Рефлексивность как свойство личности

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2012-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рефлексивность как свойство личности

Универсальным и системообразующим качеством личности, способствующим успешному усвоению, расширению и преобразованию социального опыта, переводу внешнего социального во внутренний план является рефлексивность.

В широком понимании рефлексивность - это взаимодействие двух переменных, в котором каждая из них оказывает влияние на другую переменную. В результате такого взаимодействия происходит взаимное изменение переменных. Если для познания связей (универсальный механизм связывания) является подражание в самом широком смысле этого слова, то универсальным механизмом познания отношений является рефлексия (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

В общении рефлексивность - это взаимное отражение субъектов межличностного взаимодействия, приводящее к осознанию себя, своих качеств, свойств, характеристик, успехов и неудач и их причин.

Г.П. Щедровицкий определяет рефлексивность как базовое свойство личности, благодаря которому происходит осознание и регуляция субъектом своей деятельности. М.С. Егорова пишет о значении рефлексивности для формирования межличностных процессов и индивидуальных стилей личности.

В рамках философского подхода рефлексия рассматривается как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Уже у Аристотеля, Платона и, позже, у средневековых схоластов, можно найти много глубоких рассуждений, касающихся разных сторон того, что сейчас относится к рефлексии, все же принято считать, что основной и специфический круг проблем, связываемых сегодня с этим понятием, зарождается лишь в новое время, а именно благодаря полемике Локка и Лейбница. Именно у Локка и Лейбница рефлексия начинает трактоваться как самопознание, как «поворот духа к «я» и благодаря этому приобретает отчетливо психологическую окраску. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Рефлексия по Локку, - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. У Фихте в дополнение к этому рефлексия получила эпистемологический оттенок (рефлексия знания есть «наукоучение»), и была поставлена в контекст процессов развертывания или развития «жизни». Гегель сделал попытку дать рефлексии имманентное определение в рамках общей картины функционирования и развития духа. После Гегеля понятие рефлексии стало и остается до сих пор одним из важнейших в обосновании философского анализа знания.

В рамках психологического подхода предпринимаются попытки не только определения сущностных характеристик рефлексивности как свойства личности, но и рассматриваются вопросы генезиса рефлексии.

В современной психологии однозначно определено, что осознание себя через другого и другого через себя в ситуации взаимодействия проходит ряд последовательных стадий, составляющих суть генезиса рефлексии в общении. Как отмечает Е.М. Иванов, первично средства рефлексии обретаются путем наблюдения за конкретными развертками смыслов в чувственных переживаниях и поведенческих актах, а затем соответствующие смыслы фиксируются с помощью языковых средств. Для современной психологии признанным является факт смещения возрастных границ рефлексивности как новообразования личности ребенка. Так в исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется как новообразование дошкольного возраста (Н.И. Люрья, Н.Г. Салмина и др.), в работах конца прошлого века - как достижение младшего школьного возраста (Л.И. Айдарова, М.Э. Боцманова, В.В. Давыдов, А.З. Зак, А.В. Захарова, Г.И. Катрич, П.В. Новиков, Г.А. Цукерман и др.), в работах 30-60 годов прошлого столетия рефлексия приписывалась исключительно как достижение подросткового возраста (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).

Причина данного парадокса кроется, прежде всего, в двух причинах:

)в обогащении теоретической психологии новыми эмпирическими данными;

)в происходящих изменениях детской популяции, в трансформации облика современного ребенка. Так Д. И. Фельдштейн пишет о том, что современные дети обнаруживают новые закономерности развития и созревания психики, демонстрируя большую способность к самосознанию и саморазвитию.

Рефлексия есть обращенность сознания на себя. В смысле этого определения, мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то навоображал).

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии - необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действий - зацикливание на себе. И то и другое - ошибочное поведение.

Глубина рефлексии. Психологический тест:

Трем людям с завязанными глазами надевают красные колпаки и говорят, что у каждого из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак.

Повязку снимают, и дают задание: поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак - тот пусть выйдет из комнаты.

В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников выходит.

Ход мысли может быть примерно таким:

«На мне белый колпак?»

«Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак».

Таким образом, рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки. Это понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов.

Список литературы:

рефлексивность субъект межличностное взаимодействие

1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 2010.

. Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы. - М., 1975.

Похожие работы на - Рефлексивность как свойство личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!