Реформа
2002года
|
Реформа
2008 года
|
Основывается
на федеральных законах "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
"Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации"
|
Основывается
на федеральных законах от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" № 213-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации
|
Пенсия
состоит из базовой, страховой и накопительной части
|
Пенсия
состоит только из двух частей - накопительной и страховой.
|
Максимальный
размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415
тысяч рублей в год.
|
Максимальный
размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 463
тысячи рублей в год, при превышении этой суммы зарплаты страховые платежи
будут равны 0 %.
|
Тариф
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 26 %
|
Тариф
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 34%
|
С
2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе
страховых взносов.
|
|
Однако данные реформы не дали положительного
эффекта. По оценкам работодателей, повышение отчислений в социальные фонды
привело к замедлению роста официальных зарплат и удвоению "теневых"
выплат.
В будущем, а именно в 2014 году, предполагается
новая пенсионная реформа.
Будут предприняты попытки не только вернуть
страховые взносы на прежние 26 %, но и снизить до 22 %.
Предполагается, что основные пенсионные выплаты
будут приходиться на возраст после 73 лет - до 60 % утраченного заработка
вместо нынешних 36 %. Для людей постарше предлагается предусмотреть
государственную программу обеспечения бесплатными лекарствами. Такое
перераспределение нагрузки на Пенсионный Фонд России позволит даже снизить
налоговую нагрузку на бизнес. Страховые взносы можно уменьшить с 26 % фонда
оплаты труда до 22 %, сохранив нулевую ставку для зарплат выше 720 тыс. рублей
в год.
Однако снижение страховых взносов в социальные
фонды с 34 % до 26 процентов увеличит дефицит пенсионной системы. Так, еще в
конце марта 2011 года премьер-министр Владимир Путин заявил о том, что размер
выпадающих доходов в случае снижения ставок страховых взносов до прежних 26
процентов составит от 400 до 800 миллиардов рублей. Соответственно, их
необходимо тем или иным образом компенсировать. Решить проблему дефицита
бюджета Пенсионного Фонда России эксперты предлагают путем увеличения других
видов налогов и сборов.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут
увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской
Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть
взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть -
государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30
апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на
накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений".
Минимальный размер взноса в рамках программы
софинансирования должен составить 2 000 рублей в год. Государство удвоит эти
деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 000 рублей
в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 4 раза но
не более 48 тыс. рублей в год.
Программа рассчитана на 10 лет. Государственная
поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим
заявление до 1 октября 2013 года.
Индексация пенсий важный элемент
государственного регулирования пенсионного обеспечения. Законодательством
Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой
пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю
потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в
связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы
дважды:
1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на
8,8 %;
апреля 2011 года социальные пенсии выросли на
10,27 %.
Повышение пенсий в 2012 году по традиции пройдет
в два этапа
Повышение трудовой пенсии с 1 февраля 2012 года
на 7 % и с 1 апреля на 2,6 % . Повышение социальной пенсии в 2012 году на 14,1
%, повышение единовременных денежных выплат на 6 %.
После повышения трудовой пенсии по старости
средний размер пенсии увеличится на 800 рублей и составит 9600 рублей. По данным
Пенсионного фонда России, средний ежемесячный размер трудовой пенсии по
состоянию на февраль 2011 года - 8 500 рублей.
Что касаемо повышения социальных пенсий, то
после их повышения в 2012 году на 14,1 % средний размер социальной пенсии
составит 5771 рубль.
К 2020 году Минздравсоцразвития предлагает
привязать размер пенсии к стажу. Трудовые и социальные пенсии в России
предполагается увеличить к 2020 году в два раза. Сейчас, по официальным данным,
средний размер трудовой пенсии в России составляет 171,2 % по отношению к
прожиточному минимуму. Примерно такое соотношение сохранится и к 2020 году.
Хотя ПФР постоянно подчеркивает, что все
обязательства перед пенсионерами выполняются вовремя и в полном объеме, что
выплата пенсий не задерживается, это дается нелегко. Эксперты знают, что доходы
ПФР не покрывают текущих расходов на обеспечение пенсионеров. Сейчас дефицит
пенсионной системы, который по законодательству компенсирует федеральный
бюджет, уже превышает 1 трлн. руб.
2.3 Анализ государственной политики в сфере
здравоохранения
Государственная политика в области
здравоохранения направлена на создание таких условий для системы
здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение
населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи
гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и
подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать
материально-техническую базу системы здравоохранения.
Основной целью государственной политики в
области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы,
обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности
медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать
уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям
медицинской науки.
Конституция РФ гарантирует каждому право на
охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за
счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Охрана здоровья граждан в России - это
совокупность мер политического, экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и
противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его
долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае
утраты здоровья.
В целях обеспечения охраны здоровья населения и
развития системы здравоохранения принимаются федеральные и региональные целевые
программы в области здравоохранения.
Так был принят в 2006 году Национальный проект
"Здоровье", задачей которого являлось улучшение ситуации в здравоохранении
и создание условий для его последующей модернизации.
В рамках реализации национального проекта
"Здоровье" выделялось три основных направления: повышение
приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической
направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной
медицинской помощи.
Благодаря проекту впервые в новейшей российской
истории удалось стабилизировать численность населения страны. За последние пять
лет естественная убыль населения сократилась почти в 3,5 раза, ожидаемая
продолжительность жизни увеличилась на три с половиной года и достигла в 2009
году 69 лет. Используя данные приложения В, отразим как изменялась
продолжительность жизни.
Рисунок 2-Ожидаемая продолжительность жизни
В ходе реализации приоритетного национального
проекта "Здоровье" в состоянии здоровья населения наметился ряд
положительных тенденций. В 2009 году смертность в России снизилась на 65,4 тыс.
человек по сравнению с 2008 годом, а число родившихся увеличилось на 47,8 тыс.
человек. Данные численности родившихся и умерших представлены в Приложении Б.
Рисунок 3 -Динамика численности родившихся и
умерших
На 1 января 2011 года открыто 176 центров здоровья
для детей
Среднемесячная начисленная заработная плата
работников здравоохранения возросла на 161 % с 5,9 тыс. рублей в 2005 г. до
15,4 тыс. рублей в 2010 г.
Благодаря проведению мероприятий в рамках
проекта "Здоровье":
уровень обеспеченности населения
высокотехнологичными видами медицинской помощи вырос с 20 % (2005 год) до 72,4
% (2010 год);
с 2007-2010 закуплено 16786 единиц
дорогостоящего оборудования;
в эксплуатацию ведено 15 перинатальных центров;
сумма материнского капитала увеличена до 312 тысяч
в 2009 году;
программой родовых сертификатов в России
охвачено более 92 % беременных женщин и новорожденных;
На развитие донорства и служб крови в регионах
России в 2009 году выделено 4,2 миллиарда рублей.
детские пособия увеличены с 1 января 2009 года на
8,5 %.
Во исполнение Основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации на период до 2012 года будет осуществляться
реализация проектов "Формирование здорового образа жизни" и
"Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения",
целевой программы "Модернизация системы медико-биологического и
медико-санитарного обеспечения спорта высших достижений на 2011-2013
годы", целевой программы "Предупреждение и борьба с социально
значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)".
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный
закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации", направленный на совершенствование системы обязательного
медицинского страхования.
Закон устранил недочеты действующей системы.
Главные его нововведение затрагивают, прежде всего, финансирования системы ОМС,
в частности, вводится ее централизация и обещанное с 2008 года одноканальное
финансирование, переход с 2013 года на полный тариф, введение обязательных
платежей регионов за неработающее население. Эти изменения должны позволить
существующим на бумаге нормам - а именно свободное обращение полиса ОМС на всей
территории России, выбор застрахованным медицинского учреждения - реально
заработать.
Федеральным законом устанавливаются основные
принципы осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе
обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному
лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования (на всей
территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного
медицинского страхования, а также в объеме территориальной программы
обязательного медицинского страхования, оказываемой на территории субъекта
Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования),
доступность и качество оказываемой медицинской помощи); определен правовой
статус и полномочия фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских
организаций в системе обязательного медицинского страхования; их права,
обязанности и ответственность, а также права и обязанности застрахованных лиц и
страхователей.
В целях обеспечения прав граждан на получение
бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи. Проект Постановления Правительства РФ от 3 августа 2010 г.
"О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" определяет виды и
условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи,
нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые
нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на
медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности
медицинской помощи, предоставляемой гражданам России на территории РФ
бесплатно.
В Программу государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи включен раздел
"Критерии доступности и качества медицинской помощи", в соответствии
с которым в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения
критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации
территориальных программ государственных гарантий.
Реализацию политики Российской Федерации в
области здравоохранения на период до 2020 года предполагается осуществлять
путем:
дальнейшего совершенствования законодательства
Российской Федерации, в т.ч. в сфере налогового права, здравоохранения,
образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной
политики, с учетом мер по реализации политики в области здравоохранения,
общепризнанных норм международного права и международных обязательств
Российской Федерации, направленных на создание системы стимулов в сфере здравоохранения;
включения задач и мероприятий, призванных
улучшить ситуацию в здравоохранении, в федеральные и региональные программы
социально-экономического развития;
учета задач политики в области здравоохранения
при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных
фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных
задач политики в области здравоохранения, привлечения дополнительных
внебюджетных средств на эти цели;
методического обеспечения деятельности органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления муниципальных образований, направленной на управление процессами
в здравоохранении;
постоянного мониторинга и анализа процессов в
здравоохранении и корректировки на их основе конкретных мер политики в области
здравоохранения;
развития научных исследований в сфере
здравоохранения.
В результате реализации мероприятий
предполагается снизить больничную летальность, смертность от заболеваний,
управляемую мерами здравоохранения, обеспечить повышение качества услуг и
удовлетворенность населения.
С 2015 года работодатели будут перечислять в
среднем за одного работника 14 тысяч рублей, регионы - 7,3 тысячи. При этом
втрое вырастут расходы на программы ОМС. В 2011 году - 540 миллиардов рублей. К
2015 году они достигнут 1,4 триллиона. Правда, и тратиться деньги будут более
широко. К примеру, в ОМС к этому времени войдет "Скорая помощь".
Система распределения средств будет иной. Сейчас самые бедные регионы получают
дотации, а после того, как система заработает, все средства будут стекаться в
федеральный фонд ОМС, а из него уже пропорциональными долями, согласно
нормативам, распределяться по территориям.
2.4 Анализ государственной политики по повышению
доступности жилья
Жилищная политика - проводимая органами
государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на
обеспечение нуждающихся жильем.
В соответствии с Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2020
года №1662-р., приоритетом государственной жилищной политики является
обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной
городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства,
формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие
региональных и национальных укладов жизни.
Стратегической целью государственной жилищной
политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а
также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Реализация этой стратегической цели предполагает
решение следующих приоритетных задач:
создание условий для роста предложений на рынке
жилья, соответствующих потребностям различных групп населения
создание условий для повышения доступности жилья
для всех категорий граждан Российской Федерации
обеспечение соответствия объема комфортного
жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской
среды и среды сельских поселений.
Наиболее существенное развитие законодательной
базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов,
направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса
Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральные законы представлены в приложении Е.
Новые правовые условия создали основу для
реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью
широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной
власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках
приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -
гражданам России", направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей
и повышение качества оказываемых коммунальных услуг.
Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере
обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов
обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных
категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации.
Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило
возможность успешной реализации федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы и приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 - 2010
годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных
условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки. В
ходе реализации целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы,
осуществлялись следующие подпрограммы:
подпрограмма "Обеспечение земельных
участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";
подпрограмма "Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых
семей";
подпрограмма "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством".
Осуществление целевой программы
"Жилище" кардинальным образом изменило структуру жилищного фонда
Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой
собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частного
жилищного фонда за 2006 - 2009 годы увеличилась с 33 до 87,2 процента, а доля
государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 12,8
процента.
Финансирование мероприятий подпрограммы
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в 2006 - 2010
годах предусматривалось в объеме 91,17 млрд. рублей, в том числе за счет
средств федерального бюджета - 28,24 млрд. рублей, из них на строительство и
модернизацию объектов коммунальной отрасли - 24,14 млрд. рублей, на мероприятия
по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для
проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа - 4,1 млрд.
рублей.
В 2006 - 2010 годах в рамках реализации
подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"
оказана государственная поддержка в финансировании строительства и
реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах Российской
Федерации. Реконструированы более 10000 км сетей водоснабжения и канализации,
отопительные котельные общей мощностью более 25000 Гкал/ч, очистные сооружения
на объектах водоснабжения и канализации общей производительностью более 5000
тыс. куб. метров в сутки. В 2010 году в
рамках подпрограммы осуществлялась реализация 42 инвестиционных проектов в 10
субъектах Российской Федерации. Планируемый дополнительный ввод жилья составит
1,8 млн. кв. метров.
Реализация мероприятий подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей" в 2006 - 2009 годах
продемонстрировала ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать
участниками подпрограммы. Так, на 1 января 2010 г. участвовать в подпрограмме
изъявили желание 217,2 тыс. молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий.
В течение 5 лет (2006 - 2010 годы) в рамках
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" улучшили жилищные
условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при
оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов более 105 тыс. молодых семей.
Ниже
представлен график, отражающий динамику предоставления жилья семьям, по данным
приложения Д.
Рисунок 4
-
Число
семей, получивших жилые помещения и улучивших жилищные условия
Значительно увеличился объем средств,
предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах
на финансирование мероприятий подпрограммы. В 2006 году в бюджетах субъектов
Российской Федерации на предоставление социальных выплат (субсидий) молодым
семьям предусматривалось 3,8 млрд. рублей, в 2009 году - 12,5 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 федеральная целевая программа
"Жилище" продлена до 2015 года.
Основными приоритетами федеральной целевой
программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются:
годовой объем ввода жилья в 2015 году - 90 млн.
кв. метров общей площади жилья;
количество семей граждан, относящихся к
категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные
условия в 2011 - 2015 годах, - 86,9 тыс. семей;
количество молодых семей, улучшивших жилищные
условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании
содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах, - 172 тыс. семей
общий объем финансирования Программы в 2011 -
2015 годах составит 620,69 млрд. рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей.
Рынок ипотечного кредитования продолжает
восстановление. По итогам восьми месяцев 2011 года выдано 288 257 кредитов.
Общая сумма выданных кредитов составила 396,6 млрд. рублей. В количественном
выражении к 2010 году этот показатель вырос в 1,8 раза, а в денежном - в 2
раза.
Следует отметить, что, согласно данным ЦБ РФ в
августе 2011 года средняя ставка по ипотечным кредитам в рублях составила 11,9
% годовых. В августе 2010 года данный показатель находился на отметке 13,3
процента (в декабре прошлого года - 12,6%). Доля просроченной задолженности в
общем объеме жилищных кредитов в январе - августе текущего года снизилась на
0,23 процентных пункта и составила 3,42 %.
В целом с начала года цены на жилье в России
выросли на 3,8%, а уровень инфляции за январь-сентябрь 2011 года по официальным
данным составил 4,7%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
социальный политика государственный
управление
На основании проделанной работы можно сделать
следующие выводы.
Социальная политика представляет собой
совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями,
профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами
социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на
формирование социальной стратегии государства в целях развития общества,
создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей
и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня
и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих
решений.
Существуют различные модели социальной политики.
В нашей стране при стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в
настоящее время доминирует рыночная социальная модель.
Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития до 2020 года и направлениями деятельности
Правительства РФ до 2012 года определены главные направления социальной
политики.
До 2002 года в России действовала
распределительная пенсионная система, которая полностью строилась на принципе
солидарности - то есть работники содержали пенсионеров. С 2002 года
осуществляется пенсионная реформа, целью которой является обеспечение достойной
пенсии у работающих ныне граждан. Основным принципом реформы является принцип
накопления. С 2010 года отменен Единый социальный налог, он был заменен
страховыми взносами. В 2011 году они составляют 34%. Однако система не
совершенна, в дальнейшем предполагается новый этап пенсионной реформы, который
позволит снизить страховые взносы. С 1 января 2010 года действует программа
софинансирования пенсии. Согласно данным пенсионного фонда РФ предполагается
повышение пенсии к 2012 году на 2,6 %
Государственная политика в области
здравоохранения направлена на создание таких условий для системы
здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение
населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи
гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и
подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать
материально-техническую базу системы здравоохранения. С 2006 года действует
национальный проект "Здоровье". Его реализация достигла некоторых
успехов: увеличилась продолжительность жизни до 69 лет, снизилась смертность и
увеличилась рождаемость, закуплено много нового оборудования, обучены
специалисты, повысилась заработная плата работникам. Дальнейшее развития
здравоохранения будет проходить на основании Концепции долгосрочного развития
здравоохранения до 2020 года.
Жилищная политика важная составляющая социальной
политики. Государством была разработана целевая программа "Жилище". В
ходе её реализации была оказана государственная поддержка в финансировании
строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 63
субъектах Российской Федерации, улучшили свои жилищные условия более 130 тысяч
семей.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 федеральная целевая программа
"Жилище" продлена до 2015 года.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Волгин, Н.А. Социальная политика :
учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен",
2003. - 736 с.
Государственное регулирование
рыночной экономики: учебник / под ред. В. И. Кушлина. - М. : РАГС, 2003. - 829
с.
Государственное регулирование
экономики: учеб. пособие для вузов / под ред. Т Г. Морозовой. - М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.
Жигулина, Ю.В. Об индексации
размеров ЕДВ отдельным категориям граждан с 1 апреля 2010 года/ Ю.В. Жигулина
// Вестник государственного социального страхования .-2010.-№4. - С.27-29.
Итоги реализации приоритетного
национального проекта "Здоровье" в 2006-2010 годах: Министерство
здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. -
Режим доступа : http://www.minzdravsoc.ru/. - 12.10.2011 .
Конституция Российской Федерации
[Электронный ресурс] : от 12 декабря 1993года. Доступ их справ.-правовой
системы "КонсультантПлюс".
Концепция социально-экономического
развития России до 2020 года[Электронный ресурс]: Распоряжение правительства РФ
17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ их справ.-правовой системы
"КонсультантПлюс".
Медведева, Н.В. Эффективность
государственной политики в сфере здравоохранения / Н.В. Медведева // Социальная
политика и социология. -2009.-№5. - С.12-14.
"Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный
закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. Доступ их
справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
"Об обязательном пенсионном
страховании в РФ" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 15.12.2001
года № 167- ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
"О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
[Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009
г.№ 213-ФЗ Российской Федерации Доступ их справ.-правовой системы
"КонсультантПлюс".
"О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный
закон от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ Доступ их справ.-правовой системы
"КонсультантПлюс".
"О негосударственных пенсионных
фондах" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ
Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
"О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования" [Электронный
ресурс] : Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ Доступ их
справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
"О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от
17.12.2001 г. №173-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы
"КонсультантПлюс".
Павлюченко, В.Г. Как повысить
уровень жизни пенсионеров/ В.Г. Павлюченко // Человек и труд .-2008.-№10.
С.34-38.
Пенсионная реформа[Электронный
ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.pensia-reforma.ru/.-
05.10.2011.
Пенсионный фонд РФ[Электронный
ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/. - 05.10.2011.
Смирнов, С. Н. Социальная политика:
учебное пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. - М. : Издат. дом ГУ ВШЭ,
2004. - 432с.
Федеральная служба государственной
статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа :
http://www.gks.ru/. - 18.09.2011 .
Центральный банк России[Электронный
ресурс]:офиц.сайт. - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=ipoteka. - 12.10.2011.
cid
- В России К 2014 году в России начнется пенсионная[Электронный ресурс]
09.06.201 Режим доступа: cid:op.mhtml . - 11.10.2011.
dic.academic.ru
-Энциклопедический словарь экономики и права [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://dic.academic.ru.
- 13.10.2011.
economy.gov.ru
- Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]. - Режим доступ:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ecoSocSphere/.
- 12.10.2011.
fcpdom.ru - Федеральная целевая
программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.fcpdom.ru.-10.10.2011.
fcpdom.ru - Федеральная целевая
программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы[Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.fcpdom.ru-10.10.2011.
1npf.com - Первый национальный
пенсионный фонд [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа:
http://www.1npf.com/media/facts/545/. - 12.10.2011.
pensionery.ru
- Пенсия 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pensionary.ru/pensii-2012.
- 11.10.2011.
pharmvestnik.ru -Минздравсоцразвития
России разработало программу госгарантий бесплатного оказания гражданам
медпомощи на 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.pharmvestnik.ru/text/26102.html.- 11.10.2011.
prrf.ru-Индексация
пенсий [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа:
http://www.pfrf.ru/pensionres/. - 10.10.2011.
pfrf.ru - Пенсионное обеспечение
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/pensions/. -
10.10.2011.
pfrf.ru-Программа государственного
софинансирования пенсии [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа:
http://www.pfrf.ru/financed_public_pension.- 05.10.2011.\
protown.ru - Направления
деятельности Правительства РФ на период до 2012 года: Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-рhttp пенсии
[Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим
доступа://www.protown.ru/information/doc/4299.html. - 12.10.2011.
rg.ru - Дожили. Продолжительность
жизни в стране увеличилась на 3,5 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2011/09/29/forum-site.html .- 05.10.2011.
rg.ru - Накопили - поделили
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/news.html. -
11.10.2011.
rg.ru - Укол для региона Субъекты
увеличат расходы на лечение неработающих граждан [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.rg.ru/2011/10/20/lechenie.html. - 12.10.2011 .
rost.ru
- Национальный проект "Здоровье" [Электронный ресурс]: офиц. сайт. -
Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/health/health_main.shtml.
- 05.10.2011.
rost.ru - Ход реализации
приоритетного национального проекта "Здоровье" [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
http://www.rost.ru/projects/health/p06/health_totals1_06.shtml. - 12.10.2011.
sl.rpha.ru - Концепция развития
системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс].
Режим доступа : http://sl.rpha.ru/publications.- 10.10.2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Численность пенсионеров с 2000-2010 годы
ТаблицаА1- Численность пенсионеров с 2000-2009
годы
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Численность
пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской
Федерации1) (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения):
|
38411
|
38630
|
38432
|
38164
|
38184
|
38313
|
38325
|
38467
|
38598
|
39090
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Динамика численности родившихся и умерших
Таблица Б1 -
Динамика численности родившихся и умерших
Годы
|
Всего,
человек
|
На
1000 человек населения
|
|
родившихся
|
умерших
|
естественный
прирост1)
|
родившихся
|
умерших
|
естественный
прирост1)
|
1950
|
2745997
|
1031010
|
1714987
|
26,9
|
10,1
|
16,8
|
1960
|
2782353
|
886090
|
1896263
|
23,2
|
7,4
|
15,8
|
1970
|
1903713
|
1131183
|
772530
|
14,6
|
8,7
|
5,9
|
1980
|
2202779
|
1525755
|
15,9
|
11,0
|
4,9
|
1990
|
1988858
|
1655993
|
332865
|
13,4
|
11,2
|
2,2
|
1995
|
1363806
|
2203811
|
-840005
|
9,3
|
15,0
|
-5,7
|
2000
|
1266800
|
2225332
|
-958532
|
8,7
|
15,3
|
-6,6
|
2001
|
1311604
|
2254856
|
-943252
|
9,0
|
15,6
|
-6,6
|
2002
|
1396967
|
2332272
|
-935305
|
9,7
|
16,2
|
-6,5
|
2003
|
1477301
|
2365826
|
-888525
|
10,2
|
16,4
|
-6,2
|
2004
|
1502477
|
2295402
|
-792925
|
10,4
|
16,0
|
-5,6
|
2005
|
1457376
|
2303935
|
-846559
|
10,2
|
16,1
|
-5,9
|
2006
|
1479637
|
2166703
|
-687066
|
10,4
|
15,2
|
-4,8
|
2007
|
1610122
|
2080445
|
-470323
|
11,3
|
14,6
|
-3,3
|
2008
|
1713947
|
2075954
|
-362007
|
12,1
|
14,6
|
-2,5
|
2009
|
1761687
|
2010543
|
-248856
|
12,4
|
14,2
|
-1,8
|
2010
|
1788948
|
2028516
|
-239568
|
12,5
|
14,2
|
-1,7
|
2011
|
1171,0
|
1299,8
|
-128,8
|
12,3
|
13,7
|
-1,4
|
1)в 2011 -численность представлена в тысячах
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Ожидаемая продолжительность жизни
Таблица В1 -Ожидаемая продолжительность жизни
Годы
|
Численность
населения - всего, тыс. человек
|
Ожидаемая
продолжительность жизни, лет
|
2001
|
146304
|
65,2
|
2002
|
145649
|
65
|
2003
|
144964
|
64,9
|
2004
|
144168
|
65,3
|
2005
|
143474
|
65,3
|
2006
|
142754
|
66,6
|
2007
|
142221
|
67,5
|
2008
|
142009
|
67,9
|
2009
|
141904
|
68,7
|
2010
|
141914
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Основные показатели жилищных условий населения
Таблица Г1- Основные показатели жилищных условий
населения
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Общая
площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец
года) - всего, м2
|
19,2
|
19,5
|
19,8
|
20,2
|
20,5
|
20,9
|
21,3
|
21,5
|
22,0
|
22,4
|
22,6
|
из
нее:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в
городской местности
|
18,9
|
19,2
|
19,5
|
19,8
|
20,3
|
20,5
|
20,9
|
21,3
|
21,7
|
22,1
|
22,1
|
в
сельской местности
|
19,9
|
20,3
|
20,7
|
21,0
|
21,1
|
21,8
|
22,3
|
22,3
|
22,7
|
23,1
|
23,9
|
Число
квартир - всего, млн.
|
55,1
|
55,6
|
56,0
|
56,4
|
56,9
|
57,4
|
58,0
|
58,6
|
59,0
|
59,5
|
60,1
|
Однокомнатные
|
12,8
|
12,9
|
13,0
|
13,1
|
13,2
|
13,3
|
13,4
|
13,6
|
13,7
|
13,9
|
14,1
|
Двухкомнатные
|
22,6
|
22,8
|
22,9
|
23,0
|
23,1
|
23,2
|
23,4
|
23,6
|
23,6
|
23,7
|
23,9
|
Трехкомнатные
|
16,2
|
16,3
|
16,4
|
16,5
|
16,7
|
16,8
|
17,0
|
17,1
|
17,2
|
17,3
|
17,4
|
Четырехкомнатные
и более
|
3,5
|
3,6
|
3,7
|
3,8
|
3,9
|
4,1
|
4,2
|
4,3
|
4,5
|
4,6
|
4,7
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Предоставление жилых помещений
Таблица Д1- Предоставление жилых помещений
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Число
семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные
условия за год:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс.
|
253
|
242
|
229
|
227
|
229
|
151
|
139
|
140
|
144
|
147
|
244
|
в
процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в
жилых
помещениях
|
4
|
5
|
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
Число
семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых
помещениях (на конец года):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс.
|
5419
|
4857
|
4428
|
4429
|
4180
|
3384
|
3118
|
2911
|
2864
|
2830
|
2818
|
в
процентах от общего числа семей
(включая одиноких)
|
11
|
10
|
|
9
|
11
|
10
|
7
|
6
|
6
|
6
|
5
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Правовая основа жилищной политики
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. №
188-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса РФ"
Федеральный Закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации"
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей"
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним"
Ипотечное законодательство
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ
"Об ипотечных ценных бумагах"
Указ Президента Российской Федерации от 20
апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного
обеспечения военнослужащих"
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ
"О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения
военнослужащих"
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ
"О кредитных историях"
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ
"О жилищных накопительных кооперативах"
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ
"О кредитной кооперации"