Основы геоэкологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    256,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы геоэкологии














КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Основы геоэкологии»

на тему: «Основы геоэкологии»

Содержание

1.       Введение

.        Концепция устойчивого развития

.1       История возникновения термина «устойчивое развитие»

.2       Принципы устойчивого развития

.3       Устойчивое развитие в контексте города

.4       Примеры реализации проектов по обеспечению устойчивого развития в различных сферах в некоторых городах мира

.        Эволюция биосферы. Экологические модификации

.        Проблемы отходов

.1       Отходы потребления

.2       Отходы производств

.3       Организация переработки токсичных промышленных отходов - первоочередная экологическая задача для г. Москвы

.4       Законодательная база

.        Стратегический план действий в защиту Черного Моря

.        Радиоактивные загрязнения - серьезная проблема России

.        Заключение

.        Список используемой литературы

1.  Введение

Мы все живем в мире высоких технологий, быстроразвивающемся и прогрессирующем, в мире, где каждый день происходят какие-либо новые научные открытия, а в жизнь внедряются различные технологические инновации, в мире нанотехнологий и дерзких, грандиозных проектов такого масштаба, каких не видывала еще ни одна цивилизация доселе. В современном мире научно-технический прогресс, двигаясь просто невообразимыми темпами, набрал такие умопомрачительные обороты, что теперь любые идеи, высказанные писателями-фантастами еще десять лет назад и тогда казавшиеся не более, чем вымыслом, теперь смело претворяются в жизнь величайшими умами человечества. Человек сейчас практически полностью окружил себя технологиями, отдалившись тем самым от своих истоков, от природы, не понимая порой, что без благополучия той самой природы его суперсовременные технологии не стоят ничего. Уже которое десятилетие подряд мы вырубаем леса, истощаем природные ресурсы, жадно выкачивая невосполнимые запасы нефти и многих полезных ископаемых и минералов, выбрасываем сотни тысяч тонн отходов, в т. ч. ядовитых и радиоактивных, в реки, моря и океаны, захараниваем их в почвах, не задумываясь при этом, насколько сильный урон наносим мы планете, на которой сами живем, и какое будущее ожидает нас самих и наших детей.

К счастью, в последнее время многие государства осознали всю важность экологической проблемы, вставшей перед человечеством сейчас, и предпринимают попытки повлиять на сложившуюся экологическую обстановку в мире и изменить ее в лучшую сторону. Был принят ряд мер и подписан ряд международных соглашений, регламентирующих, например, количество выбросов углекислого газа в атмосферу для тяжелой промышленности каждой страны (Киотский договор), а также другие аспекты, влияющие на экологическую обстановку в мире и в каждом государстве в отдельности.

В своей работе я как раз и хочу затронуть данную проблему, весьма актуальную для России в данный момент. В первой и второй частях работы я рассмотрю стратегию устойчивого развития мира и расскажу об эволюции биосферы, а трех последующих частях переключусь уже конкретно на проблемы РФ, такие, как проблема отходов и радиоактивных загрязнений, а также рассмотрю стратегический план действий в защиту Черного моря. Материал постараюсь изложить как можно доступнее, но в то же время полно и аргументировано касательно различных точек зрения по каким-либо вопросам.

2.  КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Термин "устойчивое развитие" первоначально появился в природопользовании, в частности в рыбном и лесном хозяйстве. Под этим термином понималась система эксплуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются и имеют возможность естественного воспроизводства.

«Устойчивое развитие является развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»

(Комиссия Брундтланд, ООН, 1987г.)



2.1 История возникновения термина «устойчивое развитие»

Термин "устойчивое развитие" первоначально появился в природопользовании, в частности в рыбном и лесном хозяйстве. Под этим термином понималась система эксплуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются и имеют возможность естественного воспроизводства.

Важнейшей отправной точкой всей концепции устойчивого развития стал доклад Римского клуба[1]

"Пределы роста", изданного в 1972 году. В нем впервые было показано, что природные ресурсы почти исчерпаны (нефть, газ, руды и т.д.), рост индустрии подошел к своим пределам и нужна новая концепция устойчивого развития мира. В результате во многих странах были приняты законы об охране окружающей среды, начали осуществляться перевод промышленного производства из крупных городов, закрытие вредных производств (угольные шахты, разрезы, карьеры и т.д.) и др.

В 1980-х годах термин «устойчивое развитие» был использован в отчете Комиссии Брундтланд [2] , сформированной ООН в целях разработки конкретных предложений по решению экологических проблем.

В 1987 году после нескольких лет работы Комиссия пришла к выводу, что решение экологических проблем невозможно без решения социальных и экономических вопросов и об устойчивом развитии необходимо говорить в широком смысле. В докладе, представленном Комиссией в ООН, понятие устойчивого развития определяется следующим образом: "Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности". К определению был дан следующий комментарий: "Устойчивое и долгосрочное развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями».

.2 Принципы устойчивого развития

Повестка дня на XXI век - план действий

В 1992 году на первом Всемирном Саммите земли под эгидой Комиссии ООН по окружающей среде и развитию обсуждались проблемы устойчивого развития Планеты. Главами государств 179 стран мира была принята Повестка дня на XXI век, которая является беспрецедентным глобальным планом действий в интересах устойчивого развития и представляет собой крупнейшее достижение в плане обеспечения комплексного рассмотрения экологических, экономических и социальных проблем на основе единой стратегии. Повестка дня на XXI век содержит свыше 2500 рекомендаций, включая подробные предложения относительно методов преодоления неэффективных структур потребления, борьбы с нищетой, охраны атмосферы, океанов и биологического разнообразия и поощрения устойчивого сельского хозяйства.

Предложения, изложенные в Повестке дня на XXI век, были дополнены и доработаны на нескольких крупных конференциях ООН по проблемам народонаселения, социального развития, городов и продовольственной безопасности, в частности во время Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году.

Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы. Усилия по формированию устойчивого образа жизни предполагают комплексный подход к деятельности в трех ключевых областях:

Экономический рост и справедливость - применение комплексного подхода к стимулированию долгосрочного экономического роста.

Сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды - поиск экономически приемлемых решений проблемы сокращения потребления ресурсов, прекращения загрязнения окружающей среды и сохранения природной среды обитания.

Социальное развитие - удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, продовольствии, образовании, энергии, медицинской помощи, воде и санитарии; бережное отношение к богатому культурному и социальному разнообразию и соблюдение прав трудящихся; обеспечение возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, влияющих на их дальнейшую судьбу.

2.3 Устойчивое развитие в контексте города

Особое значение городов, как центров реализации принципов устойчивого развития, было подчеркнуто на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге в 1994 году, где была принята “Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия)”. В этом документе отмечается, что “поскольку ни один город не похож на другой, все мы должны найти свои собственные пути к устойчивому развитию. Во всех направлениях местной политики следует основываться на общих принципах устойчивости и, учитывая сильные стороны каждого конкретного города, разрабатывать местные стратегии устойчивого развития”[3].

На втором Всемирном саммите по проблематике «Города и устойчивое развитие» (Манчестер, Великобритания), прошедшего в июне 1994 года, обсуждались направления устойчивого развития городов в связи с проблемами транспорта, преодоления бедности, задачами здравоохранения, занятости, финансов и распределения ресурсов. Следствием внимания мирового сообщества к данной проблематике явилось появление специальной программы «Устойчивое развитие городов», поддерживаемой центром ООН по населенным пунктам. В этой программе участвуют города более 80 стран мира.

По определению ООН «устойчивый город является городом, в котором достижения в общественном, экономическом, и физическом развитии постоянны. Устойчивый город постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит устойчивое развитие. Устойчивый город поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф». Иными словами, устойчивое развитие города обеспечивает безопасность его населения и высокое качество жизни.

В рамках стратегий устойчивого развития на городском уровне решаются проблемы в различных отраслях и сферах деятельности, отдельных районах.

Во всех городах мира, следующих курсу устойчивого развития, принята практика разработки стратегий (стратегических планов), в которых определяется миссия и/или видение города, общая концепция развития всех основных сфер жизнедеятельности города на средне- или долгосрочную перспективу. При этом, учитывается специфика общего состояния города.

Примеры городов, имеющих стратегии, направленные на обеспечение устойчивого развития:

. Стратегия управления ростом «Оттава - 2020»

. Канберра - план развития города на 30 лет состоит из трех взаимосвязанных частей - Социальный план, Территориальный план и План экономического развития

.Стратегический план развития Праги до 2006 года

. Стратегический план развития Мельбурна до 2030 года

. Стратегия развития Софии до 2010 года.

2.4 Примеры реализации проектов по обеспечению устойчивого развития в различных сферах в некоторых городах мира

Окружающая среда.

В целях улучшения качества окружающей среды, в частности повышения качества атмосферного воздуха, в Осло (Норвегия), который был признан ООН «Устойчивым городом Европы» в 2003 году, в течение 90-х годов 20 века была реализована программа по снижению выбросов твердых частиц, двуокиси серы, свинца и оксидов азота в атмосферу. Причиной, вызвавшей необходимость уменьшения объемов выбросов, стало увеличение случаев заболевания астмой и другими легочными болезнями среди детей из-за повышенной загазованности отдельных районов Осло. Основным источником загрязнения являлось интенсивное автомобильное движение в городе. Основным решением данной проблемы стало развитие системы общественного транспорта, а именно, введение в эксплуатацию трамваев, системы подземного общественного транспорта и монорельсовых поездов, работающих на электричестве (источник - гидроэнергетика). Также для частного автотранспорта была предусмотрена обязательная установка каталитических дожигателей выхлопных газов. Для улучшения системы транспортного движения в Осло, в частности для расширения сети линий метро, администрация города получает финансирование от центрального правительства.

Германия занимает первое место в мире по использованию энергии ветра и второе (после Японии) по использованию солнечной энергии. В стране действует закон «О возобновляемой энергии»: за каждый киловатт-час, полученный с помощью солнца или ветра, правительство выплачивает производителю 48 центов, что во много раз превышает рыночную цену на энергию, производимую за счет угля,- 5 центов. В результате в настоящее время в стране 14 тыс. ветровых и свыше 80 тыс. солнечных промышленных установок и каждый год в альтернативные источники инвестируется около 6 млрд. евро. В районе деревни Геттеборн к 2008 году будет построена крупнейшая в мире солнечная электростанция мощностью 8,2 МВт стоимостью 35 млн. евро.

Правительство намерено продолжить вкладывать инвестиции в солнечные водонагревательные установки малой мощности. Немецкая семья, решившая обзавестись солнечной водонагревательной установкой, может получить по 110 евро за каждый квадратный метр установленных солнечных коллекторов. С 1999 года на реализацию этой программы из средств госбюджета ФРГ, собранных за счет экологического налога, было выделено 2,7 млрд. евро.

Развитие солнечной энергетики способствует не только защите окружающей среды, но и созданию новых рабочих мест. Только в 2004 году число занятых в отрасли возросло почти на 4 тыс. человек и достигло 16 тыс. В перспективе, по оценке немецких специалистов, строительство, ремонт и обслуживание солнечных энергетических установок может обеспечить постоянной работой в ФРГ до 100 тыс. человек.

Имидж Цюриха получил принципиально новую экологически черту благодаря идее создания биржи солнечной энергии. Начиная с мая 1997 г. все клиенты электростанции Цюриха смогли абонировать солнечную энергию вместо электрической, обеспечив, таким образом, шестикратную экономию средств и возможность внести свой вклад в поддержку экологической энергетики.

Предложение было так хорошо воспринято населением, что в течение самого короткого времени было заказано в 2 раза больше солнечной энергии, чем могли поставить первые солнечные установки. Почти 3% всех клиентов электростанции участвуют в бирже солнечной энергии. Благодаря большому спросу стало возможным в первые 20 месяцев с начала старта этой биржи подключить 16 новых солнечных установок с годовой мощностью до 365 тыс. квт.ч.; подобное подключение к общей сети происходит непрерывно и дальше.

Цюрихская электростанция берёт на себя роль активного посредника между поставщиками и клиентами. Она закупает солнечную энергию и продаёт её клиентам без дополнительной наценки по смешанной цене всех поставок. Поставщики солнечной энергии строят свои установки и используют их в черте города на уже застроенных площадях по собственному усмотрению. За это электростанция гарантирует сбыт солнечной энергии по твёрдым ценам сроком на 20 лет.

В городе Раухалахти (Финляндия) реализован проект, целью которого было объединение способов производства тепла и электричества на основе стандартных (уголь, газ), а также нестандартных (торф, биомассы, промышленные отходы) источников. Проект был реализован в сотрудничестве с представителями целлюлозно-бумажной промышленности и другими перерабатывающими отраслями, а также местными органами власти. Установленные фильтры на выходных отверстиях предприятий способствовали сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу почти в два раза. Проект подтвердил обоснованность использования в качестве источников тепла промышленных отходов и отходов жизнедеятельности города. При незначительных инвестициях, такое предприятие оказалось рентабельным и надежным в плане бесперебойного производства энергии.

Социальная сфера.

В Великобритании были успешно внедрены пилотные проекты по созданию детских центров. Такие центры предлагают свои услуги по дневному присмотру за детьми; располагают яслями; проводят обучающие занятия с родителями, активно участвуют в школьной жизни детей и привлекают наиболее активных и заинтересованных родителей в решение вопросов повышения качества образования и воспитания детей.

Также разработаны требования к обустройству и оборудованию школьных зданий (и некоторых других учреждений). Например, в многоэтажной школе каждый этаж должен быть оборудован приспособлениями и помещениями для игр.

В городе Ресифе (Бразилия), население которого составляет 1,3 млн. жителей, осуществлен проект по сбору и утилизации твердых бытовых отходов, который также способствовал росту занятости в городе. Ответственным лицом по проекту назначена коммунальная организация по обеспечению чистоты и обслуживанию городской инфрастуктуры Urban Cleaning and Maintenance.

Причиной, побудившей разработку и реализацию проекта, стало повышенное загрязнение речных бассейнов из-за сброса домашними хозяйствами отходов своей жизнедеятельности. В цели проекта входило изменение отношения людей к окружающей среде, организации разделения отходов на местах, их сбор и дальнейшая утилизация. После двух лет реализации проекта было достигнуто значительное повышение объемов перерабатываемых материалов, сокращение объемов сбрасываемых твердых отходов в речные водоемы, что в свою очередь сказалось на улучшении качества питьевой воды.

Городское планирование и развитие.

В городе Ванкувер (Канада) местные органы управления предоставляют своим горожанам и предпринимателям широкие возможности для участия в принятии решений по городскому дизайну, социальным программам и т.д. В частности, в Ванкувере и других городах Канады применяется практика предоставления денежных средств горожанам для разработки и реализации местных проектов, необходимых по их усмотрению для решения проблем в районах их проживания.

В Финляндии существует два вида государственных пособий на квартиры. На первый могут рассчитывать лишь люди с невысоким уровнем доходов. Это пособие предназначено для покрытия расходов на аренду квартиры.

Второй вид пособий предусмотрен для покупки или строительства квартиры. Он представляет собой скидки на проценты банковского кредита. Если финн решил воспользоваться таким видом пособия, то он не может позволить себе купить слишком большую квартиру. К тому же размер квартиры, которую может купить или построить для своей семьи взявший кредит человек и при этом решивший воспользоваться скидками, устанавливает сам банк. Государство также поддерживает скидками на кредитные проценты молодых людей, которые впервые покупают квартиру.

Сегодня проекты реконструкции многоквартирных домов реализуются по всей стране, причем нередко на реконструкцию ставятся целые микрорайоны. В реновации жилого фонда принимает участие и государство. Помощь его заключается в том, что оно выступает гарантом кредита в банке. Для капитального ремонта дома можно получить льготный кредит в размере 80% от всех затрат на ремонт. Благодаря поддержке государства процентная ставка такого кредита, который можно взять сроком на 16 лет, не превышает 3,5% в год.

Берлин - для жителей и гостей, а не для автомобилей, но с современными коммуникациями. Градостроительная концепция Берлина (бывшей восточногерманской части) сосредоточивает усилия на создании "города коротких путей" путем повышения строительной плотности до уровня, более характерного для традиционных европейских городов. Это требует "обратной застройки" непомерно широких автотрасс и значительно повысит качество жизненного уровня и пребывания в центре города. Примером реализации этой концепции служат преобразования района Шпителльмаркт, столетиями считавшегося узлом, соединявшим Потсдамскую площадь и Александерплатц.

Доставшееся в наследство объединенному Берлину восьмиполосное автотранспортное движение, проходящее в районе Шпителльмаркт, было решено существенно сократить путем "обратной застройки". Эта городская площадь вновь становится коммунальным узлом для жителей и гостей города.

Чтобы удовлетворить потребности объединенного города в грузовых и пассажирских перевозках, решено соединить в единую сеть четыре транспортных средства: электричку протяжённостью маршрутов 300 км; метро, протяжённостью линий 167 км; трамвайные пути, протяжённостью 411 км; автобусные маршруты (1855 км). Благодаря реконструкции и расширению сети маршрутов пассажирского транспорта стало возможным реализовать постановления берлинского Сената, согласно которым 80% всех пассажирских перевозок в центре Берлина будут осуществляться муниципальным пассажирским транспортом, а 20% - на автомобиле. В качестве технической инновации выступает строительство навесной магнитной дороги "Трансрапид" (федеральное правительство выделило свыше 2 млрд. евро), которое должно завершиться в 2005 г. Эта дорога соединит Гамбург и Берлин, время в пути будет составлять менее часа.

В соответствии с Актом 2004 года об устойчивых и безопасных зданиях в Великобритании здания должны отвечать требованиям устойчивого развития, в частности при строительстве зданий должны соблюдаться экологические нормы, использоваться материалы, способствующие минимальному потреблению энергии и воды.

[1] Римский клуб - международная неправительственная организация, созданная в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи, и выдвинувшая программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны, загрязнение окружающей среды.

[2] Гру Харлем Брундтланд - в 1980-х гг. министр окружающей среды, затем премьер-министр Норвегии, в настоящее время - исполнительный директор Всемирной организации здравоохранения.

[3] Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия), принята Европейской конференцией по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге (Ольборге),Дания, 27 мая 1994 года.

3. Эволюция биосферы. Экологические модификации

Биосфера не является статичным, неизменным объектом; с течением времени она эволюционирует. Важным фактором этой эволюции являются сами живые организмы. С момента своего возникновения они расширяли границы биосферы, изменяли её состав. В результате их деятельности за миллиарды лет появились горные породы и полезные ископаемые органического происхождения, полностью преобразована атмосфера Земли (в то числе образован озоновый экран, защищающий всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей), постоянно менялся рельеф местности.


Изменения в составе атмосферы Земли

Значительные изменения биосфера претерпела с момента появления человека. Бурное развитие промышленности, науки и техники за несколько столетий - геологически ничтожный отрезок времени - способствовало значительному ускорению миграции атомов. Человек создал тысячи новых пород и сортов, истребил многие виды диких животных и растений, извлёк из земной коры миллиарды тонн полезных ископаемых; в результате его деятельности образовались новые озёра - водохранилища - и искусственные реки - каналы, на огромных площадях природные экосистемы сменились искусственными. Деятельность человечества, ничтожного по своей биомассе, оказывает влияние на состав земных океанов и атмосферы. Сейчас уже можно сказать, что человек, овладев громадной энергией, сам является мощнейшим фактором эволюции биосферы. Владимир Вернадский <#"556440.files/image003.gif">

Динамика концентрации CO2 и среднегодовой температуры атмосферы Земли

Какая-то доля солнечной радиации достигает поверхности Земли; часть её переизлучается обратно в атмосферу уже в виде более длинноволнового инфракрасного излучения. Природный парниковый эффект обеспечивает поддержание температуры Земли примерно на 33° выше той, которая бы наблюдалась при его отсутствии. Выброс в атмосферу углекислоты и других газов, а также твёрдых частиц вызывает техногенный парниковый эффект, в результате чего повышается среднегодовая температура воздуха. Повышение температуры даже на несколько градусов может привести к таянию полярных льдов и затоплению океанических побережий, в том числе густонаселённых регионов Западной и Восточной Европы, Индостана, Южной Америки. Впрочем, 7 миллиардов тонн CO2 в год, выбрасываемых в воздух при сжигании топлива, - небольшая величина по сравнению с 200 миллиардами тонн диоксида углерода, образующегося естественным путём в процессах дыхания и гниения, а повышение средней температуры на 0,5 °C за последние сто лет можно объяснить и другими причинами (например, изменяющейся солнечной активностью). Тем не менее, глобальные климатические изменения, вызванные деятельностью человека, - это проблема, к исследованию которой необходимо подходить со всей ответственностью.

4. Проблемы отходов

До 1990 года в СССР в системе Госснаба существовала система учета и использования вторичного сырья. Считалось, что использование вторичных материалов является мощным фактором ресурсосбережения. Для оказания эффективной научно-инженерной помощи в вопросах ресурсосбережения и использования вторичного сырья при Госснабе СССР функционировал специализированный институт вторичных ресурсов (ВИВР).

При переходе к рыночной системе хозяйствования старые методы перестали работать, не были созданы условия, которые стимулировали бы сбор и использование вторичного сырья в новых условиях. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, акционизировались и частично перешли на другие виды деятельности, что привело к резкому уменьшению сбора и использования вторичного сырья.

Для сбора вторичных ресурсов в Москве существовала развитая система, которая включала в себя производственно-заготовительные предприятия (9), производственные участки (32) и приемные пункты (218).

Известно, что значительную роль в обеспечении экологической безопасности играет решение вопроса хранения, переработки и утилизации отходов.

Все отходы можно разделить на две большие группы: твердые бытовые отходы (ТБО) и отходы производства.

ТБО - это в основном бумага, пластмасса, стекло и пищевые отходы.

Отходы производства можно подразделить на:

·              Радиоактивные;

·              Медицинские;

·              Биологические;

·              Строительные;

·              Отходы транспортного комплекса;

·              Промышленные.

В настоящее время объективным сдерживающим фактором в развитии городской системы сбора, переработки отходов производства и потребления можно назвать такие задачи, как отсутствие нормативной базы, адекватной современным требованиям к состоянию экологической среды, транспортировки отходов, их хранения, переработки, сбыта переработанного сырья, захоронения и сжигания отходов.

4.1 Отходы потребления

Объемы образования ТБО в городе складываются из двух потоков: от жилого фонда и от общественных и коммерческих организаций и учреждений. В количественном отношении потоки составляют из жилого фонда - 1,9 млн.т/год (60% от всех собираемых ТБО), из общественных и коммерческих организаций и учреждений - 1,2 млн.т/год (40% от всех собираемых ТБО). Из всего объема ТБО только 10% подвергаются промышленной переработке на городских объектах, 62% вывозится на подмосковные полигоны, 24% подвергается уплотнению на мусороперегрузочных станциях, Кроме того, в городе в 2001 году образовалось 620 тыс. т. крупногабаритного мусора, который вывозится на подмосковные полигоны без переработки.

Сбор и вывоз контролируют организации жилищно-коммунальной сферы. Известно, что большая часть бытовых отходов, которые попадают в сборочные контейнеры может быть пущена на переработку. Но существует проблема сортировки отходов. Если бумага еще на стадии образования мусора в ведре у жителя смешивается с подпорченными продуктами, то она уже не может быть сырьем для переработки. В городе должна быть создана сеть приемных пунктов твердых бытовых отходов, один пункт на 10 тысяч жителей. Создать такую сеть могли бы коммунальные службы города. Учитывая трудности с отводом земельных участков, подключением к электроснабжению, водоснабжению и канализации. В дальнейшем эти пункты могут быть или проданы на рынке услуг, или преданы в аренду малым предприятиям, которые будут вести всю работу по сбору отходов. Таким образом, затраченные городом средства будут возвращены в бюджет.

Санитарная очистка города от ТБО в настоящее время базируется на утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 05.05.1992 № 239 «Концепции схемы санитарной очистки города от ТБО до 2010 года», в которой сформулированы следующие стратегические задачи:

·              совершенствование системы сбора и транспортировки ТБО, переход к двух стадийному вывозу ТБО за счет строительства мусороперегрузочных станций;

·              внедрение индустриальных методов переработки ТБО на базе строительства новых мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов и реконструкции действующих;

·              ввод в эксплуатацию новых и рекультивацию существующих полигонов захоронения ТБО с учетом современных природоохранных требований.

Головной организацией в сфере обращения ТБО города Москвы является ГУП «Экотехпром» - первая в России специализированная городская организация, профессионально выполняющая в комплексе работы по санитарной очистке города от ТБО и имеющая в своем составе транспортные подразделения, мусороперегрузочные станции (МПС), заводы по термическому обезвреживанию ТБО и завод «Эколог» по утилизации биологических отходов, а также полигоны захоронения ТБО.

Следует отметить, что использование этапов мусоро-перегрузки и мусоропрессования в технологии санитарной очистки города позволило значительно повысить эффективность и экономичность вывоза ТБО на полигоны. Прессование ТБО в брикеты высокой плотности сокращает затраты на захоронение ТБО.

Термическое обезвреживание ТБО от жилого сектора в 2001 году составило 285,546 тыс.т

Захоронение ТБО на полигонах и свалках в 2001 году оставалось преобладающим методом размещения муниципальных ТБО города. В 2001 году объем захоронения ТБО от муниципального жилого фонда города составил 1,9 млн.т., т.е. около 90% от общего объема образования.

Однако следует заметить, что ситуация, сложившееся в сфере захоронения ТБО г.Москвы требует корректировки ранее принятых решений:

·              в последние годы происходит перераспределение потоков ТБО в пользу полигонов, расположенных в десятикилометровой зоне вокруг Москвы, что ведет к ухудшению экологической обстановки в Московском регионе;

·              размещение ТБО от жилищного фонда города осуществляется зачастую на полигонах, не имеющих лимитов на размещение отходов от г.Москвы, либо имеющиеся лимиты превышаются в несколько раз.

Жилищные организации продолжают заключать договора с полигонами, исходя из принципа минимизации затрат. Результатом чего является рост объемов захоронения ТБО в ближнем Подмосковье.

На территориях Южного и Северо-Восточного административных округов столицы почти 100% ТБО от жилого фонда поступают на мусоросжигательные заводы и мусороперегрузочные станции. В этих округах практически исключен прямой вывоз на полигоны. В перспективе предполагается, что данная схема санитарной очистки, усиленная селективным сбором и сортировкой отходов, должна быть реализована на территории остальных административных округов.

По расчетным данным ГУП «Экотехпром» в г.Москве образуется ежегодно свыше 200 тыс.т различных биоотходов от медицинских, ветеринарных, учебных учреждений, рынков, зоопарков, муниципальных и таможенных организаций. Не менее 6 тыс.т биоотходов подлежит термическому обезвреживанию. Единственное в Московском регионе специализированное предприятие по обезвреживанию и переработке биологических отходов ветеринарно-санитарный завод (ВСЗ) «Эколог» входит в состав ГУП «Экотехпром». В 2000 г. было принято и обезврежено 455,8 т опасных и потенциально опасных биологических отходов, в 2001 г. - 340,78 т, что составляет менее 23% мощности установки. Можно предположить, что не довезенные до завода биологические отходы легально или полулегально поступают на подмосковные полигоны ТБО.

Следует также обратить внимание на проблему переработки полимерных материалов, которых ежегодно образуется десятки тысяч тонн. Не выполняются решения Правительства Москвы по созданию производств, перерабатывающих полимерные материалы. В 2001 году всего переработано 1384 т. этих отходов.

В экспериментальном порядке в Северном АО производится сбор алюминиевых банок из-под напитков. За последние годы собрано 1300 т. банок, в т.ч. в 2001 г. - 500 т., что позволило сократить расходы на пробег до полигонов 1500 рейсов больших мусоровозов типа «Фауна».

За 2001 г. в Москве собрано 1.026 млн. т. вторичного сырья, из которых 545 тыс. т. переработано в Москве, остальное отправлено для переработки в другие регионы России. Объем сбора вторичного сырья по сравнению с 2000 г. возрос в 1.3 раза, а объем переработки - в 2 раза.

В целом по Москве объемы утилизированных, захороненных и использованных вторично отходов возросли по сравнению с объемами 2000 г. в 1.5 раза.

.2 Отходы производств

По состоянию на май 2002 г. в городском банке данных «Промышленные отходы» имеются сведения от 3251 предприятия г. Москвы номенклатуре, объемам образования, использования и размещения отходов производства. На основании имеющихся данных можно констатировать, что в 2001 г. году было образовано как минимум 3,25 млн. т отходов.

Основным направлением утилизации инертных и малоопасных промышленных отходов продолжает оставаться их захоронение на полигонах. В Московском регионе базовым полигоном для этих целей служит полигон "Саларьево" предприятия МГУП "Промотходы". По представленным данным объемы захоронения в 2001 году при лимите 950 тыс.т составили 920,06 тыс.т отходов, в том числе 845,06 тыс.т промышленных отходов и 75 тыс. т ТБО из г. Видное.

Стратегическим направлением развития городской системы обращения с промышленными отходами в Москве является развитие городских мощностей по обезвреживанию токсичных отходов и внедрение принципов рециклинга - выявление и использование ресурсного потенциала отходов.

4.3 Организация переработки токсичных промышленных отходов - первоочередная экологическая задача для г. Москвы

В последние годы удалось создать целую отрасль специализированных предприятий, занимающихся утилизацией, переработкой и обезвреживанием промышленных отходов. Анализ банка данных «Промышленные отходы» по отходам отчитавшихся предприятий показывает, что средний процент использования и обезвреживания отходов производства составил в 2001 году 62%, против 60% в 2000 г. Недостаток в мощностях по утилизации токсичных отходов приводит к их накоплению на промплощадках предприятий, а значит - увеличению экологических рисков, связанных с их хранением в городской черте.

Объемы отходов производства и потребления, переработанных в 1999-2001 г.г. специализированными предприятиями приведены в Приложении 1.

Таким образом, значительная часть отходов в качестве вторичных ресурсов (ВР) передается на использование и утилизацию за переделы г.Москвы. Этот процесс обусловлен отсутствием производств по переработке целого ряда отходов внутри города.

Основным направлением удаления токсичных промышленных отходов, не нашедших применения в собственном производстве, является их термическое обезвреживание или физико-химическая нейтрализация. Утилизация токсичных промышленных отходов методом термического обезвреживания в 2001 году производилась на установках ЗАО «Гарант - Кусково», ФГУП «Салют», НПО «Техэнергохимпром», ООО НПП «Экосервис Прим» <http://www.ecoguild.ru/members/ecoserviceprim.htm> и др. В общей сложности в 2001 г. обезврежено 12,6 тыс.т. Однако мощностей для термического обезвреживания отходов в городе все еще явно недостаточно, дефицит только по жидким отходам производства оценивается приблизительно в 50 тыс.т. Особенно это касается необходимости утилизации токсичных кусковых отходов типа металлической тары от красок и лаков и др., что приводит к сокрытию этого вида в отчетности предприятий и размещению на полигонах в составе ТБО.

Уже в течение нескольких лет в Москве успешно используется метод микробиологической переработки загрязненных нефтепродуктами осадков очистных сооружений моек автотранспорта и ливневой канализации. В 2001 году было принято и обезврежено 8295,87 т. По сравнению с 1999 г. показатель переработки осадков вырос на 21%. Продолжают функционировать производства по переработке отходов гальванических производств. Одним из новых направлений является использование гальванических отходов для производства антисептических, огнезащитных и тонирующих составов для обработки древесины. МГУП «Промотходы» создана передвижная установка обезвреживания циансодержащих растворов и электролитов на месте их образования, которая после проведения государственной экологической экспертизы будет использоваться для решения проблем города по указанным видам отходов. В 2001 г. было переработано около 700 т отходов не прошедших нейтрализацию по месту образования. Организована централизованная система сбора и переработки отработанных люминесцентных ламп от промышленного сектора и муниципального жилищного фонда в административных округах столицы. В систему включены также медицинские, детские дошкольные и образовательные учреждения города. Организованы места временного хранения отработанных люминесцентных ламп, оборудованные специальными контейнерами для сбора и перевозки, обеспечен оперативный вывоз ламп на переработку. Всего в 2001 г. было принято к утилизации 2005 т ртутьсодержащих отходов. Требует организации сбора 1000 т, которые приходятся в основном на коммерческий сектор (магазины, рынки, рестораны и т.д.). (см. также ООО НПП "ЭКОТРОМ" <http://www.ecoguild.ru/members/ecotrom.htm>). В 2000 г. Департаментом потребительского рынка и услуг, ЦНИИБЫТом и Ассоциацией предприятий химической чистки начала реализовываться программа по сбору и обезвреживанию шламов машин химической чистки. Собранные перхлорэтиленсодержащие шламы централизованным образом поступают на специальную установку на Рошальском химическом комбинате для отгонки перхлорэтилена, кондиционирования и возврата в производство. Учет образования и централизованный сбор способствовали предотвращению захоронения 109,4 т отходов загрязненных перхлорэтиленом на полигонах ТБО в 2001 г.

Остается не решенной проблема утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), которых в год образуется тоже более 2000 тыс. т, а перерабатывается не более 10%.

МГУП "Промотходы" с 1998 года начата переработка отходов кино- и фотопроизводств. В результате работы участка в 2001 г. было переработано 985 т, что втрое больше, чем в 1999 г. В составе этого производства функционирует участок приема и переработки электронного лома, мощность которого в перспективе будет наращиваться. На этом же участке принято решение осуществлять ликвидацию изъятой из оборота правоохранительными органами города "пиратской" аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей.

Интенсивное развитие автомобильного транспорта выдвинуло в число актуальных и в перспективе все более острых для столицы проблему сбора и переработки отходов городского автотранспорта: изношенных автопокрышек, кузовного лома, свинцово-кислотных аккумуляторов, масляных фильтров и др. В целях решения проблемы в городе начала действовать программа «Аворециклинг». В период 2000-2001 г. Управлением транспорта и связи проведены инвестиционные конкурсы по отбору инвесторов - участников программы. В настоящее время при реализации программы «Авторециклинг» доля городского бюджета составляет менее 5% от коммерческого сектора. Приложение 2.

Для сбора и переработки отработанных нефтепродуктов в Москве начался процесс создания сети пунктов замены и сбора отработанных автомобильных моторных масел. В 2001 г. начаты пуско-наладочные работы на заводе по переработке отработанных автомобильных масел и технических жидкостей на базе ЗАО «ПОМ-ТЭК», завершено изготовление оборудования завода по переработке отработанных масляных фильтров.

В городе пока отсутствует система централизованного сбора отработанных аккумуляторных батарей и аккумуляторных электролитов. Функционируют несколько небольших фирм, которые собирают и передают на переработку незначительное количество автомобильных аккумуляторов. Большая часть собираемых аккумуляторов приходится на долю автотранспортных предприятий города. При объеме образования аккумуляторов в 19,6 тыс.т в городе подвергается сбору не более 18% и первичной переработке не более 8%. Частный сектор практически не охвачен сбором аккумуляторов, что в равной мере относится и к прочим автомобильным отходам. Например, собранная в городе авторезина в основном без разделки передается на Чеховский регенератный завод, куда в 2001 г. было направлено 9,38 тыс.т покрышек, что составляет немногим более 12% всего объема.


Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; использование новейших научно - технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

• обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;

• осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования;

• проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

• обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89 (ред.10.01.2003 № 15-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Федеральный закон (10.01.2002) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В Москве, как субъекте РФ, уделяется большое внимание охране окружающей среды и обеспечения безопасной экологической обстановки. Среди принятых Правительством Москвы нормативных актов, направленных на решение задач охраны окружающей среды можно отметить следующие:

Постановлением Правительства Москвы от 20.04.1999 № 353 (ред.11.04.2000) «О ходе строительства объектов санитарной очистки города» утверждается Программа реконструкции и строительства таких объектов до 2004 года и Перечень объектов санитарной очистки.

В целях определения единой городской политики в развитии отрасли санитарной очистки и в соответствии с рекомендациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС ERUS 9803 «Поддержка Правительства Москвы в области теплоснабжения и управления твердыми бытовыми отходами») Постановлением Правительства Москвы от 18.06.2002 № 460-ПП «О повышении эффективности системы санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов» утверждены «Основные направления развития санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы».

В целях развития и совершенствования системы контроля, учета и управления отходами производства, создания городской системы сбора и переработки отходов и вторичного сырья, Постановлением Правительства Москвы от 28.01.2003 №34-ПП утверждены Мероприятия по развитию городской системы сбора и переработки отходов производства и производственного потребления, содержащих вторичное сырье, на период 2003-2010 гг.

В рамках Комплексной экологической программы Москвы на период до 2005 года реализованы природоохранные мероприятия, позволившие решить ряд важных экологических проблем.

Построены мусороперегрузочные станции (Чертановская, Байкальская, Вагоноремонтная, по Сигнальному проезду), построены линии по переработке автопокрышек на Тушинском машиностроительном заводе и 149 механическом заводе. В городе число свалок общей площадью 280 га сократилось до 36 га (с 102 до 27 ед.).

Введены в эксплуатацию 16 автоматических постов контроля качества атмосферного воздуха.

Приняты Законы города Москвы от 21 октября 1998 года N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений".

Утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения проектов планировки производственных территорий г. Москвы, разработана электронная экологическая карта - схема города Москвы.

Вместе с тем ряд ключевых направлений по улучшению экологической обстановки в городе требует дополнительных решений. Не создана единая система экологического мониторинга по всем компонентам природной среды. Острыми проблемами остаются загрязнение водных объектов, расположенных на территории Москвы, все еще высокая концентрация населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.

В ходе выполнения строительных работ в городе Москве ежегодно образуется более полутора миллионов тонн отходов строительства и сноса, которые являются ценным вторичным сырьем и в соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", должны подвергаться переработке, использованию и вовлечению в хозяйственный оборот.

В целях обеспечения правовых условий для более полного использования отходов строительства и сноса в г. Москве и уменьшения их образования Постановлением Правительства Москвы от 25.06.2002 г. № 469-ПП (ред от 28.01.2003 № 33-ПП) «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве» вводится единый порядок обращения с данной категорией отходов в городе.

Постановление Правительства Москвы от 28.11.2000 г №945 (ред. 06.08.2002 № 624-ПП) «О мерах по повышению радиационной безопасности населения г.Москвы» направлено на решение задачи обеспечения радиационной безопасности.

К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 "Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий" включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации.

Вместе с тем в решении этой проблемы наметились отрицательные тенденции: не проводятся работы по снятию исследовательских реакторов с эксплуатации (Российский научный центр "Курчатовский институт"), недостаточные объемы резервных емкостей для приема и длительного хранения радиоактивных отходов на промплощадке МосНПО "Радон" в Сергиево - Посадском районе Московской области, что может затруднить процесс удаления радиоактивных отходов из Москвы и Центрального региона Российской Федерации. Отсутствует система производственного радиационного контроля на предприятиях пищевой промышленности, строительной индустрии, предприятиях, перерабатывающих вторичное сырье и отходы производства. Неудовлетворительное финансирование радиационно опасных работ, особенно из федерального бюджета, привело к систематическому нарушению исполнения федеральными органами Федерального закона от 03.04.96 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов". Это снижает уровень радиационной безопасности и технологий обезвреживания радиоактивных отходов. В целом радиационная обстановка в Москве может быть оценена как удовлетворительная.

Вместе с тем с учетом объемного насыщения предприятий радиоактивными материалами и радиоактивными отходами она является потенциально опасной и требует постоянного внимания.

устойчивый развитие город отходы

5. Стратегический план действий в защиту Черного моря

В Стратегическом Плане Действий указывается, что решение проблемы эвтрофикации потребует ограничения поступления биогенных веществ в пределах всего Черноморского бассейна. Всем странам предлагается договориться о едином подходе к оценке качества воды и выработать стратегию постепенного сокращения сбросов загрязняющих веществ. Прибрежные государства согласны на пошаговые сокращения, устанавливая промежуточные показатели качества воды.

1.       На этом первом этапе государства соглашаются на тот уровень снижения загрязнения, который они могут обеспечить на данный момент. Первое снижение может быть совсем скромным, но причерноморские страны договорились о программе научных наблюдений за загрязнением моря для того, чтобы более точно определять величину последующих сокращений и, в конце концов, спасти море.

Мы надеемся, что в это же время в обществе будет расти понимание проблем Черного моря, а, вместе с тем, и желание принять участие в их решении.

Другим важным положением Плана действий является то, что каждая черноморская страна рассмотрит возможность введения такого порядка, при котором тот, кто загрязняет окружающую среду, будет платить за нанесенный ущерб. Это означает, что загрязнители будут оплачивать большую часть расходов на экологические наблюдения и мероприятия по очистке моря. План предусматривает полное запрещение сброса мусора в море и на побережье к декабрю 1999 года.

Оздоровление моря потребует много времени, поэтому не следует думать, что уже завтра, подойдя к морю, вы увидите кристально чистую голубую воду. Обычно изменения в море происходят медленно, на протяжении многих лет, а иногда и десятилетий, но некоторые изменения должны проходить прямо на ваших глазах.

2.       Стратегический План обязывает местных руководителей постоянно информировать население о состоянии моря. Вы не должны искать эту информацию, она всегда должна быть на специальных стендах на пляже, публиковаться в местных газетах, вас должно просвещать телевидение.

В Плане указано, что каждое черноморское государство к 2000 году примет законы, которые будут гарантировать право общественности на участие в принятии решений и право обращаться в суд при нарушении природоохранных законов.

3.       Стратегический План Действий устанавливает жесткие сроки по строительству очистных сооружений и сокращению сброса твердых отходов в море. Вы непременно заметите, как изменилось к лучшему качество воды за последние 5 лет, особенно в местах массового купания. Вы также сможете отметить уменьшение количества мусора в море, и вода уже не будет дурно пахнуть от присутствия неочищенных отходов и сточных вод.

4.       Вы обратите внимание на снижение числа предприятий, сбрасывающих неочищенные сточные воды в Черное море. Возможно, вы узнаете об огромных штрафах, наложенных на предприятия и компании, не выполняющие требования о здоровом и чистом побережье.

.        Вы не должны видеть нефть на городских пляжах, если нефтяные и судоходные компании ответственно выполняют свои обязанности. Вы не увидите пятен нефти па птицах, которые • также имеют полное право на жизнь в своем доме - на берегах Черного моря и наслаждаться чистой и здоровой средой обитания!

.        Создатели Стратегического Плана Действий считают, что разумно организованная хозяйственная деятельность в прибрежной зоне вполне возможна без нанесения ущерба живому миру и без негативных последствий для будущих поколений людей. Ими предлагается комплексный подход к защите природной среды, ее биологического разнообразия, научное обоснование возможного количества ежегодно добываемой рыбы и других морских обитателей.

.        План действий для Черного моря предполагает значительное развитие туризма, в том числе экологического туризма. При этом проекты, связанные со строительством новых кемпингов, туристских баз, проложением дорог в заповедных местах, обязательно должны проходить экологическую экспертизу по оценке возможных воздействий на окружающую среду. От этого подхода выиграет и туризм, и окружающая среда.

.        В ознаменование подписания Стратегического Плана Действий по оздоровлению и защите Черного моря представителями правительств черноморских стран 31 октября было объявлено Международным Днем Черного моря. Неправительственные организации используют эту дату для проведения различных акций по привлечению внимания граждан к необходимости восстановить и защитить Черное море от деградации.

Вокруг Черного моря: Словаи…дела Каким образом можно приблизиться к урегулированию экологических проблем приморских регионов, столь привлекательных для промышленных лобби? Транснациональные компании при принятии решений о реализации проектов, в большинстве связанных с транспортировкой товаров, исходят прежде всего из их прибыльности. Так же зачастую поступают и правительства государств, далеко не всегда затрудняя себя оценкой сопутствующих экологических и, как следствие, экономических издержек проектов. Несколько иной логики придерживаются при анализе проектов неправительственные организации, в большинстве случаев представляющие интересы той части приморского населения, которое не может рассчитывать на непосредственную выгоду от реализации проектов, зато остро ощущает экологические издержки. Поэтому, как нам кажется, читателю будет небезынтересно познакомиться с предложениями общественных организаций России и Украины по решению экологических проблем Черноморского региона. Азово-Черноморское побережье Выражение «сидеть на трубе» прочно вошло в наш лексикон. Даже школьник знает, что так обозначается ситуация, когда экономика региона и благополучие граждан всецело зависят от экспорта природных ресурсов, причем в основном невозобновимых. Между тем существует немало стран, строящих свое благополучие на другой основе- рациональном менеджменте и разумном использовании возобновимых природных ресурсов. Россия, увы, к их числу пока не относится. Хотя имеет для этого почти все. Азово-Черноморское побережье России уникально: и мягкий климат, и великолепные ландшафты, и плодородные почвы- все это делает данный регион привлекательным для туристов, ценным для сельского хозяйства. По данным Всероссийского общества охраны природы, сохранившиеся вдоль Черноморского побережья фисташково-можжевеловые редколесья, а также широколиственные леса с вкраплениями скального дуба- уникальны не только для России, но и для всего Средиземноморья. В их флористическом составе около 60% реликтовых и эндемичных видов. На склонах сопок и гряд Таманского полуострова, среди сплошных распаханных угодий, сохранились отдельные участки разнотравно-злаковых степей и ксерофильные ассоциации полупустынного типа. Азовское побережье- дельты рек Кубани и Дона, Ахтаро-Гривенская система лиманов- представляют особую ценность для сохранения биоразнообразия и рыбных ресурсов. Но все эти природные богатства находятся сейчас в зоне чрезвычайно активного освоения, причем зачастую без учета их исключительной экологической, эстетической и рекреационно-бальнеологической ценности. Так, в Краснодарском крае реализуется проект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК): прокладывается нефтепровод, строится нефтеналивной терминал. И геополитическое значение этого проекта полностью заслонило в глазах многих государственных мужей издержки, которые он несет. Вот некоторые примеры таких, казалось бы, незначительных издержек, которые в сумме могут привести к обесценению нашего национального природного достояния- Азово-Черноморского побережья. При строительстве участка нефтепровода на территории Утришского и Абраусского заказников, которое началось до получения необходимых административных разрешений и вопреки протестам местных жителей, были сведены десятки гектаров реликтовых можжевеловых лесов (обитавшие в них животные и птицы потеряли свою экологическую нишу и были обречены на гибель). Другой пример: жители Новороссийского района выступают против строительства нефтеналивного порта в пос. Южная Озерейка, так как это создает угрозу для единственного в России детского курорта федерального значения- «Анапа», расположенного поблизости. В этом году Октябрьский районный суд Новороссийска удовлетворил исковое заявление группы граждан о неправильном ведении строительных работ по КТК, но его решение тут же было опротестовано Новороссийской прокуратурой. Корень возникающих проблем- в отсутствии механизмов подсчета материального ущерба, наносимого государственной казне и населению региона (благосостояние которого в значительной степени зависит от процветания туризма) в результате использования реликтовых можжевеловых рощ и курортного побережья под строительство нефтепроводов и нефтяных терминалов, то есть прямо сказать- использования не по назначению. Центральный и Краснодарский советы ВООП в октябре 2000 года провели по этому поводу региональное совещание, на которое пригласили экспертов, занимавшихся оценкой стоимости земель в регионе. Было показано, что отсутствие принятой на государственном уровне схемы дифференцированной оценки стоимости земель создает предпосылки для бесконтрольного землепользования. Иначе говоря, пока экологическую, эстетическую, рекреационную ценность земель, наряду с другими ее ценными свойствами, не будут рассчитывать в денежном выражении, сохранить эти земли не удастся- если только в виде техногенных пустынь. Так что причерноморские заповедники и национальные парки с их лесистыми горными хребтами, живописными каньонами и водопадами, источниками минеральных вод, уникальными грязевыми вулканами и живым морем пока остаются в опасном залоге нашей бесхозяйственности и беспечности. По материалам регионального совещания ВООП, 4 окт.2000г. Фото: Татьяна Трибрат, Центр экологического образования «АКВА» О международных механизмах решения экологических проблем Могут ли международные институты стать панацеей при решении экологических проблем Черного моря? Автор предлагаемой статьи, признавая неэффективность международных усилий, приложенных для защиты Черного моря, все же считает, что есть возможности для придания большего веса экологическим аргументам. В начале 1980-х годов мировое сообщество осознало, что угроза нашему привычному существованию становится реальной в связи с экологическим кризисом. И тогда были впервые предприняты усилия к созданию международных механизмов решения экологических проблем, касающихся так называемых ресурсов общего пользования. Для осуществления проектов, связанных с глобальными изменениями в биосфере, в 1991г. была создана специальная структура- Global Environment Facility (GEF). В 1992г. конференция в Рио-де-Жанейро приняла ряд конвенций, ставших важным инструментом выполнения стоящих перед миром задач. Подписали эти документы и черноморские страны. Ими подписаны также Бухарестская конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Одесская декларация. Результатом усилий Черноморской экологической программы (BSEP) стали два важных и конкретных документа: Трансграничный диагностический анализ Черного моря и Стратегический план действий по реабилитации и защите Черного моря. Подписав в 1996г. этот план, черноморские государства обязались разработать общую стратегию защиты и восстановления Черного моря, управления его береговыми и морскими ресурсами на 20лет. Прошло четыре года, и ни одно из государств обязательств не выполнило. Не выполнены и положения Бухарестской конвенции о создании Стамбульской комиссии и консультативных групп при ней, а также Черноморского экофонда. Намеченные Бухарестской конвенцией и Одесской декларацией масштабные меры по спасению Черного моря остались на бумаге. Наоборот, ситуация резко ухудшилась, и планы использования Черного моря составляют ныне далеко от его берегов, а содержать структуры управления, оплачивать восстановление и защиту моря вынуждены береговые государства

Подробнее остановимся на том, как обстоят дела в Украине. Украинская государственная программа охраны и восстановления Азовского и Черного морей не является руководящим документом при реализации государственной политики в данном регионе. Даже ее название не адекватно принятой в Стамбуле формулировке, что свидетельствует об изменении приоритетов. Работа над Программой проходила без широкого привлечения специалистов: ее проект не был опубликован, специалистам разослан выборочно, согласования с регионами, обязательного в таких случаях, не было, и общественных слушаний не проводилось. Ныне свернуты даже те программы, которые использовались для решения задач, поставленных BSEP и GEF. Научные исследования из госбюджета не финансируются вообще. И если они еще хоть как-то ведутся, то за счет мизерных отчислений от коммерческой эксплуатации флота, а также благодаря участию научных коллективов в международных проектах и личным инициативам специалистов. Тяжелейшая экологическая ситуация сложилась в Одессе. В зоне действия взрыво-пожароопасного Одесского припортового (аммиачного) завода (ОПЗ) начато строительство Одесского нефтетерминала. Хотя все государственные и общественные экологические экспертизы начиная с 1992 г. указывали на невозможность строительства нефтяных комплексов в Одесском заливе. На ОПЗ возобновилась опасная перегрузка метанола, остановленная в 1989г. общественностью. Сейчас на международном рынке резко возрос спрос на метанол, который используется в качестве добавки в бензин для повышения октанового числа, при производстве формальдегида- сырья для изготовления клея и резины. Основной производитель метанола в регионе, Россия до сих пор транспортировала его через финский порт Котка. Через Одессу же проходит самый короткий путь в страны Средиземноморья, являющиеся основными покупателями данного сырья. Намечаются его поставки в Юго-Восточную Азию и Америку тоже из Одессы. В 2001г. планируется объем перевалки довести до 400тыс.т в год, а в будущем- до 800тыс.т. Опасные производства в Одессе растут, как грибы, без оповещения общественности, хотя его требует действующее законодательство республики. Беспощадно уничтожается береговая зона: сносятся зеленые насаждения, бесконтрольно застраиваются оползневые участки, песчаные косы, стометровые прибрежные полосы строгой неприкосновенности. Еще 10 лет назад предложено в законодательном порядке регламентировать природопользование в этой зоне. В 1995г. разработан проект закона о природопользовании в береговой зоне Черного моря. Уже 5 лет он не востребован ни Министерством экологии и природных ресурсов, ни Верховной Радой, ни Кабинетом министров. Всем им не до экологии. Как жить дальше? Пора бы министрам черноморских государств отчитаться перед налогоплательщиками об эффективности своих довольно частых встреч для «урегулирования международных проблем в связи с экологической нагрузкой на Черное море». Предложения по решению подобных проблем родились в зоне планетарной катастрофы- погибающего Арала. Недавний форум неправительственных организаций Причерноморского региона поддержал предложение Одесского социально-экологического союза (ОСоЭС) оценить существующее антропогенное воздействие на экосистему Черного моря с учетом планируемых нефтяных и газовых терминалов, перспективы добычи нефти и газа на шельфе Азовского и Черного морей, участившихся военных учений НАТО (нарушающих международные соглашения о Черном море). Эта оценка покажет способность моря к самоочищению и определит предельно допустимую нагрузку на различные части его экосистемы. В такой оценке заинтересованы не только страны- республики бывшего СССР. Так, жители Стамбула намерены пересмотреть Конвенцию о режиме проливов, подписанную в 1936г. и уже не учитывающую должным образом чудовищно выросшие за 65лет грузопотоки через Дарданеллы. Необходима принципиально новая концепция природопользования в бассейне Черного и Азовского морей, основанная на идеях совместного хозяйствования стран, связанных общими ресурсами и всецело зависящих от границ устойчивости морских экосистем. И должна быть создана новая структура международного характера, которая несла бы ответственность за экологическое состояние Азовского и Черного морей- «Банк Черного моря». К экстренным мерам по защите этих морей следует отнести разработку соглашения о квотах на стоки для всех стран бассейна. По инициативе и при участии ОСоЭС предложена Концепция разработки квот на сброс сточных вод для всех европейских стран, входящих в бассейн Черного моря, исходя из его ассимиляционной емкости. В основу Концепции положена идея совместного использования этими странами природных ресурсов Черного моря. В черноморских странах (а их 21) должны быть унифицированы мероприятия по защите и реабилитации Черного и Азовского морей. Это должно положить начало скоординированным действиям разных стран. В этом контексте очень важен и пилотный проект экологического земледелия в границах водосборных площадей водно-болотных угодий международного значения. Наконец, на базе одесского рыбопитомника ХТМО мог бы быть создан международный тренинговый центр по разведению редких видов эндемичных и других рыб Черного и Азовского морей (в том числе, мидий).

6. Радиоактивные загрязнения - серьезная проблема России

На Азиатской территории России имеется несколько зон, загрязненных в результате имевших место ранее радиационных аварий на предприятиях ядерного топливного цикла: районы, примыкающие к ПО "Маяк"; Восточно-Уральский "стронциевый" радиоактивный след, образовавшийся в 1957 г. в результате аварии на этом предприятии. В результате деятельности ПО "Маяк" до сих пор на пойменных участках вдоль р. Теча регистрируются повышенные уровни мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, на отдельных участках превышающие 1000 мкР/ч, и повышенные концентрации 137Cs, 90Sr и 239Pu. Загрязнение 137Cs почвы пойменных участков с уровнями до 1 Ки/км2 прослеживается вплоть до устья реки. Общее количество депонированного в пойме р. Течи 137Cs оценивается величиной (3,1-6,3)•103 Ки, 90Sr - (2,1-5,1)•103 Ки. Результаты расчета индивидуальной эффективной дозы облучения показывают, что в населенных пунктах зоны наблюдения ее значение изменяется от 17 до 29 мбэр/год и находится на уровне прошлых лет. Среднегодовая эквивалентная доза облучения всего тела для жителей, проживающих в радиусе до 30 км от предприятия, составляет 0,05-0,1 мЗв, что существенно ниже допустимого уровня, но в десятки раз превышает уровень облучения контрольной группы населения, проживающей на расстоянии 150 км. Критическими радионуклидами, формирующими дозовые нагрузки, являются 90Sr и 239Pu. Продолжается поступление 90Sr в р. Теча по правобережному каналу и фильтрационному выпуску. Особо опасным является водоем с миграцией загрязненных радионуклидами подземных вод. В зоне наблюдения предприятия повышены уровни накопления в почве 90Sr, 137Cs, 239Pu. Население, проживающее вблизи предприятия, получает с продуктами питания в 2-3 раза больше 90Sr и 137Cs в сравнении с контрольными пунктами. Леса различных ведомств на радиационно неблагополучной территории в Уральском регионе, загрязненной в результате деятельности ПО "Маяк", занимают 647,0 тыс. га, в том числе 424,1 тыс. га - в Челябинской, 183,5 тыс. га - в Свердловской и 39,4 тыс. га - в Курганской областях. В условиях загрязнения природных экосистем долгоживущими радионуклидами осуществляют свою деятельность 18 лесхозов данного региона. Обстановка в районах размещения предприятий атомной промышленности и энергетики, по данным промышленно-санитарного надзора Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, в основном удовлетворительная. Дозовые нагрузки на население за счет техногенных выбросов и сбросов составляют менее 10% от допустимых значений НРБ-96.

Предприятия атомной промышленности и энергетики имеют дело с производством, применением, хранением, транспортировкой и захоронением радиоактивных веществ, что предъявляет особые требования к обеспечению радиационной безопасности. Среди предприятий ядерно-оружейного комплекса имеются особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, среди которых - институты-разработчики ядерных боеприпасов с опытным производством и предприятия, занимающиеся серийным производством и утилизацией ядерных боеприпасов. Потенциальная экологическая опасность предприятий этой группы обусловлена наличием взрывчатых химических веществ и радиоактивных (в том числе делящихся) материалов.

Суммарные выбросы радионуклидов в атмосферу на предприятиях Минатома России ниже действующих нормативов. Водопотребление на предприятиях составляет около 40 млн. м3/год, более 85% использованной воды сбрасывается в поверхностные водоемы, при этом сброс радионуклидов - урана и трития - не превышает установленные нормативы.

В результате предшествующей деятельности предприятий по производству ядерных материалов, радиоактивными веществами загрязнены территории на 22 предприятиях отрасли, расположенных в 15 регионах России (табл. 1). Общая площадь загрязненных земель и водоемов по состоянию на 1 января 1998 г. составляет 170 тыс. га. На предприятиях ядерно-химического производства, ядерного оружейного комплекса, в научно-исследовательских институтах загрязнение определяется в основном радионуклидами цезия, стронция, плутония; на предприятиях по добыче и переработке руд, производству ядерного топлива - урана, тория, радия.

За последние годы в Челябинской области резко возросло количество онкологических заболеваний, а в ближайших к ПО "Маяк" селениях каждый третий житель имеет заболевание щитовидной железы. По прогнозам врачей, к 2020 году у местного населения могут начаться хромосомные изменения, которые неминуемо приведут к мутации новорожденных. Реальные масштабы взрыва на заводе по переработке радиоактивных отходов в 1957 году оценить невозможно, поскольку информация о работе предприятия засекречена, отметил президент Центра экологической политики России Алексей Яблоков на пресс-конференции, организованной в связи с 45-й годовщиной аварии на "Маяке". Слив радиоактивных отходов в озеро Карачай превратил его в болото. Когда заболеваемость среди атомщиков приняла угрожающий характер, озеро завалили бетонными блоками. Отходы перешли в почвенные воды и воздействуют на всю экосистему региона. Уже сейчас уровень радиации в водозаборной реке Мишляк превышает норму в 15 раз. Предприятие до сих пор продолжает сливать отходы в каскад водоемов реки Течь. Несмотря на решение федеральных властей, переселение жителей района затягивается - нет средств. Без экологической экспертизы была насыпана плотина, которую весной едва не размыло. Возможна глобальная экологическая катастрофа: "Тонны радиоактивных отходов омоют Урал и попадут в Северный Ледовитый океан". Ситуация осложняется тем, что "Маяк" принимает на переработку и хранение отработавшее ядерное топливо из Болгарии и Украины - по данным группы "Экозащита!", более 100 тыс. тонн. О смертельно опасной зоне на Южном Урале пишет сегодня русский "Ньюсвик". Корреспондент издания побывал в местах, где прошел Восточно-Уральский след после аварии на комбинате "Маяк". Зона, где радиационный фон превышает нормы в десятки, а иногда и в сотни раз, находится всего в полутора часах езды от Челябинска по Свердловскому тракту. После взрыва общая площадь территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, составила 23 000 кв.километров. По официальным данным, за три года из зараженной зоны отселили 10 тысяч человек. Однако, в пяти деревнях на берегу реки Теча продолжают жить люди, став объектами исследования ученых.

Лидия ПАНФИЛОВА:

Если бы жители Муслюмово хотели знать правду о себе, то они бы ее здесь услышали. Но вряд ли эта правда пришлась бы им по душе. Информацию о снижении радиоактивной опасности часть этих людей расценила бы как попытку лишить их социальных привилегий. Я не имею права упрекать муслюмовцев, хорошо понимая, что сохранение льгот для них - единственная попытка выйти из тяжелого социально-экономического положения. Но для меня естественнее другое человеческое стремление: стремление быть здоровым, знать, что радиация не оказала на тебя опасного влияния, что твои дети не будут болеть. К сожалению, государство формирует в людях другую психологию: пусть я облучен, но зато имею право на льготы. Сегодня в нашем обществе уже 129 категорий льготников!

Я думаю, очень важно объяснить людям, проживающем в Муслюмово, что не нужно им никуда уезжать. Если даже они получили дозу облучения, то, куда бы они ни уехали, эта доза останется с ними. А вот ситуация вокруг резко ухудшится. Надо будет менять уклад жизни, искать работу, устраивать детей в садик... Другой довод в том, что основная доля вреда, связанного с радиацией, в прошлом. Сейчас воду из Течи уже можно пить. Так стоит ли сниматься с насиженного места? Это мнение не только российских экспертов, которых жители Муслюмово нередко упрекают в необъективности, но и ученых с американской стороны. Руководитель американской группы научного рецензирования профессор школы гигиены и здравоохранения имени Дж. Хопкинса Джонатан Самет заявил, что встреча в Челябинске, позволившая подробно познакомиться с ситуацией на месте и конкретными исполнителями проектов, внесла больше ясности в решение проблемы радиоактивного загрязнения, чем аналогичные встречи, проходившие в Москве и Санкт-Петербурге. В заключение г-н Самет высказал пожелание, что сферы сотрудничества ученых будут расширяться, а акценты в работе переместятся из столицы на Южный Урал.

Заключение

Так какой же можно сделать вывод из предоставленных в моей работе материалов?

Для себя я сделал вывод следующий:

«Безусловно, экологическая обстановка в мире в целом и в России в частности оставляет желать лучшего, но отчаиваться не стоит, т.к., на мой взгляд, большинство ведущих мировых держав встали на правильный путь в ведении экологической политики, и принятые ими документы и меры по улучшению состояния окружающей среды доказывают это. Мировые лидеры оказывают серьезное влияние на развивающиеся и отстающие страны, призывая их поддержать их стремление по улучшению экологической обстановки на планете. Конечно, далеко не все меры оправдали себя в полной мере, и некоторые из предпринятых действий не возымели должного эффекта, а результат не оправдал ожидания и потраченные на это силы и средства, но это послужило лишь отправной точкой для дальнейшего развития, и приобретенный опыт помог принять в дальнейшем правильные решения, ведь даже супердержавы учатся на собственных ошибках. И Россия - не исключение в этом списке. И меня радует, что она с каждым годом все больше укрепляет свои позиции на мировой политической арене, приобретая все больше союзников и единомышленников, всесторонне поддерживающих ее и стремящихся к сотрудничеству. А экологический аспект - далеко не последний в списке их обоюдных проблем, требующих незамедлительного решения. И Россия понимает это, и, повторюсь, на мой взгляд, стоит на верном пути в ведении собственной экологической политики, ведь о нас никто больше не позаботится кроме нас самих. Поэтому мне лишь остается пожелать России не свернуть с выбранного пути и продолжать развиваться!».

Надеюсь, что изложенный мною в работе материал был достаточно информативным и корректным, высказанные идеи были достаточно веско аргументированы и обоснованы, а взгляды на существующие ныне мировые проблемы современными и прогрессивными. Также я надеюсь, что достаточно верно и четко сформулировал свои цели и, соответственно, достиг их, правильно расставил акценты и выбрал приоретеные направления в своей работе и полно и информативно раскрыл выбранную для работы тему.

В завершение хочу сказать, что пока каждый человек на Земле не поймет, что именно он, как и другие 6 млрд. жителей планеты, ответственен в полной мере за состояние экологии не только в месте, где он живет, но во всем мире в целом, проблема загрязнения окружающей среды будет оставаться актуальной…

Список используемой литературы

1.       Журнал "Экология и жизнь". Статья А.И.Шевчука, председатель Одесского отделения Международного социально-экологического союза.

.        «Основы геоэкологии», Н. А. Ясаманов, 2003 г.

.        «Экология: геоэкология недропользования», под редакцией проф. А. Г. Милютина, 2007 г.

.        «Экология города», рецензенты В. И. Теличенко, С. Ю. Осадчий, 2008 г.

5.       «Геоэкология и природопользование: Учебное пособие для вузов <http://shop.top-kniga.ru/books/item/in/34300/>», Комарова Н.Г.

.        Руткевич М.Н. «Общество как система. Социологические очерки.» -Спб.: Алетейя, 2001.

.        Яновский Р.Г. «Глобальные изменения и социальная безопасность.», М.: Academia, 1999 г.

.        Вернадский В.И. «Научная мысль как планетарное явление.», М., Наука, 1991.

.        Вернадский В.И. «Размышления натуралиста. Книга вторая.», М., Наука, 1977.

.        www.curs.kz <http://www.curs.kz>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!