеграции интересов устанавливаются на основе действия законов свободной рыночной экономики. Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя: различные формы общественно-политической активности граждан (митинги, собрания, демонстрации); общественные, политические организациии движения (профсоюзы, общества для оказания содействия социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения, партии и др.); органы общественного (местного) самоуправления; негосударственные средства массовой информации. Ее традиционными элементами являются: семья, социальные группы и общности. В этой сфере реализуются такие важные функции гражданского общества, как формирование и выражение общественного мнения, выработка общепринятых норм и ценностей, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, самоорганизация социальных общностей, оказание взаимопомощи на основе солидарности граждан. Духовная сфера гражданского общества непосредственно связана с нравственно-духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. В этой сфере к элементам гражданского общества следует отнести наличие таких важнейших прав и свобод как свобода совести и слова. Их реализация выражается, прежде всего, в творческой самодеятельности и саморазвитии отдельных людей, их реальной возможности развивать собственные идеи и концепции, публично высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Эта сфера включает также деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, культурных, духовных, образовательных и других организаций, объединений, союзов, ассоциаций, сообществ (например, союзы писателей, художников, композиторов; научные сообщества; культурные и просветительские организации; негосударственные образовательные учреждения; церковь, религиозные организации и духовные движения).

Такова структура гражданского общества, рассматриваемая в соответствии с основными сферами общественной жизни. Однако необходимо обратить внимание еще на два важных обстоятельства, которые тесно связаны друг с другом. Во-первых, хотя структура гражданского общества несет на себе отпечаток основных сфер деятельности людей и существующего социально-классового деления общества, сама по себе она складывается в результате взаимодействия свободных (суверенных, автономных) субъектов гражданского общества. Гражданское общество основано на балансе их интересов, поэтому первостепенное значение при характеристике его структуры принадлежит функциональному анализу, который позволяет раскрыть указанный характер объединения людей в сообщества, характер их членства в такой специфической человеческой общности как гражданское общество. С этим связано второе важное обстоятельство. Структура гражданского общества имеет по преимуществу горизонтальный характер. В отличие от государства, в нем преобладают не вертикальные связи, а горизонтальные. Организации гражданского общества возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия (договора) равных субъектов (партнеров, контрагентов), являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные связи при этом не исключаются (например, при объединении нескольких сходных по целям региональных организаций в более крупную структуру с образованием руководящего центрального органа), но горизонтальные связи являются основополагающими и, безусловно, доминируют. Таким образом можно сделать вывод, что гражданское общество во многом определяет состояние государственности. Общество стоит перед альтернативой - пассивно наблюдать и без сопротивления принимать формирование нового господствующего сословия (класса) или использовать этот период для оформления силы, способной к защите своих интересов и выражению своей политической воли, созданию формальных и неформальных институтов представительства своих интересов, последовательно трудиться над расширением гражданского общества.

3. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России

Понятие "гражданское общество" означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.

Во время посткоммунистических преобразований конца 1980-х - начала 1990-х гг. лозунг "гражданского общества" обобщал требования о прекращении слияния всех аспектов жизни в единое целое, т.е. разделял государство и общество. Эта задача остается одной из важнейших на современном этапе реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество - тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. "В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении".

В целом преобладает мнение, что гражданское общество - это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. А.Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как "процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил".

Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не "управлять" добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. "…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?" - писал шотландский мыслитель А.Фергюсон.

Достойное существование человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти - запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом.

По мнению Д.Ловелла, перед посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.

Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать о новой форме и роли политики, а государственных служащих - относительно природы и важности общественного интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие простым указом невозможно. Оно возникает как привычка и требует постоянной практики.

Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях "вызревает" гражданская активная личность.

Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу динамичного развития в XXI веке. Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной бедности. Исходом этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен.

Заключение

гражданский общество самодеятельность негосударственный

Гражданское общество во многих отношениях есть самое загадочное и обширное понятие.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сфера жизнедеятельности общества 2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность. Это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, независимая от прямого вмешательства государственной власти. Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

В настоящее время в России многие черты гражданского общества находятся в стадии формирования. Современная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации самым настойчивым образом требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развития государства. Отмечается несовершенство системы государственной власти и гражданского общества.

Можно сделать вывод, что становление гражданского общества, прежде всего, проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов.

И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условия для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека.

Каждая власть должна осуществлять свои функции. Я считаю, что нужно подчинить все государственные, хозяйственные органы, структуры всех политических партий закону, обеспечить его верховенство. В обществе нужно воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, без этого невозможно "создать" гражданское общество, и соответственно, построить правовое государство.

Литература

. Гаджиев К. С. "Политическая наука -М.: Международные отношения, 1994. - 400 с

2. Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. - М., 1995.

3. Теория государства и права. Морозова Л.А. М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

4. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. М.: Норма, 2005. - 496 с.

5. -Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова М.: 1997 <http://pravouch.com/page/pravo/uchebnik/uch-16.html>.

Похожие работы на - Гражданское общество. Понятие, структура, функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!