Теологический аспект здоровья

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теологический аспект здоровья

Введение

Теология - (от греч. Theos и logos - слово о Боге) - вероучительная дисциплина или « наука о вере», создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры.

Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви, в предположении, что сами теологи имеют опыт богообщения и понимания веры и способны отвлекаться от личных вкусов и пристрастий.

Св. Писание, согласно церковному пониманию - душа всей теологии.

В ХХ в. от теологии ждут не только интеллектуально развитого изложения веры, но и решения многочисленных теоретических и практических проблем жизни и действия согласно вере.

Вопросам здоровья все религии мира уделяют большое внимание.

Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть: инок Пересвет, полководец А.В. Суворов, писатель Л.Н. Толстой и многие другие.

Сам уклад жизни россиян - умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд - способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно.

В данной работы мы рассмотрим теологический аспект здоровья.

1. Понятие здоровья

Ученые-социологи давно признались в том, что не могут определить четкую грань между болезнью и здоровым состоянием человека.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и личностном (нравственном).

Здоровье человека (с физиологической точки зрения) - это слаженная деятельность различных функциональных систем организма и их устойчивость к влияниям среды. Психическое здоровье в рамках клинического подхода можно определить «негативно» - как отсутствие психопатологических синдромов (наличие отдельных симптомов еще не является свидетельством сформировавшегося заболевания). Таким образом, единственным критерием психического здоровья, которым действительно пользуются в клинической практике, является отсутствие психического заболевания.

Личностное здоровье определяется способностью человека не испытывать низких чувств, таких как зависть, гнев, обида, ревность и т.д. Личностное здоровье - это результат порой мучительного поиска своего подлинного места в жизни и мире, осознания своих уникальных жизненных смыслов и действительных ценностей, преодоления препятствий на пути реализации этих смыслов и ценностей.

Человек может быть психически и физиологически нездоров, но обладать личностным здоровьем, и наоборот.

Древнее искусство врачевания и современная научная клиническая медицина во многом ограничивались не столько логическим, сколько интуитивным пониманием здоровья как состояния благополучия, уделяя главное внимание сущности болезней и способам их преодоления. Ориентация медицины на лечение и предупреждение патологических состояний способствовала развитию науки о болезнях, вопрос о сущности здоровья оставался открытым.

Само понятие здоровья - двусмысленно. В широком смысле оно представляет собой общее понятие, включающее в себя все возможные частные варианты жизнедеятельности целостного организма (вплоть до наличия болезней), предусматривающее возможность его интегративной количественной оценки. Условно говоря, здоровье может быть хорошим или плохим, максимальным или минимальным, но неправомочно суждение о его наличии или отсутствии у живого человека. В этом смысле здоровье и есть жизнь, и теория здоровья и есть, в сущности, теория жизни. Здоровье в узком смысле, как отсутствие болезни - это всего лишь конвенциональное понятие, условность, помогающая лечащему врачу обозначить конечную цель профессиональной стратегии.

Но медицина не располагала информацией о динамике индивидуального развития человека, вопреки классическому клиническому принципу лечила не больного, а болезнь, загоняя человека в рамки медицинских схем и предписаний. Диагностика ориентировалась на общие представления о течении болезни. Медицина не располагала положительным определением здоровья, которое бы говорило о том, что такое здоровье, а не чем оно не является. Таким образом, границы между принятыми в медицине понятиями здоровья и болезни размывались, что явилось причиной появления термина «третье состояние», обозначающего неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В этом понятии проявилась научная честность медицины, не претендующей на лечение болезней, которые она не могла диагностировать. Но все же это понятие не снимает задачу поиска положительного определения здоровью, философии здоровья.

Жизнедеятельность человека, несмотря на дискретную модуляцию факторами внешней среды (физическими, химическими, биологическими, информационными, социальными), имеет перманентное течение и вследствие этого не может найти полного отражения в совокупности мгновенных «срезов» (отдельных состояний). Вся эта динамичная пространственно-временная протяженность заключает в себе здоровье в широком смысле, или такое текущее состояние, характерной особенностью которого является непрерывная адаптация организма к меняющимся условиям внешней среды и к характеру деятельности с использованием мобильных и качественно меняющихся возможностей основных физиологических систем. Такой подход позволяет рассматривать даже болезнь в любой ее стадии как частный вариант проявления здоровья.

2. Теологический аспект здоровья


Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

Библейское отношение к медицине наиболее полно выражено в книге Иисуса сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Cир. 38. 1-2,4,6-10,12-14).

Церковь призывает к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики. Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Главное место в нем занимает участие в спасительных Таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание их пациентам многоразличной благотворительной помощи.

Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян - работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти. Быть для пациента милосердным самарянином из евангельской притчи - долг каждого православного медицинского работника. Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Церковь призывает мирян оказывать посильную помощь болящим, которая покрывает человеческие страдания милующей любовью и заботой.

Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий.

Русская Православная Церковь с глубокой тревогой констатирует, что народы, традиционно окормляемые ею, ныне находятся в состоянии демографического кризиса. Резко сократились рождаемость и средняя продолжительность жизни, постоянно уменьшается численность населения. Опасность представляют эпидемии, рост сердечно-сосудистых, психических, венерических и других заболеваний, наркомании и алкоголизма.

В Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103. 15) и «полезно… если будешь пить его умеренно» (Сир. 31. 31). Однако и в Священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям. «… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», - наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны… Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», - свидетельствует святитель Тихон Задонский.

Еще более пагубной является широко распространяющаяся наркомания - страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым для действия темных сил. С каждым годом этот страшный недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование - особенно в молодежных кругах - особой «наркотической» псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута общения. Основная причина алкоголизма или наркомании - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов.

Психические заболевания Церковь рассматривает как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Одним из важнейших понятий здорового образа жизни в христианстве является пост - воздержание от пищи. Пост существовал ещё в ветхозаветные времена. Древнейшие из церковных утверждений о том, что христианский пост Апостолы установили в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне.

Церковь настоятельно рекомендует верующим быть воздержанными в еде, строго соблюдать посты, чтобы очистить тело и душу для постижения высших истин. Теперь к пожеланиям духовенства присоединились и ученые: вегетарианская диета, то есть постничество, и голодание чрезвычайно полезны для здоровья, помогают бороться со многими недугами. Необходимость внутренней самодисциплины, внутреннего самоконтроля и стремление заглянуть внутрь себя важнее, чем забота о повседневной пище.

Существуют однодневные посты, соблюдающие в течение всего года по средам и пятницам. Многодневные посты приурочены к большим праздникам. Самый длительный и известный - это Великий пост перед Пасхой. Он продолжается 48 дней. Великий пост помогает укрепить дух, тело и здоровье, т.к. человек отказывается от тяжелой пищи и употребляет здоровую еду. Христианский церковный год предусматривает регулярное чередование постов и праздников.

Многодневные посты требуют подготовки. Входить в них надо постепенно, начиная с воздержания от скромной пищи по средам и пятницам в течение всего года. Человек сам должен определить, сколько ему требуется в день пищи и питья. Понемногу уменьшая количество съедаемой еды в пост и доведя его до того минимума, который нельзя больше сокращать, чтобы не ослабнуть, оставаться здоровым. Однако, пост полезен не всем, поэтому церковь освобождает от соблюдения поста пожилых, больных и немощных, детей до 14 лет, беременных и кормящих матерей.

Пост, помимо духовного и физического очищения, своего рода призыв изменить неправильное питание, часто в излишних количествах. Избыточный вес - фактор риска для всех основных заболеваний: сердечнососудистых, онкологических, гормональных и многих других. Соблюдение поста приносит оздоравливающий эффект.

На пользу человеческому организму идут молитвы, - так утверждают американские ученые. По мнению исследователей, произнесение молитв оказывают неоценимую помощь людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови, а также нормализуются обменные процессы. По свидетельствам ученых, молиться особенно полезно тем (и за тех), кто по временам впадает в глубокую депрессию - разумеется, душевнобольным с прогрессирующим маниакально-депрессивным синдромом этот способ лечения также рекомендован. Вообще, как полагают авторы открытия, духовное начало положительно сказывается на здоровье человека.

Исследования проводились совместно с отделением кардиологии одного из городских госпиталей: ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников помолиться за пациентов, страдающих различными сердечными недугами. Заметим, что пассивных участников опыта было более семисот: в течение нескольких дней врачи делали заметки в специальных журналах о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, собрали все данные и передали их ученым. Профессор Митчелл Крушофф, врач-кардиолог, сотрудник Герцогского Университета в Дареме, сообщил потрясающие результаты опыта: Благодаря молитвам темпы выздоровления многих пациентов увеличились почти в два раза - примерно на 93%. Разумеется, это усредненные данные, однако все сердечники без исключения пошли на поправку намного увереннее, чем прежде. Дать точный ответ на вопрос - отчего это происходит невозможно, но все же выдвигается несколько предположений: скорее всего, благотворно сказывается на работе сердца концентрация. Человек, произносящий молитву (речь идет, разумеется, о тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему) - полностью сосредоточен на общении с Богом, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме. Необходимо также отметить, что в исследованиях участвовали представители различных религий.

У многих христианских объединений есть свои соображения на этот счет. Так, председатель Баварского общества Адольфа Кольпинга считает чудеса кардиологии нормальным явлением - более того, это вполне естественно: Верующие люди, которые посещают церковные службы хотя бы два раза в неделю, живут в среднем на 14 лет дольше, чем те, кто за всю жизнь ни разу не переступил порог церкви, или же делал это крайне редко.

2.2 Православная религия и духовное здоровье

теологический духовный здоровье церковь

Истинная религия и законы здоровья идут рука об руку. Невозможно спасение людей, не убеждая их в необходимости разорвать с греховными наклонностями, которые разрушают здоровье, смущают душу и препятствуют разуму воспринимать божественную истину. Болезнь в религии рассматривается как признак душевного неблагополучия. Болезнь - это и последствие греха, и способ исправить человека, обратить его внимание на то, что он делает не так. Религия приводит советы, как правильно, относиться к постигающим болезням.

Самая тяжелая и опасные для здоровья та форма ошибок поведения, которая проявляется в виде действий, затем следуют грехи проявляющиеся через слова (словом можно вылечить, а можно и убить) и самые легкие, но трудно выводимые - это грехи постоянно зарождающиеся в мыслях, но не реализованные внешне на данный момент времени, но эти-то грешки часто и задают программу действия (являются причиной духовной деградации), которая в последствие и реализуется, как правило, внешне.

Но грехи совершенно не обязательно являются прямой причиной того или иного заболевания, хотя изменения во внутренней среде организма возникают всегда. Эти изменения могут снизить сопротивляемость организма микробам или увеличить срок заживления ран, что способствует различным осложнениям. Болезнь - только показатель греха, и от него-то следует исцелить душу, а телесное здоровье естественно последует за оздоровлением души.

Поскольку грех и вызванная им болезнь возникают не вдруг, а в процессе постепенного и постоянного возрастания в результате греховной жизни, постольку и избавление от них возможно благодаря посильному обращению к добродетелям постоянно, а не только на время визитов к врачу и посещения храма; благодаря жизни по православным нормам, по заповедям, которые только и могут принести страждущему исцеление.

К числу ошибок поведения относятся: комплекс неполноценности, недостатки, пороки, грехи, страсти, а так же гордость, презрение, хула, насмешничество, тщеславие, хвастовство, лукавство, хитрость, лицемерие, ложь, лесть, зависть, бессовестность, уныние, ленность, празднословие, нерадение, отчаяние, страх; печаль, огорчение, горе, тоска, малодушие, нетерпеливость, гнев, вспыльчивость, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, желчность; сребролюбие, скупость, жадность, ревность, корыстолюбие, воровство, разбой, блуд, прелюбодеяние, чревоугодие, объядение, пьянство, невоздержание, самолюбие, себялюбие, кичение и т.п.

Врачующими качествами могут быть качества, противоположные грехам и требующие изменения сложившегося стереотипа поведения, или качества, отличающиеся внутренней ориентацией души и поведенчески, внешне, сходные с вызывающими заболевание грехами.

Восемь главных ошибок поведения (греховных страстей) и способов их нейтрализации (по Игнатию Брянчанинову) представлена в Приложении 1. Таблица ошибок поведения (греховных страстей) и способов их нейтрализации (по Н.Д. Гурьеву) приведена в Приложении 2.

Различные болезни вызываются разными грехами. И если человек ищет избавления от страданий, то ему необходимо знать, какой конкретный грех явился их причиной. В приложении 3 дана Таблица ошибок поведения приводящих к различным заболевания тела (накопленный опыт православной религией).

Все это относится к индивидуумам, болеющим собственными болезнями, то есть к эгоистам. У 80% лиц в возрасте до 27 лет, этого рода болезни не проявляются. У обыкновенных людей перечисленные болезни носят самый различный характер: воспалительный, язвенный, туберкулезный и т.д.

В православии существует «Древо греха». Как выглядит это «древо» и каковы его плоды по (Н.Д. Гурьеву): ствол - гордость лежащая в основе всех болезней, которая трудно замечаема сама по себе, но делается легко заметной по отсутствию благодарности или по уровню внешних притязаний, так как человек претендует только на то, на что считает или ощущает себя имеющим право; ядовитый сок - ложь; ветви - самолюбие - славолюбие - сребролюбие - самоуверенность - самонадеянность - самодовольство; листья - напористость, рвение, строптивость («Древо греха» можно посмотреть в Приложении 4).

Отдельные грехи могут быть следствием как других грехов совершенных ранее, так и сами порождать новые, т.е. являясь причиной. Так, к примеру, схематично происходит становление трусости: гордость - самолюбие - саможаление (самозаботливость) - трусость. Трусость легко приводит к пугливости, опасливости, боязливости и робости. Становление робости схематично можно представить следующим образом: гордость - самолюбие - саможаление (самозаботливость) - трусость - робость. Пьянство порождается плотолюбием. Самолюбование, в зависимости от формы, порождает такие качества, как ханжество, чопорность, кичливость, надменность, кокетство.

В Приложении 5 перечислены отрицательные нравственные качества (ошибки поведения), приводящие к различным заболеваниям и положительные нравственные качества (добродетели) позволяющие сохранять не только духовное и психическое, а так же и физическое здоровье.

.3 Роль религии и религиозных учений в сохранении душевного здоровья

Сегодня главное внимание многих ученых уделяется душевной безопасности и спокойствию человека. Вопрос: «Почему в современную эпоху многие люди все еще недовольны своей жизнью, несмотря на то, что современный человек обладает гораздо большими материальными удобствами». Психологи считают рост депрессии и тревоги, чувство недовольства и отсутствие жизнерадостности наглядными проявлениями современной эпохи. По их мнению, жизнь ожесточилась и утратила нежность.

Чувство настоящей удовлетворенности редко наблюдается среди людей, вплоть до того, что многие из них, особенно в промышленных обществах, засыпают с помощью успокоительных лекарств. Поэтому, следует сказать, что сегодня с осложнением личной жизни человека и повышением стрессов необходимость обращения внимания на психологические и эмоциональные проблемы выглядит весьма актуально. Следует признать, что, несмотря на изумительный материальный прогресс, все еще не обеспечены главные принципы здравоохранения и не созданы условия для психологического здоровья человека.

В 80-ых годах ХХ века американский исследователь Майерс писал в описании западного общества: «Ни одно поколение не пользовалось столькими благами и в то же время никогда окружающая среда не была разрушена до такой степени, ни одна культура не испытывала депрессии в столь распространенной форме. Никогда еще технология не приносила нам столько комфорта и благоустройства и в то же время не предоставила в наше распоряжение столько страшных средств, ведущих к разврату, аморальности и разрушению. Сегодня мы пользуется большими возможностями в сфере образования и воспитания, в то же время среди молодежи и подростков мы наблюдаем крайне высокий уровень преступности, отчаянности и самоубийства».

По поводу душевного здоровья и методов лечения болезней предъявлены различные определения. Божие религии и различные идейно-философские течение, а также религиозные лидеры каждый по-своему затрагивает вопрос о психологическом, психическом здоровье и здоровье вообще; обсуждают его в рамках разных идеологий и по-разному интерпретируют.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение душевному здоровью: «Душевное здоровье - это способность установления нормальных связей с себе подобными, способность изменения и исправления индивидуальной и социальной среды и устранения противоречий, а также изменения личных тенденций подходящим и адекватным образом». С учетом данного всеобъемлющего определения мы осознаем, что душевное здоровье имеет огромное значение в жизни человека. Можно сказать, что лишь при обладании здоровой психики и здравого смысла можно поставить себе в жизни достойные цели и предпринимать неустанные усилия для достижения этих целей и в конечном счете больших успехов на различных этапах жизни. Психологическое здоровье повышает уровень удовлетворенности жизнью, что играет весьма эффективную роль в устранен волнения и душевной взволнованности людей.

Современный сообразительный и образованный человек пришел к тому выводу, что без духовности он останется в одиночестве и безоружным перед бездушной машинной жизни. Хотя в прошлом некоторые психологи не признавали роли религии и религиозных учений в сохранении душевного здоровья, сегодня многие эксперты признают неопровержимый эффект религии и религиозных убеждений в обеспечении психологического здоровья. Они добились многих научных достижений по обеспечению психологического здоровья в полной согласованности с религиозными предписаниями. В этой связи следует указать на научный опыт одного из теоретиков психологии Карла Юнга. Он пишет: «При работе со всеми своими клиентами, с уверенностью можно сказать, что все они ощущали себя ненормальными в силу того, что они потеряли нечто, чем живые религии любой эпохи одаряют своих приверженцев. Ни один из них полностью не излечился, пока не достиг религиозного прозрения».

В настоящее время психологи считают, что убежденность в наличии более высоких ценностей, вера в Единую силу жизненно необходимо для психического здоровья человека. Они считают весьма эффективным использование религиозных путей решений в борьбе против волнения, стресса и депрессии, и всего духовного и душевного здоровья в целом.

Заключение

Одним из самых замечательных даров Всевышнего являются здоровье. В Библии есть множество отрывков, посвященных здоровому образу жизни. Потому Церковь уделяет этой теме особое внимание.

Священное Писание неоднократно затрагивает вопросы физического и духовного здоровья и даёт советы как это здоровье поддерживать на достаточном уровне. Это ещё раз показывает важность затрагиваемой темы и тесную взаимосвязь телесного и духовного здоровья.

Важность здоровья осознаёт каждый человек. Нет нужды доказывать этот факт. Но фактом остаётся так же то, что здоровье современного человека неуклонно ухудшается. Сегодня для того, чтобы быть здоровым необходимо своё здоровье, полученное в дар от Господа, поддерживать и укреплять.

Список используемой литературы

1.Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических) / Н.Д. Гурьев. - М.: 2000. - 88 с.

2.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XI. Здоровье личности и народа // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей. Официальный сайт: [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Основы социальной медицины: учебное пособие / сост. О.В. Ботьева. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 236 с.

.Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия: в 2 кн. / Н.Е. Пестов. - СПб.: Сатисъ, 2003. - 742 с.; 667 с.

.Сайт: Храм Казанской божей матери [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Святитель Игнатий Брянчанинов В помощь кающимся / Игнатий Брянчанинов Святитель. - СПб.: Сатисъ, 2003. - 30 с.

.Хмелевский Ю.В. Здоровьеведение / Ю.В. Хмелевский. - М.: Советский спорт, 2000. - 192 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!