Особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    334,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур»

Введение

В настоящее время все больше современных подростков во всех странах мира примыкают к неформальным группам. Попадая в ту или иную субкультуру, подросток становится с ней единым целым: принимает все порядки и законы нового сообщества, у него меняются взгляды и система ценностей.

Феномен «субкультура» во второй половине XX века стал объектом научных исследований в целом ряде гуманитарных дисциплин. Оказавшись первоначально в центре внимания социологов, увидевших в нем один из важнейших принципов социокультурной стратификации, субкультура быстро привлекла к себе внимание философов, психологов, антропологов и культурологов. Изучение феномена субкультура в контексте психологии начали исследовать с 1997 года (Соколов К.Б., 1997; Абраменкова В.В., 1999; Башкатов И.П., 2002; Григорьева, Е.С., 2003; Левикова, С.И., 2004 Аксютина О.А., 2005; Вершинин М.В., 2005; Киселев, С.В., 2005)

Осмысление феномена субкультуры актуализировало целый ряд вопросов, связанных с пониманием механизмов вовлечения человека в мир культуры, динамики их изменений в современном мире, внутренней дифференциации культуры и т.д. И все же единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия «субкультура» интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии.

Но сами представители субкультуры имеют собственное представление о себе, и зачастую их совершенно не интересует история возникновения такого феномена, как субкультура. Они живут сегодняшним днем, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика. Они носят другую одежду, поют другие песни, читают другие стихи. Таким образом, они противопоставляют себя окружающим, и естественно на этой почве нередко возникают конфликты. Неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации ведет к таким негативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты. С другой стороны, конструктивное разрешение конфликта как объективного противоречия может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон. Поэтому в данной работе мы решили исследовать вопрос особенностей конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.

Цель: изучить особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.

Объект: подростки, относящие себя к субкультуре (Готы, Отаку, Эмо).

Предмет: особенности конфликтологической компетентности.

Гипотеза: Представители молодежных субкультур имеют различия в уровнях конфликтологической компетентности.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- Подобрать и проанализировать источники современной психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросу: «особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур», Раскрыть сущность понятий «субкультура», «конфликтологическая компетентность», определить их структуру и виды.

- Сделать выводы об особенностях конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.


1. Понятие и психологическая характеристика феномена субкультуры

Феномен «субкультура» в психологии стал изучаться сравнительно недавно. Поэтому на данный момент существует не так много определений данного феномена, в нашей работе мы рассмотрим некоторые из них:

«Субкультура - (от лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - англ. subculture; нем. Subkultur; фр. subculture; чешек, subkultura. Совокупность некоторых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества» [22,365]

Рассмотрим подробнее данный подход к понятию субкультура. Здесь мы можем заметить, что основной упор делается на негативную составляющую данного феномена. Так подчеркивается, что у субкультуры есть свои собственные нормы и ценности происходящие от традиционной культуры. Однако функционируют в разрез с мнением окружающих. Поэтому можно сделать вывод, что данный подход рассматривает субкультуру, как некую делинквентную подкультуру. В нашем исследовании мы рассматриваем данный феномен с другого ракурса, поэтому понятие данное словарем иностранных слов, нам не подходит.

«Субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества» - данный подход к определению дает нам Омельченко [13,69]

Рассматривая понятие субкультура, с этой точки зрения, мы можем сделать вывод, что за основу берется то, что данный феномен является составляющей общей культуры, однако имеет некоторые собственные отличительные черты. Но так как в нашей работе мы рассматриваем взаимосвязь таких понятий, как смысловые базовые установки и убеждения, то данное определение является поверхностным.

«Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной» [26]

В данном определении субкультура рассматривается уже не только как некая составляющая общей культуры, но подчеркивается ее взаимосвязь с ней. Так, мы можем выделить, что данный феномен может быть больше или меньше связан с общей культурой. Эта взаимосвязь рассматривается как в социальном плане (т.е. это может быть узкий круг людей, строго ограничивающий общение с окружающими), либо в пространственном (когда субкультура пытается отгородиться от окружающего миря благодаря особой организации своего местоположения). Так же, на основе данного определения, мы можем сделать вывод, что для всех представителей какой-либо субкультуры присущи своя система ценностей, установки, способы поведения как в определенных ситуациях так и в целом.

«Субкультура - некая относительно обособленная или же условно выделяемая по неким критериям органическая часть общей культуры» [4, 486]

Данное определение является наиболее узким отражающим лишь то, что субкультура является составляющей общей культуры. И выделяется благодаря своему социальному или пространственному отчуждению, либо на основе некоторых других показателей.

В работах Абраменковой раскрывается такой аспект изучаемого нами феномена, как детская субкультура «смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» [1,25]

Выделение детской субкультуры как особого историко-культурного феномена Абраменкова связывала с половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность. В то время, не прошедшие инициацию, члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. Со временем все это превратилось в игровую деятельность (подражание трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых). Абраменкова выделила главные составляющие, которые определяют детскую субкультуру: народные игры, детский фольклор, детский правовой кодекс, детская магия и, детское философствование, детское словотворчество, эстетические представления детей, наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления. Однако данный подход к понятию изучаемого нами феномена рассматривает лишь проявления детской субкультуры, в то время как нас интересует молодежная субкультура.

Если сравнить рассматриваемые нами определения, то можно выделить некую тенденцию. Так, субкультура - это составляющая общей культуры. Следующим параметром является отличительные черты субкультуры. Здесь уже появляются некоторые различия в определениях. Словарь иностранных слов выделяет в субкультуре негативные нормы и ценности, Омельченко - просто указывает на особый собственный характер, сайт посвященный различным субкультурам подчеркивает систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей. На основе данного сравнения можно сказать, что все определения схожи, однако каждый из авторов для себя выделяет различные границы феномена субкультура (более широкие, или узкие).

«Субкультура - картина мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно отображает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путем формирует и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождают разнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществе интегрирует в единую культурную систему «ядро культуры». Речь идет об общенациональной картине мира, в которой отражена целостность национальной культуры» - данное определение дает Соколов [23,135]

В нашей работе мы будем опираться на последнее определение понятия субкультура. «Поэтому составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности» (см. рис. 1) [21,120]

Рис. 1 - Составляющие и признаки субкультуры

Критерием наличия и сформированности субкультуры у подростка является совокупность указанных выше параметров. Носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Под социальной группой мы понимаем большую общность людей, главным признаком которой своя собственная культура, а не место в системе общественных отношений.

Рассмотрим предложенную схему более подробно.

Картина мира (в узком смысле). Под этим понятием имеется в виду вся совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, благодаря которым, индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе этого образа происходит ориентация в жизненном пространстве.

Ценности мы будем понимать как компонент социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный), если таковой он является фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц. К ценностям, которые будут характеризовать и будут выделять субкультуры как таковые, мы отнесем те, которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Стиль и образ жизни. Так же сюда входят социальные роли и статусы. Под стилем жизни мы будем понимать социально-психологическую категорию, выражающую определенный тип поведения людей. Образ жизни, соответственно, будет характеризовать совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, принимаемого в совокупности с условиями жизни, которые ее определяют.

Социальные роли и статусы также относятся к стилю и образу жизни. Образ жизни индивида в культуре и субкультуре предполагает набор ролей, выполняемых индивидом в разных обстоятельств. Описать все возможные обстоятельства вряд ли удастся, однако среди них можно выделить классы стандартных обстоятельств, в которые индивид попадает регулярно. В каждом классе таких обстоятельств человек выполняет определенную роль (как правило, одну).

К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни, который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному члену субкультуры в частности.

Процедурное знание: навыки, умения, способы осуществления, методы. Сюда входит именно то знание, которое необходимо для выполнения набора ролей, предусмотренного для индивида определенной субкультурой.

Потребности и склонности. Потребности мы будем понимать как состояние нехватки из чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки. Потребности лежат в основе образования ценностей.

Склонность мы будем понимать как устойчивую ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием жизненных условий, воспитания и обучения.

К потребностям и склонностям, которые будут характеризовать и выделять субкультуры как таковые, мы относим потребности и склонности, присущие определенной социальной группе в целом и конкретному члену субкультуры в частности и удовлетворяющиеся и реализовывающиеся в рамках определенной субкультуры.

2. Характеристика молодежных субкультур

С 60-х годов ХХ в. к проблематике субкультуры стали обращаться ведущие социологи разных стран мира. Ученые именно этого направления первые выделили субкультуру, как нечто новое, в образе повседневной культуры. В отечественной социологии анализ молодежных субкультурных феноменов в это время велся в весьма узких рамках. Это можно было объяснить тем, что указанные феномены, в силу утвердившихся научных парадигм, воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.

В России разработка проблематики субкультур началась более интенсивно, начиная с середины 70-х и до конца 80-х годов прошлого столетия. Отечественными учеными были сформулированы принципиальные положения, ставшие базисными в теории и методологии исследования субкультур. Однако в 90-е гг. произошел спад интереса к теме субкультур, следствием чего стало снижение исследований и публикаций на тему данного феномена. В большинстве современных учебных пособий, издающихся в наши дни, феномен субкультур трактуется на основании разработок западных исследователей. Однако на данный момент феномен субкультуры претерпел существенные изменения, и поэтому необходимо новое обращение к исходным установкам теории.

Началом зарождения данного феномена считается Великобритания 50-х гг. В то время термины «молодежная культура» и «тинэйджерская культура» считались синонимами. Оба этих термина применялись для обозначения контекста молодежной культуры рабочего класса. Считалось, что молодежь среднего класса обладает иными смыслами, в том числе в отношении долгосрочной карьеры и жизненных достижений.

К середине 60-х гг. молодежная культура начинает интерпретироваться в терминах молодежной культуры в целом, вне ее принадлежности к рабочему классу. Наиболее ярко это проявилось в развитии поп-музыки. Ярким примером явилась группа The Beatles, которая по своему имиджу прошла путь от рабочего класса к среднему.

К концу 60-х гг. музыкальный рынок уже стали разделять на поп и рок. Молодежная культура с этих пор начинает, ассоциироваться с «миром рока», с миром серьезных музыкантов, со студенческой аудиторией, с серьезными фанатами. Молодежная культура все больше и больше начинает означать студенческую культуру.

«Сначала молодежная культура среднего класса была застенчиво-бунтарской. Но уже в 50-х гг. социологи обратили внимание на то, что в процессе становления фанатами рок-н-ролла дети из среднего класса хотя и медленно, и осторожно, но понемногу уже начали воспринимать те ценности, которые до этого были свойственны детям из более низшего класса - а именно: свойственную им грубость, возбуждение, потакание своим желаниям. Иначе говоря, они встали в культурную оппозицию к своим родителям и их ценностям» [13,50]

В это время зародилась субкультура под названием хиппи. Они появились как символ контркультуры, и являлись представителями альтернативной политики. С этого времени молодежь все больше стала уделять свое внимание политике, что зачастую проявлялось в виде демонстраций. Это и стало причиной изучения феномена субкультуры. Стали возникать вопросы: является ли молодежь группой, объединяющей людей по интересам? Является ли молодежь носителем образцов поведения и ценностей, которые, с одной стороны, существенно отличают эту группу от взрослых, с другой, предоставляют своим членам важные идеи для их идентификации, выходящей за рамки классовых различий?

Однако родоначальниками субкультуры считаются Тэдди бои, которые заявили о себе в начале 50-х гг. С тех пор английские молодежные субкультуры всегда ассоциировались в общественном сознании с эксцентричными стилями улиц. За Тэдди в 60-х гг. последовали Моды, в 70-х гг. - бритоголовые и панки. Теперь молодежные стили изменялись, появлялись новые, но уже появившиеся стили практически не исчезали.

Опираясь на принятое ранее за основу понятие субкультуры, мы можем сказать, что под молодежной субкультурой понимается частный случай проявления субкультуры вообще. Приставка «молодежная» сразу определяет культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Здесь нужно сделать особый акцент на возрасте, ведь учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он откладывает существенный отпечаток на поведение представителей данной субкультуры.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и в рамках этого активно заявить о себе. Данное явление - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых.

Сейчас, как и много лет назад окружение не воспринимает всерьез субкультуру, или даже отрицательно к ней относится. «Однако юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений» [6,120]

Кроме того, как и все юношеские свойства, субкультура текуча и изменчива. Тем не менее, она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, ритуалы общения. Ее наиболее общие возрастные свойства лежат на поверхности. Например, юноши и девушки всегда хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, следование актуальной моде. Поэтому многие юношеские увлечения краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая собственную «новизну», довольно тривиальны по содержанию. Взрослым трудно понять, как могут развитые, неглупые старшеклассники придавать такое большое значение покрою штанов, длине волос или писать яростные письма протеста в редакцию газеты, напечатавшей критическую заметку о манере исполнения полюбившегося им группы. Но эти моды и причуды нужно рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом контексте юношеского жизненного мира.

В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть «своим», нужно выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода - средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм и актуальность. Далее, мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Молодежная мода, будь то одежда или прическа, часто вызывает нарекания и раздражение взрослых. Но, как уже было замечено ранее, конфликты этого рода были всегда. Это происходит не только из-за разницы вкусов отцов и детей, но и из-за того, что дети хотят отличаться от старших, и легче всего это сделать именно с помощью внешних аксессуаров. Одежда и весь внешний облик человека есть не что иное, как способ коммуникации, посредством которого личность информирует окружающих людей о своем статусе, уровне притязаний, вкусах и т.д.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур от конфликтах происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Классификация субкультур по ведущим ценностям и устремлениям:

1.       Романтико - эскапистские

Направленность: Расширение границ повседневного традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира.

·        Хиппи

·        Идеанисты

·        Толкиенисты

2.       Гедонистко - развлекательные

Направленность: Получение удовольствий, поиск развлечений.

·        Рейверы

·        Рэпперы

3.                     Полуделинквентные

Направленность: Стремление к удовольствию, «красивой» жизни с использованием криминальных средств.

· Люберы

·        Гопники

4.                     Радикально - деструктивные (анархо-нигилистические)

Направленность: Отрицание существующих социальных норм, стремление к переустройству общества.

· Анархисты

·        Панки

Промежуточную позицию занимают «фанаты» и «байкеры», которые с точки зрения ценностных ориентаций могут быть отнесены ко второй группе (гедонистко - развлекательные), а принимая во внимание асоциальные проявления - к третьей (полуделинквентные).

Так же общеизвестная классификация по увлечениям:

·        Байкеры

·        Готы и сатанисты

·        Граффитеры

·        Металлисты, рокеры

·        Моды

·        Отаку (анимешники)

·        Панки

·        Растаманы (растафари)

·        Рэйверы

·        Ролевые игры (ролевки)

·        Рэперы

·        Скинхэды

·        Транс-культура

·        Фурри

·        Футбольные болельщики

·        Хакеры и кракеры

·        Хиппи

В нашем исследовании мы остановимся на трех субкультурах, это: Готы, Отаку, Эмо.

Готическая субкультура

Готика. В Словаре русского языка этим понятием обозначается «художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII веке во Франции и распространившийся по всей западной Европе» [23,34]

Сейчас термин «готика» можно отнести не только к архитектуре Средневековья. В середине ХХ века этим понятием стали обозначать еще и особую субкультуру.

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно удалось их собрать в одно целое. Найти двух одинаковых готов практически невозможно - настолько велик разброс взглядов, мировоззрений. Многие изучают историю, знают множество языков и пишут поразительной красоты творения. Иные просто наслаждаются духом старины (этим во многом можно объяснить любовь готов к старым кладбищам). Некоторые вообще не увлекаются ничем подобным, их среда - иные субкультуры, например, киберпанк и даже Дикий Запад. Но все же есть нечто, объединяющее их, - это тот самый «готический» дух - особое восприятие окружающей действительности через призму собственного сознания, общее душевное состояние.

Индивидуализм - один из краеугольных камней в основании данной общности. Многие представители данной субкультуры занимаются творчеством. Они создают вещи, разные по форме и содержанию, времени и назначению. Литература, скульптура, живопись, музыка. Почти в любой области искусства есть «готичные» произведения. В литературе - это иногда философские трактаты, эссе, исторические романы, в музыке - инструментальный по большей части фолк, кельтская музыка, альтернативные переработки языческих песнопений, порой рок и металл.

Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.

Современная готическая субкультура возникла в конце 70-х, как ответвление от стиля панк. Готы того времени сильно отличались от современных, имидж был во многом заимствован от панков, лишь расцветка была в более темных тонах.

С большой долей уверенностью можно утверждать, что пирсинг в современном виде был введен именно готами, естественно пирсинг был известен в течение многих веков, начиная с древнейшей истории, но именно готы сделали его эстетикой. Из элементов доставшихся в наследство от панков следует отметить такую вещь как шипованные браслеты и ошейники, если браслеты до сих пор широко используются не только готами, но и металлистами и панками, то ошейники это деталь «одежды» характерная только для готов. Из нововведений следует отметить использование грима и маникюра лицами обоих полов. Готы использовали достаточно грубый грим - белое лицо, обведенные черным глаза, черные губы, черные ногти на руках. Как видно из выше перечисленного ранние готы достаточно много взяли у панков, но при этом ввели в обиход достаточно нововведений, что указывает на самобытность субкультуры.

«Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла группы Bauhaus «Bela Lugosi’s Dead» - по множеству причин эта песня (изначально написанная как шутка) и стала причиной появления готическая субкультуры в том виде, в каком мы знаем ее сейчас» [5]

В данной композиции поется про Бэла Лугоши, культового актера, самой знаменитой ролью которого стал Дракула 1931 года (этот момент прочно связал готов с вампирами). В припеве песни есть слова «Undead, undead, undead» (именно благодаря этому припеву и появился «девиз» готов). Множество ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме The Hunger (Голод). Данный фильм - о двух современных вампирах (еще одна связь с вампирами), которые пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а делая надрез маленьким ножиком в форме анкха (египетского символа вечной жизни), именно благодаря использованию в фильме The Hunger, анкх стал символом готов, используемым и поныне.

Конец ХХ - начало ХХI века становится новой стадией развития готической субкультуры. Это время стремительного формирования «темной культуры», в целом под этим термином имеют в виду общую «темную» субкультуру, включающую в себя вампиризм, фетишизм, тафофолизм и т.д. Активную роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло развитием сети Интернет.

Готическое мировоззрение - особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами (любителями смерти), хотя встречаются и более «тяжелые стадии». Характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов искусства).

Готическую субкультуру нельзя назвать конфликтной. Данная молодежь скорее старается оставаться в стороне и быть наблюдателем. Однако в последние годы в России участились конфликты между представителями данной субкультуры и подростками в стиле Эмо. Это происходит из-за постоянной путаницы этих двух стилей. В данных молодежных направлениях много общего. Так, например Эмо вслед за готами выбрали черный цвет для символизма. Именно поэтому многие Готы считают, что эмоциональные подростки, пытаются подражать им, но в свою очередь просто унижают их субкультуру. Еще делает похожими эти два направления наличие страдания. Что в субкультуру Эмо, что в субкультуру Готов люди часто попадают, пережив некий сложный период жизни. Поэтому, что к Эмо, что к Готике люди приходят после «черной» полосы жизни. Но если течение Эмо является более поверхностным и легким, то Готы - это более глубокий, осмысленный и чрезмерно правдивый стиль. Если Эмо к определенной ситуации решит промолчать и спрятаться за челку, напустив на глаза слезы, то Готы готовы отстаивать свою точку зрения, правдиво и открыто заявлять свою позицию. Поэтому можно сказать, что в конфликтной ситуации данная субкультура скорее всего будет придерживаться конкурентного стиля.

Отаку, как представители субкультуры

Отаку - термин, пришедший из японского языка, обозначающий человека фанатично увлекающегося чем-либо. Вне Японии, а так же и в России, этот термин употребляется, в основном, по отношению к поклонникам аниме (японской мультипликации) и манги (японских историй в картинках).

В современном японском сленге отаку используется по отношению к ярым фанатам, не скрывающим своих увлечений. Существует несколько разновидностей отаку: аниме отаку (фанаты, проводящие много времени без перерыва за просмотром аниме), манга отаку (поклонники японских рассказов в картинках), пасокон отаку (ребята, помешанные на персональных компьютерах), гемму отаку (фанаты видео игр), и отаку - поклонники музыкальных идолов - широко разрекламированных певцов. Так же существуют тетсудо отаку (ребята, изучающие метро и прочие катакомбы) и гунжи отаку (помешанные на всем, что связано с военным делом).

Изначально считалось, что отаку могут являться лишь юноши, однако среди отаку немало и девушек. Например, в районе Токио Higashi Ikebukuro существует так называемая девичья аллея. К девичьей аллее относяться как девушки школьного возраста, так и домохозяйки за 40. «Особенность аллеи заключается в большом количестве книжных магазинов, специализирующихся на комиксах и книжках об однополой любви среди мужского населения. Так же на полках присутствует японский самиздат - Dojinshi - манга, издащаяся фанатами-любителями» [17]

Существует множество классификаций отаку. Внутри данной субкультуры чаще всего используется классификация по степени увлеченности:

.        Новичок. Эта стадия начинается с просмотра случайного аниме, далее этого человека будут интересовать лишь подобный жанр и сюжет. После он, скорее всего, захочет увеличить свой «арсенал» просмотренного.

2.       Анимешник. Увеличивается количество просмотренного аниме. Также анимешник уже начинает разбираться в героях, чаще беседовать на темы, посвященные аниме. Далее происходит освоение манги.

3.       Отаку. Он уже не пренебрегает никаким аниме, а смотрит все подряд. Возможно, Отаку уже захочет сам развивать истории просмотренные, или прочитанные им, это может вылиться в «додзинси» (рисование любительской манги), «фанфиках» (любительские произведения, продолжающие сюжеты любимых аниме / манги) или «фанарте» (любительская графика, изображающая заимствованных или оригинальных персонажей). Со временем Отаку в той или иной мере увлекается японской культурой, бытом, жизнью. Аниме и все, что с ним связано становится неотъемлемой частью жизни такого человека.

4.       «Сумасшедший» Отаку. Аниме для такого человека становится образом жизни, новинки - целью жизни. Всякие семейные, рабочие, финансовые, личные вопросы отходят на второй план перед аниме. Вся его квартира уставлена фигурками героев аниме, на стенах приклеены соответствующие плакаты, комната не прибрана (на чистоту ему плевать), соседи / родственники, с кем он живет, недовольны, потому что из его запертой комнаты постоянно слышны голоса персонажей аниме.

Такой человек забывает о сне, для него нет иной реальности, чем мир аниме. Он запоем смотрит / читает столько аниме / манги, сколько сможет. На работе / учебе ему не просто скучно, он буквально спит при малейшей возможности. Сам он становится либо чересчур эмоциональным, либо слишком замкнутым в себе и в мире аниме. Его лексика сведется сплошь к распространенным японским выражениям. Очень велика вероятность, что такой человек будет изучать японский язык всеми доступными средствами хотя бы на уровне начинающего.

В настоящее время в России направление Отаку не слишком известно, поэтому конфликты с представителями других субкультур носят единичный характер.

Эмо, как представители субкультуры

Появление Эмо произошло в США. Начало было положено музыкой в 80х годах. Это была своеобразная смесь тяжелого рока с панком. Эта музыка получила определение «Вашингтонский хардкор». Однако, позже подобные группы начали экспериментировать со своими песнями. Их музыка стала мелодичнее, в ней появились новые элементы вокала. В 1985 году выделилась группа Embrace, а ее музыку прозвали ЭМО, сокращенно от слова «эмоциональный», «эмоции». Далее многие подобные группы начинают в своих песнях делать акцент на эмоциональности. В начале 90х годов эмо-стиль определяется как отдельная субкультура.

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и таких эмоциональных состояний, как грусть, тоска, романтическая любовь. Девиз неформального движения «Эмо» звучит так: «Плачь всегда и везде, где есть люди. Если будешь плакать в одиночестве, кто станет тебя жалеть? Уткнись в коленки и подвывай: «Меня никто не любит!», «Меня все ненавидят!», «Я никому не нужен!», «Пожалейте меня, люди!».

Эмо отгораживаются от мира длинными челками, лицо и губы делают бледными, ретушируя их, а глаза рисуют черной подводкой, подчеркивая этим боль и тревогу. В образе Эмо преобладает черный цвет, что может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. Часто он сочетается с розовым - это своеобразный вызов общей мрачности, отрицание связи с готической субкультурой и приближение к панк-року, надежда на любовь, романтику и нежность.

Таким образом, быть Эмо - означает находиться в печали, депрессии, писать стихи в стиле «потока сознания», с простой рифмой (или «белый стих»), с обращением к телу, особенно к сердцу, с использованием мрачных прилагательных в порядке нагнетания, мотивов быстротечности времени и возвышенной любви.

Эмо делают пирсинг, проколы, «тоннели», в целом ряде случаев решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на себя и свои проблемы. Специалисты считают, что представители Эмо причиняют себе боль физическую, чтобы заглушить боль душевную, и, таким образом, протестуют против бездушья, безразличия, жестокости взрослых. «На основе исследований Мартина Грехема (2006) журналисты Интерфакса подчеркивают, что хоть эмо-культура и лишена «агрессивного мачизма», но эти «плаксивые девочки и мальчики», в отличие от ненавидящих всех панков и готов, ненавидят себя и романтизируют смерть» [31]

Поэтому не случайно специалисты бьют тревогу по поводу суицидальной направленности и виктимности подростков-эмо.

Ранее нами было уже описано, что у представителей данной субкультуры нередки конфликтами с Готами, однако это не все. Эмо также подвергаются гонениям и со стороны других субкультур, таких как рэперы, скинхеды, панки. Однако поведение в данных конфликтных ситуациях скорее можно охарактеризовать как уход. Эмо не пытается отстоять свои интересы, они просто подчиняются событиям. В сою очередь конфликтные ситуации возникают не только с представителями других субкультур, но также и внутри самого направления. В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные Эмо называют себя «тру» (от английского true - правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке - называют «позёрами». Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позёров» и отрезают им чёлки - характерную черту внешнего вида эмо-кидов.

3. Понятие и психологическая характеристика конфликтологической компетентности

психологический субкультура молодежный конфликтологический

Понятие «конфликтологическая компетентность» в психологии стало изучаться сравнительно недавно. Поэтому на данный момент существует не так много определений. Изначально мы исследовали само понятие компетентность, т.к. именно оно легло в основу конфликтологической компетентности.

В психологической энциклопедии дано такое определение компетентности «это степень овладения нужными умениями и навыками» [20, с. 251]

Рассматривая понятие компетентность, с этой точки зрения, мы можем сделать вывод, что здесь делается упор на освоенные субъектом способы выполнения действия, т.е. выработка поведения в конфликте. Но так как в нашей работе мы хотим освятить конфликтологическую компетентность наиболее полно, то и понятие компетентности должно нести в себе больше информации.

Если обратиться к Новейшему психологическому словарю под редакцией Шапаря, то в этом плане компетентность выступает, как «психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, которое дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением». [16, с. 203]

В данном определении компетентность рассматривается уже не как совокупность навыков и умений, а как психосоциальное качество, образуемое не только с помощью самого человека, но и социума. На основе данного качества, человек способен действовать определенным способом, т.е. уверенно.

Так как понятие компетентность является заимствованным из иностранного языка, то мы посчитали необходимым рассмотреть также первоначальный смысл, который вкладывался в данный феномен. Для этого мы обратились к Ф.Ф. Павленкову, который в своей книге «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» определил компетентность как «круг знания, в котором мнения известного лица могут считаться в некоторой степени авторитетом». [17, с. 105]

Данное определение, объясняет понятие компетентности с точки зрения теоретических знаний, однако здесь мы можем проследить взаимодействие данных знаний с социумом, т.е. обладая данными знаниями человек, может считаться в определенном окружении значимым, и к его суждениям могут прислушиваться.

В настоящее время понятие компетентности стало очень часто использоваться не только с точки зрения науки психологии, но и в обыденной жизни, а именно при приеме на работу, т.к. человек должен быть компетентным в необходимой области. Поэтому мы также приводим определение данного понятия из «Словаря бизнес терминов». «Компетентность - знания, опыт, образование в определенной области деятельности» [25]

Данный подход предполагает, что компетентность является как теоретическими знаниями, так и опытом человека, т.е. уже проводится параллель между практикой и теорией. Также здесь указываются, что эти знания и опыт должны быть в определенной области, получается, что понятие компетентности ограничено определенными рамками.

В данном определении компетентность рассматривается как необходимые теоретические знания для дальнейшего поведения. Здесь мы можем заметить, что компетентность является не просто действием, а основательным суждением, т.е. она может считаться авторитетной. Также как и в прошлом определении подчеркнута граница компетентности, т.е. она не может быть общей, а лишь касаться определенного круга явлений.

Если сравнить рассматриваемые нами определения, то можно выделить некую тенденцию. Так, компетентность - это совокупность теоретических знаний, умений и навыков, которые помогают человеку действовать определенным образом. Некоторые из авторов пишут о том, что компетентность может распространяться лишь на определенную область действий и явлений.

На основе данного сравнения можно сказать, что все определения схожи, однако каждый из авторов для себя выделяет различные границы компетентности (более широкие, или узкие).

Так как в дальнейшем мы будем рассматривать понятие конфликтологической компетентности, в которую мы вкладываем определенные знания в дальнейшем помогающие личности конструктивно разрешать конфликты, то определение, данное М.А. Поповым, наиболее полно отражает необходимую нам грань компетентности. А именно, что компетентность это знания, необходимые для решения вопросов в определенной области (в нашем случае определенной областью является конфликт).

После рассмотрения нескольких определений компетентности мы выбрали одно, на которое в будущем будем опираться. При разборе понятия М.А. Попова, мы пришли к выводу, что компетентность относится лишь к определенному кругу явлений, а значит, имеет множество разновидностей, к примеру таких, как социально-психологическая, коммуникативная, профессиональная, техническая, поведенческая, стратегическая, социальная, языковая, учебная и другие. В нашей работе мы будем исследовать конфликтологическую компетентность.

Проанализировав ряд источников современной психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, мы пришли к выводу, что в настоящее время у понятия «конфликтологическая компетентность» есть несколько синонимов, это: «конфликтологическая компетенция», «конфликтная компетентность», «конфликтологическая культура» и «конфликтологическая грамотность». В нашей работе мы рассмотрим некоторые из данных понятий:

В отечественной психологии традиционно понятие конфликтологической компетентности связывают с именем Б.И. Хасана. Он ввел данный термин в 1996 году, а именно в своей книге «психотехника конфликта и конфликтная компетентность». Таким образом «конфликтологическая компетентность - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации» [29, с. 49]

Данный подход предполагает, что конфликтологическая компетенция может быть рассмотрена на двух уровнях. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его осознания для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

Г.В. Чекмарева в своей статье «Развиваем конфликтологическую компетентность дает такое определение данного понятия «Конфликтологическая компетентность - совокупность теоретических знаний, умений и навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях» [30]

Рассматривая понятие конфликтологическая компетентность, с этой точки зрения, мы можем сделать вывод, что здесь делается упор на знания, умения и навыки, которые в свою очередь помогают человеку выстроить модель своего поведения в конфликте. Но так как в нашей работе мы хотим осветить конфликтологическую компетентность наиболее полно, то данное определение является поверхностным.

Н.В. Масюкевич рассматривает конфликтологическую компетентность с точки зрения осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте, и способности использовать ту или иную в зависимости от ситуации.

В данном определении конфликтная компетентность вновь рассматривается как теоретические знания, но на этот раз они касаются собственно стратегий поведения в конфликте. И сама конфликтная компетентность помогает выбрать наиболее подходящую стратегию, в зависимости от ситуации. Т.е. получается, что данные знания имеют не узко ограниченный характер, а носят ситуационный характер.

В своей статье «К вопросу о формировании конфликтной компетентности в младшем школьном возрасте» Г.Г. Бекмаганбетова рассматривает данную компетентность, как «освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения». [2, с. 83]

Рассмотрим подробнее данный подход. Здесь мы снова видим упоминание стратегий поведения в конфликте, однако упор делается лишь на одну стратегию - сотрудничество. Т.е. получается, что в данном подходе конфликтная компетентность - это овладение одной из стратегий поведения в конфликте, за счет чего после происходит нормализация самого поведения.

О.И. Щербакова в своей статье «Развитие конфликтологической культуры личности» считает, что конфликтологическая культура «проявляется в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Конструктивным (продуктивным) можно назвать такой выход человека из конфликта, для которого характерно следующее: решение проблемы с учетом интересов обеих сторон; осознанное, адекватное ситуации зрелое поведение; сохранение или улучшение взаимоотношений между оппонентами» [31, с. 56]

В данном определении конфликтологическая культура представляет собой собственно умения человека разрешать конфликты конструктивным путем. При более тщательном рассмотрении характеристики конструктивных способов разрешения конфликта, мы приходим к выводу, что здесь расписана одна из стратегий поведения в конфликте, а именно сотрудничество.

В статье «К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности» А.Б. Немкова рассматривает конфликтологическую компетентность, как «способность и готовность к осуществлению деятельности по профилактике конфликта, в реальном конфликте как способность и готовность минимизировать деструктивные формы конфликта и перевести их в конструктивное русло, и при необходимости выступить посредником или медиатором в разрешении конфликта» [14, с. 13]

В данном определении конфликтологическая компетентность рассматривается уже не как теоретические знания, а уже собственно как способность и готовность действовать с целью профилактики, либо уже в самом конфликте. Здесь мы можем заметить то, что конфликтологическая компетентность помогает перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло.

Если сравнить рассматриваемые нами определения, то можно выделить некую тенденцию. Так, конфликтологическая компетентность - это совокупность теоретических знаний, которые помогают человеку действовать определенным образом в конфликте. Некоторые из авторов (О.И. Щербакова, Г.Г. Бекмаганбетова) пишут о том, что действия в конфликте должны строиться на основе знаний о такой стратегии, как сотрудничество. Н.В. Масюкевич, же в свою очередь подчеркивает, что конфликтологическая компетентность не может иметь четкий алгоритм поведения в конфликте, и все зависит от ситуации. Однако и здесь подчеркивается роль стратегий поведения в конфликте. Б.И. Хасан также пишет о значимой роли стратегий.

На основе данного сравнения можно сказать, что все определения схожи, однако каждый из авторов для себя выделяет различные границы конфликтологической компетентности (более широкие, или узкие).

Ранее нами было рассмотрено несколько определений компетентности. После тщательного разбора терминов мы выбрали одно - М.А. Попова, где компетентность выступает как достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений. Так как за основу мы выбрали именно это определение, то конфликтологическую компетентность мы рассматривали в том же ключе. В понятии А.Б. Немковой также как и в определении компетентности отражена способность субъекта решать вопросы в определенной области знания, т.е. в области конфликта. Основательные суждения в отношении отдельных явлений, про которые пишет Попов можно сравнить с ролью посредника или медиатора у А.Б. Немковой.

На основе данного определения можно выделить следующие функции конфликтологической компетентности:

1.       Мобилизационная. Под которой понимается способность рассматривать конфликт в качестве неотъемлемой составляющей нашей жизни и не избегать конфликтного взаимодействия;

2.       Информативная. Способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видению перспектив его разрешения. Содержание данной функции включает выделение позитивных черт конфликта и трезвую оценку имеющегося: фактов, информации, знаний или представлений о реальности;

.        Прогностическая. Способность применять различные техники для минимизации деструктивных форм конфликта и перевода их в позитивное русло;

.        Регулятивная. Способность осуществлять деятельность посредника или медиатора. Выясняя позиции, интересы и цели участников конфликта, посредник способствует сбалансированному решению конфликта;

.        Ценностная. Данная функция позволяет изменить отношение к конфликту в условиях расширения контактов, деятельности;

.        Рефлексивная. Она используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин.

.        Интегративная. Является ведущей и ее предназначение заключается в том, чтобы данная компетенция носила продуктивный характер.

Степень сформированности функций конфликтологической компетентности внутренне обусловила ее структуру как совокупность следующих компонентов:

§  мотивационный, включающий систему побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражающей состояние внутренних побуждающих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликте;

§  когнитивный, реализующийся через систему знаний о структуре и динамике конфликта, активных и пассивных конфликтных стратегиях, барьерах в общении, профилактике конфликта, ведении переговоров;

§  поведенческий, включающий основное умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное;

§  ценностно-смысловой, представляющий отношение к конфликту как к норме взаимодействия между людьми; отношение к насилию и ненасилию как способу отстаивания собственной точки зрения; разрешение конфликта, в котором обе стороны достигают свои цели, что становится возможным при взаимной направленности на партнера;

§  эмоционально-волевой саморегуляции, проявляющейся в адекватной самооценке, способности управлять собственными эмоциями в предконфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, особенно гневом, способности и готовности к эмпатии, рефлексии, самокритичности, умении достичь в конфликте целей самоактуализации и саморазвития, инициативности.

В своей статье «К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности» А.Б. Немкова разработала схему, отображающую сущность конфликтологической компетентности (см. рис. 1).


Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель конфликтологической компетенции

На основе анализа каждого определения, мы смогли выявить определенную тенденцию: субкультура - это составляющая общей культуры, со своими отличительными чертами. Однако каждый автор выделяет собственные характеристики данного феномена. Это негативные нормы и ценности; система, установок, способов поведения и жизненных стилей; особый собственный характер; знание, образ жизни, социальные институты как системы норм, процедурное знание, потребности и склонности.

Далее нами была рассмотрена характеристика молодежных групп, а именно зарождение данного феномена, отличительные черты представителей: специфический набор ценностей и норм поведения, определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида, чувство групповой общности и солидарности, характерная манера поведения, ритуалы общения; и классификации субкультур. А также более подробно были рассмотрены такие субкультуры, как Готы, Отаку, Эмо. Мы смогли выявить, что наиболее часто возникают конфликты у представителей готической субкультуры и Эмо. Поведение Готов можно охарактеризовать как конкуренцию, Эмо - уход (избегающий стиль). Данные стратегии поведения в конфликтной ситуации относятся к низкому уровню конфликтологической компетентности. В настоящее время в России направление Отаку не слишком известно, поэтому конфликты с представителями других субкультур носят единичный характер. Проанализировав различные источники определить даже примерный уровень конфликтологической компетентности данной субкультуры не возможно, для этого необходимо эмпирическое исследование.

Также нами были рассмотрены различные подходы к понятию «конфликтологическая компетентность». На основе анализа каждого определения, мы смогли выявить определенную тенденцию: конфликтологическая компетентность - это совокупность теоретических знаний, которые помогают человеку действовать определенным образом в конфликте. Некоторые из авторов (О.И. Щербакова, Г.Г. Бекмаганбетова) пишут о том, что действия в конфликте должны строиться на основе знаний о такой стратегии, как сотрудничество. Н.В. Масюкевич, же в свою очередь подчеркивает, что конфликтологическая компетентность не может иметь четкий алгоритм поведения в конфликте, и все зависит от ситуации.

Заключение

С помощью проведенного нами психологического анализа литературы по проблеме конфликтологической компетентности мы смогли обнаружить неоднозначность данного понятия. В отечественной психологии данное определение появилось сравнительно недавно, поэтому подходов к его осознанию существует не так много. Мы смогли выявить, что у понятия «конфликтологическая компетентность» существует несколько синонимов, таких как конфликтологическая компетенция», «конфликтная компетентность», «конфликтологическая культура» и «конфликтологическая грамотность». Мы рассмотрели каждый из данных подходов.

В нашей работе мы опирались на понятие конфликтологической компетентности, данное А.Б. Немковой. Она рассматривает ее не только как теоретические знания, а как способность и готовность действовать с целью профилактики, либо уже в самом конфликте. Данное понятии показывает, что конфликтологическая компетентность помогает перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло.

Нами были рассмотрены различные виды субкультур. Мы смогли выявить, что чаще всего конфликты возникают у представителей таких субкультур, как Готы и Эмо.

Целью нашей работы было исследовать особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.

Объектом нашего исследования выступили подростки, относящие себя к субкультуре (Готы, Отаку, Эмо).

Предмет исследования - особенности конфликтологической компетентности.

В начале нашей работе мы предположили, что у представителей различных субкультур уровень конфликтологической компетентности неодинаков.

Таким образом, на основе проделанной исследовательской работы мы можем заключить, что поставленная в начале исследования гипотеза, гласящая, что после проведения социально-психологического тренинга показатели конфликтологической компетентности у людей в период ранней взрослости будут выше, чем до проведения тренинга - подтвердилась.


Список литературы

1.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. стр. 89-95

2.       Бекмаганбетова Г.Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. 2009. №4, С. 83-85.

.        Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2007. 174 с.

.        Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

.        Дена Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994. 132 с.

.        Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 45 с.

.        Комалова Л.Р. Конфликтологическая компетентность как профессиональный принцип конструктивной коммуникации в конфликте // Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии: Материалы Всероссийской конференции приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, Москва, 5-6 октября 2005 г./ Редколлегия А.В. Тихонов (отв. ред.), и др.: Институт социологии РАН, 2006, С. 347-351.

8.       Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.1992. 213 с.

.        Крайг, Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2008. 992 с.

.        Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. С. 41-92

.        Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. СПб.: Питер, 1997. 352 с.

.        Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 896 с.

.        Масюкевич Н. Конфликтная компетентность. [Электронный ресурс] // Кабинет психолога Натальи Масюкевич: [сайт]. URL:http://masjukevich.blog.nur.kz/2009/04/13/konfliktnaya-kompetentnost/ (дата обращения: 02.02.2011).

.        Немкова А.Б. К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. №10. С. 12-18.

.        Ниренберг Дж. «Маэстро переговоров» / Деловой бестселлер. Мн: Парадокс, 1997. 416 с.

.        Новейший психологический словарь/ под общ. Ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д.:Феникс, 2005. 808 с.

.        Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка - 2-е издание. СПб, 1911. 368 с.

.        Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. СПб, 1907

.        Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Л.И. Божович и современная психология личности. М., 2008

.        Психологические тесты / под Ред. А.А. Карелина. М., 2001. С. 69-77

.        Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 352 с.

Похожие работы на - Особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!