Государственная политика развития образования в сфере правовых информационных технологий

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная политика развития образования в сфере правовых информационных технологий

Государственная политика развития образования в сфере правовых информационных технологий

Информатизация как процесс доведения информации до потребителей основывается на развитии компьютерных технологий, национальных и глобальных телекоммуникационных сетей, открывает новые возможности для совершенствования организации жизни общества: экономической сферы и трудовой деятельности людей, развития здравоохранения и образования, формирования правовой идеологии и правовой культуры общества, создания системы эффективного государственного управления и т.д.

В различных сферах общественной жизни информационные и коммуникационные технологии (далее - ИКТ) влияют на само общество, охватывая в том числе такую важную область, как организация деятельности центральных и местных органов власти и управления, а также на создание благоприятных условий для гражданской инициативы, развития различных форм общественного контроля за деятельностью государственных органов и учреждений. В результате всеобщей "электронизации" современного общества в обиход прочно вошли такие термины, как правительство-он-лайн, электронное правительство, электронная коммерция и т.д.

Развитие ИКТ в правовой сфере привело также к большим переменам в секторе социальных услуг по обеспечению правовой информацией всех слоев общества. Социальный аспект правовой информатизации заключается в обеспечении конституционного принципа общедоступности информации и организации эффективного взаимодействия людей и власти. Удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационно-правовых продуктах и услугах, а также создание условий по формированию индустриально-технологической базы для производства информационных ресурсов в правовой сфере требуют совершенствования общего и специального образования по подготовке специалистов новой отрасли экономики в данной области услуг.

В первую очередь процессы информатизации обусловливают проникновение инновационных технологий и ИКТ в сферу образования, одного из элементов структуры качества жизни. Критерий "качество жизни", включающий здоровье, образование и развитую экономику, получил название "Индекс Развития Человеческого Потенциала". Мировое признание данного индекса позволяет определить уровень и тенденции развития любого государства. Так, в интервью представителям средств массовой информации регионов России Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что "индекс человеческого развития в Беларуси выше, чем в республиках бывшего Советского Союза" [1]. В докладе Президента страны на Всебелорусском народном собрании также было отмечено признание международными экспертами того факта, что "по индексу человеческого потенциала наша страна опережает все страны СНГ" [2].

Это стало возможным благодаря созданию надлежащих условий для оптимизации образования - одного из сегментов "Индекса Развития Человеческого Потенциала", находящегося в числе приоритетных направлений государственной политики и сферы ее интересов.

Вопросам образования в нашей стране посвящены принятие и реализация ряда государственных программ и нормативных правовых актов, направленных на развитие высшего и среднего специального образования.

О значении проблемы оптимизации существующей системы подготовки и повышения квалификации специалистов сферы образования в области информационно-коммуникационных технологий говорит тот факт, что Правительством республики утверждена программа "Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы" (далее - программа), в которой отмечается, что "информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Информатизация государственного управления, экономической и социальной сфер, общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации. Успешность на этом пути в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности национальной системы образования, ее способности адекватно отвечать на современные вызовы информационного века" [3].

В процессе реализации программы в системе образования в настоящее время анализируются темы базового и повышенного уровня обучения в области информатизации. Базовый уровень предполагает знакомство студентов с основными принципами информационных технологий, правовыми вопросами, касающимися применения информационных технологий в правовой и иных сферах деятельности. Углубленное изучение специальных дисциплин предполагает ознакомление с теоретическими аспектами искусственного интеллекта, технологическим развитием компьютерных сетей, системным анализом. Обучение должно быть направлено на развитие всего спектра правовой информатизации, в том числе создание адекватной системы кадрового обеспечения процессов правовой информатизации в стране и формирование нового направления профессиональной деятельности в сфере информационных технологий.

В зарубежных государствах информационно-правовая деятельность стала мощной индустрией и важной отраслью экономики, в которой заняты миллионы людей различных специальностей. Только в США обеспечением официальной правовой информацией государственных органов и всех членов общества заняты 130 федеральных ведомств, насчитывающих более 3 тысяч человек. Эти же тенденции характерны для стран Европы.

В Республике Беларусь обработкой и распространением правовой информации в электронном виде занимаются помимо Национального центра правовой информации Республики Беларусь (далее - НЦПИ) еще 6 организаций. Лицензию на распространение правовой информации в печатном виде имеют более 100 организаций. В общей сложности только электронными банками данных правовой информации в нашей стране пользуются свыше 20 тысяч организаций и значительное число граждан, которое непрерывно растет. В создании баз данных, их обслуживании и распространении задействовано огромное количество специалистов [4].

Образование в этих процессах выступает как одна из производительных сил, как основа получения новых знаний и создания новых технологий.

Возникает также необходимость в обучении управленческих кадров, юристов, экономистов и других специалистов приемам и методам использования компьютерных технологий применительно к правовой сфере для использования их в своей профессиональной деятельности.

Рекомендация № R (92) 15 Комитета министров Совета Европы государствам-членам отмечает, что "развитие информационных технологий обеспечивает юриста новыми инструментами, способствует изменениям деловой практики и государственного управления и повышению эффективности права". В Приложении к данным Рекомендациям приводятся составные элементы обучающей программы в области права, одним из которых является применение информационных технологий в правовом секторе, включающем хранение и поиск правовой информации, системы администрирования, системы принятия решений в государственном управлении и правотворчестве, взаимообмена данными на основе электронного документооборота и т.д.

Поэтому подготовка кадров в сфере информационно-правовой деятельности в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности соответствующих государственных органов и одной из задач правовой информатизации по проведению активной целенаправленной государственной информационной политики как инструмента государственного управления всеми областями жизнедеятельности общества.

Среди основных задач государственной политики в области правовой информатизации и развития государственной системы правовой информации можно выделить правовое, научное и методологическое обеспечение процессов совершенствования образования в сфере правовой информатизации.

Подготовка специалистов и научных кадров в области правовой информатизации для НЦПИ в соответствии с Положением о нем является одной из его "уставных" функций [5].

Своей деятельностью НЦПИ формирует и активно развивает новое научно-практическое направление - правовую информатизацию, определенные достижения которой получили признание не только в самой республике, но и в государствах - участниках СНГ, Совете Европы, странах Европейского сообщества, других странах. Об этом свидетельствуют результаты проведенных в Республике Беларусь международных научно-практических конференций в сфере правовой информатизации "Правовая информатизация-2002" и "Правовая информатизация-2004", проводившихся под эгидой ЮНЕСКО, в которых приняли участие видные ученые и практики из более чем 20 стран.

Развивая сеть публичного доступа граждан к официальной и актуальной правовой информации на базе общедоступных библиотек, иные направления ГСПИ, НЦПИ реально участвует в формировании информационно-правовой культуры населения.

Оценка научно-практического опыта НЦПИ, в том числе и международной научной общественностью, позволяет говорить о создании белорусской научной школы правовой информатизации [6]. Сложились все условия для решения задач по организации обучения и подготовки кадров в сфере предоставления социальных информационных услуг по реализации конституционного принципа общедоступности правовой информации, затрагивающей права, свободы и обязанности личности, обеспечиваемые государственными гарантиями.

Анализ современного состояния правовой информатизации в Республике Беларусь показывает, что назрела необходимость дальнейшего развития подготовки и переподготовки кадров в данной области. Подготовка кадров позволит значительно улучшить применение информационных технологий в праве, обеспечить высококвалифицированными кадрами практически все направления правовой информатизации, а также развитие правовой науки.

Так, в образовательный стандарт "Высшее образование. Специальность 1-24 01 02 "Правоведение" (РД РБ 02100.5.062-98)", утвержденный приказом Министра образования Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. № 697, включена новая учебная специализация 1-24 01 02 15 "Правовая информатизация".

Необходимость выделения самостоятельной учебной дисциплины обусловлена тем, что преподаваемый в настоящее время курс "Правовая информатика" не соответствует современным реалиям развития правовых информационных технологий. Связано это с тем, что понятие "информатика" по своей сути значительно уже понятия "правовая информатизация", охватывающего ряд пограничных областей знания и являющегося основой для формирования правовой информатизации как междисциплинарной отрасли знания. Поэтому в состав дисциплины "Правовая информатизация" должны входить помимо технических аспектов создания автоматизированных информационных систем и языков программирования также вопросы теории и практики правовой информатизации:

фундаментального внедрения правовой информатизации в сферу производства и управления, науки и образования и т.д.;

правовая информатизации информационный образование

информационных и компьютерных технологий в работе с документами, организации и развития электронного документооборота в правовой сфере;

сущности, назначения, структуры и классификации автоматизированных информационных систем правового характера;

правовой информатизации органов государственной власти и управления и деятельности правоохранительных органов;

информационной безопасности и компьютерной преступности;

информационного сотрудничества в сфере межгосударственного обмена правовой информацией и т.д.

Для реализации на практике перечисленных направлений требуются, в первую очередь, организационные решения и соответствующая проработка вопросов по выработке и реализации информационной политики и совершенствованию сферы образования.

С целью реализации государственной политики в сфере образования НЦПИ приступил к разработке типовой (базовой) учебной программы новой специализации "Правовая информатизация" специальности 1-24 01 02 "Правоведение", а также подготовке соответствующего учебного курса в связи с отсутствием учебника по профессиональной дисциплине "Правовая информатизация". Связано это с тем, что, несмотря на значительное количество научных работ в данной области, ни в Республике Беларусь, ни в странах СНГ не проработан глубоко и всесторонне вопрос о правовой информатизации как новой комплексной междисциплинарной отрасли знания, определении ее предмета и метода, места в системе правовых наук с учетом современной интеграции научного знания. Поэтому в настоящее время принципиально важно учесть и использовать при разработке учебно-методического обеспечения новой учебной дисциплины знания ведущих ученых и практиков, работающих в области правовых информационных технологий [7], а также провести исследования состояния правовой информатизации в республике и за рубежом для выявления пробелов в образовательном процессе при подготовке отраслевых специалистов информационно-правовой деятельности. При этом требуется не только введение новой учебной дисциплины, но и совершенствование учебной базы, совершенствование форм и методов обучения.

Качественные изменения образовательного процесса затрагивают не только непосредственно сам процесс обучения новой специальности, но предполагают как перспективное направление изменение методов и способов подачи материала, использование методов компьютеризации образования в сфере информационных технологий. Эти новшества должны основываться на разработке и внедрении в образовательный процесс автоматизированных обучающих систем (электронного учебника), вооружающих выпускников вузов навыками квалифицированной постановки задач предстоящих исследований, формализации и алгоритмизации решения правовых задач, применения полученных знаний в области информационно-правовой деятельности, навыками работы в глобальной компьютерной сети Интернет и т.д. для получения и использования знаний. Совершенствование учебного процесса с использованием электронных учебников в комплексе с другими обучающими средствами существенно улучшит обучение. При этом традиционные формы учебников не обязательно будут вытесняться электронными. Связано это с тем, что в настоящее время еще нет высококвалифицированных разработчиков этих учебников, отсутствуют лицензионное программное обеспечение и средства защиты и, что особо важно, - электронный учебник не всегда удобен в использовании, так как предполагает длительное сидение обучающихся за компьютером, наличие специализированных аудиторий, оснащенных соответствующей техникой и т.д. Вместе с тем имеются и значительные преимущества. Это активное взаимодействие обучающегося с содержанием учебника. Наборы заданий электронного учебника будут способствовать усвоению знаний в форме игры, моделирования ситуаций, приобретению практических навыков в будущей профессиональной деятельности.

Создание высокотехнологичной образовательной среды на основе использования продуктивных образовательных технологий, компьютерных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования, средств обучения, методических пособий и т.д. - стратегический приоритет развития образования в сфере правовой информатизации.

Для внедрения в образовательный процесс современных электронных средств и программных разработок, основанных на последних достижениях ИКТ, в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 129 "Об утверждении отраслевой программы "Электронный учебник" по разработке электронных образовательных ресурсов для системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы" реализуется соответствующая отраслевая программа.

Решение этой перспективной задачи по совершенствованию образовательного процесса, в том числе и в правовой сфере, заложит фундамент для деятельности и образа жизни людей в ХХI веке, формирования и развития информационной индустрии, инфраструктуры и коммуникаций, перехода от одного типа общества к другому, означающему не только смену способов производства информационных продуктов и информационных технологий, но и создание общества будущего - информационной цивилизации.

Литература

1. Ответы Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на вопросы представителей средств массовой информации регионов России // Офиц. Интернет-портал Президента Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - 2004. - Режим доступа: #"justify">. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании // Офиц. Интернет-портал Президента Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: #"justify">. Об утверждении программы "Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы": постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 марта 2007 г., № 265 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 67. - 5/24853.

. Правовая информатизация Республики Беларусь: становление и перспективы развития / Н.Н. Радиванович [и др.]. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. - С.12-19.

. О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 окт. 1998 г., № 524 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. - 1998. - № 31. - Ст.785.

Похожие работы на - Государственная политика развития образования в сфере правовых информационных технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!