Лидерство как одаренность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,47 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лидерство как одаренность

Введение

В настоящее время инициатива и творческие способности личности становятся решающим фактором общественного развития. На современном этапе формирования качественно новой социальной среды попытка рассмотрения феномена лидерской одарённости представляется необходимой и своевременной. Пересмотр отношений индивидов в различных общностях и функций межличностного общения предполагает проанализировать механизмы и тенденции таких изменений. Подходя к проблеме с онтологической позиции, лидерская одарённость рассматривается как неотъемлемая часть общественного бытия.

В истории философии проблема лидерства и лидерской одарённости занимает заметное место. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерство как таковое является неотъемлемой частью исторического развития человечества. Попытки осмыслить место и особенности данного феномена предпринимались с древнейших времён.

В изучении феномена лидерской одарённости можно условно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно преобладание одной или нескольких так называемых концепций лидерства. При этом отметим, что применительно к системе образования эти концепции появляются лишь в ХХ веке, что объясняется как расширением доступа к образованию, так и развитием и диверсификацией самой системы образования. Появление этих концепций было подготовлено всем предшествующим ходом развития научной (в том числе управленческой) и социально-философской мысли.

Глава 1.Сущность и содержание понятий

.1 Задатки и способность

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора - для изобразительных способностей). Но задатки - только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

.2 Одаренность, талант, гениальность

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.[9]

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант''.

Определение. Талант -- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.[9]

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.[9]

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность -- исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании ``гении рождаются раз в сто лет''.

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

.3 Лидерская одаренность

Тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемаялидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

1.4 Лидер, качества лидера

Лидер (от англ. <#"554984.files/image001.gif">

Интерпретация(только важных для лидерства качеств ):

. Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка - свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце - часто берет на себя роль лидера.

. Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата - беспокойный, экстравертированный характер; одинокий домик или символ жилища - признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его - интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром. .

. Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень - развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами - честолюбие, но не уверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени - возможно, неуправляемый, мятежный человек.

. Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.

. Неактуально.

. Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) - в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.

. Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линией - чувство безопасности; если наоборот - мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета - тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент - способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.

. Интересы: то, что вы изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.

. Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор - дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение - нет склонности признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.

. Независимость: круги просто замкнуты - постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги - независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо - скрытный характер.

. Соперничество: рисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры - наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.

. Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п. ) - соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг - логическое мышление и практический склад ума.

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников

Инструкция: “Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы “да” или “нет”. Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание”.

1.       Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.       Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

.        Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших товарищей?

.        Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

.        Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

.        Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

.        Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?

.        Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

.        Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

.        Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные развлечения?

.        Трудно ли вам включаться в новые для Вас компании?

.        Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

.        Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

.        Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

.        Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

.        Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

. Нравится ли Вам постоянно находится среди людей?

. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?

. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе - классе?

. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?

. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

. Верно ли, что у вас много друзей?

. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов: Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).

Ключ “Коммуникативные склонности”

Ключ “Организаторские склонности”

1-да

3-нет

5-да

7-нет

9-да

2-да

4-нет

6-да

8-нет

10-да

11-нет

13-да

15-нет

17-да

19-нет

12-нет

14-да

16-нет

18-да

20-нет

21-да

23-нет

25-да

27-нет

29-да

22-да

24-нет

26-да

28-нет

30-да

31-нет

33-да

35-нет

37-да

39-нет

32-нет

34-да

36-нет

38-да

40-нет

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К=0,05хС, где К - величина оценочного коэффициента, С - количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

Кк

Баллы

Уровень

Ко

Баллы

Уровень

0,10 - 0, 45

1

Низкий

0,20 - 0, 55

Низкий

0,46 - 0, 55

2

Ниже среднего

0,56 - 0, 65

2

Ниже среднего

0,56 - 0, 65

3

Средний

0,66 - 0,70

3

Средний

0,66 - 0, 75

4

Высокий

0,71 - 0,80

4

Высокий

0,76 - 1,00

5

Очень высокий

0,81 - 1,00

5

Очень высокий


Глава 3 Воспитание лидерской одаренности средствами активного участия в учебной, общественной и досуговой деятельности

Чтобы воспитать лидера, надо развить в ребенке активность и ответственность. Так как качества лидера могут применяться человеком в различных сторонах жизни, то их развитие, как гарантия успешности, будет мощным стимулом для участия каждого в КТД. Вероятно, развитие лидерских качеств - это основная воспитательная задача в коллективно-творческих делах. Историю КТД можно отсчитывать с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разработал технологию создания детского коллектива и создал методику воспитания личности через коллективную деятельность, которая, в свою очередь, давала широкие полномочия детского самоуправления. Целью такой деятельности является развитие лидерской одаренности в различных направлениях жизни и деятельности. Отсюда следуют задачи: формирование деятельного творческого коллектива учеников, создание психологического климата в классном коллективе для развития и саморазвития личности каждого ребенка, развитие взаимодействия коллектива учеников и родителей, воспитание умения работать в группе. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание - коллективное планирование - коллективная подготовка - проведение дела - коллективный анализ по итогам (рефлексия) - коррекция. базироваться на постулате гуманистической психологии: «Плохих детей не бывает» и начинаться с воспитания педагогов, основанного на предоставлении им понимания особенностей проявления детской одаренности и ее видовых разнообразий, к которым относятся изобразительно-художественная, музыкальная <http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/kolybelnye-pesni-melodii/>, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная одаренность.

Одно из направлений в воспитании одаренных детей диктует потребность создания условий для развития непосредственно самой одаренности ребенка. В рамках школы, это могут быть различные олимпиады, творческие вечера, научно-практические конференции, КВНы, викторины, конкурсы. В системе внешкольного образования - создание тематических кружков, работающих по программам развития одаренных детей, под руководством педагогов, владеющих знаниями и навыками в работе с одаренными детьми. Другое направление, говорит о необходимости помощи детям в социализации, как в среде собственных сверстников, так и взрослых. На сегодняшний день хорошо себя зарекомендовали разнообразные тренинговые курсы, дающие возможность формированию адекватных форм поведения в группе, и сверстников, и взрослых, которые, так же, способствуют наиболее полноценному развитию личности каждого из участников, соответствующих нормам, критериям и социальным традициям.

Воспитание одаренных детей не должно проводиться в специализированных группах, так как обучение в коллективе с другими детьми создает условия для социальной адаптации одаренных детей и, в тоже время, для выявления, до определенного времени, скрытой одаренности.

Не менее важная часть воспитания одаренных детей лежит на семье. Воспитание ребенка требует, а одаренного особенно, от родителей: а) оценки и анализа собственной системы ценностей по отношению к воспитанию детей; б) честности по отношению к ребенку; в) уважительного отношения к индивидуальности ребенка; г) помощи и поддержки в развитии таких качеств как уверенность в себе, готовность к риску в исследовательской деятельности, уважение к доброте, терпению, честности, сопереживанию, дружелюбию, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных возрастов.

Вышесказанное позволяет прийти к выводу, что важнейшая задача в воспитании одаренных детей состоит в развитии социально адаптированной личности с адекватным уровнем самооценки, на фоне всестороннего развития способностей и талантов.

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.

Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений требует широты материала для обобщения.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них требует реализации в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения требует целенаправленного развития высших познавательных процессов, что избавляет от бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников требует включения в учебную программу аффективного компонента, что дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы.

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних споров. Многие считают ускорение эффективным приемом. Другие считают, что установка на ускорение - это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

·Учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

·Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

·Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существует несколько форм ускорений. Например:

·Раннее поступление в 1класс.

·Ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса.

·Занятия в другом классе по тем предметам, по которым ребенок одарен.

·Перевод учащихся через класс.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий - ускорения и обогащения.

Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должна рассматриваться отдельно.

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной - подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

создание условий для развития творческой личности;

развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.

Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение

отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ. 4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин могут оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

Общественная работа в социально ориентированном молодёжном объединении создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. Поэтому лидерство предполагает социальную активность молодежи, и проявление её активной жизненной позиции.

В настоящее время социально ориентированные молодёжные объединения в теории и практике молодёжного движения рассматриваются как общественные формирования, в которых самостоятельно или вместе со взрослыми объединяется молодёжь для удовлетворения своих интересов и потребностей.

В социально ориентированном молодёжном объединении деятельность лидера особо значима, так как именно он непосредственно организует субъективную самореализацию других членов объединения и обеспечивает успех деятельности объединения в целом. Это объясняет роль лидера в социально ориентированном молодёжном объединении.

Социально ориентированные объединения учащейся молодёжи несут позитивный опыт социализации учащихся через общественно полезную деятельность: проведение молодёжных акций, соревнований, организацию досуга, профилактику девиантного поведения подростков, волонтёрскую работу.

Характерными особенностями современной молодежи являются ускоренная акселерация, раннее физическое и половое созревание и замедленное социальное развитие, что формирует неполноту её социального статуса, Поэтому исследование проблем развития социальной и политической активности молодежи, формирования лидерства в молодёжных объединениях, разработка инновационных форм социальной работы с молодежью являются актуальными и практически значимыми.

Лидерством необходимо управлять, т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, стилем управления лидера группой.] Роль лидера в управлении социально ориентированной группой определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. [6]. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом, может выбирать роль посредника или судьи. [7;с.34-39].

Лидер в социально ориентированном молодёжном объединении - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение учащихся, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Роль лидера может полноценно осваиваться только во взаимодействии с другими людьми. В том случае, когда растущий человек учится быть активным членом общества, он включается в процесс социального взаимодействия.[8]

Лидерская роль может быть освоена наиболее успешно при следующих условиях: личностной установке школьника на роль лидера; востребованности ситуации, определяемой сущностью функционирования воспитывающей среды школы, ориентированной на самостоятельность, активность, инициативу школьников; систематической социальной и педагогической поддержке в процессе освоения учащимися роли лидера.

Лидер чаще всего появляется в процессе выполнения групповой деятельности. В этом случае в специально организованной, разнообразной по содержанию деятельности можно создать ситуации, направленные не только на сплочение группы, но и на создание благоприятных возможностей для реализации успеха каждого члена объединения с учетом его личностных возможностей.[7]

Современный лидер характеризуется наличием определённых лидерских способностей и качеств. Выделяют общие и специфические качества лидера.

Общие качества лидера: активность - умение действовать энергично, неуклонно; инициативность - творческое проявление активности, готовность к выдвижению идей, предложений; компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер; общительность - открытость для других, потребность иметь контакты с людьми; сообразительность - способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное; настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до логического конца; самообладание - способность контролировать свои чувства и поведение, особенно в сложных ситуациях; работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу; -         наблюдательность - умение видеть, мимоходом выделять важное, замечать детали; самостоятельность - независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя; организованность - способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта): организаторская проницательность - тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения; способность к активному психологическому воздействию - владение разнообразными средствами воздействия на людей в за зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации; склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.

Таким образом, типичными характеристиками лидера социально ориентированных объединений учащихся являются: стабильная лидерская позиция, активность, инициативность, способность учащихся принимать решения оперативно и самостоятельно;

·   для лидера социально ориентированные объединения учащихся особо значимым является организационная функция, которая способствует непосредственной организации и субъективной самореализации других членов группы и обеспечивает успех деятельности социально ориентированных объединений учащихся;

лидером становится член группы, который демонстрирует более высокий, чем другие члены группы уровень общественной активности и заинтересованности в решении поставленной задачи достижений намеченных целей группы;

·   формирование организаторских и лидерских качеств позволяет молодым людям строить свои отношения с группой и каждым её член отдельно, а также эффективно организовать совместную общественно полезную работу;

способности учащегося к организации группы и к общению является социально обусловленной способностью, которая отличает лидера от рядового члена объединения. Способность лидера к взаимодействию в группе предполагает наличие коммуникативных умений и навыков, умения согласовывать своё поведение на основании социальных норм и правил поведения.

лидерский способность одаренность подросток

Заключение

Рассматривая феномен лидерской одарённости, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в общественной жизни лидера, как центральную, наиболее одарённую и авторитетную личность в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде общественной деятельности в любой исторический период. Во-вторых, в истории философии попытки осмыслить место и особенности феномена лидерской одарённости предпринимались с древнейших времён. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерская одарённость является неотъемлемой частью исторического развития человечества и помогает проявить наиболее яркие стороны человеческой индивидуальности.

В-третьих, лидерская одарённость является сложным философским, психологическим и социально-политическим явлением, которое характеризуется детерминационным основанием.

Лидер - это индивид, обладающий ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отражённой субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы). В-четвёртых, лидер - это лицо, за которым данное сообщество признаёт право на принятие решений наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает её ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей и в некоторых случаях символизирует их. В-пятых, лидерство - это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия. В-шестых, лидерская одарённость личности как явление обладает особенностями детерминации творческих способностей личности социальной, природной и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

Литература

1.Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента соци ального управления. /Философия и образование - пространство диалога. Архангельск, 2000.

.Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. - М., 2003. - С. 61-63.

.Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - 402 с.

. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - 354 с.

. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996. 96 с.

.Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3.

. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 512 с.

.Лоусон Т.,Гэррод Д. Социология.А-Я: Словарь-справочник/Пер. с англ.К.С. Ткаченко.- М.: Фаир-Пресс, 2005.

.Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М.Бим-Бад.-М.:Дрофа:Большая Российская энциклопедия., 2008.-528 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!