Профилактическая программа сопровождения

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2012-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профилактическая программа сопровождения

Профилактическая программа сопровождения

Первый этап работы - мониторинг.

На стадии мониторинга проводим стандартизированное наблюдение и опросы. Цель его - выявить проблему, упор на которую будем делать в работе.

Направление работы выбирают на основании статистической обработки данных опроса и наблюдения и их экспертной оценки, исходя из которых, устанавливается зависимость между условиями среды и отклонениями поведения. Выявляются условия, которые надо изменить для достижения нормализации поведения.

Если работа проводится в школе, в дополнение к этому используем беседу с учителями. Цель беседы - выявить детей группы риска, а также какие проблемы с зависимым поведением существуют в классе / школе и существуют ли.

Посылаем запросы в различные социальные организации, такие как детские комнаты милиции, диспансеры, организации социальной помощи с целью узнать не находится ли у них на учете кто-нибудь из учеников или учителей, а так же выявляем неблагополучные семьи, члены которых учатся в обследуемом классе.

В дополнение к опросам и наблюдению используем тестирование.

В качестве диагностического инструментария можно использовать:

методика «Диагностика потребностей в новых ощущениях» (М. Цукерман);

методика «Уровень коммуникативной и социальной компетентности у учащихся»;

методика «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай);

методика «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич);

методики на уровень сплочения ученических коллективов.

Выявляем лица с тенденциями к девиантности. Например, люди с высоким показателями по «потребности в поиске новых ощущений» могут быть зачислены в группу риска.

Кроме того, лиц группы риска могут выявить специальные методики диагностики зависимого поведения. Например, методика «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» предназначена для выявления уровня употребления алкоголя и наркотиков, склонности и рисков в отношении химической зависимости в подростковой среде, предрасположенности к аддиктивному поведению. Методика «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) направлена на выявление склонности к алкогольной зависимости и наркозависимости, т.е. также предназначена для выявления аддиктивного поведения у молодежи.

Методики на коммуникативную компетентность и социальную сплоченность показывают, каков психологический климат в классе. Насколько отношения доброжелательны к его членам и наоборот. Доброжелательное отношения может показывать, что все учащиеся класса чувствуют себя полноправными членами группы, имеют поддержку и опору. Кроме того, класс с благоприятным психологическим климатом легче принимает стороннего человека, внезапно вторгшегося в него с профилактической программой.

Итак, мониторинг проведен. Предположим результаты первичного сбора информации показали, что людей с зависимым поведением не выявлено. Обнаружены лица группы риска (учащиеся, начавшие курить), но их не много. Основные проблемы группы - табакокурение. Отсюда:

Цель - мотивировать на бережное отношение к своему здоровью.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

расширение знаний о здоровье (психическом, физическом и нравственном),

выявление и раскрытие личностных ресурсов, развитие личности в целях самореализации собственного жизненного предназначения,

усиление копинг-стратегий, направленных на преодоление стрессовых ситуаций,

формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ,

формирование установки на ведение здорового образа жизни.

Соответственно задачам в работе могут быть использованы следующие методы:

беседы о здоровом образе жизни,

беседы о зависимом поведении,

тренинг личностного роста,

тренинг противостояние групповое давление и умение отстаивать собственную позицию,

ролевые игры,

организация соревнований.

Второй этап - реализация программы.

Реализацию программы начинаем с бесед о здоровом образе жизни и / или зависимом поведении. Беседа может включать ознакомить школьников с современным законодательством Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств.

Во время беседы можно дать учащимся творческое задание, например, придумать историю относительно здорового образа жизни (или зависимого поведения). Заодно, это покажет, насколько хорошо они поняли рассказанный материал и как они представляют себе данную проблему.

Следующими проводятся тренинги. Сначала тренинг личностного роста. Затем тренинг на противостояние групповому давлению и умение отстаивать собственную позицию (развитие лидерских качеств).

Хорошо в качестве профилактики зависимого поведения использовать моделирование ситуаций (ролевые игры, психодрама).

В процессе тренинга личностного роста, выявляются способности членов класса. Исходя из этих данных, ориентируем людей на осознание целостности и многогранности собственной личности. Предлагаем альтернативные сферы жизни, где они с помощью этих качеств смогут добиться успеха.

Наконец, после того как выявлены таланты / способности учащихся, можно, договорившись с администрацией школы, организовать соревнования (в чем угодно, хоть в граффити), или организовать межшкольные состязания с целью практического применения их способностей.

После каждого мероприятия проводим беседу относительно того, понравилось или не понравилось им мероприятие, и если не понравилось, то, что именно.

Существует так же возможность раздать анкету. Примерные вопросы:

что понравилось (собственное мнение анкетируемых),

что не понравилось (полузакрытый, есть варианты ответов и свободная графа для своего мнения, если предложенные варианты не подошли),

что ожидаем от дальнейшего (собственное мнение анкетируемых),

что было бы интересно сделать (полузакрытый).

Исходя из результатов и возможных пожеланий корректируем программу на всех этапах, соответственно какие-либо мероприятия могут быть изменены или убраны вообще.

Третий этап - повторный мониторинг.

Через 3-6 месяцев после проведения программы проводим повторный мониторинг. Диагностируем личностные изменения: коммуникативность, тревожность. Применяем методики диагностики зависимого поведения. Совершаем наблюдение и беседы.

Цель повторного мониторинга - выявить наличие и / или отсутствие изменений. Кроме того, необходимо узнать, в положительную ли сторону направлены эти изменения.

Если положительные сдвиги есть, значит программа результат принесла.

профилактический девиантность ребенок риск

Похожие работы на - Профилактическая программа сопровождения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!