Память как психический процесс. Особенности памяти дошкольника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    198,09 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Память как психический процесс. Особенности памяти дошкольника

Моя память имеет странную особенность. Если она помогает, то это происходит лишь до тех пор, пока я пользуюсь ею. Но как только я перенесу её содержание на бумагу, она оставляет меня. И то, что написано, я уже никогда не могу вспомнить.

Жан-Жак Руссо

 

Введение

Проблема памяти - одна из наиболее привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Интерес к ней на протяжении долгого времени был исключительно велик. Количество экспериментальных исследований в этой области огромно и уступает разве лишь изучению ощущений, где напряжённая работа ведется не только психологами, но и физиологами. Значительно число теоретических работ, пытающихся осмыслить жизненные наблюдения и экспериментально найденные факты, дать им теоретическое истолкование, развернуть на их основе теорию памяти. Вопросам запоминания и воспроизведения отводится много места во всех курсах и учебниках психологии. Педагогическая психология значительное внимание уделяет материалам, относящимся именно к памяти, к её закономерностям. Существенную роль в качестве его источника играет уже само значение памяти как основы использования предшествующего опыта, предшествующей практики. Хорошо известно, что любая деятельность немыслима без опоры на то, что уже познано ранее и что затем так или иначе сохраняется в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Чем выше культурное развитие человека, тем большие требования предъявляются к его памяти. Количество знаний, которые надо усвоить и сохранить в полной готовности к использованию, у человека высокой культуры отнюдь не меньше того, что приходится удерживать в памяти людям менее высокого культурного уровня.

Показателем весьма важного значения, какое придавалось памяти ещё с давних пор, является тот огромный интерес, который всегда вызывали к себе проявления исключительной памяти, а также и «искусство запоминания».

Я выбрала тему «Память» для экзаменационного реферата потому, что проблема памяти была и остаётся одной из самых актуальных. Роль памяти нельзя переоценить. Почти все аспекты жизни так или иначе связаны с памятью, с её функциями и процессами. Без неё человек не смог бы ничего сделать, потому что память - это ниточка, соединяющая прошлое и настоящее человека. Мы обязаны всеми нашими знаниями, достижениями, умениями именно памяти. Без неё все наши навыки остались бы в прошлом и нам периодически приходилось бы всё учить заново через какое-то время. Без памяти наша психика и взаимодействие с окружающим миром не могут развиваться. Память играет огромную роль в жизни каждого человека и не может быть заменена чем-то другим.

Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.

Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.

I. История изучения памяти

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могут позволить расширить объём запечатлённого материала.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приёмов, существенно расширять объём удерживаемой информации и сроки её хранения.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применён экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Ещё в 80-х годах позапрошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил приём, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления - это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала (подробнее см. в Приложении 1, опыт 3). Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, применившего эти приёмы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чьё фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

На первых порах исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь к изучению специальной сознательной мнемической деятельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения следов), чем к широкому анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И.П.Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и её основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Исследование высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку применять известные приёмы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого, лишь описывались философами, которые противопоставляли их естественным формам памяти и считали проявлением высшей сознательной памяти. Однако эти указания философов-идеалистов (например, известный французский философ А.Бергсон), не стали предметом специального и строгого научного исследования, и психологи либо говорили о той роли, которую играют в запоминании ассоциации, либо указывали на то, что законы запоминания мыслей существенно отличаются от элементарных законов запоминания. Вопрос о происхождении и тем более о развитии высших форм памяти у человека почти совсем не ставился.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания. (Подробнее об опосредствованном запоминании см. в Приложении 1, опыт 4). Исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления, были существенно дополнены отечественными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного (непреднамеренного) запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, которые происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приёмы запоминания сложного материала.

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, механизм физиологического запечатления следов и природа самой памяти оставались не изучены, и философы и психологи ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи», не делая никаких попыток к раскрытию её сущности и глубоких физиологических механизмов, лежащих в её основе. И лишь за последние 30 лет появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК. Появилась система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, необходимое для их закрепления, и условия, приводящие к их разрушению.

После этого появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Всё это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Несмотря на то, что многие вопросы памяти остаются нерешёнными, психология располагает сейчас несравненно большим материалом по изучению процессов памяти, по сравнению с тем, что было некоторое время назад. В настоящее время существует много разноуровневых подходов к изучению процессов памяти. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в её основе. Многие из теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако остаётся неизменным то, что память - это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.

Память и её процессы исследовало множество учёных. Среди них были Блонский Павел Петрович, который предложил генетическую теорию памяти («Память и мышление», 1935), сохраняющую значение до сих пор; Зинченко Пётр Иванович, занимавшийся проблемами психологии памяти <#"555121.files/image001.gif">


С детьми в возрасте 2 - 4 лет следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».         Читать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребёнка бывают неточными. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребёнок лучше запоминает.

Читая и разучивая с ребёнком стихи русских писателей о природе, необходимо знакомить ребёнка с временами года. Обязательно нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе в разное время года.

Игры для развития памяти у дошкольников.

Игра «Где спрятана игрушка», «Запомни картинки», «Какой игрушки не хватает», «Прогулка в картинках», «Запоминаем вместе».

Для развития зрительной памяти можно использовать специальные упражнения: «Воспроизведи фигуры, которые ты видел», «Назови картинки, которые ты видел» и др.

Для развития смысловой памяти можно использовать упражнение «Воспроизведи рассказ» и др.

Заключение

Изучив данную тему, я могу сделать выводы, что память - это очень сложный психический процесс, требующий глубокого и серьёзного изучения.

Память - это не просто какая-то отдельная функция нашей психики, а целый механизм, без которого любая наша деятельность немыслима.

Память, её механизмы и процессы привлекали внимание учёных ещё с самых давних пор. Пытаясь разгадать эту загадку, они разрабатывали различные научные теории, в которых пытались объяснить, как происходят эти сложные процессы.

Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении памяти. Было дано определение памяти как психическому процессу. Были выявлены виды памяти, зависимость их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид памяти превалирует в том или ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь различных видов памяти, её закономерности.

Очень подробно были изучены процессы памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и сохранение.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение и припоминание. Главной характеристикой забывания является зависимость его от времени, а сохранение имеет избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность деятельностной концепции памяти, которая определяет основное направление при изучении вопросов памяти в отечественной психологической науке.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития памяти в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается память в различных видах детской деятельности.

Проблема памяти - одна из наиболее важных на сегодняшний день. Хорошо известно, что любая деятельность немыслима без опоры на то, что уже познано ранее и что затем так или иначе сохраняется в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Показателем весьма важного значения, какое придавалось памяти ещё с давних пор, является тот огромный интерес, который всегда вызывали к себе проявления исключительной памяти, а также и «искусство запоминания».

Список использованной литературы

1.   Алфёров А.Д. «Общая психология». Курс лекций. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. 446с.

2.       Аткинсон Вильям В. «Познай себя. Развитие памяти и интеллекта». СПб.: «Респекс», 1994. 382с.

.         Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология». Учебное пособие для педагогических училищ. М.: «Просвещение», 1988. 336с.

.         Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». СПб.: Союз, 1997. 222с.

.         Выготский Л.С. «Лекции по психологии». СПб.: Союз, 1997. 140с.

.         Данилова Е.Е. «Практикум по возрастной и педагогической психологии». М.: Академия, 1999. 159с.

.         Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости». М.: Творч. центр «Сфера», 2001. 463с.

.         Лёзер Ф. «Тренировка памяти». М.: изд. «Мир», 1979. 164с.

.         Маклаков А.Г. «Общая психология». Учебник для ВУЗов. СПб.: «Питер», 2000. 540с.

.         Марцинковская Т.Д., Изотова Е.И., Счастная Т.Н. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2003. 252 с.

.         Петровский А.В. «Общая психология». Учебник для ВУЗов. М.: «Просвещение», 1977. 479с.

.         Пиаже Ж., Инхельдер Б. «Психология ребёнка». СПб.: Питер, 2003. 159с.

.         Смирнов А.А. «Психология запоминания». М.: изд-во Академии Пед. наук РСФСР, 1948. 327с.

.         Смирнова Е.О. «Психология ребёнка». Учебник для педагогических ВУЗов и училищ. М.: Школа-пресс, 1997. 383с.

.         Шаграева О.А. «Детская психология. Теоретический и практический курс». Учебное пособие для ВУЗов. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. 367с.

.         Эльконин Д.Б. «Детская психология». М.: «Госуд.Учпедгиз», 1960. 414с.

18.     http://www.art-of-mind. ru/wordpress

.         http://www.vspomni. info/

20.     http://effection. ru/68.html/

21.     http://slovari.yandex.ru/

22.     http://revolution.allbest.ru/

23.     http://www.examen.ru/

Похожие работы на - Память как психический процесс. Особенности памяти дошкольника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!