Познание деструкций психики субъекта с использованием камней

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,98 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Познание деструкций психики субъекта с использованием камней

ПОЗНАНИЕ ДЕСТРУКЦИЙ ПСИХИКИ СУБЪЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМНЕЙ*

познание деструктивная психика камень

Актуальность проблемы познания деструктивных тенденций психики субъекта состоит в увеличении потребности общества в психологическом развитии. Вопрос о конкурентной способности специалиста-психолога связан с его личностными качествами, возможностью реализации потенциала. В психологической науке рассматривается задача создания условий для познания личностью глубинной обусловленности собственного поведения.

Тема «Познание деструкций психики субъекта с использованием камней» направлена на исследование процесса познания психики в ее целостности, осуществляемого в ракурсе психодинамической методологии, в поле зрения которой находится противоречивость сфер сознательного и бессознательного. Методической частью психодинамической методологии является групповая коррекция, подчиненная законам положительной дезинтеграции и вторичной интеграции на более высоком уровне развития психики субъекта. В данной работе поставлена цель обоснования возможностей психоаналитического познания деструктивных тенденций психики с использованием камней в процессе моделирования респондентом внутренних феноменов собственной психики.

В аналитической психологии используют понятие «деструдо» для обозначения разрушительной энергии, противоположной либидо. Словари иностранных слов понятие деструкции определяют как «разрушение, нарушение нормальной структуры чего либо» [1; 191].

К деструктивным тенденциям психики субъекта можно отнести: инфантилизм, тревожность, немотивированный страх, актуализацию чувства неполноценности, эгоцентризм, пассивность, блокирование творческого потенциала, энергическое импотирование, отчуждение, депрессию, агрессию, регрессию, апатию. Следствием деструктивных тенденций психики субъекта есть искажение социально-перцептивной реальности в восприятии действительности и других людей.

Искажение является и следствием и показателем закрытости личности для получения нового опыта. Разработанный академиком НАПН Украины Т. С. Яценко метод активного социально-психологического обучения (АСПО) направлен на глубинно-психологическое выявление деструктивных тенденций психики субъекта, разрушающих личность и ее взаимоотношения с другими людьми [2]. Деструктивные тенденции психики обусловлены ее внутренней противоречивостью, маскирующейся благодаря психологическим защитам. К наличию объективной дезинтеграции психики непосредственно причастна система психологических защит, управляющая динамикой субъективной интеграции, сопряженной с искажениями восприятия субъектом результатов собственного поведения. Познание глубинных аспектов поведения респондента предполагает нивелирование ситуативной защиты. Для этого в группе АСПО вводятся принципы: обращение друг к другу по имени и на «ты», высказывание эмоций, спонтанность и непроизвольность, принцип «здесь и сейчас», принятие друг друга без критики, оценочных суждений в черно-белых категориях и т. п. Таким образом, ситуативная защита психики нивелируется для прорабатывания базальной защиты, которая задает динамику психических процессов и определенную инвариантность поведения. Когнитивной основой базисных защит является «логика» бессознательного. Активность бессознательного не может прямолинейно проявляться в поведении субъекта. Неосознанную тенденцию поведения субъекта можно объективировать лишь опосредованно, через актуализацию механизмов перенесения, замещения, проекции и др.

Психодинамическая теория ассимилирует феноменологический подход, акцентирующий внимание на понимании субъектом своего поведения, в частности, внутренних смыслов, что обнаруживаются в процессе глубинного познания. Психоаналитическая работа с использованием камней предполагает минимальную инструкцию, например, используя камни выстроить модель значимой ситуации или модель семьи.

Выбор субъектом камней детерминирован их формой и цветом в соотношении с компонентами, отображающими значимые отношения. Камень имеет влияние на субъекта благодаря своей архетипной сущности. Протагонист в моделировании психологических феноменов проецирует с помощью камней неосознанные смыслы, несущие индивидуальное содержание. При этом модель из камней выступает как система объектов (знаков), отображающая особенности оригинала взаимоотношений или эмоционального состояния, значимой ситуации и др. Визуализация в форме моделирования с помощью камней является представлением физического явления или процесса, удобных для зрительного восприятия [1]. Для субъекта невидимыми являются детерминанты психики, императив влияния объективных отношений на его эмоционально-поведенческий аспект. Последнее объясняет важность визуализации, которая эксплицирует внутренние неосознанные содержания. Камень как метафоричный инструмент сопутствует чувству защищенности у протагониста и более глубокому познанию благодаря своей символичности.

В психоаналитической работе психолог обращает внимание на пространственные, временные характеристики композиции из камней и индивидуальные ассоциации протагониста. Диалогичность, уточнение психологом и прояснение респондентом способствует динамике моделей из камней (внесение новых, перестановка уже существующих фигур на модели). Динамика перестановок дает возможность проследить процесс изменений в отношениях между близкими людьми, их позиции относительно друг друга, итеративность поведения. Моделирование с помощью камней позволяет выявить фиксации психологических травм субъекта, повторение которых переносится на взаимосвязь «здесь и теперь» с целью их разрешения. Объективирование детских значимых ситуаций способствует принятию их такими, которые осуществились, что позволяет субъекту развиваться, психологически используя потенциал в своей реализации.

Таким образом, использование модели из камней характеризуется относительной простотой для научного наблюдения.

Моделирование с помощью камней позволяет определить факторы, что несут в себе камни и познать вложенный смысл респондента в диалоге с психологом. Проецированный на камни смысл является истинным в ситуации спонтанного и непроизвольного поведения респондента. Последнее объясняет выявление инвариантной активности детерминированной базальными защитами, что служит интеграции сознательного и бессознательно. Целостность познание психики осуществляется в единстве бессознательного и сознательного через единение образности (моделирование с помощью камней) и вербализации (диалог).

Выводы

Психоаналитическая работа объективирует деструктивные тенденции психики путем познания субъектом ее внутренних противоречий, что способствует развитию его социально-перцептивного интеллекта через нивелирование выявленного итеративного поведения. Использование моделирования психологических феноменов с помощью камней доказывает возможность объективирования логики бессознательного, что позволяет расширить сознание субъекта, раскрыть возможность реализации его потенциала.

Список использованной литературы

1.Современный словарь инностраных слов: Ок. 20 000 слов. - 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., 2001. - 742 с.

2.Теория и практика глубинной коррекции: Третья Авт. школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко / Сост. А. В. Глузман (и др.). - Ялта: РИО КГУ, 2010. - 200 с.

Похожие работы на - Познание деструкций психики субъекта с использованием камней

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!