Религия и политика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религия и политика

Оглавление

Введение

Глава 1. Теологическая парадигма политики

1.1 Природа парадигмального мышления

1.2 Теологическая парадигма

Глава 2. Теократия как форма государственной власти

2.1 Понятие и типологизация теократических режимов

2.2 Особенности современной теократии

Глава 3. Религиозный фундаментализм и клерикализм в политике

3.1 Религиозный фундаментализм

3.2 Клерикализм в политике

Глава 4. Социально-политические доктрины религиозных конфессий России

4.1 Основные доктрины религиозных конфессий России

4.2 Идеи общественного сознания в религиозно-конфессиональной сфере (на примере Астраханской области)

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность изучения темы. Связь между религией и политикой в течение двух последних столетий изменилась принципиально. Религия перестала быть священным орудием оправдания власти и божественной санкцией осуществляемой ею политики. Власть, становясь все более автономной, содействует, казалось бы, разрыву политики и религии или, точнее, политики и христианства, но это разрыв их связи в старом смысле. Ведь одновременно христианство все меньше являет себя в виде структур и институтов, организованных по образу и подобию политической власти.

Роль религии заключается в том, чтобы сделать человека справедливым и любящим. А политика подразумевает заботу о людях и их благополучии. Когда религия и политика не сотрудничают, тогда мы получаем коррумпированных политиков и псевдорелигиозных лидеров.

Когда религии ограничивают свободу поклонения и ограничивают способы поклонения, они становятся непригодными для создания гармоничного общества. Когда религией становится всё вокруг, и предоставляется полная свобода молиться и поклоняться любым образом - эта религия принесёт людям справедливость и мир и будет пригодной для любого общества.

Сегодня и религия и политика нуждаются в реформе. Религия должна стать шире и духовнее, позволив свободу поклонения и включив в себя всю мудрость мира. А политикам необходимо стать более религиозными и духовными.

На современном этапе исторического развития достаточно отчетливо проявились тенденции вовлечения во властные отношения представителей различных религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддержание власти.

Интенсивно происходящий процесс возрождения религиозного сознания, религиозной культуры стал при определенных обстоятельствах затрагивать политические проблемы, обнаруживать сопричастность служителей культов к распределению властных полномочий и демонстрировать их заинтересованность в участии по решению государственных проблем. Хотя этот процесс формально не нацелен на усиление влияния религии при распределении власти в обществе, однако он не только стал фактом, но имеет тенденцию к усилению клерикализма, орудием которого во все большей мере становится включенность религии во властные отношения в обществе.

Анализ реально существовавших и существующих теократических государств показывает, что основными признаками этой формы политического управления являются: религиозно-правовая регламентация всех сторон общественной и государственной жизни, осуществление судопроизводства по нормам религиозного права, политическое лидерство религиозных деятелей, провозглашение религиозных праздников государственными, притеснение или запрещение других религий, преследование людей по религиозным мотивам, активное вмешательство религии в сферу образования и культуры.

Процесс вмешательства религии в дела государства характерен не только для настоящего времени и не только для России. Клерикализация как социальный процесс активно противостоит секуляризации, становится присущей многим обществам, сопровождается проявлениями религиозного экстремизма и экспансионизма, которые, в свою очередь, нередко не ограничиваются мировоззренческими проблемами, а претендуют на власть или, по крайней мере, на серьезное на нее влияние. Причем эти притязания приобретают самые различные формы, что не отменяет, а лишь видоизменяет лики теократии на современном этапе развития как нашей, так и других стран.

Степень разработанности темы. Тема исследования имеет отношение к таким дисциплинам как: социология, политология, религиоведение, правоведение. В различных научных направлениях имеется множество исследований по данной тематике. В отечественной социологической, философской, религиоведческой, исторической и политологической литературе можно отметить труды Л.А. Андреева, В.И. Гараджи, В.И. Веремчука, В.С. Глаголева, Т.А. Кудриной, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, Л.А. Нуруллаева, А.Д. Сухова, Н.А. Трофимчука, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова, Н.Д. Барабанова, О.Ю. Редькиной и других.

Методологической основой данной работы является анализ источников по религии и политике.

Исследование базировалось на принципах единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному знанию.

В работе учтены методологические положения сформировавшихся в литературе основных подходов к изучению проблем взаимоотношений религии и политики.

Эмпирическую основу исследования составили учебники по политологии, а также статьи из периодических изданий.

Целью данной работы является освещение отдельных аспектов отношения религии и политики.

Объектом исследования являются процессы теократического общества, религиозный фундаментализм, клерикализм и религиозные конфессии.

Предметом исследования выступают сущностные характеристики, и особенности отношений религии и политики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

.выявить природу парадигмального мышления;

2.рассмотреть теологическую парадигму;

.дать понятие теократии и ее типологизацию;

.определить особенности современной теократии;

.изучить основные проблемы и специфику религиозного фундаментализма;

.охарактеризовать клерикализм в политике;

.рассмотреть основные доктрины религиозных конфессий России.

Глава 1. Теологическая парадигма политики

1.1 Природа парадигмального мышления

Несмотря на развитие научного знания содержание "политики" постоянно остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность однозначных интерпретаций феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики, без доопределения уже имеющихся дефиниций альтернативными суждениями. Множественность складывающихся образов политики - неоспоримое свидетельство полисубстанциональности политического, как такового. Политическая наука не терпит претензий на выражение "единственной" истины в знаниях о политике.

Термин "политика" возник еще в Древней Греции (от греч. polis - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля "La politika" дословно так и переводится: "То, что относится к государству". Впоследствии за политикой закрепилось множество смыслов: сфера, линия поведения и действий, способ урегулирования, характер человеческих отношений и т.д. По мере накопления представлений о свойствах и сущности политики, полученных с помощью разных областей знания, по мере составления ее многочисленных типологизаций, классификаций и оценок, подготавливалась почва для того "информационного шока", который не только разнообразит понимание политической действительности, но и нередко блокирует саму возможность выделить в ней нечто главное.

В то же время во всей совокупности научных представлений о политике существуют и такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Эти основополагающие по своему характеру представления о природе и сущности политики выступают своеобразным теоретическим фундаментом, на котором выстраивается вся совокупность наблюдений и выводов о разнообразных, описываемых на протяжении веков, формах государственного устройства, отношений между элитарными и неэлитарными слоями общества, деятельности структур институтов власти и т.д.

Для того чтобы подчеркнуть специфику теоретических построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX столетия американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие "парадигма". В целом он дал более двадцати определений этого понятия, связывая их с этапами развития научного знания и определения статуса науки. Однако в наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы.

Вместе с тем фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и свойства этой области действительности. Задавая основные единицы измерения политики, подобные теоретические конструкты формируют целостные, концептуально оформленные представления о политической сфере, одновременно давая возможность вписать сформированный теоретический образ политики в более широкие идейные рамки, раскрывающие сложившиеся у той или иной группы исследователей представления о картине мира.

Организуя мощнейший интеллектуальный поток познания политики и одновременно воплощая различные способы объяснения ее природы и сущности, такие концептуальные конструкты превращают политологию в мультипарадигматическую науку, в отрасль знания, допускающую различные способы теоретической интерпретации политических явлений.

теологическая парадигма теократия доктрина

Фундаментальный характер политологических парадигм проявляется и в том, что соответствующие подходы к пониманию политики служат концептуальным основанием не только для сугубо теоретических, но и для прикладных исследований. Иначе говоря, раскрывая ее внутренние и внешние связи политики с другими сферами общественной жизни, указанные парадигмы используются и для разрешения конкретных политических проблем.

С высот нынешнего дня можно увидеть, как в течение веков откристаллизовывались теоретические концепты, обладающие четко сформировавшейся способностью к целостному и специфическому описанию природы и сущности политики. Предельно обобщая основания классификации подобных основополагающих для политологии парадигм, можно отметить попытки объяснения сущностных характеристик политики действием самых разных - сверхъестественных, природных и социальных - факторов. В силу этого можно условно выделить соответственно теологическую, натуралистическую и социоцентристскую парадигмы.

Такая классификация имеет не только логический характер, исчерпывающий все варианты толкования политики. В самом главном и основном она демонстрирует, что и в настоящее время не прекращаются попытки вывести природу политики за рамки социального, объяснить источники и механизмы ее развития, не прибегая к помощи общественных факторов.

1.2 Теологическая парадигма

Как известно, на ранних этапах существования общества источники социальных связей и поведения людей объяснялись по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (демиург, абсолют) полностью определяет земные порядки, источая власть и повелевая человеком. В рамках заданных им отношений "царь" и "народ" полностью зависели от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую-либо самостоятельность в сфере власти. Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа творцов политики (государства), свидетельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи.

Это положение сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского, утвердивших иную интерпретацию теологического подхода. Средневековый мыслитель исходил из наличия трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права.

Конечно, удельный вес или авторитет человеческого права не играл решающей роли в объяснении перипетий политической жизни. Могущество власти исходило от Бога, а роль и назначение человека состояли в необходимости точного и полного отражения в своем поведении предначертаний Всевышнего.

В эпоху господства тоталитарных режимов весьма точно копировалась логика политических взаимоотношений людей и власти, предложенных средневековым философом, - строгую иерархичность, наличие высших авторитетов, способных "правильно" истолковать все политические и властные коллизии, недоступные для понимания непосвященных, и т.д.

По существу история политики продемонстрировала определенную неподвластность человеку многих политических связей и отношений, которую теологи связывали с невидимым влиянием Божества.

Как можно заметить, в основе такого подхода лежат не присущие научному знанию логические и рациональные подходы, а принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном лишь богословские философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики. Ряд ученых полагают, что, не получив сегодня широкого распространения в интеллектуальной среде в силу своей чувственной и потусторонней заостренности, этот подход сможет проявить себя на следующих ступенях развития научного знания, накопления новых данных о строении мира.

Глава 2. Теократия как форма государственной власти

2.1 Понятие и типологизация теократических режимов

Теократия (от греч. teos - бог, kratos - власть) - форма государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. Первоначальные формы теократической власти на заре развития человечества воплощались во власти жрецов, шаманов и других представителей примитивного религиозного сознания, олицетворявших как духовное, так и светское начало. Постепенно из этих особым образом регламентированных форм давления духовной власти над светской выросли теократические государства, где верховная власть руководствовалась религиозными догматами.

Для того чтобы дать полную характеристику теократии, остановимся на попытках ее классификации, типологизации. В научной литературе имеются разные подходы. Один из них предложен Е.Н. Салыгиным, который рассматривает следующие типы (он их называет видами): теократические родоплеменные союзы, теополитические корпорации (результат разделения в обществе духовного и светского) и теократические государства. Этот подход базируется, во-первых, на латентно используемой историко-логической основе, т.е. последовательно сменяемых формах политического господства в процессе развития человечества, во-вторых, на признании в качестве главного критерия взаимоотношений религии и государства, что представляет важную, но не единственную, а тем более не исчерпывающую характеристику теократии как таковой.

Другие ученые проводят классификацию теократии, основываясь только на соотношении в соответствующих обществах и государствах светских и духовных начал ("дифференцированная" и "недифференцированная" формы теократии). Причем к первой относят процессы, происходящие в странах Западной Европы, ко второй - в странах ислама.

Рядом исследователей была предпринята попытка рассмотреть теократию применительно к каждой религии - христианству, исламу, иудаизму, буддизму - с целью выявить не только общие черты, но и специфические формы их существования. И совсем немного работ, которые рассматривают теократические режимы в рамках всех существующих религий в контексте всей человеческой истории.

Типы теократии лучше определять по степени причастности религии ко всем без исключения политическим властным отношениям. Основываясь на таком подходе, можно говорить о нескольких типах.

Во-первых, тип абсолютной теократии, когда политическая власть тесным образом связана с духовной, по сути дела представляет собой неразрывное единство, нередко воплощающееся в одних и тех же лидерах, в одних и тех же организациях и социальных институтах.

Во-вторых, история дала пример сложных взаимоотношений духовной и светской власти, когда под влиянием тех или иных объективных и субъективных факторов степень взаимодействия, согласования или противостояния интересов постоянно менялась.

Сложность взаимоотношений государства и религии нашла отражение в учреждениях, направленных на их регулирование. С этой целью в Израиле создано Министерство по делам религий, в Таиланде имеются несколько государственных организаций, ведающих данными делами. Имеются органы координации взаимоотношений власти и церкви в Пакистане, Индии, Египте и других странах.

И, наконец, следует отметить еще один тип теократии, который базируется на признании религиозной идеологии как решающей и определяющей жизнь страны, когда религиозные деятели и представители церкви официально не занимают никаких постов в государстве и других политических органах, но осуществляют контроль за всеми без исключения процессами, происходящими в обществе. К этому типу можно отнести ряд исламских государств, Тибет со властью далай-ламы. История также знала данные виды теократического контроля, которые были ярко выражены в Древнем Египте, Древней Индии, Византийской империи.

Такой подход проявляется и в том, что провозглашается верховенство религиозных ценностей в политических организациях всех уровней и всех функциональных институтов, а также в господствующей идеологии и общественном сознании.

Характеристика идеологии теократии и анализ реальных типов ее существования позволяют сделать вывод, что теократия представляет собой достаточно объемное, значительное, противоречивое явление в человеческой истории. Она не может быть сведена только к государственной форме управления, к контролю над ходом общественной жизни - она представляет совокупность религиозно-политических воззрений и именно в этом качестве должна анализироваться.

Исходя из этого, теократия пронизывает политические отношения в той или иной пропорции или оказывает влияние на процессы их развития и функционирования. Это особенно важно при анализе современного состояния теократических идей и попыток их воплощения.

2.2 Особенности современной теократии

В мире на грани двух тысячелетий сложилась весьма противоречивая религиозная ситуация. В странах Западной Европы (а также в Канаде) происходит секуляризация общества, утверждает французская исследовательница Даниель Эрвьё-Леже, что, по ее мнению, выражается в уходе церквей с общественной сцены, в отделении религии от политики, в ослаблении религиозной практики среди населения, в переходе религиозного чувства в сферу личной жизни. В других странах мира, включая США, наблюдается противоположный процесс, где религиозность повышается и влияние (и вмешательство) религии в политическую жизнь растет.

Не менее противоречива религиозная обстановка в России и других постсоветских государствах.

В каких же формах реализуются эти притязания и намерения или, иначе говоря, попытки реанимировать теократию и ее лики? Рассмотрим это на опыте России.

Прежде всего, это проявляется в росте теократических притязаний, в создании политических партий с религиозным уклоном - христианско-демократических, исламских. Соответственно организуются молодежные религиозные и полурелигиозные организации, различные сообщества, целью которых становится не столько религиозное просвещение, сколько активное участие в общественной и политической жизни страны, оснащая этот процесс различной религиозной атрибутикой.

Но в этот период гражданское сознание людей оказалось более зрелым и отвергло претензии этих партий и движений на обладание политической властью. Иначе говоря, гражданское сознание заняло более здравую и дальновидную позицию, исходящую из того, что деятельность религиозных деятелей должна ограничиваться нравственностью, религиозным просвещением, соблюдением религиозных культов, но отнюдь не хождением во власть.

Вместе с тем мы не должны упускать из виду непрекращающиеся попытки религиозных иерархов овладеть властью через политические партии (и не только в нашей стране). Поэтому данное направление их деятельности не должно недооцениваться и игнорироваться, в том числе и на уровне массового сознания и массовой пропаганды.

Не менее значимой формой проявления современных теократических притязаний являются попытки превращения религиозных установлений и правил в государственно-правовые нормы. А так как многие религиозные постулаты, регулирующие жизнь людей, являются отражением того этапа в развитии человечества и конкретных народов, который был достигнут, то их механическое перенесение на реалии XX в. привело и приводит к серьезным противоречиям, особенно когда это касается норм права.

К теократическим притязаниям следует отнести постоянно возобновляющиеся попытки осуществить клерикализацию общества: вмешаться в светские дела, навязать некоторые религиозные положения и внедрить их в реальную жизнь. К подобным попыткам следует, например, отнести введение в государственный общеобразовательный стандарт России обязательность изучения такого предмета, как теология. Крушение коммунистического (советского) мировоззрения создало благоприятную основу для религиозной идеологии, успешно осваивающей образовавшийся идеологический вакуум. Этому в немалой степени способствует то обстоятельно, что религиозные институты обладают значительными финансовыми ресурсами, собственными средствами массовой информации - телевидением, радиовещанием, газетами, журналами, а также крупными книгоиздательствами. Подобный опыт, особенно ярко проявляющийся в жизни стран Латинской Америки, успешно осваивается на постсоветском пространстве, что позволяет религиозным иерархам претендовать на овладение умами и сердцами миллионов людей. Примечательны в этом отношении совершающиеся до сих пор акции церкви, препятствующие процессу секуляризации. Так, в современной Греции, одном из немногих европейских государств, где церковь не отделена от государства, тот, кто не крещен в церкви, не имеет гражданских прав; брак обязательно должен быть зарегистрирован в церкви, все государственные служащие приносят присягу на Святой Троице. Дело доходит даже до того, что если умерших не отпевают, их не хоронят на кладбище.

Отделению церкви от государства препятствуют под разными предлогами. Известный швейцарский теолог К. Барт (1886-1968) подчеркивал, что любое государство - и капиталистическое, и социалистическое - несет в себе как положительные (с точки зрения христианства), так и отрицательные черты. Исходя из этого, по его мнению, церковь в такой ситуации не должна отказываться от влияния на власть и призвана проявлять максимальную гибкость во взаимоотношениях с политической властью в каждой конкретно возникающей ситуации.

К современным формам теократии следует отнести стремление представителей религиозных культов добиться определенных преимуществ для "своей" религии по сравнению с другими вероисповеданиями. Это стремление многократно усиливается, когда государство в лице своих законодательных и исполнительных органов осуществляет действия, которые позволяют их трактовать с позиций односторонней поддержки только одной религии. Это проявилось в действиях руководства России, провозгласившего Рождество государственным праздником, в попытках внедрить институт православного священника в войсках.

Не обращая внимания и не считаясь с чувствами и устремлениями людей, придерживающихся иных религиозных установок, подобное предпочтение "своей" религии пытаются в той или иной мере осуществить руководители ряда бывших советских республик, что нередко прячется, "упаковывается" в национальную идентичность, национальные интересы.

Следует отметить и такие явления, как попытки обожествить власть, что наиболее ярко проявляется в Туркменистане. Официальная идеология этой страны возрождает традиционные образы теократии и тем самым усиливает харизму светского лидера.

И наконец, нельзя не отметить такую сущностную черту теократических режимов, как присущий им экспансионизм, направленность их интересов на распространение религии и подчинение других стран и народов ее влиянию. Причем этот тезис воплощается в практике экспорта религиозных ценностей и норм жизни.

Глава 3. Религиозный фундаментализм и клерикализм в политике

3.1 Религиозный фундаментализм

Возвращение религиозного фактора в политику в виде фундаментализма - тема, которая сегодня, пожалуй, наиболее часто затрагивается как при подготовке политических решений, так и в научных дискуссиях и литературе. Особенно остро и тревожно звучит данная проблематика, когда фундаментализм оказывается причастным к боли и смерти людей. Именно тогда этот феномен в массовом сознании отождествляется с терроризмом, средневековым мракобесием и фанатизмом.

Само слово "фундаментализм" первоначально применялось в США для характеристики ряда христианских групп, образованных ортодоксальными представителями евангелической церкви (преимущественно кальвинистами, пресвитерианами и баптистами) во второй половине XIX в., а затем антидарвинистов в ходе "обезьяньего процесса" в 20-е годы XX в. В наши дни данное понятие используют при описании теоретической и практической активности множества политико-религиозных движений и организаций - исламских, иудаистских, протестантских, католических, православных, индуистских, буддистских, которые действуют в Юго-Восточной и Центральной Азии, в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в Европе и США - словом, практически повсеместно. Размах процесса, вовлеченность в него государств и народов делают фундаментализм не только влиятельным фактором, но и субъектом политики.

Все более активное обращение к религиозно-цивилизационному единству как источнику самоидентификации и новых групповых лояльностей - одна из важнейших глобальных тенденций общественного развития в конце XX - начале XXI вв. В своем разработанном виде фундаментализм - порождение новейшего времени, хотя склонность к реконструированию "золотого века" была присуща осевым цивилизациям и ранее. Отличительная черта его современной разновидности - убежденность в примате политики, пусть и направляемой тотальным религиозным мировоззрением. Наивысшего развития фундаментализм достигает там, где присутствует вера в возможность реализации небесного в земном, т.е. налицо сочетание посюсторонних и потусторонних концепций спасения (что резко усиливает их ориентацию на преобразование имеющихся социально-политических институтов), высока относительная значимость доктрины и, наконец, ни у одного социального института или группы нет монополии на доступ к священному. Последнее связано прежде всего с существованием открытой для всех верующих священной книги - конечного источника авторитета (в христианстве, исламе, иудаизме). В целом фундаменталистские течения можно подразделить на два типа: основанные на авраамических религиях Книги и националистически ориентированные "производные" индуизма и буддизма, в которых отсутствует четкий набор священных канонов.

При всем разнообразии фундаменталистских движений, связанном прежде всего с различиями в онтологических представлениях, в значимости политического аспекта и в историческом опыте, между отдельными его видами наблюдается глубокое сходство: все они нацелены на утверждение религиозной аутентичности современности.

Факторы, обусловившие появление и специфику различных версий фундаментализма.

Становлению иудаистского фундаментализма способствовали: обострение вопроса о критериях причисления к национальному сообществу; проблема сохранения исторической преемственности еврейской общины и определение самого государства Израиль; активизация процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке после Кэмп-Дэвидского соглашения.

Протестантский фундаментализм базируется на идущей от XVIII в. пуританско-консервативной традиции, а также на отношении к американскому государству как к "новому Израилю", от которого зависит спасение других народов.

Корни католического фундаментализма кроются в идейной традиции контрреволюционной критики мира, возникшего после 1789 г. Важнейшие положения католического консерватизма, направленные против модернизации, либерализма и социализма, были сформулированы в начале XX в. папой Пием X. До второго Ватиканского собора (1962 г.) интегризм (так чаще всего именуют данную разновидность фундаментализма исследователи французской школы) оставался внутрицерковной антимодернистской тенденцией, пользующейся поддержкой папской курии и епископата в Италии, Испании и особенно в Латинской Америке. Сегодня он может быть определен как теополитическое движение, которое видит в литургических реформах и теологических поисках Римской церкви ересь (экуменизм понимается им как синкретизм) и считает себя единственным истинным выразителем вероучения.

Наконец, истоки православного фундаментализма - в абсолютизации ряда исторических культурно-политических традиций: монархизма, соборности, общинности, стихийного коллективизма. Для русского православного фундаментализма характерны стремление к возвышению русской нации и укреплению российской государственности; резкие антикоммунистические настроения; неприятие шагов по нормализации отношений между Западной и Восточной церквями.

В индуизме и буддизме возможности для возникновения фундаменталистских движений гораздо слабее. Это объясняется прежде всего отсутствием строгой системы священных норм, что не позволяет воспринимать их в качестве социально-политических целей; приоритетным значением самосовершенствования и "факультативным" интересом к политике; отсутствием клерикальной организации.

Несмотря на все различия между отдельными версиями фундаментализма, сами фундаменталисты имеют ряд общих черт. Это - приверженцы традиционной интерпретации священных текстов и норм, обычно находящиеся в меньшинстве; особая идеологическая общность, опирающаяся на язык для посвященных (собственный словарь, укрепляющий идентичность группы). Нередко они составляют оппозицию господствующему этносу и включают в себя членов и сторонников периферийных элит. Подавляющее большинство участников фундаменталистских движений - мужчины.

3.2 Клерикализм в политике

Клерикализм (позднелат. с1епсаИз - церковный) - социально-политическое течение, широко использующее религию и Церковь для усиления воздействия на все сферы жизни общества. Идеалом клерикализма является теократическая форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства. Примером клерикализма может служить введение в 16 в.Ж. Кальвином жесткой религиозной регламентации личной и общественной жизни для граждан города-государства Женевы, подчинение всей общественной жизни нормам шариата в ряде современных мусульманских государств и др.

Во многих странах клерикализм в настоящее время не ограничивается использованием церкви и ее разветвленного аппарата; он располагает своими политическими партиями, борющимися за власть в государстве, а также профсоюзными, молодежными, женскими и другими организациями.

Начиная с 80-х гг.20 в. содержание понятия "клерикализм" постепенно расширяется, и в настоящее время под клерикализмом обычно понимается любая форма политической активности верующих, священнослужителей, религиозных объединений и религиозно-политических движений.

Подверглось за последние годы изменениям и оценочное определение "клерикализма" - от однозначно отрицательного до выделения в нем позитивного и негативного аспектов. С позитивным аспектом клерикализм связываются выступления под религиозными лозунгами демократических движений, ставящих своей целью достижение определенных социально-политических задач, с негативным - требования усиления роли церкви в политической и духовной жизни общества (обязательного религиозного воспитания детей, введения в школах преподавания религии и теологии в государственных вузах, должностей капелланов в армии и т.д.).

Таким образом, в целом под клерикализмом сегодня понимают процессы, при которых религия выступает в качестве инструмента для обоснования тех либо иных ценностей и идеалов в политической борьбе. С феноменом включения в содержание клерикализма всякой социально-политической деятельности верующих и духовенства связано нередкое, но неправомерное отождествление клерикализма с самой религией, с мировоззрением верующих, в большинстве своем выступающих против подчинения общественной жизни (политика, культура, образование и т.п.) церкви, что, по существу, расходится с клерикализмом.

Клерикализм - это политическая доктрина и политическая практика, основанные на положениях христианской картины мира, христианской социологии и христианской антропологии. В силу этого христианский клерикализм имеет своей целью достижение "общего блага", а не только блага отдельной религиозной группы, и может, и должен высказываться по всему спектру вопросов, волнующих современное общество.

Важнейшими идейными факторами, препятствующими превращению клерикализма в значимую общественно-политическую силу в России, являются:

своего рода "культурологический соблазн", выражающийся в стремлении к возрождению "православной идентичности" и "православной культуры" - в отрыве от онтологической модели, лежащей в основании "православной культуры" и "православной идентичности", и в отрыве от духовного опыта (в том числе - коллективного), созидающего, поддерживающего и воспроизводящего идентичность, - в отсутствии которых "православная идентичность" превращается в один из "симулякров", в преизбытке наполняющих современное общественное сознание и информационное пространство;

отсутствие решимости признать тот факт, что опыт исторических катастроф ХХ века имеет своим результатом откат христианского мира в целом, и - конкретно - России, от идейных и нормативных основ социального бытия, которые позволяли идентифицировать Россию и европейский мир в целом как "христианский мир"; что концепты "постхристианский мир", "постхристианское общество" - при всей их неоднозначности - в приложении не только к странам Запада, но и в значительной степени к "эмпирической" России, являются справедливыми.

Следует подчеркнуть, что подлинная сила клерикализма состоит в том, что его требования, его программа могут носить конструктивный и созидательный характер для общества в целом.

Современное российское государство, согласно действующей Конституции, является "светским": "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ст.14, п.1). В Российской Федерации "признается идеологическое многообразие": "Никакая идеология" также "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ст.13, п.2).

Сегодня именно императивы клерикальной политики требуют углубления посткоммунистических (и постатеистических) преобразований в различных сферах жизни общества, последовательного проведения конституционных принципов свободы совести, мировоззренческого и идеологического плюрализма - в деятельности средств массовой информации, в системе образования, культуры, науки.

Глава 4. Социально-политические доктрины религиозных конфессий России

4.1 Основные доктрины религиозных конфессий России

1. Политические концепции православия.

Политическое учение христианства сложилось на основе евангельских текстов. Истинным христианам надлежит повиноваться любым земным властям, но при этом всегда сохранять религиозную независимость. Не случайно в Древнем Риме христиане начинали все свои собрания с молитвы за здоровье царствующего императора, но при этом никакими пытками было невозможно заставить их приносить жертвы языческим богам и обожествленным императорам.

Православие со времен Вселенских соборов придерживалось доктрины симфонии властей, в соответствии с которой Церковь должна существовать только вместе с царской властью.

Политическая доктрина православия единственно возможной формой правления считала самодержавную монархию. Все стремления заменить самодержавие являлись не только политическим, но и религиозным преступлением. Одновременно монарх, согласно доктрине, также должен был быть православным по вероисповеданию. Русский царь, будучи самодержцем, не мог сменить вероисповедание.

Можно выделить православную политическую доктрину, выдвинутую митрополитом Петербургским и Ладожским Иоанном (1927-1995). Иоанн считал, что и в современных условиях не потеряло своего значения идейное наследие русской православно-монархической мысли и ее принципы: "Святая Русь", "Москва - Третий Рим", "Православие, Самодержавие, Народность". Свои взгляды Иоанн изложил в серии книг и статей, доказывая, что традиционное православие обладает притягательной интеллектуальной силой. Идеология эта предельно проста и сводится к нескольким истинам:

"русская идея" - это неутомимое стремление к святости, праведности и чистоте;

"русская демократия" - это соборность;

"русская идеология" - это православие;

"русский порядок" - это державность;

"русское государство" - это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования;

государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России - Святая Русь;

патриотизм - религиозный долг каждого благочестивого христианина;

русская православная церковь - соборная совесть народа".

Как видим, взгляды митрополита Иоанна не являются политической теорией в буквальном смысле, но их все же можно рассматривать как современную православную политическую идеологию.

. Политическая теория католицизма.

Прямо противоположный православию путь прошла Церковь на Западе прежней Римской империи. Светская власть на Западе рухнула уже в 476 г., и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Мелкие и мельчайшие королевства составляли политическую карту Западной Европы раннего Средневековья. Но все эти мелкие государства объединялись христианством. Со времен Римской империи сохранились жесткое централизованное иерархичное устройство Церкви и латинский язык в качестве главного языка. При этом на Западе был только один город, архиепископ которого считался одним из самых влиятельных в христианском мире и носил титул папы. В результате в средневековой Европе сложился паноцезаризм - идея превосходства церковной, представленной папой Римским, над светской властью.

По мере формирования и укрепления национальных государств папство все больше само попадало под контроль светских властей. Теорию "двух мечей" стали использовать для оправдания полной самостоятельности светских королей. В дальнейшем эта теория перестала использоваться как светскими, так и церковными теоретиками.

В католических странах стали возникать партии, обычно называвшие себя народными или, несколько позднее, христианско-демократическими. В XX в. христианская демократия стала одной из влиятельнейших политических сил во многих странах Европы. Правда, в наши дни христианско-демократические партии уже нельзя назвать клерикальными. Для их идеологии характерно отношение к христианству не столько как к религии, сколько как к великой исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями. Не случайно в ряде стран Европы христианско-демократические партии являются интерконфессиональными, объединяя представителей различных конфессий и даже неверующих.

В целом католическая церковь и в наши дни остается одной из наиболее влиятельных сил в современном мире.

. Протестантские политические теории.

Протестантизм родился в XVI в. как социально-идеологическое движение, направленное против католической церкви и феодальных порядков. С самого начала протестантизм был разнородным движением, не имевшим единой организации. В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций. Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования. Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой мог проповедовать каждый. Не удивительно отсюда, что протестанты в политике тяготели к демократии. Действительно, именно протестантские страны и стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.

Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры (как папство для католицизма), приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий. Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями.

. Политическая доктрина ислама.

Самая молодая из мировых религий ислам на сегодняшний день может считаться и самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы. В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама уже перепробовали попытки введения у себя демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления, пережили период националистических диктатур. Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло "возрождение" ислама.

В основе политической системы ислама лежат три основных принципа: таухид (единобожие), рисалятп (пророческая миссия Мухаммеда), хиляфа (наместничество).

Итак, религизация политики и политизация религии являются одними из наиболее ярких феноменов политического развития мира в новом веке.

4.2 Идеи общественного сознания в религиозно-конфессиональной сфере (на примере Астраханской области)

На протяжении последних пятнадцати лет в России в сфере межэтнических отношений активно развивались процессы этнокультурного самоопределения, мобилизации этнонациональной идентичности. Они нередко сопровождались попытками различных сил использовать "национальную карту" в политической борьбе, территориальными притязаниями, спорами и даже вооруженными конфликтами. Достигнув своего апогея в период радикальных социально-экономических преобразований, эти процессы к концу 1990-х годов постепенно пошли на спад. Повторение таких знаковых для того времени событий и явлений в будущем уже вряд ли возможно.

Непосредственное влияние на развитие этих процессов и трансформацию среды межэтнического взаимодействия в целом оказывает миграция.

В силу геополитических особенностей Астраханская область выступает своего рода "буфером" между республиками Закавказья, центрально-азиатскими государствами и Российской Федерацией, с одной стороны, и между Чечней, Дагестаном, Калмыкией с другой стороны. Начиная с 1990-х годов область превращается в один из центров разнонаправленных миграционных потоков.

Большую часть потока внутригосударственной иммиграции в 1989-2002 гг. составляли приезжие из регионов Южного федерального округа (55%), преимущественно из Чечни и Дагестана. Каждый десятый прибыл из Приволжского (12%) и Центрального (10%) федеральных округов. В меньшей степе тральной, Юго-Западной России, Поволжья (русские, украинцы, татары и калмыки), Северного Кавказа (чеченцы, народности Дагестана), Центральной Азии (казахи, туркмены), Закавказья (азербайджанцы, армяне), обладающие весомым представительством в структуре населения области. Это позволяет рассматривать Астраханскую область в качестве "модели" для анализа этнокультурных, этноконфессиональных отношений в условиях интенсивной трансформации среды межэтнического взаимодействия.

Но прежде, чем приступить к такому анализу, необходимо оценить значимость религиозного (конфессионального) аспекта для жителей области.

Лишь небольшая часть жителей области (в среднем 13,3%, в сельских районах - 11,4%, в областном центре - 15%) находят в религии жизненную поддержку.

Как видим, при значительном распространении декларируемой "религиозности" истинная религиозность, предполагающая признание высокой экзистенциальной значимости религии и определенное единство убеждений и поведения, в целом не столь характерна для жителей области.

На протяжении 1995-2005 гг. численность религиозных общин в Астраханской области неуклонно росла. Увеличивалось и количество действующих религиозных учреждений и культовых сооружений. Среди религиозных общин доминируют православные, однако их удельный вес неуклонно снижается вследствие опережающих темпов роста численности мусульманских общин.

Астраханская область все больше становится пространством взаимодействия и пересечения ареалов ислама: "поволжско-уральского" (суннитский ислам ханифитского мазхаба), "северокавказского" (суннитский ислам шафиитского мазхаба) и "закавказского" (шиитский ислам). Среди этнических групп, исповедующих ислам, большинство составляют мусульмане-сунниты. Традиционно проживающие здесь этнические группы казахов и татар - сунниты-ханифиты, тогда как представители позднепереселенческих этнических групп (чеченцев, ингушей, некоторых народностей Дагестана) - сунниты-шафииты.

Результаты общероссийских социологических исследований показывают, что религия, как и фактор принадлежности к той или иной религиозной конфессии, довольно существенно влияет на общественно-политические ориентации и поведение людей. Более того, среди многообразия потенциально конфликтогенных факторов (исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических и т.д.), влияющих на ситуацию Юга России, конфессиональный фактор признается одним из наиболее значимых.

Исследования межконфессиональных отношений в Астраханской области 1990-1993 гг., в ходе которых изучалось взаимодействие представителей мусульманской и христианской конфессий, позволили выделить социально-экономические факторы в качестве основополагающих при возникновении конфликтов в регионе. При этом не исключалась возможность использования межконфессиональных отношений для обострения ситуации в уже назревшем или созревающем конфликте. Однако к концу 1990-х годов межконфессиональные отношения в области уже не вписывались в рамки простой дихотомии "православие (христианство) - ислам", т.е. в рамки той модели, которая утвердилась в гуманитарных исследованиях тех лет. Это произошло в силу ряда причин. Во-первых, сказалась неоднородность мусульманской конфессии, нередко приводившая к обострению противоречий и усилению центробежных тенденций в среде мусульманских религиозных организаций. К тому же сложности в отношениях ведущих мусульманских организаций на федеральном уровне (например, в отношениях между Центральным духовным управлением мусульман России и Советом муфтиев России в 1998 г.) естественно отражались и на региональном уровне. Во-вторых, в регионе активизировался процесс формирования буддистских религиозных общин, особенно в западных районах области, где компактно проживают калмыки, традиционно исповедующие буддизм.

Каков же конфликтный потенциал межконфессиональных и тесно связанных с ними межэтнических отношений в Астраханской области?

Большая часть жителей Астраханской области (50%) никогда не сталкивались с попытками использовать религию и чувства верующих для возбуждения на этнической почве, тогда как 41,4% отмечают, что такие конфликты "иногда случаются", а 14,1% считают возникновение подобных конфликтов частым явлением (20,8% затруднились ответить).

О напряженности в межэтнических отношениях свидетельствует также готовность большинства населения области (60%) участвовать в гипотетическом конфликте в интересах или на стороне своей этнической группы: "безусловно готовы" - 18%, "готовы в зависимости от обстоятельств" - 42%. Лишь четверть (24%) респондентов заявили о категорическом отказе участвовать в конфликтах ("не буду участвовать ни в коем случае").

В оценках уровня конфликтности межэтнических отношений ярко проявились внутрирегиональные различия.

Итак, в последние десятилетия условия межэтнического взаимодействия в Астраханской области постоянно менялись под воздействием миграционных, этнодемографических, этноконфессиональных, этнополитических и других процессов. Характерными чертами региона на сегодня являются большая "мозаичность" этнического состава населения и значительные внутрирегиональные различия, которые в будущем будут только усиливаться.

Конфликтологические аспекты межконфессиональных и межэтнических отношений, рассмотренные нами на примере Астраханской области, формируют запрос на поиск и выработку научно-практических решений в целях минимизации рисков эскалации межэтнической напряженности. В решении этой задачи на региональном и местном уровнях может помочь диагностика межэтнической напряженности, которую следует проводить в рамках междисциплинарного подхода, опирающегося на достижения в области социологии социальной напряженности (в аспекте межэтнических отношений) и этноконфликтологии (многофакторный анализ конфликтогенных факторов).

Заключение

Таким образом, религия является могучим объединяющим (интегрирующим) началом. Идентичность многих этносов мира напрямую связана с доминирующей религией. Фундаментом национальной культуры многих стран является именно традиционная религия, причем даже при преобладании в стране безразличных к религии граждан культура сохраняет в значительной степени свои исконные религиозные корни.

Многочисленные конфликты и политические потрясения, происходящие в сегодняшнем мире, не могут быть объяснены без уяснения религиозного фактора в политике. Религия по-прежнему в значительной мере определяет подоплеку политической жизни в большинстве стран мира. Религиозный фактор играет значительную роль в политической жизни и тех стран, где большая часть населения нерелигиозна. Конфликт в Ольстере, длящийся уже много десятилетий, антикоммунистические движения в Восточной Европе, особенно в Польше, войны, сопровождавшие распад Югославии, не говоря уже о конфликтах в странах Востока, - все это свидетельствует о роли религии в политике.

Религия занимает огромное место в политической культуре большинства стран и народов мира. Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики государств, политических партий, общественных организаций. Религиозные праздники являются также и государственными практически во всех странах мира. Например, в России Рождество и Пасха отмечаются на государственном уровне. Религиозные деятели входят в состав политической элиты многих стран. Это не удивительно, ведь успех многих партий на выборах напрямую зависит, от поддержки их религиозными лидерами. Присяга высших должностных лиц при вступлении в должность чаще всего сопровождается религиозным обрядом.

Роль религии в политическом развитии мира, как это ни парадоксально, все более возрастает. Еще недавно большинством исследователей разделялись выводы французских просветителей XVIII в. о том, что религия является исключительно следствием невежества народных масс и исчезнет по мере развития образования и технического прогресса. Начиная с 70-х гг. XX в., но мере подъема исламского движения и исламской революции в Иране, политологи заговорили о религиозном ренессансе во многих регионах мира. Появились такие термины, как "политизация религии" и "религизация политики". На рубеже веков стало ясно, что "религизация" политики является фактором достаточно постоянным, охватившим в той или иной степени почти все страны мира.

Список использованных источников и литературы

1.Асанбаев М.Б. Религиозный фундаментализм: проблемы и суждения // Казахстан-Спектр. 2006. №4. С.8-10.

2.Баширов Л.А. Будущее ислама в России // Социология власти. 2008. № 5. С.33-41.

3.Волобуев С. Идейные основы и практические задачи российского клерикализма // Социальное богословие. 2007. №9. С.3-6.

4.Давыденко О.В. Светская и церковная политика: возможные точки пересечения: (общественно-политический аспект диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами) // Власть. 2008. № 7. С.60-62.

5.Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Полис. 2001. № 2. С.78-92.

6.Журавский А.В. Российское государство перед феноменом религиозности // НГ-Религия. 2003. №10. С.2-4.

7.Зелетдинова Э.А., Лагуткин О.Ю. Доминанты общественного сознания в религиозно-конфессиональной сфере в Астраханской области (конфликтологический аспект) // Полис. 2008. №2. С.68 - 80.

.Исаев С.А. Теология смерти (Очерки протестантского модернизма).М., 1991.180с.

.Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. Новосибирск, 2008.30с.

10.Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. 2002. № 1. С.66-77.

11.Любашиц В.Я. Государственная власть: понятие, особенности и виды // Известия вузов. Правоведение. 2002. № 6. С.224-238.

.Митрохин Л.Н. Понятие религии. М.: Современный гуманитарный университет, 2003.293 с.

13.Мухин А.А., Здоровец Я.И. Религиозные конфессии и секты. М.: Алгоритм, 2005.285с.

14.Назаров В.Н. Введение в теологию. М.: Гардарики, 2004.319 с.

15.Новая философская энциклопедия Т.4: Т - Я: В 4 т. / науч. ред. М.С. Ковалева, Е.И. Лакирева, Л.В. Литвинова и др.; рук. проекта В.С. Степин, Г.Ю. Семигин; Рос. акад. наук, Ин-т философии, Нац. обществ. - науч. фонд. М.: Мысль, 2001.605 с.

16.Политическая энциклопедия Т.2: Н - Я: В 2 т. / нац. общест. - науч. фонд; науч. - ред. совет: Г.Ю. Семигин (пред. ) и др. М.: Мысль, 2000.701 с.

17.Религии мира: учеб. пособие для вузов по дисциплине "История религии" по специальности (направлению)"Религиоведение" / М.М. Шахнович и др.; под ред.М. М. Шахнович; Санкт-Петербург. гос. ун-т. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.286с.

18.Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М.: ЮНИТИ, 1999.128 с.

19.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.559 с.

20.Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии // Социологические исследования. 2007. № 2. С.3-14.

21.Тощенко Ж.Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. 2002. № 3. С.5-16.

.Тощенко Ж.Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. 2002. № 4. С.31-41.

.Тощенко Ж.Т. Три особенных лика власти. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002.121с.

.Челищев В.И. Феномен фундаментализма в современном мире: истоки и формы // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2006. № 4. С.98-116.

.Черноморец С.А. Самодержавие и религиозные объединения: правовая политика государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С.141-147.

.Шмакова О.А. Государство и церковь: природа светской и теократической политической системы // Философия права. 2007. № 1. С.123-126.

.Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. М.: Академический проект, 2007.637с.

Интернет-источники.

1.Волобуев, С. Идейные основы и практические задачи российского клерикализма: Межвузовская ассоциация "Покров" // http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2006-2007/txt/volobuev_S. php (дата обращения 5.10.2009).

Похожие работы на - Религия и политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!