Психологические особенности промоутеров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    112,74 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические особенности промоутеров

Введение


За последние годы в России существенно изменилась ситуация на рынке труда, повысились требования, предъявляемые к профессионально важным качествам и способностям работников. Корректировались представления о методических подходах к решению таких существенно важных вопросов профессиональной деятельности, как профессиональный отбор, обучение, мотивация; ведь от сотрудников, их психологических особенностей, во многом зависит результативность деятельности, а значит - успешность и конкурентоспособность организации. Качественно изменился и сам рынок труда - появились новые сферы деятельности, новые профессии и специальности. Поэтому, учитывая возрастание практической значимости, психологический анализ и изучение профессиональной деятельности стали проводиться не только на специальности, предъявляющие повышенные требования к человеку, отдельным его качествам, но и стали затрагивать все больший круг профессий и специальностей.

Среди получивших широкое распространение сфер деятельности в России можно выделить маркетинговую. В маркетинге вырабатываются в некоторой степени основы и концепции рекламы, что имеет большое значение в условиях конкуренции и рыночной экономики современной России. Можно считать, что рекламная деятельность имеет длинное прошлое, но короткую историю. Первые упоминания о рекламе как информации о товарах и услугах относятся к периоду, когда возникло общественное разделение труда и производство на обмен; научная же основа и рассмотрение маркетинга как сферы профессиональной деятельности появляется при формировании рыночных отношений, то есть в относительно недавний исторический период. В связи с этим, возникают новые профессии и специальности, - такие, как «маркетолог», «мерчандайзер», «специалист по связям с общественностью», «промоутер», «супервайзер», «создатель рекламного проекта». Маркетинговая сфера получает все большее распространение, профессиональную подготовку по данному направлению ведет все большее количество вузов, поэтому эти профессии и специальности должны стать предметом изучения. Такое изучение проводят, в основном, специалисты непосредственно маркетинговой области; однако, данный предмет должен быть изучен в психологии труда. Полученную информацию можно будет применить в целях профориентации и профконсультации, содержания и организации процесса обучения, мотивации труда, рационализации режима и условий труда и в целях профотбора.

Цель исследования: изучить психологические особенности лиц, занимающихся промоутерской деятельностью.

Объект исследования - профессиональная деятельность промоутеров.

Предмет исследования - психологические особенности лиц, занимающихся промоутерской деятельностью.

Цель исследования обусловила постановку задач:

1.      Провести теоретический анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.

2.      Раскрыть психологические аспекты структуры промоутерской деятельности.

Гипотеза исследования: Существуют психологические свойства личности, позволяющие быть эффективным в промоутерской деятельности.


1. Профессиональные и личностные качества лиц, занимающихся промоутерской деятельностью, как предмет психологических исследований

1.1 Трудовая деятельность, как предмет психологических исследований


Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда является деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы.

Современная психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, в которых человек попеременно и независимо выступает сначала как производитель, а затем как потребитель. С позиций психологии труда рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.

Основы данной науки формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии. Исходным моментом для включения той или иной дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства[14].

Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга «Психология и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И.М. Сеченовым, работы которого («Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и др.) положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования трудовой деятельности. Однако потребовалось длительное время для того, чтобы столь молодая наука, преодолев эклектичность своего полидисциплинарного наследия, выделила собственный предмет и дала импульс новым направлениям в изучении труда: инженерной психологии, эргономике, психологии управления.

Её главные задачи на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего социалистической культуре труда.

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.

В отечественной психологии понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль. Как отмечают многие исследователи, содержательная неоднозначность категории деятельности порождает на сегодняшний день множественность ее интерпретаций, смешение философского, методологического и собственно психологического планов анализа, не различение специфики проблем, решаемых в каждом из этих планов, а соответственно, не различение и специфики средств их решения. Так, до сих пор, отмечает В.И. Слободчиков, недостаточно определен понятийный статус целого ряда терминов, близких к понятию «деятельность», - например, «жизнедеятельность», «поведение», «работа», «труд», «занятие», «практика», «дело» и др. Все эти слова широко используются при характеристике человеческой реальности, но само слово «деятельность» фактически оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой активности.

Существенный вклад в разработку одной из фундаментальных проблем в психологии, проблемы деятельности внесли такие ученые как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, В.Н. Шадриков.

Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Условно можно выделить три направления исследований, в которых заложены контуры деятельностного подхода в психологии:

) знаково-символическое направление в развитии психики (разрабатывалось Л.С. Выготским);

) личностное направление: личность формируется в деятельности (разрабатывалось С.Л. Рубинштейном);

) деятельность как самостоятельный предмет исследования (разрабатывалось А.Н. Леонтьевым).

Л.С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, акцентировал внимание на первой методологической функции деятельности - деятельности как общем объяснительном принципе. Генезис и структура психических функций объяснялись им с использованием категории предметно-практической деятельности (деятельности как индивидуальной категории).

С.Л. Рубинштейн: «…деятельность человека в целом - это прежде всего воздействие, изменение действительности; … это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность - это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает»[].

Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свёртывания «внешней» практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. [3]    

А.Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают собой, соответствующей им потребности». «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». [4]

Деятельность рассматривается А.Н. Леонтьевым как система (а не совокупность реакций), включенная в общественные отношения, как процесс, в котором происходит взаимный переход между полюсами «субъект-объект». Общественные условия жизни человека задают мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы: «общество производит деятельность образующих его индивидов». Основной ее характеристикой является предметность. Психическое отражение предметного мира порождается теми процессами, посредством которых субъект вступает в отношения с этим предметным миром, подчиняясь его свойствам, связям, отношениям. Предметность деятельности обусловливает предметный характер образов, потребностей, эмоций и чувств человека.

Согласно одному из подходов, предложенному Б.Ф. Ломовым [27], деятельность рассматривается как «система психологических составляющих». В своих выводах он исходил из критического анализа теории деятельности А.Н. Леонтьева [4], интегрируя деятельностно-процессуальный подход С.Л. Рубинштейна [2] и теорию функциональных систем П.К. Анохина [29] и ориентируясь на функции человека-оператора. Деятельность рассматривается Б.Ф. Ломовым как система, ориентированная на цель, имеющая иерархическое строение, сравнительно независимые подсистемы и различные варианты связей ее компонентов. Системообразующим фактором является цель («образ-цель», «получатель результата деятельности»). Регулирующую роль в процессе ее организации играет вектор «мотив-цель».

В психологии деятельность рассматривается в своей особой функции - «функции полагания субъекта в предметной деятельности и ее преобразования в форму субъективности». Генетически исходной является деятельность внешняя. В процессе интериоризации внешней деятельности формируется внутренний «план сознания». В историческом и онтогенетическом развитии человеческой деятельности имеют место взаимопереходы внешней и внутренней деятельности, которые возможны потому, что «внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение» [6]. Общность макроструктуры внешней (практической) и внутренней (теоретической) деятельности позволяет анализировать ее, отвлекаясь от формы, в которой она протекает.

Понятие деятельности связано с понятием мотива: «Предмет деятельности есть ее действительный мотив». Ее «составляющими» являются действия-процессы, «подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процессы, подчиненные сознательной цели». Развитая деятельность обычно осуществляется через совокупность действий, «подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели… роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанию в мотив-цель».

В целом психологический анализ выделяет «отдельные (особенные) деятельности по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия-процессы, подчиненные сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения цели» [4].

А.Н. Леонтьев полагает, что данная макроструктура раскрывает характеризующие деятельность внутренние отношения, ее преобразование, развитие. Поскольку человеческая деятельность обусловлена как социальными отношениями, так и реализующим ее психофизиологическим механизмом, «системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым».

В рамках прикладного характера в исследовании деятельностной проблематики были заложены основы психологического анализа труда как деятельности в целях повышения ее эффективности. Изучению трудовой деятельности посвящены работы Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова и др.

Основным видом человеческой деятельности является труд, главные характеристики которого также признаются характеристиками профессиональной (предметной) деятельности. Последняя, однако, чтобы считаться именно трудом, а не просто определенной деятельностью субъекта, должна отвечать следующим психологическим признакам труда.

. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как позитивно ценный для более широкой группы людей, т.е. как социально ценный.

. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Деятельность становится трудом в том случае, когда является не только обязательной для субъекта, но и непременно целесообразной. Например, в период нередких организационно-структурных изменений госслужащий может проявлять повышенную активность, обеспечивая сохранение за собой своего рабочего места. Но такая деятельность, даже сложная и требующая профессиональной компетентности и социальных умений, не может быть названа трудом. В строгом смысле профессиональная деятельность госслужащих является трудом лишь в период и в контексте выполнения внешних функций организации, т.е. при решении только тех задач, социальная значимость которых и привела к созданию данной государственной структуры.

. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Последнее предполагает не спонтанное использование определенных средств, а при условии знания их возможностей и ограничений применение общественно выработанных правил. Использование даже такого «простого» средства труда, как голос, в деятельности госслужащего предполагает знание им возможностей и достаточно развитое умение владения этим инструментом. Будь это доклад вышестоящему руководителю или постановка задач подчиненным, модуляции голоса (громкость, темп, высота, тон), степень артикуляции помогают передавать личное отношение и расставлять значимые акценты, а также чутко реагировать на понимание партнером смысла сообщения, косвенно выражающееся в его мимике, жестах, семантике уточняющих вопросов.

. Сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Человек как субъект труда участвует в той или иной фазе, стадии общественного производства определенных продуктов или социальных услуг. Знание или предвосхищение работником характера социальной активности людей, прямых и косвенных отношений между людьми на разных этапах производства, порою даже опосредствованных временем и пространством межличностных взаимодействий людей как субъектов является сущностным условием труда [7].

Центральным понятием в теории системогенеза деятельности является понятие психологической системы деятельности. По определению В.Д. Шадрикова психологическая система деятельности - это «целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения конкретной деятельности». [9]

Предметная деятельность предстает перед субъектом в форме нормативно одобренного способа деятельности, который затем в процессе обучения, распредмечиваясь, превращается в индивидуальный способ деятельности. Таким образом, в процессе обучения и освоения деятельности (профессии) происходит формирование внутреннего плана деятельности (психологической системы деятельности).

Сущностью психологического анализа деятельности является изучение психических процессов и психологических факторов, которые побуждают, программируют и регулируют активность личности, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется. Данная модель анализа деятельности универсальна и подходит для анализа любой деятельности (трудовой, игровой, коммуникативной и др.).

По аналогии с понятием функциональной системы, В.Д. Шадриковым предложено понятие функциональной психологической системы деятельности, важными принципами построения теоретической модели которой выступили - принцип функциональности и принцип системности. «Принцип функциональности характеризует процесс построения системы деятельности из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором «цель-результат» (для решения задач деятельности в человеке как субъекте труда мобилизуются все, что у него есть)». Принцип системности предполагает, что все индивидуальные качества деятельности выступают не изолированно, включены в единую систему, т.е. функционально взаимосвязаны.

В процессе формирования психологической системы деятельности индивидуальные качества личности, субъекта приспосабливаются, изменяются, переструктурируются в соответствии с основными целями деятельности, т.е. приобретают черты оперативности. [7]

Основными компонентами психологической системы деятельности являются следующие функциональные блоки:

·        мотивы деятельности

·        цели деятельности

·        программы деятельности

·        информационной основы деятельности

·        принятие решений

Выделяемые блоки представляют собой как бы отдельные аспекты функционирования психологической системы деятельности, описывающие в совокупности ее качественную системную специфику.

Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографированием, или профессиографией (описание профессии), а результат изучения - профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда. Выделенные в психограмме характеристики еще советские психотехники назвали профессионально важным признаком и рассматривали их как совокупность психотехники называли профессионально важными признаками и рассматривали их как совокупность психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат [15].

Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, - и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться прежде всего по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии-то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак прежде всего выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но, в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи - мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные особенности внимания. Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение.    Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Профессиональные особенности памяти. Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди, которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии, в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы, охватывающие весь профессиональный материал.

Данную схему можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов.

Первый пункт - технико-экономическое описание. Это технология, оборудование, нормы, оплата труда.

Второй пункт - организация труда и условия труда на данном конкретном производственном объекте. Имеются в виду и социальные и физические условия труда.

Третий пункт - это документация относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных случаев. Это вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при выполнении работы.

Четвертый пункт - это подробное описание самой трудовой деятельности, т.е. что, в какой последовательности человек делает в течение дня, из чего складывается его работа.

Пятый пункт - это требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы.

Шестой пункт - это психофизиологическая характеристика трудовой деятельности, в которой описываются профессионально важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные в психограммы.

1.2 Психологическая классификация профессий


Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Били предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.

Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.

Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С.П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С.П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда. I тип - автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. II - полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы. III - шаблонно-исполнительный труд. Это, пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

Следующие два типа, которые он выделил относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд». Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.

В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела. В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е.А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи.

Советским психотехникам до 1937 года так и не удалось разработать классификацию профессий, они выделили только профессии станочников и водительские. Во II пятилетке было введено понятие «наблюдательские профессии», исполнение которых требовало от человека восприятия и оценки информации, появляющейся на индикаторах.

Сейчас сделана попытка в области инженерной психологии подойти к психологической классификации профессий только операторского труда.

Итак, психология труда изучает закономерности психической деятельности людей в труде с учетом общественно-исторических и конкретных производственных условий, а также индивидуальных особенностей личности работающих.

1.3 Общая характеристика профессии промоутера


Отнесенность понятия «профессия» к психологии не очевидна. Во всяком случае в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается, а в словаре К.К. Платонова это понятие раскрыто в соответствии с его экономическим значением и общепринятым словоупотреблением. Правда, отнесенность к нашей науке такого составного термина (и соответствующего понятия), как «профессия психолога» сомнений вызывать не может.

Парадокс состоит в том, что языковое, общественное сознание подводит понятие «профессия» под категории «деятельность», «род деятельности», а они являются для психологов теоретически очень близкими. И, тем не менее, область психологического изучения профессий, их возникновения, дифференциации, интеграции, отмирания освоена психологами, надо признать, еще мало. Мало продвинуты пока и вопросы изучения профессии психолога как таковой.

Итак, в своей фундаментальной основе «профессия» - это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах - как область приложения сил человека, как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу), как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности.

Быть может, понятие «профессия» является в нашей науке чисто отраслевым, т.е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? В этом не было бы ничего плохого. Но ответ на этот вопрос не прост. Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri - «говорить публично», что осмысливалось в свое время как «объявлять другим о своем деле, занятии, специальности». Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей.

Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты и общепсихологические, и социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться; отсюда - понятие профессии «вклинивается» также в возрастную и педагогическую психологию.

Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии промоутера, обосновывается следующими соображениями:

·        общепсихологическая теория деятельности останется недостаточно общей, если будет строиться на фактах «ничьей» деятельности в «никакой» специальной области, как нередко и бывает;

·        профессия (по крайней мере, в части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта поскольку человек и профессия создают некоторую внутренне напряженную развивающуюся систему, изучение вопросов истории профессий может рассматриваться как источник полезной информации для построения общей теории прогрессивной эволюции систем;

·        история культуры часто понимается как история достижений в художественной деятельности; в строгом значении слова предмет рассмотрения здесь должен быть более широким - без истории профессий человечеству еще очень далеко до подлинной истории своей культуры;

·        в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и даже проектирование соответствующей трудовой деятельности. А это в свою очередь предполагает глубокую ретроспекцию в область профессиональной культуры, истории профессии;

·        адекватная система ценностных представлений профессионала, совершенно необходимая для построения педагогической системы подготовки специалиста, возможна только при условии глубокой исторической ретроспективы;

Представления о профессиях - разных, разнотипных, но равно обществу важных - должны культивироваться и существенно заполнять сознание подрастающих и взрослых людей. Но эти представления нельзя выдумывать в порядке писательского энтузиазма - нужно научное производство профессиографической (включая и психографическую) информации. Тогда, может быть, более значительным содержанием наполнятся и школьные учебники, и видео-, радио- и другие каналы массовых сообщений. Все это предполагает разработку не только прикладных, но и фундаментальных вопросов психологического профессиоведения (включая историческое и сравнительное).

Определение соответствия человека профессиональным требованиям (в рамках как отбора, так и аттестации) - это разработка и применение на практике комплекса мероприятий, предназначенных для наилучшего согласования реальных духовных, психических и физических возможностей конкретных людей с запросами различных профессий относительно этих возможностей.

Предметом теоретических исследований в области разработки профессиональных требований являются три составляющих. Первая составляющая - человек (индивид, личность и организм) как субъект трудовой деятельности. Вторая - профессия как форма трудовой деятельности. Третья - отношения между человеком и профессией.

Целью теоретических исследований является научное обоснование выбора оптимальных отношений между человеком и профессией.

Предметом прикладного отбора является разработка комплекса мероприятий, направленных на согласование духовных, психических и физических возможностей конкретных людей с запросами различных профессий включает в себя: медицинское, социально-психологическое и психофизиологическое обследование. На основе результатов обследования формируется заключение о степени соответствия возможностей данного индивида профессиональным требованиям. Анализ понятия «профессиональные требования» отмечает, что оно толкуется различным образом, и выделяется в частности, следующие возможные толкования, обозначенные в трёх подходах:

.        Обозначение самой рабочей задачи - требований, предъявленных ко всей системе «человек - средство труда - предмет труда». Это понимание включает описание исходных составляющих предмета труда, цели труда, способов работы. Данное толкование носит скорее технологический характер, поэтому его можно назвать производственно-технологическим.

.        Обозначение работы самого человека - признаки, характер деятельности рабочего, познавательные и двигательные задачи, которые приходиться решать человеку в процессе преобразования предмета труда с помощью определенных средств труда. Здесь речь уже о форме реализации конкретных отношений (взаимосвязей) системы «человек - средства труда - предмет труда». Таким образом, данное понимание профессиональных требований относится к процессу работы человека.

.        Обозначение личных (психологических) предпосылок, необходимых для успешного выполнения работы. Это толкование профессиональных требований можно назвать психологическим.

Все три подхода к определению профессиональных требований определенным образом взаимосвязаны между собой, а именно: психологические требования невозможно выделить без описания работы человека, которое, в свою очередь, может базироваться только на производственно-технологическом описании труда. Представленные три возможности понимания профессиональных требований являются, по существу, тремя уровнями анализа процесса труда, взаимосвязанные между собой. Первый уровень - производственно-технологический, дает описание системы «человек - средства труда - предмет труда»; второй - описание работы человека, то есть формы реализации взаимоотношений в системе, формы превращения исходного предмета труда в его результат; третий - психологические предпосылки успешной трудовой деятельности человека.

Три вышеизложенных подхода к определению профессиональных требований являются основными, хотя могут быть и другие, менее значимые определения (например, профессиональные требования - это определенные внешние условия, необходимые для данной работы) или же такие, которые выводятся из этих трех (например, понимание профессиональных требований, как степени трудности работы, выводится из психологических предпосылок, необходимых для успешного выполнения работы).

Изучая происхождение и развитие профессии, уместно иметь в виду выполняемые людьми функции, которые могут быть распределены между ними самым причудливым образом, а не «должности» и «звания». Новая профессия как деятельность может возникнуть из разных и многих источников, может, как бы оказаться сотканной из набора функций, которые ранее были свойственны не просто разным, но и противопоставляющим себя друг другу людям. [11]

Какими же свойствами должны обладать представители рассматриваемой нами профессии - промоутер?

Внешнее проявление работы - это свое поведение; свои поступки; своя речь. Субъективное: свои эмоции; свое настроение; дурное расположение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властвовать собой); духовный мир; внимание; совесть и т.п.

Обстоятельства работы - это психологический климат, ситуации нервно-психического напряжения.

Приведенный краткий перечень определенностей характерен для профессиональных способностей, применительных к профессиям типа «человек - человек» (по классификации Е.А. Климова). Профессиональные способности здесь рассматриваются как сложное, интегральное свойство личности, характеризующее ее пригодность к деятельности типа «человек - человек». В структуру этих способностей входят в определенном сочетании необходимые и желательные свойства личности. К необходимым относятся следующие свойства: 1) профессиональная направленность, т.е. направленность на деятельность типа «человек - человек» (потребности, мотивы, установка, интересы, склонности); 2) общительность; 3) эмоциональная устойчивость; 4) умение управлять собою и другими людьми. Эти свойства формируются на основе определенных природных (индивидуально-психологических) характеристик личности, они более лабильны и сравнительно трудно поддаются изменению в процессе обучения и работы.

К желательным относятся такие свойства личности, которые сравнительно легко развиваются в процессе обучения, компенсируются или приобретаются с опытом работы. Эти свойства, так же как и необходимые, способствуют успешной деятельности типа «человек - человек». К ним относятся: 1) социальный интеллект; 2) некоторые характеристики внешности и речи работника.

Дадим более подробную характеристику каждому из названных профессионально возможных качеств.

1.      Профессиональная направленность. Она проявляется в потребности работать с людьми, в мотивах (желание непосредственно общаться с множеством разных людей), в интересах (нравиться работа «живая», разнообразная). Если под направленностью понимать системообразующее качество личности, определяющее весь её психический склад, то применительно к профессиям типа «человек - человек» это такая направленность, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре системы ценностей данной личности. Именно при такой направленности человек, став специалистом, сможет более успешно осуществлять профессиональное общение, находя наиболее эффективные способы взаимодействия с другими людьми, исходя из особенностей каждого из них, проявляя при этом активность, творческий подход, стремясь в совершенстве развить такие ценные качества в работе с людьми, как доброжелательность, терпеливость, снисходительность, приветливость, тактичность, сдержанность.

2.      Общительность. Это сильное, устойчивое стремление человека к общению с другими людьми, проявляющееся в легкости вступления в контакт с незнакомыми людьми, в разговорчивости, активности проявления интереса к другим людям. Общительность формируется на основе определенных психологических свойств личности - темперамента. Эта зависимость установлена в ряде психологических исследований. [12] В свою очередь на основе общительности развивается такое профессиональное качество для данных профессий как коммуникативность. Профессия типа «человек - человек» требует от работника, что бы он был коммуникабелен. Ведь профессиональное общение - это непременное условие хорошей работы. При этом речь работника является основным орудием труда, его инструментом. Можно предположить, что способность легко и охотно общаться с людьми служит мерой психического здоровья человека.

3.      Эмоциональная устойчивость. Трудовая деятельность в области межличностных взаимодействий предъявляет высокие требования к характеру работника и прежде всего к его эмоционально-волевым свойствам. Работа с разными по возрасту и темпераменту людьми, имеющими разный уровень культуры и воспитанности, требует от работника смягчения или даже маскировки, «погашения» в себе усилий воли некоторых нежелательных черт характера (таких, как непокорность, стремление спорить и «утверждать Я», высокомерие, надменность и т.д.). Такая регулировка природной основы своего «непокорного» характера требует от работника твердой воли, усилия над собой, постоянного «присутствия духа». А это необходимо предполагает наличие таких свойств личности, как выдержка, самообладание, великодушие, сдержанность, умение владеть собой, не раздражаться в ситуациях напряженных и сложных, которые случаются не так уж и редко в профессиях типа «человек - человек». Однако здесь для работника недостаточно лишь одних знаний и понимания того, что «надо быть сдержанным», приветливым, то есть одних лишь инструктивных требований, приказов, распоряжений и т.д. Необходима большая работа по воспитанию и самовоспитанию необходимых профессионально-важных качеств. А для того, что бы их воспитание происходило быстро и легко, надо иметь определенные природные задатки - предрасположенность к выработке этих качеств.

Требуется и очень важная способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводиться к способности заново, вновь и вновь, переживать те события, о которых не в первый раз уже ведется речь. [13]

4.      Умение управлять собой и другими людьми. Человек как субъект трудовой деятельности не остается бесстрастным и равнодушным созерцателем того, что происходит вокруг него. Воздействуя на других людей в процессе обслуживания, работник сам испытывает влияние на него обслуживаемых людей, и собственных переживаний: он определенным образом относится к тому, что его окружает, что он делает, как к нему относятся другие люди. Свои переживания, отношения, состояния работник проявляет в форме чувств, которые внешне выражаются в словах, мимике, жестах, пантомимике, интонации и тембре голоса. Поэтому умение управлять собой, проявляется, прежде всего, в выразительных движениях лица, жестах, голосе. Особенно ценным и необходимым это свойство является для массовых профессий сферы социально-бытового обслуживания. Если учесть условия, в которых происходят профессиональные контакты продавца, приемщика ателье, официанта с покупателями, заказчиками и клиентами, то станет понятным, что «сдерживать себя», то есть своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе отрицательное отношение к какому-либо некорректному, просто грубому покупателю, клиенту удается отнюдь не всегда и не каждому работнику.

Итак, перечисленные свойства личности составляют перечень необходимых свойств в структуре профессиональных способностей. Кроме них, как было уже сказано, в эту структуру входят и желательные свойства. Рассмотрим их подробнее.

.        Социальный интеллект, являясь составной частью специальных способностей, в свою очередь, имеет свою структуру, которая определяется совокупностью характеристик своеобразного сочетания познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и другие. Своеобразие социального интеллекта состоит в том, что объектом внимания работника является не предмет или система (техническая, биологическая и т.д.), а другой человек, группа, неорганизованный поток людей. Этим определяется особенность проявления таких характеристик интеллекта как: большой объем и распределение внимания; наблюдательность по отношению к другому человеку. Наблюдательность в психологии рассматривается как форма направленности внимания при восприятии другого человека, при котором специалисты способны подменить мало заметные для большинства людей особенности поведения или внешнего облика человека и за ними увидеть существенное в личности того, с кем общаются. Специфика памяти работника состоит в том, что ему приходиться запоминать как внешность воспринимаемого человека, так и фамилии, имена обслуживаемых людей.

Свойства мышления проявляются в способности анализировать поступки других людей и видеть за ними мотивы, которые руководят человеком, определять его творческий потенциал, прогнозировать его поведение в ситуациях, которые должны поступить. Так же важны практический ум, смекалка, находчивость, оперативность. Воображение как познавательный процесс имеет важное значение в профессии типа «человек - человек». Его особенность при восприятии другого человека состоит в умении работника поставить себя на место воспринимаемого человека и увидеть мир его глазами.

Таким образом, познавательные процессы лежат в основе социального интеллекта, который выражается в умении адекватно воспринимать и оценивать других людей. Но для успешной деятельности необходимы и другие характеристики личности, которые несут ответственность за формирование профессионально важных свойств человека как субъекта деятельности.

Исходя из положения психологии, можно предположить, что в процессе профессионального обучения и накопления опыта работы у субъекта деятельности можно сформировать такие профессиональные свойства социального интеллекта, как тонкая наблюдательность по отношению у душевному состоянию другого человека, широкий объем внимания и быстрое переключение его с одного вида работы на другой, память на лица, внешние предметы, фамилии, имена и т.д.

.        Некоторые характеристики внешности и речи работника. Внешние данные (приятная внешность, наличие обаяния), а также чистая и четкая речь в качестве желательных свойств способствует успеху в деятельности данного типа. Здесь следует иметь в виду, что красота человека имеет значение не сама по себе, «в натуральном виде», а в соединении с интеллектом, общей культурой, этикой поведения.

Внешность работника играет определенную роль при восприятии его другими людьми, формировании понятия о нем и отношения к нему. Поэтому приятные внешние данные способствуют расположению других людей к общению с работником, к установлению с ним доброжелательных отношений. Приятные внешние данные - это не столько физическая красота, сколько экспрессия лица и поведения. Как установлено психологами, во внешнем облике человека и его поведении динамично выражаются психические процессы и состояния. Элементы внешности за счет экспрессии превращаются в признаки психологических свойств личности, способствующие установлению доверительных отношений между людьми.

Для профессий типа «человек - человек» желательны люди с приятными внешними данными. Но это должно касаться не столько статики (очертания глаз, губ, рта, носа и т.д.), сколько динамики, то есть выразительности движения лица. Причем тех движений, которые являются не случайными и ситуативными, а некоторым образом связанными с психическим обликом человека. Приветливость и доброжелательность к людям как черты характера работника, экспрессивно отражаются в его внешнем облике, служат тем «располагающим к профессиональным факторам, которые всегда присутствуют в работе лучших представителей профессий типа «человек - человек». Для тех, кто работает с людьми, неприемлемым условием хорошей работы являются приятные черты внешности в совокупности с другими компонентами способностей, а также профессиональной подготовкой. [13]

Речь работника, как уже отмечалось, должна быть чистой и четкой, без каких-либо дефектов. В процессе профессиональной подготовки работник должен владеть такими её характеристиками, как богатый словарный запас, грамотность, эмоциональная выразительность и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто - чтобы бы быть правильно понятым, надо сначала мало-мальски понять, как вас могут понять. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо предвидеть. [13]

У промоутера, как у представителей профессий типа «человек - человек», обязательно должны присутствовать все перечисленные выше свойства.

«Промоутерская» деятельность определяется нами как деятельность по информированию об особенностях, специфике товара таким образом, чтобы субъект принял решение о приобретении, покупке (то есть, затрагивающая вопросы стимулирования).

1.4 «Профессиограмма промоутера»


Название профессии: «Промоутер».

Тип профессии (по классификации Е.А. Климова): человек - человек.

Доминирующий способ мышления: адаптация - координация.

Область базовых знаний №1 и их уровень: экономика, психология, математика, статистика, социология, уровень 2, средней (теоретический).

Область базовых знаний №2 и их уровень: прикладная социология, маркетинг, прикладная психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний).

Профессиональная область: сфера услуг.

Межличностное взаимодействие: часто по типу «рядом».

Доминирующий интерес: предпринимательский.

Дополнительный интерес: социальный.

Доминирующие виды деятельности:

·        привлечение внимание потенциального покупателя;

·        предоставление дополнительной информации о товаре потребителям;

·        продвижение товаров, услуг или идей;

·        предоставление покупателю возможности для дополнительного изучения товара;

·        формирование у потребителя определенного уровня знаний о товаре или услуге;

·        создания благоприятного имиджа производителя или продавца, а также торговой или промышленной марки у потребителей и деловых партнеров;

·        формирование потребности в данном товаре, услуге;

·        формирование позитивного отношения к фирме;

·        стимулирование сбыта товара, услуги;

·        содействие ускорению товарооборота;

Качества, которые обеспечивают успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

·        развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитая каналов вербального и невербального общения, и т.д.);

·        хорошо развиты аналитические Способности: умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

·        высокий уровень понятийного мышления;

·        вербальные способности (умение правильно и понятно разъясняться);

·        ораторские способности (грамотное выражение мысли);

·        умение слушать;

·        хорошее развитие образной и словесно логической памяти;

·        высокий уровень развития переключения и деления внимания (способность быстро переводить внимание из одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов или

·        предпринимать несколько действий);

·        способность влиять на окружающих;

·        умение принимать решение в неопределенных ситуациях;

·        способность руководить собой.

Личностные качества, интересы и склонности:

·        энергичность, эрудированность;

·        гибкость (умение гибко реагировать на разные смены в ситуациях);

·        развитая интуиция;

·        критичность.

2. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, занимающихся промоутерской деятельностью

2.1 Организация и методы исследования целей и мотивов профессиональной деятельности сотрудников


Рассмотрим психодиагностические методики в соответствии с порядком их проведения:

1. Методика оценки коммуникативных умений

С помощью данной методики мы изучали измеряли общий уровень развития коммуникативных умений испытуемых.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

Методика состоит из 25 вопросов представляющие собой ситуации межличностного взаимодействия.

2. Методика «Оперативная память».

Методика позволяет выяснить характеристики оперативной памяти испытуемых. Испытуемому предлагалась следующая инструкция:

«Сейчас я назову Вам пять чисел. Ваша задача - постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать, второе число сложить с третьим, сумму записать, третье с четвертым, их сумму записать, и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у Вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений - 15 секунд. После чего я называю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз».

Интерпретация производилась на основе количества правильно запомненных сумм.

3. Личностный опросник Р. Кетелла 16PF. С помощью данного теста мы выявляли психологические особенности, присущие лицам, занимающимся промоутерской деятельностью.

Тест Кеттелла предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма А), на которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «a», «b», «c»). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью таблиц с учетом пола и возраста. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10). Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В, М, Q1); эмоционально-волевые особенности (C, G, I, O, Q3, Q4); Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A, H, F, E, Q2, N, L).

4. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Посредством данной методики предполагалось определить степень самочувствия, настроения и активности в момент заполнения промоутерами тестов.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Обработка данных осуществляется с помощью подсчета крайней выраженности негативного и позитивного полюсов (от 1 до 7 балла с учетом изменения сторон полюсов). Положительные состояния получают высокие баллы, а отрицательные - низкие.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция «Соотнесите свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Вам следует выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования».

5.      Самоактуализированный тест (САТ). По средствам данного теста предполагалось определить уровень самоактуализации промоутеров. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как «…стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать».

САТ разработан на основе опросника личностных ориентаций Э. Шострем (POI) и создан авторами не только в целях научного анализа феномена самоактуализации, но и для проведения прикладных психодиагностических обследований при измерении эффективности психотерапевтической и коррекционной работы. САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков - по две в каждом: шкала ценностной ориентации, шкала гибкости поведения; шкала сензитивности, шкала спонтанности; шкала

самоуважения, шкала самопринятия; шкала представлений о природе человека, шкала синергичности; шкала принятия агрессии, шкала контактности; шкала познавательных потребностей и шкала креативности.

Каждая шкала имеет свой масштаб. Для каждой шкалы вычислены средние и стандартные отклонения и осуществлен перевод «сырых» результатов в Т-баллы, которые являются основой для составления профильных бланков. При использовании САТ в качестве исследовательской методики авторы рекомендуют использовать «сырые баллы», Т-баллы необходимы лишь для применения САТ как инструмента индивидуальной диагностики. В зависимости от целей исследования тест может быть интерпретирован полностью или частично.

Тест подвергался авторами на устойчивость (по пунктам опросника и интегральным показателям по базовым и дополнительным шкалам). Результаты коэффициентов устойчивости близки к 1. САТ отвечает критерию жизненной и текущей валидностям. Факторный анализ выявил реальную структуру взаимосвязей личностных свойств, приближающуюся к эмпирическим моделям Р. Кеттела (16PF-опросник) и Ф. Айзенка

Испытуемому предлагалась следующая инструкция «Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей' степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок позволил нам оценить качества, необходимые для эффективной деятельности промоутера. Исследование эффективности промоутерской деятельности очень затруднительно. Это связано с объективными условиями труда и отсутствию возможности наблюдать конечный продукт деятельности (невозможность проведения полной диагностики). В большинстве случаев результат рекламной кампании заметен лишь через большой промежуток времени и невозможно достоверно утверждать является ли рост продаж результатом деятельности промоутеров, а не иных внешне ненаблюдаемых факторов. Поэтому испытуемые были отобраны по следующим трем критериям:

·        экспертная оценка руководителя или супервизора,

·        экспертная оценка промоутеров,

·        количество розданных листовок в час

Промоутер по первому и второму критерию выделялись с помощью оценки его по 10 бальной шкале эффективности. Предполагается, что промоутер является профессионалом, если руководитель(супервизор) и сотрудники оценивали его как успешно справляющегося со своей работой и обладающего необходимыми профессиональными и личностными качествами.

Для отбора промоутеров по третьему критерию был проведен подсчет количества розданных в час листовок с рекламной продукцией. Успешным считалось количество розданных листовок, превосходящее среднестатистическую норму.

Краткий социологический опрос в форме анкеты.

Данные анкеты были использованы для получения дополнительной информации о промоутерах, особенностях их деятельности и стремлении к профессиональному росту. Данные анкеты были использованы для получения дополнительной информации о промоутерах, особенностях их деятельности и стремлении к профессиональному росту.

Испытуемым было предложено ответить на 9 вопросов, определяющих демографические сведения (Возраст, образование, стаж работы) и социальные компоненты удовлетворенности трудом в сфере маркетинговых услуг.

Цель исследования: изучить психологические особенности лиц, занимающихся промоутерской деятельностью.

Объект исследования - профессиональная деятельность промоутеров.

Предмет исследования - психологические особенности лиц, занимающихся промоутерской деятельностью.

Задачи исследования:

1.       Провести теоретический анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.

2.       Раскрыть психологические аспекты структуры промоутерской деятельности.

Гипотеза исследования: Существуют психологические свойства личности, позволяющие быть эффективным в промоутерской деятельности.

База исследования: Исследование осуществлялось на базе РА «Прогресс» в период с октября 2007 года по март 2008 года. В качестве испытуемых были привлечены промоутеры маркетингового отдела в количестве 20 человек (18 женщин и 2 мужчин).

Таблица 1. Анкетные данные по выборке

№ испыт.

Возраст

Пол

Образование

1

21

ж

высшее

2

20

м

высшее

3

18

ж

среднее

4

21

ж

неоконченное высшее

5

20

ж

неоконченное высшее

6

20

ж

среднее

7

19

ж

среднее специальное

8

19

ж

неоконченное высшее

9

19

ж

неоконченное высшее

10

18

ж

среднее

11

20

ж

неоконченное высшее

12

19

ж

среднее специальное

13

19

ж

среднее специальное

14

20

ж

неоконченное высшее

15

20

ж

неоконченное высшее

16

20

ж

неоконченное высшее

17

ж

среднее специальное

18

20

ж

неоконченное высшее

19

20

м

неоконченное высшее

20

21

ж

высшее


2.2 Результаты эмпирического исследования


В ходе исследования были получены следующие результаты:

Результаты исследования по методике оценки коммуникативных умений.

Обработка данных производилась в соответствии с инструкцией. Среднее значение составило 1.3. Судя по результатам методики можно сделать вывод о высоком уровне коммуникативных навыков у испытуемых. (см. Таблица 2, График 1)

Таблица 2. Результаты исследования по методике оценки коммуникативных умений

№ исп.

%

категория

1

21

2

2

33

2

3

38

2

4

17

2

5

27

2

6

30

2

7

35

2

8

29

1

9

11

2

10

25

2

11

22

1

12

27

2

13

10

1

14

29

2

15

30

2

16

24

2

17

2

18

27

2

19

29

2

20

32

2

Ср. знач

25.9

1.85


График 1. Распределение результатов по методике оценки коммуникативных умений

Среднее значение составило 1.85. Таким образом, судя по результатам методики, можно сделать вывод о высоком уровне коммуникативных умений в группе. Испытуемые обладают хорошим стилем общения и уверенно чувствуют себя при межличностных контактах.

Результаты исследования по методике «Оперативная память»

Подсчитывалось число правильно рассчитанных сумм. Среднее значение составило 33.45, что превышает норму для взрослых. По результатам данной методики можно говорить о нормальном уровне развития мнемических способностей у испытуемых.

Таблица 3. Результаты исследования по методике «Оперативная память»

Количество запомненных пар

1

31

2

33

3

38

4

31

5

37

6

31

7

33

8

37

9

28

10

30

11

33

12

34

13

38

14

39

15

30

16

34

17

35

18

31

19

36

20

30

ср. знач.

33.45


График 2. Распределение результатов по методике «Оперативная память»

Заключение

«Промоутерская» (от англ. «promote» - продвигать, содействовать) деятельность входит в число составляющих рекламной деятельности; она приобрела в маркетинговой области в последние годы большое значение; поэтому работы, исследования, которые затрагивают различные аспекты «промоутерской» деятельности, имеют большую актуальность. Анализ литературы показывает, что «Промоутерская» деятельность определяется нами как деятельность по информированию об особенностях, специфике товара таким образом, чтобы субъект принял решение о приобретении, покупке (то есть, затрагивающая вопросы стимулирования).

Проведенное эмпирическое исследование ставило своей целью выявить наличие психологических особенностей промоутеров, влияющих на эффективность промоутерской деятельности. По результатам математической обработки данных были выявлены следующие профессионально важные качества:

·        Уровень интеллектуальных способностей

·        Уровень развития коммуникативных навыков

Самоактуализационный тест (САТ) показал, что промоутеры имеют направленность на личностный рост.

Метод соц. опроса (анкетирование) выявил наличие у промоутеров таких личностных качеств, как активность и жизнерадостность. Кроме того, в данном опроснике выявилась направленность промоутеров на общение, чувство языка и чувство юмора.

Исследование профессиональных и личностных особенностей промоутеров необходимо продолжать. Дальнейшее исследование темы требует расширения в области эффективности, т.к. объективное измерение эффективности труда промоутеров требует отдельного изучения и увеличения количества испытуемых (более 30 чел.).


Библиография

1.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1999.

2.       Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959 364 с.

.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

.        Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психол. Журнал Т\2, №6, c. 3-22.

.        Анохин П.К. Очерки по физиология функциональных систем. М»: Мед. 1975. с. 448

.        Юшмов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: Феникс, 1996.

.        Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с: ил.

.        Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.

.        Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, М.: Наука, 1982. 185 с.

10.     Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.

.        Климов Е.А. Психология профессионала. - Воронеж.: Издательство Модэк, 1996. c. 372

.        Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. - Пермь.: Книжное издательство, 1961. c. 384

.        Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Издательство МГУ, 1995. c. 179

.        Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987

.        Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988.

.        Альманах психологических тестов. М., 1995, С. 89

.        Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с.

.        Е.Ю. Алешина, П.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по соц. психологии. - М.: Изд. московского университета, 1987. - 120 с.

.        Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2000 - 560 с.

.        Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

.        Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с.

.        Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

.        Е.Ю. Алешина, П.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по соц. психологии. - М.: Изд. московского университета, 1987. - 120 с.

.        Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 368 с.

.        Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 380 с.

.        Бубнова С.С. Система профессионально важных качеств и индивидуальные способы деятельности. Психологическая наука и общественная практика. Ч. 1. М.: Наука, 1983. - 250 с

.        Вахнянская И. Теории личности и личностного роста в современной психологии. - Ижевск, 1998 г., 320 с.

28.     Shostrom E. Personal orientation inventory. // Educational and industrial testing service. N.Y., 1966.

.        Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

.        Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - №1. - 1995. - С. 36-47.

.        Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999. - 200 с.

.        Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993, с. 8-11.

.        Леонтъев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психологии. 1995. №1. С. 97-110.

.        Платонов К.К. Краткий словарь системных психологических понятий. М., «Высшая школа», 1984. - с. 106.

.        Фрейд З. Мал. собр. соч.: пер. т. 1: О психоанализе, 5 лекций. Методика и техника психоанализа. - СПб, 1999. - 223 с.

.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

.        Юнг К. Психологические типы. - М., 1996. - 716 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!