Банкротство сельскохозяйственных организаций. Незаконное увольнение с работы
Введение
Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям.
В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования , периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.
В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных или муниципальных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.
В настоящее время сельское хозяйство России находится в сложном положении. Отсутствие весомой государственной поддержки привело к существенному спаду сельскохозяйственного производства. На данный момент в России у 60-70% сельхозпредприятий фактически имеется угроза банкротства. Значимость сельского хозяйства как стратегического ресурса, способного обеспечить продовольственную и экономическую независимость государства, обуславливает необходимость проведения процедуры банкротства сельхозпредприятий компетентной командой специалистов.
Юристы, обладающие комплексными знаниями в области сельского хозяйства, способны разработать индивидуальные подходы к восстановлению платежеспособности конкретного сельхозпроизводителя в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).
Если финансовое оздоровление сельхозпроизводителя представляется невозможным, задачей специалистов в области антикризисного управления является пропорциональное погашение требований кредиторов. Представляется особенно важным, чтобы банкротство сельскохозяйственных организаций способствовало тому, что прекращение у сельскохозяйственного производителя финансовых проблем со сменой собственника или руководителя предприятия происходило при сохранении неизменной сельскохозяйственной направленности использования земли, а объем производимой продукции не только не уменьшался, а систематически возрастал.
Банкротство сельскохозяйственных организаций
Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки.
Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, продиктованные особым характером их деятельности, который, как правило, связан с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения); с сезонным характером их работы; с использованием специфического имущества, в т.ч. объектов недвижимости (строений, сооружений).
Указанные особенности выражаются в особых правилах процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций:
В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.
Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Аналогичные особенности имеет процедура банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отметим отдельные специфические черты банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства:
Заявление индивидуального предпринимателя - главы хозяйства о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.
Заключение
Ни к одной форме прекращения предприятия не имеется столь значительного публичного интереса, как к прекращению его вследствие несостоятельности. Получение вместо ожидаемых платежей по долгам отрицательного финансового результата затрагивает самые существенные интересы участников экономического оборота. Задача максимально смягчить последствия такого эксцесса делает защиту частных интересов одновременно и интересом публичным.
Признание предприятия банкротом создает остроту и болезненность ситуации не только для кредиторов, но и для самого должника, в большинстве случаев заинтересованного в спасении своего дела, защите имущества, на базе которого функционировало предприятие.
Таким образом банкротство достаточно острая, но и одновременно интересная ситуация (в правовом смысле), отличающаяся на мой взгляд очень интересным правовым регулированием.
сельскохозяйственный банкротство увольнение законный
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
. Конституция Российской Федерации. 1993.
. Федеральный закон РФ от 02.11.2002 г. О несостоятельности (банкротстве)
. Гражданский кодекс РФ.
. Баренбойм Л. Правовые основы банкротства. М. 1994.
. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2008.
. Трудовой кодекс Российской Федерации: с последними изм. и доп. по состоянию на 10.11.2009. - М.: , ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.
7. Аграрное право ,под. ред. С.А.Боголюбова -М.: НОРМА,2002.
Задача
На предприятии "Метеор" в связи с сокращением штата было уволено 10 человек, в том числе беременная Новикова и Кузнецова с ребёнком двух лет считая, что уволены незаконно, обе обратились с жалобой.
1. Правомерны ли действия администрации?
Гарантии при увольнении беременных женщин
·Согласно статье 261 Трудового кодекса РФ, по инициативе работодателя будущая мама может быть уволена только в связи с ликвидацией организации.
·О предстоящем увольнении ее должны предупредить не менее чем за 2 месяца.
·Время со дня увольнения беременной женщины до достижения родившимся ребенком трех лет включается в непрерывный трудовой стаж.
·Беременная женщина не может быть уволена по сокращению штатов работников организации.
Гарантии при увольнении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и одиноких матерей
Для этой категории женщин перечень оснований, по которым работодатель может их уволить, шире по сравнению с беременными женщинами. Помимо случая ликвидации организации, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также одиноких мам можно уволить на общих основаниях, предусмотренных статьей 261 Трудового кодекса РФ:
·за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеется дисциплинарное взыскание;
·за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (то есть за прогул, появление на работе в нетрезвом виде, разглашение охраняемой законом тайны, совершения по месту работы хищения, растраты, о чем имеется вступивший в законную силу приговор или постановление уполномоченных органов, нарушение требований охраны труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия);
·за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
·за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
·за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
·за представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора
Ответ: действия администрации не правомерны, так как беременная женщина не может быть уволена по сокращению штатов работников организации. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также одинокие матери не могут быть уволены по причине сокращения штата организации (статья 261 Трудового кодекса РФ). Значит их увольнение незаконно.
2.Куда должны быть направлены жалобы женщин?
·При незначительном нарушении законодательства со стороны работодателя за защитой нарушенных прав лучше обратиться в Федеральную инспекцию труда, которая входит в состав Министерства труда и социального развития РФ. Они обязаны в течение месяца со дня обращения выехать к работодателю и устроить целевую проверку.
·При существенных нарушениях (вплоть до незаконного увольнения) Трудовым кодексом предусмотрено рассмотрение споров между работником и работодателем комиссиями по трудовым спорам. Они формируются в рамках организации и состоят из равного числа представителей работников и работодателей.
·Всегда есть возможность обратиться в суд за восстановлением справедливости (минуя комиссию по трудовым спорам или в случае несогласия с ее решением).
3. Какое решение примет орган по рассмотрению трудовых споров?
Ответ: На основании ст261 ТК РФ работодатель должен восстановить этих женщин на прежнее место работы. В случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
По заявлению работника он может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных компенсаций, принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.
В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Если орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, признал денежные требования работника обоснованными, то они удовлетворяются в полном размере (ст. 395 ТК РФ).
Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке (ст. 396 ТК РФ).
Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах