Семья и бизнес: проблемы, взаимодействие, противоречия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,98 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья и бизнес: проблемы, взаимодействие, противоречия

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты соотношения семьи и бизнеса

.1 Социально-психологическая сущность семьи

.2 Семья и бизнес как две главные сферы жизни

Глава 2. Анализ проблем современных российских бизнесменов в семейной сфере

.1 Психологические особенности современного российского предпринимателя

.2 Исследование роли и места семейных отношений в жизни российских бизнесменов

Глава 3. Пути решения проблем бизнесменов, возникающих в семейной сфере

Заключение

Список литературы

Введение

Представленная работа посвящена теме "Семья и бизнес: проблемы, взаимодействие, противоречия".

Не секрет, что интересы бизнеса и семейные ценности часто вступают в конфликт. Бизнес охотно поглощает все свободное время, как владельца фирмы, так и его сотрудников. Избыток денег у топ-менеджеров компаний делает доступным целый комплекс соблазнов, многие из которых разрушительны для семей.

Большинство бизнесменов живет по принципу «возьми от жизни все», забывая о важнейших человеческих ценностях: доброте, сострадании, нравственности. Результат налицо - отсутствие духовности в обществе, неуважение людей друг к другу.

Таким образом, проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.

Целью исследования является анализ основных противоречий и проблем взаимодействия семьи и бизнеса в современных российских условиях.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

раскрыть теоретические аспекты соотношения семьи и бизнеса;

проанализировать проблемы современных российских бизнесменов в семейной сфере;

выявить пути решения проблем бизнесменов, возникающих в семейной сфере.

Объектом исследования является семья бизнесменов.

Предметом исследования является влияние бизнеса на взаимоотношения в семье.

Источниками информации для написания работы по теме исследования послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике исследования, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1. Теоретические аспекты соотношения семьи и бизнеса

.1 Социально-психологическая сущность семьи

Семья - это не просто любые контакты между людьми, а такие, в которых реализуются определенные социальные связи и какие опосредствованы общей деятельностью этих людей.

В своей эволюции семья прошла путь от расширенного типа (состояла из представителей нескольких поколений) к современной нуклеарной (ядерной), что включает супругов и детей.

Предлагаются такие критерии эволюции семьи:

структурные сдвиги (движение от родственности (отец-сын) к своячеству (муж-жена), нуклеарности);

функциональные сдвиги (егалитаризация);

активизация личностного взаимодействия членов семьи.

Семья как малая группа имеет определенные особенности:

наличие не одной, а целого ряда общесемейных целей, которые изменяются в процессе ее становления;

жесткие нормативные установки семейных отношений, которые предопределяют существование в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда наицелесообразнее создавать семью, которыми должны быть отношения между супружеством, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, которые поощрения и санкции следует применять к членам семьи в разных ситуациях и т.п.; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, которые регулируют порядок взятия и разрыв брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т.п.;

четко очерченную гетерогенность состава семьи за полом, возрастом, который предопределяет разные нужды, ценностные ориентации членов семьи и т.п.;

закрытый характер семейной группы, которая предопределяется определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождения в семью новых членов и выхода из нее, больше того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующую родственность);

четко определенную полифункциональность семьи, которая часто связана с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер;

«историчность», т.е. на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживание, рождение детей и др.), а и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи в их родительских семьях, когда они сами были детьми;

четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, который предопределяет большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает успех или неудачу в семье исключительно значащим для человека, влияя на ее мироощущение, психический и соматический залог здоровья [11; C. 45].

Таким образом, семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

1.2 Семья и бизнес как две главные сферы жизни

Жизнь современного человека чаще всего представляет собой цепочку «домой-на работу-домой-на работу». Семья и работа - две главных среды обитания, однако многие еще не научились достаточно успешно совмещать проживание в них обеих.

Определим главные функции семьи и бизнеса [14; C. 69]:

Функции бизнеса:

Профессиональная самореализация

Заработок

Коммуникация

Функции семьи:

Воспроизводство

Защита и взаимопомощь

Коммуникация

Очевидно, что точка соприкосновения обеих сред обитания - коммуникация, общение. И семья, и работа необходимы для того, чтобы не оказаться одинокими. Коммуникация может принимать различные формы, но избежать ее полностью невозможно. В некоторых видах бизнеса человек может работать вроде бы индивидуально - к примеру, некоторые виды ремесел - но даже если ему удается отказаться от партнеров и поставщиков, то от коммуникации с покупателем не деться никуда, иначе работа перестает быть работой.

Общение в семье тоже порой принимает причудливые очертания - затворничество в собственных комнатах, домах, поездки на заработки в далекие города и страны. Однако при этом каждый член семьи знает, когда именно произойдет следующий «сеанс общения» - это может быть приурочено к какой-то особой дате, какому-то событию, либо попросту «пусть первый со мной заговорит». Если коммуникация между членами семьи прекращена раз и навсегда, эти люди больше не составляют семью.

Общение - обязательный и важнейший компонент выстраивания двух систем, однако в рамках каждой из них люди общаются по-разному. Стиль беседы с членом семьи отличен от стиля общения с коллегой и в идеальном виде отличен максимально, однако, не зная точно, в чем же именно должно состоять различие, люди зачастую нарушают законы систем, а в результате пытаются справиться со скандалами в семье и со стрессом на работе.

Посмотрим на оба стиля коммуникации [14; C. 74].

Коммуникация в бизнесе:

Визуально-дискретный стиль

Дальняя дистанция

Высокий темп

Коммуникация в семье:

Кинестетико-аудиальный стиль

Ближняя дистанция

Низкий темп

Стратегические цели:

Ориентация в будущее

Тактические цели:

Ориентация в прошлое

Стиль общения в бизнесе - визуально-дискретный, что означает, что человек большую часть времени на работу оперирует образами (продукт, клиент, офис, руководитель и т.д.), представляя и описывая их в виде действующих картинок, изображений (приехал, сказал, дал указание), а также фактами и цифрами (отчеты, графики, сметы, чертежи и др.), которые являются основным рабочим материалом в процессе профессиональной деятельности.

В семье же, напротив, на первый план выходят чувства и отношения, принимая решения и оценивая события, человек, в первую очередь, основывается не на том, как это выглядит, а на том, как к нему относятся, как он относится к членам семьи, и какие эмоции друг в друге вызываются при этом.

А между тем, именно переключение, смена стиля имеет колоссальное значение в установлении баланса семьи и бизнеса.

Дальняя дистанция означает разговор «по существу», основанный на фактах. Ближняя дистанция - напротив, предполагает доверительную беседу о сокровенном, «личном». И, разумеется, в офисе предпочтительна дистанция дальняя, ибо бизнес требует прагматики и логики.

Но вот человек переступаете порог дома, ему бросается на шею ребенок, но он, забыв переключить стиль и оставаясь по-прежнему в роли, скажем, юриста-профессионала, говорит ему: «Прошу предоставить документальное подтверждение касательно результативности возложенных на вас трудовых обязанностей и недельной оценки ответственным лицом результатов деятельности», имея в виду дневник с оценками. Реакцию ребенка предугадать несложно.

Под темпом коммуникации подразумевается скорость реакции на высказывание собеседника. В горниле офисного вулкана, разумеется, необходим максимально высокий темп - благополучие компании определяется тем, насколько быстро она умеет реагировать на изменения в окружающем деловом и социальном пространстве. В плену бесконечных совещаний предприятия упускают ценные контракты, субсидии, поставщиков, поэтому приходится вырабатывать хорошую реакцию.

И привыкая действовать быстро, люди, сами того не понимая, рушат собственные семьи, поспешные действия в которых - прямой путь к несчастью. Поскольку эмоции в семье «оживают», все реакции и решения приобретают эмоциональную окраску, и, следовательно, для счастливого разрешения кризисных ситуаций необходим низкий темп, который позволяет «остудить голову», уравновесить чувства и рассудок.

Как правило, каждый успешный бизнес появляется не на один день. Не зря на фирменных логотипах представлены надписи, указывающие на год создания той или иной компании. Ведь это означает, что ее основатели стремятся к тому, чтобы спустя сто лет, потомки смотрели на эти даты с тем же восторгом и уважением, с каким и современники смотрят на этикетки с надписью «since1897».

Бизнес ставит перед собой стратегические цели и ориентирован в будущее. Стратегия определяет идеологию компании, стиль компании, линейку продуктов и т.п. Иерархия тоже выстраивается согласно приоритету целей: близкими, тактическими целями занимаются руководители среднего звена, а топ-менеджмент и владельцы отвечают за разработку стратегии на много лет вперед. Вместе с тем, тот же бизнесмен, владелец компании, находясь в кругу семьи, думает больше всего о том, как обновить дизайн интерьера, где провести отпуск, в какой университет определить детей, т.е. он увлечен близкими, тактическими задачами.

Редко в семье обдумывают, в каком доме жить лет через сорок: «Сначала поживем лет десять в «двушке», потом переедем в трехкомнатную в «новострое» лет на пятнадцать, потом снимем пентхаус и приступим к постройке своего дома, так, чтобы через сорок лет…» Чаще всего людей занимают вопросы ближайшего года-двух. И более того, будущее - это не то, что может сплотить семью.

Семью делают крепкой прожитые вместе годы, преодоленные трудности, сохраненные воспоминания. И даже по прошествии многих лет, когда супруги изучили друг друга почти досконально, обнаружили массу недостатков, и может быть, поняли что не нашли свой идеал юности… люди остаются вместе, ведь «мы столько пережили вместе».

Итак, для того, чтобы не нарушать законы стихий, чтобы одинаково счастливо наслаждаться работой и семейным уютом, необходимо научиться вовремя и целиком изменять стиль коммуникации. Где же проходит граница двух сред? На пороге дома? В салоне автомобиля? В холле бизнес-центра? Географической границы нет - переключаться необходимо при каждом взаимодействии с «жителем стихии». Телефонный звонок - это граница, встреча на улице - граница, даже воспоминание о ком-либо - это тоже необходимость переключения стиля.

Проблемы начинаются с малого, поэтому, если человек находится на работе, и ему звонит супруг/супруга, то (раз уж он взял трубку) изменить стиль нужно полностью: и тон голоса, и речевые обороты, и даже осанку (беседуя с любимым человеком «по стойке смирно», он неизбежно рискует проявить деловую холодность, сдержанность, неуместные в данный момент).

И семья, и работа - все это жизнь, все это пространство, так сказать, сообщающиеся сосуды (или разные комнаты квартиры), со своей структурой, своим порядком. Для того чтобы гармонизировать целое, то есть жизнь как таковую, будет полезным иногда перераспределять ресурсы - использовать для достижения цели в одной среде потенциал другой среды.

Посмотрим на возможные ресурсы семьи и бизнеса [14; C. 79].

Ресурсы бизнеса:

Дисциплина

Пунктуальность

Отчетность

Празднование успеха

Ресурсы семьи:

Карьерный рост

Психологический комфорт

Невербальная коммуникация

Традиции

Выход из конфликтов

Забота о потомстве

К примеру, человек стремится к тому, чтобы улучшить обстановку в семье, создать психологический комфорт. Выявив, что именно не устраивает сейчас и что необходимо менять в отношениях, в общении, в домашних устоях, он может использовать привычную на работе дисциплину, настойчиво следуя новым правилам. Дисциплина, порядок, в конце концов, станут залогом становления семейных традиций, когда на выходных, скажем, никого уже не надо принуждать к поездке за город или походу в кино, а все члены семьи теперь дорожат «доброй традицией» и поддерживают ее.

А на работе может очень не хватать домашнего навыка выхода из острых ситуаций. Ведь человек не умеет подолгу злиться на любимых и близких - подуется немного, поругается, тарелки побьет да и простит. А «холодные» конфликты в офисах, с засадами, ловушками и прочими партизанскими хитростями могут длиться десятилетиями, отравляя жизнь сотрудников и снижая результативность работы.

Как пригодится тут умение махнуть рукой на обиду, вовремя улыбнуться, принести «неприятелю» чашку кофе или чая, просто пожать руку!

То же можно сказать и о заботе о потомстве, естественной в условиях семьи, но зачастую неприемлемой в компаниях, где «новенькие» становятся изгоями, объектами подозрений и насмешек со стороны «старослужащих», попросту опасающихся за свои рабочие места, доходы и привилегии. А ведь без заботливого взращивания достойной смены невозможно достижение тех самых стратегических целей, на которых зиждется бизнес!

Таким образом, каждый из ресурсов одной из стихий может быть с успехом использован для нормализации и улучшения другой стихии, необходимо лишь разглядеть потенциал того, что уже сейчас обеспечивает успех в семье и бизнесе.

Семья и работа - две главных сферы жизни человека могут гармонично дополнять друг друга, едва лишь он научится уважительно и бережно относиться к ним.

семья бизнес социальный психологический

Глава 2. Анализ проблем современных российских бизнесменов в семейной сфере

.1 Психологические особенности современного российского предпринимателя

Для раскрытия данного вопроса воспользуемся результатами исследования, проведенного Медицинским центром Управления делами Президента Российской Федерации в 2010 году.

В качестве метода исследования был выбран метод полустандартизованного интервью.

Интервьюеры. В исследовании приняли участие 12 интервьюеров (МЦ, ЦР, Институт психотерапии) - профессиональных психологов, психотерапевтов, сомнологов, имеющих специальную подготовку в области психологического консультирования, психотерапии, сомнологии.

Респонденты. Планом исследования были определены следующие категории респондентов: бизнесмены, супруги бизнесменов, психологи, психотерапевты и сомнологи, работающие в сфере оказания соответствующих услуг деловым людям, врачи и менеджеры медицинских центров, обслуживающие эту категорию населения.

Бизнесменами в рамках исследования считались лица, ведущие самостоятельную деятельность, а также лица, занимающие ключевые должности в коммерческих структурах, чей уровень доходов можно оценить как высокий. Конкретная сумма по этическим соображениям не уточнялась, но, учитывая цели настоящего опроса, высоким считался такой уровень доходов, который позволял бы систематически пользоваться дорогими медицинскими услугами МЦ УД Президента РФ [24].

Главной особенностью жизни современного отечественного бизнесмена является непропорциональное разрастание деловой сферы жизни за счет других сфер - дома, семьи, дружеских отношений, увлечений, образования, культурного развития, досуга и пр. Рабочий день такого человека нередко достигает 13-14 часов в сутки. Однако дело не в его величине, а в той захваченности, одержимости работой, которая начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения. Работа становится своего рода сверхценным образованием, она не только оттесняет другие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни. Учитывая этот факт, необходимо, прежде всего, рассмотреть объективные и психологические особенности трудовой деятельности бизнесмена, а затем их влияние на другие сферы жизни.

Сегодняшний предприниматель работает в обстановке экономической и финансовой нестабильности, быстро меняющегося законодательства, коррумпированности чиновников и в целом повышенной криминогенности, что создает постоянную ситуацию риска. Под угрозой часто оказывается не только собственность и экономическое благополучие человека, но и сама жизнь.

Такие условия порождают характерный психологический конфликт: с одной стороны, эмоциональная и социальная ситуация бизнесмена часто становится экстремальной и потому должна полностью контролироваться, с другой - количество динамически меняющихся факторов столь велико, что строгому рациональному учету и контролю они не поддаются. "Контроль жизненно важен - контроль невозможен" - это противоречие оказывается мощным источником психологического напряжения.

Респонденты отмечают явный дефицит ресурсов совладания с описанной социальной ситуацией в сфере профессиональной деятельности.

В Москве насчитывается более двухсот рекрутерских фирм (в России свыше 300), тем не менее, коммерческие структуры страдают от нехватки квалифицированных сотрудников, что создает для их руководителей проблему недостаточной надежности персонала [24].

Современные бизнесмены обладают, как правило, интенсивным, но небольшим и недостаточно осознанным профессиональным опытом. У них чаще всего отсутствует специальное образование в области менеджмента, нет систематических знаний в сфере финансов и юриспруденции.

Организационная структура коммерческих фирм часто недостаточно отлажена, излишне централизованна, нередко руководящие должности занимают молодые люди (25-30 лет), в то время как их подчиненными являются зрелые специалисты (40-60 лет).

Психологическим следствием перечисленных условий является тенденция руководителя-предпринимателя брать на себя всю полноту власти, контроля и ответственности за дело. Вынужденное по тем или иным причинам снижение этого контроля (болезнь, командировка, отдых и т. д.) порождает сильную тревогу и беспокойство.

Социально-психологическая ситуация, в которой находится современный деловой человек, формирует у него следующие психологические особенности:

рационалистичность - стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;

недоверчивость - восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;

автономизация - прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно для наиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей);

агрессивность - склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;

авторитарность - преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;

амбициозность, некритичность - коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;

экстрапунитивность - склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;

суеверно-мистическая настроенность - парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которое объясняется отмеченной выше невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией. Бизнесмену легче признать влияние иррациональных сил, чем свою неспособность рационально осмыслить ситуацию [24].

Описанные психологические особенности, характерные для современного предпринимателя, создают хроническое стрессовое состояние, сопровождающееся повышенной напряженностью и тревогой. Прямые следствия этого - нарушения сна и многообразные неврастенические проявления. На приеме у психотерапевта такие пациенты жалуются на "задерганность", чувство постоянной усталости, головную боль, "роящиеся мысли", от которых невозможно отделаться и т. д.

Отмечается у руководителей коммерческих структур значительное увеличение веса тела за годы работы в бизнесе, связывая это с малоподвижным образом жизни и специфическими эндокринными механизмами. По особым данным респондентов выделяются так называемые мышечные зажимы в плечевом поясе и шее, остеохондроз шейного отдела позвоночника, что интерпретируется как следствие психосоматизации напряжения, связанного с гиперответственностью и накоплением груза неразрешенных проблем.

Респонденты отмечают крайне низкую психологическую культуру, безграмотность в элементарных вопросах психогигиены, отсутствие цивилизованных средств совладания со стрессом. Лихорадочное ощущение постоянного цейтнота, возведенное в принцип "время-деньги", мешает бизнесмену искать квалифицированную помощь специалиста, связанную, как правило, с дополнительными временными затратами. В качестве средств снятия напряжения используются алкоголь, переедание, секс, азартные игры. Нетрудно догадаться, что каждое из перечисленных средств само порождает следующий круг трудноразрешимых проблем.

Почти 100% опрошенных упоминали об алкоголе как неизбежной составляющей жизни современного делового человека. Однако единой непротиворечивой картины в этих высказываниях нет. Скорее всего, речь может идти о нескольких типах алкогольного поведения.

Один из них по "западному образцу" - дорогое, некрепкое спиртное, часто, но понемногу. Другой - чрезвычайно обильный ужин с алкоголем, затем немедленный сон. Некоторые респонденты отмечают наличие дисфорических состояний в связи с алкоголизацией. Ни в одном интервью опрашиваемые не упоминали об использовании наркотиков. В целом эта проблема нуждается в более специальном анализе.

Во многих интервью упоминается о возникновении сексуальных отношений между сотрудниками одной фирмы. Характерно, что эти отношения носят не столько романтический, сколько "деловой", функциональный характер и рассматриваются как способ снятия напряжения, причем более "выгодный" по сравнению с алкоголем, из-за отсутствия отрицательных влияний на интеллектуальные возможности.

Сам образ жизни многих людей, занятых в бизнесе (частое употребление алкоголя, увлечение азартными играми и т. п.), снижает барьеры, препятствующие возникновению случайных связей. Вместе с тем ряд респондентов отмечают как следствие занятий бизнесом появление у мужчин специфических сексуальных проблем, мешающих естественной половой жизни. Как то, так и другое заметно влияет на семейные взаимоотношения, о чем подробнее будет сказано ниже.

Респонденты упоминали страстное увлечение различного рода азартными играми, что, по-видимому, связано с попыткой компенсации рациональности, расчетливости, ответственности, с желанием здесь вверить себя воле чистого случая, судьбы, положиться на удачу.

2.2 Исследование роли и места семейных отношений в жизни российских бизнесменов

Практически все респонденты отмечают многообразие нарушения семейных отношений. Сфера деловых отношений почти полностью вытеснила из жизни все остальное. Бизнесмены-мужья проводят с семьей крайне мало времени. Но, даже находясь дома, они поглощены своими проблемами, мыслями, состоянием, всячески избегая контактов с женой и детьми. Часто в семью привносится привычный авторитарный стиль поведения, повышается уровень конфликтности, нарастает взаимная неудовлетворенность супругов.

В сложной психологической ситуации оказываются жены бизнесменов. Они порой с трудом адаптируются к резко выросшему социальному статусу семьи. Их внешний вид, домашняя обстановка, досуг, образование ребенка должны теперь соответствовать новому положению в обществе. С большей частью этих проблем женщина вынуждена справляться сама. Не имея опыта ведения большого хозяйства, управления прислугой, она оказывается не всегда успешной и получает от мужа обвинения в безделье, поскольку формально она не работает.

Эмоциональные отношения супругов часто становятся отчужденными и холодными. Измены, алкоголизация, поглощенность мужа своей, отдельной деловой жизнью расстраивают интимные отношения супругов. Однако, задумываясь о разводе, женщина обнаруживает себя в ловушке финансовой зависимости: она уже успела привыкнуть к высокому уровню доходов и услуг, боится их потерять, самостоятельно достичь такого уровня не в состоянии, но и сохранять брак только из-за денег для нее оскорбительно.

В этих условиях женщина обычно начинает либо самоутверждаться, подыскивая работу, что также не способствует укреплению семьи, либо сдается под напором жизненных обстоятельств, теряя интерес к жизни.

Клинически у жен бизнесменов отмечается множество невротических расстройств разной степени тяжести, наиболее часто встречается депрессивный синдром, нередки ипохондрические состояния, когда пациентка готова бесконечно проходить дорогостоящие диагностические обследования в лучших медицинских центрах.

Женщины-бизнесмены в силу специфических особенностей своего характера, позволивших им заняться этой традиционно мужской деятельностью, чаще всего вовсе не имеют семьи или одни воспитывают ребенка. Они лучше мужчин осознают свои психологические проблемы и с большей готовностью относятся к необходимости решать их [24].

Таким образом, бизнес требует очень много времени, сил и внимания, и на этапе его становления, и во время роста, и во времена трудностей. Жене бизнесмена придется мириться с тем, что на первом месте для супруга всегда будет его работа. Скорее всего, он часто будет отсутствовать, у него не будет много времени на занятия с детьми, у него вечно не будет возможности нормально провести отпуск, отключившись от всех дел. Даже на отдыхе он будет на связи - телефонные переговоры, бизнес-переписка, совещания. Если дела потребуют, он может прервать отдых и уехать.

Бизнес вырабатывает жесткий характер, привычку полагаться только на себя, самостоятельно принимать решения. Предприниматель привык отдавать приказы, руководить и быть прагматиком. И зачастую муж начинает общаться по такой же модели и с женой, и с детьми [24].

Многие преуспевающие предприниматели считают, что главное их дело - обеспечивать семью, и все остальные должны им беспрекословно подчиняться. Для многих женщин такое положение становится невыносимым, особенно если у них тоже есть свои амбиции.

Первоначальная радость жены от дома - полной чаши, от возможности не работать, вить гнездо, уделять время детям и своим хобби и внешности оборачивается порой унижением оттого, что в своем доме она не пользуется уважением, что ее мнение ничего не значит, что муж стал невнимательным, что у него своя жизнь, что он словно откупается от нее деньгами.

Но это касается тех ситуаций, когда дела у мужа- бизнесмена идут хорошо. Бизнес не дает гарантии гарантий успеха, при самом ревностном отношении к делу. Взлеты, падения, происки конкурентов, неправильный расчет и экономический кризис - все это может в одночасье подкосить даже самый устойчивый бизнес.

Те девушки, которые видят себя женами бизнесмена, не задумываются о том, что бывает черная полоса, когда мужу будет требоваться поддержка, и моральная, и даже материальная. Черные полосы могут длиться долго, и это может быть трудно. В этот момент от жены может потребоваться все ее самообладание, мудрость и терпение, чтобы помочь мужу, создать ему надежный тыл, обеспечить отдых дома, быть готовой к смене статуса, более скромному образу жизни.

Глава 3. Пути решения проблем бизнесменов, возникающих в семейной сфере

Жизнь в семье и бизнесе строится на одних и тех же основаниях. Одной из значимых составляющих успешного бизнеса и гармоничной семьи является способность к сотрудничеству.

Сотрудничество - совместный труд на достижение конкретной цели. Сотрудничество является необходимым условием для успеха любого дела. Ни одно дело не замкнуто на том, кто делает. Все лучшее на земле делается для других, с другими, ради других. Как только человек остается один, ему становится гораздо труднее обнаружить смысл своих действий.

И в бизнесе, и в семье в результате совместных усилий человек изменяется, каждый день становится чуть-чуть другим. От того, как люди выстраиваем с другими отношения, зависит их качество и результат. Отношения могут быть зависимыми, могут быть сотрудничеством. Важное условие сотрудничества - оно должно быть созидающим. Созидание другого человека - это помощь ему в развитии.

В бизнесе каждый партнер задает себе вопрос: имею ли я возможность развиваться в нашем общем проекте? Но настоящее сотрудничество начинается тогда, когда задан следующий вопрос: помогаю ли я развиваться своему партнеру? Видит ли он свои цели? Достигает ли он своих целей? Насколько его личные цели созвучны нашему общему проекту?

Способность бизнесмена сотрудничать - с партнерами, коллегами, подчиненными - определяет успех предприятия. Оборудование, технологии, прибыли в бизнесе важны, но вторичны. Концентрация только на этих составляющих бизнеса зачастую уводит внимание бизнесменов от основного. От осознания того, что первичны люди, именно люди делают бизнес.

Семья - самый важный совместный проект. Счастливой семья становится только в результате ежедневного сотрудничества, совместного труда на общие цели. Способность супругов сотрудничать определяет качество семейных отношений, их глубину и откровенность.

Внимание супругов может быть захвачено материальной стороной обустройства семейной жизни. В этом случае, когда быт будет достаточно обустроен, отношениям неизбежно предстоит испытание - кризис. И либо супруги придут к пониманию того, что нужно создавать духовный фундамент отношений, либо семья будет продолжать разрушаться.

Сотрудничать можно только с тем, кто имеет собственные цели. У каждого проекта есть цель, для реализации которой и объединяются люди. Но у каждого участника проекта должны быть собственные цели, интересы, для достижения которых данный проект будет подходящим инструментом. Только тогда цель проекта становится суммой целей и энергий каждого участника. Вступая в совместный проект, многие люди имеют мечту, видение, которое они пока не оформили в реальную цель.

Так, цель «создать счастливую, гармоничную семью» по масштабу сильно отличается от цели «выйти замуж». И совместную жизнь гораздо проще и приятнее строить с человеком, имеющим цель большего масштаба, а, следовательно, большей энергии.

Женщина, которая имеет цель - создать свое дело, выучить английский, овладеть приемами гимнастики цигун, - не будет претендовать на все свободное время супруга. Если же ее цель «быть хорошей женой» - все время будут поглощать контрольные звонки мужу.

Цели людей влияют на то, в каких проектах совместного будущего «будет участвовать» семья, на каких основаниях она будет строиться.

Один из проектов будущего: ты должен/должна измениться, стать таким, как я хочу. Стать как я, и хотеть того же, что и я. Тогда цель - поработить другого человека, замкнуть на себе все его ресурсы. Зависимость.

Другой проект будущего: я и ты - вместе мы можем создать наше мы - пространство. Наша семья - это лучшее место для развития твоего и моего потенциала. Тогда наша цель учиться любить, заботиться друг о друге и понимать друг друга. Как это - быть вместе?

Бизнес - это очень конкретное мероприятие. В бизнесе цели - это прогноз того результата, который мы хотим получить от нашего сотрудничества. Поэтому формулировка целей - самый важный шаг. Цель должна быть понятной всем участникам совместного проекта и захватывать три измерения, в которых существует человек.

Физическое, социальное, психическое. Духовное измерение сформулировано в миссии. Если миссии в бизнесе нет, духовная направленность человека в данном мероприятии проигнорирована, и бизнес - проект будет постоянно переживать кризис бессмысленности.

Бесцельное делание - невозможно. От совместных проектов с партнерами, которые не имеют целей, либо цели невозможно согласовать, следует отказываться. Бизнес, семья без цели - это зависимость, которая неизбежно приводит к разрушению бизнеса и семьи.

Можно ли сотрудничать с тем, у кого нет цели? Да, если для реализации бизнеса нужна помощь этого специалиста. Однако для успеха проекта важно, чтобы каждый участник увидел свой интерес в совместной деятельности. Для гармоничной жизни в семье члены семьи должны осознать свою семейственность как ценность. И осознавать свои личные цели в этой совместности.

Взаимные интересы тех, кто работает в команде, нужно прояснять на протяжении всего проекта - ведь мотивы и интересы человека могут изменяться. Мотивы вступления в брак и сохранения брака также различны. Люди не создают семью по своему единственному хотению раз и на всю жизнь. Каждый день они проживаем заново, каждый день вновь объясняют другому человеку - ты сделал правильный выбор, когда выбрал меня в жены.

«Пятый элемент» - энергия - появляется в бизнесе и в семье, если партнеры осознают и работают на достижение своих целей и заботятся о целях друг друга. Как следствие, происходит движение к общей цели. Один человек не вытянет общий проект, даже если будет работать в три раза больше того, с кем сотрудничает. Делу не хватит энергии, результаты не будут привлекательны для инвесторов, партнеров, клиентов. Если в семью, которую создали двое, вкладывает духовные силы, время и заботу только один - результат будет не в два, а в несколько раз меньший.

Не появится эффекта синергии, который проявляет себя правилом: общая энергия больше, чем сумма энергий каждого участника. Чтобы человек смог воспользоваться плодами сотрудничества, он сам должен работать в команде. Удовлетворенность каждого совместной деятельностью появится только тогда, когда каждый будет вкладываться.

Так, директор предприятия никогда не будет доволен работой своих подчиненных, если сам не будет выкладываться на работе, реализовывать свой творческий потенциал. Жена никогда не будет довольна мужем, если сама она живет бесцельно, видит только материальную сторону жизни и отношений и не готова работать над собой.

Плодотворность сотрудничества определяется временным интервалом цели и ее масштабом. Да, сотрудничать можно и с тем, кто имеет краткосрочные цели. Но гораздо легче сотрудничать с тем, у кого есть цели долгосрочные. Особенно наличие долгосрочной цели ощущается в семейной жизни. Супруги, объединяющиеся с целью секса, рождение ребенка, приобретения денежных благ, по достижению этих целей разводятся. Цель оправдывает средства. А если сказать так: в цели всегда заложена та энергия (те средства), которая понадобится на ее достижение? Если цель «хорошо выглядеть», то такие мероприятия как выбор прически, одежды, макияжа будут забирать все силы. А если цель - стать директором холдинга? Масштаб этой цели нуждается совершенно в другом объеме сил и энергии. А цель «хорошо выглядеть» при этом требует меньших усилий, достигается легче. Без сотрудничества нет семьи и нет дела. В сотрудничестве возникает потребность тогда, когда у человека появляется цель. Чем более долгосрочной является цель, тем более прочной будет семья и бизнес.

Заключение

Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Принято считать, что в жизни бизнесмена семья и работа представляют собой конфликтующие области. На самом деле зачастую так и есть. Семья находится в конфликте с бизнесом, а бизнес - в конфликте с семьей. Существует такое мнение, что брак - это смерть для карьеры, а карьера - смерть для брака.

У начинающего предпринимателя, который только создал и поднимает на ноги свой бизнес, первоочередной задачей стоит решение поступающих проблем. Это могут быть затруднения разного рода, например, финансовые, проблемы в коллективе, с документацией или все вместе.

С истечением времени, если бизнес идет в гору, руководитель, все больше интересуется его делами, погружаясь в работу с головой. Позже, он перестает проводить время с друзьями, меньше уделяет время и внимания на семейные вопросы, любимое увлечение тоже отходит на второй план.

Развивая свой бизнес, человек со временем оказывается у него в плену. О проблемах не может быть и речи. Финансовое положение на высоком уровне, известность, уважение, бизнес процветает. Но почему-то становится все тяжелее.

Работа занимает каждую минуту жизни. На что-то другое если хватает желания, то не хватает сил. Организму человека становится тяжело выдерживать огромную ежедневную нагрузку. Технические средства, как воздухоочиститель для офиса здесь не помогут, ведь проблема должна решаться на психологическом уровне. Для начала следует осознать, что действительно существует такая проблема, это будет нелегко, но успешным бизнесменам с их волевым характером все удастся.

Наиболее простой метод объединить семью и работу - это выделить определенное время на отдых и строго его соблюдать.

Например, ежедневно проводить с родными и близкими около двух часов и раз в неделю уделять им весь день. Этот новый график должен стать таким же правилом, как необходимость провести совещание или переговоры, заключить контракт.

Чем заниматься в отведенное время, можно решить в кругу семьи. Можно просто порадовать близких присутствием дома: с детьми поиграть, побеседовать с женой. Но активный отдых, особенно для кабинетного бизнесмена, станет оптимальным вариантом. Совместные прогулки по городу или небольшая поездка за город позволят и с семьей провести время, и зарядиться энергией. Такой отдых положительно повлияет на самочувствие, позволит чувствовать себя более свободно.

Бизнес имеет такую особенность, как решать одни проблемы, но, в то же время, создавать другие. Чтобы не сломать сою жизнь, надо находить время для семьи и на отдых. А сочетание работы и отдыха позволит почувствовать себя счастливым человеком и появится смысл в заработанных деньгах.

Список литературы

1.Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой - М: Изд. ИП РАН, 2007. - 196 с.

2.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 2003. - 175 с

.Антипина Н.Л. Проблемы семьи и брака на пороге ХХ I века // Роль женщины-матери в современном обществе. Томск, 2009. - 256 с.

.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.- М., Изд-во МГУ, 2006. - 319 с.

.Богданович А.В. Современные проблемы семьи// Теория. Технологии и практика социальной работы с семьей и детьми. Тюмень,2008. - 216 с.

6.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 338 с.

7.Быстрова Л.И. Теория и практика деловых отношений: учебное пособие/Отв.ред. О.А.Павловский/МТУСИ. - М., 2006. - 325 с.

8.Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М.: Прогресс. 2008. - 291 с.

9.Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - М., 2004.-325 с.

.Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.,2008. - 246 с.

.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Академия, 2005. - 345 с.

.Корняк В.Б. Семья: от выживания к развитию // Семья в России. № 2, 2009. - С. 15 - 23.

.Кузнецова Л.Н. Кто сейчас глава семьи? // Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. - М., 2007. - 217 с.

.Куколев И.В Российская бизнес-элита в центре экономических преобразований // Курс элитологии // Под ред. Ашина Г.К., Охотского Е.В. М.: РАГС, 2009. - 376 с.

.Куликова М.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2010. - 283 с.

16.Осетрова, Б.Н. Деловой мужчина / Б.Н.Осетрова - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 299 с.

.Позняков В.П. Российские предприниматели в изменяющемся обществе: региональные и гендерные особенности Вестник РГНФ. - 2008. - №4. - С. 208-213

18.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.:ACADEM'A, 2009. - 192 с.

19.Сарматова К.К. Карьера женщины. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 193 с.

.Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С. 87-94., С. 87-94

21.Чирикова А.Е. Человек больше богатства. Этическое измерение лидеров российского предпринимательства // Социологические исследования - 2008. - № 3, С.78 - 90.

.Шнейдер Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций - М.: Апрель-пресс, 2009. - 512 с

.Эйдемиллер Е.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. - С-Пб.: ПИТЕР, 2009. - 656 с.

.Сайт Медицинского центра управления делами Президента Российской Федерации: http://www.vipmed.ru/

Похожие работы на - Семья и бизнес: проблемы, взаимодействие, противоречия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!