Основы юридической психологии судебного разбирательства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,18 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы юридической психологии судебного разбирательства















Основы юридической психологии судебного разбирательства

Содержание

Введение

Общая психологическая характеристика судебного процесса

Психологическая структура деятельности судьи

Психологическая структура деятельности прокурора

Психологическая структура деятельности адвоката

Психологическая характеристика обвиняемого

Психологическая характеристика потерпевшего

Психологическая характеристика свидетелей

Заключение

Список литературы

Введение

судебный процесс психологический

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное следствие и вынесение приговора по делу является логически неизбежной стадией, следующей за событием преступления и предварительным следствием. Деятельность суда и участников судебного процесса достаточно многообразна. С этим разделом тесно связаны науки: уголовное право, уголовный процесс, социальная психология, судебная этика.

Основной задачей суда является вынесение справедливого приговора по делу на основании всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством. Судебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех участников процесса. По общему правилу, ни кто не может и не должен утверждать о виновности того или иного лица прежде, чем его виновность будет доказана в судебном порядке.

Психологический анализ судебного процесса дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности правосудия, культуры процесса, максимального воспитательного воздействия на всех его участников

Деятельность суда строится на принципах гласности, непосредственности, непрерывности процесса при состязательности сторон.

Общая психологическая характеристика судебного процесса

Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентированной процессуальным законом последовательности, которая создает определенные стадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные условия исследования доказательств, способствовать установлению истины по делу и осуществлению правосудия.

Наличие стадий, четкое различие задач, условий деятельности на каждой стадии - все это создает наиболее оптимальные психологические предпосылки для правильного и полного осуществления правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигается практической возможностью внутри регламентированных процессуальным законодательством стадий провести дополнительное их деление на определенные этапы, что также обосновывается выявлением различий в психологической структуре и в задачах деятельности.

Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие.

. В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследования и планирование собственной деятельности.

. Непосредственное восприятие всех источников доказательств и осуществление познания обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного следствия.

. Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокурором, адвокатом и т.д.).

. Реализация основной конструктивной деятельности (вынесение приговора).

. Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).

На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структуры судебной деятельности.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное следствие и вынесение приговора по делу является логически неизбежной стадией, следующей за событием преступления и предварительным следствием. Деятельность суда и участников судебного процесса достаточно многообразна.

Психологическая структура деятельности судьи

Судья является ведущим лицом судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (личностных, материально-экономических, политических). Только в этом случае можно говорить о справедливости и объективности решений, принимаемых в ходе судебного расследования. Судья несет ответственность за справедливость и законность выносимого судом решения.

Деятельность судьи сложна, ответственна, и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

·Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов.

Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. Следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей, поэтому важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность независимость и самостоятельность в оценке материалов дела.

·Вынесения решения либо о возврате дела на доследование, либо о предании подозреваемого суду.

·Формирование вероятностной первоначальной модели изучаемого события, включающей гипотезу о степени виновности подозреваемого лица и проект будущего приговора.

Однако в ходе судебного разбирательства должна быть сформирована достоверная модель на основе тщательной проверки всех аспектов вероятностной модели.

·Тщательный анализ всей доказательной информации, поступающей в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов.

Судья должен выделить и оценить главное - суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса.

·Осуществление дисциплинарно - регулирующей функции в управлении процессом судебного следствия - сдерживание эмоций конфликтных, агрессивных проявлений сторон.Судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность. Так же он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, нарушать их равноправность.

·Составление и оглашение приговора суда на заключительной стадии судебного процесса .

Судья имеет право решающего голоса, и выступает последним. Зачитывая приговор суда, судья еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя государства и закона. Судья должен наглядно и публично демонстрировать основные социальные функции суда - правоохранительную и воспитательную.

К особо важным профессиональным свойствам, которыми обладать судья, можно отнести следующие:

·В когнитивной (познавательной) сфере такие качества как мышление, аналитичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

·Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

·Такие свойства как внимание, устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

·Среди свойств восприятия особо важными являются, объективность, наблюдательность, умение по пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

·Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью в формулировке суждений.

·Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования хода судебного процесса.

·В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, можно выделить такие свойства, как способность, к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность , т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики.

·В регулятивной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинарность.

Психологическая структура деятельности прокурора

Прокурор - выступает в судебном процессе в качестве представителя обвиняющей стороны, предъявляя подсудимому обвинения от имени государства и народа.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выполняет следующие функции:

.Изучает материалы и заключение предварительного следствия;

.Участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о предании подозреваемого суду;

.Участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших, свидетелей и экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты;

.Готовит и произносит в суде обвинительную речь.

Обвинительная речь прокурора

Обвинительная речь произносится сразу же после окончания судебных прений. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном разбирательстве и имеет огромный социально-психологический эффект, протекая обычно на фоне напряженного ожидания и активного интереса всех присутствующих в зале судебного заседания. Речь имеет обычно категорически утвердительный характер, выражая собой протест общества против зла и преступности, за права личности и государственность.

Речь прокурора делится на несколько этапов:

·Вступительная часть, в которой прокурор ставит проблему, подчеркивает ее правовую и общественную значимость, и привлекает внимание слушателей к ее оценке.

·Краткое и четкое изложение сути и фабулы (рассказа) расследуемого события.

·Анализ и оценка собранных по делу доказательств.

·Квалификация преступления (определение его типа, степени тяжести, общественной опасности и т.п.).

·Характеристика личности обвиняемого, анализ ее мотивации, степень активности, умышленности преступления, моральных свойств и др.

·Характеристика личности потерпевшего, причиненного ему физического страдания и морального вреда.

·Соотнесение содеянного со статьями закона и предложения о мере наказания и возмещения причиненного потерпевшему ущерба.

·Заключение, включающее краткий итог сказанному и обращения к составу суда о присуждении справедливого наказания.

В речи прокурора так же должны быть освещены перспективы последующей ресоциализации, в случае обвинительного приговора суда.

К профессионально важным свойствам личности прокурора, следует отнести:

·аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность и логичность;

·высокое чувство ответственности, социальную направленность эмоций, честность и мужество;

·развитые волевые качества (принципиальность, настойчивость, самоконтроль);

·экстравертированность;

·способность осуществлять внушающее воздействие;

·выразительность и моторную сдержанность мимики и пантомимики.

Психологическая структура деятельности адвоката

Адвокат является представителем защиты в суде. Его деятельность состоит в том, чтобы защищать все права и интересы подсудимого. Он призван наиболее квалифицированно реализовать основную задачу правосудия: осуждению и наказанию, невиновные должны быть освобождены от необоснованных обвинений. Адвокат должен использовать все предусмотренные законом средства защиты, выяснить все те обстоятельства, которые могут служить для оправдания или смягчения вины подсудимого, и оказывать ему необходимую юридическую помощь.

В деятельности адвоката можно выделить несколько этапов:

·Предварительное изучение материалов дела

Адвокат тщательно анализирует все материалы предварительного следствия, проверяет обоснованность предъявляемого обвинения и решения о предании обвиняемого суду. Именно на этом этапе у адвоката устанавливается личный контакт с обвиняемым, формируется модель криминогенной ситуации и определяется стратегия и тактика защиты. При этом суть задачи адвоката состоит в оказании помощи не только подсудимому, но и суду, помогая глубоко разобраться во всех объективных и субъективных обстоятельствах дела.

·Участие в судебном разбирательстве.

Адвокат активно взаимодействует со всеми участниками судебного заседания, участвует в допросе обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, ведет диалог с экспертами и прокурором. Если возникает необходимость, адвокат обращается в суд с ходатайством о назначении судебно-психологической экспертизы обвиняемому. Адвокат очень тщательно анализирует выступления прокурора и оценивает полноту доказательств, приводимых в пользу обвинения. Адвокат может попросить суд оказать снисхождение обвиняемому или снять обвинение, если оно не имеет убедительного обоснования.

·Произнесение адвокатом речи на основании собранной информации.

Судебная речь адвоката является практической реализацией разработанной им стратегии и тактики защиты. Речь защиты обычно имеет следующую структуру:

.Вступительная часть;

.Изложение фактических обстоятельств происшествия;

.Анализ и оценка личности обвиняемого;

.Анализ мотивации совершенного преступления;

.Заключительная часть

В речи адвоката должны присутствовать все лучшие элементы профессионализма и ораторского искусства. Психологически важную для воздействия на слушателей роль играет та часть речи, в которой адвокат анализирует личность обвиняемого: его темперамент характер, возможные акцентуации и патологии, сферу сознания, чувств и воли. Адвокат должен быть психологически грамотным специалистом, чтобы раскрыть перед участниками судебного заседания сложную структуру человеческой психики, соединение в ней возвышенных и низменных побуждений.

Адвокат делает акцент на связях между потерпевшим и обвиняемым, биографиях, на индивидуальном развитии обвиняемого в этногинезе: семья, школа, друзья и т.д. Адвокат не должен использовать биографию для оправдания совершенного деяния, если преступление имело место быть.

Защитник выступает после прокурора. Это требует мастерства, так как после речи обвинителя аудитория настроена осуждающе.

Адвокат сохраняет взаимодействие со своим подзащитным и после вынесения приговора. Это тем важно, что после вынесения приговора осужденный обычно находится в депрессивном состоянии и его способность к самозащите снижена.

К профессионально важным свойствам личности адвоката относят:

.Свойства когнитивных процессов:

·Мышление (аналитичность, критичность, логичность, умение замечать противоречия, стратегичность).

·Речь (ораторские способности, культура речи, образность, выразительность, дискурсивность).

·Память (объем профессионального опыта, оперативность).

·Воображение (образность, прогностичность, репродуктивность, творчество).

.Свойства регуляторных процессов: гуманизм; честность; стрессоустойчивость; лидерство; эмпатия.

.Свойства коммуникативных процессов: социальная активность, способность к диалогу, экстравертность, информативность, вербальная активность, общительность, живость мимики и пантомимики, толерантность.

Психологическая характеристика обвиняемого

А.Ф. Кони утверждал: «Из всех обстоятельств дела самое важное, без сомнения, - личность подсудимого, с его добрыми и дурными свойствами, с его бедствиями, нравственными страданиями, испытаниями». Поэтому определение этих свойств является для каждого судебного деятеля - будь то судья, прокурор или адвокат - первейшей обязанностью.

Нельзя забывать, что подсудимый никогда не находится в спокойном состоянии. Характеристика подсудимого должна быть обстоятельной, объективной и соответствовать этическим требованиям.

Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию в каждом ее отдельном элементе.

Глубокое и полное изучение судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.

Правильная квалификация совершенного преступления. В особенности это касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), определения подлинных мотивов совершенного преступления, установления роли, которую обвиняемый играл в преступной группе, и т. д.

Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ре-социализации и опираться на достаточно глубокое знание членами судебного процесса индивидуальных особенностей и динамики данной личности.

Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (воспитания, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Объем и содержание психологического изучения обвиняемого, необходимого для успешного расследования, определяется целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.

Суд должен разносторонне изучить информацию, относящеюся, во-первых, к прошлому обвиняемого (условия жизни, формирование характера, жизненный путь и т. п.) и, во-вторых, характеризующих его на момент совершения преступления и в период его расследования.

Такой широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость защитной доминанты. Каждое слово прокурора, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым со всем тем, что охраняется этой доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности обвинителя, переоценке угрожающих воздействий. Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной степени определяются его отношение к событию преступления и правосудию.

Всестороннее изучение личности обвиняемого, обстоятельств, мотивов и факторов которые предоставлены предварительным следствием на рассмотрение суда, а также непосредственно выяснение обстоятельств преступления в ходе судебного заседания дает суду полную оценку для вынесения законно обоснованного приговора.

Психологическая характеристика потерпевшего

Потерпевший - одна из центральных фигур судебного процесса. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не берется личность потерпевшего.

Формирование показаний потерпевшего имеют свои особенности, связанные с их специфическими переживаниями, которые вызваны осуществленными по отношению к ним преступных последствий. Как объекты преступного посягательства, потерпевшие воспринимают картину осуществленного преступления, ощущая на себе его непосредственное влияние. Поэтому у них при восприятии и сохранении пережитой во время преступления информации, достаточно часто значительную роль играют эмоциональные проявления переживания, связанные с психическим, физическими и социально-бытовыми последствиями преступления.

Потерпевшие от преступления иногда склонны неумышленно преувеличивать обстоятельства или действия, которыми нарушены их права. Это касается применения сильных выражений в описании впечатлений и ощущений, гиперболизировании размеров, быстроты и силы. Следовательно, явно выраженное недоверие или подозрение в неискренности унижает достоинство этих людей, и без того пострадавших от преступления.

Чем более значительна роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает нагляднее, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие порой до степени аффекта, ибо воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости.

Личность потерпевшего во всяком деле в большем или меньшем объеме присущи общественные интересы. От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений. Активно обороняясь от преступного посягательства, препятствуя преступной деятельности, потерпевший защищает не только свои, но и общественные интересы.

Психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия и суда представляется весьма актуальным, так как способствует решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступлений, глубокому исследованию причин и условий, всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д. Исследование данной проблемы включает в себя следующие аспекты: методы изучения личности потерпевшего, исследование его поведения непосредственно перед событием преступления, в момент события преступления, после него.

.Особенно тщательному анализу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекращении дела, которые зачастую вызываются психическим давлением со стороны заинтересованных лиц. Также суду надо учитывать психическую напряженность потерпевшего во время предварительного следствия.

Психологические характеристики свидетелей

Показания свидетелей играют важную роль в деятельности следователей и судей, защитников и адвокатов, прокуроров и инспекторов. Они способствуют восстановлению обстоятельств подготовки или совершения преступления, выявлению лиц, которые совершили преступление, мотивов их преступных деяний, установлению социально-психологических данных, которые характеризуют личность обвиняемого или потерпевшего.

Погрешности и ошибки в показаниях свидетелей (неполнота, неточность, лишние собственные домыслы и т.д.) - обычное, а не исключительное явление. Поэтому следователь должен выявить противоречивость в показаниях свидетелей и уяснить причину неправдивости свидетельских показаний.

Показания свидетелей зависят от направленности восприятия события и оценочной позицией воспринимаемого лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития. Давая свидетельские показания, человек дает свои оценки освещаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки или дает неправдивые показания, что может быть связано с его родственными обязанностями, боязнью мести, жалостью к потерпевшему или обвиняемому.

В судебном процессе также участвуют и специалисты эксперты. Задача экспертов облегчить процесс предварительного следствия и довести до понимания присутствующих на процессе факты, которые могут выяснить только специалисты узконапрвленной специализации. Эксперты - психологи могут дать точную оценку мотива преступления, что в свою очередь должно повлиять на правильность вердикта суда.

Заключение

Судебное разбирательство - центральная и главная стадия процесса. Только на этой стадии приговором суда лицо может быть признано виновным в совершении преступления и ему может быть назначено уголовное наказание. Только на этой стадии появляется возможность собрать в одном месте и в одно время всех участников процесса, чтобы сопоставить их позиции и показания и дать им объективную оценку. Суд основывает свои выводы не на письменных материалах дела, а на доказательствах, непосредственно исследованных в судебном заседании.

Психология судопроизводства (судебного разбирательства) - самостоятельный раздел юридической психологии, исследующий закономерное и связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного, гражданского дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс, психологическую культуру процесса и др.

С этим разделом юридической психологии тесно связаны науки: уголовное (гражданское) право, уголовный (гражданский) процесс, социальная психология, психология труда, психология творчества, педагогическая психология, судебная этика, риторика.

Психология судебного разбирательства служит делу профессиональной подготовки юридических кадров, воспитания и обучения судебных работников, роста их профессионального мастерства, формирования необходимых качеств и устранения отрицательных явлений в их деятельности. Она обеспечивает судебных работников эффективными и научно обоснованными рекомендациями, содействует разработке наиболее целесообразных приемов и методов их труда, полностью отвечающих требованиям законности.

Список литературы

1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.Сорочан В.В. Юридическая психология. - М.: МИЭМП, 2010

.Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2002

Похожие работы на - Основы юридической психологии судебного разбирательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!