Проблемы возраста человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы возраста человека

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты возраста и возрастных категорий

.1 Понятие и сущность возраста и возрастных категорий

.2 Основные положения периодизации психического развития психологии

Глава 2. Анализ особенностей психического развития на различных возрастных этапах

.1 Психологический анализ возрастных этапов развития (детство, отрочество, юность)

.2 Особенности психического развития личности в периоды взросления, зрелости и старения

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Возрастная психология − это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объектом изучения возрастной психологии является развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре изучения лежат различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.

Предмет возрастной психологии являются возрастные периоды развития, а также причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачами возрастной психологии являются исследование целостного психического развития человеческой жизни от рождения.

Цель работы - характеристика и анализ проблем возраста человека.

Цель работы предопределила задачи работы:

.Изучить теоретические аспекты возраста и возрастных категорий.

. Провести анализ особенностей психического развития на различных возрастных этапах.

В работе использована научная литература известных отечественных авторов в области психологии: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготского, И.В. Носко, И.В. Шаповаленко, Б.Д. Эльконина и др.

Методологической базой исследования послужили общенаучные, специальные и часнонаучные методы исследования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты возраста и возрастных категорий

.1 Понятие и сущность возраста и возрастных категорий

Рассматривая сущность и понятие «возраст» следует отметить, что категория возраст является одной из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Определение возраста в исторических и биологических науках имеет два значения: это абсолютный и условный возраст.

В научной литературе существует множество определений, что означает возраст. Например, возраст - это категория психологии развития, которая обозначает отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, периоды, стадии и др.). Согласно пониманию возраста И.С. Кона, сущность, данного понимания заключается в том, что соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципиально неодинаково у разных индивидов, то возраст не есть и не может быть внутренним моментом процесса развития.

Для понимания сущности и содержания категории возраста ученые разработали системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст, на что указывает И.С. Кон.

Первая система отсчета - это индивидуальное развитие, которое описывается в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни») и производные (возрастные свойства»).

В связи с развитием возрастной психологии и психологии развития в настоящее время возрастные категории выглядят сложными и противоречивыми. психический развитие возрастной

Общая система категории возраста выглядит следующим образом:

По общему определению абсолютный или календарный (хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), т. е. отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.

Условный возраст определяется в некотором процессе развития, на основании каких - либо качественно-количественных признаков.

Хронологический возраст определяется с момента зачатия человека и до момента его смерти и является личным фактом его жизни.

Биологический возраст ученые определяют по состоянию обмена веществ и функций организма в сравнении со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В отношении психологического возраста человека можно отметить, что он определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим комплексом. В данном случае за основу взяты психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.

Анализируя социальный возраст можно отметить, что названный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с статистически нормальным уровнем для его сверстников. В основе понятия социального возраста лежат те социальные изменения, которые происходят в психике.

Особый интерес представляет субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Сущность субъективного, переживаемого возраста личности заключается в его возрастном самосознании, зависящем от событий происходящих в жизни человека и его субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

В данном случае за основу определения возраста берется самоощущение человека, то есть, к какому хронологическому возрасту, он сам себя приписывает. И соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

В научной литературе принято используют три основных термина для описания индивидуального развития: время жизни, жизненный цикл и жизненный путь. Сущность и содержание названных понятий заключается в следующем.

Время жизни понимается как период, который обозначает интервал между рождением человека и его смертью, а также изучение психического развития индивида на протяжении всей его жизни.

Сущность понятия жизненного цикла означает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Так как биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Например, организм последовательно проходит этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти.

Одним из современных научных терминов, используемых для описания индивидуального развития является термин «жизненный путь». Б.Г. Ананьев считает, что жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что для индивидуального психического развития, а, следовательно, для жизненного пути человека большое значение имеет история. Деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Всякий человек имеет свою историю, поскольку он включается в историю человечества.

Таким образом, историко-культурный анализ жизненного пути человека и его отдельных компонентов отнюдь не отрицает онтогенетических инвариант развития в его целом - развития индивида. Тем не менее, он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия.

Неизменным является последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов.

Таким образом, понятие возраста является производным из теории развития и принципа периодизации. Следует отметить, что все три категории (развитие, периодизация, возраст) являются взаимополагающими, и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет.

Известно, что каждый конкретный возраст всегда имеет историю своего возникновения, однако он не имеет истории своего развития (или он однажды возник и есть, или его нет), как не было когда-то дошкольного детства, юности и др. Ученые отмечают, что силу того, что возраст образуется, специально конструируется в соответствии со сдвигами в общественной практике (общественном развитии), он все более дифференцируется и усложняется его структура. Вышесказанное подтверждается тем, что в одном только дошкольном детстве сегодня выделяют такие возрастные субпериоды, как новорожденность, младенчество, раннее детство, младший, средний дошкольный возраст, каждый из которых имеет свою сугубую специфичность. В связи с тем, что происходит увеличением объема социального содержания жизни, усложнением задач социального бытия индивида; происходит также углублением представлений о нормативном характере общего психического развития в определенном возрасте, такое усложнение структуры возраста не случайно.

1.2 Основные положения периодизации психического развития психологии

Разделение жизненного пути на периоды, позволяет понять закономерности возрастного развития и специфику отдельных возрастных этапов. Перед психологами до сих пор стоит вопрос, что способствует качественному своеобразию стадий психического развития человека. Содержание, название периодов психологического развития, а также временные границы определяются учеными. Можно назвать многих ученых, которые выделяли разнообразные основания для построения периодизации, например, А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.

Известно, что одной из первых психологических периодизаций была К. Геттинсоном (ученик Холла). Основанием периодизации являлась теория рекапитуляции, а критерием деления детства на периоды являлся способ добывания пищи.

В своей работе «проблема возраста» Л.С. Выготский систематизировал все существующие на то время теории периодизации психологического развития. Ученый разделил все теории на три группы.

В первую группу вошли периодизации, в основе которых лежал принцип аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития, а не расчленения самого развития личности на этапы. К такой группе периодизации принадлежит теория С. Холла, которая создана по аналогии с развитием общества, при этом соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма.

Вторую группу составляли периодизации, которые в основе которых был один или несколько признаков развития. Например, вышеназванная теория периодизации П.П. Блонского, который в качестве основания своей периодизации использовал дентицию. К данной группе относятся периодизации З. Фрейда и Ж. Пиаже. Основанием периодизации З. Фрейда является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. В основе периодизации Ж. Пиаже лежит развитие интеллектуальных структур. Исходя из анализа второй группы теорий периодизации, можно сделать вывод, что в основе названных теорий лежит один критерий развития.

Третью группу, составляют периодизации, которые связаны с выделением существенных особенностей самого развития. Например, периодизация А. Гезелла, который считал, что «плотность» развития с взрослением уменьшаться.

Одними из самых известных и обоснованных теорий периодизации являются периодизации Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского. Далее необходимо проанализировать и дать характеристику теория периодизации психического развития названных ученых.

Теоретики и практики в области психологии широко используют периодизацию Э. Эриксона. В основании периодизации ученого лежат три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я.Периодизация развития Э. Эриксона носит название эпигенетической. Центральным в периодизации является понятие самоидентичности, то есть субъективное чувство непрерывной самотождественности. Переход от одной формы самоидентичности к другой и вызывает кризисы идентичности.

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно изучались такими учеными как А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.

В основе отечественной возрастной психологии преимущественно лежат работы Л. С. Выготского. В своей работе «Проблема возраста» (1934) ученый рассматривает вопросы по определению возраста, а также предлагает новую периодизацию развития. В основе периодизации Л.С. Выготский, лежит диалектическая моделью развития и идея скачков, то есть процесс перехода к новому качеству. По Л.С. Выготскому в относительно устойчивые, или стабильные периоды ребенок развивается главным образом в результате небольших изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем в процессе скачка появляется какое-то возрастное новообразование.

По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются. Л.С. Выготский выделил следующие критические периоды: кризис новорожденности, одного года, 3 лет, 7 лет, 13 лет (подростковый), 17 лет (юношеский).

По мнению Л.С. Выготского развитие в стабильный период способствует возникновению новой структуры личности, то есть новообразования, что нарушает гармонию между ребенком и окружающей его действительностью. Таким образом, возникает противоречие: ребенок с изменившимся строением личности это уже другой человек, его социальное бытие существенным образом отличается от бытия ребенка более раннего возраста.

Л.С. Выготский дает определение кризису. Так, кризис - это кульминация литических микроизменений, которые накапливаются на протяжении предшествующего стабильного периода.

Развитием положений Л.С. Выготского о периодизации психического развития были продолжены в работах его последователей: А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина и др.

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, в работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина называется ведущим. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе. Можно отметить, что Д. Эльконин предложил одну из наиболее полных периодизаций психического развития. Ученый выделил две стороны деятельности: познавательную и мотивационную. Известно, что в отечественные психологи используют периодизацию Д.Б. Эльконина.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что кризис специфический момент развития, процесс перехода от стадии к стадии, от этапа к этапу, имеющий признаки разрушения старой системы (отношений, действий, связей).

Таким образом, исследования в отечественной возрастной психологии были ориентированы преимущественно на детский и юношеский этапы развития человека, и соответственно, что основные закономерности и механизмы психического развития были сформулированы именно для этого интервала жизни.

Одной из главных составляющих психологического развитие человека является его семья, а также сфера досуга. Самостоятельная профессиональная деятельности человека связана с еще одной детерминантой развития - это ценность саморазвития.

Глава 2. Анализ особенностей психического развития на различных возрастных этапах

.1 Психологический анализ возрастных этапов развития (детство, отрочество, юность)

Анализируя психологическое развитие детства, следует отметить, что детство есть начальный период онтогенеза, в то же время детство - это социокультурный феномен и исторический процесс. Многие ученые начинают свой анализ различных возрастных этапов именно с характеристики детства, так как появление на свет является важным событием в жизни каждого человека. По мнению ученых, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка - это появление улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

Наблюдается следующая ситуация в отношениях ребенок - родители: начиная вести себя как независимое существо ребенок требует желаемое, тем самым проявляя свой негативизм, а в ответ наталкивается на запрет взрослых.

После кризиса первого года жизни наступает стабильное раннее детство. Этот период охватывает возраст от 1 до 3 лет и затем заканчивается кризисом 3 лет, который достаточно обстоятельно освещен в отечественной и зарубежной литературе.

Л.С. Выготскоий приводит семь симптомов, которые свидетельствуют о наступлении кризиса трех лет: 1) негативизм; 2) упрямство требованиях; 3) строптивость направлена против норм и методов воспитания; 4) своеволие; 5) протест-бунт - в отдельных ситуациях ребенок проявляется протест; 6) симптом обесценивания; 7) деспотизм.

Вторичным признаками проявления кризиса трех лет психологи относят потребность ребенка в оценке взрослого, то есть взрослый должен оценить действия ребенка, его поощрить.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка, что проявляется в потребности в реализации и утверждении собственного Я.

В дошкольном возрасте интересы ребенка переходят от предметного мира к миру взрослых людей. Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, которая подробно изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др.

В дошкольном периоде, согласно Л. С. Выготскому, основными психологическими новообразованиями являются: развитие памяти, возникает схематическая картина мира, природы и общества, формируются новые отношения между ребенком и взрослым, образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, происходит развитие мотивационно - потребностной сферы, происходит усвоение этических норм. Дошкольное детство это период первоначального складывания личности, формирования самооценки, а также складывается тенденция к осуществлению деятельности неигрового характера. Кроме того, возникают предпосылки кризиса семи лет1.

Следующий период развития детей - младший школьный возраст от 6 -7 до 10-11 лет. Данный период развития способствует новому положению ребенка в обществе, ребенок приобретает статус ученика, появляется новая ведущая деятельность - обучение. Учебная деятельность накладывает на ребенка фактор нормативности, то есть появление прав и обязанностей.

Следующий период развития в науке называют кризис отрочества или предподростковый кризис.

В среде ученых существует дискуссия по поводу кризис отрочества. Так, известны несколько принципиальных позиций рассмотрения периода от 9 до 11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода, к таким ученым относится Л.С. Выготский, другая группа ученых - считают частью критического (в целом) подросткового возраста (ученый Л.И. Божович), окончанием детского возраста, латентной стадией считает З. Фрейд. Д.Б. Эльконин в своей периодизации этот период рассматривает как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами.

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется мотивационным кризисом. У детей возникает негативное отношение к образовании, школе, возникает нежелание выполнять учебные задании, возникают конфликты с учителями.

Следующим этапом анализа является подростковый возраст или отрочество. Названный период является периодом завершения детства, переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст часто соотносится с хронологическим возрастом от 10 - 11 до 14 - 15 лет. Подросток начинает сравнивать себя с младшими детьми, взрослыми, начинает чувствовать себя взрослым, стремится проявлять себя независимым. Возникшее чувство взрослости является новообразованием для подросткового возраста. Подростковый период связан с серьезными физиологическими, психологическими преобразованиями в организме ребенка.

Многие ученые посвящали свои исследования изучение подросткового возраста. Например, С. Холл в своей работе «Взросление» сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества. Он перечислил содержательно-негативные характеристики данного развития. К ним относятся: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Позитивным приобретением подросткового возраста является чувство индивидуальности. Подростковый возраст и юность является центральным периодом для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности.

В отечественной психологии определение сущности и содержания подросткового периода содержатся в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.

В своей работе Божович Л.И. отмечал, что подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых.

В то же время, Д.Б. Эльконин, отмечал, что подростковый возраст можно рассматривать как стабильный. Ученый разделял кризисы на предподростковый и на кризис перехода к юношескому возрасту. В подростковом возрасте ведущей деятельность является общение со сверстниками. В то же время учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план, считает Д.Б. Эльконин.

По мнению Д.И. Фельдштейна, ведущей деятельности подросткового периода является общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность (например, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная).

Сущность переходности психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости.

Л.С. Выготский3 считал, что 13 лет является переломной точкой кризиса, а возраст с 14 до 15 лет посткризисными годами. В этот период складываются новые психологические образования, которые воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.

Прохождение подросткового кризиса во многом зависит от понимания и чуткости взрослых (педагогов родителей и других близких).

Резюмируя вышесказанное следует отметить, что кризис перехода к юности (от 15 до 18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта.

Анализируя юность как психологический возраст необходимо отметить, что в схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17 - 21 годом для юношей и 16 - 20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22 - 23 годам у юношей и 19 - 20 годам у девушек. Однако современные представления о границах возраста охватывают период от 14 - 15 до 18 лет. С точки зрения социального самоопределения юность является завершающим этапом первичной социализации, в то же время социальный статус юношества неоднороден.

В психологических периодизациях А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин делают акцент на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Д.И. Фельдштейн, считает, что в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Л.И. Божович определяет данный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы. Она связывает юношество с определением своего места в жизни, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.

Период юности является очень значимым периодом для дальнейшего развития человека. Это период социального, личностного, профессионального и духовно-практическое самоопределения.

Отличительная особенность юности - это активное развитие сферы чувств. Устремление в будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, создают у юношей и девушек оптимистическое настроение, повышенный жизненный тонус. Учеными отмечается, что общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков.

.2 Особенности психического развития личности в периоды взросления, зрелости и старения

Следует особо подчеркнуть, что развитие личности в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии.

В науке возрастной психологии посвящен специальный раздел изучающий развитие взрослого человека, который называется акмеологией5. Вершиной в развитии взрослого человека, его зрелости является феномен акме, считает А.А. Бодалев.

В период зрелости человек активно включается в социальные отношения, то есть в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. Социальная составляющая развития зрелого человека предполагает стремление к самостоятельности, независимости, характеризуется отношением ответственности. Ученые отмечают, что ведущим типом деятельности в период зрелости является труд. Таким образом, в период зрелости большое значение имеет стремлении к высшим достижениям человека в разных областях − физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

Период взрослости является наиболее продолжительным периодом онтогенеза. Ученые выделяют три стадии взрослости: 1) ранняя взрослость (молодость); 2) средняя взрослость; 3) поздняя взрослость (старение и старость).

Признаками взрослости являются: новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности; преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; наличие некоторых черт характера, таких как твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.; социальные и культурные ориентиры.

Согласно теории Э. Эриксона зрелость является возрастом «совершения деяний», это период наиболее полного расцвета физических, творческих сил, а человек становится тождественным самому себе. Приоритетными линии развития человека средних лет являются: генеративность, производительность, созидательность и др., стремление достичь высокого уровня в своей профессии, наличие гражданской позиции и др., большое значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

В научной литературе отмечается, что в западной психологии изучение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости. Ученые выделяют возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (от 28до 34), от 40 до 45, от 55 до 60 лет и более поздний возраст. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют условный характер. Фазы возникновения, продолжительность, остроты прохождения кризисов в период взрослости могут варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой возрастных кризисов развития является внутреннее стремление к росту и само - совершенствованию. Так же ученые отмечают влияние ряда внешних факторов.

Причинами, способствующими появлению кризисов, ученые называют: изменения состояния здоровья, экономические, социально - политические факторы, смена условий, требований, социальных ожиданий. Кроме того, возможно возникновение двойного кризиса, то есть наложения социального кризиса на возрастной, в связи с обострение социальных изменений.

В научном мире известна теория Левинсона, он анализировал процессы жизни взрослых людей. Согласно периодизации Левинсона, существуют следующие возрастные переходы: 1) к ранней взрослости - от 17 до 22 года; 2) переход 30-летия − от 28 до 33 года; 3) к средней взрослости - от 40 до 45 лет; 4) переход 50-летия - от 50 до 55 лет; 5) переход к поздней взрослости - от 60 до 65 лет 3.

Возраст от 17 до 33 лет является вступлением во взрослость и периодом начинаний. Возрастные переходные периоды, согласно теории Левинсона, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются серьезному пересмотру и переоценке.

Известным кризисом является кризис середины жизни, то есть кризис 40 - летия1. Кризис взрослости протекает довольно длительно, это время для подведения предварительных итогов. В сорок лет изменяются и социальные ожидания. Это период оправдания ожиданий от конкретной личности со стороны общества, ее отдачи в виде материально и духовного продукта2.

Период зрелости от 44 до 60 лет характеризуется как и в предыдущие периоды, развитием личности, однако имеет свои специфические психологические особенности. В общем виде они сводятся к следующему: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей; уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни; менопауза; изменения в физическом и интеллектуальном развитии и др.3 У людей, которые успешно преодолели кризис, после 50 - 60 лет возможна творческая и профессиональная кульминация, отодвигаются повседневные проблемы, появляются новые возможности. Угрозой психическому и физическому благополучию может послужить неразрешенность кризисных переживаний сорокалетнего периода, отказ от обновления, что способствует возвращению кризиса с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек погружается в работу. Человеку нужно приготовиться к уменьшению физических сил и увеличению зависимости от других. Ш. Бюлер сообщает об этой стадии как о начале старения; она отмечает, что решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Этот период жизни обозначается как трудный возраст душевного кризиса, а годы жизни человека от 55 лет до 65 лет называется предпенсионным возрастом.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что развитие в зрелом возрасте не идет линейно, так временами закономерно возникают достаточно драматические переходы к иным мотивационным путям, к иной смысловой ориентации основных видов деятельности.

По мнению Ф. Ариеса старость как социальная категория старость была выделена лишь в XX веке. Актуальность изучения геронтопсихологических проблем было вызвано демографической проблемой, которая складывается в мире. Происходит процесс старение населения мира, то есть увеличивается количество пожилых людей, особенно это очевидное в высоко - развитых странах. Одной из самых стареющих стран признана Япония. Причинами старения населения являются: улучшение условий жизни, сокращение рождаемости, увеличение индивидуальной продолжительности жизни. Процесс старения рассматривается как социально - экономическая проблема, биологическая и личностная проблема.

В настоящий момент вопросы причин старения, возможности расширения возрастных рамок, активной трудоспособности и полноценной жизнедеятельности являются комплексом проблем изучения геронтологии, геронтомедицины, геронтопсихологии. В то же время старение реально создает много психологических трудностей: отсутствие трудовой деятельности, часто воспринимается как вынужденная праздность.

В научном мире известны много подходов к пониманию и изучению старости. Ученым важно определить, какое должно быть базовое представление о старости

Процесс старения неоднороден. Ученые традиционно выделяют три периода геронтогенеза: 1) пожилой возраст: для мужчин от 60 до74 года, для женщин от 55-до74 года; 2) старческий возраст от 75 до 90 лет; 3) долгожители от 90 лет и старше.

Старость определяется как социальная проблема, которая выражается в том, что происходит процесс потери социальных связей, уходят из жизни близкие, знакомые, друзья и появляется чувство одиночества и безысходности.

Ученые отмечают, что после 60 - ти лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается особенно болезненно, даже при наличии необходимой социальной поддержки старости. Многим пожилые люди ощущают чувство брошенности, ненужности. Из этого следует вывод, что в старости отмечается не только ограничение межличностных контактов, но и нарушение самого качества человеческих взаимоотношений. Согласно статистике, в старости происходит много случаев суицида.

Заключение

Темой настоящего исследования являлась проблема возраста человека. В процессе изучения вопросов психологии развития и возрастной психологии были изучены теоретические аспекты возраста и возрастных категорий, определено понятие и сущность категории возраста, изучены основные положения периодизации психического развития психологии.

Во второй главе проведен анализ особенностей психического развития на различных возрастных этапах: детство, отрочество, юность, периоды взросления, зрелости и старения

Было установило, что понятие возраста является производным из теории развития и принципа периодизации. Следует отметить, что все три категории (развитие, периодизация, возраст) являются взаимополагающими, и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет.

Известно, что каждый конкретный возраст всегда имеет историю своего возникновения, однако он не имеет истории своего развития (или он однажды возник и есть, или его нет), как не было когда-то дошкольного детства, юности и др. Ученые отмечают, что силу того, что возраст образуется, специально конструируется в соответствии со сдвигами в общественной практике (общественном развитии), он все более дифференцируется и усложняется его структура.

В настоящий момент имеется множество теорий изучающих периодизацию развития. Целью каждой периодизации является определение границы, которые отделяют друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос о делении онтогенеза (индивидуальное развитие, временная дистанция длиной в человеческую жизнь) на отдельные, в возрастном отношении ограниченные периоды, стадии, долгое время были и по - прежнему остаются предметом изучения ученых.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что периодизация развития относится к числу наиболее сложных, актуальность теорий периодизации в современной психологии несколько уменьшилась, однако вопрос о периодизации до сих пор не имеет однозначного решения проблем ни в психологии, ни в физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Большинство ученых не отрицает принципиальную значимость теорий периодизации. Современные теории периодизации исходят из комплексной характеристики возрастного периода и рассматривают весь жизненный путь человека, а не только период его детства.

Изучение особенностей психического развития на различных возрастных этапах: детство, отрочество, юность, периоды взросления, зрелости и старения позволило выявить, основные отличия возрастных периодов, специфику ведущей деятельность, сущность и содержание психологических кризисов.

Было установлено, что детство есть начальный период онтогенеза, в то же время детство - это социокультурный феномен и исторический процесс. Ученые отмечают, что на детство могут оказывать определенные этнокультурные и социально - экономические факторы развития общества.

Многие ученые начинают свой анализ различных возрастных этапов именно с характеристики детства, так как появление на свет является важным событием в жизни каждого человека.

Следует особо подчеркнуть, что развитие личности в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии. В науке возрастной психологии посвящен специальный раздел изучающий развитие взрослого человека, который называется акмеологией. В научной литературе отмечается, что в западной психологии изучение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости.

Движущей силой возрастных кризисов развития является внутреннее стремление к росту и само - совершенствованию. Причинами, способствующими появлению кризисов, ученые называют: изменения состояния здоровья, экономические, социально - политические факторы, смена условий, требований, социальных ожиданий. Кроме того, возможно возникновение двойного кризиса, то есть наложения социального кризиса на возрастной, в связи с обострение социальных изменений.

Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху, что значительно влияет на психическое развитие человека. Конец XX - начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни, события - вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Акмевершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности2Жизненный путьистория формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения3Идентичностьэмоционально - когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.4Интериоризацияформирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.5Возрастные кризисыусловное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому6Мотивсложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием); внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности. Связанное с удовлетворением определенной потребности7Мотивационно-потребностная сфера личностиаспекты личности и личностные состояния, которые побуждают личность к действию, вызывают активность субъекта с определенной целью. Мотивационно-потребностная сфера личности включает интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы8Мудростьэкспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам; глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт9Особенности подросткового возрастахарактеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками. Чувствами, установками, мотивами и пр.10Психологический возрастхарактеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками. Чувствами, установками, мотивами и пр.11Возрастная психологияотрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Список использованных источников

1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М, 1990.

.Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. − Т. 3.

.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 1999.

.Носко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Носко. - Владивосток, 2008.

.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - М.: Гардарика, 2002.

.Сапогова Е.Е. Психология развития: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

.Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 38 - 39.

.Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Д.И. Фельштейн. - Издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарика, 2005. - 349 с.


Похожие работы на - Проблемы возраста человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!