Основные понятия психологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    226,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные понятия психологии

1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»


В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Проблема личности является центральной в современной психологии, и это не случайно, важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

Обратимся к категориальному ряду, в который вписано понятие «личность». Это понятия «человек» - «индивид» - «субъект» - «индивидуальность» (рис. 1).

Рисунок 1 - Система личностных понятий

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человек является самым широким, это основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим (природным) и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен.

Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид - приматы; классификационная категоризация - Homo sapiens.

Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечество (человеческий род, человеческий мир) - особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности.

Главная социально-психологическая характеристика этого способа жизнедеятельности - механизм «САМО…»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т.д.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

активность.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином…

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти.

Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.

Личность - это социальная сущность человека. Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека…

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность - одна из сторон личности, поэтому определить понятие «индивидуальность» сложнее, т.к. помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания.

Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида) (рис. 2).

  

Рисунок 2 - Человек - Индивид - Индивидуальность - Личность

2. Решение ситуации

личность акцентуация характер

Гражданин О. был арестован по подозрению в изнасиловании гражданки Ш. в степи на трассе «Красноярск-Абакан». О. категорически отрицал свою причастность к убийству и изнасилованию Ш. Он заявил, что в тот день безвыездно находился в городе. При личном обыске у О. изъяли флакон с уксусной кислотой. О. пояснил, что захватил с собой уксусную кислоту для самоубийства. Находясь в СИЗО О. совершил попытку самоубийства.

Определите тип акцентуации характера?

Чтобы правильно определить тип акцентуации характера гражданина О., арестованного по подозрению в изнасиловании, данных представленных в задаче недостаточно. Оттолкнемся от факта попытки самоубийства.

Сначала выясним, что такое «акцентуации».

Акцентуация характера - это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации - немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность», отечественный психолог А.Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера».

Согласно А.Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

явная акцентуация - крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных;

скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия, в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах (в благополучных обстоятельствах это может быть вполне милый человек).

Установлено, что суициды чаще совершаются лицами, в анамнезе которых выявляются определенные признаки предрасположенности к суицидальному реагированию.

А.Е. Личко также отмечает, что наличие акцентуированных типов характера, наряду с повышенным уровнем личностной и ситуативной тревожности, обусловливают склонность к самоубийству и определяют высокую опасность суицидальных попыток. Такие люди особенно чувствительные, ранимые, берущие вину за происходящее на себя, зависимые от мнения окружающих, отличающиеся низкой самооценкой, неуверенные в себе, в своих возможностях. Проблемы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.

Рассматривая склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера, предположим, что задержанный О. - молодой человек, и наиболее возможно, что у него имеет место тип акцентуированного характера - эмоционально-лабильный.

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач.

Порицания, осуждения и т.д. глубоко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние; неприятности, утраты, несчастья лабильные переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

С большой долей вероятности, и в соответствии с условиями нашей ситуации, у О. имеется склонность к суицидному поведению аффективного типа.

Суицидальное поведение непосредственно связано с психологическим кризисом, который вызывается депривацией и фрустрацией важнейших потребностей. Психологическая боль является общим признаком тяжелых кризисных состояний. Непереносимость душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрешения всех проблем.

Мотивом действий может служить не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Люди этого типа ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например, родителей, толкает эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам.

О. категорически отрицал свою причастность к убийству и изнасилованию Ш., заявляя что в тот день безвыездно находился дома; возможно, что так оно и было. Находясь дома, О. глубоко переживал какую-то свою личную проблему, которая и привела его к мысли о самоубийстве.

Причиной попытки самоубийства могли быть неприятности институте или на работе, неудачи в отношениях с любимым человеком и тому подобное - все это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации.

Поскольку при личном обыске у О. нашли флакон с уксусной кислотой, которую по его словам, он захватил с собой для самоубийства, можно предположить, что он направлялся в степь для совершения акта самоубийства, но не успел, т.к. был задержан.

Находясь в СИЗО, О. все же совершил попытку самоубийства.

Стрессовые ситуации, вызывающие острые реакции, провоцируют разные типы суицидального поведения. В нашем случае попытка самоубийства, скорее всего - это аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении обычно имеется компонент демонстративности, т.е. на самом деле попытка самоубийства - это желание привлечь внимание к себе, к своей беде, или попытка оказать давление на окружающих.

Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адресат: в нашем случае - это СИЗО, т.е. правоохранительным органам. Думается, что попытка самоубийства О. обусловлена не желанием умереть, а скорее намерением обратить на себя внимание, вызвать чувство жалости, сочувствия, а также возмездие за несправедливое обвинение.


Список источников

1.   Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 84 с.

2.       Исаев Д.С. Психология суицидального поведения / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнёв. - Самара: СГУ, 2000. - 48 с.

.        Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 207 с.

.        Савельев А.В. Акцентуации характера как фактор суицидальной опасности в подростковом и юношеском возрасте / А.В. Савельев. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. - С. 25-27.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!