Товарооборот торгового предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,56 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товарооборот торгового предприятия

Содержание

Введение

. Ресурсное обеспечение товарооборота торговых предприятий

. Особенности товарооборота предприятий внедомашнего питания

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1(задача)

Введение

Предприятие должно быть ориентировано только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, что, в свою очередь, может быть достигнуто с помощью эффективно организованной системы управления товарооборотом предприятия. Максимизация прибыли - основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

В системе показателей развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения).

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов развития товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшения качества обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

1. Ресурсное обеспечение товарооборота торговых предприятий

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:

во - первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;

во - вторых (в социально-экономическом аспекте) как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары - по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1997 г, № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998 г. № 56, от 8 декабря 1998 г. № 122 и от 23 февраля 1999 г. № 14 в состав товарооборота розничной торговли включается:

стоимость проданных населению потребительских товаров:

а) за наличный расчет;

б) по кредитным карточкам;

г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как

продажа за наличный расчет);

стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;

стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;

стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

-стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

-стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж. В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.

Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Продажа товаров населению осуществляется различными способами и методами, существует огромное разнообразие видов продаж и форм обслуживания населения.

Начинают анализ товарооборота с исследования его общего объема. Первый этап анализа товарооборота по общему объему предусматривает исследование выполнения плана и динамики товарооборота. Выполнение плана и динамика товарооборота изучаются во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота зоны деятельности торгового предприятия и покупательной способности населения. Это позволит выявить результативность торговой деятельности предприятия (организации) и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента. Положительным моментом является повышение доли торгового предприятия в общем объеме товарооборота города или другого населенного пункта, а также повышение процента охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения.

На втором этапе анализа, одновременно с проведением первого этапа, исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. При этом необходимо сравнить фактический объем реализации на душу населения с показателями прошлых лет и -плановыми данными, а так физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами по непродовольственным товарам. Это позволит оценить степень удовлетворения населения материальными благами.

Третий этап анализа заключается в изучении товарооборота в сравнении с фактическими показателями за ряд лет (как правило, за пять) в действующих и сопоставимых ценах. Для сопоставимости данных товарооборот анализируемых лет пересчитывается в цены базисного года с учетом индекса роста розничных цен. Это позволит проанализировать изменение физического объема товарооборота, а также изменение товарооборота за счет повышения розничных цен, потерю покупателями денежных ресурсов.

На пятом этапе определяется прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли (то есть интенсивных факторов). Для этого розничный товарооборот изучается без учета изменений в составе торговой сети, с учетом вновь открытой, присоединенной и выбывшей торговой сети, то есть по сопоставимой торговой сети.

Далее проводят анализ ритмичности и равномерности осуществления торговой деятельности. Ритмичность оценивается по периодам времени в деятельности организации (кварталам, месяцам, декадам, неделям, дням), а равномерность - в разрезе предприятий или отдельных торговых единиц. Методика расчетов при этом одинакова. Анализ позволяет установить, насколько ритмично развивается розничная реализация и равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. При наличии оперативной информации об изменении розничных цен его можно производить в сопоставимом виде. Целесообразно составлять графики выполнения плана по месяцам и другим периодам времени.

Анализ товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения по сравнению с периодом прошлого года. Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре.

. Особенности товарооборота предприятий внедомашнего питания

Внедомашнее питание является объективной необходимостью в развитии экономики любой страны, в том числе и Российской Федерации. В последнее десятилетие в этой отрасли с переходом к рыночным отношениям отчетливо проявляются существенные структурные изменения: с одной стороны, растет роль ресторанов, баров и других типов предприятий с обслуживанием официантами, увеличивается численность предприятий быстрого питания; с другой - сокращается объем услуг, предоставляемых учащимся общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних и высших специальных учебных заведений, рабочим и служащим производственных предприятий и организаций, а также малообеспеченным слоям населения. На российском рынке внедомашнего питания активно внедряются зарубежные монополии. Меняется ассортимент продукции, получили распространение блюда и изделия иностранных кухонь (американской, японской, итальянской и др.). Резко ослабло государственное регулирование внедомашнего питания, несмотря на то, что его предприятия обслуживают население во всех сферах жизнедеятельности. Кроме того, в связи с происходящими экономическими и демографическими изменениями возникло много проблем (обеспечение населения питанием по месту работы и учебы, организация сбалансированного питания, создание действенного контроля качества реализуемой продукции, повышение экономической эффективности предприятий отрасли и др.), требующих неотложного решения.

В настоящее время многие социально-экономические аспекты внедомашнего питания изучены достаточно полно. Однако большинство работ по экономике и организации внедомашнего питания относятся к советскому периоду и многие их положения связывались с развитием и углублением социалистических начал в развитии отрасли. Да и сама отрасль «общественное питание» бывшая в начале советского периода самостоятельной, затем, в ходе усиления централизации хозяйственного руководства, была включена в состав отрасли «торговля» и стала рассматриваться как составляющая сферы обращения. В настоящее время внедомашнее питание учитывается и регулируется вместе с торговлей, организационно входя в структуру Министерства экономического развития и торговли РФ.

Очевидно, что после перехода к рыночным отношениям содержащиеся в прежних работах основные положения во многом перестали соответствовать новым условиям устройства общества и требуют коренного пересмотра.

Значительный вклад в расширение понятия «внедомашнее питание» сделал Джон Р. Уокер в своей работе «Введение в гостеприимство», объединяя под термином «гостеприимство» все услуги людям, оказавшимся по тем или иным причинам вне дома. В этой работе понятие «внедомашнее питание» имеет расширительное толкование, выходя за рамки гостинично-ресторанного комплекса. Однако понятийный аппарат представлен в достаточно общем виде, например, разграничения разнообразных видов внедомашнего питания не произведено.

Потребление пищевых средств населением является конечным этапом их производства, распределения и обмена. Сейчас оно осуществляется в домашних и внедомашних условиях.

Развитие внедомашнего питания вызвано особенностями современного образа жизни. Повсеместная урбанизация, автомобилизация, разделение труда и другие причины привели к тому, что большую часть жизни люди проводят вне дома. Вовлечение в общественное производство женщин, уменьшение количественного состава семей, появление массы одиноких граждан еще более усугубили кризис домашнего хозяйства, обусловили потребность в питании вне дома. В последнее время этому способствуют появление миллионов мелких предприятий и организаций, сокращение обеденных перерывов и ряд других факторов.

Спрос на внедомашнее питание по сравнению с домашним имеет ряд конкурентных преимуществ. В целом оно экономически выгодное, ибо требует меньших затрат капитала, материальных, трудовых и энергетических ресурсов на производство и организацию потребления пищи. По нашим расчетам, себестоимость обеда, приготовленного в столовой, в 2-3 раза ниже, чем если он готовится на домашней кухне.

На специальных предприятиях питания, кроме того, легче и дешевле организовать диетические, профилактические и лечебное питание, чем на домашней кухне, и вообще поставить процесс питания на научную основу. Главное - на специальных предприятиях питания, легче представить полноценное питание, сбалансированное по основным пищевым веществам, витаминам и микроэлементам.

Внедомашнее питание легко организуется и реально присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Оно давно предоставляется по месту жительства, работы и учебы людей, при их передвижении на длительное расстояние, проживании вне дома в гостиницах, мотелях, пансионатах, нахождении в санаториях, деловых командировках и т.д. Этим внедомашнее питание существенно отличается от других отраслей по обслуживанию населения.

Следует отметить два важных обстоятельства, усиливающих особенности внедомашнего питания. Первое - внедомашнее питание, обслуживая иностранных туристов, является важным элементом внешнеэкономической деятельности, поставляя на внешний рынок, товарные ресурсы и услуги работников, не выходя за пределы предприятия. Второе - внедомашнее питание с его способностью обслуживать многочисленные контингента населения является важным фактором преодоления чрезвычайных ситуаций.

Однако, несмотря на свои особенности и преимущества, внедомашнее питание считается подотраслью сферы товарного обращения, учитывается и регулируется вместе с розничной торговлей, хотя конечные цели у этих отраслей разные. Конечной целью внедомашнего питания является организация потребления пищи; конечной целью розничной торговли является обмен товаров на деньги. Функция по приготовлению пищи и организации ее потребления представлена домашней кухней, что делает ее конкурентом внедомашнего питания. В этой конкуренции с внедомашним питанием полностью участвует и розничная торговля, заинтересованная в сбыте домашней кухне не только продовольственных товаров, но и всякого рода кухонного оборудования и инвентаря, столовой посуды и приборов, мебели и т.д. В этом заинтересована и производящая эти товары промышленность и ее посредник - оптовая торговля, а также жилищное и торговое строительство, ибо при достаточном развитии внедомашнего питания потребность в этой торговой, промышленной и строительной деятельности значительно сократится. При наличии таких мощных противодействующих сил усилий одного внедомашнего питания явно недостаточно и поэтому оно в России пока развивает неудовлетворительно.

Развитие внедомашнего питания в стране и регионах может оцениваться по таким показателям, как доля расходов на питание, темпы роста внедомашнего питания по сравнению с ростом торговли продовольственными товарами, доля оборота внедомашнего питания в общем товарообороте продовольственных товаров, товарооборот предприятий питания в расчете на душу населения, обеспеченность населения сетью предприятий питания, численность работающих во внедомашнем питании в расчете на 1000 чел. населения и в общем числе занятых в экономике, инвестиции во внедомашнее питание в общем объеме инвестиций и т.д.

Стремясь расширить рынок внедомашнего питания, ряд предприятий обычно специальные кухни) начали поставлять обеды в офисы (от 60 руб. и более), предлагать различные услуги питания по месту работы. Этим обычно пользуются преуспевающие фирмы, не имеющие собственных столовых. Некоторые фирмы нанимают поваров с целью приготовления обедов на месте.

Получает распространение организация предприятий питания с обслуживанием официантами в саунах, зрелищных и игровых предприятиях (ночные клубы, казино и т.д.).

Большой спектр внедомашнего питания (рестораны, бары с обслуживанием официантами) существует в гостиничном бизнесе, где обслуживаются иностранные туристы и местные коммерсанты. Все еще недостаточно обеспечены питанием (в основном из-за высоких цен) учащиеся, студенты и служащие действующих предприятий и ряд других контингентов, хотя предприятия питания для их обслуживания имеются.

Основным источником прибыли во внедомашнем питании являются доходы от основной деятельности. Другие источники прибыли, например, за счет операций на финансовом рынке, как правило, не используются. Получение же прибыли за счет основной деятельности все время осложняется ростом издержек. Да и фактически полученная прибыль используется нерационально. В связи с мелкими размерами организаций питания, ее величина в расчете на одну организацию, как правило незначительна, что затрудняет ее капитализацию. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, равно как и амортизационных отчислений, обычно используются на пополнение оборотных средств, а нередко расходуются на потребление (увеличение зарплат, выплату всякого рода премий, оплату дорогостоящих командировок и т.п.).


Рассчитать размер товарооборота оптовой базы по продаже бакалейных товаров по структуре на основании приведенных данных.

Сделать анализ, по результатам которого представить обобщающие выводы и дать предложения по увеличению оптового товарооборота и совершенствованию его структуры. При расчете доли рынка, контролируемого оптовой базой учесть, что розничная торговля региона реализует бакалейные товары со средней торговой надбавкой 25% к оптовой цене.

Таблица 1 - Изменение оптового товарооборота

ПоказательБазовый годОтчетный годОтчетный год в % к базовомупланфактпроцент выполнения планаОтклонение (+,-)Розничный товарооборот: по продаже продовольственных товаров по региону, млн. руб.423045404650 1,02 420 10В т.ч. бакалейные товары: доля в общем товарообороте %% в млн. руб. 30 1269 32 32,7 1,02 2,7 9Оптовый товарооборот базы: в %% к объему продаж товаров в розничной торговле в млн. руб. 36,0 368 38,0 37,0 0,97 1 2,8Структура оптового товарооборота:Оптово-складской товарооборот: в сумме, млн. руб. в процентах к валовому оптовому товарообороту 220 350 346 0,99 126 57,3Транзитный товарооборот, всего, млн. руб. В том числе: с участием в расчетах, в %% в млн. руб. без участия в расчетах, в %% в млн. руб. 148 32 47,4 100,6 40 42 1,05 10 31,2Удельный вес транзита в оптовом обороте, %Балансовая прибыль по оптовой базе, млн. руб. 29,4Рентабельность оптовой торговли в % к оптовому товарообороту 8,5 9,7 1,14

Полагаясь на решение данной задачи можно сказать, что процент выполнения плана по розничному товарообороту по продаже продовольственных товаров по региону составляет 1,02, отклонения составляют 420 млн. руб, а прирост 10%; процент выполнения по бакалейным товарам составил 1,02, отклонения на 2,7 млн. руб., а прирост в данном случае равен 9. Что касается оптового товарооборота базы, то здесь процент выполнения равен 0,97, отклонения составляет 1 млн. руб., а прирост равен 2,8 %. В оптово-складском товарообороте процент выполнения плана равен 0,99, отклонения равны 126 млн. руб., а прирост составил 57,3%. Относительно транзитного товарооборота процент выполнения плана составил 1,05, отклонения в 10 млн. руб, а прирост равен 31,2%. Процент выполнения плана по рентабельности составил 1,4.

товарооборот торговля российский питание

Заключение

Развитию товарооборота торговых предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности придается большое значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей. Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

В России главные проблемы развития внедомашнего питания лежат в организационно-экономической плоскости, а также в отношении властей к этой насущно необходимой отрасли экономики. Это - его отражение в структуре продовольственной «корзины», обогащение продуктов витаминами, микроэлементами и незаменимыми аминокислотами, распространение новых форм обслуживания, прогрессивных технологий и оборудования, инициирование объединения предприятий (организаций) в крупные отраслевые комплексы. Конкретный набор показателей и методов их определения выявляется по анализу и регулированию отрасли на региональном, муниципальном уровне, а также по совершенствованию управления предприятием (организацией), по оптимизации ценообразования на продукцию и услуги внедомашнего питания.

Список используемой литературы

1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 2008. - 240с.

. Агеев Ю. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. М., 2009. - 180с.

. Акофф Р. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2010.-240с.

. Александрова А. Заработная плата на современном предприятии. М., 2007.-424с.

. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2005. - 246с.

. Алъбеков А. Экономика коммерческого предприятия. М.: Феникс, 2009. -448с.

. Ассэлъ Г. Маркетинг: Принципы и стратегия. М.: Инфра - М, 2010. -804с.

. Афонин И. Управление развитие предприятия. М.: Дашков и К., 2009. - 380с.

. Багдасаров Д.Р. Выездная торговля. М.: Главбух, 2011.

. Баканов М. Теория экономического анализа. Учебник. М.: ФиС, 2011

. Банкротство предприятия. - М.: Приор, 2008.13 .Бердникова Т. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М., 2007.

. Богатко А. Основы экономического анализа действующего субъекта. - М., ФиС, 2010.

. Богушева В. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров. - М., 2009.-300с.

. Бородина В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет и налоги. М.:2005. -165с.

Похожие работы на - Товарооборот торгового предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!