Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,61 Мб
  • Опубликовано:
    2012-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса













Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Содержание

диагностика креативность торренс методика

Введение

Глава 1. Теоретические основы методики Торренса

.1 КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

.2 КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ Э.П. ТОРРЕНСА

Глава 2. Практическое применение методики Торренса

.1 ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

2.2 Использование методики Е. Торренса на примере

изучения способностей студентов-химиков

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

 

В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. По мнению К.К. Платонова, «способности - это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соответствии с определенной деятельностью». Более развернутое понятие способностей содержится в трудах другого известного психолога Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, - указывал он, - под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных проблем.

В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них, специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности. Можно назвать целый ряд таких специальных способностей. С психологической стороны это сенсорные, двигательные способности и т.п. С профессиональной точки зрения в качестве примера можно указать на музыкальные, художественные, математические способности и т.д.

Кроме того, в деятельности человека постоянно проявляются два уровня развития способностей.

Первый из них - это репродуктивный уровень развития способностей, характеризующийся умением человека усваивать знания, овладевать навыками их применения в типовых условиях деятельности при решении стандартных задач.

И второй, более высокий уровень развития способностей - творческий. Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандартные решения, создавать новое.

Способности проявляются во взаимодействии и функционировании систем, определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. Таким образом, способность - это свойство системы проявлять свою сущность при взаимодействии с другими системами.

Субстратом, материей способностей являются репрезентативные когнитивные структуры. Развитие репрезентативно-когнитивных структур зависит от задатков (определенных базовых морфофункциональных особенностей мозга). Для успешного выполнения разных видов деятельности нужны свои специфические системы репрезентативно-когнитивных структур. В то же время какие-то структуры могут быть использованы в разных видах деятельности - такие структуры можно соотнести с понятием «общие способности».

Проблемам психологии способностей в нашей стране и за рубежом посвящено большое количество работ (Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Волковой Е.В., Горбачевой Е.И., Дружинина В.Н., Торренса Э.П., Туник Е.Е., Чуприковой Н.И. и многих других авторов).

Целью настоящей работы является анализ психодиагностических возможностей методики Торренса.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) исследовать основные положения концепции креативности Э.П. Торренса;

) выявить возможности практического применения методики Торренса;

) рассмотреть особенности реализации методики Торренса на конкретных примерах.

Объект исследования - креативность и ее диагностика.

Предмет исследования - тест креативности Торренса.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Глава 1. Теоретические основы методики Торренса

.1 КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов ХХ в.

В 1950 году пионер в области креативности Дж. Гилфорд в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способности к творчеству. По его оценке, лишь 0,2% всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии креативности.

Как это ни удивительно, с 50-х годов положение изменилось крайне незначительно. И многие психологи, в частности Стернберг, считают креативность «золушкой» психологии. Хотя следует отметить, что в 1950-е годы интерес к исследованию творческих способностей несколько возрос: были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оценкам Стернберга, всего лишь 0,5% статей в Psychological Abstract (с 1975 по 1995 год) имели отношение к проблеме креативности. Из 1200 американских университетов, имеющих факультеты психологии, только в 76 читался курс по психологии креативности. Как правило, лабораторий по исследованию креативности не открывают, исследовательских и преподавательских вакансий для специалистов в области психологии творчества крайне мало.

Исследования творческих способностей в Программе Американской психологической ассоциации помещены под рубрикой «Психология искусства». В нашей стране исследования по психологии творческих способностей проводятся в рамках программы «Одаренные дети».

Публикации по креативности сосредоточены в двух крупных журналах: «The Creative Behavior», основанном в 1967 году, и «The Creativity Research Journal», который существует с 1988 года. Однако в первом журнале, ориентированном на широкий круг читателей, преобладают теоретические и обзорные статьи. Второй журнал рассчитан на психологов-исследователей.

Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей со стороны психологов-экспериментаторов являлась нечеткость определения креативности как способности и отсутствие методик для ее диагностики.

Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности <#"554829.files/image001.gif">

где Or - оригинальность данного типа рисунка; X - количество рисунков данного типа; х - максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий сти-мульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т. д.», как представляется, характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В кратком варианте теста эти показатели не используются.

Инструкция. Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Обработка результатов тестирования. Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола - 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. Оригинальность рисунка «облако», появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80 %. Это означает, что примерно у 80 % людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20 % имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

2.2 Использование методики Е. Торренса на примере изучения способностей студентов-химиков


Поскольку в немногочисленных работах, посвященных способностям химиков, в качестве отличительных особенностей указываются творческий характер химического мышления и способность устанавливать причинно-следственные связи, то в поисках диагностического инструментария, позволяющего хоть в какой-то мере пролить свет на сущность способностей к усвоению химических знаний, внимание Е.В. Волковой привлекла методика Е. Торренса. Волкова предположила, что у более способных химиков будут более высокие показатели субтестов «Причины» и «Следствия» вербальной батареи и показатели вербальной и невербальной креативности, чем у менее способных.

Существуют различные варианты адаптации методики Е. Торренса к российской выборке. При исследовании креативных способностей студентов-химиков Волкова опирались на иматоновский вариант теста, включающий две батареи - вербальную и образную.

Вербальная часть методики состоит из семи субтестов. Первые три субтеста выполняются на основе одного и того же стимульного изображения и связаны с «научным» (причинно-следственным) креативным мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет проявить любознательность, чувствительность к неизвестной и недостающей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях. Субтесты «Причины» и «Следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы относительно причин и следствий различных событий. В четвертом субтесте «Улучшение предмета» обследуемому предлагается высказать как можно больше способов улучшения игрушечного слона. В пятом субтесте «Необычное использование» требуется придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. Образ «картонные коробки» стимулирует множество стереотипных идей и тем самым позволяет выявить способность испытуемого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные решения. В шестом субтесте «Необычные вопросы» обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. В седьмом субтесте предлагается картинка, на которой изображена неправдоподобная ситуация. Задача испытуемого - предположить как можно больше последствий этой ситуации.

Невербальная батарея включает в себя три субтеста. В первом субтесте «Создание рисунка» испытуемому предлагается нарисовать картинку, используя овальное цветное пятно в качестве основного элемента изображения. Во втором субтесте «Незаконченные фигуры» испытуемый должен дорисовать десять незаконченных фигур, навязывающих человеку определенные устойчивые образы. Для того чтобы создать оригинальный рисунок, необходимо противодействовать этому стремлению. В третьем субтесте «Повторяющиеся линии» стимульным материалом являются 30 пар параллельных линий, на основе которых необходимо создать какие-либо изображения.

В процессе обработки результатов вербальной батареи ответы испытуемого необходимо оценить по параметрам «беглость», «гибкость», «оригинальность». При обработке невербальной батареи к этим показателям добавляются параметры «разработанность», «абстрактность названий» и «сопротивление замыканию».

Параметр «беглость» раскрывает способность человека генерировать большое количество осмысленных идей. Параметр «гибкость» отражает способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. Параметр «оригинальность» оценивает способность придумывать необычные уникальные ответы, требующие творческой силы. Концепция «творческой силы» в понимании Гилфорда, Торренса состоит в том, что очевидные, часто встречающиеся ответы (более чем у 5 % испытуемых) не требуют большого умственного напряжения при их создании и оцениваются в нуль баллов. Для каждого субтеста приводятся списки ответов: на 0 баллов, на 1 балл (2-4,99 %), 2 балла (менее чем у 2 % испытуемых). Параметр «разработанность» отражает способность детально разрабатывать возникшие идеи. Параметр «абстрактность названий» позволяет определить уровень понимания сути проблемы, способность трансформировать образную информацию в словесную форму. Показатель «сопротивление замыканию» отражает способность не следовать стереотипам и длительное время оставаться открытым для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Исследование проводилось в 2002-2006 гг. среди студентов второго курса химического факультета УрГУ. В эксперименте приняли участие 289 студентов, из них 60 % девушек. В качестве критерия деления студентов на группы мы приняли успеваемость по химическим дисциплинам: в группе более способных - средний балл по химическим дисциплинам выше 4,7, в группе менее способных - средний балл ниже 4,7.

Следуя предостережению В. Н. Дружинина о том, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико и перенос норм с выборки стандартизации на другую выборку дает большие ошибки, были разработаны стандартные нормы для выборки студентов-химиков второго курса (см. табл. 1 и 2 в приложении 2).

При подсчете среднеарифметических значений (M) и стандартного отклонения (s) показателей креативности было обнаружено, что нормы стандартизации различаются не только между студентами разных факультетов, но и внутри выборки - между юношами и девушками одного факультета.

Математический анализ среднегрупповых показателей выполнения теста Торренса с использованием параметрических и непараметрических методов выявления различий для двух независимых выборок показал отсутствие достоверных различий. И следующий момент, на который Волкова обратила внимание, - число «химических образов» при выполнении невербальной батареи Торренса у более способных химиков значимо выше, чем у менее способных. Отсутствие достоверных различий по показателям методики Торренса в группах лучше и хуже успевающих по химии студентов можно объяснить существованием специальных способностей, позволяющих более способным химикам достигать более высоких результатов в профессиональной деятельности. Таким образом, можно предположить, что в основе химического мышления, отражающего химическую форму движения материи, лежат свои специфичные операционные механизмы, отличные от операционных механизмов общих творческих способностей, задействованных при выполнении теста Торренса.

Данные, что в основе мышления химика имеются свои специфичные когнитивные структуры, специфичные операционные механизмы, обусловленные соответствующей деятельностью, можно получить, наблюдая за тем, как химики, физики и математики решают одну и ту же задачу «Слили два раствора…»: большинство химиков пыталось представить эту задачу наглядно и нарисовать эти растворы (наглядно-образное мышление); математики сразу рисуют таблицу 3 х 3 и пишут x, y… (абстрактное мышление); физики переводят граммы и литры в систему СИ и выводят общую расчетную формулу (концептуальная модель).

Полученные данные согласуются с исследованиями художественных, литературных, музыкальных способностей, в которых показывается, что творческое мышление, описанное Торренсом (и измеряемое тестами креативности), и художественное воображение, специализирующееся в сфере художественного творчества, - явления не родственные функционирующие по разным законам. На этот факт обращал внимание Е. Торренс, по мнению которого креативность - это не специальная, а общая способность.

Однако наиболее интересные результаты были получены в результате качественного анализа рисунков невербальной батареи Торренса.

Во-первых, достаточно часто встречаются химическая посуда (пробирки, колбы, воронки, мерные цилиндры, осушители), химические формулы и знаки, графики химических процессов (цикл Карно), гальванические элементы, электролиз, и нас особенно заинтриговало, чем же отличаются студенты, отразившие и не отразившие образы химии в невербальной батарее Торренса.

Во-вторых, существует гендерная специфика творческих способностей, юноши и девушки по-разному воспринимают окружающий мир и те образы, которые являются типичными для одной гендерной группы, для другой, согласно Торренсу, требуют творческой силы, следовательно, необходимо разработать свои списки неоригинальных ответов для каждой гендерной группы.

В-третьих, культура, в которой происходит социализация личности, формирует культурно-обусловленные когнитивные структуры, поэтому при обработке невербальной батареи Торренса очевидны как одинаковые образы на один и тот же стимульный материал, так и специфичные, характерные для данной культуры.

Итак, попытаемся разобраться, почему не у всех студентов-химиков в ответах обнаруживаются «химические образы». Чем это можно объяснить - способностью противостоять давлению среды или за этим скрыт более глубокий пласт работы сознания? Чем же отличаются студенты, отобразившие и не отобразившие химическую форму движения материи?

Для того чтобы исключить случайность появления «химического образа» в ответе, выборка была разделена на две группы: в первую группу вошли студенты, нарисовавшие два и более образа, во вторую - все остальные.

Наибольшее число достоверных различий было выявлено именно по показателям химических способностей: успеваемость по химии; химические дифференцировки; объем сохранения химической информации в памяти; химическая интуиция; субъективные оценки химических способностей, интерес к химии; по тесту Great chemists - способность различать физические и химические явления, выявлять окислительно-восстановительные свойства, способность прогнозировать направление химического процесса в зависимости от изменения внешних условий.

По факторному личностному опроснику Кеттелла были выявлены более высокие показатели фактора G (развитое чувство ответственности, обязательность и добросовестность, точность и аккуратность в делах, хороший самоконтроль) и менее высокие фактора F (большая надежность, серьезность отношения к жизни и к работе).

Волкова Е.В. предположила, что причиной появления химических рисунков в невербальных субтестах Торренса является более высокая степень дифференцированности когнитивных структур репрезентации химических знаний, являющихся носителем специальных способностей химиков. Данные однофакторного дисперсионного анализа подтвердили предположение о наличии причинно-следственной связи между временем сложнейших дифференцировок (химический пасьянс и окислительно-восстановительный процесс - не окислительно-восстановительный процесс) и числом химических образов.

На основе полученных данных можно утверждать, что студенты, отобразившие химическую форму движения материи в невербальных субтестах Торренса, обладают более высокими специальными способностями. Следовательно, появление «химических образов» в невербальной батарее Торренса может служить более надежным критерием для выявления потенциально способных химиков, чем успеваемость.

Следует особо подчеркнуть тот момент, что причинно-следственная связь была выявлена между числом химических образов и временем сложнейших химических дифференцировок: чем более тонко дифференцированы когнитивные структуры репрезентации химических знаний, тем больше вероятность появления химических образов. Возможно, именно этот факт лежит в основе действия механизма подсказки или возникновения гипотезы в условиях творческого процесса. Происходит своего рода «настройка» репрезентативных когнитивных структур на подсказку, как настраивают инструменты, голос, ориентируясь на камертон. Тонко дифференцированные структуры имеют возможность образовывать большее разнообразие новых временных связей, необычных комбинаций, и вероятность образования интегративной структуры, наиболее точно соответствующей по инвариантным признакам исследуемому объекту, возрастает. Происходит то, что мы называем «внезапное озарение», «инсайт», совпадение внешних условий мышления с его результатом - с репрезентативными когнитивными структурами, отражающими релевантные свойства объекта.

Полученные Волковой данные согласуются с подходом к раскрытию природы творческого мышления Д. Б. Богоявленской, которая утверждает, что суть так называемого бокового, или дивергентного, мышления заключается в том, что «думать около» на деле означает «думать вглубь». Анализируя биографии великих химиков, можно найти много примеров, подтверждающих, что в основе открытий лежит способность «думать вглубь», а не частота встречаемости ответов, согласно концепции творческой силы Е. Торренса. Так, академик Н. Черняев характеризует академика В.В. Лебединского следующим образом: «...Всегда находит новые и интересные факты, часто у соединений, казалось бы, вдоль и поперек исследованных в обычной химической практике». По-видимому, именно высокая степень дифференцированности когнитивных структур репрезентации химических знаний обусловливает творческий характер химического мышления.

Следующий момент, который требует детального рассмотрения, - это гендерная специфика творческих способностей.

Значимые различия между юношами и девушками химического факультета были выявлены только по показателям «невербальная оригинальность» и «невербальная разработанность». Причем у девушек показатель «невербальная разработанность» выше, а у юношей выше показатель «невербальная оригинальность». Аналогичную специфику выполнения теста Торренса обнаружили при исследовании гендерных различий в структуре творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: по общему показателю невербальной креативности между юношами и девушками нет значимых различий. Достоверные различия были выявлены только по параметру «оригинальность»: мальчики оригинальнее девочек.

Параметры «беглость», «разработанность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» не затрагивают содержания рисунков. В то же время параметр «оригинальность» непосредственно связан с содержанием рисунков.

Для выборки студентов-химиков, Волкова разработала списки часто встречающихся ответов с учетом гендерной специфики появления того или иного образа в невербальной батарее Торренса.

Проверка надежности полученных ответов осуществлялась на основе математико-статистического анализа таблиц сопряженности переменных с номинальной шкалой (Chi-Square Tests): большинство образов невербальной батареи Торренса значимо связаны с полом испытуемого. Так, если образ животного или цветка в субтесте «Создание рисунка» для девушек является банальным, то для юношей такой ответ является уникальным и требует, согласно Е. Торренсу, творческой силы. Образ дупла, дыры для юношей в данном субтесте является обычным, у девушек он вообще не встречается. Более подробные списки ответов на 0 баллов для российской выборки студентов-химиков в возрасте 18-19 лет представлены в табл. 3 (приложение 2).

Таким образом, несмотря на то, что по тесту Торренса мальчики и юноши оказываются оригинальнее девочек и девушек, очевидны существенные различия в содержании рисунков. Обнаружено, что то, что оригинально для представителей одной гендерной группы, может быть совсем неоригинально для представителей другой гендерной группы. Также можно отметить, что девушки находятся под сильным давлением социальной среды, общества, которые существенно сужают круг возможностей женщин. Данное предположение подтверждается анализом гендерных особенностей структуры творческих способностей. Если для мальчиков и юношей ключевым показателем творческих способностей является разработанность, то для девушек - сопротивление замыканию. Динамика структуры творческих способностей показывает, что в младшем дошкольном возрасте у девочек показатель сопротивления замыканию является независимым фактором, но в возрасте 18-19 лет он теснейшим образом связан со всеми другими показателями невербальной креативности. Следовательно, для того чтобы реализовать себя в творчестве, девушкам приходится преодолевать все большее число стереотипов, штампов поведения, навязываемых социальной средой.

Известно, что наиболее значимые образы сознания в ответах испытуемых сохраняются и воспроизводятся лучше. Именно поэтому наибольший интерес представляют типичные, часто встречающиеся ответы испытуемых, которые позволяют воссоздавать внутренний мир испытуемых, моделировать содержание и структуру психического отражения действительности. Как указывает Н.И. Чуприкова, «это возможно потому, что характер и особенности поведения глубинно и закономерно связаны с содержанием, структурой и динамикой отражательной деятельности мозга».

Волкова сравнила списки типичных ответов наших студентов-химиков и американских испытуемых (см. табл. 3). В субтесте 1 «Создание рисунка» овальное цветное пятно вызывает как общие для разных культур образы сознания (яйцо, лицо), так и специфичные, присущие только испытуемым данной культуры. Например, если для наших студентов типичными являются образы цветка, животного, то для американских испытуемых - абстрактный рисунок, кружок, слеза.

В целом анализируя данные, представленные в табл. 3, можно образно описать «менталитет» американской молодежи: абстракция, цифры, буквы, лицо и фигура. Для российских студентов-химиков более значима природа: животные, цветы и деревья, насекомые, облака, рельеф местности. Важным является не столько лицо, сколько глаза, улыбка - образы, несущие информацию о духовном мире человека.

Заключение

Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности <#"554829.files/image002.gif">

Приложение 2

Таблица 1. Показатели вербальной креативности

Среднеарифметические значения (М) и стандартные отклонения (s) показателей вербальной креативности

Возраст 18-19 лет

Объем выборки

Беглость

Гибкость

Оригинальность



М

s

М

s

М

s

Психологи

30

66,86

26,93

30,9

7,87

78,29

34,29

Химики, вся выборка

289

50,49

19,51

30,098

10,866

43,679

20,096

Химики юноши

114

46,67

23,47

27,79

13,15

46,20

32,35

Химики девушки

175

52,68

16,51

31,41

9,09

42,23

21,72

Среднеарифметические значения (М) и стандартные отклонения значений (s) показателей образной креативности

Возраст 18-19 лет

Объем выборки

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Абстрактность названия

Сопротивление замыканию



М

s

М

s

М

s

М

s

М

s

Психологи

30

22

7,56

18,48

6,3

8,24

2,26

6,9

4,74

14,57

4,06

Химики, вся вы-борка

289

18,301

6,033

10,341

4,262

10,0

3,164

6,512

4,461

9,532

3,98

Химики юноши

114

17,26

6,58

9,25

3,66

6,29

4,39

9,35

4,28

9,8

3,98

Химики девушки

175

18,87

5,65

10,42

2,77

6,63

4,51

9,63

3,81

9,76

3,77

 

Таблица 3. Ответы на 0 баллов

Список ответов на 0 баллов

Номер и название субтеста

Американская выборка. Возрастной диапазон 5-17 лет <http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0050(03_21-2007)&xsln=showArticle.xslt&id=a36&doc=../content.jsp>


Вся выборка

Девушки

Юноши


Субтест 1. «Создание рисунка»

Яйцо (29,5), лицо, голова (17,1), животные (7,8), цветок (5,7)

Яйцо (29,0), лицо, голова (16,1), животное (9,7), цветок (8,1)

Яйцо (30,9), лицо, голова (19,1), дупло, дыра (8,8)

Абстрактный рисунок, кружок, лицо, фигура, слеза, яйцо

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 1

Птицы (29,0), сердце (12,4), животные (9,7), облако, тучи (7,7), фрукты (5,4)

Птицы (27,3), сердце (15,8), животные (10,9), облако, тучи (8,5), лицо (6,1), фрукты (5,5)

Птицы (32,3), животные (7,5), сердце (6,5), брови (6,5), облако, тучи (5,4), фрукты (5,4)

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, птица, сердце, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 2

Деревья (32,5), рогатка (15,4), птичьи следы (6,9)

Деревья (34,4), рогатка (19,1), птичьи следы (5,1), дом (5,1)

Деревья (28,4), птичьи следы (10,2), рогатка (9,1), техника (9,1), лэп, антенна (6,8), виселица (5,7)

Абстрактный рисунок, буквы, дерево, лицо, фигура, рогатка, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 3

Корабль, паруса, лодка (8,5), глаза, взгляд (5,4)

Корабль, паруса, лодка (8,8), фрукты (7,4), шары, мячи (6,8), глаза, взгляд (6,1), тучи, облака (5,4), деревья, ветки (5,4), бытовая техника (5,4), животные (5,4)

Корабль, паруса, лодка (8,1), человек (8,1), техника (8,1), графики (цикл Карно) (6,8), волны, блики (5,4), цилиндры (5,4)

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 4

Животные (19,4), волны (15,2), голова, лицо (13,4), знаки, буквы (11,5), пресмыкающиеся (7,4), глаза, очки (6,5)

Животные (20,1), волны (16,1), голова, лицо (15,4), знаки, буквы (7,4), пресмыкающиеся (6,7), посуда (6,0), орнамент, свиток (5,4)

Знаки, буквы (20,6), животные (17,6), волны (13,2), глаза, очки (11,8), голова, лицо (8,8), пресмыкающиеся (8,8)

Абстрактный рисунок, буквы, животное, лицо, фигура, улитка, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 5

Посуда (22,6), губы (улыбка) (12,0), корабль (яхта) (10,6), лицо (9,7), график (5,1), качели (гамак, шезлонг) (5,1)

Посуда (28,1), лицо (12,9), губы (улыбка) (12,2), корабль (яхта) (8,6), качели (гамак, шезлонг) (7,2)

Корабль (яхта) (14,3), посуда (13,0), график (13,0), губы (улыбка) (10,4), яма (7,8), морда (кот) (6,5)

Абстрактный рисунок, буквы, кружок, лицо, фигура, лодка, цифры, чаша

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 6

Человек (9,2), посуда (8,6), лицо, голова (7,9), цветок (6,6), лестница, ступени (5,3)

Посуда (13,4), цветок (10,3), человек (8,2), лицо, голова (7,2), лестница, ступени (5,2), звезда (5,2), птицы (5,2), животные (5,2)

Человек (10,9), лицо, голова (9,1), лестница, ступени (5,5), насекомые (5,5),

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, молния, ступени, лестницы, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 7

Машины (35,5), ключ (10,5), слесарные инструменты (8,1), рельеф местности (7,0)

Машины (37,0), ключ (13,0), рельеф местности (7,4), очки (5,6)

Машины (31,7), слесарные инструменты (14,3), крючок (9,5), ключ (6,3), рельеф местности (6,3)

Абстрактный рисунок, буквы, детская коляска, кабриолет, змея, знак вопроса, лицо, фигура, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 8

Человек (37,6), лицо (7,9), деревья (6,7)

Человек (38,4), деревья (8,9), лицо (8,0), платье (5,4), животное (5,4)

Человек (36,5), лицо (7,7), щит (7,7), ядерный взрыв (5,8), карандаш (5,8)

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, цифра, человечки

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 9

Горы, вулканы (54,1), животные (16,0), знаки (7,7)

Горы, вулканы (57,3), животные (17,6), шляпа (5,3)

Горы, вулканы (46,8), знаки (17,7), животные (12,9)

Абстрактный рисунок, буквы, горы, кролик, монахиня, ракета, сова, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 10

Лицо (19,0), дерево (33,0), животные (20,7), человек (6,7)

Лицо (14,4), дерево (37,3), животные (21,2), человек (9,3), рука (5,1)

Лицо (28,3), дерево (23,3), животные (20,0), знак (6,7), рыба (5,0)

Абстрактный рисунок, буквы, дерево, лицо, фигура, муравьед, нос, утка, цифры

Субтест 3. «Повторяющиеся линии»

Одеяло (15,22), цветок (12,8), качели (7,61)

Одеяло (22,15), цветок (18,75), качели (11,93)

Одеяло (4,42), цветок (3,5), качели (0,8)

 


Похожие работы на - Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!