Механизмы и формы психологической защиты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,69 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизмы и формы психологической защиты

Введение

психологический защита экстрапунитивность гнев

Психологическая защита - это совокупность бессознательных психологических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных действий внутрипсихологических и внешних импульсов.

Существует множество форм защиты разного типа и уровня. Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны многие стороны и закономерности этого психического явления.

Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каково их формирование? Что говорит современная психология об эффективности - неэффективности, осознанности - неосознанности отдельных механизмов защиты? Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия "компенсация", "замещение" и "сублимация"? Которое из них более общее, а которое - более частное? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении.

Меня заинтересовала данная проблема, потому что механизмы психологической защиты обеспечивают защиту человеческой личности. Они обеспечивают индивидуальный подход к разрешению конфликта в аффективно-стрессовых условиях. Пускаются в ход исключительно в ситуациях угрозы «Я». Понять, каким образом это происходит, рассмотреть подходы к пониманию защитных механизмов - цель проделанной мной работы.

Психологическая защита. Понятие, значение защитных механизмов в адаптации личности

Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но позднее он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «Я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  • Отрицание или искажение реальности
  • Действие на бессознательном уровне
  • Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «Я» может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов. Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.
  • Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность заменять одни защитные механизмы другими, как если бы их применение происходило по привычке.
  • Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота, либо излишняя полнота. Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. За основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их примитивности, в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.
  • Первичные защитные механизмы, это:

1.Всемогущий контроль - восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

2.Диссоциация - отделение себя от своих неприятных переживаний.

.Интроекция, в частности идентификация с агрессором - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

.Отрицание - полный отказ от осознания неприятной информации.

.Примитивная идеализация - восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

.Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование - уход от реальности в другое психическое состояние.

.Проективная идентификация - когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции.

.Проекция - ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.

.Расщепление Эго - представление о ком-либо как только о хорошем или только о плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

  • Вторичные защитные механизмы:

1.Аннулирование или возмещение - бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

2.Вытеснение, подавление или репрессия - в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.

.Игнорирование или избегание - контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

.Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.

.Изоляция аффекта - удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

.Интеллектуализация - неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

.Компенсация или гиперкомпенсация -прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

.Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

.Отыгрывание, отреагирование вовне или разрядка -cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

.Поворот против себя или аутоагрессия - перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

.Раздельное мышление - совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

.Рационализация - объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

.Реактивное образование - защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

.Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.

.Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

.Сексуализация или инстинктуализация - превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

.Сублимация - перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Понимая адаптацию личности как целостное явление , можно выделить такие конкретные формы, как профессиональная, общественно-политическая и социально-психологическая адаптация. Выбрав же в качестве основы классификации род деятельности, которая является определяющей в условиях современного производства, можно выделить четыре типа социально-психологической адаптации: профессионально-производственную, общественно-политическую, межличностную и личностную. Четыре формы социально-психологической адаптации, но уже иные, характеризует В.В. Селиванов, отмечая, что существуют пассивная позиция внешней согласованности своих действий с действиями других людей; активная позиция, связанная со стремлением понять людей, завоевать доверие, с тем чтобы влиять на других; «осторожная» установка на изучение социального окружения и обстановки; простое приспособление с целью добиться покровительства. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что адаптация - это сложный социально-психологический механизм приспособления личности, включающий социальные потребности, ценности, мотивационную структуру, усвоение новых социальных ролей и играющий значительную роль в процессе ее социализации. «Социализация» же шире по своему значению и содержит в себе не только пассивное приспособление к социальным требованиям, но и подразумевает активность субъекта, возможность его выхода за рамки того, что определяет его поведение. Только в этом случае возможно обретение социальным субъектом собственных ценностей, своей самостоятельности.

Механизмы психологической защиты

. Одним из механизмов психологической защиты является отрицание - наиболее ранний и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональное равнодушие или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате человек получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания. Тип групповой роли: "роль романтика".

. Подавление. Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. Туда входят близкие к нему механизмы, такие как изоляция, например. Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.). Неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п. Тип групповой роли: "роль невиновного".

. Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Характеризуется слабохарактерностью, отсутствием глубоких интересов, податливостью влиянию окружающих, внушаемостью, неумением доводить до конца начатое дело, легкой сменой настроения, плаксивостью, в эксквизитной ситуации повышенная сонливостью и неумеренным аппетитом, специфической "детской" мимикой и речью, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность. Тип групповой роли: "роль ребенка".

. Проекция - сравнительно рано развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Особенности : гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями и др. Тип групповой роли: "роль проверяющего".

. Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на, более, сильного, старшего или значимого субъекта, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться людьми независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации. Особенностями являются импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение "боевыми" видами спорта, приверженность к любой деятельности, связанной с риском. Тип групповой роли: "роль ищущего козла отпущения".

. Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить со связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. К особенностям относятся: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм. Тип групповой роли: "роль философствующего".

. Образование - защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом "высших социальных ценностей". Особенности: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, резкое отрицательное отношение к "неприличным" разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), сильные переживания по поводу нарушений "личностного пространства", вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение.

Формы психологической защиты

Общая классификация:

  • активные формы («экстрапунитивность», «поиск мишени», «праведный гнев», «самоутверждение путем унижения другого», «девальвация объекта беспокойства»);
  • защита через рационализацию («адвокат самому себе», «проекция», «интроекция», «искажение или замещение действительности», «сдвиг реальности», «приятие - отрицание», «растворение ответственности», «идентификация себя с другими»);
  • защита через капитуляцию («геронтолизм», «интро-пунитивность», «импунитивность» и др.);
  • сверхзащита («селекция информации», «отрицание или избегание», «защитный фасад», «девальвация угрозы», «персонализация тревоги», «перестраховка», «фиксация», «сверхконсерватизм», «вытеснение», «дифлексия, или уход в себя», «отключение», «деперсонализация», «альтернативное переключение», «интропсихическая адаптация», «а я и не хочу», «рассечение гордиева узла», «ритуально-символические действия», «изживание», «сублимация»).

Рассмотрим кратко каждую из форм психологической защиты.

1.Активные формы:

  • Экстрапунитивность - тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. В человеке формируются установки типа: «Это по их вине я живу так плохо...», «Из-за разговоров с женой я опоздал на автобус», «Если бы не эти ублюдки, заполняющие транспорт, я никогда бы не заболел гриппом» и т. д.
  • Поиск мишени. Такая форма носит временный характер и помогает человеку психологически разряжаться. Например, день прошел для вас очень тяжело и неудачно. Вы в отвратительном настроении едете домой. Вас случайно толкнули в транспорте. В ответ вы вступаете в драку. Ваша реакция явно неадекватна. Причина ее не в том, что вас толкнули, а в том, что за день (а то и за большее время) в вас накопилось немалое количество негативной энергии, которая требует разрядки.
  • Праведный гнев. Эта форма возникает, когда человек хочет оправдаться в собственных глазах. В нем формируются установки: «Я не завидую, но меня раздражает...», «Я не мщу, а разоблачаю...» и т. д.
  • Самоутверждение путем унижения другого. Возникает, когда дело не получается, и человеку становится обидно и горько. Он начинает искать причину неудач в другом человеке. Формируются самоутверждающие установки, например: «У него просто хорошо подвешен язык», «Он просто везучий», «Мне бы его связи», «Вся ее карьера через постель» и т. д.
  • Девальвация объекта беспокойства. К этому некоторые прибегают, когда необходимо выполнить трудное обязательство, отблагодарить услугой за услугу, вернуть долг и т. д. Чувствуя, что сделать это трудно, человек девальвирует объект беспокойства и приписывает ему негативные характеристики, например: «Боже, с кем я связался», «Если бы я знал, кто он такой» и т. д.
  • Психологическая защита через рационализацию:
  • Адвокат самому себе. Если человек в детстве испытывал дефицит заботы и ласки или же длительное время получал лишь негативные оценки от окружающих, в качестве компенсации в нем могут сформироваться самозащитные установки, например: «Какая я красивая», «Какой я мастер» и т. д.
  • Проекция. Свои отрицательные качества человек переносит на других. Например, он начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом...».
  • Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду, то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.
  • Искажение или замещение действительности. В этом случае формируются следующие установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д.
  • Сдвиг реальности бывает во времени («Эта книга написана в „доисторическую" эпоху», - говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (когда ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).
  • Приятие - отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отвергается.
  • Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.
  • Конфлюенция, или идентификация себя с другими. Возникает, когда человек хочет подчеркнуть свои связи и повысить, таким образом, собственную значимость в глазах других. Младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, ученые, думаем...» Или в беседе: «Как сказал мне вчера на прогулке мой друг профессор...»
  • Психологическая защита через капитуляцию:
  • Геронтолизм, или пуэрилизм. Это страх ответственных поступков. Человек подсознательно не хочет (боится) совершать их и оправдывает себя через возраст. Возникают следующие установки: «Все еще впереди, я молод, еще успею...» или: «Ничего не поделаешь, возраст есть возраст, приходится уступать место молодым...» и т. д.
  • Интропунитивность. Тенденция во всем обвинять себя. Такие люди, как правило, обладают комплексом неполноценности, заложенным в детстве. Установки в этом случае могут быть следующими: «Я во всем виноват», «Все из-за меня», «Моя ошибка».
  • Импунитивность. Тенденция искать причины неудач в обстоятельствах жизни. В человеке формируются установки: «Если бы не этот случай...», «Против судьбы не пойдешь», «Во всем виновато воспитание» и т. д.
  • Сверхзащита:
  • Селекция информации. Все неприятное для себя человек перестает воспринимать. Он слышит только то, что хочет услышать. Это может произойти под воздействием сильного стресса, глубоких переживаний.
  • Отрицание или избегание. «Этого не может быть!» - кричит человек, не веря очевидному, отрицая его. К такой форме защиты прибегают, узнав о смерти близких, во время войн, бедствий, аварий и т. д.
  • Защитный фасад. В этом случае скромный, ранимый человек начинает вести себя нагло и самоуверенно, а наглый и циничный прикидывается интеллигентным.
  • Девальвация угрозы. Например: курящего предупреждают об угрозе заболеть раком, а он ссылается на и поныне здравствующего 90-летнего курильщика. В нем формируется установка: «Со мной этого не случится».
  • Персонализация тревоги. Человека мучает беспричинная тревога, и он ищет и находит ее источник: «Работа замучила», «Устал» и т. д. На самом деле причина часто в другом (злоупотребление алкоголем, болезни и др.).
  • Перестраховка. Например, человек однажды попадает в какую-то критическую ситуацию - авария, болезнь и т. д. После этого он всю жизнь перестраховывается: переходит только на зеленый свет, даже когда нет машин, питается рационально и только в определенное время, вообще не употребляет алкоголь, не курит и т. д.
  • Фиксация. Возникает, когда человек терпит однажды фиаско в каком-то деле и после этого всегда отказывается от аналогичных дел.
  • Сверхконсерватизм. Человек избегает всего нового. В нем формируются установки: «Я не трус, я не боюсь новаторства, но я против авантюризма», или: «Затраты моей энергии не будут соответствовать приросту заработка, следовательно, нет смысла выкладываться», или: «Женщина - это роскошь для мужчины, лучше я буду жить один».
  • Вытеснение. Человек забывает то, что неприятно, что умаляет его достоинство, а принимает то, что ему выгодно и нравится. Например, больному раком внушают, что он болен ревматизмом, и он этому начинает верить.
  • Дифлексия, или уход в себя. Например, общительный человек замыкается в себе. Объясняет он это тем, что устал. Причина на самом деле глубже: уход в себя часто обеспечивает отдых мозга, защищая его от внешних воздействий.
  • Отключение. Возникает, когда организму требуется психологический отдых. Например, студент во время сессии перестает воспринимать изучаемый материал, чувствует «смертельную усталость» - человек как бы отключается. (См. также: Синдром хронической усталости - Прим. Редактора портала). При смене ситуации (например, звонок от любимой подружки) усталость как рукой снимает, и через некоторое время восприятие материала восстанавливается.
  • Деперсонализация - дереализация. Возникает, когда человек переживает психологический шок. В этом случае он непроизвольно переключается на что-то второстепенное:начинает мыть посуду, стирать, гладить белье и т. д.
  • Альтернативное переключение. В человеке формируется установка: «Все это меня больше не интересует, я с самого начала был против...» На самом же деле человек поначалу был «за» неудачно выполненный план, проект и т.д.
  • Интропсихическая адаптация. Когда нечто угрожает или что-либо человека изматывает, он говорит себе: «Все - надоело!», «Ничего не хочу», «Ничего не надо». Таким образом, он неосознанно снижает свои потребности.
  • А я и не хотел. Такая реакция возникает, когда необходимо оправдание перед самим собой. Возможные установки: «А я и не хотел», «Всю жизнь мешали», «Не было удачи», «От судьбы не уйдешь».
  • Рассечение гордиева узла. Робкий человек сам идет навстречу угрозе, опасности. Неопределенность и неизвестность его психологически изнуряют и толкают к действию. В итоге он кидается на амбразуру, встает под пули или на путь самоубийства.
  • Ритуально-символические действия. Тревожный и неуверенный в себе человек начинает верить в приметы, постукивать по дереву, сплевывать через плечо и т. д.
  • Изживание напряжения или страха. Например, невротичный ребенок рисует воду или огонь, поскольку вода успокаивает, а огонь позволяет выплеснуть накопленные агрессивные эмоции. Боязливый выбирает в игре роль тигра, и ему становится легче, потому что в игре боятся его.
  • Сублимация - изменение ценностей жизни. Например, красивая женщина, жившая в молодости одной любовью, потеряв привлекательность, становится чересчур самоотверженной матерью или бабушкой.

Психологическая защита согласовывает сознательное и бессознательное в человеке. Она ослабляет внутренний конфликт между индивидуальным и коллективным бессознательным. Смягчению внутреннего конфликта также способствуют элементы сознания: рассудительность и способность логически мыслить, внимание, память, оптимизм и жажда жизни. Ясность мышления, способность посмотреть на себя со стороны (иногда с юмором) - основные критерии высокого уровня психологической защищенности человека".

Заключение

Подводя итог можно выделить несколько основных предпосылок, которые определяют необходимость дальнейшей разработки данной проблематики:

термин "психологическая защита" давно уже вышел за рамки первоначального понимания традиционно складывавшегося в представлении людей;

понятие "психологическая защита" как внутриличностное явление трансформировалось в феномен межличностного и межгруппового взаимодействия, а также взаимодействия человека с информационной средой общества;

выделились определенные направления в рассмотрении психологической защиты в зависимости от предмета защиты, от характера угрожающих факторов, от субъекта защиты;

соответственно появились и определенные терминологические различия:

) выделяется психологическая защита в традиционном представлении психоаналитической ориентации, которая все чаще обозначается как внутриличностная психологическая защита;

) выделяется защита от внешних воздействий и как ее конкретные проявления - межличностная, индивидуальная и групповая или коллективная психологические защиты, которые можно объединить в понятие "социально-психологическая защита".

Список литературы

.Фрейд, Анна. Психология «Я» и защитные механизмы - Москва: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с.

.Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории и диагностики терапии. Психологический практикум. - М.: 2004. - 166 с.

.Мериманова М.С.«Конфликтология»,изд-во«Академия»,М.2004

.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.// Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 560 с.

.Никольская, И.М.; Грановская, Р.М.. Психологическая защита у детей. - Москва: Речь, 2006. - 342 с.

.Кн. Философские проблемы теории адаптации, с.232

Похожие работы на - Механизмы и формы психологической защиты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!