Основы логистики
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ
. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики
Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.
Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.
Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
- нужный товар
- необходимого качества
- в необходимом количестве доставлен
- в нужное время
- в нужное место
- с минимальными затратами.
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.
Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.
Логистика может иметь дело с многообразными потоками -материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.
Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.
Материальный поток характеризуется такими процессами, как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.
Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.
Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).
Производственная логистика - область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).
Термин коммерческая логистика означает не только сферу использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).
С точки зрения обработки материального потока можно выделить следующие области в логистике: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка и информационное обеспечение материального потока (табл.1).
Таблица 1
Основные задачи логистики, решаемые в различных областях
№ п/пОбласть логистикиОсновные задачи1ЗапасыПланирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов2Транспортировка продукцииВыбор вида транспорта, транспортного средства, планирование и мониторинг доставки продукции3Складирование и складская обработкаВыбор варианта размещения склада, управление складской переработкой, упаковка4Информационное обеспечениеСбор данных о движении материальных потоков
Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.
. Системы оперативного снабжения
В последние десятилетия разработан ряд систем снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:
система Канбан (карточка) - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа;
система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) -метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);
система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы;
система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.
Наиболее перспективным и характерным способом оперативного снабжения является система "Точно в срок". Она возникла в середине 50-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "Точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.
3. Сопоставление традиционной и оперативной систем снабжения
В традиционном снабжении закупка осуществляется большими партиями с менее частыми поставками, а в оперативном - мелкими партиями и частыми поставками.
При оценке поставщика традиционно уделялось внимание качеству товара, организации поставки и цене (при этом допускалось до 2% брака). В оперативной системе при прочих равных условиях брак должен быть сведен к минимуму. Лучшие японские поставщики имеют 0,003% брака от партии, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения.
Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении - минимально возможная цена, а в оперативном снабжении - высокая частота поставок, их точность, надежность при приемлемой цене поставляемых товаров.
Выбор поставщика традиционно был основан на множестве источников для гарантии от неопределенности поступлений, а в оперативном снабжении чаще всего практикуется взаимодействие с единственным источником поставки данной продукции.
Приемочный контроль традиционно организует покупатель, он же несет за него ответственность. В новой системе счетный и приемочный контроль сокращены (а в идеале ликвидированы вовсе).
Традиционной целью выбора способа транспортировки было обеспечение низкой цены на транспорт и надежности вывоза, при этом график вывоза составлял поставщик. В новой системе обращается внимание как на вывоз, так и ввоз грузов; график поставок составляет покупатель.
Традиционный подход декларирует "жесткое" определение технической характеристики изделия с учетом того, что покупатель требует строгого выполнения изделия по чертежам и схемам, соответствующим техническому заданию. Поставщик не имеет свободы выбора и не вправе изменять задания. Напротив, в оперативной системе подход более гибкий, покупатель ориентируется на эксплуатационные показатели, проект изделия отодвинут на второй план, нововведения поставщика поощряются.
Оформление документов - процедура, требующая много времени и согласований при традиционном подходе, когда изменение даты и размера поставки влекут за собой новый заказ на поставку. При оперативной системе документации меньше, время и размер поставок согласуются по каналам современной связи.
Условия на упаковку товара также меняются. Согласно традиционному подходу упаковка каждого вида деталей и их нумерация обычно производятся при отсутствии четкой характеристики содержания товара. В новых же условиях для упаковки используются стандартные контейнеры небольшого размера, которые содержат точное количество материала или деталей и их точные эксплуатационные -характеристики.
4. Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов
В процессе планирования закупок необходимо определить:
какие материалы требуются;
количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
время, когда они понадобятся;
возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
требуемые площади складских помещений;
издержки обращения в результате уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции и хранение на складах у посредников. Применение транзитного снабжения целесообразно для больших партий поставок постоянного ассортимента крупным потребителям, а также, если продукция не требует дополнительных операций по подготовке к производственному потреблению.
Оптимизация канала распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества посредников - предприятий, осуществляющих функцию опта. В Японии на 1000 чел. населения приходится 3,4 оптовых предприятия, в США - 1,9, в странах СНГ - 0,05*.
Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать
Данные на начало 90-х годов. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Уч. пособие / Под. ред. А.В. Зырянова. Екатеринбург, 1995.
формирование и реализацию хозяйственных связей, через информационные сети - делать возможным быстрый обмен информацией, финансовая система - обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств. Правительством Российской Федерации ведется целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка, особое внимание уделяется формированию следующих подсистем: торговых посредников и складского хозяйства; тароупаковочнои индустрии; финансово-кредитной системы; транспортного обеспечения; нормативно-правового обеспечения.
СКЛАДСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
. Склады и их классификация
Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности основной деятельности предприятия и транспортного обслуживания, но и от работы складского хозяйства.
Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов; своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах и реализации продукции.
Однако иногда осуществляется транзитная подача материалов цехам и участкам, при которой материальные ресурсы, поступающие на предприятие, не разгружаются на общезаводских складах, а подаются непосредственно на места производственного потребления.
Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т.д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль.
Склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т. д.
Склад - здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям (покупателям). Примерная номенклатура складов машиностроительных заводов приведена в файле материалов (приложение 3).
Склады промышленных предприятий и фирм классифицируются следующим образом: 1) по характеру деятельности, т.е. по назначению: материальные (снабженческие), внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые), сбытовые; 2) по виду и характеру хранимых материалов: универсальные и специализированные; 3) по типу конструкции: закрытые, полузакрытые, открытые, специальные (например, бункерные сооружения, резервуары); 4) по месту расположения и масштабу действия: центральные, участковые, прицеховые; 5) по степени огнестойкости: несгораемые, трудносгораемые, сгораемые.
2. Функции складов
К основным функциям склада можно отнести следующие:
1.Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, конструктивно, по размеру, форме, цвету и т. д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
- Складирование и хранение, что позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство, снабжение, сбыт на базе создаваемых запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также в связи с сезонным потреблением, производством и транспортировкой некоторых товаров и / или в некоторых регионах (например, на Крайнем Севере).
- Унитизация и транспортировка грузов - многие потребители заказывают со складов партии "меньше, чем вагон" или "меньше, чем трейлер", что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
- Предоставление услуг - очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:
подготовка продукции для потребления (распаковка, расконсервация, комплектация, раскрой, нарезка и т.д.);
подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
проверка функционирования приборов и оборудования, предварительный монтаж;
придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
3. Координация деятельности посреднических складских предприятий и транспортных складских баз
Целесообразно согласовывать деятельность посреднических складских предприятий и транспортных складских баз с учетом их взаимной заинтересованности. При совместной разработке планов развития своих складов посреднические предприятия и транспортные базы могут предусматривать следующие формы и методы совместного использования складских устройств и площадей:
создание на транспортных базах общего пользования складов посреднических организаций;
развитие на наиболее крупных складских предприятиях посреднических организаций перевалочных операций, характерных для транспортных баз.
Становится возможным обеспечить координацию долговременного и кратковременного (на период оформления грузов, оплаты пошлин и сборов) складирования продукции силами посреднических организаций и транспортных баз общего пользования (на подъездах к основным магистралям). Совмещение функций долговременного и кратковременного хранения продукции характерно для новых складских баз в ряде зарубежных стран, в том числе в Японии в связи с принятой там программой создания центров материального распределения.
В России сочетание таких функций осуществляется сейчас в порядке эксперимента. Например, Павловское объединение автомобильного транспорта (Нижний Новгород) приняло на себя функции не только кратковременного, но и долговременного складирования продукции. Павловское объединение аккумулирует и обеспечивает поступившими на его склады материальными ресурсами предприятия области в соответствии с их оперативной потребностью.
Магаданская коммерческо-посредническая компания (склад продукции производственно-технического назначения) сочетает свою основную деятельность с операциями по перевалке грузов в Зеленомысском порту Якутии.
Взаимодействие по складским операциям между оптовыми посредниками и обслуживаемыми предприятиями организовано двумя способами: на договорной и интеграционной основе.
В первом случае осуществляется передача операций, связанных с логистическим процессом, посредникам и установление с ними договорных отношений. При этом как посредникам, так и предприятиям-клиентам выгодней иметь дело по логистическим услугам с одним или несколькими соответственно заказчиками и подрядчиками, чем со многими поставщиками либо потребителями и посредниками. Благодаря этому сокращаются транспортные расходы посредника, обеспечиваются более высокая надежность и лучшее качество обслуживания.
В случае взаимодействия на интеграционной основе оптовые посредники создают совместные с предприятиями-клиентами структуры.
Создание совместных структур обусловлено развитием производственных объединений, включающих территориально разобщенные предприятия, которые могут размещаться в разных областях. Из-за этого расширяется внутрипроизводственная сфера обслуживания складов головных предприятий в составе объединений, которая может сочетаться с отдельными функциями посреднических организаций, но реализуемыми уже в сфере производства.
В результате сочетания функций происходит кооперация либо объединение складских предприятий посреднических организаций с крупными складами готовой продукции поставщиков, выходными базами и кустовыми материальными складами потребителей.
Благодаря созданию интеграционных структур достигается маневренное и скоординированное использование складских мощностей, повышается эффективность эксплуатации и размещения складов, сокращаются повторные складские перевалки продукции.
4. Расчет площади складов
Оборудование для хранения грузов можно подразделить по роду хранимых материалов: для хранения штучных крупногабаритных, тарно-штучных, сыпучих, жидких и газообразных грузов в соответствии с физическим состоянием и характеристиками грузов.
Штучные грузы могут храниться на складах в штабелях (в плоских, стоечных или ящичных поддонах) или на стеллажах, типы и параметры которых зависят от хранящихся грузов, а также назначения склада, технологии переработки грузов, срока их хранения и других факторов.
Сыпучие грузы хранятся на открытых складских площадках в штабелях и траншеях различной формы и закрытых складах, а при небольших запасах - в бункерах различной формы.
Жидкие грузы могут храниться на складах в таре (бочках, бутылях, барабанах) и наливом в резервуарах.
Для размещения материальных ресурсов важно определить общую площадь склада и количество оборудования для хранения материалов.
Общая площадь складов включает:
полезную площадь склада, т.е. площадь, непосредственно занятую хранимым материалом (стеллажами, штабелями), f пол;
площадь, занятую приемочными и отпускными площадками, f ;
служебную площадь склада, занятую конторскими и другими служебными помещениями, fcn;
вспомогательную площадь склада, занятую проездами и проходами, гвсп. Общая площадь будет равна:
Общая площадь:
общ = ƒпол + ƒпр + ƒсл + ƒвсп ( м2 ),
где
ƒпол - полезная площадь склада;
ƒпр - площадь, занимаемая приемочными и отпускными площадками;
ƒсл - служебная площадь;
ƒвсп - вспомогательная площадь склада.
4.1 Определение полезной площади
Полезная площадь складов, хранящих металлы, метизы, инструменты, запасные части и другие изделия, определяется двумя способами: способом нагрузки на 1 м2 площади пола и способом коэффициента заполнения объема.
Способ нагрузки на 1 м2 площади пола является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:
ƒпол = qmax зап,
где qmax зап - величина установленного запаса соответствующего
σ материала на складе (т)
σ - нагрузка на 1 м2 площади пола (т)
С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и т.п.) определяется по формуле:
qоб = Vоб * γ * β
где Vоб - геометрический объем соответствующего оборудования, м3;
γ - удельный вес материала или изделия, т/м3;
β - коэффициент заполнения объема (плотности укладки).
Зная количество материала, подлежащего хранению qmaxзап, потребное количество оборудования (ячеек, стеллажей, штабелей) п определяем по формуле:
п = qmaxзап: qоб
Зная в плане габаритные размеры принятого оборудования и потребное его количество, определяем полезную площадь склада для хранения данного вида материала:
fпол = I * b * n = f пол* n (м2)
где I - длина соответствующего оборудования для хранения, м;
b - ширина, м.
Подсчитав таким образом полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.
.2 Определение площади, занятой приемочными и отпускными площадками
На складах с большим объёмом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно, а с малым объемом работ вместе. Необходимая площадь приемочной площадки:
ƒпр = Qr пос * k * t,
где Qr пос -годовое поступление материала (т);
360 * σ1 σ1 - нагрузка на 1 м2 площади т, принимается примерно
,25 от σ ( т/м);- коэффициент неравномерности поступления материала
на склад (1,2 - 1,5 )- количество дней нахождения материала на приемной
площадке (до 2 дней )
Размер отпускной площадки определяется аналогично.
.3 Определение служебной площади
Площадь конторы склада рассчитывается в зависимости от числа работающих.
При штате склада до трех работников площадь конторы принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5 - 4 м2, при штате более 5 работников - по 3,25 мг на человека.
.4 Определение вспомогательной площади
Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:
А = 2B + ЗС,
где А - ширина проезда, см;
В - ширина транспортного средства;
С - ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15- 20 см).
В абсолютных величинах ширина главных проездов (проходов) принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.
Высота складских помещений от уровня пола до затяжки ферм или стропил принимается обычно от 3,5 до 5,5 м. В тех случаях, когда склад оборудуется мостовым краном, его высота рассчитывается и может достигнуть 8 м*.
При приближенных расчетах общая площадь складов F может определяться в зависимости от полезной площади f пол через коэффициент использования L по формуле:
Fобщ = ƒпол (м2 ),
Значение величины где L и σ для различных складов приведены в таблице приложения 4 файла материалов.
5. Подъемно-транспортное оборудование и определение его потребности
Все погрузочно-разгрузочные машины делятся на машины периодического (циклического) действия (краны, тельферы, погрузчики), машины, перемещающие грузы отдельными подъемами или штуками через некоторые интервалы времени, и машины непрерывного действия (конвейеры, элеваторы, пневматические устройства), перемещающие груз непрерывным или почти непрерывным потоком. С характеристиками этого оборудования следует знакомиться по справочникам подъемно-транспортных машин [11].
Количество подъемно-транспортного оборудования А рассчитываем по формуле:
A = Q * KH / Р
где Q - количество перерабатываемого груза, т;
КH - коэффициент неравномерности поступления груза;
Р - производительность оборудования, т.
В числителе величины известные, а вот производительность машин и механизмов необходимо рассчитать.
Производительность крана Рк зависит от веса подъема груза qo и числа циклов машины за 1 ч непрерывной работы nц:
Рк = qo * nц
Количество циклов работы машины за 1 ч (3600 сек) зависит от продолжительности одного цикла ее работы Тц и выражается в секундах:
nц = 3600: Тц
Время цикла работы крана Тц складывается из времени, необходимого для производства отдельных элементов цикла, с учетом одновременного выполнения (совмещения) некоторых из них:
Тц = Kc * (t1 + t2 +…+ tm ),
где Кс - коэффициент, учитывающий сокращение времени цикла при совмещении нескольких операций;
m - число элементов цикла работы крана;
t - время, затраченное на выполнение отдельных элементов цикла, сек.
Часовая производительность погрузчика Рп определяется по общей формуле для машин периодического действия:
Рп = 3600* q / Тц (т/ч).
Общая часовая производительность машин непрерывного действия определяется следующим образом:
Р = 3,6 * q * V (т/ч),
где q - вес груза на одном погонном метре несущего элемента машины, кг; V - скорость грузонесущего элемента машины, м/сек.
6. Показатели работы складов
Емкость склада определяется по формуле:
Емкость склада:
= Fс *qт,
где Fс - площадь используемая под непосредственное
Складирование груза ( м2 )т -удельная нагрузка (т/м2)
Полное время от получения заказа до поставки партии товаров включает в себя время оформления заказа; время изготовления (если заказанные товары еще не изготовлены), время упаковки, время отгрузки и время доставки.
Средний срок хранения груза на складе
ср хр = ∑tq,
где ∑tq - общее количество тонно-дней хранения за период
∑Q ∑tq = tхр 1*Q1 + tхр2 * Q2 +…….+tхр n * Qn (т дн)
∑Q - общее количество груза, прошедшего через склад
Коэффициент использования емкости склада
Кс = Е * Т,
где Е - емкость склада (т)
∑tq Т - период работы склада (дн )
Оборот склада:
По = Т/ tср хр
Пропускная способность склада характеризует количество груза, которое может пройти через склад за определенный период (месяц, год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения:
Пропускная способность склада:
Пскл = Е * Т или Пскл = Е * По
tср хр
Коэффициент использования оборудования во времени Квр
определяется по формуле:
Квр = Тф / Тк - Тпл
где Кф - фактическое время работы на грузовых операциях;
Тк - общий календарный период, ч;
Тпл - плановый ремонт, ч
Коэффициент использования оборудования по производительности Кпр рассчитывается по формуле:
Кпр = Рф / Рпл
где Рф - фактическая производительность, т; Рпл - плановая производительность, т.
6.1 Выбор оптимального варианта системы складирования
Альтернативный выбор оптимального варианта системы складирования осуществляется после технико-экономической оценки каждого варианта. В качестве критериев оценки могут быть применены:
- показатель эффективности использования складской площади и объема;
- показатель общих затрат на тонну товара, связанных с оснащеннестью склада по данному варианту.
Показатель эффективности использования складской площади и объема позволяет оценить, насколько эффективно используется складское пространство при установке конкретных видов оборудования, а экономический показатель дает возможность оценить затраты, связанные с их приобретением и эксплуатацией.
Коэффициент полезно используемой площади Кs, равен отношению площади, занятой под складирование (под технологическое оборудование) Sгр, к общей площади склада Soc, т.е.
Коэффициент полезно используемой площади:
Кs = Sгр / Sос,
где Sгр - площадь занятая под складирование
Sос -общая площадь склада
Коэффициент полезно используемого объема:
Кv = Vгр /Vо с,
где Vгр - складской объем, занимаемый оборудованием, на котором
хранится груз ( м3)
V о с - общий складской объем
Экономическим критерием при оценке вариантов систем складирования может быть показатель общих затрат на тонну товара, связанных с оснащенностью склада. Он рассчитывается как сумма единовременных и текущих затрат.
Показатель общих затрат на тонну товара:
О з = Э + К * 0,29 (руб/т), Э - текущие затраты
,29 - коэффициент эффективности капиталовложений
Единовременные затраты определяются по формуле:
К = Ст .
n * Q
Ст - стоимость оборудования
Q - вес товара, размещенного на складе (т )
При альтернативном выборе системы складирования на основе применяемого при этом оборудования оптимальным является вариант с максимальным значением показателя эффективности использования складского объема при минимальных затратах.
логистика склад издержки цикл товар
ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК
Понятие закупочной логистики Функции закупочной логистики
Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях
Понятие закупочной логистики. Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.
Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:
- Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.
- Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.
- Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.
Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.
Функции закупочной логистики. Логистика закупок выполняет следующие функции:
- формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
- получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
- выбор поставщиков;
- определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
- согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
- контроль за сроками поставки материалов;
- входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
- доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
- Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
- Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях. Переход к рыночной экономике определяет роль и возрастающее значение закупочной логистики в общественном производстве.
- Рыночные условия вызвали к жизни ряд существенных изменений в сфере материально-технического обеспечения производства. Среди них особенно важными оказались:
- давление быстро растущего ассортимента продукции, запрашиваемой рынком;
- сокращение времени внедрения в производство новой продукции, ускоряющей расширение ассортимента;
- сокращение длительности производственного цикла;
- обострение конкуренции между производителями на фоне насыщения рынка нужными товарами.
- Все эти изменения привели к тому, что различные виды деятельности предприятия - производство, экономика, финансовая деятельность стали все больше зависеть от состояния материально-технического снабжения. Выяснилось, что в системе снабжения есть обширные зоны неэффективности, рационализация которых может дать большую экономию. Возникла необходимость реализации новых подходов к организации процессов материального обеспечения производства и управления им.
- В результате проведенных в 70-80-е годы научных исследований и осуществления практических действий по совершенствованию системы материального обеспечения производства была сформулирована концепция закупочной логистики, соответствующая условиям функционирования сфер материального производства и обращения товаров в условиях рынка.
- Процесс приобретения материалов и его основные стадии
- Составление заявок
- Анализ заявок
- Выбор поставщиков