Развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома как условие социализации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    79,03 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома как условие социализации















Выпускная квалификационная работа

Развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации

Оглавление

Введение

Список основных понятий

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социализации воспитанников детского дома через развитие лидерских качеств

1.1     Обзор западных и отечественных теорий лидерства

1.1.1  Развитие теорий лидерства зарубежных психологов

.1.2    Исследование лидерства отечественными психологами и педагогами

1.2     Понятие лидерства и лидера

.3       Особенности лидерства в детском коллективе

.4       Социализация детей и подростков в современном обществе

.5       Особенности социализации детей, воспитывающихся в условиях детского дома

.6       Анализ программ по развитию лидерских качеств

Глава 2       . Описание опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации

2.1 Условия проведения опытно-экспериментальной работы

2.2 Выявление особенностей проявления лидерских качеств у детей экспериментальной группы

2.3 Коррекционно-развивающая работа по развитию лидерских качеств в условиях детского дома

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Эта цитата Ф.Д. Карделла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В любой группе выделяются свои лидеры и группа немыслима без лидера. На мой взгляд, проблема лидерства интересна и актуальна, т.к. она встречается практически в каждом коллективе [7].

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры - ее гибкость и динамичность. Это значит, в процессе общественно полезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как мы видим, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».

Поэтому я хочу доказать в своей работе, что любой человек может стать лидером, если будет работать над собой. В особой работе над собой нуждаются воспитанники детский домов и сиротских учреждений, так как эти дети группы «риска» больше всех подвержены чужому влиянию и как показывает практика, воспитанники детских домов часто становятся жертвами мошенников, криминальных личностей и т.д. Происходит это, потому что детям сложно адаптироваться в современном мире, и они ищут поддержку на стороне, не веря в свои силы и возможности, не обладая качествами лидера.

Конечно, из подростка не возможно сделать «чистого» лидера, но можно развить лидерские качества, которые помогут ему легче, а главное успешнее социализироваться в обществе.

Объект исследования: особенности социализации воспитанников детского дома.

Предмет исследования: развитие лидерских качеств у детей детского дома, как условие социализации.

Цель исследования: выявление и развитие лидерских качеств у детей из детского дома, как условие социализации.

Гипотеза исследования: развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие их социализации будет успешнее если:

.        Будет разработана серия занятий (тренингов) по развитию лидерских качеств у детей экспериментальной группы;

.        В повседневной жизни будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции» всеми участниками педагогического процесса;

.        Будут создавать необходимые условия для развития лидерских качеств у детей (коллективные творческие дела, дежурства, трудовая деятельность группы и др.).

Задачи исследования:

1.       Изучить литературу по проблеме особенности развития лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации.

.        Выявить уровень развития лидерских качеств у детей экспериментальной группы.

.        Описать особенности социализации детей с разными лидерскими качествами.

.        разработать серию занятий по развитию лидерских качеств у детей группы.

.        Составить план сетку мероприятий по психолого-педагогической поддержке лидерских качеств у детей, развитию их самооценки, положительной «Я-концепции».

.        Апробировать диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия по развитию лидерских качеств.

.        Сформулировать рекомендации для воспитателей, социального педагога по продолжению работы по данной теме.

Список основных понятий

Адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания <#"555585.files/image001.gif">

Рис. 1. Социограмма

Данные социометрии также позволили также определить по-каким признакам были выбраны «лидеры» (Наташа К., Света М.), которые позволили нам разделить их на лидера «Власть ради власти» и лидера «Власть ради ответственности», при этом девочки стремятся к сотрудничеству в делах и дружбе в повседневной жизни. Что же касается «отверженных» в группе то это дети семи лет, которым старшие ребята, исходя из наблюдений, относятся хорошо, помогаю с уроками, играют, но при этом используют их как «козлов отпущения», все это тянется с момента прихода детей в группу, как поставили себя, так все и осталось, при чем малышам это нравится, какое никакое все же внимание.

Таким образом, результаты позволили нам определить основные направления работы в формирующем эксперименте, где особое внимание уделим лидеру «власть ради власти» и «отверженным» детям экспериментальной группы.

Кроме социометрии были проведены и апробированы такие диагностические методики, как «Тест-опросник на выявление лидерских качеств личности» в модификации Р.С. Немова.

Целью данной диагностики является: выявление лидерских качеств личности у детей экспериментальной группы. Результат, показал, что один из внешних лидеров (Света М.) не является лидером внутренним, то есть девочка не уверена в себе, и эту не уверенность она компенсирует вызывающим поведение, резкими выкриками и громким смехом, то есть она старается скрыть свои внутренние проблемы от окружающих, тем самым зарабатывает свой авторитет в группе.

Что же касается остальных детей экспериментальной группы, то тест подтвердил данные предыдущих методик по всем детям (Лена Г, Надя П., и Настя Я.) То есть у детей не сформированы как внешние лидерские качества, так и внутренние. Поэтому в формирующем эксперименте мы планируем развивать у детей экспериментальной группы как внутренние, так и внешние лидерские качества, что поможет лучше и легче социализироваться в обществе. Диагностическая методика межличностных отношений Т. Лири, помогает нам определить, что же не хватает каждому ребенку экспериментальной группы делать адекватность выбора жизненной реальности. Методика проводилась на детях старшего школьного возраста, и результаты получились следующими:

Лидера Светы М. проявляет лидерские качества как защитный механизм, решая внутренние проблемы, что подтверждает тест «Лидерские качества» в модификации Р.С. Немова. Это лишь доказывает, что лидерство как качество у нее не сформировано.

Лена Г. -имеет проблемы как с внутренними лидерскими качествами, так и с внешними, при чем внутренние качества мешают проявлению внешних, девочка гиперответственная, помогает другим в ущерб своим интересам, девочка слабохарактерна иногда пассивная, из-за слабовольности зависима от других, но если Лена видит что человек не прав говорит о том и сама от этого страдает. Я считаю, что если развить у девочки внутренние лидерские качества, то она самостоятельно пробьет себе дорогу в лидеры, при чем в лидера «ради ответственности».

Настя Я. - Данные методики таковы, что создается впечатления, что они противоречат сами себе. Но это не так, конечно нельзя сказать, что Настя авторитарна в группе, но эти качества ей присуще и она умеет ими пользоваться, там, где надо. Настя пользуется авторитетом в детском доме среди детей других групп, ее ценят педагоги и воспитатели, в группе дети ее уважают, поэтому авторитетом Настя пользуется, но она добрая и надежная, не властная и расчетливая, то есть она не хочет власти, ей нужна добрая не принужденная атмосфера в общении. Настя весьма неординарная девочка, с четкой и ясной целью на будущее, к которой она стремится и при этом не идет по головам. Конечно, жизненный опыт дает о себе знать, и поэтому девочка подозрительна к окружающим и подпускает к себе и раскрывается только проверенным людям. И доверяется таким людям на все 100%. Но Насте сложно найти человека близкого ей по душе, и это ее главная проблема. Сейчас девочка выбрала такую позицию «со всеми понемногу», что очень сказывается на ее внутреннем состоянии.

Надя П. из тех людей, которым нужен поводырь, по ее словам она никогда не сможет быть руководителем и даже не стремится попробовать себя в этой роли. Это показывают и результаты методики. Надя минимально оценивает свои лидерские, волевые качества, так как такого рода деятельность пугает ее, она боится ошибиться и упасть в глазах других ребят, поэтому она и выбрала позицию «второго плана».

Порой Надя приносит себя в жертву ради дружбы, она очень зависима, доверчива к людям которые «погладили ее по головке», ради того чтобы прибавился человек в его свите. Но если человек ей мало знаком или сразу же повел себя, так что зацепило девочку, то тут Надя никогда его не подпустит к себе, и будет делать все, чтоб этот человек не попадал ей в поле зрения. Надя обладает такие защитными реакциями, что порой становится страшно и опасно, так как не знаешь, что от нее ждать, свой внутренний мир девочка защищает всеми руками и ногами и даже близкому человеку неизвестны все ее отрицательные стороны.

Надя очень ранима, не смотря на ее темную сторону, и все это из-за не уверенности в себе и своих силах. И особенно трудно придется девочки после выхода из детского дома, так как детский дом опекает своих воспитанников и стоит за них горой. Надя нуждается в коррекционной психолого-педагогической помощи.

Для исследования уровня социализации детей экспериментальной группы я воспользовалась методикой Б.А. Титова «Стандартизированные характеристики уровня социализации детей из детского дома», диагностика выявила абсолютно разный уровень социализации детей, причем разница между подростками и младшими школьниками не существенна. При этом у младших школьников есть время наверстать упущенное, а у старших детей его почти не осталось. Лишь один ребенок в группе имеет уровень близкий к высокому, остальные же ребята балансируют между низким и средний, причем не зависимо от возраста.

Для диагностики младших школьников были подобраны рисуночные тесты, главная задача которых является выявление отношения ребенка к себе и окружающих, для определения личных качеств личности ребенка и в особенности развитие лидерских качеств, проводилось наблюдение.

Рисуночный тест «Нарисуй людей» показал, что дети ждут от окружающих понимания, заботы. Все дети нарисовали только близких людей, что говорит о том, что это люди их любят и ценят, а главное принимают такими какие они есть. Единственная отличительная черта состоит в том, что Денис Я. и Тамила М. используют в своих рисунках только серые и черные тона, что свидетельствует о том, что дети не довольны сложившейся ситуацией и нарисованных людей они воспринимают не только как близких и любимых людей, но, а также как раздражителей.

Тест «Автопортрет» позволил лучше понять внутренний мир детей. Результаты теста свидетельствуют о том, что дети не хотят видеть себя какими, какие они есть, дети не видят своих достоинств, предпочитая видеть в себе других людей, которых любят окружающие. Рита Г. видит себя героиней популярного сериала, Денис Я. Видит себя в роли человека зомби, Настя П. единственная нарисовала себя, но при этом, не зная, какая она. Тамила М. отказалась рисовать себя, как так, во-первых, не умеет, а во-вторых, не знает себя и не понимает, как нарисовать, девочка, действительно задумалась о том какая она и вовремя рисования, сидела и размышляла над этим вопросом, и если в группу кто-нибудь заходил, девочка спрашивала «А какая Я?».

Помимо диагностических тестов и методик было проведено наблюдение. Наблюдение проводилось в течение двух недель с 7 апреля по 21 апреля. Целью данного наблюдение является: выявить у детей экспериментальной группы, какие лидерские качества им присуще и как они проявляются в повседневной жизни. Наблюдение показало, что в экспериментальной группе есть лидер, который стремится к власти, но власть не подкрепляется делом, поэтому время от времени лидер находится в шатком положении, но это продолжается не долго, так как инстинкт выживания берет свое и Света быстро подстраивается под ситуацию. Наблюдение также показала, что трое детей находятся в критическом положении - это Надя П., которая категорически не хочет меняться и развиваться, ее в полнее устраивает роль «жертвы», которую она выучила наизусть и не собирается менять репертуар.

Что же касается двух других детей (Насти П. и Денис Я.), ребята, во-первых, еще маленькие (7 лет), и им хочется по играть и не о чем не думать и не чего не исполнять, им не нужна власть, им необходима свобода и развлечения. Подробные результаты представлены в таблице 4.

социализация воспитанник лидерский детский

Таблица 4. КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

Критерии

Список детей экспериментальной группы


Лена Г.

Рита Г.

Тамила М.

Света М.

Надя П.

Настя П.

Настя Я.

Денис Я.

Гибкость









Инициативность









Коммуникативные умения









Независимость









Обязательность









Потребность в достижениях









Работоспособность









Самостоятельность









Умение менять себя









Умение быть надежным









Умение шутить и понимать юмор









Умение разбираться в людях









Умение заручаться поддержкой









Умение брать на себя риск и ответственность









Умение организовывать









Умение убеждать









Уравновешенность









Участливость









Честность









Энергичность









Эрудированность









Общий уровень












- Высокий уровень


- Средний уровень


- Низкий уровень






Подводя итоги констатирующего эксперимента, результаты диагностик представлены в Таблице 5.

Таблице 5. Общие результаты по констатирующему эксперименту

 

Список детей

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Тест-опросник на выявление лидерских качеств личности.

Методика диагностики межличностных отношений

Стандартизированные характеристики уровня социализации

Общий уровень

 

Лена Г.






 

Рита Г






 

Тамила М.






 

Света М.






 

Надя П.






 

Настя П.






 

Настя Я.






 

Денис Я.







- Высокий уровень

 


- Средний уровень

 


- Низкий уровень

 






Таким образом, по результатам диагностик (Рис. 2) мы видим, что 7% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень развития лидерских качеств и способны легко социализироваться в обществе, 53% детей имеют средний уровень. И 40% не имеют достаточно развитые лидерские качества и не способны в данный момент самостоятельно вступить на тропу самостоятельности.

Рис. 2 Выводы по констатирующему эксперименту в процентах.

Таким образом, мы видим, что дети нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержки, поэтому в формирующем эксперименте мы планируем помочь детям из детского дома развить лидерские качества необходимые в современном обществе для более успешной социализации.

2.3 Коррекционно-развивающая работа по развитию лидерских качеств в условиях детского дома

Задачи:

1)      Составить и провести систему профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий по развитию лидерских качеств у детей из детского дома;

)        Организовать работу с педагогами по повышению компетенции в вопросе развития лидерских качеств у воспитанников детского дома;

)        Описать условия эффективной работы по данной проблемы.

В ходе формирующего эксперимента работа велась в несколько направлениях (Табл. 6), которые позволили более детально и эффективно провести работу.

Таблица 6.ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Задачи

Групповая работа

Индивидуальная работа


Средства (занятия и тренинги)

Участие в совместной деятельности

Игры и упражнения

Развитие навыков социального поведения и эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Развитие лидерских качеств: брать ответственность на себя, умение организовывать микрогруппу, согласовывать интересы участников и развитие широкого диапазона взаимодействия участников. Развитие позитивной самооценки и положительной Я-коцепции. Формирование ценностных ориентиров: внешних («Я организатор» - ответственность инициативность); внутренних («Я отвечаю за себя, ценю себя, добиваюсь цели»).

Я справлюсь. Цель: преодоление механизмов психологической защиты Тайна моего «Я». Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения Цель: отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции «Искусство ставить цели и побеждать». Цель: научить ставить конкретные цели и стремится к их реализации. Принятие индивидуальных и групповых решений «Кораблекрушение. Комплекс занятий «Подростковый возраст» Цель: формирование навыков социализации у подростков. «Компромисс» Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков. Цель: формирование коммуникативных умений и навыков.

Дежурства в паре, подгруппе Уборка группы (3-4 чел.) Выпуск стенгазеты, коллажа и пр. Интеллектуальные игры «Кто хочет стать миллионером». Помощь малышам. «Я хочу вам рассказать…» - занятие с малышами. День самоуправления.

Фотограф и фотография Царская семья Кораблекрушение Компромисс Только вместе Командир отряда Моя команда




Беседы




«Я могу» «Чего мне не хватает» «У меня получится»




Анкеты




«Закончи предложение» «Возьми себя в руки» «Десять советов лидеру»


Первый шаг формирующего эксперимента носил ознакомительный характер, мною была представлена презентация «Лидерство» (Прил.7) целью, которой являлось знакомство с понятием и осознанием своих способностей в современном обществе. Во время этого мероприятия я увидела интерес детей к данной проблеме, особенно заинтересовались Лена Г. и Света М., девочки на протяжении всей беседы ловили все, что могло бы им помочь в будущем, то есть какими качествами должен обладать современный человек, чтобы стать успешным во взрослой и самостоятельной жизни.

Помимо приятных моментов данного занятия я отметила, тактику в поведении Нади П., девочка подстраивалась под других участниц занятий, пытаясь показать, что тоже заинтересована в этом, но, к сожалению это оказалась не так, это была лишь игра слов. Надя не пыталась понять данную проблему и актуальность ее для себя, девочка старалась удержаться на плаву, да бы не упасть лицом в грязь. Такая тактика наблюдалась во всех занятиях, даже в развлекательных, создается такое ощущение, что ребенок находится в постоянном напряжении и контролирует всех и вся.

Данное мероприятие позволило мне понять насколько, и кто заинтересован в данной проблеме.

Следующий шаг включал в себя два направления - это продолжение первого шага, то есть развитие лидерских качеств, а также формирование и развитие навыков социализации у детей экспериментальной группы. Для второго направления был разработан комплекс занятий, который способствовал развитию всех сторон жизни ребенка. Этот комплекс разработан для старших школьников и называется «Подростковый Возраст».

На этих занятия дети были очень активны, так как им приходилось не только слушать, беседовать и играть, но, а также выполнять домашние задания, конечно нельзя не отметить и то что домашняя работа удручала детей (особенно Надю П.) и она не всегда выполнялась вовремя, но все же когда дети поняли их смысл (особенно проявила активность Лена Г. и объяснила это остальным участникам), задания все чаще стали выполняться во время.

К сожаление и эти занятия не как не повлияли на Надю П., девочка по-прежнему не хотела меняться и как-то выделиться, Надя не как не могла, а скорее это не хотела. На занятиях вела себя сдержанно, стараясь не привлекать к себе внимания, но если все же ее как-то задевали или о чем-то спрашивали, то ей проще было ответить «Не знаю».

Восспитательно-развивающие мероприятие «Искусство ставить цели и побеждать». Целью данного мероприятия является научить детей ставить четкие цели в жизни и добиваться их.

Детям из детского дома очень сложно ставить цели, так как не которые жизненные ценности у них еще не сформированы. Еще сложнее добиваться этих целей, так как, во-первых, у них нет четкой поставленной цели, и, во-вторых, дети не рассчитывают добиться в жизни чего-то стоившего.

Мы потренировались с девочками ставить цели, и им явно понравилось, и они задумались по этому поводу. Лучше всех это пока получается у Лены Г. Лена четко представляет свои планы на ближайшее будущее, сложнее всех обстоятельства обстоят у Нади П., Надя боится своего будущего и поэтому живет настоящим, постоянно ссылаясь в прошлое. И прошлое девочку не отпускает и крепко держит, поэтому чтобы приобрести уверенность в себе и сделать существенный шаг вперед, ей нужно отпустить прошлое и задуматься о будущем, не забывая о настоящем.

Помимо занятий были проведены тренинги такие как «Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков». Целью которого является формирование коммуникативных умений и навыков.

Тренинг показал такие же результаты, что и проведенные диагностики и наблюдение. Проблема заключается в том что у детей из детского дома плохо развиты коммуникативные умения и навыки. Сами дети этого не скрывают и даже не переживают по этому поводу, так как считают что им коммуникативные навыки не особо пригодятся так как среди сверстников они чувствуют себя «как рыба в воде».

Конечно же девочкам хотелось бы совершенствоваться, не прилагая усилий, и вообще создалось впечатления после все проведенных мероприятий, что дети не задумываются о своем будущем и даже не хотят, забивать голову сложными для них вопросами.

Что же касается тренинга, лучше всех себя проявила Лена Г. Девочка серьезно подходила к выполнению каждого задания, было видно, что ее эта тема заинтересовала.

Надя П., как обычно, старалась уйти от ответов, выполнения задания, говоря просто «Я не знаю». Но по всем мимическим реакциям и жестам было видно, что ей интересно, просто она боится показаться посмешищем в глазах других девочек и особенно мальчиков. Поэтому я считаю, что Наде нужна больше индивидуальная работа, хотя бы до тех пор, пока девочка не наберет той уверенности, которой ей так не хватает.

Света М. как всегда была в центре внимания, постоянно перебивала Лену Г., что очень мешало Лене, нельзя забывать о том, что Света все лидер в группе и отдавать лидерство - власть она не хочет даже близкой подруге. Можно смело сказать, что среди всех у Светы лучше всех развиты коммуникативные умения и навыки, это подтвердили так же и упражнения, в которых света выглядела намного уверение, чем другие девочки.

Второй тренинг был посвящен отработке навыков уверенного поведения и саморегуляции «Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения».

Это тренинг не открыл для меня ни чего особенного, дети вели себя как обычно, Света взяла на себя роль главной и Лена дополняла Свету, Надю не было видно, но Настя оказалась в этот раз на высоте. Ее так увлекли занятия, игры и упражнения, что она не прекращала удивлять своей активность, осведомленностью, а главное заинтересованностью. Девочка так втянулась в процесс, что сама не заметила, как сместила Свету. Настя полностью взяла инициативу в свои руки и даже стала командовать и распределять роли. В данной ситуации Света поступила мудро, она не стала отбирать власть, так как ясно понимала, что Настя ей не соперник.

Мероприятия с детьми младшего школьного возраста проходили в основном в игровой и творческой форме. Во время проведения игр, особенно заметными были Тамила М. и Денис Я. Дети подвижные и активные, они были звездами во всех играх и брали лидерство на себя. Но если сравнивать детей между собой, то явным фаворитом является Тамила. Девочка веселая, открытая, позитивная, ее любят все, ее даже старшие дети выделяют среди остальных малышей. Тамила всегда рада прийти на помощь, особенно если попросят старшие ребята или воспитатель. Но среди малышей девочка старается показать себя как со всех сторон, то есть если она что то не имеет или не знает, она говорит это открыто и критику в свой адрес воспринимает адекватно. Денис же старается себя приукрасить, скрыть свои слабые стороны от посторонних глаз и очень переживает, когда это не удается сделать.

Во время творческого мероприятия например «Командное дело» инициативу перехватывают Рита Г. и Настя П., девочки более развиты интеллектуально, поэтому на таких занятиях они весьма активны. Но если также их сравнить, то можно в большей степени выделить Риту. Рита в «Командном деле», целью которого было формирование лидерских качеств у детей младшего школьного возраста через совместное дело. Прекрасно проявила свои лидерские качества, благодаря своей эрудиции. Девочка придумала сюжет рисунка, распределила роли, кто что рисует и руководила процессом на протяжении всего мероприятия. Остальным ребятам это не понравилось, и они отказывались выполнять «приказы» Риты, но девочка не растерялась и быстренько обрисовала результат занятия, всем идея понравилась и ребята взялись за работу.

Подводя итоги формирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что в работе присутствуют плюсы и минусы. Мы достигли следующих результатов, на мой взгляд, за такой маленький срок, мы проделали достойную работу. Нам удалось:

Ø  Вызвать интерес у воспитанников детского дома по данной проблеме и показать ее актуальность.

Ø  Изменить представления детей о собственных жизненных целях и перспективах.

Ø  Показать детям негативные стереотипы поведения, которые отрицательно влияют на процесс социализации, и предложить пути эффективного взаимодействия с окружающими.

Ø  Показать воспитателю группы важность и актуальность изучаемой проблемы и вызвать интерес к ней.

Также мы столкнулись с такими трудностями, как:

Ø  Нехватка времени, так как для развития и формирования личностных качеств личности не достаточно одного месяца;

Ø  Высокая занятость детей, дети настольно загружены, что у них не получалось отдаваться занятиям на все 100%, что приводило к не эффективности данного мероприятия;

Ø  Не адаптированность программа по развитию лидерских качеств и социализации для детей из детского дома.

По окончанию работы хочу предложить следующие рекомендации:

Ø  Психологу и воспитателю продолжить работу по развитию лидерских качеств детей группы;

Ø  Включать в программу развития детей социально значимые навыки, которые позволять сформировать социальные умения и навыки у воспитанников детского дома (составление бюджета на определенный отрезок времени, самостоятельная подготовка к мероприятиям группы и обсуждение результатов);

Ø  Поручать детям старшего школьного возраста ответственные дела и строго следить за их выполнением (поход в магазин, оплата некоторых услуг, наставничество над младшими);

Заключение

Развитие лидерских качеств у детей из детского дома является актуальной проблемой современного общества. Так как лидерские качества способствуют развитию личности в целом и помогают, пройти процесс социализации без психологических травм.

Во время проведение работы мы рассмотрели теоретические аспекты данной проблемы, и пришли к выводу, что все ученые и методисты сходятся во мнении о проблеме лидерства, но каждый ученый видит ее по-своему, так как рассматривают лидерство в разных социальных аспектах.

Рассмотрев все точки зрения, мы перешли к практической части работы. Входе, которой были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

В констатирующем эксперименте, мы выявляли уровень развития лидерских качеств у детей экспериментальной группы, который показал, что дети из детского дома имеют проблемы в данной сфере, а также выявили уровень социализации детей экспериментальной группы, который показал, что дети из детских домов имеют трудности в процессе социализации. Таким образом, в формирующем эксперименте основная задача была: развитие лидерских качеств как основа успешной социализации.

В формирующем эксперименте нами была проведена система занятий по развитию и формированию лидерских качеств и по развитию навыков и умений в процессе социализации. Работа включала следующие направления:

·        Развитие позитивной самооценки и положительной Я-коцепции;

·        Формирование ценностных ориентиров: внешних и внутренних;

·        Формирование навыков социального общения;

·        Развития креативности.

·        Развитие самосознания;

·        Совершенствованию умения справляться с собственными эмоциями и обучению механизму принятия решений;

·        Развитию лидерских качеств;

Работа на данном этапе прошла результативно, и частично подтвердила гипотезу. Данные показали, что детям экспериментальной группы для прохождения успешного процесса социализации не обходимы, во-первых, утренние лидерские качества (уверенность в себе, целеустремленность, умение сказать «Нет» и т.д.), во-вторых, развитие внешних качеств (умение повести за собой, взять на себя ответственность и т.д.). И не смотря на то, что упор, делался на развитие внутренних лидерских качеств, хочу отметить, что нам удалось заложить начало для развития внешние качества у неформального лидера Светы М.

В завершении хочу отметить, что «не тот воин велик, кто победил всю армию, а тот, кто победил самого себя». Эта высказывание отражает необходимость развития в себе внутренних лидерских качеств, что должно привести к внешним их проявлениям.

Список литературы

1.       Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет Программа «Я и Мы». - СПб.: СПГУ пед.мастерства, 2001. - 99 с.

.        Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.

.        Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по менеджменту. - М.: Гардарика, 1998. - 281 с.

.        Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебн. Пособие для студ.высш.учебн. заведений/Г.В. Буршенская, Е.И. Захарова и др. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

.        Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебн.пособие для студ.высш. учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

.        Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

.        Карделл Ф.Д. Психотерапия и лидерство - СПб.: Речь, 2000. - 235с.

.        Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш.учебн. заведений. - М. Академия. - 2001. - 176с.

.        Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвящение. - 1989. - 252с.

10.     Макаренко А.С. http://antmakarenko.newmail.ru

.        Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 176с.

.        Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. - М.: ООО «Этрол». ООО «ИКТЦ - ЛАДА», 2005. - 102с.

.        Одинцова М.А. Я - целый мир: Программа развития личности подростка и юношества/Учеб.метод.пособие - М.: Институт психотерапии, - 2004. - 208с.

.        Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru

.        Петрова О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 224с.

.        Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебн. пособие для ВУЗов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365с.

.        Психологический словарь. Под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова и др. - М., - 1983. - 448 с.

.        Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: Институт психотерапии, 2003. - 244с.

.        Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

.        Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.

.        Федоренко Л.Г. Секреты общения. Методическое пособие для 7 класса. - СПб.: КАРО, 2003. - 192 с.

.        Шалагинова Л.В. Психология лидерства. -СПб.: Речь, 2007. - 464с.

.        Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. - СПб.: Речь, 2007. - 208с.

.        Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознание, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006. - 112с.

Похожие работы на - Развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома как условие социализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!