Влияние семьи на формирование личности ребенка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    159,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Введение


Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад - ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

В данной работе мы осветим некоторые аспекты этой проблемы, потому что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

Объект исследования: личность младшего школьника в семье.

Предмет: процесс формирования личности в семье.

Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

. Дать характеристику понятия и функций семьи.

. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.

. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Гипотеза заключается в том, что семья играет огромную роль в формировании личности ребенка.

В работе использованы следующие методы:

теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы;

исследование проводилось с помощью следующих методик: метод опроса; тест «Рисунок семьи»; тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Работа состоит из: введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений.

1. Влияние семьи на формирование личности ребенка

1.1 Определение и функции семьи

семья ребенок личность воспитание

Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья. Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. На современном этапе развития педагогики семьи существует несколько определений этого социального института.

Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

В развитии семейных отношений в современном обществе выделяют нормативную модель, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями; квазисемейные модели с альтернативными формами брачно-семейных отношений и особые модели, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-семейных отношений (В.В. Бойко, Р. Зидер, И.С. Кон).

С.И. Голод, характеризуя перспективы развития российских семей на современном этапе, отмечает, что семья - это «нуклеарная семья, с профессионально занятыми супругами, регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, но в большей мере деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты». По мнению Л.Б. Шнейдера, семейная система продолжает дифференцироваться и порождает многообразие конкретных форм по направлениям: культура, материальное благосостояние, детородность и технологизация.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека. Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин созданными социальными нормами поведения, исторического и культурного свойства. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, нормы морали и семейное право, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: со временем появляются новые, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Ряд авторов, опираясь на концепцию системного подхода (И.С. Кон, Л.В. Попова, Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Кроник, В.В. Столин, Э. Фромм, В. Сатир и др.), выделяют функционально-ролевую структуру семьи, жизненный цикл семьи, супружеские отношения. Однако исследователи единодушны в определении таких функций семьи, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (рекреативная), воспитательная.

Функция продолжения рода - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Заложенный природой инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности семьи. Налаженная, эффективная хозяйственная деятельность семьи существенным образом меняет психологический климат в семье, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи является благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей членов семьи. Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, возможностью получить от близких людей сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без чего не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Особая роль принадлежит досугу, умело организованному и направленному на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен быть содержательным, оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи, доставлять радость всей семье.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание - очень сложный, двусторонне направленный процесс. И.В. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Формируется своеобразное «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание со временем принимает различные формы, но не покидает человека на протяжении всей его жизни.

3. Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их к самовоспитанию. Чтобы стать хорошими воспитателями для своих детей, родителям необходимо постоянно самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием. И даже если они не хотят этого, ребенок неизбежно социализирует окружающих его близких, пытаясь сконструировать удобный и приятный для себя мир, расширяет социальный мир родителей и их кругозор.

Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении других. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, также вносят изменения в функции семьи. Функции современной семьи в зависимости от этапа семейных отношений, выделенные Ю. Хямяляйнен (1993) (Приложении 1), который делает вывод о том, что функции семьи постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи.

 

.2 Семья как фактор воспитания личности ребенка


Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации.

Особенность воспитательной деятельности семьи - ее непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной воспитательной среды - определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка. Это характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу.

Родителям следует поддерживать каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивая нагрузку, вооружившись терпением. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства, если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности - потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом, обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятности деятельности - переживание ребенком радости от ее процесса, результата, полученного продукта, поэтому одинаково пагубно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).

Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Таким образом, семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

 


1.3 Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка


Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. Воспитание подрастающего поколения - одна из главных функций семьи. Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. По мнению Т.А. Куликовой, каждая семья обладает бóльшими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки: ее тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и др. При этом все факторы необходимо рассматривать в совокупности, а не изолированно друг от друга.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора становления личности подростка. Положительное воздействие на личность проявляется в том, что никто кроме близких родственников не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутри семейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

В качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, выступают: искренняя любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны окружающих взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых. Все перечисленные требования направлены на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и надежность атмосферы, что является залогом его внутреннего спокойствия и стабильности психики.

Неблагоприятными чертами личности матери, способствующими происхождению семейных конфликтов, по определению А.И. Захарова, являются:

сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;

тревожность - склонность к беспокойству;

недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, или противоречивость личности, в целом обусловленная трудно совместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;

доминантность или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;

эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;

гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

В отечественной и зарубежной науке предпринимаются попытки классифицировать типы воспитания, приводящие к болезненным и асоциальным реакциям. Нарушения процесса воспитания в семье оценивают по следующим параметрам.

. Уровень протекции - чрезмерная и недостаточная.

. Степень удовлетворенности потребностей ребенка - потворствование и игнорирование потребностей ребенка.

. Количество и качество требований к ребенку - чрезмерность и недостаточность требований - обязанностей ребенка.

. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля.

Устойчивые сочетания выделенных параметров представляют собой различные типы негармоничного (неправильного) воспитания. Э.Г. Эйдемиллером выделены следующие отклонения в стилях воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция. Наиболее распространенными типами неправильного воспитания являются гиперопека и гипоопека (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина).

Гиперопека, или гиперпротекция, - многократно исследовавшийся тип воспитания, чаще всего встречающийся среди матерей. Характеризуется чрезмерной опекой родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным и приводит к еще большему отставанию в развитии. Основные проявления гиперпротекции:

чрезмерная забота о ребенке;

неспособность матери отпускать ребенка от себя, в том числе и избыточный физический контакт, например, длительное кормление грудью;

так называемая инфантилизация, то есть стремление видеть в относительно большом ребенке маленького.

В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае - за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста - инициативности.

Второй тип - гипоопека, или гипопротекция, - неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы к ребенку. Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети пытаются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами - истериками, грубостью, агрессией.

Есть семьи, где детей вроде бы и любят, и внимательны к ним, но воспитывают очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы. При этом не учитывают индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируют необходимые для «взрослой» жизни качества и часто не обращают внимания на его детскую жизнь, его переживания и чувства. Фактически ребенок лишается полноценного детства.

Еще один тип неблагоприятного семейного климата - беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная строгая мать, формально относящийся к своему ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. Все это может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи. Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Когда каждый член семьи отстаивает свою позицию, руководствуется только своими методами и средствами воспитания, а порой настраивает ребенка против других членов семьи, ребенок просто теряется. Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают его слова, поступки, действия. Ребенок не может понять, кто действительно желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.

Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей - сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и др.);

метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий - просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и др.

Личный пример.

Конечно, в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером;

в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

учет уровня педагогической культуры родителей.

Итак, на формирование определенных черт личности ребенка оказывают влияние различные факторы.

Так, воспитание, характеризующееся теплыми отношениями при сильном ограничении свободы поведения формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого.

Нормальная семейная атмосфера - основа формирования личности.

Для этого необходимо:

осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, семья - это первая школа общения ребенка.

2. Констатирующий эксперимент

2.1 Организация исследования


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что семья является важным фактором формирования личности ребенка. Это позволило подготовить и провести констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент - это эксперимент, при котором экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют. Педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической проблемы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями.

Целью констатирующего эксперимента является определение влияния семьи на формирование личности младшего школьника.

Задачи констатирующего эксперимента:

) подбор диагностического материала, направленного на исследование влияния семьи на формирование личности младшего школьника;

) проведение констатирующего исследования;

) анализ полученных результатов.

Исследование проходило в МОУ СОШ № __ г. Зеленогорска, Красноярского края. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса (10 человек), а также их родители (10 человек).

Непосредственно исследованию предшествовала беседа с педагогами, воспитателями. Цель беседы: получить основные данные о семье, установить контакт с семьей. В результате были получены следующие данные: из 10 детей - семь воспитываются в полной семьи (мать, отец, дети), двое из многодетной (в семье по три ребенка), один из неполной (воспитывает мать).

Для исследования были отобраны диагностические методики, которые обеспечили диагностику влияния семьи на формирование личности.

При работе с родителями используется:

) методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

При работе с детьми используются следующие методы:

) беседа с детьми;

) Рисунчатый тест «Моя семья»;

Чтобы выявить уровень представлений о роли родителей в их жизни мы провели опрос детей. Опрос проходил индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке, с детьми были установлены доверительные отношения. Дети охотно соглашались на беседу. Опрос детей, участвующих в эксперименте показал:

% опрошенных детей удовлетворены общением с родителями, при этом общение у 50% преобладает с матерью, и лишь 20% в основном общаются с отцом;

% считают, что их настроение зависит от взаимоотношений в семье;

% хотели бы быть похожим на мать или отца, при этом 35% хотели бы перенять у родителей только отдельные черты, но15% детей ответили отрицательно.

Рисунчатый тест «Моя семья» предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений, и состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Цель методики: прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., ответ уклончивый, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок рисует, следует ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

порядок заполнения свободного пространства.

порядок появления персонажей рисунка.

время начала и окончания работы.

возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросить ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа носит легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения, по схеме:

Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

Где работают или учатся члены семьи, какую роль он отводит каждому?

Кто в семье самый хороший и почему?

Кто самый счастливый и почему?

Кто самый грустный и почему?

Кто больше всех нравится ребенку и почему?

Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Как в семье распределяются домашние обязанности?

При оценке рисунков учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Интерпретация результатов теста и особенности анализа рисунка представлены в Приложении 2.

Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин). Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

. «Принятие-отвержение». Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

. «Кооперация». Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

. «Симбиоз». Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

. «Авторитарная гиперсоциализация». Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

. «Маленький неудачник». Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных на соответствующие вопросы. Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю, и даются описания родительского отношения. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение; социальная желательность; симбиоз; гиперсоциализация; инфантилизация (инвалидизация).

 

.2 Анализ результатов исследования


Анализ рисунков теста «Моя семья» осуществлялся по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов, по следующим показателям:

) Благоприятная семейная ситуация.

) Тревожность.

) Конфликтность в семье.

) Чувство неполноценности в семейной ситуации.

) Враждебность в семейной ситуации.

На основании этих показателей выявили наличие у ребенка указанных симптомов (табл. 1) и уровни влияния на него семейных отношений.

Таблица 1. Анализ теста «Моя семья»

№ семьи

Имя Ф.

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

1

Денис С.

0,5

0,4

0,1

0,1

0,2

2

Света А.

0,7

0,4

0,3

0,2

0,1

3

Гали К.

0,3

2,5

2,0

0,1

0,4

4

Настя К.

0,8

0,1

0

0

0

5

Саша З.

0,5

0,2

0,1

0,2

0,2

6

Коля М.

0,7

0,5

0,3

0,2

0

7

Игорь Р.

0,2

4,5

2,3

0,5

8

Наташа В.

0,6

0,3

0,3

0,2

0,2

9

Вера Ц.

0,6

0,3

0

0,2

0

10

Юля М.

0,6

0,5

0

0,2

0

Всего баллов

5,5

9,7

5,4

1,9

1,6


Из таблицы видно, что в семье №1 ребенок чувствует тревожность 0,4 что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией. В семье №2 несмотря на благоприятную ситуацию (0,7) ребенок ощущает тревожность. В семье №3 ситуация с ребенком очень тревожная, так как высокие показатели по всем неблагоприятным параметрам. В семье №4 ситуация самая благоприятная - 0,8 баллов. В семье №5 несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность по всем показателям. В семье №6 ребенок, несмотря на благоприятную ситуацию, также ощущает повышенную тревожность. В семье №7 ребенок ощущает резко выраженную тревожность в семье. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность и самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов. В семье №8 ребенок ощущает повышенную тревожность и враждебность. В семьях №9 и №10 семейная ситуация благоприятная, но при этом также проявляется тревожность. Общая сумма баллов по отношению к комплексам: наибольшее количество баллов -9,7 по симптомокомплексу тревожность; затем 5,5 баллов по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация; конфликтность -5,4 балла; чувство неполноценности - 1,9 баллов и враждебность -1,6 балла.

Для того чтобы представить более общую картину, семьи по полученным данным, разделили на группы по уровню детско-родительских отношений.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта), а также в свои рисунки они добавляют животных и родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 1 семью - это семья Настя К., которая помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесено7 семей. Например, на рисунке Дениса С. нарисована вся семья, все члены семьи улыбаются, кроме него самого (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 2 семьи. Так, на рисунке Игоря Р. изображен только он сам и папа, к тому же они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей. А на рисунке Гали К. она сама отсутствует. Причиной отсутствия ребенка на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей.

Анализируя рисунки, отметим также, что у части детей проявляется снижение самооценки - дети рисуют себя дальше от семьи, чем других ее членов.

Итак, по результатам методики «Моя семья», сделан следующий вывод:

Группа I - высокий уровень детско-родительских отношений - 1 ребенок (10%) - семья №4 - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное.

Группа II - средний уровень детско-родительских отношений - это 7 детей (70%) - семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом у детей проявляются и другие комплексы, такие как тревожность, (семьи №1, 2, 5, 6, 8,9, 10).

Группа III - низкий уровень детско-родительских отношений у 2 детей (20%) - это семьи, в которых резко выражена тревожность детей, а также дети испытывают чувство неполноценности и враждебность (семьи №3 и 7).

Таким образом, можно заключить, что в исследуемых семьях большинство детей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

Результаты данного теста представлены в рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень детско-родительских отношений (по тесту «Моя семья»)

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. Таким образом, в ходе исследования рисунков, было выявлено, что 2 ребенка из десяти детей не удовлетворены своим положением в семье. Семеро детей периодически испытывают дискомфорт родительского отношения, но в целом удовлетворены взаимодействием с родителями. Один ребенок полностью удовлетворен отношениями с родителями.

Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). По результатам проведения данной методики были сделаны следующие выводы:

Шкала «Принятие / Отвержение». Из десяти исследуемых семей 6 показали высокие результаты (от 24 до 33). Это свидетельствует о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы. Двое родителей набрали низкий балл (от 0 до 8). Это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Шкала «Кооперация». 90% исследуемых набрали высокий балл (от 7 до 8). Это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Шкала «Симбиоз». 60% испытуемых не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. 20% (многодетная, неполная семья) напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

Шкала «Контроль». Все 10 родителей показали средний балл по данной шкале. Это говорит о том, что контроль за действиями ребенка установлен в меру, нет строгих дисциплинарных рамок.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». 30% испытуемых считают, что ребенок - это маленький неудачник и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства детей кажутся им несерьезными, поэтому родитель игнорирует их.

Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга и В.В. Столин) выявил следующее (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень родительских отношений

№ семьи

Имя Ф.

Тип семейного воспитания

1

Денис С.

симбиоз, принятие-отвержение

2

Света А.

кооперация, принятие-отвержение

3

Гали К.

контроль, принятие-отвержение

4

Настя К.

кооперация

5

Саша З.

принятие-отвержение, симбиоз

Коля М.

симбиоз, кооперация

7

Игорь Р.

принятие-отвержение

8

Наташа В.

кооперация

9

Вера Ц.

симбиоз, кооперация

10

Юля М.

маленький неудачник, симбиоз



Преобладающие типы родительского воспитания в семьях обследуемых детей приведены в таблице 3 и графически отображены на рисунке 2.

Таблица 3 - Преобладающие типы родительского воспитания

Типы воспитания

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Принятие-отвержение

Маленький неудачник


кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%


3

30,0

3

30,0

1

10,0

2

20,0

1

10,0


Рисунок 2 - Преобладающие типы родительского воспитания (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

Итак, по результатам этой методики мы видим, что:

оптимальные родительские отношения наблюдаются в 3 семьях (30%);

к нейтральному уровню отнесены- 5 семей (50%);

родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 2 семьях (20%).

Преобладающими типами воспитания является «кооперация», самый благоприятный тип воспитания в семье и «симбиоз» - который является нейтральным. Однако, настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к появлению у детей тревожности.

Результаты данного теста представлены в рисунке 3.

Рисунок 3. Уровень родительских отношений (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

Суммируя полученные результаты проведенного исследования, мы выявили, что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, характеризующийся недостаточными взаимоотношения родителей с детьми. Родители видят своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. Радует, что есть семьи с высоким уровнем, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность. Однако встречаются и такие семьи, где ребенок не удовлетворен своим семейным положением и испытывает постоянную повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Таким образом, приведенные результаты констатирующего эксперимента подтвердили наши предположения о влиянии семейного воспитания на всестороннее развитие и формирование личности детей младшего школьного возраста.

2.3 Методические рекомендации


Итак, мы увидели, какое большое значение для развития личности ребенка имеет отношение к нему его близких. Та семья, которая проявляет искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы будет формировать в целом гармоничную личность. Последствиями дисгармонии внутрисемейных отношений являются:

занижение самооценки;

неуверенность в себе и замкнутость;

повышенная тревожность;

затруднения в коммуникативной деятельности;

раздражительность;

склонность к агрессии как средству защиты;

низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;

а также склонность к асоциальному поведению.

Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. От того, как родители подходят к выполнению своих родительских обязанностей, зависит психологическое и эмоциональное благополучие детей. Часто эмоциональное состояние и поведение ребенка зависит всецело от поведения взрослого. Через поступки родителей дети понимают их любовь.

И, чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции.

Для этого необходима разработка системы психолого-коррекционной работы, которая будет направлена на оптимизацию и создание условий для полноценного развития детей в семье, на организацию непосредственно занятий с ними, а также консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста и их семьям.

На основании анализа с родителями с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях, необходимо проводить психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактике проблемных ситуаций. Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и развитии ребенка. В целях просвещения проводятся родительские собрания, семинары, консультации:

1. Консультации с целью сообщения родителям о выявленных проблемах в семье.

. Родительские собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений у детей».

. Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?»

Анализ результатов взаимоотношений в семье показывает, что в психологической коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Родителей детей следует привлекать к участию в конкурсах, развлечениях, КВНах, праздниках. Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т.д. улучшают микроклимат в семье.

Родители могут занять активную позицию в сотрудничестве с педагогами и школьниками, участвуя в работе кружков, клубов, в проведении экскурсий, коллективных творческих дел, организации студий, различных творческих объединений, интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, устных журналов, праздников, пресс-конференций, диспутов, сюжетно-ролевых игр, аукционов путешествий и т.д. Такая совместная работа родителей и детей помогает устранять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимодействие.

Оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия родителей с детьми являются занятия в форме психологического тренинга. В таких группах:

устанавливается взаимное доверие во взаимоотношениях между взрослыми (педагогом, родителями) и детьми;

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям и детям;

каждый ребенок и взрослый принимаются такими, какие они есть, признаются их ценность, значимость, уникальность;

занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации совместно с родителями;

у детей на занятиях создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Из числа семей с серьезными проблемами детско-родительских взаимоотношений и нуждающихся в психологической помощи, создаются развивающие-коррекционные группы.

Общие рекомендации по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей:

1. Эмоциональное выражение чувств. Для ребенка очень важна атмосфера, которая создается в семье. «Холодный» родитель не сможет показать ребенку всю красоту окружающего мира, всю гамму чувств и эмоций в человеческих отношениях, и, следовательно, научить любви. Ребенок в точности копирует «маски» своих родителей, степень их искренности и доверительности в отношениях.

2. Прикосновение. Любому ребенку необходима ласка. Достаточно пожелать доброе утро, обнять, чтобы ребенок весь день чувствовал вашу поддержку.

3. Слова поощрения. Мы редко хвалим ребенка, замечая только их ошибки. Очень важна своевременная похвала, одобрение, поддержка. Но необходимо помнить, что нельзя хватить не по делу: иначе он научиться обманывать - ведь в глубине души он чувствует, что его хвалят не по заслугам.

4. Забота и помощь. Это может быть помощь в подготовке школьных предметов, проведения праздников. Но помогать ребенку - это не значит делать за него, а делать вместе, передавая ему все больше и больше инициативы, приучая к ответственности. Пользы от такого совместного творчества будет намного больше, чем от постоянной опеки.

5. Время. Некоторые родители переживают, что проводят слишком мало времени в силу различных обстоятельств. Однако, важное значение имеет то, КАК именно вы его проводите. Пусть хотя бы на несколько минут интересы ребенка станут вашими.

6. Совместная деятельность. Ребенок всегда с радостью принимает участие в мероприятиях, проводимых семьей. Можно поручить ребенку часть работы, которая ему по силам, включая в «круг взрослых» обязанностей, подчеркивая важность его труда для общего дела.

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека; она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь.

Заключение

Завершая работу, выделим основное.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Ни с чем несравнимо ее влияние на развитие ребенка. Семья не только дарит человеку жизнь, но это и то место, где человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова.

Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции.

Чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Для этого проводятся различные психодиагностические исследования, используются различные методики, опросы, анализ детского рисунка, на основе которых эти отношения корректируются. Поэтому, в целях подтверждения заявленной гипотезы, был проведен констатирующий эксперимент.

Выявление влияния семьи на формирование личности ребенка проведено в ходе практического исследования, организованного и проведенного на базе МОУ СОШ № __г. Зеленогорска Красноярского края.

Для диагностики детско-родительских отношений использовались методики: опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, «Рисунок семьи» для выявления особенностей внутрисемейных отношений, которые и позволили выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка младшего школьного возраста с родителями.

Изучение по методике «Рисунок семьи» выявило, что дети из большинства обследованных семей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

С целью выявления в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос по А.Я. Варга и В.В. Столина, который показал, что многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод и о том, что в психологической коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Список используемой литературы

1.       Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.

2.       Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.

.        Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

.        Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.

.        Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.

.        Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.

.        Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.

.        Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

.        Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. - Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. - 103 с.

.        Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 232 с.С. 30.

.        Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск. - 2009. - С. 122-125.

.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.

.        Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М. Владос, 2009. - 358 с.

.        Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.

.        Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 128 с.

.        Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

.        Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.: Дошкольное образование, 2010. - 130 с. С. 86-88.

.        Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.:Владос-пресс, 2007. - 224 с.

.        Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 30 с.

.        Шевцова С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. - 2004. - №4 - С. 79-82.

Похожие работы на - Влияние семьи на формирование личности ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!