Анализ управления развитием муниципального здравоохранения (на примере ГБУ 'Шумихинская центральная районная больница')

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    214,26 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ управления развитием муниципального здравоохранения (на примере ГБУ 'Шумихинская центральная районная больница')

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы управления развитием муниципального учреждения здравоохранения в Российской Федерации

1.1 Сущность и роль управления системой муниципального здравоохранения в Российской Федерации

1.2 Совершенствование компетенции органов публичной власти в сфере здравоохранения

1.3 Некоторые аспекты повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения

Глава 2. Анализ управления развитием муниципального здравоохранения (на примере ГБУ "Шумихинская центральная районная больница")

2.1 Общая характеристика ГБУ "Шумихинская центральная районная больница"

2.2 Анализ экономических показателей ГБУ "Шумихинская центральная районная больница")

Список использованных источников и литературы

Глава 1. Теоретические основы управления развитием муниципального учреждения здравоохранения в Российской Федерации

 

1.1 Сущность и роль управления системой муниципального здравоохранения в Российской Федерации


В современном мире система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики. Исследования последнего десятилетия по проблемам развития здравоохранения сформировали теоретическую и методическую базы, обеспечивающие реформирование здравоохранения. Выявлены основные проблемы и закономерности развития, определены направления оптимизации деятельности основных управляющих и управляемых элементов системы здравоохранения. Реформа системы здравоохранения ориентирована на улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсов. Успешное достижение этих целей предполагает широкое применение научно обоснованных методов анализа проблемных ситуаций и выработки системных рекомендаций по управлению здравоохранением. Особенно важным является определение роли государства, поскольку именно оно обладает наиболее полным комплексом ресурсов и рычагов воздействия на социальные институты, в том числе здравоохранение.

Проведенные в России в конце XX столетия радикальные социально-экономические преобразования обусловили значительные изменения в системе организации здравоохранения. Передача многих полномочий с федерального на региональный и муниципальный уровни власти повлекла за собой наделение их обязанностями в сфере охраны здоровья населения. В результате этих, во многом стихийно происходивших процессов, ранее единая система здравоохранения оказалась разделенной на отличающиеся значительной степенью автономности сектора - государственный (федеральный и региональный), муниципальный, ведомственный и частный.

Структурные изменения в экономике привели к спаду объемов производства, сокращению капитальных вложений, изменению демографической ситуации и, как следствие, к сдерживанию процессов по построению социально-ориентированного государства. Недостаточный уровень текущего финансирования приводит к невыполнению социальных нормативов, сдерживает законодательную инициативу в части решения социальных задач. Сокращение объемов финансирования капитальных вложений в строительство, реконструкцию объектов социальной инфраструктуры и приобретение медицинского оборудования в ходе реформ также стало причиной снижения уровня обеспеченности населения медицинскими услугами. Необходимость реализации социальных программ в условиях ограниченности финансовых ресурсов делает актуальным решение проблем, связанных с разработкой методик планирования обеспечения медицинским оборудованием, определения потребности капитальных вложений по объектам здравоохранения и оценкой эффективности социальных инвестиций.

В Российской Федерации реформирование здравоохранения началось с принятия в 1991 году закона о медицинском страховании и произошло это тогда, когда ещё сохранялся СССР. Таким образом, можно констатировать, что Россия - первая из союзных республик приступила к реформированию здравоохранения.

Прошло двадцать лет и можно подвести некоторые итоги. Нельзя не отметить, что произошло много перемен:

1.       Сегодня в Российской Федерации функционирует бюджетно-страховая модель финансирования учреждений здравоохранения.

.        Не без проблем реализуется программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, принятая к вооружению как один из механизмов реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках Концепции развития здравоохранения, принятой в 1997 году.

.        Разработаны и введены в действие механизмы дополнительного лекарственного обеспечения.

.        Огромный объем работы проведен в связи с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье".

Можно отметить, что органы исполнительной власти в сфере здравоохранения всех уровней, руководители здравоохранения и практические врачи, работающие в государственных и муниципальных медицинских организациях, отдают много сил для того, чтобы все эти новации принесли максимальную пользу российскому народу.

Привели ли эти меры, а также усилия власти, руководителей органов здравоохранения и врачебного сообщества к ожидаемым результатам? Содержание ответа на этот вопрос является ключевой и в тоже время стартовой позицией для планирования и реализации дальнейших изменений в здравоохранении. Остается ли здравоохранение в ситуации, которая предполагает необходимость реформирования или существует возможность что-то обновить (модернизировать) и все нормализуется?

В последние годы в научной литературе, посвященной проблемам здравоохранения, практически на равных условиях присутствуют несколько точек зрения. С одной стороны высказывается снабженное набором доказательств мнение о том, что здравоохранение продолжает оставаться в кризисе, определяются параметры кризиса и предлагаются механизмы выхода из него. С другой стороны, говорится о необходимости системных реформ здравоохранения в сторону усиления роли медицинского страхования, что требует совершенствования законодательной базы, создания и совершенствования функционирования соответствующей инфраструктуры медицинских и страховых организаций, совершенствования государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи и изменения системы их финансирования. Существуют предложения о возврате к прежней системе, существовавшей в СССР. Есть и другие предложения.

С.В. Калашников, председатель Фонда социального страхования объясняет такую ситуацию тем, что "при решении проблем здравоохранения возникло противостояние подходов к его реформированию". Существует противоречие между традициями и законодательством. Медицинская деятельность основана на традициях и любое законодательство, не учитывающее традиции, работать в этой сфере не будет. Многие законы не принимаются потому, что общество не считает нужным их принимать.

Вместе с тем, с 2004 года вектор мнений сместился в сторону того, что российскому здравоохранению необходима модернизация и все планы, программы, проекты, реализуемые с тех пор, направлены в эту сторону. Соглашаясь с таким выбором, необходимо определить некоторые параметры модернизации. Прежде всего, необходимо определить, что понимается под модернизацией здравоохранения, на какой правовой основе она должна осуществляться, какими силами и в какие сроки? Очевидно, что должны быть определены и опубликованы цели и задачи модернизации системы здравоохранения, определены объект деятельности, субъект деятельности, ресурсы для осуществления этой деятельности, факторы внешней среды, влияющие на возможность (ограничивающие или расширяющие эту возможность).

В нашем случае очевиден объект деятельности - здравоохранение, нуждающееся в усовершенствовании. Однако здравоохранение, являясь по своей сущности сложной социальной системой, имеющей признаки социального института, представляет собой крайне сложный по своей сути объект деятельности. Практика модернизации здравоохранения свидетельствует о том, что если не учитываются мнения и не находят поддержки тех, без кого собственно и не существует здравоохранение - медицинских работников и пациентов, то объект модернизации становится весьма аморфным и мало готовым к изменениям. Ошибочно мнение и о том, что только совершенствование деятельности инфраструктуры здравоохранения (улучшение структуры и работы медицинских учреждений, упорядочения их финансового обеспечения, максимальное укомплектование персоналом и медицинским оборудованием) приведет к стойким изменениям здравоохранения в лучшую сторону.

Также очевиден, но не бесспорен субъект деятельности. Существует представление о том, что достаточно неких действий власти и модернизация здравоохранения осуществиться. Оно ошибочно! Без участия медицинского сообщества в разработке идеологии, целей, задач, принципов и механизмов перемен, без понимания и одобрения предполагаемых действий со стороны общественных организаций пациентов и других общественных организаций, без разъяснения обществу сценария действий и прогноза ожидаемых результатов, к которым приведут изменения, субъект деятельности не будет способен достичь намеченных целей и поставленных задач.

Очевидно, что никакая деятельность по усовершенствованию не может осуществляться без достаточного ресурсного обеспечения. Очевидно и то, что количественные характеристики необходимых для перемен ресурсов должны определяться в зависимости от тех целей, достижение которых определено как планируемый результат и тех задач, которые, необходимо решить для достижения целей. Речь идет о правовых, финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсах.

Практика показывает, что при разработке планов, программ и проектов, направленных на решение социальных проблем, особую важность приобретает та окружающая среда, в которой происходят события, связанные с переменами. Любые перемены могут быть осуществлены только в тех рамках, которые объективно существуют в каждом конкретном случае. Это и есть факторы внешней среды, влияющие на деятельность, связанную с переменами. К наиболее значимым факторам, влияющим на модернизацию здравоохранения: политическая, экономическая и социальная ситуация в стране.

Таким образом, под модернизацией здравоохранения следует понимать научно обоснованную, поддержанную обществом совместную деятельность органов власти различного уровня, органов управления здравоохранением, медицинского сообщества, основанную на реальном учете имеющихся ресурсов и существующих факторов внешней среды с целью переведения российского здравоохранения на уровень, отвечающий современным требованиям, соответствующим мировым стандартам, и придания ему современного облика.

Совершенствование и устойчивое развитие системы здравоохранения связано с рядом обстоятельств и наличием ответов на ряд принципиальных вопросов.

Во-первых, какой подход будет использоваться для организации и управления здравоохранением? Если здравоохранение будет развиваться как отрасль, то следует отказаться от разделения полномочий между органами власти различного уровня в организации и ответственности за оказание различных видов медицинской помощи и закрепления за органами власти соответствующих расходных обязательств. При разделении полномочий отраслевое управление не возможно! Во-вторых, если разделение полномочий между органами власти будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством, то необходима разработка и нормативное обеспечение новой модели управления организацией и оказанием медицинской помощи - модели надотраслевого управления или управления медицинской деятельностью, что фактически и происходит в последние годы и очевидно, что есть смысл этим серьёзно заниматься. В-третьих, следует политически определиться с тем, какая модель здравоохранения будет развиваться в Российской Федерации. Речь идет в первую очередь о том, какие источники финансирования будут использоваться: бюджетные, страховые или смешанные. Если выбор будет сделан в пользу смешанных источников, то следует четко определить какова доля финансирования из каждого источника.

Реальная ситуация, сложившаяся в современной России, требует от государства и общества принятия стратегических решений. Поэтому главной задачей на 2011 год в области здравоохранения является принятие и реализация региональных Программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Программы модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации должны быть представлены как комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации. Эффективность реализации программы будет оцениваться на основе анализа целевых значений показателей результативности, как медицинских, так и экономических.

Региональные программы модернизации здравоохранения начали работать уже в 2011 году, и должны стать логичным продолжением государственной политики по направлению усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса усовершенствования системы здравоохранения.

 

1.2 Совершенствование компетенции органов публичной власти в сфере здравоохранения


Социальная сфера, важнейшим звеном которой является здравоохранение, - один из основных объектов внимания публичной политики в современном обществе. Включение социальной сферы в русло долговременной стратегии развития страны возможно только на основе реализации конституционных положений о социальном государстве и обеспечении прав каждого в Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Необходимость реформирования системы здравоохранения является приоритетным направлением социальной политики государства. Предпосылками к этому послужили неэффективность громоздкой системы здравоохранения, недоступность получения качественной бесплатной медицинской помощи, негативная динамика показателей здоровья. Так, смертность в России является самой высокой среди европейских стран; численность населения начиная с 1995 г. постоянно уменьшается (в 2008 г. она сократилась с 148 до 142 млн.) .

Следует отметить, что преобразования в здравоохранении проводятся не только в России, но и в США, в странах Европейского союза, в Китае. Так, в США расходы на здравоохранение в 2009 г. достигли 17,6% ВВП, что составило около 2,2 трлн. долл. Доля государственных затрат на здравоохранение в России в 2008 г. составила 2,8% ВВП (в 2006 г. - 2,6%, в 2007 г. - 2,9%). Для достижения запланированных показателей предусмотрено к 2020 г. увеличить государственные расходы до 5,5% ВВП.

В современном мире действуют объективные факторы, определяющие новые подходы к системе здравоохранения. Так, в Китайской Народной Республике в апреле 2008 г. были обнародованы "Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранения", в которых говорилось, что "здравоохранение и медицинское обслуживание должны служить на благо народа". Для ускорения проведения реформы, которая осуществляется как в сферах медицинского страхования, управления лечебными учреждениями, так и в системах общественного здравоохранения и оборота фармацевтических препаратов, в ближайшие три года китайское правительство вложит дополнительно 850 млрд. юаней.

В США 2/3 стоимости проведения реформы будет финансироваться из средств, которые в настоящее время расходуются на недейственные федеральные программы здравоохранения, а 1/3 - за счет дополнительного налогообложения лиц с высокими доходами.

В России с 2011 г. предполагается увеличить с 1,1% до 3,1% страховые взносы работодателей, зачисляемые в доход бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Стоимость программы обязательного медицинского страхования составит 840,6 млрд. руб. Полученные средства предполагается направлять на определенные цели: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений (300 млрд. руб.); внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования (24 млрд. руб.); повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинских услуг по таким расходным статьям, как заработная плата медицинского персонала, лекарственные препараты, питание больных, диагностическое оборудование (136 млрд. руб.).

Таким образом, в условиях кризисных явлений в экономике повышается уровень требований, касающихся механизма обеспечения конституционных прав каждого в Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь со стороны всех органов публичной власти в сфере здравоохранения. Особенность данной группы прав заключается в том, что их реализация зависит от возможности органов публичной власти обеспечить соответствующие гарантии, в первую очередь материальные.

При реализации единой государственной политики в сфере здравоохранения требует особого внимания развитие взаимоотношений органов различных уровней осуществления публичной власти. И хотя компетенция органов публичной власти в сфере здравоохранения различается, что создает впечатление об их автономности, тем не менее каждый субъект решает вопросы в пределах последовательно сужающейся сферы деятельности, которая должна быть скоординирована.

Выделение в Конституции РФ координации вопросов здравоохранения в качестве отдельного предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ следует расценивать как указание на необходимость обеспечения единства представлений о координации, которая представляет собой согласованное взаимодействие органов публичной власти в сфере здравоохранения по осуществлению властной деятельности. Они несут субсидиарную ответственность за обеспечение единого стандарта прав граждан в этой области.

Отсутствие однозначного законодательного подхода к толкованию конституционной формулы "координация вопросов здравоохранения" не позволяет обеспечить полноту и непротиворечивость наделения соответствующими полномочиями органов различных уровней власти. Назначение координации заключается в объединении разнонаправленных действий различных структур. Однако в условиях жесткой централизации в существующей модели разграничения полномочий органов публичной власти в сфере здравоохранения этого почти не происходит. С помощью координирующих действий, основанных не столько на организующем, сколько на правовом влиянии федеральных органов государственной власти на региональные и муниципальные органы власти в сфере здравоохранения, можно объединить комплекс мер по охране здоровья и оказанию медицинской помощи каждому на территориях субъектов РФ и муниципальных образований.

муниципальное здравоохранение управление развитие

Процесс реализации конституционных положений, длившийся несколько лет без четкой правовой детализации предмета ведения Российской Федерации и субъектов РФ и без оптимального разграничения полномочий органов различных уровней осуществления публичной власти, не привел к результативному совместному руководству данной сферой.

Для эффективной координации трех уровней осуществления публичной власти в рассматриваемой сфере - федерального уровня, уровня субъектов РФ и муниципального уровня - необходимо законодательно конкретизировать способы ее достижения. Это можно было бы сделать посредством разработки законопроекта о координации вопросов здравоохранения в Российской Федерации.

Существует комплекс вопросов, связанных с соотношением разных компетенций, их взаимовлиянием в период модернизации всей сферы здравоохранения, развитием и перераспределением полномочий. На изменение характера и объема полномочий любого из федеральных органов публичной власти в сфере здравоохранения влияет в том числе меняющаяся динамика отношений в различных областях жизнедеятельности. При быстром изменении ситуации в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ Правительство РФ вправе передать часть своих полномочий соответствующим уполномоченным органам. К этим полномочиям относятся: установление правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации; утверждение перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности; утверждение перечня социально значимых заболеваний; установление правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека; утверждение перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, и др.

С помощью передачи отдельных полномочий, прежде всего регулирующих, повышается самостоятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, расширяются их возможности по достижению целей, ускоряется принятие необходимых нормативных правовых актов.

Как справедливо отмечают ученые, конечный результат будет в наибольшей мере приближен к ожидаемому, если сумма всех функций будет соответствовать объективно необходимым, а их реальные управленческие контакты не будут сильно отклонены от нормативно определенных функций. На сегодняшний день сумма всех полномочий соответствующих федеральных органов, включая передаваемые, заметно превышает этот объем.

Оценивая законодательно закрепленные полномочия Правительства РФ, следует сказать, что и раньше отмечалась необходимость их перераспределения с учетом объективных условий управляемости. Существенное перераспределение компетенции влечет изменение как организационной структуры, так и всего механизма взаимодействия органов публичной власти разных уровней в сфере здравоохранения. Использование способов перераспределения полномочий призвано быть системным. Процесс перераспределения компетенции между органами публичной власти в сфере здравоохранения требует сбалансировать объемы полномочий органов государственной власти с динамикой государственного управления.

Происходящие процессы в области государственного управления здравоохранением показывают, что перераспределение компетенции может происходить хаотично. Поэтому на законодательном уровне важно закрепить критерии определения необходимого объема полномочий отраслевых федеральных органов государственной власти, что позволит говорить об упорядочении полномочий этих органов. К таким критериям могут быть отнесены: общая значимость вопроса при существовании различных форм организаций здравоохранения; необходимость единообразного регулирования вопросов с учетом реализации прав граждан на получение различных видов медицинской помощи в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения; обеспечение единства управления отраслью; обеспечение надлежащего контроля в сфере здравоохранения; гарантированность минимальных стандартов охраны здоровья и медицинской помощи на всей территории Российской Федерации.

Властное воздействие федеральной системы здравоохранения на региональную и муниципальную системы здравоохранения осуществляется путем издания федеральным органом исполнительной власти нормативных правовых актов. Определенность и конкретность государственных гарантий по оказанию надлежащего объема медицинской помощи в организациях здравоохранения любых форм собственности достигаются путем стандартизации вопросов оказания медицинской помощи. Однако начатые Минздравсоцразвития России процессы стандартизации в сфере, например высоких технологий, приостановлены. Министерством издано в короткие сроки 308 приказов, утверждающих рекомендованные к применению при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских учреждениях стандарты медицинской помощи при различных заболеваниях. С 2007 г. указанные стандарты не обновляются, их число не увеличивается. Федеральные клиники оказывают виды высокотехнологичной медицинской помощи при более чем 2,5 тыс. случаев нозологических форм разных классов болезней и патологических состояний, Министерством же стандартизировано лишь около 1/3 всех возможных случаев.

Отметим динамично происходящие изменения в законодательстве, регулирующем обращение лекарственных средств. После принятия Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в фармацевтическом сообществе заявили, что нормативные правовые акты следует издавать с учетом их мнения, поскольку представители данного сообщества участвуют в разработке и обсуждении определенных нормативных документов.

Конституционный принцип - единство системы государственной власти в сфере здравоохранения - многократно оправдал себя при разделении здравоохранения на государственную, муниципальную и частную системы. На основании ст.77 Конституции РФ обеспечивается законодательное единство государственной системы здравоохранения. Согласно указанной статье в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Однако наличие конституционной самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов здравоохранения и исторически сложившаяся система жесткой централизации публичного управления здравоохранением привели в настоящее время к существенным изменениям во взаимоотношениях, возникающих прежде всего между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. С учетом этого сфера здравоохранения становится отраслью, для которой наращивание ресурсного потенциала вне связи с конечными результатами деятельности означает лишь рост затрат. Рост же реальных объемов медицинской помощи зависит от нацеленности органов публичной власти в сфере здравоохранения на обеспечение надлежащей реализации конституционных прав граждан на всей территории Российской Федерации. В связи с этим особое значение приобретает неукоснительное соблюдение норм законодательства о соответствующем ресурсном обеспечении в целях осуществления каждого полномочия органа. В том случае, когда органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств (ст.132 Конституции РФ), государственные органы призваны проводить проверки деятельности органов местного самоуправления, а также учреждений здравоохранения, непосредственно оказывающих специализированную медицинскую помощь, на предмет качества ее оказания, целевого использования финансовых средств. На практике же это приводит к значительному сокращению основы реализации собственных полномочий органов местного самоуправления.

Многие авторы справедливо полагают, что для оздоровления ситуации в сфере местных финансов и большей нацеленности муниципальных бюджетов на решение специфических местных проблем необходимо законодательно ограничивать объем переданных на муниципальный уровень управления и обязательных к исполнению государственных полномочий, например в пределах 25% от общих расходов соответствующего местного бюджета.

По справедливому мнению Н.Б. Найговзиной и М.А. Ковалевского, законодательно закрепленная значительная свобода усмотрения субъекта РФ по передаче полномочия, касающегося организации оказания специализированной медицинской помощи в соответствующих учреждениях здравоохранения, является существенной предпосылкой для возникновения на практике нестабильности в организации оказания такой помощи гражданам.

Возможно, необходимо отнести участие в осуществлении передаваемых полномочий к правам, а не к обязанностям органов местного самоуправления.

Обеспечение реализации конституционных основ в регулировании компетенции органов публичной власти в сфере здравоохранения - это не только создание механизма координации деятельности каждой из систем здравоохранения, но и восстановление стабильной деятельности различных видов организаций здравоохранения. При реализации компетенции публичных органов в сфере здравоохранения на первый план выдвигается необходимость развития их взаимоотношений с постепенно изменяющими свой статус медицинскими учреждениями.

Публичные, государственные и муниципальные медицинские учреждения при предоставлении платных медицинских услуг населению руководствуются соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 и Приказом Минздравмедпрома России от 29 марта 1996 г. N 109.

Применение указанных нормативных правовых актов на практике показывает, что в отраслевой сфере были установлены лишь основы организации платных медицинских услуг, оказываемых медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи в рамках договоров с гражданами и организациями. В связи с этим предоставление платных услуг, являясь дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, допускается лишь по специальному разрешению, выдаваемому органом управления здравоохранением, а это предполагает использование точного анализа и оценки. Однако до настоящего времени на уровне подзаконного нормативного регулирования никакой регламентации порядка такого разрешения не проводилось. Кроме того, на сферу этих правоотношений влияет недостаточно регламентированный порядок осуществления государственного контроля за оказанием данных услуг, хотя судебной практикой и признано, что при предоставлении в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ платных медицинских услуг публичными медицинскими учреждениями не нарушается действующее законодательство. Медицинские работники справедливо отмечают, что наделение публичных учреждений здравоохранения правом на оказание платных медицинских услуг является мерой, не соответствующей правовому статусу данных учреждений. В настоящее время публичные медицинские учреждения сталкиваются с проблемами необходимости сочетания платности и конституционно гарантированной доступности каждому в Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также с необходимостью выработки механизма действий для получения законной возможности оказания платных услуг.

Если такая деятельность осуществляется не в ущерб гарантированной Конституцией РФ бесплатной и доступной медицинской помощи, то развитие законодательства и подзаконного регулирования со стороны федеральных органов государственной власти должно привести к возможности выбора между бесплатным лечением в публичных медицинских учреждениях и платными услугами в иных медицинских организациях. Продолжительное отсутствие надлежащей правовой базы породило ряд негативных явлений, включающих замещение гарантированных бесплатных медицинских услуг платными, безвозмездное использование материально-технической базы государственных лечебных учреждений для коммерческой медицинской деятельности, теневые формы оплаты медицинских услуг. Безусловно, оказание медицинских услуг в публичном медицинском учреждении по сравнению с частной клиникой имеет ряд преимуществ, прежде всего из-за его многопрофильности, доверия людей к традиционно сложившейся системе оказания медицинской помощи, наличия дорогостоящего оборудования.

Однако, по справедливому замечанию Ю.Н. Андреева, государство все больше перекладывает социальные и иные публичные государственные функции на плечи самих граждан, расширяя долю и перечень платных услуг, которые "становятся все более и более возмездными (иногда по регулируемым органами государственной власти ценам)". По нашему мнению, именно в этом случае должна существенно возрастать ответственность федеральных органов государственной власти в сфере здравоохранения как за своевременность и качество принимаемых решений, так и за конечные результаты деятельности публичных медицинских учреждений. Без соответствующей правовой основы организации здравоохранения не обеспечат процессы обширных и серьезных преобразований в этой сфере. Что касается публичных медицинских учреждений, предстоит обеспечить по линии органов публичной власти в сфере здравоохранения гибкое сочетание таких имеющихся сегодня режимов взаимоотношений, как регулирующие, легализующие, партнерские и контрольные. Этому призвана способствовать реальная самостоятельность медицинских организаций в рамках их уставов и отраслевых законов, строгой законности локальных актов и недопущения вмешательства органов публичной власти в легальные сферы их деятельности.

Анализ Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" показывает, что в общем объеме полномочий Министерства преобладают полномочия регулирующего свойства. Несмотря на то что система федеральных органов исполнительной власти построена на основе принципа специализации функций, Министерство реализует полномочия по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. На Минздравсоцразвития России возлагаются полномочия, отличающиеся от установленных Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Кроме того, очевидно, что должны быть уточнены не только процедуры принятия Министерством решений и механизмы взаимодействия с иными органами публичной власти в сфере здравоохранения, но и основания его ответственности. В настоящее время начался переход к прозрачной деятельности органов государственной власти, в результате чего будет создан доступный информационный массив данных, позволяющий судить о реализации полномочий Министерства. Одной из гарантий открытости деятельности органов власти является установление юридической ответственности за непредоставление информации. Так, УК РФ содержит ст.237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей", ст.140 "Отказ в предоставлении гражданам информации". КоАП РФ также содержит статьи, в определенной степени направленные на обеспечение открытости деятельности органов власти. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" призван способствовать повышению уровня обеспечения граждан услугами в сфере здравоохранения.

Таким образом, анализ полномочий органов публичной власти в сфере здравоохранения свидетельствует о важной роли компетенции как нормативного выражения публичных обязанностей субъектов, ею обладающих, при этом недопустимо превращение ее в борьбу за приобретение и использование властных полномочий. Как представляется, именно конституционные нормы о компетенции органов публичной власти в сфере здравоохранения послужат основой функционирования всей сферы здравоохранения как ведущей области социальных преобразований.

 

1.3 Некоторые аспекты повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения


Здравоохранение представляет собой систему финансово-экономических и социально-правовых отношений между медицинскими учреждениями, организациями, предприятиями и населением страны, в процессе развития которых осуществляется деятельность по удовлетворению многообразных потребностей потребителей в медицинских услугах, сохранению и улучшению здоровья людей; кардинальным изменениям в его хозяйственной системе, связанным с рыночным реформированием, внедрением высоких технологий, сдвигами в функциональной и структурной организации, формированием нового качества лечебно-оздоровительных услуг, превращением их в национальный приоритет.

В современной России для финансирования медицинской помощи используются средства бюджетов разных уровней (до 52%), средства обязательного медицинского страхования (ОМС) (до 33%), иные не запрещенные законом источники (до 15%). В настоящее время медицинское страхование занимает второе место среди источников финансирования здравоохранения в России. Вместе с тем в условиях недостаточного финансирования медицинские учреждения не могут предоставить пациентам необходимый объем бесплатной медицинской помощи, в том числе в рамках программ государственных гарантий, и вынуждены вводить элементы платности услуг. Поэтому наряду с бесплатной гарантированной медицинской помощью широкое распространение получило оказание населению платных медицинских услуг.

Расходы на финансирование муниципальных учреждений здравоохранения непосредственно связаны с общими вопросами финансового права: финансированием социально-культурной сферы, государственными и муниципальными расходами, которые в настоящее время должным образом не разработаны.

Платная медицинская помощь не отрицает и не отменяет бесплатную. Однако в российском здравоохранении сформировалась сложная ситуация, проявляющаяся в ограниченности ресурсов, необходимых для оказания адекватной медицинской помощи. Несмотря на существование конституционных гарантий на получение бесплатной квалифицированной медицинской помощи, в действительности граждане вынуждены самостоятельно приобретать медикаменты, перевязочные материалы и т.п.

По оценкам специалистов, частная медицинская практика в России расширяется с каждым годом. Рынок медицинских услуг, оказываемых за прямую плату, поступающую непосредственно от пациентов, имеет значительный объем. В связи с этим можно высказать мнение: процесс расширения рынка частных медицинских услуг в решающей степени обусловлен значительным сокращением государственных расходов на здравоохранение.

Потребность в медицинских услугах существенно отличается от других человеческих потребностей. Спрос на данную услугу чаще основывается не на платежеспособной потребности, связанной с готовностью и возможностью ее оплатить, а на необходимости, зависящей от состояния здоровья потребителя услуг (заказчика, пациента) и возможностей учреждений здравоохранения.

Состояние современного российского здравоохранения характеризуется несбалансированностью государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения, а также незавершенностью введения страховой системы финансирования здравоохранения. Ни одна, даже самая экономически развитая страна в мире, не может предоставить всем своим гражданам равные возможности доступа к услугам, обеспеченным современными медицинскими технологиями. Поэтому ключевым вопросом государственной политики в здравоохранении является вопрос о регулировании этого неравенства. Для современной России проблема регулирования доступа населения к медицинским услугам стоит особенно остро.

Изучение источников финансирования оказания медицинской помощи населению позволяет выделить основные проблемы их формирования: несоответствие государственных гарантий предоставления медицинской помощи тем финансовым ресурсам, которыми располагают фонды обязательного медицинского страхования; сложности в финансовом планировании расходов на здравоохранение, связанные с использованием различных источников финансирования лечебно-профилактических учреждений - бюджет, фонды обязательного медицинского страхования и личные средства граждан; неполное использование имеющихся возможностей привлечения финансовых ресурсов через систему добровольного медицинского страхования.

Учитывая, что в основе своей деятельность медицинского учреждения направлена на удовлетворение потребностей и интересов различных субъектов, при оценке эффективности работы учреждения возможно применение ряда критериев, одним из которых является удовлетворение интересов наиболее значимых участников правоотношений в сфере здравоохранения (табл.1).

Таблица 1

Интересы наиболее значимых участников правоотношений в сфере здравоохранения

Участники

Интересы

Государство, органы власти и управления

Получение гражданами определенного объема и качества медицинской помощи, оптимизация затрат на медицинскую помощь, повышение экономической эффективности учреждения и его развитие

Пациенты

Получение определенного объема и качества медицинской помощи, предотвращение возникновения проблем со здоровьем или избавление от болезней

Персонал учреждения

Повышение благосостояния, профессиональное развитие, развитие медицинского учреждения


Для оценки эффективности могут использоваться следующие показатели: объем оказанной помощи, соответствие стандартам, удовлетворенность пациентов оказанной помощью, использование основных фондов; использование коечного фонда, использование труда, структура доходов и расходов, ремонт и обновление основных фондов, покупка оборудования, оборот и доходность, удельные затраты, задолженность, квалификация персонала.

В основе эффективной деятельности медицинского учреждения лежит возможность его развития. Только если она реализуется и учреждение развивается в реальной действительности, становится возможным достижение экономической эффективности.

Основными параметрами, исходя из которых формируются оценка медицинского учреждения и ее восприятие, являются объем и качество медицинской помощи, состояние и развитие ресурсов и технологий, удовлетворенность пациентов и персонала, оптимизация затрат, использование и достаточность финансовых средств. Комплексная оценка состояния вышеуказанных показателей дает представление об эффективности деятельности учреждения. Таким образом, оценка эффективности деятельности усредненного учреждения здравоохранения может быть представлена в следующем виде:

прирост и объемы оказанной помощи ниже потенциально возможных;

качество помощи находится на достаточном уровне;

эффективность использования основных фондов находится на недостаточном уровне;

эффективность использования труда средняя;

доля платных услуг низкая;

средняя заработная плата низкая;

объем бюджетного финансирования является стабильно низким;

темпы развития материально-технической базы низкие;

недостаточный приток квалифицированных кадров.

Современный этап развития здравоохранения характеризуется возникновением новых инфекционных заболеваний в сочетании с неинфекционными болезнями, а также высокой смертностью населения. Для преодоления данных негативных моментов необходимо динамичное развитие всех направлений охраны здоровья, что возможно лишь при их одновременной ресурсной поддержке.

В связи с этим нельзя не согласиться с мнением, что совершенствование правового регулирования экономических аспектов деятельности медицинских учреждений должно основываться на принципах права, защите прав и свобод граждан, соблюдения интересов государства и т.д. и соответствовать экономическим законам, способствовать повышению эффективности хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

Российская медицина сегодня является "медициной болезней", а не "медициной здоровья". Финансируются в основном ее отрасли, связанные с дорогостоящим оборудованием для диагностики запущенных заболеваний и производством сложных хирургических операций. Акцент делается не на предотвращение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а на развитие инвалидизирующих методик, которые продлевают физическое существование больного, но лишают его полноценной и активной, здоровой деятельности и жизни.

Две основные тенденции, наблюдаемые как в мире, так и в России, привели к формированию потребности в развитии методов комплексного клинико-экономического анализа в медицине: растущая стоимость медицинской помощи (за счет постарения населения, постоянного появления новых все более дорогостоящих технологий и возросших ожиданий пациентов) при ограниченных возможностях финансирования; нерациональное использование ограниченных ресурсов (за счет использования медицинских вмешательств без должных показаний, применения малоэффективных и небезопасных технологий) .

Таким образом, основные направления развития учреждения необходимо рассматривать через призму реализации основных задач и принципов системы здравоохранения в целом, к которым авторами относятся нацеленность на преодоление демографического кризиса в стране, профилактическая направленность, всеобщая доступность и высокое качество медицинской помощи, необходимая ресурсная обеспеченность, экономическая эффективность использования ресурсов, программно-целевой подход.

Соответственно, в деятельности системы учреждений здравоохранения акцент должен быть сделан на сокращении видов заболеваний, дающих наиболее высокие показатели инвалидности и смертности населения, а также заболеваний, имеющих особую социальную значимость в связи с кризисной демографической ситуацией в стране. Это прежде всего болезни, угрожающие репродуктивному здоровью и состоянию здоровья матерей и новорожденных, социально значимые заболевания, представляющие особую угрозу для здоровья нации в целом.

Системный подход к медицинскому обслуживанию предопределяет необходимость совершенствования процесса управления учреждениями здравоохранения, то есть определения основных целей и критериев управления, выбора стратегии работы медицинского учреждения, оптимизации параметров функционирования учреждения, выбора и обоснования методов организационного управления. В свою очередь, руководители медицинских учреждений недостаточно ориентированы в современном экономическом правовом поле деятельности. Поэтому они не проявляют активности в области менеджмента и не торопятся брать финансовую ответственность за работу организации, за пересмотр бухгалтерского учета, за сохранность имущества и его целевое назначение.

Таким образом, на уровне учреждения конкретными приоритетными направлениями развития могут явиться:

развитие амбулаторно-поликлинической помощи, замещение госпитализации амбулаторным лечением и профилактикой заболеваний;

внедрение медицинских технологий, позволяющих в амбулаторных условиях достигать качественной диагностики и выявления заболеваний на ранней стадии;

модернизация материально-технической базы стационаров;

подготовка и переподготовка современных медицинских кадров;

увеличение заработной платы медицинским работникам;

внедрение в практику деятельности и использование при принятии решений современных управленческих технологий - медицинского маркетинга, менеджмента (медицинского, финансового, кадрового), а также информационных технологий.

Целью функционирования системы здравоохранения являются предоставление населению доступной и качественной медицинской помощи и, как следствие, повышение уровня здоровья населения, на которое оказывает влияние достаточно большое количество факторов.

О положительных перспективах внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, говорится в трудах многих теоретиков и практиков.

В целом повышение эффективности системы здравоохранения возможно посредством развития следующих направлений:

рост эффективности организации управления, что требует повышения мотивации, профессионализма, обучения медицинского персонала, оптимизации организационной структуры, внедрения методов оценки качества;

повышение эффективности процессов оказания медицинской помощи, что включает в себя автоматизацию процессов и использование средств телемедицины, регламентацию и стандартизацию медицинской помощи, внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний, реинжиниринг и совершенствование процессов;

повышение эффективности использования оборудования и лекарственных препаратов, подразумевающей повышение отдачи от использования и производительности медицинского оборудования, внедрение клинико-экономических стандартов медицинских услуг, улучшение лекарственного обеспечения граждан;

повышение экономической эффективности деятельности учреждений, что предполагает контроль и оптимизацию затрат, улучшение финансирования, оценку эффективности деятельности по результатам и объемам медицинских услуг, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения.

Основу рационального ресурсосбережения в современном здравоохранении составляют эффективное использование и воспроизводство существующих ресурсов. Поэтому современная парадигма управления ресурсами здравоохранения заключается в ориентации на интенсивное развитие производства медицинских услуг на основе инновационных технологий.

К основным стратегическим задачам эффективного управления ресурсами здравоохранения следует отнести создание системы стратегического планирования развития здравоохранения, разработку сценариев развития здравоохранения, переход на индикативный метод планирования деятельности, модернизацию отрасли, в том числе системы обязательного медицинского страхования, переход на отраслевую систему оплаты труда и проч. Современное государственное здравоохранение столкнулось с противоречиями все возрастающей потребности населения на медицинские услуги и нарастающей ограниченностью предложения, обусловленной дефицитом финансирования, неэффективным менеджментом в части рационального использования ресурсов.

В современных условиях эффективным механизмом инновационного развития является проектный менеджмент, включающий в себя структурный компонент (ресурсное обеспечение отрасли), и процессный компонент (технологическое обеспечение отрасли) и содержание результата, которое характеризуется качеством здоровья населения и качеством оказываемых медицинских услуг населению.

Важнейшим инструментом исполнения и достижения целей проектного менеджмента в здравоохранении является бюджетирование как процесс регулярного планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния системы здравоохранения и учреждений здравоохранения, нацеленный на достижение результата.

Переход на программно-целевое бюджетирование в здравоохранении позволяет своевременно корректировать государственное или муниципальное задание, гибко перераспределять средства с учетом хода реализации задания, формировать четкую систему критериев и индикаторов оценки эффективности деятельности органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, обеспечить объективность оценки результатов реализации программы, оптимизировать структуру и управление ресурсами здравоохранения (перечень целевых показателей оценки деятельности системы здравоохранения на уровне муниципального образования представлен в табл.2).

Таблица 2

Целевые показатели оценки деятельности системы здравоохранения на уровне муниципального образования

N

Показатели

1

Стационарная помощь (койко-дней на одного человека в год)

2

Амбулаторно-поликлиническая помощь (посещений на одного человека в год)

3

Дневные стационары (пациенто-дней на одного человека в год)

4

Скорая медицинская помощь (число вызовов на одного человека)

5

Квоты в федеральных учреждениях (пролечено больных)

6

Финансирование (млн. руб.), в том числе:

7

За счет средств бюджета (млн. руб.), в том числе:

7.1

7.2

краевого

7.3

муниципального

8

За счет средств ОМС (млн. руб.)

9

За счет предпринимательской деятельности (млн. руб.)

10

Подушевое финансирование (руб.)

11

Младенческая смертность (на 1000 живорожденных)

12

Перинатальная смертность (на 1000 родов)

13

Смертность населения в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. населения в трудоспособном возрасте)

14

Первичный выход на инвалидность всего населения (на 10 тыс. населения)

15

Первичный выход на инвалидность детского населения (на 10 тыс. населения)

16

Охват периодическими осмотрами (%)

17

Охват профилактическими осмотрами (%)

18

Охват профилактическими прививками (%)

19

Удельный вес посещений поликлиники с профилактической целью

20

Охват диспансерным наблюдением работающего населения в возрасте 35 - 55 лет

21

Удельный вес лиц, достигших целевого значения артериального давления (%)

22

Удельный вес больных СД, достигших уровня гликозилированного гемоглобина не более 7,6%

23

Прерывание беременности (на 1000 женщин 15 - 49 лет)

24

Заболеваемость вирусным гепатитом (А + В + С) (на 100 тыс. населения)

25

Заболеваемость сифилисом (на 100 тыс. населения)


В целях оценки деятельности учреждения здравоохранения возможно применить систему критериев, предложенную Д.Р. Мустафиной:

показатели качества оказания медицинской помощи: удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием, сокращение сроков нетрудоспособности, качество оказания медицинских услуг (уровень количества врачебных ошибок), количество необоснованных госпитализаций, количество недостигнутых клинических результатов;

экономические показатели эффективности деятельности учреждения: прибыль, средняя заработная плата врача, средняя заработная плата по учреждению, средняя стоимость одного койко-дня;

показатели оперативности работы (своевременность оказания медицинской помощи): средняя продолжительность амбулаторно-поликлинического лечения пациента, средняя продолжительность лечения в стационаре, среднее время ожидания приема врача, средняя продолжительность выполнения заказа скорой помощи с момента поступления вызова до фактического его исполнения, эффективность работы коечного фонда.

Управление финансовыми ресурсами здравоохранения следует рассматривать во взаимосвязи с организацией системы контроля. Необходимость данной деятельности обусловлена следующими обстоятельствами:

изменение структуры спроса на медицинские услуги, которая приводит к уменьшению средней продолжительности пребывания в лечебно-оздоровительных учреждениях, перенесению акцентов на краткосрочные курсы лечения, следовательно, увеличению количества операций, связанных с оформлением клиентов, что также расширяет объем финансовых операций;

постоянные изменения в законодательстве, в том числе по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета персонала, материалов и т.д.

Постоянный мониторинг качества лечебно-диагностического процесса позволяет значительно снизить количество дефектов при оказании специализированной медицинской помощи по учреждению в целом, своевременно выявлять негативные стороны в структуре и организации деятельности различных служб больницы, их ресурсном обеспечении, а также определять резервы по изменению управления лечебно-диагностическим процессом с целью его оптимизации.

Вопросы повышения эффективности и результативности работы государственных (муниципальных) учреждений в современных условиях являются не просто актуальными, а жизненно важными для их руководителей. Для достижения этой цели необходимо не только модернизировать существующую структуру, но и усиливать контроль за деятельностью ее составляющих, в связи с чем целесообразным является рассмотрение вопроса о создании в учреждении службы внутреннего финансового контроля (аудита) либо закрепление соответствующих полномочий за конкретным должностным лицом, обладающим необходимыми знаниями и квалификацией.

Данная служба призвана способствовать повышению эффективности внутреннего контроля и управления в учреждении, организовывать и осуществлять финансовый контроль структурных подразделений учреждения, проводить внутренние аудиторские проверки и выполнять в рамках полномочий другие поручения руководителя учреждения, осуществлять анализ выявленных отклонений от установленного законодательством и локальными актами учреждения порядка использования финансовых средств, определять эффективность использования ресурсов учреждения, выявлять причины и условия, способствующие совершению выявленных нарушений.

Основными задачами службы могут являться:

) организация, поддержание и развитие системы финансово-хозяйственного контроля (предварительного, текущего, последующего) за деятельностью структурных подразделений учреждения;

) проведение анализа результатов и эффективности деятельности структурных подразделений учреждения в части использования финансовых средств, в том числе:

контроль над исполнением доходной и расходной частей бюджета учреждения по источникам формирования и направлениям использования;

контроль целесообразности и эффективности приобретения и использования оборудования, расходных материалов и других товарно-материальных ценностей;

контроль над соблюдением требований бухгалтерского учета при приобретении, использовании и списании имущества;

) проведение анализа деятельности учреждения в финансово-хозяйственной сфере и разработка направлений развития учреждения;

) взаимодействие с внешними контрольными и надзорными органами, разработка предложений по снижению финансовых и управленческих рисков.

Финансовому контролю в здравоохранении присущи свойства не только финансово-экономического, но и социального контроля, позволяющего упорядочить финансовые потоки и способствующего совершенствованию финансового обеспечения лечебно-оздоровительных предприятий и оптимизации источников их финансирования на этапах формирования, распределения и расходования всех ресурсов в здравоохранении.

Исходя из сути контроля (контроллинга) можно определить одну из его основных задач - выбор и обеспечение функционирования наиболее эффективной структуры системы управления, что подразумевает использование соответствующих моделей и согласование их входных и выходных данных, определение последовательности их реализации, выбор критерия эффективности использования моделей (табл.3).

Таблица 3

Критерии эффективности использования моделей

Критерий

Содержание критерия

Результативность

Соотношение фактического результата достижения целей, поставленных службой контроллинга лечебно-оздоровительного предприятия, с плановым результатом (например, прибыль от реализации услуг и продукции лечебно-оздоровительного предприятия по факту за отчетный период/прибыль от реализации услуг и продукции по его плану за тот же период)

Действенность

Увеличение по результатам внедрения контроллинга доходной и экономия расходной части бюджета лечебно-оздоровительного предприятия (сумма прироста чистой прибыли, в том числе по услугам жилищного фонда, службы питания, медицинской службы и т.п., экономия затрат по предприятию в целом и по указанным подразделениям)

Экономичность

Отношение экономических результатов от деятельности лечебно-оздоровительного предприятия к совокупности затрат на содержание службы контроллинга (прирост прибыли от реализации услуг и продукции/затраты на создание службы контроллинга)

Для максимально эффективного использования бюджетных ресурсов в любом типе бюджетных учреждений и при производстве любых услуг нужного качества и количества необходимо прежде всего выявление всех необходимых элементов производственного процесса, условий, ресурсов, трудовых операций, обеспечивающих получение конечного результата, а также системы стимулов, совокупное действие которых направит деятельность бюджетного учреждения на достижение декларированной (директивно установленной) цели, а не подменит ее иной, реальной, более удобной для достижения и отчета.

Для получения от деятельности бюджетного учреждения максимума декларируемого результата необходимо прежде всего стимулировать непосредственных производителей услуг (врачей, учителей, экскурсоводов, водителей общественного транспорта и т.д.) и лишь во вторую очередь - управленческий, вспомогательный и обслуживающий производство персонал. При этом вознаграждение этих категорий работников должно быть поставлено в прямую зависимость от вознаграждения непосредственных производителей государственных услуг. Только в этом случае можно будет избежать конфликта разнонаправленных интересов подразделений и отдельных работников и создать объективно необходимые условия для концентрации усилий всего коллектива бюджетного учреждения на достижение декларируемой цели и максимума количества и качества конечного результата.

Вследствие переноса акцента в вопросах оценки трудозатрат и распределения вознаграждения в бюджетных учреждениях с непосредственного процесса производства услуг на управление производством и его обслуживание не только снижаются качество и количество услуг, производимых в конкретном бюджетном учреждении в конкретный период времени, но и падает престижность профессии непосредственных производителей в сравнении с профессиями тех, кто обладает эксклюзивными возможностями оценивать свой и чужой труд и распределять вознаграждение сообразно этим оценкам. Следовательно, сокращаются возможности пополнения в ближайшем будущем рядов непосредственных производителей квалифицированными специалистами, способными обеспечить производство на уровне мировых стандартов. Без этого никакое образование, повышение квалификации и стимулирование вспомогательного и обслуживающего персонала бюджетных учреждений не способны поднять качество непосредственного производства государственных (муниципальных) услуг.

Создание условий для максимальной отдачи от непосредственных производителей услуг является еще одним непременным условием получения от бюджетного учреждения максимума количества и качества конечного результата. Для его выполнения необходимо следующее:

создание условий для непрерывного повышения квалификации непосредственных производителей услуг, включая повышение уровня профессиональных знаний, отработку психологических приемов разрешения конфликтных ситуаций, освоение других знаний и навыков, необходимых для представителей публичных профессий;

создание эффективной системы оценки трудозатрат и оплаты труда, максимально стимулирующей непосредственных производителей услуг к полной трудовой отдаче;

использование средств и способов нематериальной мотивации. Для бюджетной организации с весьма скромными возможностями материального поощрения сотрудников крайне важно широко использовать различные способы нематериального стимулирования, создать максимально благоприятный морально-психологический климат, поощрять инициативы работников. Возможность работать в команде, где создаются возможности и поддерживается стремление работников к самосовершенствованию, профессиональному росту, самовыражению личности, является одним из сильнейших мотивирующих факторов, в значительной степени компенсирующим недостатки системы материального стимулирования и организации работы.

Глава 2. Анализ управления развитием муниципального здравоохранения (на примере ГБУ "Шумихинская центральная районная больница")


2.1 Общая характеристика ГБУ "Шумихинская центральная районная больница"


Государственное бюджетное учреждение Шумихинская центральная районная больница находится на территории Курганской области г. Шумиха.

Центральная районная больница учреждена совместным решением Министерства здравоохранения Курганской области и администрацией Шумихинского района. Больница в своей деятельности руководствуется Уставом, законодательством РФ и Курганской области и иными обязательными для исполнения актами законодательных и исполнительных органов власти.

Шумихинская центральная районная больница является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Курганской области.

Центральная больница имеет в своей собственности имущество, являющееся собственностью Шумихинского района и отвечает по своим обязательствам.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов больницы являются:

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, переданное собственником или уполномоченным им органом;

доход, полученный от реализации продукции (работ, услуг), а так же от других видов разрешенной больнице хозяйственной деятельности;

амортизационные отчисления;

кредиты банков и др. кредиторов;

капитальные вложения и дотации бюджета;

безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, граждан;

иные источники в соответствии с законодательством РФ, КО.

Больница имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждении банка, печать со своим наименованием и с наименованием вышестоящего ведомства, бланки, фирменную символику.

Больница выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в соответствии с законами РФ, КО. Больница не отвечает по обязательствам государства, его органов.

Отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств.

При недостаточности денежных средств, по обязательствам больницы отвечает Министерство здравоохранения Курганской области, администрация Шумихинского района.

Целью создания больницы является оказание специализированной и квалифицированной медицинской помощи населению Шумихинского района.

Основными задачами деятельности Шумихинской центральной районной больницы являются:

обеспечение бесперебойной работы больницы в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан;

предоставление своевременной и квалифицированной помощи населению;

разработка перспективных и текущих программ социально-экономического развития.

обеспечение на обслуживаемой территории расширения сферы и деятельности совершенствование оказываемых и внедрение новых услуг помощи населению.

осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке и при чрезвычайных ситуациях

Исходя, из задач Шумихинская ЦРБ осуществляет, следующие функции:

разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия по повышению эффективности работы, совершенствованию методов организации, производственных процессов и внедрению новых форм обслуживания и техники, улучшению использования производственных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

осуществляет работу по ведению бухгалтерского учета, статистического учета, отчетности и контроля. Предоставляет отчетные данные в установленные адреса и сроки.

Для достижения своих целей Шумихинская ЦРБ имеет право самостоятельно:

осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие сферы учреждения, планировать свою деятельность;

утверждать в установленном порядке штатное расписание;

пользоваться налоговыми и другими льготами, установленными в законодательном порядке государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

Шумихинская ЦРБ осуществляет анализ производственной и финансовой деятельности, несет ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставления отчетов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимой для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Планирование структуры организации должно базироваться на стратегическом плане организации. Основная задача руководителя состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации. Наилучшая структура та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять запросы потребителей и достичь своих целей с высокой эффективностью.

Организация управления современного учреждения выполняет многообразные функции, включающие: аналитическую работу по изучению состояния рынка, спроса и предложения услуг, стратегическое планирование, организация производственной деятельности, стимулирование работы персонала, проектирование систем организации управления.

Под организационной структурой управления учреждением понимается соотношение полномочий, функций, прав, обязанностей, ответственности между управленческими и производственными звеньями в процессе производства и предоставляемых услуг.

Цель структуры управления Шумихинской ЦРБ состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед учреждением задач:

снижение трудоемкости производства, производственных затрат; - повышение активности сотрудников;

повышение качества предоставляемых услуг.

Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определенного учреждения, а так же от способа построения функциональной системы предприятия.

Высшим должностным лицом является главный врач, назначаемый и освобождаемый главой местной администрации по согласованию с министерством здравоохранения Курганской области. Главный врач действует на основе Устава организации и законодательства РФ, Курганской области.

В состав руководства так же входят: заместитель главного врача по лечебной части (начмед), по организационно-методической работе, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, главный бухгалтер, заместитель главного врача по административно-хозяйственной части.

Врачи подразделяются на врачей широкого профиля (хирург, терапевт, акушер-гинеколог, педиатр) и врачей узких специальностей (стоматолог, отоларинголог, офтальмолог, нарколог, инфекционист, дерматовенеролог, фтизиатр, невропатолог, рентгенолог, психиатр, анестезиолог).

В подчинении специалистов находятся средний и младший медицинский персонал, выполняющий соответствующую их функциональным обязанностям работу.

Главный врач Шумихинской ЦРБ выполняет следующие функции и обязанности по обеспечению деятельности подразделения;

обеспечивает руководство учреждением в соответствии с действующим законодательством;

представляет интересы Шумихинской ЦРБ в государственных, судебных и арбитражных органах;

организует работу коллектива;

отвечает за организацию производственной, административно-хозяйственной и финансовой деятельности;

осуществляет анализ деятельности учреждения на основе оценки показателей его работы и принимает необходимые по улучшению форм и методов работы;

контролирует выполнение требований, установленных правилами и нормами внутреннего распорядка, выполнение технической безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов и оборудования;

утверждает штатное расписание;

издает приказы, дает указания, обязательные для работников Шумихинской ЦРБ.

Подразделения и работники учреждения, выполняющие определенную функцию управления. Различают техническую, экономическую, производственную, хозяйственных внешних связей и социальную подсистему управления.

Функция управления деятельностью учреждения реализуется подразделениями и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления. Эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур:

линейный,

функциональный;

линейно-функциональный;

матричный;

Линейный тип используется в системах управления производственными участками. Он рассчитан на управления большим предприятием, т.к. не включает в себя научные организации, разветвленную систему связей с поставщиками и потребителями.

Функциональный тип. Характерные его черты - углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнения.

Смешанный тип структуры наиболее применяемый. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач.

Матричный тип организационных структур управления строится путем сочетания традиционной линейно-функциональной системы с созданием тематических проблемных групп специалистов.

Четкое иерархическое разделение труда и специализация подразделений аппарата управления являются новыми направлениями развития организационных структур.

общебольничное; поликлиника; стационар; вспомогательное; бухгалтерия; архивно-хозяйственное (АХО).

Линейно-функциональная структура управления является наиболее адекватной в такой отрасли, как здравоохранение. Благодаря ней, работа поставлена четко и качественно.

Организационную структуру управления учреждением Шумихинской ЦРБ можно представить в виде следующей схемы:

Главный врач ЦРБ:

организует всю работу учреждения;

несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива;

представляет учреждение во всех учреждениях и организациях;

издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников;

принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения;

открывает в банках счета учреждения.

Замы главного врача:

оперативно подчиняются главному врачу;

осуществляют руководство эксплутационной деятельностью;

организует обучение медперсонала с целью повышения их квалификации.

Главный бухгалтер:

осуществляет учет средств учреждения и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами;

устанавливает результаты хозяйственной финансовой деятельности учреждения;

разрабатывает штатное расписание;

составляет годовые, квартальные и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением;

разрабатывает мероприятия по их производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы.

Экономист:

возглавляет подготовку проектов перспективных и годовых планов;

обеспечивает доведение утвержденных планов до структурных подразделений;

обеспечивает проведение экономического анализа всех видов деятельности учреждения и своевременную разработку мероприятия по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорению роста производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности производства, увеличению финансовой отдачи и прибыли, устранению потерь и нерациональных расходов.

Все остальные службы и отделы работают согласно должностной инструкции, разработанной Шумихинской ЦРБ, четко знают свои функциональные обязанности, специализируются в работе.

В учреждении централизованы также важнейшие функции, как материально техническое снабжение, медикаментозное обеспечение, транспортное обеспечение, капитальный ремонт электро-, водо-, теплоснабжение, питание.

Основными программами медучреждений являются программы амбулаторно-поликлинического обслуживания и стационарного обслуживания.

Здесь можно выделить следующие виды деятельности:

лечебно-диагностические приемы врачей, диагностические исследования, лечебные процедуры;

стоматология;

помощь на дому;

экстренная медицинская помощь;

смотры, консультации и другие профессиональные услуги врачей специалистов, оформление больничных листов, рецептов на приобретение лекарственных препаратов;

леченые процедуры с использованием современных методов терапии, включая электро - и лазеротерапию, ультразвук, бальнеологические процедуры, ЛФК, массаж, мануальную терапию, рефлексотерапию и другие;

инструментальная диагностика, включая рентгенологические, электрографические, ультразвуковые, эндоскопические и прочие современные методы;

лабораторные исследования, включая общеклинические, биохимические, гематологические, серологические, бактериологические, гормональные, иммунологические и другие;

медобслуживание, проводимое с целью оформления справок для получения водительских прав, разрешения на ношение оружия, санаторно-курортные карты, санитарные книжки и другие.

Стоматологическое обслуживание. Обычно без ограничений предлагается снятие зубных отложений, камней, лечение пародонта, удаление зубов, лечение воспалительных заболеваний полости рта, покрытие зубов лаком при гиперистензии твердых тканей зубов. Протезирование и косметические процедуры.

Вызов врача на дом. Данный вид медицинских услуг осуществляется для снятия острых состояний, консультаций и проведения необходимых медицинских осмотров в случаях, не позволяющих клиенту по состоянию здоровья самостоятельно посетить поликлиническое лечебное учреждение.

Скорая медицинская помощь. В бригаду скорой помощи входят три человека: водитель, врач и фельдшер. Самое важное - это оказание экстренной медицинской помощи клиенту.

В программу стационарного обслуживания входит экстренная госпитализация или экстренная и плановая госпитализация, а также профилактическая госпитализация.

Шумихинская ЦРБ осуществляет следующие виды деятельности:

первичная медико-санитарная помощь;

амбулаторно-поликлиническая помощь;

стационарная помощь;

санитарно-гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни;

деятельность по обеспечению гражданской обороны и медицины катастроф;

финансово-хозяйственная деятельность;

фармацевтическая деятельность.

Амбулаторно-поликлиническая помощь, оказывается, по следующим профилям:

терапевтический; хирургический; педиатрический; офтальмологический;

акушерско-гинекологический; отоларингологический; неврологический;

психиатрический; наркологический; онкологический; стоматологический;

фтизиатрический; дерматовенерологический; рентгенологический; физиотерапевтический; эндоскопический; ультразвуковой и функциональной диагностики; планирование семьи; планирование и организация профилактических прививок; диспансеризация населения; профилактические осмотры; медицинские освидетельствования; реабилитационная помощь;

лабораторная диагностика.

Стационарная помощь осуществляется по следующим направлениям:

терапевтическое; хирургическое; педиатрическое; акушерско-гинекологическое; инфекционное; реабилитационное; отоларингологическое.

2.2 Анализ экономических показателей ГБУ "Шумихинская центральная районная больница")


Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

оценить текущее и перспективное финансовое состояние учреждения;

оценить возможные и целесообразные темпы развития учреждения с позиции финансового их обеспечения;

выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

спрогнозировать положения учреждения на рынке капиталов.

Практика выработала некоторые общие требования к проведению экономического анализа деятельности учреждения, к которым можно отнести следующие:

Анализ должен базироваться на использовании системы конкретных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения в целом и ее отдельные стороны.

Анализ может осуществляться двумя путями:

от общего к частному - дедуктивный (финансово-экономический);

от частного к общему - индивидуальный (технико-экономический).

Как правило, используется два аспекта анализа, что позволяет углубить его и обогатить результаты аналитической работы.

Таблица 4

Основные показатели деятельности учреждения за последние 3 года

Основные экономические показатели деятельности учреждения характеризуют тенденцию увеличения стоимости предоставляемых услуг в 2011 году на 128,77% по отношению к 2009 году при одновременном увеличении численности работников на 103,84%, что отразилось на увеличении производительности труда на 124,01% в 2011 году по отношению к предыдущему 2009 году. Стоимость основных фондов по годам меняется незначительно в абсолютном выражении к 2009 году на сумму 3140, в процентном соотношении 118,98%. В целом производительные затраты увеличиваются, по отношению к 2009 году, в абсолютном выражении они составили 14730 тыс. руб. в процентном 100,35%. Одновременно увеличивается и прибыль. В 2009 году прибыль получена 27 тыс. руб., то в 2011 году прибыль от реализации составила 53 тыс. руб., в процентном соотношении увеличение составляет 196,3%. Рентабельность учреждения увеличивается незначительно по отношению к 2009 году на 1,954, т.к. увеличение прибыли незначительно.

Важнейшим показателем эффективности производства является производительность труда. Ускорение роста производительности труда - одно из основных условий дальнейшего развития производства, его интенсификации, повышения эффективности.

Рост производительности труда в учреждении достигается внедрением новой передовой техники и технологии, улучшением использования действующих средств, совершенствованием организации производства, труда и управления на научной основе, улучшением использования рабочего времени, совершенствованием технического нормирования, укреплением трудовой дисциплины, совершенствованием условий оплаты труда и форм материального и морального поощрения.

В соответствии с этим усиливаются роль и значение анализа производительности труда и заработной платы. Основная цель такого анализа заключается в выявлении возможности дальнейшего роста производительности труда в учреждении. Важной задачей является также изучение использования трудовых ресурсов учреждения: численности работающих, их состава, движения, рабочего времени. Анализ производительности труда ведется совместно с анализом фонда заработной платы и средней заработной платы.

Производительность труда определяется или количеством продукции, выработанной в единицу времени, или количеством рабочего времени, затраченного на производство единицы продукции. Более часто применяется первый показатель производительности труда в виде выработки продукции в единицу времени.

В планах и отчетах показатель производительности труда по учреждению связи в целом рассчитывается делением объема продукции в денежном измерении на среднесписочную численность работников основной деятельности.

Анализ производительности труда начинается с общей оценки выполнения планов и темпов роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. При этом одновременно рассматриваются показатели объема продукции и численности работников (таб.5).

Таблица 5

Результаты выполнения плана и темпы роста производительности труда

Наименование показателей

ед.

2010

Отчетный год 2011


изм.


План 2011 г

Выполнение





Факт. вып 2011 г.

В процентах





выполн.

К плану

К пред.  году

1

2

3

4

5

6

7

Объем продукции,

Тыс. руб

4126

4500

4569

101,5

110,7

Численность работников

Чел.

210

216

216

100

102,8

Производительно-сть труда, руб.

Руб.

19,647

20,833

21,152

101,5

108,0


Приведенные данные показывают, что план по производительности труда выполнен. Фактический уровень производительности труда превзошел плановый на 1,5%, это обеспечило и более высокие темпы роста производительности труда.

Так, если в плане предусматривается рост производительности труда в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 6,4 (20,833-19,647) /19,647*100%, фактически производительность труда возросла на 8%.

Таблица 6

Динамика производительности труда и заработной платы

Показатели

2010

2011

Абсол. откл.

Темп прироста, %

1

2

3

4

5

1. Стоимость предоставляемых услуг (тыс. руб.)

4126

4569

443

10,74

2. Численность работников (чел.)

210

6

2,86

3. Производительность труда (руб. на 1 чел.)

19,65

21,15

1,74

7,63

4. Фонд заработной платы (тыс. руб.)

524,1

748,1

224

42,7

5. Средний размер заработной платы (тыс. руб. на 1 чел.)

2,080

2,886

0,81

38,75


Из таблицы видим, что наблюдается положительная динамика производительности труда, стоимости услуг и размера средней заработной платы.

Применим индексный метод анализа изменения объема выпускаемой продукции (Q) за счет влияния интенсивного фактора - изменения производительности труда (Пт), и за счет влияния экстенсивного фактора - изменения численности работников (Ч).

Q=Пт*Ч (1) IQ=IПт*Iч (2)

Для темпов роста (индексов показателей) взаимосвязь сохраняется, следовательно, 1,1074 = 1,0763 * 1,0286. Стоимостной объем предоставляемых предприятием услуг увеличился на 10,74% за счет увеличения производительности труда на 7,63% и увеличения численности работников на 2,86%.

В абсолютном выражении прирост (∆ Q) определяется:

а) за счет изменения производительности труда ∆ Q = (Пт1 - Пт0) * Ч1 (3)

∆ Q (Пт) =1,74*216 - 375,84 тыс. руб.

б) за счет изменения численности работников ∆ Q = (Ч1 - Ч0) *Пт0 (4)

∆ Q (Ч) =6*19,65 = 117,9 тыс. руб.

∆ Q=∆ Q (Пт) + ∆ Q (Ч) =375,84-117,9=257,94 тыс. руб.

Увеличение производительности труда послужило причиной увеличения средней заработной платы в расчете на одного человека на 38,75%.

Анализируя работу Шумихинской ГБУ, можно отметить, что уровень работы - итоговый уровень достижения результатов больницы высокий. Это говорит о высокой производительности труда в данном учреждении.

Список использованных источников и литературы


1. Нормативно-правовые акты

1.       Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993.25 декабря.

2.       Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 03.12.2011)"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 49. Ст.6422.

.        Федеральный закон от 23.07.2008 N 160-ФЗ (ред. от 30.11.2011)"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч.2). Ст.3616.

.        Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 06.12.2011)"Об обращении лекарственных средств" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст.1815.

. Литератра

5.       Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. М., 2007.531с.

6.       Валентей С.Д., Бухвальд Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. 2008. N 3. С.70-78.

.        Герасименко Н.Ф. Сверхсмертность населения - главная демографическая проблема России в контексте европейских тенденций здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 3. С.10-11.

.        Замахаев С.А. Методологические, организационно-правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных учреждений здравоохранения бюджетной сферы (социально-гигиеническое исследование): Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2006.333с.

.        Кораблев В.Н. Инновационный подход к управлению ресурсами здравоохранения (на примере Хабаровского края): Автореф. дис. канд. экон. наук. Новосибирск, 2006.933с.

.        Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере размещения заказов и внутреннего финансового контроля (аудита) // Законодательство и экономика. 2011. N 3. С.14 - 25.

.        Кравченко Г.М. Развитие рынка и финансирования лечебно-оздоровительных услуг в России: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2008.267с.

.        Лившиц С.А., Жилинская Е.В. Некоторые проблемы правового обеспечения деятельности медицинских учреждений различных форм собственности // Медицинское право и этика. 2003. N 2. С.15-20.

.        Мустафина Д.Р. Поддержка принятия решений при управлении учреждениями здравоохранения (на примере медицинских учреждений муниципального района): Автореф. дис. канд. техн. наук. Уфа, 2010.331с.

.        Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2004.340с.

.        Отчет о деятельности ГБУ "Шумихинская центральная районная больница" за 2009 - 2011 года // Архив ГБУ "Шумихинская центральная районная больница".

.        Перхов В.И. Стандарты высокотехнологичной медицинской помощи и реальная клиническая практика // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 3.С. 20-29.

.        Ривес Н.И. Нормативно-правовые акты надо издавать с учетом мнения фармобщественности // Московские аптеки. 2008. N 5. С.60-76.

.        Рогалев К.К. Роль областной больницы в организации оказания специализированной и высокотехнологичной помощи в крупной области СЗФО РФ (на примере Архангельской областной клинической больницы): Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 2009.617с.

.        Титова Е.В. Медико-социальное и экономическое обоснование реструктуризации лабораторно-диагностической службы Омской области: Автореф. дис. канд. мед. наук. Кемерово, 2006.435с.

.        Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.426с.

.        Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007.324с.

.        Филатов Д.В. Система оценки деятельности учреждений здравоохранения при производстве медицинских услуг: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 2008.311с.

.        Цзян Гочэн. Новая реформа системы здравоохранения в Китае // Китай. 2009. N 5. С.13-34.

.        Шведова Н.А. Актуальность реформы американского здравоохранения // США и Канада. 2010. С.3 - 22.

3. Интернет источники

25.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http://www.minzdravsoc.ru <http://www.minzdravsoc.ru/>

Похожие работы на - Анализ управления развитием муниципального здравоохранения (на примере ГБУ 'Шумихинская центральная районная больница')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!