Стрессоустойчивость в управленческой деятельности
Ключевые термины по теме
Таблица
ТерминЗначениеУправление как социальный феноменФундаментальное свойство социальной системы, которое возникло и развивается в историческом процессе. От него в значительной степени зависит социальное будущее и качество жизни, так как именно управление обеспечивает социальной систем сохранение качественного состава, динамичное равновесие с окружающей средой, поддержание режима деятельности и реализацию его программ и целейСубъект социального управленияЧеловек, коллектив, социальные общности, все общество в целом, наделенные сознанием и способные правильно познать природный и социальный мир, законы его развития, и на основе этого познания - способные воспроизводить и изменять этот реальный мир, творить вторую, «очеловеченную» природу по законам природы и обществаОбъект социального управленияОтдельные люди, семья, коллективы, социальные группы, классы, этнические и национальные общины людей, государство, человечество в целом, на которые направлено влияние субъекта управленияУправленческая деятельностьДеятельность, направленная на сохранение структуры, устойчивости и на поддержание определенного режима функционирования, жизни, гармоничного развитияПотребностиНапряженное состояние неудовлетворенности чем-то индивида, состояние дискомфорта, угрожающее устойчивому существованию и развитию человека и побуждающее его к активным действиям, направленным на ликвидацию дискомфортаИнтересВажность, реальная причина социальных действий, событий и свершений, вызываемых побудительными мотивами, помыслами, идеями участвующих в этих действиях индивидов, коллективов, социальных групп, классов, наций и других общностей людейМотив управленческой деятельностиПобудительная причина выбора определенного управленческого действия. Зависит от уровня индивидуальных и общественных потребностей и интересовЦель управленческой деятельностиПредставляемое и желаемое будущее событие или состояние объекта управления
Составьте таблицу «Преимущества и недостатки авторитарного и либерального стиля управления»
Таблица
Авторитарный стильЛиберальный стильПреимущества1. Успешности при выполнении повседневных обычных работ, не требующих творческого подхода и новизны, где основные силы направлены на количественные показатели 2. Обеспечение четкости управления, что позволяет быстрее принимать решения 3. Обеспечение в малых организациях быстрой реакции на изменение условий внешней среды1. Позволяет решать нестандартные задачи, требующие творческого подхода 2. Идеи, выдвинутые подчиненными, ложатся в основу решений руководителя, таким образом, сотрудники остаются удовлетворенными, а ответственность руководителя подкрепляется их моральной поддержкой 3. В коллективе создается благоприятный социально-психологический климат, что позволяет эффективно использовать психологические механизмы мотивации подчиненных 4. Руководитель свободен от принятия малозначащих, не принципиальных вопросов деятельности организации 5. Заботливое отношение со стороны руководителя позволяет сочетать требовательность с готовностью прийти на помощь подчиненным 6. Цели и задачи деятельности организации доступны и понятны подчиненнымНедостатки1. Подавление инициативы и творческого потенциала подчиненных 2. Высокая степень зависимости подчиненных от постоянной воли руководителя 3. Слабая мотивация и отсутствие действенных стимулов труда; 4. Неудовлетворенность исполнителей своим трудом, так как их мнение и опыт игнорируется 5. Создание неблагоприятного социально-психологического климата коллектива1. Невысокий уровень требовательности может привести к низкому качеству выполнения заданий 2. Существует возможность неформальных лидеров присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива 3. Большая зависимость эффективно работы коллектива от стремлений членов данного коллектива
Напишите предложения по повышению стрессоустойчивости у менеджеров
Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
В управленческой деятельности стресс может быть вызван различными причинами:
üНеобходимостью принимать ответственные решения;
üФизические или психологические перегрузки;
üНесоответствующие условия работы;
üРутинный характер работы;
üОтсутствие удовлетворенности работой, карьерным ростом;
üНегативный социально-психологический климат коллектива и трудовые конфликты.
Симптомы стресса можно свести в 4 основные группы:
)Физиологические:
üУхудшение самочувствия;
üТремор конечностей
üТики;
üЧувство скованности
üСухость во рту
üБоли живота, головы
üДиарея, запор, колики
üПовышенная утомляемость
üНарушения сна, дыхания, сердцебиения
üСнижение или повышение аппетита
üВысыпания на коже
üГоловокружение
üТошнота
)Интеллектуальные:
üОслабление внимания
üУхудшение концентрации внимания
üПовышенная отвлекаемость
üПотеря инициативы
üНарушение логики суждений, спутанное мышление
)Эмоциональные:
üРаздражительность
üПодозрительность
üНеудовлетворенность жизнью, работой
üПодверженность приступам гнева
)Поведенческие:
üНарушение речи
üНе ухоженность
üНизкая продуктивность
üБолее интенсивное курение и употребление алкоголя
К методам борьбы со стрессом можно отнести:
üусиление или повышение стрессоустойчивости личности;
üизменение и регулирование эмоциональных реакций на события и ответные действия;
üчасть дня или недели поводить так, как хочется;
üговорить окружающим, близким и любимым теплые слова не реже 1 раза в день;
ü2 - 3 раза в неделю давать организму физическую нагрузку;
üстараться выпивать в день 1 - 1,5 литров воды;
üпо меньшей ере 1 раз в неделю заниматься тем, что считается «вредным»: немного нарушать диету, распорядок дня и т.д.;
üне тратьте зря свое время и жизнь. Ограничьте ненужные письма, телефонные звонки, беседы;
üведите дневник, записывайте в него события дня и планы на грядущий;
üв негативном психическом состоянии занимайтесь физической работой;
üсъедайте хотя бы по 1 банану в день;
üобращайтесь при необходимости за помощью - не тяните все на себе;
üопределите свои биоритмы и оптимально используйте их;
üпри необходимости обращайтесь к врачам-специалистам;
üосваивайте специальные методики по повышению стрессоустойчивости (нейролингвистическое программирование, самогипноз, аутотренинг) и релаксации (йога, дыхательные методики, рейки, массаж, музыка);
üставьте перед собой четкие цели;
üоценивайте свои возможности реалистично и не взваливайте на себя всю работу;
üнаслаждайтесь успехом, пусть и краткосрочным;
üанализируйте ситуацию, вызывающую стресс, конфликт, приводящие к угнетенному состоянию;
üстарайтесь вести здоровый образ жизни (избегайте вредных привычек, курения, алкоголя), занимайтесь физкультурой, плаванием, закаливанием.
Составьте структуру человеческих потребностей по степени их важности для управленческой деятельности
место - потребности в питании, одежде, отдыхе, то есть потребности, которые необходимо удовлетворить для поддержания организма в жизнеспособном состоянии. Работодателю необходимо понять, что подчиненные нуждаются в отдыхе, возможности перекусить в процессе работы. Зарплата должна способствовать удовлетворению низших потребностей.
место - желание иметь спокойную, размеренную работу с наименьшим количеством стрессовых ситуаций; стабильность работы, рабочего места; гарантия пенсионного обеспечения, медицинской помощи.
место - потребность в том, чтобы быть принятым коллективом, при этом иметь в работе возможность проявить свои рабочие, профессиональные качества; потребность быть услышанным руководителем и коллегами; желание быть в составе трудового коллектива;
место - желание быть признанным коллективом и руководством. Потребность в использовании своей свободы, личного мнения. Потребность в самовыражении и признании заслуг. Стремление к лидерству
управление стресс менеджер потребность