Формирование самооценки как фактора успешной социализации младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование самооценки как фактора успешной социализации младших школьников

Оглавление

Введение

.        Формирование самооценки у младших школьников и её взаимодействие с социализацией

.1       Раскрытие понятия «самооценка» и ее влияния на социализацию личности ребенка

.2       Научные подходы к формированию самооценки у младших школьников

Выводы по 1 главе

.        Работа по диагностике самооценки и социализации младших школьников и коррекция уровня самооценки

.1       Изучение уровня самооценки младших школьников

.2       Изучение процесса социализации младших школьников

.3       Коррекция самооценки младших школьников

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Залогом успешности личности является умение перестраивать собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении общественно-экономических отношений. Выбор дела, его результативность, состояние здоровья зависят от точности самооценки. Направленность на расширение границ знаний требует, чтобы человек обладал познавательной самооценкой, позволяющей ориентироваться в потоках информации. Школа способна помочь ребёнку адаптироваться в изменяющемся мире, научить оценивать себя, свои познавательные действия в различных ситуациях.

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств <#"555677.files/image001.gif">

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);

-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?”

Предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Протокол методики “Какой я”

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале



да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 


Оценка результатов:

баллов - неадекватно завышенная

-9 баллов - завышенная

-7 баллов - адекватная

-3 балла - заниженная

-1 балл - неадекватно заниженная.

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника завышенная.

Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Анализ результатов изучения уровня самооценки:

В эксперименте участвовали ученики 2 «А» класса, гимназии № 15, г. Волгограда:

1.       Алакеева Наташа

2.       Апанин Денис

.        Безверхняя Вера

.        Вальковская Маша

5.       Горемыкин Саша

.        Данченко Маша

.        Иванисов Дима

.        Иваненко Леша

.        Иванов Женя

.        Каполова Настя

.        Коленная Катя

.        Карасин Илья

.        Краснов Максим

.        Линченко Илья

.        Мерекина Аня

.        Минко Андрей

.        Соколова Ника

В ходе исследования по методике «Лесенка», мы выявили следующие результаты:

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Уровень самооценки

1

Алакеева Наташа

Завышенная

2

Апанин Денис

Заниженная

3

Безверхняя Вера

Завышенная

4

Вальковская Маша

Завышенная

5

Горемыкин Саша

Адекватная

6

Адекватная

7

Иванисов Дима

Завышенная

8

Иваненко Леша

Адекватная

9

Иванов Женя

Заниженная

10

Каполова Настя

Завышенная

11

Коленная Катя

Адекватная

12

Карасин Илья

Заниженная

13

Краснов Максим

Адекватная

14

Линченко Илья

Заниженная

15

Мерекина Аня

Завышенная

16

Минко Андрей

Завышенная

17

Соколова Ника

Завышенная


Из таблицы мы видим, что у 8 детей - самооценка завышена, у 5 - адекватная, а у 4 - занижена, что и показано в диаграмме.


В ходе исследования по методике «Какой я?», мы выявили следующие результаты:

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Баллы

Уровень самооценки

1

Алакеева Наташа

9

Завышенная

2

Апанин Денис

2,5

Заниженная

3

Безверхняя Вера

9

Завышенная

4

Вальковская Маша

8,5

Завышенная

5

Горемыкин Саша

6

Адекватная

6

Данченко Маша

7

Адекватная

7

Иванисов Дима

10

Неадекватно завышенная

8

6,5

Адекватная

9

Иванов Женя

1

Неадекватно заниженная

10

Каполова Настя

9

Завышенная

11

Коленная Катя

7,5

Адекватная

12

Карасин Илья

5

Адекватная

13

Краснов Максим

7

Адекватная

14

Линченко Илья

4,5

Адекватная

15

Мерекина Аня

8,5

Завышенная

16

Минко Андрей

8

Завышенная

17

Соколова Ника

7

Адекватная


Из результатов изложенных в таблице, мы видим, что у 7 детей - самооценка завышена, у 8 - адекватная, а у 2 - занижена, что и отображено в нашей диаграмме.


2.2     Изучение процесса социализации младших школьников

В эксперименте участвовали те же дети, что и в исследование по уровню самооценки.

Процесс социализации мы исследовали по следующим признакам:

—      Легко ли усваивает и принимает правила

—      Проявляет ли готовность к общению, к учебному труду

—      Чувствует ли себя комфортно

—      Не испытывает ли страха перед взрослыми, детьми, школой.

Изучение процесса социализации проходило в ходе наблюдения, индивидуальных бесед с детьми и замечаний их классного руководителя.

В итоге исследования мы получили следующие данные:

1.       Алакеева Наташа - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к общению и учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, школой, но не всегда идет на контакт со взрослыми.

2.       Апанин Денис - не плохо воспринимает и усваивает правила, проявляет готовность к учебному труду, но не готов к общению, чувствует себя не комфортно, испытывает страх перед школой, взрослыми и другими детьми.

.        Безверхняя Вера - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к общению и учебному труду, чувствует себя комфортно, по мнению классного руководителя испытывает страх перед детьми и взрослыми.

.        Вальковская Маша - легко усваивает и принимает правила, проявляет не готовность к учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха.

.        Горемыкин Саша - плохо усваивает правила, не готов к учебному труду, но чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, взрослыми, школой.

.        Данченко Маша - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к учебному труду, чувствует себя комфортно, испытывает не большой страх перед взрослыми, но не боится других детей и школы.

.        Иванисов Дима - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к общению и учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, школой, взрослыми.

.        Иваненко Леша - не плохо усваивает и принимает правила, проявляет готовность к учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, школой, взрослыми.

.        Иванов Женя - очень плохо принимает и усваивает правила, не готов к общению и учебному труду, чувствует себя не комфортно и испытывает страх перед другими детьми, школой и взрослыми.

.        Каполова Настя - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к общению и учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, школой, взрослыми.

.        Коленная Катя - не плохо усваивает и принимает правила, проявляет готовность к учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, школой, взрослыми.

.        Карасин Илья - не плохо воспринимает и усваивает правила, проявляет готовность к учебному труду, но не готов к общению, чувствует себя не комфортно, испытывает страх перед школой, взрослыми и другими детьми.

.        Краснов Максим - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к учебному труду, чувствует себя комфортно, испытывает не большой страх перед взрослыми, но не боится других детей и школы.

.        Линченко Илья - легко воспринимает и усваивает правила, проявляет готовность к учебному труду, но не готов к общению, чувствует себя не комфортно, испытывает страх перед школой, взрослыми и другими детьми.

.        Мерекнина Аня - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к общению и учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, школой, взрослыми.

.        Минко Андрей - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к учебному труду, чувствует себя комфортно, испытывает не большой страх перед взрослыми, но не боится других детей и школы.

.        Соколова Ника - легко усваивает и принимает правила, проявляет готовность к общению и учебному труду, чувствует себя комфортно, не испытывает страха перед детьми, школой, взрослыми.

2.3     Коррекция самооценки младших школьников

Довольно часто дети, которые имеют заниженную самооценку, входят в группу тревожных, что выражается в боязни браться за новое сложное задание, в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому организации учебно-воспитательного процесса необходима целенаправленная работа по коррекции самооценки младших школьников.

Цель коррекционной программы для этой группы детей: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, обусловленной низкой самооценкой.


Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Методики, игры

 I этап - самопознание и рефлексия:

Зачем нужно знать себя?

Упражнения «Цвет настроения» « Я рад общаться с тобой» Методика незаконченных предложений «Кто я? Какой я?» Упражнение «Горячий стул» Игра «Похвалилки»

Что такое самооценка?

Методика « 8 кругов» «Моя вселенная» Дискуссия «Самое-самое» Игра «За что меня любит мама»

Мои внутренние друзья и внутренние враги.

Методика «Лесенка» Игра «Выскажи свое мнение» «Рычи, лев, рычи» Упражнение «Назови свои сильные стороны»

 II этап - позитивное отношение ребенка к своему «Я».

 Моё имя.

Коллаж «Великие люди, носившие моё имя» Упражнение «Танец имени» «Шифровка имени» «Моё имя на разных языках» «Девиз, флаг и герб имени»

 Я глазами других.

Упражнение «Поймай мяч» Игра «Ассоциации» «Подари карточку»

Ярмарка достоинств.

Игра «Ярмарка достоинств» Упражнение «Вверх по радуге»

Уверенное и неуверенное поведение.

Игра «Зубы и мясо» «Вопрос - ответ» «Поводырь» «Пойми меня»


Формирование положительной « Я - концепции» школьников невозможно без участия семьи.

Цель коррекционной работы с родителями - создание психолого-педагогических условий для формирования адекватной самооценки у детей через коррекцию детско-родительских отношений.

Вопрос по формированию адекватной самооценки у младших школьников предлагаем обсудить в рамках родительских собраний по темам:

Если ребенок не успевает в учебе.

Страхи ребенка. Что за этим стоит?

Причины и последствия детской застенчивости.

Как относиться к отметкам ребенка?

По итогам формулируются памятки для родителей по проблемам:

Памятка для родителей застенчивых детей.

1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

2.       Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

.        Критикуйте ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

.        Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

.        Не сравнивайте черты характера своего ребенка с чертами характера его товарищей.

Если ваш ребенок неуверен в себе.

1.       Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

2.       Ставьте перед ребенком посильные задачи и оценивайте их достижения.

.        Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

.        Не мешайте ребенку общаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

.        Не вселяйте в ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

.        Говорите с ребенком по душам, давайте возможность выговориться.

.        Будьте рядом с ребенком, если он в этом нуждается.

Как относиться к отметкам ребенка.

1.       Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

2.       Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

.        Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных победах над собой, над своей ленью.

.        Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

Выводы по 2 главе

Во второй главе нами предоставлены методики по обследованию детей на уровень самооценки и социализации и результаты по этому обследованию.

В результате исследования, мы выявили, что 7 детей из 17 самооценка завышенная, у 8 - адекватная, а у 2 - заниженная.

Также, мы провели исследование процесса социализации у тех же детей, и выявили, что уровень самооценки влияет на процесс социализации младших школьников.

Заключение

В начале нашего исследования, нами были поставлены некоторые задачи, которые мы выполнили. Мы раскрыли понятие «самооценка» и ее влияние на социализацию личности ребенка, изучили научные подходы к формированию самооценки у младших школьников, на практике изучили уровень самооценки младших школьников, изучили процесс социализации младших школьников и предложили работу по коррекции самооценки младших школьников.

В нашем исследовании, была выдвинута гипотеза, о том, что разная самооценка будет по-разному влиять на социализацию, и в ходе нашего исследования, мы выявили, что самооценка и социализация взаимосвязаны между собой.

Результаты обследования младших школьников на уровень самооценки и социализации, показали, что процесс социализации зависит от уровня самооценки. Чем ниже уровень самооценки ребенка, тем хуже у него социализация, и наоборот, чем выше уровень самооценки, тем выше успешность процесса социализации.

Но такая взаимосвязь прослеживается не всегда. У некоторых детей с заниженной самооценкой, процесс социализации проходит на довольно высоком уровне, а у детей с завышенной самооценкой, процесс социализации успешен не по всем признакам.

Также, в нашей работе мы предложили работу по коррекции самооценки у младших школьников, что может быть полезным учителям и родителям детей с неадекватной самооценкой.

Список литературы

1.       Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. /Ш.А. Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.- 274 с.

2.       Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - 317 с.

.        Андрущенко, Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / Т.Ю. Андрущенко//Вопр. психол. 2000. № 4. С. 91-99.

.        Варшава Б.Е. Психологический словарь. - М.: Издательское товарищество «Академия», 2008.

.        Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. / М.И. Лисина - М.: Просвещение, 2001.- 457 с.

.        Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2008.

.        Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога - М.: Педагогика, 2003.- 146 с.

.        Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников. / И.В Дубровина- М., 2005.- 284 с.

.        Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. / Психологический журнал. Том27 №3 «Наука».2006 год.

.        Зимняя, И. А. Педагогическая психология-2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

.        Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Феникс, 2008.

.        Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. - М.: Академия, 2008.

.        Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001

.        Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - П.: Питер, 2009.

.        Липкина, А.И. Самооценка Школьника. / А.И. Липкина. - М.: Знание, 2006. - 347 с.

.        Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Педагогика, 2007. - 223 с.

.        Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2010.

.        Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямполъский- М.: Знание, 1989. - 447 с.

.        Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

.        Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский - М.: Академия, 2005.-342 с.

.        Программа педагогизации сознания родителей «Содружество» // Автор-сост.Т.В. Кружилина. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 87 с.

.        Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.

.        Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320с.)

.        Реан, А. В. Психология педагогической деятельности / А. В Реан. - Ижевск: Колос, 2004.- 114 с.

.        Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №6.

.        Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. - М.: Академия, 2008.

.        Фридман, Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.П. Фридман. - М.: Знание, 1988.- 254 с.

.        Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М. Просвещение, 1991 - 161 с.

.        Фридман Л.М - Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. / Л.И. Фридман. - М.: Просвещение, 1987. - 324 с.

.        Фомина, Л. Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю Фомина.-//Начальная школа плюс До и После. 2003. №10. С. 99-102.

.        Яценко О.А. Из опыта работы с семьей по социализации детей с ДЦП в условиях лекотики. // Коррекционная педагогика - 2012. - №1. - с. 39 - 46

Похожие работы на - Формирование самооценки как фактора успешной социализации младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!