Простейшие — обитатели пограничного слоя
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. первого Президента России Б.Н.
Ельцина
Факультет психологии
Кафедра психофизиологии и психофизики
Дипломная работа
Развитие слухоречевой и зрительной
памяти у детей дошкольного возраста
студентки 6 курса
очно-заочного отделения
Анаприюк Елена Сергеевна
Научный руководитель:
к. пc. н., заведующий кафедрой
психофизиологии и психофизики УрГУ
Киселёв С.Ю.
Екатеринбург, 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические подходы к исследованию памяти
1.1 Проблема развития гендерной психологии
1.2 Память и ее функции
1.3 Слухоречевая и зрительная память
Глава 2. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста
2.1 Мозговые механизмы когнитивного развития детей
2.2 Нейропсихологический подход к изучению когнитивного развития
детей
2.3 Исследование памяти в рамках нейропсихологического подхода
Глава 3. Экспериментальное исследование памяти у детей
3.1 Испытуемые
3.2 Методика исследования
4. Запоминание рассказа
3.3 Результаты и их обсуждение
3.3.1 Средне-групповые значения
3.3.2 Результаты однофакторного дисперсионного анализа
Заключение
Список литературы
Введение
Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в
связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения
[<#"55590.files/image001.gif">
Рисунок № 1. Результаты
сравнительного анализа детей трех возрастов (4, 5, 6 лет) по методу
доверительных интервалов по пробе "Память на лица".
Как видно из рисунка № 1 дети 4, 5, и 6 лет достоверно
различаются по успешности выполнения данной пробы. Следовательно, можно предположить,
что в период с 4 до 6 лет происходит интенсивное и равномерное развитие
способности запоминать лица.
Максимальный балл, который ребенок мог набрать по этой пробе,
равен 32 баллам. С учетом того, что дети 6-ти лет в среднем набирают 26-27
баллов, можно предположить, что к 6 годам данная функция достигает высокого
уровня зрелости. Полученные результаты соответствует данным ранее проведенных
исследований развития зрительной памяти на лица у детей дошкольного возраста в
рамках нейропсихологического подхода [Микадзе, 2001].
2. Проба "Зрительная память на
вербализируемые изображения"
Проба оценивает способность к запоминанию и воспроизведению
вербализуемых зрительных образов.
Рисунок № 2. Средние значения
результатов выполнения пробы "Зрительная память на вербализируемые
изображения" у детей 4, 5 и 6 лет.
Как видно на рисунке № 2, дети в возрасте 4 и 5 лет
достоверно отличаются по успешности выполнения пробы, отсюда можно
предположить, что зрительная память на вербализуемые изображения интенсивно
развивается у детей с 4 до 5 лет. Дети 5 и 6 лет достоверно не отличаются, что
может свидетельствовать о снижении темпа развития данной функции.
Максимально возможное значение по данной пробе равно 18
баллам, среднее значение у детей 6-ти лет - 15-16 баллов, что может
свидетельствовать о том, что данный вид памяти достигает у детей данного
возраста высокого уровня зрелости.
Полученные результаты соответствуют данным ранее проведенных
исследований [Манелис, 1999; Микадзе, 1998; Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В.,
1994], которые показали, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное
развитие зрительной памяти. Однако, в данной работе показано, что это развитие
происходит неравномерно, в частности, наблюдается скачок в развитии данного
вида памяти у детей в период с 4 до 5 лет.
3. Проба "Память на имена"
Проба оценивает способность запоминать имена детей, а также
оценивается отсроченная память на имена.
Рисунок № 3. Средние значения
результатов выполнения пробы "Память на имена" (ПИ) у детей 4, 5 и 6
лет, а также результатов на первом этапе воспроизведения (ПИ1), втором этапе
(ПИ2), третьем этапе (ПИ3), этапе отсроченного воспроизведения (ПИотср).
Как видно из рисунка № 3 на этапе непосредственного
воспроизведения (ПИ 1 этап) у детей 4-х и 5-ти лет достоверных различий не
выявлено, они выявлены в период с 5 до 6 лет. Это может свидетельствовать о
том, что в период с 4 до 6 лет происходит неравномерное развитие данного
механизма слухоречевой памяти. В частности, наиболее интенсивные темпы развития
этого механизма наблюдаются в период с 5 до 6 лет.
На этапе отсроченного воспроизведения все возрастные группы
достоверно отличаются по успешности выполнения задания, что может говорить о
равномерном развитии данного механизма слухоречевой памяти в период с 4 до 6
лет. Другими словами, с возрастом происходит интенсивное созревание данного
механизма.
Максимальный балл, который ребенок мог набрать по этой пробе,
равен 32 баллам. С учетом того, что дети 6-ти лет в среднем набирают 17 баллов,
можно предположить, что в дошкольном возрасте данный вид памяти находится на
стадии интенсивного развития.
Рисунок № 4. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа по пробе
"Память на имена" у детей 4, 5 и 6 лет.
Дополнительно был сделан двухфакторный дисперсионный анализ, где в
качестве межгруппового фактора выступал возраст, а внутригруппового фактора -
этапы запоминания. Как видно из рисунка № 4 у детей 4х лет от этапа
непосредственного воспроизведения к отсроченному происходит достоверное
уменьшение количества воспроизведенных имен. При этом у детей 5 и 6 лет этого
не происходит (количество воспроизведения имен достоверно не отличается). Можно
предположить, что у детей 4-х лет еще слабо развит механизм сохранения следов
памяти в условиях отсроченного воспроизведения.
4. Проба "Запоминание рассказа"
Проба оценивает способность ребенка повторить рассказ в условиях
свободного повторения и организованной помощи (при задавании ключевых
вопросов).
Рисунок № 5. Средние значения результатов выполнения пробы
"Запоминание рассказа" (Рассказ) у детей 4, 5, 6 лет.
Как видно из рис. № 5, по данной пробе существуют достоверные
различия между детьми 4-х и 5-ти лет, но отсутствуют между детьми 5 и 6 лет.
Следовательно, можно предположить, что происходит неравномерное развитие
способности к запоминанию и воспроизведению рассказов у детей в период с 4 до 6
лет. Эта способность наиболее интенсивно развивается в период с 4 до 5 лет,
тогда как в период с 5 до 6 лет ее развитие приостанавливается. Максимальное
количество баллов, который ребенок мог набрать по это пробе, равен 34 балла.
Среднее количество баллов, набранное детьми 6 лет, составило 23-24 балла. Это
может являться подтверждением, того, что способность к запоминанию и
воспроизведению рассказов в дошкольном возрасте не заканчивает своего развития,
а продолжается и в младшем школьном возрасте. Полученные результаты
соответствуют данным, полученным Н.Г. Манелис [] и Ю.В. Микадзе [].
Заключение
По данным нейропсихологических исследований детей в
дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие когнитивных функций,
включая различные виды памяти. Несмотря на это существует недостаток сведений о
развитии конкретных видов зрительной и слухоречевой памяти, в частности, о
темпах их развития в дошкольном возрасте. В связи с этим в данной работе была
поставлена цель исследовать возрастные различия в уровне сформированности
разных видов слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста, в
частности, зрительной памяти на лица и вербализуемые изображения, а также
слухоречевой памяти на имена и рассказ.
Исследование проводилось на выборке детей младших, старших и
подготовительных групп ДОУ № 152 "Аистенок" г. Екатеринбурга
Свердловской области. В тестировании принимал участие 181 ребенок в возрасте от
4-х до 6-ти лет (37 детей в возрасте 4-х лет, 45 детей в возрасте 5 лет, 75
детей в возрасте 6 лет).
В соответствии с поставленной целью было проведено
исследование - по выявлению возрастных различий в уровне развития слухоречевой и
зрительной памяти.
В исследовании была использована компьютерная методика,
адаптированная для детей дошкольного возраста, для определения уровня развития
слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников.
Далее был проведен сравнительный анализ успешности выполнения
проб детьми из трех возрастных и были получены следующие результаты. Дети 4, 5,
и 6 лет достоверно различаются по успешности выполнения пробы "Память на
лица". По пробе "Зрительная память на вербализируемые
изображения" обнаружены достоверные различия только между детьми в
возрасте 4 и 5 лет, а дети 5 и 6 лет достоверно не отличаются по успешности
выполнения данной пробы.
В пробе "Память на имена" на этапе
непосредственного воспроизведения у детей 4-х и 5-ти лет достоверных различий
по успешности выполнения пробы "Память на имена" не выявлено, но
обнаружены между детьми 5 и 6 лет. На этапе отсроченного воспроизведения дети
всех исследованных возрастных групп достоверно отличаются по успешности
выполнения задания.
По пробе "Запоминание рассказа" существуют
достоверные различия между детьми 4-х и 5-ти лет, но отсутствуют между детьми 5
и 6 лет.
На основании проведенных экспериментов можно сделать
следующие выводы:
. У детей дошкольного возраста в период с 4 до 6 лет
наблюдается интенсивное развитие всех исследованных видов зрительной и
слухоречевой памяти.
2. Обнаружено неравномерное развитие исследованных
видов памяти у детей в период с 4 до 6 лет, в частности:
1) в период с 4 до 5 лет наиболее интенсивные темпы
развития наблюдаются в зрительной памяти на вербализируемые изображения и в
способности запоминать и воспроизводить рассказ;
2) в период с 5 до 6 лет наиболее интенсивные темпы
развития наблюдаются в непосредственной памяти на имена.
3. В период с 4 до 5 лет происходит интенсивное
развитие механизма сохранения следов памяти в условиях отсроченного
воспроизведения слухоречевой памяти.
Список
литературы
1. Козловская
Г.В. Состояние
психического здоровья детского населения // Журн. социальной психиатрии. 2002.
№ 2. С.22-25; Козловская Г.В. Психологическое здоровье детей -
социальная проблема страны // Вестник педагогики. 2003. № 3. С.42-47
2. Базарный
В.Ф. Методология
оздоровления детей и подростков. М., 1996.
3. Еремеева
В.Д., Хризман Т.П. Мальчики
и девочки: два разных мира. СПб., 2000; Еремеева В.Д. Функциональная
межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в
начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции
преподавателей и аспирантов. СПб., 2000. С.179-188.
. Аткинсон
Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. - 361 с.
. Богатырева
А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-5 лет:
Автореферат на соиск. уч. степ. кан. психол.М., 1970
6. Бочарова С.
Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. - М.:
Гуманитарный Центр <http://my-shop.ru/shop/producer/1769.html>, 2007. -
384 с.
. Вачков И. Память и
личность // Школьный психолог. - №4. - 2002.
. Вачков И. Память //
Школьный психолог. - №4. - 2002.
9. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. -
М., 1982 - т.2 - 395 с.
10. Выготский Л.С.
Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
11. Выготский Л.С. Эйдетика // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия
по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
. Галанов А.С.
Психодиагностика детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
. Дубровицкая Н.В.,
Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы
детской валеологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 2000
14. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени //
Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.:
АСТ, 2008. - 646 с.
15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность //
Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.:
АСТ, 2008. - 646 с.
. Ипполитов Ф.В.
Память школьника. - М., 1978. - 28 с.
17. Когнитивная
психология памяти/Под редакцией У.
Найссера, А. Хаймен <http://www.ozon.ru/context/detail/id/2168427/?from=yandex_market>.
- М.: Прайм-Еврознак <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857181/>,
2005. - 640 с.
. Коломинский Я.Л.,
Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Минск: Университэцкае,
1999. - 190 с.
. Корсакова Н.К.,
Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика
трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997
. Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965, С.537
. Лебединский В.В.
Нарушения психического развития у детей, М.: Изд-во МГУ, 1985.
. Лурия А.Р. Курс
общей психологии. Мышление и речь. Лекции 7-12. М.: МГУ, 1970
. Немов Р.С.
Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн.1: Общие
основы психологии. - 688 с.
. Общая психология:
Учеб для студентов пед. ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко
и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
Просвещение, 1986.
. Петровский А.В.
Психология развития: словарь. - СПб.: Речь, 2006. - 175 с.
. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 302 с.
27. Рубинштейн С.Л. Память // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия
по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
. Семенович А.В.,
Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза //
Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995
29. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание
// Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. -
М.: АСТ, 2008. - 646 с.
. Фарбер Д.А.
Физиология школьника, М.: Просвещение, 1997
. Фарбер Д.А.,
Дубровинская Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном
возрасте // Физиология человека, 1997. № 2
. Хомская Е.Д.,
Ефимова И.В., Будыка Е.В., Епиколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий.
М.: Роспедагентство, 1997, С.236 - 252
33. Эббингауз Г. Смена душевных образований // Гиппенрейтер
Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646
с.
. Ахутина Т.В.,
Игнатьева С.Ю. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет. //
Вестник МГУ. 1996, №2
. Ахутина Т.В. и др.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплекс рабочих
материалов.М., 2000
. Дубровицкая Н.В.,
Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы
детской валеологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 2000
. Иванова А.Я.
Патописхологический подход к изучению проблем массовой школы. - М.: Московская
детская психиатрическая больница № 6, 2000.
. Киселев С.Ю.,
Бородийчук И.Г. Различия нейропсихологических профилей у детей 5 и 6 лет /
Вопросы психологии, №4, 2006.
. Корсакова Н.К.,
Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика
трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997
. Лебединский В.В.
Нарушения психического развития у детей, М.: Изд-во МГУ, 1985.
. Лурия А.Р. Курс
общей психологии. Мышление и речь. Лекции 7-12. М.: МГУ, 1970
. Лурия А.Р. и
современная психология (Сбор. статей памяти Лурия А. Р.) под. ред. Е.Д.
Хомской, Л.С. Цветковой. - М.: Издательство Московского Университета, 1982
. Лурия А.Р. Основы
нейропсихологии. М.: МГУ, 1972
. Манелис Н.Г.
Нейропсихологические закономерности нормального развития/ Хрестоматия по
детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.
. Международная
конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов/ Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В.
Ахутиной. М.: РПО, 1998, С.138 - 144
. Микадзе Ю.В.,
Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников.
М.: Издательство ИнтелТех, 1994
. Микадзе Ю.В.
Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей / I
Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Сб. докладов. М.: РПО, 1998
. Опыт применения
методик нейропсихологической диагностики в клинике пограничных расстройств. -
Кафедра нейропсихологии МГУ. Изд-во МГУ, 2000.
. Семенович А.В.,
Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза //
Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995
. Симерницкая Э.Г. О
предмете и специфике детской нейропсихологии. М.: МГУ, 1982
. Симерницкая Э.Г.
Мозг человека и психические процессы в онтогенезе/ Хрестоматия по детской
нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.
. Хомская Е.Д.
Проблема индивидуальных различий в нейропсихологии/Хрестоматия по детской
нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.
. Хомская Е.Д.
Нейропсихология индивидуальных различий/ Хрестоматия по детской
нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.
. Хомская Е.Д.
Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы/
Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое
общество, 1999.
. Фарбер Д.А.
Физиология школьника, М.: Просвещение, 1997
. Фарбер Д.А., Дубровинская
Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте //
Физиология человека, 1997. № 2
. Хомская Е.Д.,
Ефимова И.В., Будыка Е.В., Епиколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных
различий. М.: Роспедагентство, 1997, С.236 - 252
. Хрестоматия по
нейропсихологии/ отв. ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие для студентов
факультетов психологии высших учебных заведений, М.: Российское психологическое
общество, 1999.
. Хрестоматия. Дети с
нарушениями развития. Сост. Астапов В. - М.: Международная педагогическая
академия, 1995.33. Цыганок А. А.,
. Ковязина М.С. О
специфике нейропсихологической диагностики детей. // Особый ребенок:
исследования и опыт помощи. М.: 1998. - Вып.1. - С.112-116
. Яблокова Н.В.
Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших
школьников: разработка критериев оценки. Дис. канд. психол. наук. М., 1998
. Узнадзе Е.Д. Общая
психология. М., 2004