Характеристика Центрального экономического района РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,69 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика Центрального экономического района РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»








КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая география транспорта»

Тема: «Экономико-географическая характеристика центрального экономического района»










Москва -2011 г.

Содержание

Введение

1. Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района

2. Характеристика транспортной сети Центрального экономического района

3. Перспективы развития Центрального экономического района и транспортной сети

Заключение

Введение

Регионалистика как учебный курс представляет собой совокупность дисциплин и направлений (например, таких как региональная экономика, районология, регионика, регионоведение и т.д.), методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район.

Истоки регионализма находятся в глубокой истории человечества. Они связаны с возникновением и развитием физико-географических условий и этносов, становлением государственности, объединением этносов, разрушением государств, возникновением и становлением религиозных конфессий, войнами, экономической экспансией и многими другими причинами. В результате длительной и противоречивой истории население оказалось в разных условиях существования, цивилизация планеты поделена на государства. Но среди них очень мало таких, которые включают в себя одну нацию, один этнос, так называемых национальных государств. Большинство государств являются многонациональными, а то и многорелигиозными. К таким государствам относятся Россия, Украина, Германия, Китай, Франция и другие. Многие из многонациональных государств располагаются на обширных территориях с различными природными условиями.

Перечисленные обстоятельства служат одной из объективных причин возникновения региональных проблем. Эти проблемы являются многосторонними, они охватывают все сферы материальной и духовной жизни общества и международного сообщества. В материальной жизни они выражаются в неравномерном размещении производства. В одних регионах сосредоточивается, например, горнодобывающая промышленность, в других - машиностроение, в третьих -сельское хозяйство. В одних районах хорошо развиты коммуникации и сфера услуг, в других районах они развиты недостаточно, и люди не желают в них жить. В одних районах происходят землетрясения, а продукты можно выращивать только на крутых горных склонах, в другие районы люди едут со всего мира, чтобы отдохнуть и поправить здоровье, ознакомиться с достижениями культуры.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития Центрального экономического региона, при этом будут решены следующие задачи: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Центрального региона.

1. Экономико-географическая характеристика Центрального

экономического района

Население - 30,5 млн. чел. (по данным на 2010г.). Площадь 486 тыс. кв. км. Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных российских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства.

После распада СССР Центральный экономический район стал приграничным - граничит с Белоруссией и Украиной. Из российских регионов Центральный экономический район граничит с Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным районами, с которыми развиваются интенсивные хозяйственные отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Основные отрасли специализации: транспортное машиностроение, электротехническая, радиоэлектронная промышленность, лёгкая (в основном текстильная), химическая промышленность, а также производство строительных материалов. Сельское хозяйство пригородной ориентации (овощеводство, картофелеводство, молочное скотоводство).

Существуют межрегиональные различия в формировании доходов бюджетов субъектов РФ, входящих в Центральный экономический район. В группу регионов способных мобилизовать значительные финансовые ресурсы входят г. Москва и Московская область. В Москве сконцентрированы крупнейшие финансовые учреждения и финансовые промышленные группы, крупнейшие инфраструктурные рыночные системы. Наибольшие финансовые трудности испытывает Московская область. Объясняется это депрессивным состоянием размещенных здесь предприятий военно-промышленного комплекса.

В группу регионов, имеющих хорошие условия для мобилизации финансовых ресурсов, входит Ярославская область (доходы бюджета формируются, в основном, за счет собственных источников - налоговыми поступлениями от высокодоходных производств экспортной ориентации).

В группу регионов, имеющих благоприятные условия для мобилизации финансовых ресурсов, входит Тульская область (основные финансовые ресурсы здесь формируют несколько крупных и средних предприятий металлургического, химического профиля и добывающей промышленности, а не развитые отраслевые комплексы).

В группу регионов, имеющих ограниченные условия для формирования финансовых ресурсов, входят: Тверская, Владимирская, Рязанская, Смоленская, Брянская, Калужская области (промышленный комплекс представлен преимущественно предприятиями перерабатывающей промышленности и оборонного комплекса, испытывающими значительные трудности со сбытом продукции и не имеющими перспектив на быстрый выход из кризиса).

Группу регионов, на территории которых в настоящее время отсутствуют крупные отрасли и предприятия, образуют: Ивановская и Костромская области (депрессивные регионы, мощности производственных комплексов которых используются на 20-30%).

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и значительно уступают возможностям восточных районов, а в европейской части - Северному и Поволжскому. Почти все земли вовлечены в хозяйственный оборот и используются преимущественно экстенсивно и часто без учета экологических требований.

Одной из особенностей положения района является хорошая обеспеченность транспортом.

Природные условия довольно благоприятны для хозяйственной деятельности людей.

Центральный экономический район не может полностью прокормить себя, в первую очередь, это относится к столичному региону и северу.

Поэтому сюда приходится завозить из других районов большое количество продовольствия, а так же сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности

Среди биологических ресурсов можно отметить запасы леса. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольшей лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области. Южнее леса истощены и, в основном, имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса в целом не удовлетворяют хозяйственных потребностей района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов.

Центральный экономический район не богат топливно-энергетическими ресурсами. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории 5 областей - Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской и Рязанской. Горно-геологические и гидрологические условия добычи неблагоприятны. Добыча преимущественно шахтная. Энергетические подмосковные угли низкого качества. Они имеет невысокую калорийность, многозольные, содержат серу, переувлажнены и, следовательно, малотранспортабельны, но при этом имеют важное значение для электроэнергетики района.

Кроме залежей бурого угля Центральный экономический район богат ресурсами торфа. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях. Месторождения в значительной степени выработаны. Торф используется на месте электростанциями и в сельском хозяйстве.

Запасы гидроэнергии невелики и сосредоточены в Тверской, Костромской и Рязанской областях с развитой гидрографической сетью.

Созданы системы водохранилищ на Волге, Оке и других реках. Однако из-за высокого энергопотребления и отсталой технологии производств Центральный экономический район испытывает трудности с водоснабжением прежде всего в центральной и южной частях.

В центральном районе ищут «черное золото». Новые геологические исследования, проводимые на протяжении нескольких последних лет, позволяют прогнозировать неплохие перспективы нефтегазоносности на территории Ярославской, Костромской, Тверской и Ивановской областей.

Из минерального сырья в Центральном экономическом районе известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская, Орловская области). Промышленное значение имеют пока только тульские руды, которые начали использоваться в 16-18 веках и ныне отчасти являются сырьевой базой Косогорского металлургического района.

Центральный экономический район неплохо обеспечен разнообразными строительными материалами. Цементное сырье, известняки, мергели, доломиты, мел, минеральные краски, гипс имеются в ряде областей. Кварцевыми песками располагают Ивановская, Калужская, Владимирская, Костромская и Ярославская области. Богата минеральными водами Ярославская область.

Природные ресурсы, в основном, имеют местное значение. Их использование является предпосылкой возрождения малого и среднего предпринимательства, ориентирующегося, прежде всего, на внутренний рынок. Экономический профиль района, его место в территориальном разделении труда зависят, в основном, от сложившегося промышленного и научно-технического потенциала, межрайонных и мировых связей, состояния народонаселения и трудовых ресурсов.

Потенциал населения района значителен. Численность Центрального экономического района - 29,47 млн. человек, что составляет 20% всего населения России. Густо заселены Московская, Ивановская и Тульская области, а Тверская, Костромская и Ярославская области имеют гораздо меньшую плотность населения.

Центральный экономический район наиболее урбанизирован. Удельный вес городского населения 83%. В Москве сложилась крупнейшая в России городская агломерация, в которой проживает 8,5 млн. человек. Москва занимает второе место в Европе по численности населения, уступая только Лондону. В городах Рязань, Тула и Ярославль население превышает 500 тыс. человек в каждом. В целом в Центральном экономическом районе продолжается уменьшение численности населения.

Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не перекрывается растущим механическим приростом мигрантов: военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев.

Центральный экономический район всегда выделялся высоким уровнем образования населения, квалифицированными трудовыми ресурсами, культурой труда промышленных рабочих и строителей, научно- технических и гуманитарных специалистов. Сегодня с изменением экономических отношений производства рыночного типа кончились времена всеобщей занятости и массовой трудонедостаточности Центрального экономического района. Начал складываться региональный рынок труда., дифференцированный по профессиональному составу и заработкам.

Уровень безработицы в Москве на протяжении ряда лет остается самым низким среди российских регионов. Этот показатель на несколько порядков ниже, чем во всех мировых мегополисах. В середине декабря 1998г. Он превысил 50 тыс. человек или 0,95% трудоспособного населения города.

Финансово-экономический кризис, начавшийся в августе-сентябре 1998 г., отразился на состоянии рынка труда в Москве и привел к росту численности зарегистрированных безработных.

На рынке труда Центрального экономического района усиливается конкуренция и угроза безработицы, в том числе из-за притока работников из бывших союзных государств.

Хозяйство Центрального экономического района представляет собой мощный многоотраслевой комплекс, в котором резко преобладает промышленность. Наибольший удельный вес занимает тяжелая промышленность, преимущественно обрабатывающая, нематериалоемкая, с глубокой специализацией и тесной кооперацией в изготовлении конечного продукта. На первое место по значимости вышли отрасли машиностроения и металлообработки. Большое развитие получила химическая промышленность, хотя и текстильное производство, и изготовление различных предметов потребления сохранили свою важную роль.

В районе сформировалась уникальная военная промышленность - атомная, ракетно-космическая, оружейная, авиационная и др.

Промышленность способствовала развитию других отраслей региональной экономики, однако, и обострила немало проблем, в первую очередь экологических.

Отраслями рыночной специализации являются: машиностроение, химическая, легкая (особенно текстильная) и полиграфическая промышленность.

В общероссийском обмене и экспорте участвуют около 80 % машиностроения, 50% химической и 75% текстильной промышленности района.

Машиностроение и металлообработка по выпуску товарной продукции и числу занятых в производстве занимают первое место в России. Выпускается продукция широкой номенклатуры, пользующаяся спросом на рынках Центральный экономический район, в других районах России и за рубежом. Располагая квалифицированной рабочей силой, передовой наукой и высокими технологиями, опытно-конструкторской и экспериментальной базой, машиностроение Центральный экономический район, прежде всего, ориентируется на выпуск сложной и точной продукции, не требующей больших расходов дефицитного сырья, топлива и электроэнергии. В этой связи важнейшими специализированными отраслями являются радиотехническая, электронная, электротехническая, приборостроительная, производство средств автоматизации и управления. Среди главных центров данных отраслей: Москва и города Подмосковья, Ярославль, Тула, Владимир, Орел, Рязань, Смоленск, Калуга.

Большое развитие получила станкостроительная и инструментальная промышленность, главным образом в Москве и Московской области (Коломна, Егорьевск, Дмитров), в Рязани и Сасове, Иванове и г.Сухиничи Калужской области.

Район является родиной российского железнодорожного машиностроения. Здесь выпускаются почти все электровозы и магистральные пассажирские вагоны страны.

Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации района - химическая, ориентированная на высокий производственный потенциал, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителя внутри района и, отчасти, на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь).

По развитию химической промышленности Центральный экономический район лидирует среди других районов. Здесь производится 16% минеральных удобрений России. Фосфорные удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых концентратах. Предприятия по добыче фосфоритов и их переработке в муку находятся в Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и сложных удобрений является Новомосковск и Щекино (Московская область), в Смоленской области - Дорогобуж.

В Центральном экономическом районе сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтетехническая промышленность (Москва, Ярославль, Рязань)

Хлопчатобумажная промышленность сконцентрирована в г. Иванове и Ивановской области, а так же в Москве и Подмосковье (Орехово-Зуево, Серпухов), в Твери и Вышнем Волочке. Довольно развита эта точка в Ярославской и Владимирской областях.

Производство шерстяных тканей сосредоточено в Москве и ее ближайшем окружении. Здесь же, а так же в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях, размещается шелковая промышленность.

Отраслью рыночной специализации в этом районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами в Москве , а так же Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.

В Центральном экономическом районе развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.

Базовую роль в развитии района играет высокая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность. Центральный экономический район один из крупнейших в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а так же тепла. Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местным потребностям. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается.

Промышленный комплекс во многом влияет на развитие других отраслей экономики и интегрируется с ними, в том числе с сельским хозяйством. Довольно интенсивно развивается агропромышленный комплекс. Учитывая, что Центральный экономический район является одним из главных в стране по производству продукции обрабатывающей промышленности, особенно наукоемкой, все меры федеральной общеэкономической политики, нацеленные на расширение рынка продукции этих отраслей и увеличение покупательной способности населения, позитивно скажутся, прежде всего, на промышленности ,экономическом и социальном благополучии этого района. Важнейшее значение для него имел бы так же успех общероссийских мер по стимулированию перетока финансовых средств в реальный сектор экономики.

2. Характеристика транспортной сети Центрального экономического

района

Общая характеристика транспортной системы. Центральный экономический район обслуживает широко разветвленная система транспортных коммуникаций всех видов (за исключением морского) современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных сил и прежде всего наличием сформировавшейся и продолжающей развиваться одной из крупнейших в мире Московской агломерации, а также обеспечением связей Центрального экономического округа с другими регионами страны и с зарубежными странами, транзитных перевозок пассажиров и грузов.

Важной особенностью типологии транспортной сети Центрального экономического района наряду с относительно высокой еѐ густотой, превышающей аналогичные показатели в других экономических районах, является лучеобразные подходы транспортных коммуникаций универсальных наземных видов транспорта к Москве, являющейся наиболее крупным транспортным узлом страны. В Москве сходятся 11 направлений железных дорог, 15 направлений автомобильных магистралей. Подходы к Москве обеспечивают также два направления внутренних водных путей -канал им. Москвы, соединяющий столицу с Волгой, и р. Москва -позволяющая осуществлять связь с р.Окой, а по ним с другими регионамиокруга, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами.

В пригородах Москвы действуют три крупных аэропорта - Домодедово, Шереметьево и Внуково, соединяющих столицу со многими регионами нашей страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Аэродромная сеть имеется во многих городах, областных и промышленных центров.

Газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы обеспечивают прокачку соответствующей продукции к крупным еѐ потребителям и транспортировку продукции к другим регионам и на экспорт.

Ведущую роль в обеспечении транспортных потребностей округа играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт вследствие его ведущей роли в транспортном обслуживании округа и тематической направленностью настоящего учебника будет рассмотрен ниже в специальном разделе.

Автомобильный транспорт района в последние годы развивается достаточно высокими темпами и используется по причинам, отмечавшимся выше как средство сообщения не только на короткие расстояния, но и для обеспечения перевозок на дальних междугородных линиях и на перевозках со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Протяжение автомобильных дорог с твердым покрытием в границах округа составляет 116,5 тыс.км. Средняя густота дорог в расчете на 1000 кв.км составляет 179 км, что существенно выше, чем в других экономических районах.

Похожие работы на - Характеристика Центрального экономического района РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!