Государственная социальная политика в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    159,34 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная социальная политика в России













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Государственная социальная политика в России

по дисциплине "Государственное регулирование экономики"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Социальная политика как объект исследования

1.1     Общая характеристика социальной политики

.2 Модели социальной политики

2. Анализ государственной социальной политики в России

2.1 Основные направления социальной политики

2.2 Анализ государственной политики в сфере социального обеспечения

2.3 Анализ государственной политики в области здравоохранения

2.4 Анализ государственной политики по повышению доступности жилья

Заключение

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Государственная социальная политика - деятельность органов государственной власти и управления по регулированию социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения.

Социальная политика российского государства должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования.

Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в состоянии в достаточной степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого.

Независимо от форм собственности любое общество, находящееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных благ.

Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защиты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства.

Цель курсовой работы - рассмотреть основы формирования и реализации направлений социальной политики

Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:

-       рассмотреть теоретические основы социальной политики;

-       рассмотреть основные направления социальной политики;

-       проанализировать государственную политику в сфере пенсионного обеспечения;

-       проанализировать государственную политику в сфере здравоохранения;

-       проанализировать государственную политику по повышению доступности жилья.

Объектом в курсовой работе является социальная сфера.

Предмет исследования - отношения, складывающиеся в процессе государственной социальной политики.

Для написания курсовой работы был использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические методы анализа, графический метод и анализ нормативно-правовых актов.

Курсовая работа написана на основе изучения учебной литературы по государственному регулированию экономики, нормативно-правовых документов, периодических изданий, российского статистического ежегодника.

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Общая характеристика социальной политики

Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

Существует широкое и узкое понимание социальной политики.

В широком смысле социальная политика является одним из направлений государственной политики:

- определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;

- формируется в контексте социальной структуры общества;

- представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны;

- неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики);

- состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;

- разделяется на декларируемую и реальную, при этом декларируемая политика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы групп, правящих обществом.

Социальная политика в узком смысле, или собственно социальная политика, есть не что иное, как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем. Однако сам процесс этого перераспределения по своему воздействию на социально-экономическую систему и эффективность её функционирования неоднороден.

Предметом социальной политики, как науки, являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Политическое руководство определяет цели социального развития общества, а комплекс мер по их реализации - важнейшая задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально- политической стабильности, социального партнёрства в обществе.

В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.

Социальная политика проводится государством с использованием определяемых при ее формировании различных, но взаимосвязанных механизмов.

Механизмы социальной политики должны отвечать двум основным требованиям:

во-первых, эти механизмы в рамках одной и той же их группы не должны противоречить друг другу и изменяться по возможности синхронно. На результатах социальной политики негативно сказывается, например, несовпадение основных положений трудового законодательства и законодательства о социальном страховании;

во-вторых, механизмы социальной политики не должны, с одной стороны, тормозить новые эффективные формы социальных отношений, уже развитых самим обществом (например, разнообразных форм трудовых договоров, контрактов между работодателем работником на рынке труда), а с другой стороны, их использование должно быть направлено на стимулирование новых форм социальных отношений, самостоятельное развитие которых обществом невозможно (типичным примером является пенсионная реформ Иными словами, при использовании механизмов социальной политики субъектами последней им должен быть придан активный характер.

К основным механизмам социальной политики относятся законодательная и нормативная база, финансовый механизм, налоговые рычаги и стимулы, административные решения (административный ресурс), а также политические методы.

1.2 Модели социальной политики

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны. Ниже представлена таблица, отражающая плюсы и минусы моделей социальной политики.

Таблица 1- Модели социальной политики

плюсы

Минусы

Патерналистская социалистическая модель

- всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, - государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению, -чувство социальной защищенности, социальной стабильности, -лояльность граждан по отношению к государству.

- система, обладает низкой экономической эффективностью; - не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, поэтому для нее также характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты и низкий уровень обеспеченности и лимиты социальных благ для основной массы населения. - очень высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. - Слабое развитие рыночных отношений в отраслях социальной сферы предопределяет слабую заинтересованность в результатах труда ее работников, низкую ориентацию на потребителя, практическое отсутствие защиты прав потребителей. - Методы проведения социальной политики разнообразны - от административных, экономических до прямого насилия.

Шведская модель социальной политики

- характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы. - обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан

- централизованная система унификации в социальной сфере; - ограниченность свободы выбора для потребителей; - высокое налоговое давление на предпринимательство и население

Модель "государства благосостояния"

- Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан; - государство обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может; - высок уровень расходов на социальные нужды; - высоки социальные минимальные стандарты


Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства

- базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. - характеризуется высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение; - действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности.


Рыночная социальная модель


отличается наибольшей социальной жесткостью. - приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. - характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.


В нашей стране при стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. Резкий переход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам дает очень резкий контраст, болезненно переносится населением. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной - коллективизм, а другой - индивидуализм. Более мягкие модели "государства благосостояния" и "социального рыночного хозяйства" безусловно облегчили бы переход к рыночным отношениям, но условия глубокого экономического кризиса резко ограничивают такие возможности.

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

.1 Направления социальной политики

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Правительством Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные социально-экономические задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы:

преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;

обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;

переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;

обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;

улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;

снижение уровня преступности;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.

Достижение указанных задач зависит от активизации новых факторов экономического роста, таких как развитие человеческого потенциала и проведение эффективной политики социального развития, повсеместное распространение инноваций и ускоренное развитие высокотехнологических производств.

Социальная политика должна быть ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог бы самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения.

Основными направления социальной политики, согласно концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, являются:

демографическая политика и политика народосбережения;

развитие здравоохранения;

развитие физической культуры и спорта;

развитие образования;

развитие культуры и средств массовой информации;

развитие рынка труда;

повышение доступности жилья;

молодежная политика;

развитие пенсионной системы.

Из перечисленных направлений проведем анализ государственной политики в области пенсионного обеспечения, в сфере образования, в области повышения доступности жилья.

2.2 Анализ государственной политики в области пенсионного обеспечения

Пенсионеров в Российской Федерации в 2009 году составляло 39 миллионов. Большинство из них (примерно 95 %) получают "страховую" пенсию. Численность пенсионеров с каждым годом увеличивается, об этом свидетельствует представленный ниже график. Данные представлены в приложении А.

Рисунок 1 - Динамика численности пенсионеров

Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

Пенсионное обеспечение - Форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

Согласно Конституции гарантируется:

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

государственные пенсии и социальные пособия;

поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основной регулирования пенсионного обеспечения являются следующие федеральные законы.

Таблица 2 - Федеральные законы, регулирующие систему пенсионное обеспечения

Федеральный закон

Характеристика

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

устанавливает в соответствии с Конституцией РФ основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"

устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы РФ.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 24.07.2002 г.№111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Федеральный закон от 15.12.2001 года № 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"

устанавливает обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Федерального закон от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

устанавливает в отношении физических лиц - граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.


В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, - нетрудоспособным гражданам, а также гражданам, достигшим возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, не имеющим права на трудовую пенсию.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система, которая полностью строилась на принципе солидарности - то есть работники содержали пенсионеров. В общих чертах это выглядело так: советские предприятия отчисляли на пенсионные цели определенный процент от фонда оплаты труда. Государство, добавив необходимую часть из бюджета, полностью расходовало эти средства на выплату текущих пенсий. Пенсии были примерно одинаковыми и относительно высокими, ведь, к примеру, в 1970 году на каждого советского пенсионера приходилось по 5 работников: в пенсионном возрасте находилось малочисленное военное поколение, тогда как в трудоспособный возраст вступило многочисленное поколение рожденных в послевоенное десятилетие, когда наблюдался всплеск рождаемости. К 1990 году это соотношение сократилось до 2,2 человек. При распределительной пенсионной системе отсутствует возможность инвестирования или вложения пенсионных накоплений. Это стало причиной для реформирования пенсионной системы.

Пенсионная реформа - важнейший национальный проект современной России. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии - иначе говоря - его личным вкладом в пенсионную систему.

Ключевой идеей новой пенсионной системы является принцип накопления. Гражданину предоставлена возможность копить себе на пенсию в период активной трудовой деятельности. За счет средств работодателя каждый работник участвует в системе обязательного пенсионного страхования, формируя накопительную часть трудовой пенсии. Ниже представлена сопоставимая характеристика реформ пенсионной системы.

Таблица 3- Реформы пенсионной системы

Реформа 2002года

Реформа 2008 года

Основывается на федеральных законах "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

Основывается на федеральных законах от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Пенсия состоит из базовой, страховой и накопительной части

Пенсия состоит только из двух частей - накопительной и страховой.

Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 463 тысячи рублей в год, при превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 26 %

Тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 34%

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе страховых взносов.



Однако данные реформы не дали положительного эффекта. По оценкам работодателей, повышение отчислений в социальные фонды привело к замедлению роста официальных зарплат и удвоению "теневых" выплат.

В будущем, а именно в 2014 году, предполагается новая пенсионная реформа.

Будут предприняты попытки не только вернуть страховые взносы на прежние 26 %, но и снизить до 22 %.

Предполагается, что основные пенсионные выплаты будут приходиться на возраст после 73 лет - до 60 % утраченного заработка вместо нынешних 36 %. Для людей постарше предлагается предусмотреть государственную программу обеспечения бесплатными лекарствами. Такое перераспределение нагрузки на Пенсионный Фонд России позволит даже снизить налоговую нагрузку на бизнес. Страховые взносы можно уменьшить с 26 % фонда оплаты труда до 22 %, сохранив нулевую ставку для зарплат выше 720 тыс. рублей в год.

Однако снижение страховых взносов в социальные фонды с 34 % до 26 процентов увеличит дефицит пенсионной системы. Так, еще в конце марта 2011 года премьер-министр Владимир Путин заявил о том, что размер выпадающих доходов в случае снижения ставок страховых взносов до прежних 26 процентов составит от 400 до 800 миллиардов рублей. Соответственно, их необходимо тем или иным образом компенсировать. Решить проблему дефицита бюджета Пенсионного Фонда России эксперты предлагают путем увеличения других видов налогов и сборов.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Минимальный размер взноса в рамках программы софинансирования должен составить 2 000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 000 рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 4 раза но не более 48 тыс. рублей в год.

Программа рассчитана на 10 лет. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

Индексация пенсий важный элемент государственного регулирования пенсионного обеспечения. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8 %;

апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27 %.

Повышение пенсий в 2012 году по традиции пройдет в два этапа

Повышение трудовой пенсии с 1 февраля 2012 года на 7 % и с 1 апреля на 2,6 % . Повышение социальной пенсии в 2012 году на 14,1 %, повышение единовременных денежных выплат на 6 %.

После повышения трудовой пенсии по старости средний размер пенсии увеличится на 800 рублей и составит 9600 рублей. По данным Пенсионного фонда России, средний ежемесячный размер трудовой пенсии по состоянию на февраль 2011 года - 8 500 рублей.

Что касаемо повышения социальных пенсий, то после их повышения в 2012 году на 14,1 % средний размер социальной пенсии составит 5771 рубль.

К 2020 году Минздравсоцразвития предлагает привязать размер пенсии к стажу. Трудовые и социальные пенсии в России предполагается увеличить к 2020 году в два раза. Сейчас, по официальным данным, средний размер трудовой пенсии в России составляет 171,2 % по отношению к прожиточному минимуму. Примерно такое соотношение сохранится и к 2020 году.

Хотя ПФР постоянно подчеркивает, что все обязательства перед пенсионерами выполняются вовремя и в полном объеме, что выплата пенсий не задерживается, это дается нелегко. Эксперты знают, что доходы ПФР не покрывают текущих расходов на обеспечение пенсионеров. Сейчас дефицит пенсионной системы, который по законодательству компенсирует федеральный бюджет, уже превышает 1 трлн. руб.

2.3 Анализ государственной политики в сфере здравоохранения

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-техническую базу системы здравоохранения.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Конституция РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Охрана здоровья граждан в России - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В целях обеспечения охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения принимаются федеральные и региональные целевые программы в области здравоохранения.

Так был принят в 2006 году Национальный проект "Здоровье", задачей которого являлось улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.

В рамках реализации национального проекта "Здоровье" выделялось три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Благодаря проекту впервые в новейшей российской истории удалось стабилизировать численность населения страны. За последние пять лет естественная убыль населения сократилась почти в 3,5 раза, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на три с половиной года и достигла в 2009 году 69 лет. Используя данные приложения В, отразим как изменялась продолжительность жизни.

Рисунок 2-Ожидаемая продолжительность жизни

В ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2009 году смертность в России снизилась на 65,4 тыс. человек по сравнению с 2008 годом, а число родившихся увеличилось на 47,8 тыс. человек. Данные численности родившихся и умерших представлены в Приложении Б.

Рисунок 3 -Динамика численности родившихся и умерших

На 1 января 2011 года открыто 176 центров здоровья для детей

Среднемесячная начисленная заработная плата работников здравоохранения возросла на 161 % с 5,9 тыс. рублей в 2005 г. до 15,4 тыс. рублей в 2010 г.

Благодаря проведению мероприятий в рамках проекта "Здоровье":

уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи вырос с 20 % (2005 год) до 72,4 % (2010 год);

с 2007-2010 закуплено 16786 единиц дорогостоящего оборудования;

в эксплуатацию ведено 15 перинатальных центров;

сумма материнского капитала увеличена до 312 тысяч в 2009 году;

программой родовых сертификатов в России охвачено более 92 % беременных женщин и новорожденных;

На развитие донорства и служб крови в регионах России в 2009 году выделено 4,2 миллиарда рублей.

детские пособия увеличены с 1 января 2009 года на 8,5 %.

Во исполнение Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года будет осуществляться реализация проектов "Формирование здорового образа жизни" и "Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения", целевой программы "Модернизация системы медико-биологического и медико-санитарного обеспечения спорта высших достижений на 2011-2013 годы", целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)".

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", направленный на совершенствование системы обязательного медицинского страхования.

Закон устранил недочеты действующей системы. Главные его нововведение затрагивают, прежде всего, финансирования системы ОМС, в частности, вводится ее централизация и обещанное с 2008 года одноканальное финансирование, переход с 2013 года на полный тариф, введение обязательных платежей регионов за неработающее население. Эти изменения должны позволить существующим на бумаге нормам - а именно свободное обращение полиса ОМС на всей территории России, выбор застрахованным медицинского учреждения - реально заработать.

Федеральным законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования (на всей территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, оказываемой на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования), доступность и качество оказываемой медицинской помощи); определен правовой статус и полномочия фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования; их права, обязанности и ответственность, а также права и обязанности застрахованных лиц и страхователей.

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Проект Постановления Правительства РФ от 3 августа 2010 г. "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам России на территории РФ бесплатно.

В Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи включен раздел "Критерии доступности и качества медицинской помощи", в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий.

Реализацию политики Российской Федерации в области здравоохранения на период до 2020 года предполагается осуществлять путем:

дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, в т.ч. в сфере налогового права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики, с учетом мер по реализации политики в области здравоохранения, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы стимулов в сфере здравоохранения;

включения задач и мероприятий, призванных улучшить ситуацию в здравоохранении, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

учета задач политики в области здравоохранения при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач политики в области здравоохранения, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление процессами в здравоохранении;

постоянного мониторинга и анализа процессов в здравоохранении и корректировки на их основе конкретных мер политики в области здравоохранения;

развития научных исследований в сфере здравоохранения.

В результате реализации мероприятий предполагается снизить больничную летальность, смертность от заболеваний, управляемую мерами здравоохранения, обеспечить повышение качества услуг и удовлетворенность населения.

С 2015 года работодатели будут перечислять в среднем за одного работника 14 тысяч рублей, регионы - 7,3 тысячи. При этом втрое вырастут расходы на программы ОМС. В 2011 году - 540 миллиардов рублей. К 2015 году они достигнут 1,4 триллиона. Правда, и тратиться деньги будут более широко. К примеру, в ОМС к этому времени войдет "Скорая помощь". Система распределения средств будет иной. Сейчас самые бедные регионы получают дотации, а после того, как система заработает, все средства будут стекаться в федеральный фонд ОМС, а из него уже пропорциональными долями, согласно нормативам, распределяться по территориям.

2.4 Анализ государственной политики по повышению доступности жилья

Жилищная политика - проводимая органами государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на обеспечение нуждающихся жильем.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2020 года №1662-р., приоритетом государственной жилищной политики является обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни.

Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Реализация этой стратегической цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения

создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации

обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Федеральные законы представлены в приложении Е.

Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услуг.

Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило возможность успешной реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 - 2010 годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки. В ходе реализации целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, осуществлялись следующие подпрограммы:

подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";

подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Осуществление целевой программы "Жилище" кардинальным образом изменило структуру жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 2006 - 2009 годы увеличилась с 33 до 87,2 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 12,8 процента.

Финансирование мероприятий подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в 2006 - 2010 годах предусматривалось в объеме 91,17 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28,24 млрд. рублей, из них на строительство и модернизацию объектов коммунальной отрасли - 24,14 млрд. рублей, на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа - 4,1 млрд. рублей.

В 2006 - 2010 годах в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах Российской Федерации. Реконструированы более 10000 км сетей водоснабжения и канализации, отопительные котельные общей мощностью более 25000 Гкал/ч, очистные сооружения на объектах водоснабжения и канализации общей производительностью более 5000 тыс. куб. метров в сутки. В 2010 году в рамках подпрограммы осуществлялась реализация 42 инвестиционных проектов в 10 субъектах Российской Федерации. Планируемый дополнительный ввод жилья составит 1,8 млн. кв. метров.

Реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2006 - 2009 годах продемонстрировала ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы. Так, на 1 января 2010 г. участвовать в подпрограмме изъявили желание 217,2 тыс. молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В течение 5 лет (2006 - 2010 годы) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов более 105 тыс. молодых семей. Ниже представлен график, отражающий динамику предоставления жилья семьям, по данным приложения Д.

Рисунок 4 - Число семей, получивших жилые помещения и улучивших жилищные условия

Значительно увеличился объем средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на финансирование мероприятий подпрограммы. В 2006 году в бюджетах субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат (субсидий) молодым семьям предусматривалось 3,8 млрд. рублей, в 2009 году - 12,5 млрд. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 федеральная целевая программа "Жилище" продлена до 2015 года.

Основными приоритетами федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются:

годовой объем ввода жилья в 2015 году - 90 млн. кв. метров общей площади жилья;

количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2011 - 2015 годах, - 86,9 тыс. семей;

количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах, - 172 тыс. семей

общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 620,69 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей.

Рынок ипотечного кредитования продолжает восстановление. По итогам восьми месяцев 2011 года выдано 288 257 кредитов. Общая сумма выданных кредитов составила 396,6 млрд. рублей. В количественном выражении к 2010 году этот показатель вырос в 1,8 раза, а в денежном - в 2 раза.

Следует отметить, что, согласно данным ЦБ РФ в августе 2011 года средняя ставка по ипотечным кредитам в рублях составила 11,9 % годовых. В августе 2010 года данный показатель находился на отметке 13,3 процента (в декабре прошлого года - 12,6%). Доля просроченной задолженности в общем объеме жилищных кредитов в январе - августе текущего года снизилась на 0,23 процентных пункта и составила 3,42 %.

В целом с начала года цены на жилье в России выросли на 3,8%, а уровень инфляции за январь-сентябрь 2011 года по официальным данным составил 4,7%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социальный политика государственный управление

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

Существуют различные модели социальной политики. В нашей стране при стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и направлениями деятельности Правительства РФ до 2012 года определены главные направления социальной политики.

До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система, которая полностью строилась на принципе солидарности - то есть работники содержали пенсионеров. С 2002 года осуществляется пенсионная реформа, целью которой является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан. Основным принципом реформы является принцип накопления. С 2010 года отменен Единый социальный налог, он был заменен страховыми взносами. В 2011 году они составляют 34%. Однако система не совершенна, в дальнейшем предполагается новый этап пенсионной реформы, который позволит снизить страховые взносы. С 1 января 2010 года действует программа софинансирования пенсии. Согласно данным пенсионного фонда РФ предполагается повышение пенсии к 2012 году на 2,6 %

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-техническую базу системы здравоохранения. С 2006 года действует национальный проект "Здоровье". Его реализация достигла некоторых успехов: увеличилась продолжительность жизни до 69 лет, снизилась смертность и увеличилась рождаемость, закуплено много нового оборудования, обучены специалисты, повысилась заработная плата работникам. Дальнейшее развития здравоохранения будет проходить на основании Концепции долгосрочного развития здравоохранения до 2020 года.

Жилищная политика важная составляющая социальной политики. Государством была разработана целевая программа "Жилище". В ходе её реализации была оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах Российской Федерации, улучшили свои жилищные условия более 130 тысяч семей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 федеральная целевая программа "Жилище" продлена до 2015 года.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Волгин, Н.А. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В. И. Кушлина. - М. : РАГС, 2003. - 829 с.

Государственное регулирование экономики: учеб. пособие для вузов / под ред. Т Г. Морозовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.

Жигулина, Ю.В. Об индексации размеров ЕДВ отдельным категориям граждан с 1 апреля 2010 года/ Ю.В. Жигулина // Вестник государственного социального страхования .-2010.-№4. - С.27-29.

Итоги реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2006-2010 годах: Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа : http://www.minzdravsoc.ru/. - 12.10.2011 .

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 12 декабря 1993года. Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года[Электронный ресурс]: Распоряжение правительства РФ 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Медведева, Н.В. Эффективность государственной политики в сфере здравоохранения / Н.В. Медведева // Социальная политика и социология. -2009.-№5. - С.12-14.

"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

"Об обязательном пенсионном страховании в РФ" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 15.12.2001 года № 167- ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г.№ 213-ФЗ Российской Федерации Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

"О негосударственных пенсионных фондах" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Павлюченко, В.Г. Как повысить уровень жизни пенсионеров/ В.Г. Павлюченко // Человек и труд .-2008.-№10. С.34-38.

Пенсионная реформа[Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.pensia-reforma.ru/.- 05.10.2011.

Пенсионный фонд РФ[Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/. - 05.10.2011.

Смирнов, С. Н. Социальная политика: учебное пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. - М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432с.

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа : http://www.gks.ru/. - 18.09.2011 .

Центральный банк России[Электронный ресурс]:офиц.сайт. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=ipoteka. - 12.10.2011.

cid - В России К 2014 году в России начнется пенсионная[Электронный ресурс] 09.06.201 Режим доступа: cid:op.mhtml . - 11.10.2011.

dic.academic.ru -Энциклопедический словарь экономики и права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru. - 13.10.2011.

economy.gov.ru - Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]. - Режим доступ:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ecoSocSphere/. - 12.10.2011.

fcpdom.ru - Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcpdom.ru.-10.10.2011.

fcpdom.ru - Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcpdom.ru-10.10.2011.

1npf.com - Первый национальный пенсионный фонд [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.1npf.com/media/facts/545/. - 12.10.2011.

pensionery.ru - Пенсия 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pensionary.ru/pensii-2012. - 11.10.2011.

pharmvestnik.ru -Минздравсоцразвития России разработало программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pharmvestnik.ru/text/26102.html.- 11.10.2011.

prrf.ru-Индексация пенсий [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/pensionres/. - 10.10.2011.

pfrf.ru - Пенсионное обеспечение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/pensions/. - 10.10.2011.

pfrf.ru-Программа государственного софинансирования пенсии [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/financed_public_pension.- 05.10.2011.\

protown.ru - Направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-рhttp пенсии [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа://www.protown.ru/information/doc/4299.html. - 12.10.2011.

rg.ru - Дожили. Продолжительность жизни в стране увеличилась на 3,5 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/09/29/forum-site.html .- 05.10.2011.

rg.ru - Накопили - поделили [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/news.html. - 11.10.2011.

rg.ru - Укол для региона Субъекты увеличат расходы на лечение неработающих граждан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/10/20/lechenie.html. - 12.10.2011 .

rost.ru - Национальный проект "Здоровье" [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/health/health_main.shtml. - 05.10.2011.

rost.ru - Ход реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/health/p06/health_totals1_06.shtml. - 12.10.2011.

sl.rpha.ru - Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://sl.rpha.ru/publications.- 10.10.2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Численность пенсионеров с 2000-2010 годы

ТаблицаА1- Численность пенсионеров с 2000-2009 годы


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации1) (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения):

38411

38630

38432

38164

38184

38313

38325

38467

38598

39090



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Динамика численности родившихся и умерших

Таблица Б1 - Динамика численности родившихся и умерших

Годы

Всего, человек

На 1000 человек населения


родившихся

умерших

естественный прирост1)

родившихся

умерших

естественный прирост1)

1950

2745997

1031010

1714987

26,9

10,1

16,8

1960

2782353

886090

1896263

23,2

7,4

15,8

1970

1903713

1131183

772530

14,6

8,7

5,9

1980

2202779

1525755

15,9

11,0

4,9

1990

1988858

1655993

332865

13,4

11,2

2,2

1995

1363806

2203811

-840005

9,3

15,0

-5,7

2000

1266800

2225332

-958532

8,7

15,3

-6,6

2001

1311604

2254856

-943252

9,0

15,6

-6,6

2002

1396967

2332272

-935305

9,7

16,2

-6,5

2003

1477301

2365826

-888525

10,2

16,4

-6,2

2004

1502477

2295402

-792925

10,4

16,0

-5,6

2005

1457376

2303935

-846559

10,2

16,1

-5,9

2006

1479637

2166703

-687066

10,4

15,2

-4,8

2007

1610122

2080445

-470323

11,3

14,6

-3,3

2008

1713947

2075954

-362007

12,1

14,6

-2,5

2009

1761687

2010543

-248856

12,4

14,2

-1,8

2010

1788948

2028516

-239568

12,5

14,2

-1,7

2011

1171,0

1299,8

-128,8

12,3

13,7

-1,4

1)в 2011 -численность представлена в тысячах

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Ожидаемая продолжительность жизни

Таблица В1 -Ожидаемая продолжительность жизни

Годы

Численность населения - всего, тыс. человек

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

2001

146304

65,2

2002

145649

65

2003

144964

64,9

2004

144168

65,3

2005

143474

65,3

2006

142754

66,6

2007

142221

67,5

2008

142009

67,9

2009

141904

68,7

2010

141914




ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Основные показатели жилищных условий населения

Таблица Г1- Основные показатели жилищных условий населения


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2

19,2

19,5

19,8

20,2

20,5

20,9

21,3

21,5

22,0

22,4

22,6

 из нее:












 в городской местности

18,9

19,2

19,5

19,8

20,3

20,5

20,9

21,3

21,7

22,1

22,1

в сельской местности

19,9

20,3

20,7

21,0

21,1

21,8

22,3

22,3

22,7

23,1

23,9

Число квартир - всего, млн.

55,1

55,6

56,0

56,4

56,9

57,4

58,0

58,6

59,0

59,5

60,1

Однокомнатные

12,8

12,9

13,0

13,1

13,2

13,3

13,4

13,6

13,7

13,9

14,1

Двухкомнатные

22,6

22,8

22,9

23,0

23,1

23,2

23,4

23,6

23,6

23,7

23,9

Трехкомнатные

16,2

16,3

16,4

16,5

16,7

16,8

17,0

17,1

17,2

17,3

17,4

Четырехкомнатные и более

3,5

3,6

3,7

3,8

3,9

4,1

4,2

4,3

4,5

4,6

4,7



ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Предоставление жилых помещений

Таблица Д1- Предоставление жилых помещений


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год:












 тыс.

253

242

229

227

229

151

139

140

144

147

244

 в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

4

5


5

5

5

4

4

4

5

5

Число семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года):












 тыс.

5419

4857

4428

4429

4180

3384

3118

2911

2864

2830

2818

в процентах от общего числа семей (включая одиноких)

11

10


9

11

10

7

6

6

6

5



ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Правовая основа жилищной политики

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"

Федеральный Закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Ипотечное законодательство

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"

Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих"

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"

Похожие работы на - Государственная социальная политика в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!