Административная ответственность за ПДД водителей и должностных лиц АТП

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    196,26 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административная ответственность за ПДД водителей и должностных лиц АТП

Введение

Автомобильный транспорт является одной из важнейших и крупнейших отраслей общественного производства, влияющей на все сферы деятельности человека и развитие общества в целом.

Пользование транспортом в силу совокупности причин сопровождается значительными социальными, экономическими и экологическими негативными последствиями. В дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ежегодно погибают сотни тысяч человек и десятки миллионов получают ранения. Уровень загазованности в городах превышает допустимый в десятки раз. Шум на магистралях больших городов значительно превышает допустимые пределы. Кроме того, автомобиль требует огромных энергетических и сырьевых ресурсов, значительных площадей земли и т.д.

Нормальное функционирование дорожного движения (ДД), являющегося сложной динамической системой взаимодействия транспортных и пешеходных потоков, определяется совокупностью четырех составляющих: водитель - автомобиль - дорога - среда (В-А-Д-С).

Сложность управления такой системой заключается в необходимости обеспечения своеобразного «равенства» в состоянии и развитии каждого из элементов, входящих в систему. Высокая и все увеличивающаяся интенсивность и задержки движения - результат диспропорции между ростом автомобильного парка и сетью автомобильных дорог.

Высокий уровень аварийности, связанный с социальным фактором - результат диспропорции между уровнем подготовки и транспортной культуры участников движения и массовости профессии водителя.

Увеличение интенсивности, изменение структуры и скоростных режимов транспортных потоков предъявляют все более жесткие требования к организации ДД, призванной обеспечить необходимый уровень эффективности и безопасности движения (БД) при безусловном выполнении заданного объема перевозок.

Можно дать следующие определения: организация ДД - это деятельность по обеспечению максимально возможной безопасной скорости, включающая подготовку и воспитание участников движения, совершенствование транспортных средств дорожных условий, регулирование движения, надзор за соблюдением правил движения; безопасность движения - цель этой деятельности, ее результат, качество. БД, как качество ДД, имеет количественную оценку и характеризуется понятием аварийность - количество ДТП, количество погибших, раненых и т.д.

Специфика ДД заключается во взаимодействии технического и социального факторов. Основная тяжесть работы по профилактике аварийности на автомобильном транспорте ложится на АТП, АО и фирмы, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, и это вполне оправдано, так как они непосредственно планируют, организуют и контролируют работу водителей.

Предупреждение аварийности на автомобильном транспорте достигается решением трех главных задач:

обеспечением надежности водителя;

обеспечением безопасности автомобиля;

обеспечением безопасных условий перевозок.

Целью данной работы является изучение следующих вопросов:

организация и планирование работы по предупреждению ДТП в АТП;

административная ответственность за ПДД водителей и должностных лиц АТП.

Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список используемой литературы.

1. Организация и планирование работы по предупреждению ДТП в АТП

Основная практическая работа по предупреждению ДТП проводится на автотранспортных предприятиях, фирмах, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. В дальнейшем организацию работы по предупреждению аварийности рассмотрим применительно к АТП, все работники которого (водители, техническая служба, служба эксплуатации, кадровая служба) в пределах своей компетенции должны заниматься вопросами обеспечения БД.

1.1 Организация планирования работы по предупреждению аварийности

дорожный происшествие аварийность подразделение

Так как практически все работники АТП должны быть задействованы в решении вопросов снижения аварийности, эта работа должна планироваться. На АТП разрабатываются пятилетние, годовые и квартальные планы. Пятилетние планы отражают основное направление деятельности АТП по обеспечению безопасности движения и включают мероприятия долговременного характера на основе достижений передового опыта и научно-технического прогресса. Годовые и квартальные планы отражают этапы осуществления пятилетнего плана.

Как правило, в конце текущего года или его начале организуется отчёт всех подразделений АТП по вопросам БД за прошедший год и утверждается план на новый год с разбивкой по кварталам. В плане указывается наименование мероприятий по БД, ответственный за их исполнение, срок исполнения (прил. 16).

Мероприятия по предупреждению аварийности на АТП можно разделить на 3 группы.

. Обеспечение надёжности водителей, совершенствование системы подготовки и переподготовки водителей и ИТР, улучшение медико-санитарного обслуживания и контроля за состоянием их здоровья.

. Обеспечение безопасности автомобилей, улучшение их технического состояния.

. Совершенствование организации перевозок и контроля за работой водителей на линии, улучшение дорожных условий.

1.2 Задачи служб подразделений АТП по обеспечению БД

Для руководящего состава АТП, начальников отделов, служб вопросы обеспечения БД являются важнейшими в их деятельности. Отметим основные задачи в этом направлении.

Руководитель АТП отвечает за деятельность предприятия в целом, и по вопросам БД он обязан:

назначить на должности, связанные с обеспечением БД, лиц, прошедших специальное обучение и периодическую аттестацию;

разработать для всех сотрудников, деятельность которых влияет на БД, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП;

утверждать план мероприятий по предупреждению ДТП и контролировать его выполнение;

принимать меры по улучшению условий труда, отдыха и быта работников АТП, к повышению их квалификации;

обеспечить изучение нормативных документов g по вопросам БД сотрудниками АТП и систематически контролировать их знания.

Служба эксплуатации непосредственно организует перевозку грузов и пассажиров, соответственно по вопросам БД её задачами являются:

обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителей, разработка для них графиков движения и суточных заданий, соответствующих условиям на маршрутах, и контроль за их соблюдением;

обследование дорожных условий на маршрутах АТП, выявление недостатков и принятие мер к их устранению;

организация предрейсовых и других медицинских обследований водителей, контроля наличия и правильности оформления путевых и товарно-транспортных документов;

организация стажировки и учёбы водителей,

проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршруте и изменениях дорожных и метеоусловий;

соблюдение ПДД в части перевозки грузов и пассажиров;

составление паспортов и схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и контроль их наличия у водителей автобусов;

проведение обследования автобусных маршрутов (не менее 2 раз в год), нормирование скоростных режимов движения автобусов;

налаживание устойчивой линейной связи транспортных средств с диспетчерскими пунктами.

Техническая служба:

обеспечивает качественное выполнение ТО и ремонта автомобилей, организует контроль технического состояния автомобилей при выходе из ТО и ремонта, а также на выпуске-возврате;

обеспечивает проведение ежегодных технических осмотров транспортных средств;

проводит мероприятия по повышению квалификации рабочих и ИТР;

обеспечивает комплектование транспортных средств (огнетушители, аптечки, знаки аварийной остановки, противооткатные упоры);

организует контроль технического состояния автомобилей на линии и в случае необходимости техническую помощь водителям на линии.

Отдел кадров АТП:

организует работу по подбору, расстановке и воспитанию водителей и ремонтных рабочих, а также водителей-наставников для инструктажей и стажировок неопытных водителей;

изучает причины текучести кадров и принимает меры по их устранению;

планирует подготовку и повышение квалификации водителей и ремонтных рабочих;

обеспечивает прохождение водителями обязательного медицинского переосвидетельствования.

Служба безопасности движения:

разрабатывает совместно с другими службами, подразделениями и общественными организациями АТП мероприятия по предупреждению ДТП и контролирует их выполнение;

систематически контролирует выполнение службами и подразделениями АТП нормативных документов по обеспечению БД и вносит руководству предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений;

ведёт учёт ДТП и нарушений ПДД водителями АТП, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчёты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;

организует агитационно-массовую работу по безопасности ДД в коллективе (проведение лекций, вкладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ кинофильмов и т.д.);

систематически информирует водительский состав, ИТР, руководство АТП о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;

принимает участие в служебном расследовании причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также выявлении нарушений установленных норм и правил по обеспечению БДД, связанных с недостатками в работе АТП;

организует в коллективе АТП разбор совершённых водителями ДТП, нарушений ПДД и правил технической эксплуатации транспортных средств;

контролирует допуск водителей к управлению транспортными средствами;

контролирует прохождение водителями предрейсовых медицинских осмотров, соблюдение установленных сроков медицинского переосвидетельствования;

контролирует проведение службой эксплуатации инструктажей водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учётом погодных и климатических условий;

контролирует работу водителей-инструкторов по БД и водителей наставников;

совместно с другими службами организует занятия с работниками АТП по изучению ПДД и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности ДД;

организует работу кабинета (класса) по БД по плану, утверждённому руководителем АТП, и оборудует его в соответствии с методическими указаниями;

систематически (один раз в месяц) сверяет данные о ДТП, в которых участвовал подвижной состав АТП, с данными ГИБДД;

принимает участие в деятельности соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог на маршрутах работы транспортных средств АТП;

обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей-передовиков, лучших бригад, автоколонн (отрядов);

совместно с отделом кадров оформляет и предоставляет руководству АТП материалы о награждении водителей значком «За работу «без аварий» II и III-й степеней.

Служба безопасности движения АТП имеет право:

проверять работу других служб и подразделений АТП по предупреждению ДТП, требовать от соответствующих руководителей и работников АТП необходимых материалов, устных и письменных объяснений;

проверять при необходимости у водителей АТП наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов к ним, путевой и товарно-транспортной документации;

отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников АТП, состояние или действия которых угрожают БД, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер;

запрещать выпуск на линию подвижного состава АТП или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих БД;

решать в установленном министерством порядке вопрос о запрещении движения транспортных средств АТП при обнаружении в содержании или оборудовании дорог недостатков, угрожающих БД;

вносить предложения руководству АТП о поощрении работников, служб и подразделений за хорошую организацию работы по обеспечению безопасности движения транспортных средств, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БД.

Перечень документации, которая должна вестись в АТП по вопросам БД:

. Папка приказов и распоряжений по вопросам БД.

. План мероприятий по предупреждению ДТП.

. Материалы о результатах проверок служб и должностных лиц по вопросам БД.

. Материалы по проведению служебных расследований.

. Личные карточки водителей.

. Журнал учёта дорожно-транспортных происшествий (см. прил. 1).

. Журнал учёта нарушений правил дорожного движения водителями.

1.3 Организация работы кабинета по БД

Для профилактической работы по обеспечению безопасности автомобильных перевозок на АТП оборудуются кабинеты (классы) по БД. Главное назначение кабинетов по БД заключается в активной пропаганде новейших достижений науки, техники и передового опыта в области обеспечения БД, их внедрение в практику работы АТП, повышение профессиональных знаний и мастерства водителей, ремонтных рабочих и ИТР.

Организация работы кабинетов по БД должна обеспечивать индивидуальные и групповые занятия, проведение инструктажей, совещаний, семинаров по предупреждению аварийности, разборов обстоятельств и причин возникновения ДТП. Кабинет БД рекомендуется располагать вблизи диспетчерской для обеспечения максимальной его посещаемости водителями. Размеры кабинета по БД определяют в зависимости от категории АТП и численности водителей (табл. 1).

Таблица 1 - Площадь кабинета по БД на АТП

Категория АТП

Кол-во водителей

Число мест в кабинете

Площадь помещения, м2

I II III IV

501-600 301-500 151-300 51-150

25-30 20-25 15-20 10-15

62-75 50-62 38-50 25-38


Рекомендуемый типовой перечень оборудования кабинетов по БД следующий:

набор схем опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями по правильным действиям водителей в этих ситуациях;

схемы конкретных железнодорожных переездов с указанием зон видимости и особенностей проезда;

карты-схемы маршрутов;

дорожные знаки с подсветкой;

тренажёры для программированного обучения ПДД;

тренажёры для контролирования знаний и обучения;

электронный тренажёр-экзаменатор;

кинопроекционный аппарат, фото - и видеоаппаратура.

Экспозиция кабинета должна отражать содержание всей работы по БД, учитывать специфику деятельности АТП (грузовое, пассажирское, смешанное), и местные условия работы. Она представляется отдельными разделами, для каждого из которых подбирается необходимое оборудование, наглядные и учебные пособия. Экспозицию кабинета по БД рекомендуется представлять тремя разделами: учебно-методическим, справочно-информационным и агитационно-пропагандистским. Учебно-методический раздел должен обеспечивать приобретение водителями знаний по основам БД, организации труда и отдыха водителей, техническому состоянию транспортных средств, а также воспитанию трудовой и транспортной дисциплины.

Приобретение знаний по основам БД предусматривает:

изучение ПДД, правил технической эксплуатации автомобильного транспорта и других нормативных документов по безопасности автомобильных перевозок и контролирование полученных знаний;

выбор рациональных режимов движения с учётом экономии топливно-смазочных материалов;

повышение мастерства вождения автомобилей, разбор типичных опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями водителям о правильных действиях в этих ситуациях;

знакомство с психофизиологией труда водителей. Знания по организации труда и отдыха водителей предусматривают изучение:

производственной санитарии и гигиены труда;

режимов труда и отдыха;

требований, предъявляемых к состоянию здоровья при предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах:

дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств данного АТП;

приёмов вождения автомобилей в различных дорожных и климатических условиях.

Изучение технического состояния транспортных средств предусматривает знание конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава АТП, а также устройства, порядка контроля и обслуживания узлов и агрегатов автомобиля, техническое состояние которых влияет на БД.

Справочно-информационный раздел предназначен для информативной, консультативной и справочной работы. Он содержит:

карту-схему маршрутов;

план работы кабинета по БД;

данные статистики ДТП;

схемы железнодорожных переездов, расположенных в зоне деятельности АТП;

справочные материалы;

схемы типичных ДТП с анализом их возникновения.

На карте-схеме маршрутов БД пассажирских АТП должны быть обозначены остановочные пункты, регулируемые и нерегулируемые перекрёстки, места интенсивного пешеходного движения, опасные участки дорог, железнодорожные переезды и т.д. Схему следует сопровождать паспортными данными маршрутов, сведениями о местах концентрации ДТП и установленных скоростях движения.

Данные учёта и анализа ДТП, нарушений ПДД для наглядности представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Их следует группировать по следующим темам:

состояние аварийности в целом по АТП, автоколоннам (на пассажирских АТП и по маршрутам);

состояние аварийности в объединении, управлении, другой организации. На диаграммах может быть показано число ДТП и пострадавших в них по месяцам, кварталам, годам в. абсолютных и относительных цифрах (на 1 млн. км пробега автомобилей, на 1000 водителей, на 1000 транспортных средств и т.д.). Справочные материалы для водителей содержат:

нормативные документы, инструкции, приказы, письма, распоряжения, касающиеся работы водительского состава;

сведения о порядке получения удостоверения на право управления транспортным средством или талона предупреждения при его замене или утрате;

методические материалы по определению параметров движения автомобиля: скорости, пути, времени, траектории;

сведения о порядке прохождения водителями медицинского переосвидетельствования, повышении квалификации водителя, награждении значком «За работу без аварий»;

меры административной и уголовной ответственности за нарушение ПДД, трудовой дисциплины и т.д.;

информацию о порядке проезда к больницам, расположение районных отделений милиции, «Скорой помощи», пожарной части и т.д.;

телефоны диспетчерской службы АТП, милиции, ГИБДЦ;

Агитационно-пропагандистский раздел включает материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, бригад, автоколонн (отрядов), итоги конкурсов, месячников и викторин по БД.

В этот раздел, в частности, могут быть помещены:

фотографии лучших водителей, награждённых значками «За работу без аварий»;

сведения о победителях конкурсов «За безопасность движения»;

лозунги, плакаты и другие материалы наглядной агитации.

Часть материалов наглядной агитации следует также размещать на территории АТП, в диспетчерской, на контрольно-техническом пункте.

Занятия в кабинете по БД проводятся индивидуально в форме самостоятельной подготовки и по группам водителей в форме бесед, лекций и консультаций.

1.4 Основные направления работы службы БД по предупреждению ДТП

Итак, общие требования к системе управления БД заключаются в минимизации времени на осуществление транспортного процесса при условии соблюдения безопасности движения и защиты окружающей среды. Эти требования на АТП могут быть обеспечены:

высокой квалификацией и дисциплинированностью водителей;

высоким уровнем технического состояния и укомплектованности транспортных средств;

необходимым состоянием улично-дорожной сети и организацией движения;

квалифицированным руководством и контролем за перевозками и использованием подвижного состава.

Обеспечение этих условий требует от службы безопасности движения на АТП:

разработки проектов планов профилактической работы с водителями;

систематического контроля за выполнением нормативных документов, инструкций, приказов по обеспечению безопасности движения;

проверки выполнения всеми службами АТП необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения;

ведения учёта ДТП и нарушений правил дорожного движения в соответствии с соответствующими правилами учёта и ведомственными инструкциями;

проведения анализа материалов ДТП и нарушений, допущенных водителями, и организации соответствующего их обсуждения в коллективе;

участия в проведение служебных расследований ДТП;

обобщения и распространения опыта безаварийной работы водителей, бригад, автоколонн;

организации работы кабинета безопасности движения и проведения агитационно-массовой работы по безопасности движения;

осуществления контроля за стажировкой водителей и работой водителей-наставников.

1.5 Некоторые сведения по экспертизе ДТП

Одним из важнейших профилактических мероприятий по предупреждению ДТП является выявление их причин и сопутствующих факторов, на основании чего могут быть разработаны конкретные мероприятия по снижению аварийности. Комплексные научно-технические исследования всех аспектов ДТП называют экспертизой ДТП. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Судебная экспертиза ДТП проводится по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке.

Служебное расследование, как уже отмечалось, проводят работники организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП. Одной из задач служебного расследования является оказание помощи водителю, в случае если он не виновен, в доказательстве его невиновности. Рассмотрим методику решения некоторых вопросов служебного расследования ДТП.

Оценка возможности предотвращения наезда на неподвижное препятствие

В ходе служебного расследования часто встаёт вопрос - имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП?

Если водитель совершил наезд, то в соответствии с ПДД при обнаружении препятствия он должен был, применив экстренное торможение, снизить скорость или остановиться. Соответственно, если у водителя была возможность остановить автомобиль, а он ею не воспользовался, то водитель виновен; если такой возможности у него не было, то водитель не виноват в совершении данного ДТП.

Эффективность торможения оценивается величиной остановочного пути - So - пути со времени обнаружения опасности до остановки ТС:

, (1)

где Sр, Sср, Sн - путь, проходимый автомобилем соответственно за время реакции водителя, срабатывания тормозов, нарастания замедления; SТ - путь торможения.

Значения слагаемых Sо определяются по формулам:

 

;  (2)

где tр - время реакции водителя, зависит от его возраста, квалификации, состояния здоровья и других факторов, изменяется в достаточно широких пределах от 0,3 до 1,5 с и в среднем для расчёта может быть принято 0,6 - 0,8 с;

tр - время срабатывания тормозного привода, зависит главным образом от типа привода и его технического состояния и для расчётов может быть принято 0,2 - 0,3, с;

tн - время нарастания замедления, зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия, массы автомобиля и для расчётов может быть принято 0,1 - 0,4 с;

Vа - скорость автомобиля, м/с;

g - ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2;

j - коэффициент сцепления шин с дорогой, выбирается в зависимости от. состояния дорожного покрытия (примерные значения j приведены в табл. 2).

Подставив в формулу (1) значения слагаемых (2) получим значение остановочного пути на горизонтальном участке дороги:

 (3)

Таблица 2 - Значения коэффициента сцепления (j для асфальтобетонного покрытия

Состояние покрытия

Значение j

Сухое, чистое Мокрое, чистое Мокрое, покрытое грязью Заснеженное Обледенелое

0,7 - 0,8 0,4 - 0,5 0,3 - 0,4 0,2 - 0,3 0,1 - 0,2


Если значение Sо меньше, чем Sсв - свободное пространство до препятствия в момент его обнаружения водителем (Sо < Sсв), то из этого следует сделать вывод» что у водителя была техническая возможность предотвратить наезд, если Sо > Sсв, то у водителя технической возможности предотвратить наезд не было.

Однако водители должны знать, что в некоторых случаях для избежания наезда более эффективным, чем торможение, оказывается объезд препятствия.

Величина пути, необходимого для объезда препятствия Sоб, аналогично рассмотренному варианту торможения определяется:

, (4)

где  - путь, проходимый автомобилем соответственно за время реакции водителя и за время запаздывания рулевого управления;

Sм - путь маневра, например в соседний ряд, в процессе которого автомобиль двигается с колёсами, повёрнутыми, например, вправо; какое-то время автомобиль движется прямолинейно, затем водитель поворачивает колёса влево, выравнивая автомобиль (рис. 1).

Значения слагаемых  и  определяются:

; , (5)

где ,  - соответственно время реакции водителя и время запаздывания рулевого управления. Строго говоря,  и  не совпадают со значениями  и, однако для практических расчётов они могут быть приняты равными.

С некоторыми упрощениями, с достаточной для практических расчётов точностью значение Sм может быть определено по формуле, м:

, (6)

где у - расстояние смещения автомобиля при объезде препятствия.

Подставив в формулу (4) значения слагаемых (5), (6), получим значение пути объезда препятствия, м:

 (7)

Рассмотрим пример. Определить, имел ли водитель легкового автомобиля техническую возможность предотвратить наезд на стоящий на полосе его движения грузовой автомобиль, если в момент обнаружения водителем препятствия расстояние до него составляло 50 м, приняв следующие исходные данные: Va = 72 км/ч = 20 м/с; j = 0,5; == = 0,8 с;  =  = 0,2 с;  = 0,4; y = 3 м, Sсв = 50 м.

Рисунок 4 - Схема объезда препятствия

Определим значение остановочного пути по формуле (3)

 м,

а также значение пути объезда по формуле (7)

Получаем, что  > , a  < - применив торможение, водитель не сможет избежать наезда, а применив объезд препятствия, водитель имеет возможность его предотвратить. Следовательно, общий вывод: действуя в соответствии с правилами дорожного движения, водитель не имел технической возможности предотвратить наезд. Однако водитель должен помнить, что ему никто не запрещает применения объезда препятствия.

Оценка возможности предотвращения наезда на пешехода

В случае наезда автомобиля на пешехода при пересечении им проезжей части (рис. 2.) кроме длины остановочного пути автомобиля Sо учитывают путь пройденный по проезжей части пешеходом SП, скорость пешехода Vп, удаление автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности Sуд.

Рисунок 2 - Схема наезда автомобиля на пешехода (П)

Оценка в данном случае проводится в следующей последовательности.

. Определяют длину остановочного пути по формуле (3).

. Определяют удаление автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности Syд:

 (8)

. Сравнивают длину остановочного пути Sо с расстоянием удаления автомобиля от места наезда Sуд. При Sо < Sуд можно дать заключение о том, что автомобиль при своевременно принятом интенсивном торможении остановился бы до линии следования пешехода.

Следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд. При Sо ³ Sуд - можно дать заключение, что у водителя такой возможности не было, хотя существуют методики более точной проверки последней версии.

Рассмотрим пример. Водитель легкового автомобиля, двигаясь в населённом пункте, сбивает пешехода, переходившего проезжую часть. Приняв следующие исходные данные: Va = 60 км/ч = 2166 м/с; j = 0,7; = 0,8 с;  = 0,2 с;  = 0,4; VП = 5 км/ч = 1,4 м/с, SП = 4 м,

определим значение остановочного пути по формуле (5), м:

 м.

Определяем расстояние удаления автомобиля в момент обнаружения водителем опасности по формуле (8), м:

Sуд =4 16,6/1,4= 47,4 м.

Так как в данном случае S0 < Sуд, следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд.

Определение пути обгона автомобиля

Обгон транспортных средств является одним из наиболее сложных и опасных видов манёвра. Во время обгона совершается около 12% всех ДТП, при этом очень велико относительное число погибших и раненых.

Особенно опасны обгоны на дорогах, имеющих две полосы для движения в обе стороны. На этих, часто сравнительно узких дорогах, происходит взаимодействие с попутным транспортом при высокой скорости движения, причём часть манёвра осуществляется на встречной полосе, где высока вероятность создания помех встречному транспортному средству и столкновения с ним.

Безопасный обгон может быть гарантирован при выполнении требований ПДД, совершенной технике управления автомобилем, точном расчёте водителем манёвра, на основе устойчивых навыков оценки обстановки и прогнозирования её развития.

Для этого в первую очередь необходимо знать величину пути обгона в той или иной ситуации и параметры, которые влияют на его изменение.

Рассмотрим обгон с постоянной скоростью, схема которого представлена на рис. 3. Автомобиль, движущийся со скоростью Vа1, настигает автомобиль, движущийся со скоростью Vа2, и совершает его обгон. Для того, чтобы начать обгон, водитель подъезжает к обгоняемому автомобилю на дистанцию безопасности Дб1, м, величину которой можно принять равной величине остановочного пути плюс какой-то запас S3 принимаемый обычно 5 - 6 м.

Рисунок 3 - Схема обгона при движении с постоянной скоростью

В этом случае, если впереди идущий автомобиль внезапно остановится, то у движущегося за ним водителя будет возможность остановить свой автомобиль.

 (9)

Вернувшись после завершения обгона на свою полосу движения, обгоняющий водитель должен обеспечить дистанцию безопасности , м, для автомобиля, который он обогнал:

 (10)

Определим дистанцию обгона Добг - путь, который проходит обгоняющий автомобиль относительно обгоняемого, м,

 (11)

где L1, L2 - соответственно длина первого и второго автомобилей.

Затем определяем время обгона , с,

 (12)

и, наконец, находим путь обгона, м,

 (13)

Пример. Определить путь обгона грузового автомобиля, совершаемого легковым автомобилем, исходя из следующих данных:

 м/с; L1 = 5 м;  м/с; L2 =7 м;

j = 0,5;  с;  с;  с;  м;

Определим , (формула 9):

 м;

Определим  (формула 10):

 м;

Определим  (формула 11);

 м;

Определим  (формула 12);

 с;

Определим  (формула 13);

 м.

При оценке безопасности обгона следует помнить что за время, пока водитель совершает обгон (в нашем случае  с), водитель, двигающийся навстречу, приблизится на расстояние . Если скорость движения своего и обгоняемого автомобиля водитель определяет достаточно точно, то скорость автомобиля, двигающегося навстречу , ему определить гораздо сложнее, и здесь могут быть значительные ошибки. Приняв  м/с, определим, что встречный автомобиль приблизится на расстояние  м. Следовательно, безопасным в данной ситуации можно считать обгон при нахождении встречного автомобиля на расстоянии более 1072 м от обгоняющего автомобиля в момент начала обгона.

Определение безопасной скорости ночью

В тёмное время суток интенсивность движения в несколько раз сокращается, однако в это время происходит почти половина всех ДТП, при этом резко возрастает тяжесть последствий ДТП. Основная причина этого - ухудшение условий видимости и пропорциональное ему уменьшение объёма воспринимаемой информации. Наиболее эффективной мерой повышения безопасности движения в этих условиях является выбор скорости, соответствующий расстоянию видимости :

 (14)

т.е., скорость автомобиля должна быть такой, чтобы можно было остановить его на расстоянии меньшем, чем .

Расстояние видимости зависит от технического состояния приборов освещения, физиологических качеств водителя, размеров предмета, его фона, расположения относительно поверхности дороги. При ближнем свете фар  можно принять 50 - 60 м, при дальнем - 140 - 180 м.

Пример. Определить безопасную скорость легкового автомобиля при движении ночью с ближним светом фар, исходя из следующих данных:  км/ч = 16,6 м/с j = 0,5;  с;  с;  с. По формуле (5) определяем значение Sо:

, м.

Приняв = 5 м, получим  м.

Т.е. скорость 60 км/ч в этих условиях можно считать безопасной.

Определение безопасной скорости на повороте

При движении автомобиля на повороте под действием центробежных сил может произойти потеря его устойчивости (способности противостоять заносу и опрокидыванию).

Критические (максимальные) скорости по условию опрокидывания (Vопр) и заноса (Vз) определяются по формулам:

;  (15)

где  - коэффициент, учитывающий поперечный крен кузова в следствии деформации подвески,  = 0,85 - 0,95; В-колея автомобиля, м; RП - радиус поворота, м; hц - высота центра масс автомобиля, м.

Пример. Определить величину безопасной скорости движения грузового автомобиля на повороте при условии:  = 0,9; В = 2,2 м; RП= 50 м; hц= 1,4 м; j = 0,5:

 м/с;

 м/с.

Следовательно, безопасной в этих условиях будет скорость меньше (15,6´3,6) = 56 км/ч.

Приведённые в данном разделе сведения могут оказать большую помощь водителям в их работе. Ясно, что водителю не хватит времени в критической ситуации произвести расчёты по приведённым формулам, сопоставить результаты тех или иных действий и выбрать наиболее правильное, а зачастую и единственно верное решение, позволяющее избежать ДТП.

Однако сведения о величинах остановочного пути, пути обгона, безопасных скоростях в тех или иных дорожных ситуациях, представленные в форме плакатов, схем, диаграмм в кабинете по БД, а также систематические теоретические и практические занятия с водителями по рассматриваемым вопросам помогут водителям при возникновении критических ситуаций правильно разобраться в обстановке и принять решение, обеспечивающее благоприятный исход.

Требуемые навыки действий в критических ситуациях должны отрабатываться в процессе многократных повторений специальных упражнений при тренажёрной и автодромной подготовке.

Для того, чтобы водитель смог воспользоваться полученными знаниями, необходимы практические упражнения на специализированных тренажёрах по их углублению и закреплению.

В процессе упражнений у водителя вырабатывается так называемый «Динамический стереотип» - автоматизированно выполняемое действие в той или иной ситуации, представляющее собой элемент сознательной деятельности человека и обеспечивающее применение имеющихся знаний и умений без дополнительного обдумывания.

И последний этап - тренировочные занятия на автодроме, в процессе которых отрабатываются действия водителя в конкретных критических ситуациях. В настоящее время разработаны методики, позволяющие добиться прочных навыков управления автомобилем в сложных условиях, включая критические дорожно-транспортные ситуации.


2. Административная ответственность за ПДД водителей и должностных лиц АТП

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень аварийности, является совершенствование законодательства в сфере дорожного движения.

В последнее время практически во всех странах Европы, Японии, США изменены правовые основы, регулирующие общественные отношения на дорогах. Приняты законы, позволяющие на новом уровне обеспечить безопасность дорожного движения. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях действует на территории России почти двадцать лет и не отвечает современным реалиям нашего общества. С 1 июля 2002 г. вступает в силу новый закон, регулирующий общественные отношения в сфере государственного управления, и в частности в области дорожного движения.

Глава 12 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за дорожные правонарушения, содержит 36 статей, объединяющих значительно большее, нежели ранее, количество норм, регулирующих общественные отношения в сфере дорожного движения. Появились такие новые составы административных правонарушений, как установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч. 3 ст. 12.2); пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда (ст. 12.10); нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11); нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13); нарушение правил маневрирования (ст. 12.14); нарушение порядка расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15); невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства (ч. 1 ст. 12.25); нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах (ст. 12.29); выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ч. 2 ст. 12.31); незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35); воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст. 12.36).

После принятия Федеральных законов от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изменена редакция части 1 ст. 12.3.

Перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе согласно Правилам дорожного движения, законодателем расширен. Теперь он включает страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Последним Законом введена также административная ответственность за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 12.37). Согласно пункту 2 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» зарегистрировать транспортное средство в Государственной инспекции безопасности дорожного движения водитель может только после получения указанного страхового полиса.

Усилена ответственность за управление транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками (ч. 3 ст. 12.2), в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8), за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8).

За управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, не прошедшим государственный технический осмотр (ст. 12.1), с нарушением правил установки государственных регистрационных знаков (ст. 12.2), без документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3), с нарушением правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6) предусмотрено наказание в виде административного штрафа, имеющего фиксированный характер и составляющего 0,5 минимального размера (ранее от 0,2 до 0,5 минимального размера) оплаты труда. Некоторые нормы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения, законодатель расположил в других главах КоАП. Например, ст. ст. 115.1, 126, 126.1, 128, 131.1, 131.2, 131.3, 132, 133 прежнего КоАП РСФСР, предусматривавшие ответственность за нарушение правил перевозки грузов, охраны полосы отвода автомобильных дорог, порядка перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов и других нормативов, перенесены в главу 11 КоАП «Административные правонарушения на транспорте».

Часть 1 ст. 114 КоАП РСФСР (нарушение правил регистрации транспортных средств), ст. ст. 134.1, 134.2 КоАП РСФСР (невыполнение предписаний Государственной автомобильной инспекции, органов Российской транспортной инспекции) в измененной редакции нашли себе место в гл. 19 КоАП «Административные правонарушения против порядка управления», в частности в ст. 19.22 (нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок) и ст. 19.5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)).

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение материального ущерба (ч. 1 ст. 118 КоАП РСФСР); нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения, повлекшее причинение материального ущерба (ч. 4 ст. 122 КоАП РСФСР), предусмотрена в гл. 7 КоАП РФ ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).

Законодатель исключил такие самостоятельные в прошлом составы административных правонарушений, как повторное управление транспортным средством водителями, находящимися в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР); групповое передвижение, создающее помехи для дорожного движения (ст. 121.1 КоАП РСФСР); нарушение иных правил дорожного движения (ч. 8 ст. 115 КоАП РСФСР).

Увеличены предельные суммы штрафов для граждан до 25 МРОТ, для должностных лиц и приравненных к ним индивидуальных предпринимателей - до 100 МРОТ. Максимальный срок лишения права управления транспортным средством снижен с 3-х до 2 лет. Однако основания для применения этого вида наказания расширены.

Дополнительно (по сравнению с КоАП РСФСР) лишение специального права может применяться за превышение установленной скорости на величину более 60 км/час (ч. 4 ст. 12.9); выезд на встречную полосу движения, если это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 12.15); непредставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ч. 2 ст. 12.17).

В новом законе значительно больше уделяется внимания защите интересов не государства, а прав и законных интересов граждан, то есть в первую очередь участников дорожного движения. Так, ст. 12.35 («Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию»), ст. 12.36 («Воспрепятствование законной деятельности по управлению эксплуатации транспортных средств - блокировка колес, эвакуация транспортных средств, снятие государственных регистрационных знаков» (в статье почему-то употребляется термин «номерной знак»), принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения и др.), очевидно, направлены против возможных неправомерных действий со стороны сотрудников РТИ России и ГИБДД.

Административные правонарушения в области дорожного движения являются разновидностью правонарушений на транспорте.

Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим правовым источникам.

Однако в правоприменительной деятельности часто вызывает затруднение определение специальных терминов или понимание тех или иных противоправных действий. В частности, некоторые должностные лица, осуществляющие контроль и надзор в сфере дорожного движения, иногда затрудняются ответить на вопрос, что такое регистрация транспортного средства, что понимается под терминами «водитель», «дорожное движение» и т.д.

Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАП обусловлено единством их родового объекта.

Общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов. В частности, Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Законами Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции», от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации», Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», от 31 июля 1998 г. №880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 4 января 2000 г. №2 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков», другими нормативными правовыми актами, имеющими отношение к деятельности, направленной на сокращение уровня аварийности на автомобильном транспорте.

Общественные отношения в области дорожного движения регулируются также государственными (отраслевыми) стандартами и СНиПами. В качестве примера можно привести ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», ОСТ 37.001.269-87 «Транспортные средства. Маркировка» и др.

В области дорожного движения действуют, кроме того, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законодательство в области дорожного движения направлено на защиту прав и законных интересов его участников. Однако соблюдение прав и свобод последних не должно приводить к ущемлению правового статуса других субъектов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил; получать от органов исполнительной власти и лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; получать информацию от должностных лиц органов исполнительной власти о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам, качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения; на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций или должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами или требованиями, предусмотренными в выданной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь; на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случае причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства или груза в результате дорожно-транспортного происшествия; обжаловать в порядке, установленном законодательством, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Участники дорожного движения обязаны выполнять требования федерального законодательства и издаваемых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения необходимо определить те конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за нарушения правил дорожного движения, установленного порядка эксплуатации транспортных средств. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что они направлены на строгое соблюдение порядка дорожного движения, обеспечивающего нормальную, ритмичную и четкую работу автомобильного транспорта, что в конечном итоге обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.

Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта и прицепов к нему, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов.

Составы дорожных правонарушений в основном являются формальными. Только в отдельных случаях (например, причинение легкого вреда здоровью потерпевшего) объективная сторона состава дорожного правонарушения предполагает наличие вредных последствий деяния и причинной связи между ним и указанными последствиями.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.).

Для правильной квалификации дорожных проступков необходимо знать, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется только в пределах дорог. Движение транспортных средств в лесу, поле, складских помещениях, транспортном цехе, гаражном боксе, на строительных площадках и т.д., т.е. вне дороги, Правилами дорожного движения не регулируется и не охватывается понятием «дорожное движение».

Противоправные действия водителей транспортных средств при погрузке и выгрузке грузов, ремонте транспорта, производстве строительных и иных работ также не могут квалифицироваться по статьям главы 11 КоАП.

Согласно новому закону транспортным средством считается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, кроме того, тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Другие самоходные машины - это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (грейдеры, скреперы, автопогрузчики, автокраны, экскаваторы и т.д.). К иным машинам относятся мотороллеры, мотоколяски и т.п.

Термин охватывает все транспортные средства, передвигающиеся по дороге с помощью двигателя, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств (велосипедов с подвесным двигателем, мокиков и т.п.), т.к. к водителям последних согласно Правилам дорожного движения предъявляются иные требования, нежели к водителям механических транспортных средств.

Следует обратить внимание, что в соответствии с примечанием к ст. 12.1 КоАП к транспортным средствам относятся также прицепы, подлежащие государственной регистрации.

Эксплуатацией транспортных средств признается использование транспортных средств для перевозки пассажиров, грузов, а также установленных на них специального оборудования или механизмов.

Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование подпадают под действие Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Дорожные правонарушения совершаются путем как действия (управление транспортным средством в состоянии опьянения), так и бездействия (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми или звуковым сигналами, непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения и т.п.).

Следует учесть, что законодатель связывает наступление административной ответственности не с самим фактом несоблюдения соответствующих требований (регистрации и технического осмотра, установки государственных регистрационных знаков и т.д.), предъявляемых к транспортным средствам, а с управлением ими в нарушение установленных правил.

Понятие «управление транспортным средством» используется законодателем при конструировании различных составов правонарушений, совершаемых водителями. Управление транспортным средством - это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, вне зависимости от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения, не являются управлением транспортным средством по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях.

Необходимо подчеркнуть, что для квалификации дорожных правонарушений, где управление транспортным средством - конструктивный признак состава правонарушения, не имеет значения, идет ли речь об управлении автомобилем или мотоциклом с помощью собственной механической тяги или о буксируемом транспортном средстве.

Критерием разграничения дорожных правонарушений, влекущих административную ответственность, и соответствующих преступлений выступает характер последствий. Если результатом дорожно-транспортного происшествия является причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, незначительного материального ущерба, то налицо административное правонарушение, квалифицируемое по ст. 12.24 и другим статьям КоАП. Если же нарушение повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо крупного ущерба, либо по неосторожности смерть человека - наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. ст. 168, 264 УК РФ.

Уголовным законодательством установлена ответственность за неоконченные преступления, приготовление к совершению преступления или покушение на него. КоАП подобного не предусматривает. Следовательно, неоконченное административное правонарушение не наказуемо, если закон прямо не устанавливает ответственность за него. В этой связи ч. 3 ст. 12.2 КоАП можно считать исключением. Законодатель признал противоправными не только управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, но и подготовительные к этому действия - установку на транспортном средстве подобных знаков.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП, является водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа). Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение. Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим. В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц. Так, например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта. В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда. В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда, применяемых к водителю.

Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП.

Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП.

С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;

органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).

Заключение

Резюмируя данную работу, можно сделать следующие выводы:

Автотранспортные предприятия вне зависимости от ведомственной подчиненности и форм собственности решают задачи по обеспечению безопасности дорожного движения, связанные с организацией профилактической работы с водителями, контролем технического состояния транспортных средств, учетом и анализом ДТП и нарушений Правил дорожного движения.

Для решения этих задач на предприятиях создают подразделения (отделы, группы) или назначают отдельных работников. Для реализации возложенных на них задач сотрудники службы безопасности движения обладают следующими правами:

давать обязательные для исполнения указания по вопросам обеспечения безопасности движения;

требовать представления необходимой информации о состоянии работы с профилактикой ДТП на предприятии;

отстранять от работы водителей, состояние или действия которых угрожают БДД;

запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает БДД.

Основная работа по предупреждению ДТП на автотранспортных предприятиях заключается не только в функционировании специальной службы. Значимость проблемы обеспечения БДД и ее масштабы требуют привлечения внимания и представителей других функциональных служб автотранспортного предприятия.

Одним из направлений работы службы БДД автотранспортного предприятия является контроль за соблюдением работниками всех подразделений требований «Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», «Инструкции по предупреждению ДТП», «Правил дорожного движения», а также приказов и указаний вышестоящих организаций.

Основными задачами автотранспортного предприятия по предупреждению ДТП являются:

проведение функциональными службами и общественными организациями предприятия систематической воспитательной работы с водительским составом;

реализация мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению ДТП и укреплению производственной дисциплины среди работников предприятия;

совершенствование условий труда работников предприятия, особенно водителей и ремонтных рабочих;

обеспечение технической готовности подвижного состава в результате своевременного проведения технического обслуживания и ремонта, а также контроля за техническим состоянием транспортных средств перед выездом на линию, во время работы и приездом в парк.

Список использованных источников

1.  ГОСТ 25478-91 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям обеспечения безопасности движения. Методы проверки. М.: Госстандарт, 1992.

2.       Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов Министерства путей сообщения Российской Федерации. М.: Изд-во «Транспорт», 1997.

.         Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств // САПиП РФ. 1993. №47. Ст. 4535; СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148; 1998. №45. Ст. 5521; 2000. №18. Ст. 1985; 2001. №11. Ст. 1029.

.         Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены постановлением правительства РФ от 23.10.93 г. №1090.

.         Правила учёта дорожно-транспортных происшествий. Утверждены постановлением правительства РФ от 29. 06. 95 г. №647.

.         Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. М.: Изд-во «Транспорт», 1989.

.         Устав автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1982. 64 с.

.         Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 2002. №80 (2948). 7 мая.

.         Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №41-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 2002. №80 (2948). 7 мая.

Похожие работы на - Административная ответственность за ПДД водителей и должностных лиц АТП

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!