[33;9]
С понятием агрессия в психологической литературе тесно связано понятие «агрессивность». Агрессивность - определяется как личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении других. Агрессивность включает в себя социально-перцептивный компонент, заключающийся в готовности воспринимать и интерпретировать поведение других, как враждебное. В этом случае авторы говорят о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации, как об устойчивых для некоторых людей особенностях мировосприятия и миропонимания [30; 34].
В рамках нашего исследования требуется дать интерпретацию понятия оптимизация агрессивности. На основе анализа научной психологической литературы мы определяем это понятие, как способность субъекта сознательно регулировать свое психическое состояния, противостоять провокационному поведению, контролировать свои действия.
.2 Краткий анализ психологических теорий агрессии
Наиболее известными и к настоящему времени достаточно разработанными являются следующие теории:
1)теория инстинктивной агрессии;
2)теория «фрустрации агрессии»;
3)теория социального научения;
Теорию инстинктивной агрессии традиционно связывают с именами З.Фрейда и К.Лоренца. Исходя из представления о поведении человека, как непосредственной реализации внутренних побуждений авторы определяют агрессивные действия, как следствие высокого уровня агрессивности. Они относят агрессию к свойствам личности человека, не придавая большого значения ситуационным переменным [47;95]. Они считают, что агрессивная энергия накапливается в человеке подобно тому, как вода накапливается в запруде. И хотя фатальной склонности к агрессии, по мнению авторов у психически здоровых людей нет, есть биологические факторы, располагающие к ней [23;459]. Эта теория и не нашла экспериментального подтверждения, но тем не менее агрессивность индивида как показали исследования, все же зависит от таких биологических факторов, как наследственность, химический состав крови и строение мозга. [23;459]
Теория «фрустрации агрессии» основана на том, что агрессивное поведение является прямым следствием фрустрации. [30;50] Причем, фрустрация является не следствием депривации как таковой, а следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями. [23;460]
Согласно теории социального научения - агрессивное поведение-это результат научения. В частности Род Лиа, указывает, «что в гораздо большей степени, чем полученные от предков гены, на агрессивность влияют условия жизни и социальной среды, которые, в конечном счете, и формируют поведенческий образ индивида». [36;12]. Наиболее полно социальное научение агрессии исследовал Берковиц, указывает на особое значение роли агрессивных стимулов в этом процессе: «Важным детерминирующими факторами вызывающие агрессивные действия, являются агрессивные знаки или стимулы, присутствующие в данной ситуации». [6; 56]
В теории инстинктивной агрессии выделяются 3 основные подхода: психоаналитический; эволюционный; социобиологический.
Психоаналитический подход связывают с именем З.Фрейда, который определял агрессивное поведение как преимущественно инстинктивное. Он говорил о том, что человеческие существа генетически или конституционно «запрограммированы» на агрессивные действия. Согласно З. Фрейду, все человеческое поведение проистекает как результат взаимодействия двух основных инстинктов: эроса и танатоса, инстинкта жизни и инстинкта смерти. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы, например смещение, служат цели направлять энергию танатоса вовне. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. По мнению З.Фрейда, такое поведение не только врожденное, но и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Но внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий [46; 123].
Эволюционный подход связывают и именем австрийского биолога К. Лоренца, который на основании изучения поведения некоторых видов животных в природных условиях пришел к выводу, о том, что при определенных обстоятельствах у большинства животных автоматически срабатывает инстинктивный механизм агрессии, и они нападают на других представителей своего же вида. Эта "внутривидовая агрессия", по утверждению К. Лоренца, имеет столь же неодолимый и естественный характер, как, например, голод или половой инстинкт, и в свою очередь также служит целям сохранения вида. Исходя из понимания, происхождения человека К. Лоренц говорит о том, что человек должен обладать и всеми теми свойствами, которые присущи животным, включая и биологическую основу мотивации и агрессивного поведения [21;267]. Агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия "выплеснулась" вовне. Согласно К.Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, которая варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам.
Социобиологический подход связан с работами Л. Берковица. В целом он сводится к тому, что влияние генов длительно потому, что они обеспечивают адаптивное поведение, (то есть гены "приспособлены" до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции), благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Л. Берковиц говорит о том, что индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, то есть родственников, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, у кого наименее вероятно наличие схожих генов. Агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе [6; 138].
Согласно инстинктивной теории агрессии агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Следовательно, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Следует отметить, что теория агрессии как инстинкта в основных своих положениях была отклонена подавляющим большинством исследователей.
Разработчики теории «фрустрации агрессии» более оптимистично рассматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля над ним, так как приписывают агрессию скорее влиянию особых условий окружающей среды, нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий.
Основными положениями «теории фрустрации» являются, следующим:
)фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
)агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение, по мнению авторов, имеют три фактора:
)степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
)сила препятствия на пути достижения цели;
)количество последовательных фрустраций.
По мнению Дж. Долларда и других сторонников этой теории, все акты агрессии - даже скрытые от наблюдения, не прямые и не связанные с причинением ущерба - играют роль некоей формы катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Даже такие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу могут ослабить или устранить агрессивное побуждение.
Теория социального научения связана с именем А.Бандуры. Агрессия в ней рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения. Здесь также учитывается роль биологических и мотивационных факторов, хотя акцент поставлен на важности влияния социального научения. Согласно данной концепции, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобных действий; факторов, провоцирующих их проявление; условий, при которых они закрепляют. [14; 64]
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения. Хотя здесь особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено. Активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому формы агрессивного поведения, частота его проявлений различны; ситуации, в которых оно развертывается, объекты нападения во многом определяются факторами социального научения.
Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций - это прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться в дальнейшем. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению А.Бандуры, научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие. При этом формируется представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию. Возможно, как указывает автор, еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком случае, остаются безнаказанными - это часто вдохновляет на подобное поведение. Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию - сохранение, усиление или контроль [49; 189]. К. Хорни указывает на существование трех видов поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или поощрение со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам себе назначить поощрения и наказания.
В отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или внешних стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению.
В рассмотренных выше теориях, как отмечают многие исследователи, не учитываются важные аспекты человеческого опыта, которым в последние годы психологи уделяют все больше внимания. К ним они относят эмоции и познавательную деятельность, роль которых рассмотрена в концепции когнитивных моделей агрессивного поведения, ярчайшим представителем которой является Л. Берковиц. В своей модели образования новых когнитивных связей он говорит о том, что эмоциональные и познавательные процессы лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с этой моделью фрустрация или другие аверсивные стимулы (боль, неприятные запахи) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие. Таким образом, по мнению автора этой концепции, хотя агрессия может появляться в отсутствие стимулирующих ее ситуационных факторов, фрустрированный человек будет все-таки чаще обращать внимание на эти стимулы, и они, скорее всего, усилят его агрессивную реакцию [6; 135].
На специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосредовании поведения указывает и Г.Зильман. Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности [14; 167]. Г. Зильманн указывает, что подобным образом возбуждение может влиять на процесс познания. При очень высоких уровнях возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить к импульсивному поведению. В случае агрессии импульсивное действие будет агрессивным по той причине, что дезинтеграция когнитивного процесса создаст помеху торможению агрессии. Так, когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать агрессивно. В противоположном случае когнитивные процессы будут разворачиваться в направлении ослабления агрессивных реакций.
Анализ психологических исследований позволил нам установить, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Состояние агрессии, какими бы причинами она не вызывалась, регулируются в той степени, в какой степени у субъекта развиты познавательные процессы, способность к анализу ситуаций и саморегуляции психического состояния.
.3 Формирование мотивов агрессивного поведения
Поведение людей по отношению друг к другу выглядит все более деструктивным. По мнению многих исследователей, агрессивное поведение вызывается комплексом различных внешних и внутренних факторов, а их системой, которая реализуется в процессе формирования мотива (мотивации). Рассмотрения этой системы позволило исследователям объединить различные теории мотивации агрессивного поведения в единую концепцию. Одна из схем формирования мотива агрессивного поведения, была предложена Ильиным Е.П., он говорит о том, что все начинается с возникновения конфликтной или фрустрирующей ситуации, играющих роль внешнего стимула. Однако возникновение этих ситуаций еще не свидетельствует о возникновении у человека состояний конфликта или фрустрации. Учитывая роль внешних факторов (фрустрационной и конфликтной ситуации), и внутренних (чувствительность субъекта к этим ситуациям, наличие опыта-научения и т.п.) автор отмечает и различные подходы по проблеме мотивации. [16; 84].
По мнению Гришиной Н.В. (1995), для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознано субъектами как таковое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс и, в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения - враждебность. Если это не учитывать, тогда любая дискуссия, протекающая мирно и спокойно, может быть отнесена к агрессивному поведению. Для возникновения конфликта нужны определенные провоцирующие условия, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Кроме того, как показал А.А. Реан, на возникновение агрессивного поведения влияет и такая особенность личности как демонстративность. Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Очевидно, именно чрезмерное тщеславие и приводит к обидчивости, заносчивости, роль которых для возникновения агрессивного поведения большая [39; 51].
Зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков показано в работах И.О.Шляхтиной. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и "отверженных". В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором - неудовлетворенность своим положением [41; 135].
Возникновение конфликта может зависеть от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию. Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния - досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, при появлении которого и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет пока к формированию абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта. Во многом выбор этой абстрактной цели будет определяться как внешними обстоятельствами, так и опытом, воспитанностью человека, которые уже на этом этапе могут блокировать прямое агрессивное поведение, переводя его как косвенно-агрессивное. Возникновение намерения наказать, отомстить ведут к поиску конкретного пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается II стадия формирования мотива агрессивного поведения, субъект рассматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта, установки на разрешение конфликтов. В случае решения наказать обидчика субъект может выбрать различные способы: ударить, отнять что-то, изолировать от других людей, запретить, не разрешить, выгнать, унизить обидчика.
Пропустив все эти способы через внутренний фильтр, субъект переходит к III стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта. На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, то есть принимается решение. Принятие решения приводит к возникновению побуждения достичь цели. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят потребность (желание) личности отреагировать на конфликтную ситуацию, способ и средство этого реагирования и обоснование, почему выбраны именно они. Таким образом, у субъекта появляется основание агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришел к пониманию необходимости такого поведения, какая его цель, каким способом он хочет достичь этой цели и, может быть, - ради кого.
Ильин Е.П. отмечает, что не всегда мотив агрессивного поведения формируется так сложно, мотивационный процесс может быть свернутым, особенно за счет II стадии. Некоторые люди в определенных конфликтных ситуациях реагируют присущим им стереотипным способом - агрессией. У них может не возникать особых сомнений, как реагировать на внешнюю агрессию [16; 98].
Резюмируя вышесказанное, мы можем констатировать, что разработанные авторами различные теории мотивации в связи с тем, что агрессия вызывается и стимулируется системой внешних и внутренних факторов реализующихся в процессе формирования мотива, можно объединить в единую концепцию. Подобный подход позволит, полагаем мы, найти оптимальные пути коррекции агрессивного поведения.
агрессия психологический тренинг
1.4 Виды агрессии и типология агрессивных личностей
Как уже указывалось в предыдущих параграфах, всякая явная агрессия направлена на причинение ущерба, вреда другому человеку. Но попытки причинить ущерб или уничтожить других людей, указывают многие авторы, происходят неодинаково и могут быть вызваны разными биологическими и психологическими процессами. Ученые, занимающиеся исследованиями процессов, участвующих в выработке агрессии, не могут высказать единую точку зрения в определении основных видов агрессии, главным образом основываясь на том, что поведение определяется побудительными мотивами, вознаграждениями, которых ожидает человек за совершение тех или иных действий, стремясь определить скрытые цели, подталкивающие людей к проявлению агрессии. Но анализ произведенной деятельности, прошлого опыта, реальной ситуации не всегда действительно регулируют поведение человека, так как каждый индивид бывает иногда чрезвычайно эмоционален, охвачен чувствами и эмоциональными импульсами данного момента.
На основании включения эмоций в поведение Берковиц Л. выделил два основных вида агрессии: инструментальную и эмоциональную [6; 239]. Согласно автору, нападение и насилие, совершаемое человеком в надежде достичь иную от причинения ущерба цель (получить финансовую выгоду, социальный статус, подтвердить идентичность своего «я» или выйти из неприятной ситуации) во многом отличны от насилия, вызванного эмоциональным возбуждением. На основании данных видов агрессии были выделены и соответствующие им типы агрессивных личностей.
Целью инструментальной агрессии, согласно автору, главным образом является установление превосходства и контроля. Такие люди часто пытаются запугивать или даже нападать на других с преднамеренной попыткой принуждения. Их поведение скорее является не просто эмоциональной реакцией, а тактикой, инструментом для достижения цели. Дерзость и безрассудность данного типа агрессивно настроенной личности сочетается с уравновешенностью. Для него характерна импульсивность, эмоциональная холодность, отсутствие сочувствия к другим людям, неспособность принять ответственность за свои поступки, сильное чувство собственной ценности.
Некоторые люди обладают ярко выраженной агрессивностью, не связанной с инструментальной направленностью. Они не используют агрессивное поведение, чтобы добиться желаемой цели, а просто проявляют агрессию, потому что обладают высокой эмоциональной реактивностью и легко раздражаются. Очень чувствительные к любому пренебрежению или оскорблениям, они склонны видеть угрозы и оскорбления, которых в действительности не существует, и легко обижаются. Данные критерии характеризуют тип эмоционального агрессора, который склонен, неадекватно реагировать на события, происходящие рядом с ним. Важными аспектами психологии эмоциональных агрессоров, по мнению автора, является их тенденция:
1) интерпретировать двусмысленные действия как враждебные и приписывать другим агрессивные намерения;
2) представлять относительно мало возможных альтернатив ответной реакции на тревожные ситуации;
3) считать, что на враждебность других людей надо отвечать агрессией.
При этом на реакцию эмоциональных агрессоров, согласно автору, влияет не только их способ обработки информации, но и сниженный уровень самоконтроля, неспособность сдерживать свои моторные реакции, слабая способность к самоограничению. В результате эмоциональные агрессоры способны приходить в очень сильное возбуждение, характеризующееся сильными негативными эмоциональными реакциями, целью которого является причинение ущерба другому лицу. [6; 240]
Таким образом, среди агрессивно направленных личностей могут наблюдаться различия. Люди, использующие агрессию, главным образом, для инструментальных целей в некоторых аспектах отличаются от ярко выраженных эмоциональных агрессоров, легко распознающих враждебность в других людях или приписывающих другим враждебные намерения. Но при этом они могут иметь ряд общих черт, и те и другие могут считать, что, оскорбляя своих противников, они действуют адекватно. Тем не менее, люди, часто использующие агрессию для достижения своих целей, скорее всего, будут думать, что их агрессия приведет к положительному результату.
1.5 Диагностика и коррекции агрессивного состояния в
психологической практике
Сегодня трудно представить себе какую-либо область психологической практики без психологической диагностики. Психологическая диагностика сегодня активно используется для решения широкого круга социальных задач в образовании, политике, экономике, бизнесе, медицине, спорте, в военных и армейских подразделениях. Социальная и практическая значимость психологической диагностики определяется следующими факторами:
-потребностью человека к самопознанию;
расширением возможностей личной самореализации;
-потребностью обществом в максимальном использовании психических возможностей человека;
необходимостью профилактики деструктивных социально-психологических явлений. [37; 10]
Психолог-диагност применяет в своей практической работе только те методики, которые не несут угрозу психическому или физическому здоровью испытуемого. При этом количество и содержание методик должны быть адекватно целям обследования и отражать возможность доказательства или отвержения психодиагностической гипотезы. Методики должны соответствовать возрасту, образованию и психофизиологическому состоянию обследуемого, а так же месту и времени обследования, должны обладать высокой валидностью и надежностью. [37; 144]
Кроме того, в психодиагностике используется методы и процедуры, которые прошли достаточную апробацию в научных исследованиях и были адаптированы для конкретных задач. Для изучения состояния агрессии в психологической практике широко применяются: шкала самооценки Спилберга-Ханина, характерологический тест Шмишека, проективная методика исследования личности, Опросник Баса-Дарки, методика Агрессивность и др. они направлены на изучение состояния гнева, акцентуации характера, прогнозирования агрессивного поведения и оценка его уровня.
Эти психодиагностические методики хотя и довольно точно определяют состояние агрессивности, но не служат средством коррекции. Таким средством является социально-психологическое общение и в частности тренинг.
Социально-психологический тренинг включает в элементы психотерапии. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных группах, указывает В.В.Никандров, придает возможность посмотреть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других». [33; 138]
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать социально-психологический тренинг как психологический тренажер для оптимизации агрессивного поведения сотрудников охранного предприятия. Основной его алгоритм: анализируй и действуй по правилам. При этом мы полагаем, что алгоритм поможет преобразовать драму в проблему, а проблему в задачу. Задачу же всегда можно попробовать решить.
Выводы по главе.
. Несмотря на различие в определении понятий агрессии, предполагаемые различными авторами, она трактуется, как поведенческая реакция, направленная на причинение физического или морального вреда другому человеку. Иногда состояния агрессии выражаются в разрушении вещей. Это происходит в том случае, если существует сознательный контроль своего поведения.
2. Понятие агрессивность определяется как индивидуально-личностная особенность или черта характера унаследованная или формирующаяся прижизненно под влиянием условий жизни.
. Ни одна из известных ныне теорий не дает исчерпывающего объяснения возникновения состояния агрессии. Однако их интеграция позволяет выстроить систему изучения и интерпретации агрессивного состояния и поведения индивида. На основании этих теорий в психологической науке были выделены виды агрессии, определены условия способствующие возникновению состояний агрессии, а также типологизированы агрессивные личности.
. Разработанные психодиагностические методики позволяют довольно точно определить состояния агрессии отдельных личностей. Однако методик коррекции агрессивного поведения в психологической практике еще не достаточно. Эту проблему относительно коррекции поведения сотрудников охранного предприятия мы попытаемся решить в следующей главе.
Глава 2. Теоретико-методологические подходы к разработке программы социально-психологического тренинга оптимизации агрессивности
Основную задачу настоящей главы мы видим в том, чтобы на основе изучения теорий агрессии разработать теоретическую модель социально-психологического тренинга оптимизации агрессии для сотрудников конкретной организации и в дальнейшем изучить эффективность ее практического использования. Разрабатывая методику и сценарий социально-психологического тренинга, мы опирались на работы известного в этой области исследователя Е.В. Сидоренко
2.1Модель социально-психологического тренинга по
оптимизации агрессивности работников частного охранного предприятия
Разработанная нами модель социально-психологического тренинга оптимизации агрессивного поведения содержит:
- концепция тренинга;
- принципы тренинга;
- описание фаз тренинга;
- методы тренинга;
- правила тренинга (для участников);
- организационные условия тренинга;
- сценарии тренинга;
- методики определения тренинга.
Концепция тренинга.
Для нашего тренинга мы разработали две концепции: внешнюю (для участников) и внутреннюю (для тренера).
Внешняя концепция.
Цель: Развитие цивилизованной личностной силы для ситуации делового взаимодействия.
Задачи:
) Освоение понятий варварского и цивилизованного взаимодействия
) Выявление собственных слабых струн, обусловливающих агрессивную реакцию.
) Отработка алгоритма подавления агрессивного состояния.
Внутренняя концепция.
Цель: развитие личностной силы и веры в свою силу. Тренинг содержит в себе упражнения, благодаря которым у участников формируется уверенность в себе, что предлагаемые психологические методы помогут им регулировать агрессивное состояние, и как его прямое следствие - агрессивное поведение.
Для реализации этой цели должны быть решены две главные задачи: развитие рефлексии; развитие навыков цивилизованного взаимодействия;
Тренинг основан на следующих принципах, являющихся общим для внешней и внутренней концепции:
- Сквозные принципы:
- интеллектуализации;
всеобщей включенности;
тренерского моделирования;
штудирования;
психологического тренажера;
- индивидуального зачета.
- Динамические принципы.
- от заданных проблем тренера - к «живым» проблемам друг друга;
- от взаимодействия с тренером к взаимодействию друг с другом.
Принцип интеллектуализации состоит в том, что любое взаимодействие трактуется как интеллектуальная задача.
Принцип всеобщей включенности предполагает, что во всех упражнениях у каждого участника своя роль.
Принцип тренерского моделирования состоит в том, что тренер сам демонстрирует те реакции, которые он считает правильными, и которым он пытается научить
Принцип штудирования состоит в тщательном изучении ситуации конфликта.
Принцип психологического тренажера - это принцип штудирования на практике.
Принцип индивидуального зачета выражается в том, что каждый участник должен развить личностную силу, и во взаимодействии с другим человеком он остается один на один.
Принцип от заданных проблем к живым проблемам друг друга заключается в том, чтобы в памяти участников «всплывали» значимые ситуации и требовали своего выхода. Участники должны почувствовать «вкус» к анализу сложившихся в их жизни ситуаций.
Принцип от «взаимодействия с тренером к взаимодействию друг с другом» предполагает, что сначала тренер использует модель работы с группой, в которой он сам инициирует воздействия. Когда участник начинает уверенно взаимодействовать с тренером, то он переключает их на взаимодействие друг с другом.
Фазы тренинга:
- ориентация в проблемах участников.
- фаза конструктивного напряжения - работа с аргументами.
- фаза неоднозначного напряжения - работа с варварскими методами.
- фаза преодоления, работа с цивилизованными способами противостояния собственной агрессии.
- фаза релаксации и воодушевления.
Каждая фаза содержит упражнения на психосаморегуляцию состояния.
Методы.
- Ролевые игры.
- Инсценировки.
- Командная работа.
- Групповые дискуссии.
- Тренажеры.
- Индивидуальная работа над заданиями.
Основные правила для участников тренинга.
- Норма психологического равенства;
- Норма активности;
- Норма психологической лояльности.
Основные организационные условия проведения социально-психологического тренинга:
- Наличие помещения общей площадью не менее 50 кв.м. или двух помещений размером соответственно 20 кв.м. и 30 кв.м.
- Помещение предполагает наличие стульев со спинками, телевизора для просмотра видеозаписи упражнений, флип-чарта, маркеров, бумаги, видеокамеры, отсутствие мягких диванов.
2.2 Программа и задачи констатирующего эксперимента
С целью проверки выдвинутой в выпускной квалификационной работе гипотезы и конкретизации, теоретически выделенных принципов и условий оптимизации агрессивного поведения сотрудников охранного предприятия нами была разработана программа экспериментальной части исследования.
Задачи исследования:
- Изучить психическое состояние и формы проявления агрессии сотрудников.
- Изучить влияния социально-психологического тренинга на оптимизацию агрессивности работников охранного предприятия.
Программа исследования включает:
1.Проведение констатирующего эксперимента.
2.Апробацию теоретико-прикладной модели социально-психологического тренинга по оптимизации агрессивности у работников частного охранного предприятия.
Ниже предоставлены результаты констатирующей части эксперимента.
Исследование проводилось на базе частного охранного предприятия «Кобра 1». В нем приняли участие - 12 сотрудников, мужского пола, занимающие должность охранника, имеющие среднюю степень агрессии. Службу ведут на КПП, не имеют оружие.
Программой констатирующего эксперимента предусматривалось;
1.Оценка агрессивного состояния работников.
2.Анализ полученных данных.
.Изучение индивидуальных особенностей проявления агрессивности
В качестве основных методов поставленных задач были использованы:
метод беседы с руководителем, сотрудниками, клиентами;
анкетирование;
опросники;
объективное наблюдение;
Кроме того, были использованы некоторые аналитико-диагностические методики, адаптированные нами в процессе исследования:
. Оценка агрессивности и форм ее проявления проводилась нами в соответствие с методиками шкала самооценки Спилберга-Ханина, Баса-Дарки, методика Агрессивность [37;345].
1. Методика.
Оценка проводилась нами в соответствие с методикой №1 реактивной и личностной тревожности Спилберга. (Приложение №1.)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Результаты представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Ответы испытуемых исследуемой группы до проведения тренинга
№ п/пГруппаОтветы в баллах∑ БалловНомера вопросов12345678910111213141516171819201Абашкин И.В.44214212444111341133502Бабенко К.Н.34212211332111231112373Бебко И.Ю.33311311332121232111384Виноградов М.З.23112211131112121121305Горелов Д.И.42112112123112122211336Дмитриев К.Ф.23112111222111211121297Емельянов И.В.44111112112211121121318Зиновьев О.В.24212211232121121112349Клемов Б.И.312121211212221233333810Лысенко В.Н.442312131244132132314611Серенный А.П.233121211121233212113412Федоров А.Д.2431212312121131212136
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Поэтому чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
№ п/пГруппаОтветы в баллах∑ БалловНомера вопросов12345678910111213141516171819201Абашкин И.В.32221442131342241142472Бабенко К.Н.12322212131112131122343Бебко И.Ю.11121211211221121231294Виноградов М.З.12221212111111111211255Горелов Д.И.32111211112111231111246Дмитриев К.Ф.23111111121112111212277Емельянов И.В.11112112111111211212258Зиновьев О.В.13211111111112112111259Клемов Б.И.211211311122111111112610Лысенко В.Н.112222111211211121112711Серенный А.П.121121211311111111112512Федоров А.Д.2111121111123412112332
Таблица 1.2 Средний показатель СТ и ЛТ и их анализ
№ п/пГруппа Средний показатель СТ и ЛТУровень тревожности НизкаяУмеренная Высокая 1Абашкин И.В.48,5+2Бабенко К.Н.35,5+3Бебко И.Ю.33,5+4Виноградов М.З.27,5+5Горелов Д.И.28,5+6Дмитриев К.Ф.28+7Емельянов И.В.28+8Зиновьев О.В.29,5+9Клемов Б.И.32+10Лысенко В.Н.36,5+11Серенный А.П.29,5+12Федоров А.Д.34+
Таблица 1.3 Соотношение уровней тревожности в группе
УровеньКоличество, чел% от общей группыНизкий650Умеренный541,7Высокий18,3Всего12100Ответы испытуемых исследуемой группы после проведения тренинга
Таблица 1.4 Ситуативная тревожность
Таблица 1.5 Личностная тревожность
№ п/пГруппаОтветы в баллах∑ БалловНомера вопросов12345678910111213141516171819201Абашкин И.В.32221332131322221122382Бабенко К.Н.11222212121112131112303Бебко И.Ю.11121211211221121231294Виноградов М.З.12221212111111111211255Горелов Д.И.32111211112111231111246Дмитриев К.Ф.23111111121112111212277Емельянов И.В.11112112111111211212258Зиновьев О.В.13211111111112112111259Клемов Б.И.211211111122111111112410Лысенко В.Н.112222111211211121112711Серенный А.П.121121211311111111112512Федоров А.Д.2111121111123412112332
Таблица 1.6 Средний показатель СТ и ЛТ и их анализ после проведения тренинга
№ п/пГруппа Средний показатель СТ и ЛТУровень тревожности НизкаяУмеренная Высокая 1Абашкин И.В.37+2Бабенко К.Н.29,5+3Бебко И.Ю.33,5+4Виноградов М.З.27,5+5Горелов Д.И.28,5+6Дмитриев К.Ф.28+7Емельянов И.В.28+8Зиновьев О.В.29,5+9Клемов Б.И.27+10Лысенко В.Н.36,5+11Серенный А.П.29,5+12Федоров А.Д.34+
Таблица 1.7 Соотношение уровней тревожности в группе
УровеньКоличество, чел% от общей группыНизкий866,7Умеренный433,3Высокий--Всего12100
Таким образом, в ходе оценки реактивной и личностной тревожности по методике Спилберга до проведения тренинга мы выявили, что из 12 испытуемых сотрудников низким уровнем данных показателей обладали 6 человек, что составляет 50% от общей группы. Умеренным уровнем тревожности 5 человек или 41,7% и высоким уровнем обладал 1 сотрудник, что составляет 8,3% от общей группы.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий веер ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Анализ полученных данных показал, что показатели тревожности после проведения тренинга изменились. В исследуемой группе количество работников находящихся на высоком уровне исчезло, на умеренном уровне находится 33,3% или 4 человека, на низком уровне так и осталось 66,4% испытуемых, что составляет 8 человек. После проведения тренинга мы наблюдали и проанализировали состояние работников охранной организации. Анализ результатов методик показал, что показатели, характеризующиеся методикой тревожности Спилберга, значительно увеличились, приближаясь к оптимальному значению, что указывает на целесообразность и необходимость проведения мероприятий данного уровня в исследуемой организации.
2. Методика
Оценка форм агрессивного поведения проводилась нами в соответствие с методикой №2 А. Басса и А. Дарки посредством опроса. (Приложение №2.)
Методика Басса - Дарки (МБД), предложенная в 1957 году (A.H. Buss, A. Durkey, 1957) для измерения степени проявления разных форм агрессивного поведения, все более широко применяется в нашей стране (как и за рубежом). А.Басс и А.Дарки, создавая свой опросник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии, выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств от малейшего возбуждения (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияния общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Результаты представлены в таблице 1.8.
Таблица 1.8 Анализ враждебности и агрессии в группе до проведения тренинга
№ п/пГруппаРеакции враждебности и агрессииИндексы12345678АгрессивностиВраждебности1Абашкин И.В.--+-+-+-22-3,52Бабенко К.Н.--------17- 1,03Бебко И.Ю.-----+--17- 1,04Виноградов М.З.----+---16- 1,05Горелов Д.И.+-------16- 2,06Дмитриев К.Ф.--+-----16- 2,07Емельянов И.В.-------+17- 1,08Зиновьев О.В.--+-----16- 2,09Клемов Б.И.-----+--19- 1,010Лысенко В.Н.--------17- 1,011Серенный А.П.-----+--19- 1,012Федоров А.Д.-+------16- 2,0
Таблица 1.9Анализ враждебности и агрессии в группе после проведения тренинга
№ п/пГруппаРеакции враждебности и агрессииИндексы12345678АгрессивностиВраждебности1Абашкин И.В.------+-20-2,52Бабенко К.Н.--------17- 1,03Бебко И.Ю.-----+--16- 2,04Виноградов М.З.--------17- 1,05Горелов Д.И.+-------16- 2,06Дмитриев К.Ф.--------17- 1,07Емельянов И.В.-------+16- 1,08Зиновьев О.В.--+-----16- 2,09Клемов Б.И.--------17- 1,010Лысенко В.Н.--------17- 1,011Серенный А.П.--------17- 1,012Федоров А.Д.-+------16- 2,0
Таким образом, используя методику, Басса-Дарки мы определили, что состояние агрессии и враждебности, в испытуемой группе охранного предприятия находилось на приемлемом уровне. Слабую степень враждебности проявляли 5 человек, у 6 человек отмечены признаки легкой агрессии и только у одного оба этих показателя приближались к критическому значению.
3. Методика
Методика "Агрессивность" (Модификация теста Розенцвейга). Используя данную методику, мы проверяем полученные результаты уровня враждебности и агрессивности в исследуемой группе работников охранного предприятия, полученные с применением методики Басса-Дарки.
Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям. В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разные рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придавать значения произошедшему обстоятельству и т.п.
Таблица 1.10Анализ агрессивности индивидов в группе до проведения тренинга
№ п/пГруппаРеакции враждебности и агрессииАгрессивность123456788101112БаллыОценка1Абашкин И.В.11212121112116+2Бабенко К.Н.11111111111112-3Бебко И.Ю.11111211111113-4Виноградов М.З.11112111112114+5Горелов Д.И.21111111111113-6Дмитриев К.Ф.11211121211115+7Емельянов И.В.11112111212115+8Зиновьев О.В.11211111111113-9Клемов Б.И.11111111111112-10Лысенко В.Н.11111211121114+11Серенный А.П.11111111111112-12Федоров А.Д.12111111111214+
Таким образом, проведенный анализ до тренинга, осуществляемого на охранном предприятии, подтвердил результаты предыдущей методики, так как у 6 человек были выявлены признаки агрессии. Следует отметить, что данные признаки не имеют критических значений и довольно высокое значение наблюдается лишь у одного сотрудника.
Оценка результатов и выводы об уровне развития
Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий: 1. Агрессивные реакции. 2. Неагрессивные реакции.
К числу агрессивных реакций относятся такие, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.
К неагрессивным реакциям, относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.
В заключение подсчитывается сумма баллов соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 13 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Рассмотрим данные показатели с помощью описываемой методики после проведения тренинга на предприятии.
Таблица 1.11Анализ агрессивности индивидов в группе после проведении тренинга
№ п/пГруппаРеакции враждебности и агрессииАгрессивность123456788101112БаллыОценка1Абашкин И.В.11212121112116+2Бабенко К.Н.11111111111112-3Бебко И.Ю.11111211112114+4Виноградов М.З.11112111111113-5Горелов Д.И.21111111111113-6Дмитриев К.Ф.11111111111112-7Емельянов И.В.11112111212115+8Зиновьев О.В.11211111111113-9Клемов Б.И.11111111111112-10Лысенко В.Н.11111111121114-11Серенный А.П.11111111111112-12Федоров А.Д.12111111111114-
2.3 Организационные условия проведения тренинга
При организации социально-психологического тренинга необходимо также учитывать и то, что помещение для тренингов должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, не загроможденным большим количеством мебели, позволяющим рассаживать участников в кругу на стульях. Сидение отдельных участников на диване или в кресле не допустимо, так как это противоречит идее партнерства, равенства. Рекомендуется, чтобы площадь помещения могла вместить в три раза больше людей, чем фактическое число участников, - это позволяет обеспечить достаточный простор для перемещений. Следует обратить внимание на отсутствие острых углов, стеклянной мебели и прочих предметов, которые могут привести к травме участников при выполнении подвижных игр. Во многих случаях пригодится классная доска, если же ее нет - можно воспользоваться листами бумаги большого формата и набором маркеров. Так же предусматривается наличие телевизора, чтобы иметь возможность просмотра видеозаписи.
Желательно, чтобы помещение было более или менее звукоизолированным либо расположенным в таком месте, куда не проникает шум.
Как уже упоминалось выше, особенностью тренинга оптимизации агрессивности является длительность работы. Вследствие этого рекомендуемая частота встреч может составлять от одной до трех раз в неделю. Шесть тренингов по 6 часов составляет минимальный курс. Длительность курса зависит от степени выраженности и частоты проявлений агрессивного поведения, а также от целей и задач тренинга.
Группы встреч являются закрытыми с постоянным составом. Не допускается вхождение в уже работающую группу новых участников, так как это противоречит условию безопасности.
Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.
Правило "здесь и теперь". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас", показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым мы учим человека, брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.