Личность сотрудника ОВД
Введение
Прогрессивное развитие российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. В условиях происходящей социальной трансформации в России, содержанием которой объективно является переход к иной политической и иной экономической системе, повышаются требования к нравственным качествам личности сотрудника органов внутренних дел.
В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, сотрудникам органов внутренних дел по долгу службы приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, требующими от них высокого уровня общего развития, широкого кругозора, разносторонних познаний, коммуникабельности. Находясь на переднем крае борьбы с правонарушениями, работники органов внутренних дел должны отличаться нравственной безупречностью и личной скромностью. Перечисленными специфическими особенностями деятельности сотрудников органов внутренних дел и обусловливается набор требований к их профессиональным и личным качествам.
В «Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск», утвержденной приказом МВД России в 1996 г., деятельность по укреплению духовно-нравственных основ службы, воспитанию у личного состава чувства патриотизма, гражданственности, соблюдения законности и этических норм, четкому выполнению Присяги и приказов определена как приоритетное направление.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью исследования особенностей нравственного формирования личности сотрудника органов внутренних дел как своеобразного фундамента профессиональной готовности к выполнению оперативно-служебной деятельности.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы комплексно исследовать проблему особенностей характера в профессиональной подготовке и деятельности сотрудника ОВД.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
−проанализировать требования к личности сотрудника ОВД;
−изучить профессиональную культуру сотрудника ОВД;
−рассмотреть направления нравственного воспитания сотрудников ОВД;
−обобщить полученные сведения и сделать необходимые выводы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования личности сотрудника ОВД.
Предмет исследования - воспитание личности сотрудника ОВД.
В качестве общенаучных методов исследования активно применялись диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.
Структурно работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка использованной литературы.
1. Требования к характеру личности сотрудника ОВД
сотрудник внутренний дело личность
Служба в органах внутренних дел предъявляет высокие профессиональные и этические требования к моральному облику ее сотрудников независимо от занимаемого служебного положения и специального звания.
Согласно ст. 2 Приказа МВД РФ от 19.05.2009 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации», лица, принимаемые на службу в органы внутренних дел, должны отвечать требованиям, предъявляемым к сотруднику органов внутренних дел статьями 8 и 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и разделом IV Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О милиции» ее деятельность «строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности».
Согласно ст. 2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служба в ОВД осуществляется в соответствии со следующими принципами:
−законность;
−уважение и соблюдение прав и свобод личности и гражданина;
−гуманизм;
−гласность;
−подконтрольность и подотчетность сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления;
−соблюдение служебной дисциплины;
−справедливое вознаграждение за труд;
−продвижение по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.
По мнению С.А. Анохина, среди качеств сотрудников органов внутренних дел имеет смысл выделить такую их группу, которую можно охарактеризовать как нормативно-правовые оценочные свойства личности сотрудника органов внутренних дел. Так, законодательство о милиции, в частности ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции», гласит, что «не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость, а также лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции».
Основные требования к личности сотрудника ОВД отражены в «Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», который является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника ОВД (ст. 1 Кодекса).
Указанный Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел, профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе, профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения и служит следующим целям:
−установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника;
−формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
−регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
−воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
Согласно ст. 4 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка. Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод. Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности:
−гражданственность − как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
−государственность − как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства;
−патриотизм − как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.
Нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внутренних дел, победам, достижениям, успехам предыдущих поколений.
В соответствии со ст. 5 Кодекса, профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел. Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закрепленных Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надежной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности. Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам. Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях. Символом чести и достоинства, доблести и славы служит знамя органа внутренних дел, напоминающее сотруднику о священном долге преданности России, верности Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации. Профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
Сотрудник органов внутренних дел, руководствуясь требованиями Присяги, служебного долга, профессиональных чести и достоинства, принимает на себя следующие нравственные обязательства:
−признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными в своей деятельности;
−служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни, оставаться при любых обстоятельствах честным и неподкупным, преданным интересам службы;
−относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;
−быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей;
−проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства; в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда − средством;
−руководствоваться в профессиональной деятельности и общении «золотым правилом» нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;
−хранить и приумножать служебные традиции органов внутренних дел, в их числе: мужество и готовность к самопожертвованию, корпоративную солидарность, товарищество и взаимопомощь, уважение и помощь ветеранам, семьям погибших и раненых сотрудников.
Безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан (ст. 7 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации).
2. Профессиональная культура сотрудника ОВД
Исследования, раскрывающие проблему формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования показывают, что профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел выступает одним из главных условий эффективного осуществления профессиональной деятельности. С одной стороны, нормы правоохранительной деятельности носят императивный характер, т.е. оформляются юридически, законно, поэтому становятся служебными и общеобязательными для всех сотрудников органов внутренних дел и не могут не соблюдаться ими; с другой стороны, несмотря на императивность правоохранительной деятельности, освоение ценностей профессиональной культуры сотрудниками органов внутренних дел носит индивидуальный характер. В результате теоретического постижения нормативно-правовой культуры необходимо, чтобы произошло внутреннее принятие каждым сотрудником ОВД ценностей и норм профессиональной культуры.
К примеру, М.В. Воропаев акцентирует внимание на том, что юридическое образование не должно выпадать из единого поля общечеловеческой культуры. По мнению исследователя, необходимо расширять изучение вклада, внесенного в мировую культуру теоретиками и практиками самых различных эпох и цивилизаций. Другими словами, М.В. Воропаев определяет, что формирование профессиональной культуры юридического работника может происходить только в соотношении общей культуры и профессионального образования.
Е.Н. Соколова, исследуя вопросы формирования правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, рассматривает их во взаимосвязи с профессиональным становлением личности сотрудника ОВД. Автор считает, что решающая роль должна отводиться гуманистической стороне образовательного процесса.
В то же время исследователь отмечает, что гуманизация образования в вузах МВД России должна включать три компонента:
−формирование у обучаемых установки, потребности в непрерывном профессиональном образовании, развитии общей культуры;
−обеспечение гуманитарной эрудиции;
−формирование духовности, совершенствование мировоззрения и правосознания, развитие принципов поведения, выработка социальной ориентации, нравственное совершенствовани.
Названные условия подчеркивают значимость общей культуры личности сотрудника органов внутренних дел, которая в приведенном контексте рассматривается автором как непременная составляющая профессиональной культуры. Е.Н. Соколова акцентирует внимание на том, что формирование правовой культуры происходит в результате целенаправленного воздействия на личность в процессе нравственного и правового воспитания, а также в результате саморазвития и самовоспитания.
По мнению Е.М. Федоровой, формирование профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел проявляется в развитии социально-правовой активности и правового сознания сотрудников ОВД, направленных на формирование у них теоретико-правовых знаний, способствующих их дальнейшему развитию.
А.Ф. Караваев отмечает, что целью непрерывного профессионального образования является становление личности сотрудника ОВД. Автор косвенно связывает исследуемую проблему с формированием профессиональной культуры сотрудника ОВД в системе непрерывного профессионального образования. Ученый одним из условий становления личности сотрудника органов внутренних дел называет формирование профессиональных ценностных ориентаций, что является актуальным в формировании профессиональной культуры специалистов названного профиля.
Ю.А. Дмитриев обращает внимание на то, что преобразование личности сотрудника ОВД на основе присвоения профессионально значимых ценностей является центральной фазой осознания сотрудником себя как носителя определенных профессиональных ценностей. Исследователь предлагает систему формирования профессиональных ценностей сотрудника ОВД. Переоценка ценностей, изменение их иерархической структуры, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызовут к жизни новое профессиональное мышление у сотрудника ОВД. В связи с этим процесс переоценки ценностей профессиональной деятельности у сотрудников ОВД будет проходить с вычленением фаз присвоения, преобразования, проектирования ценностей различных видов деятельности, что обеспечит формирование у них профессиональной культуры.
В.В. Хорольский, Т.Е. Хорольская в ходе научных исследований по обозначенной проблеме выявили следующие противоречия:
между возросшей потребностью в специалисте правоохранительной системы, руководствующемся ценностями профессиональной культуры и недостаточно выраженной ориентацией образовательной практики на обогащение знаний специалиста о ценностях профессиональной культуры, формирование позитивного отношения к ним и готовности действовать в соответствии с данными ценностями;
между наличием объективного потенциала системы непрерывного профессионального образования для формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел и его недостаточной востребованностью при организации воспитательной работы со слушателями;
между сложностью процесса формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел как профессиональной ценности и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся образовательной практике.
По мнению авторов, названные противоречия актуализируют проблему формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования, решение которой состоит в следующем:
−в уточнении структуры профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел;
−конкретизации сущности процесса формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования;
−теоретическом обосновании, разработке и реализации организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования.
3. Воспитание характера личности сотрудников ОВД
Формирование личности сотрудника милиции, отвечающего требованиям времени и ожиданиям общества, находится в сфере профессионально - нравственного воспитания − одной из самых сложных и проблемных областей управленческой деятельности руководителей ОВД.
Воспитание характера личности сотрудников ОВД представляет собой важное направление как в общем, так и в профессиональном образовании и включает в себя морально-психологическую и профессионально-этическую подготовку.
Согласно Приказу МВД РФ от 29.06.2009 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», морально-психологическая подготовка является самостоятельным видом обучения сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности и ставит следующие задачи:
−формирование у сотрудников органов внутренних дел специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, включая смелость, решительность, эмоционально-волевую устойчивость, мотивационную готовность к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежность и управляемость в любых условиях обстановки, моральное превосходство над правонарушителями, уверенность в себе и своих товарищах;
−развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел;
−совершенствование психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, повышение общей и правовой культуры руководителей и сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
−воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма;
−подготовка сотрудников, способных успешно решать оперативно-служебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина;
−обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего психического состояния в различных условиях обстановки;
−формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач.
Профессионально-этическое воспитание включает обучение правилам поведения в условиях специфической деятельности сотрудников ОВД. Нормы профессиональной этики, закрепленные в «Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» предписывают сотруднику:
−вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;
−постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;
−обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;
−оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему - старшего, подчинённому - начальника, мужчине - женщину;
−придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время;
−в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.
Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами в системе ОВД. Методике занятий по морально-психологической подготовке предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в ее системе надо дать не только знания, но и превратить их в достояние психологии, отношений к делу и людям, нормы и привычки поведения. Поэтому подготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами, дискуссиями, практическими занятиями и играми.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, предъявляют повышенные требования к сотрудникам органов внутренних дел, к их подготовке в системе профессионального обучения и воспитания. Особую значимость приобретает вопрос укрепления порядка, дисциплины, формирования отношения к жизни, службе, закону. Сегодня сотрудник ОВД должен воплощать в себе такие качества личности, как гражданственность, гуманность, ответственность, компетентность, смелость и т.д.
Формирование личности сотрудника милиции, отвечающего требованиям времени и ожиданиям общества, находится в сфере профессионально - нравственного воспитания − одной из самых сложных и проблемных областей управленческой деятельности руководителей ОВД.
Воспитание личности сотрудников ОВД представляет собой важное направление как в общем, так и в профессиональном образовании и включает в себя морально-психологическую и профессионально-этическую подготовку.
Морально-психологическая подготовка − комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.
Профессионально-этическое воспитание включает обучение правилам поведения в условиях специфической деятельности сотрудников ОВД.
Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами в системе ОВД.
Список использованной литературы
1.Закон РФ от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции» (ред. от 29.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. −18.04.1991. − N16. − С. 503.
.Приказ МВД РФ от 13.09.1999 №69 «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 31 августа 1999 г. №6 км/1» (вместе с «Концепцией совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».− Последнее обновление 02.02.2010.
.Приказ МВД РФ от 24.12.2008 №1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».− Последнее обновление 02.02.2010.
.Приказ МВД РФ от 19.05.2009 №386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2009 №14167) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. − N31. − 03.08.2009.
.Приказ МВД РФ от 29.06.2009 №490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2009 №14512) // Российская газета. − №159.− 27.08.2009.
.Постановление ВС РФ от 23.12.1992 №4202-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 17.12.2009) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. −14.01.1993. − №2− С. 70.
.Анохин С.А. Правовые особенности личностных свойств и качеств сотру / С.А. Анохин // Административное и муниципальное право. - 2008. − №11. - С. 10.
.Воропаев М.В. Духовное и нравственное в формировании личности сотрудника ОВД // Вестник Московского университета МВД России.− М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. − 2007, №10. − С. 103-104.
.Дмитриев Ю.А. Юридическая педагогика: курс лекций. - М.: Деловой двор.− 2008.− С. 102.
.Караваев А.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография / А.Ф. Караваев. - Омск. − 2005. - С. 28.
.Соколова Е.Н. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: сущность и перспективы: монография / Е.Н. Соколова. - Красноярск, 2008. - С. 156-157.
.Федорова Е.М. О духовно-нравственном формировании личности сотрудника ОВД // Сборник научных работ адъюнктов и соискателей. − М.: НИИ ФСИН России. −2005. − Вып.1. − С. 120-125.
.Хорольский В.В., Хорольская Т.Е. Проблемы воспитания в образовательных учреждениях вузов МВД России / В.В. Хорольский, Т.Е. Хорольская // Юридическое образование и наука. - 2006. - №1.− С. 18-19.