авиапромышленность
|
компания
|
долги
|
РСК «МиГ»
|
44 млрд. руб.
|
ММП им. В.В. Чернышева
|
22 млрд. руб.
|
НПК «Иркут»
|
около 30 млрд. руб.
|
бронетанковое машиностроение
|
ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения
|
1,5 млрд. руб.
|
ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
|
61 млрд. руб.
|
Вызывает тревогу снижение качества продукции военного
назначения (ПВН). Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания
и эксплуатации ПВН доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В
то время, как в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%.
Главная причина - износ основного оборудования, достигший 75%, и чрезвычайно
низкий уровень перевооружения: темпы обновления оборудования составляют не
более 1% в год при минимально необходимой потребности 8-10%.
В последние годы снижение качества ПВН и участившиеся случаи
несоблюдения сроков выполнения контрактных обязательств российскими субъектами
военно-технического сотрудничества (ВТС), в сочетании с неоправданным
повышением цены на вооружение и военную технику (ВиВТ), стали заметно
отражаться на взаимоотношениях в области ВТС с традиционными российскими
покупателями ПВН (в первую очередь с Индией и Китаем) и, как следствие, на
объёмах поставок.
Предприятия ОПК не в полной мере справляются с выполнением
заключенных контрактов. Некоторым иностранным заказчикам приходится стоять в
очереди за российским оружием. Правда, пока не совсем ясно, как удержать цену
2011 года на всю номенклатуру боевой техники, которую собираются закупать
военные у промышленности, до 2020 года. Заложенные в бюджет дефляторы всегда
почему-то оказываются меньше, чем реальный рост инфляции и рост стоимости
материалов и комплектующих к конечной продукции. [40] В итоге, все программы
вооружений через пять лет оказываются разбалансированными, а объём
недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники
достигает 30-50%. Сопоставление объёмов продаж продукции военного назначения
(ПВН) на экспорт с закупками ПВН в интересах Министерства Обороны РФ показало,
что многие годы объёмы продаж ВиВТ иностранным государствам превышали объёмы
внутренних закупок и только в последние годы наметилась тенденция к увеличению
внутреннего спроса. [33]
Проведя анализ некоторых предприятий ОПК можно сделать вывод:
что после реформирования многие предприятия находятся на грани банкротства либо
имеют огромные долги перед государством.
оборонный военный техника торговля
2.2 Зависимость расходов государства на закупки и
экспортную деятельность ОПК
Структурная перестройка отечественной экономики предполагает
модернизацию различных отраслей народного хозяйства, амортизированных на
50-70%, с использованием современных достижений научно-технического прогресса.
Только такие модернизированные отрасли экономики способны воспринять инновации
из нанотехнологий, биотехнологий, информатики, электроники и др. Для создания
инновационной экономики необходимо затратить до 2020 года около ста триллионов
рублей. Извечная надежда на оборонно-промышленный комплекс (ОПК) как источник
новых технологий дополняется в последние годы резко возросшими объемами
государственного оборонного заказа (ГОЗ). Для этого разработана четвертая по
счету Государственная программа вооружений на 2011-2020 годы и программа
развития ОПК на 2011-2020 годы. Программа вооружений предусматривает ассигнования
на приобретение оружия и военной техники за 10 лет для Вооруженных сил России в
размере около 22 трлн. руб.
На ближайшие три года запланирован постоянный рост военных
расходов России. По данным Министерства финансов РФ, в 2011 году они выросли на
19,1% и составили 1,521 трлн. руб., в 2012-м вырастут на 9,2% и составят 1,661
трлн. руб., а в 2013 году возрастут на 26,6% - до 2,102 трлн. руб. Председатель
комитета Государственной Думы по обороне Виктор Заварзин назвал расходы на
закупку и ремонт вооружений на ближайшие три года: в 2011 году - 460 млрд.
руб., в 2012-м - 596 млрд. руб., в 2013 году - 980 млрд. руб. Из этих денег на
покупку нового вооружения будет тратиться в 2011 году - 64%, в 2012-м - 66%, в
2012 году - 70%. Одновременно будут пересмотрены планы научных и
конструкторских работ по созданию новых образцов вооружения. Некоторые НИОКР,
что на протяжении длительного времени не дают результата, будут закрыты. В
целом ассигнования по этой статье сократятся. В 2011 году они составят 27 млрд.
руб., в 2012 году - 22 млрд. руб.
Сейчас, по данным Министерства обороны РФ, в российских
Вооруженных силах не более 10% новых вооружений. Однако даже с учетом
значительного наращивания за последние годы расходов на научные исследования с
учетом выделения огромных сумм на военные НИОКР доля затрат на НИР в ВВП России
с трудом дотягивает до 1%, в то время как основные страны мира показывают
совершенно другие результаты По мнению директора Института США и Канады РАН
С.М. Рогова, у ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том
числе у США - 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают
3,5-4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7%
ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов
на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2012 году они достигнут
2% ВВП. Европейский союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП.
Доля расходов России на оборонные НИОКР - 0,6% ВВП, на гражданскую науку -
0,4%.
Финансирование потребностей Вооруженных Сил РФ осуществляется
в рамках института долгосрочного финансового планирования Государственной
программы вооружений (ГПВ). Первая ГПВ на 1996-2005 годы была успешно
провалена, как и все прочие государственные программы в силу хронической
проблемы бюджетных дефицитов 90-х гг. Ее свернули в конце 1999 года с итогом
выполнения в 20%. Затем появилась вторая ГПВ на 2001-2010 годы, нацеленная в
основном на проведение НИОКР. Далее была принята третья ГПВ на период с 2006 по
2015 год. На ее финансирование выделялось 4,939 млрд. руб. и 63% средств
предназначалось на покупку новых образцов боевой техники. Эта программа
предусматривала разработку новых образцов ВВТ практически по всей номенклатуре
к концу 2010 - началу 2011 года. И планировалось с 2011-2012 годов начать
переоснащение ими Вооруженных сил.
По результатам выполнения программных мероприятий завершена
разработка и начаты закупки ряда современных образцов вооружения, военной и
специальной техники (ВВСТ), в частности, таких как ракетный комплекс
стратегического назначения «Ярс», атомных подводных лодок стратегического
назначения типа «Юрий Долгорукий», самолетов Су-34, зенитных ракетных систем
С-400, ракетных комплексов «Искандер-М». Выполнялись мероприятия по поддержанию
в исправном состоянии существующего парка ВВСТ за счёт проведения ремонта и
модернизации. Однако серьезные провалы при реализации оборонных НИОКР в рамках
третьей ГПВ вынужден констатировать даже официальный орган Министерства обороны
РФ: «Вместе с тем фактические объёмы финансирования в этот период были ниже
плановых в основном в связи с экономическим кризисом. В этих условиях ситуацию
с обеспеченностью войск техникой в рамках ГПВ-2015 переломить не удалось.
Проблемные вопросы реализации ГПВ-2015 были учтены при формировании проекта
очередной государственной программы вооружения на 2011-2020 годы».
Объем и структура ГОЗа по направлениям затрат за последние
годы представлена на рис. 1.
Рисунок 1.ГОЗ России в 2004-2011 годах (млрд. руб.)
В целом можно утверждать, что сегодня ГОЗ является
определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных
инструментов промышленной политики государства.
С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта
страны (см. рисунок 2), и это первая предпосылка к формированию в России
устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на
экспорт. Общеизвестно, что до середины 2000-х годов стабильное экономическое
положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована
за рубежом, остальные едва держались на плаву.
В ценах 2005 года на ГПВ-2015 планировалось выделить 4,94
триллиона рублей, из которых для Министерства обороны предназначалось 4,51
триллиона рублей (91%). Из общей суммы 63% планировалось потратить на закупку
новых ВВТ, на НИОКР закладывалось еще 20% бюджета программы.
Рисунок 2. ГОЗ РФ стабильно превышает экспорт страны (млрд.
долл.)
Важным нововведением ГПВ-2015 стал переход на трехлетние
контракты. Между тем фактическое исполнение этих контрактов столкнулось с рядом
трудностей, вызванных в первую очередь ущербностью механизма ценообразования с
пресловутым индексом-дефлятором, что делало такие контракты для промышленности
заведомо убыточными.
Вскоре, российское правительство обозначило новые приоритеты
военного строительства. В число ключевых вошли развитие стратегического
ядерного потенциала, средств ракетно-космической обороны, оснащение войск
современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи, а
также укрепление военной инфраструктуры. [45]
Российский военно-промышленный комплекс идет по «особому
пути» и не равняется на остальные страны мира. В отличие от аналогичных
сегментов западных стран, он имеет ярко выраженную экспортную направленность. В
США, например, производят 75% вооружения для себя, а остальное - за границу.
Россия наоборот: себе - 20%, на экспорт - 80%. Бронетанковое вооружение идет в
Индию: за последние четыре года эта страна закупила 570 танков, а Россия только
120. Аналогичная ситуация и в оснащении вертолетной техникой: мы получили 30
новых машин, а 150 появились в Азии и Африке. Если говорить о военно-морском
флоте, то вся наша промышленность работает на Индию и Китай.
2.3 Оценка эффективности деятельности ОПК
год отмечен важными событиями и принятыми на государственном
уровне документами, открывающими качественно новый этап развития
оборонно-промышленного комплекса России, которому придается инновационный
характер. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым утверждены Основы
государственной политики в области развития ОПК (Основы), определившие основные
стратегические ориентиры, приоритеты и задачи в долгосрочной перспективе.
По поручению правительства выполняется трехлетний план
мероприятий по реализации Основ. В нем сконцентрированы первоочередные
мероприятия, направленные на создание необходимой нормативно-правовой базы для
обеспечения функционирования и развития ОПК. В выполнении мероприятий принимают
участие 23 федеральных органа исполнительной власти, государственные корпорации
«Росатом» и «Ростехнологии» и организации ОПК. Практически все мероприятия
плана, предусмотренные на 2010 год, выполнены. В настоящее время в состав
сводного реестра организаций ОПК включены 1378 организаций, расположенных в 64
субъектах Российской Федерации.
Авиационная и судостроительная отрасли являются в ОПК
лидерами по объему производства продукции, совокупно выпуская около 58% от общих
объемов производства ОПК. Около 30% продукции ОПК производится на рынок в
интересах гражданских сфер экономики, в том числе с использованием технологий
двойного назначения.
Выработка государственной промышленной политики в сфере ОПК
осуществляется Минпромторгом России на основе принятых на государственном
уровне основополагающих документов, основными инструментами реализации которых
являются утвержденные стратегии развития отраслей ОПК и долгосрочные целевые
программы. Так, для обеспечения технологического развития в ОПК реализуется
более 10 федеральных программ технологического профиля, ключевыми из которых
являются федеральные целевые программы развития ОПК.
В реализации мероприятий первой федеральной целевой программы
развития ОПК на период до 2015 года (ФЦП-2015) приняли участие более 500
организаций научной и промышленной сферы ОПК. Введено более 180 объектов
производственной и испытательной базы для организации серийного производства
приоритетных образцов вооружения и военной техники.
Только за последние два года государственная финансовая
поддержка была в различных формах предоставлена в установленном порядке более
чем 150 стратегическим организациям ОПК, имеющим важное значение для
обеспечения обороны и безопасности государства. Всего таких компаний -
важнейших центров компетенции в ОПК (с учетом холдингов, создаваемых в составе
Государственной корпорации «Ростехнологии») будет около 70. К 2015 году в них
будет сосредоточен практически весь основной объем выпускаемой отраслью
продукции.
В ряде отраслей уже осуществлен переход ко второй стадии
интеграции - к созданию мощных системообразующих интегрированных структур (ИС),
объединяющих существенную часть потенциала организаций целых отраслей
(подотраслей). Среди них: Концерн ПВО «Алмаз-Антей»; ОАО «Объединенная
авиастроительная корпорация»; ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»;
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ряд других.
Создание ИС открывает новые перспективы
инновационно-технологического обмена и обновления производства. Осуществление
единой ценовой, финансовой, сбытовой и закупочной политики, внедрение инновации
по переделам приводят к положительному экономическому эффекту всей структуры,
повышению качества продукции и снижению издержек. Стабильность и более
эффективное ведение деятельности позволяет ИС проводить активную кадровую и
социальную политику.
Активное участие государства в оснащении Вооруженных Сил,
рост государственного оборонного заказа, комплекс мер государственной поддержки
позволили достичь высокого позитивного тренда в производстве военной продукции,
а в период кризиса - удержать ситуацию.
В 2009 году объем производства промышленной продукции ОПК
увеличился на 4,1% к уровню 2008 года, в основном за счет роста военной
продукции. Уровень гражданского производства в ОПК был существенно ниже 2008
года в связи с сужением спроса на отдельные виды продукции. В 2010 году рост
объема промышленной продукции ОПК составил 13,8% к 2009 году. Возросла доля
продукции ОПК в общем объеме промышленного производства страны.
В 2010 году инвестиции в основной капитал за счет всех
источников финансирования возросли на 9,4% к уровню 2009 года. Основной объем
инвестиций (более 75%) направляется на приобретение нового оборудования для
замены устаревшего и изношенного, модернизацию и совершенствование
экспериментально-стендового и испытательного оборудования. Благодаря внедрению
новых технологических решений и оптимизации в условиях структурной реформы
численности работников в 2010 году в ОПК достигнут рост производительности
труда на 17% к уровню с 2009 года.
С 2010 года выполняются мероприятия плана по реализации
Стратегии создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на
период до 2015 года. В том же году постановлением Правительства Российской
Федерации утвержден государственный план подготовки научных работников и
специалистов для организаций ОПК на 2011-2015 годы.
В 2009-2010 годах проведены эксперименты по созданию на базе
организаций ОПК центров дополнительного профессионального образования, в
которых прошли переподготовку и повысили свою квалификацию около 6 тыс.
человек, в том числе более 3 тыс. рабочих. Выработанный подход был использован
при формировании перечня программных мероприятий в области подготовки,
переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадров, необходимых ОПК
для реализации задач по созданию продукции военного назначения на новой
технологической основе разрабатываемой ФЦП развития ОПК на период до 2020 года
(ФЦП-2020).
Анализ состояния предприятий ОПК и реализации ряда
федеральных целевых программ позволяет сделать несколько основных заключений.
Первое. ОПК развивается в основном на базе собственных ресурсов, что не
соответствует ни потребностям обороны, ни задаче становления
высокотехнологичного бизнеса. Второе. Предприятия используют в основном
научно-технический и производственный задел прошлых десятилетий; их способность
разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию (в том числе указанную
в Государственной программе вооружения) деградирует.
Третье. Существующая налоговая система является, мягко говоря,
«недружественной» по отношению к высокотехнологичному комплексу. [44]
Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, финансовое положение
предприятий ОПК и научных организаций ОПК остается сложным. Предприятия
по-прежнему испытывают недостаток в оборотных средствах. Низкий уровень
рентабельности не позволяет инвестировать собственные средства в развитие
производства. Недостаточный объем инвестиций предопределяет низкие темпы
обновления основных фондов, не позволяя преодолеть их высокую изношенность и
устаревшую технологическую структуру парка оборудования. Но все же государство
с каждым годом увеличивает финансирование. Предприятия повышают квалификацию
своих сотрудников, заменяют старое оборудование на более совершенствованное, а так
же внедряют новые технологические решения.
3. Основные направления совершенствования
экспортной деятельности ОПК
.1 Совершенствование механизма обеспечения
эффективности и устойчивости деятельности ОПК
В последние годы в области обеспечения национальной
безопасности и обороны страны подготовлены и приняты на государственном уровне
важнейшие основополагающие документы, которые открывают перспективы качественно
нового этапа инновационного развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК):
Военная доктрина;
Основы военно-технической политики;
Основы государственной политики в области развития ОПК;
Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы.
Создание новых технологий
С инновационным развитием ОПК, в состав которого в настоящее
время включено около 1400 организаций, расположенных в 64 регионах России,
связано решение не только оборонных, но и приоритетных социально-экономических
задач в таких важных сферах, как: транспорт, связь и телекоммуникации, отрасли
ТЭК, здравоохранение, системы и средства защиты и экологической безопасности и
др.
В целях технологического развития в ОПК разработаны,
утверждены и реализуются более 10 федеральных программ, ключевыми из которых
являются федеральные целевые программы развития ОПК. ФЦП развития ОПК на
2007-2015 годы стала первой долгосрочной программой развития ОПК, в
мероприятиях которой приняли участие более 500 организаций ОПК. В полном объеме
выполнены работы по реконструкции и созданию более 180 объектов
производственной и испытательной базы. Завершена разработка следующей программы
развития ОПК. Обеспечена реализация ее мероприятий в 2011 году в составе
государственного оборонного заказа. Эта программа содержит значительную
инновационную компоненту. Запланировано разработать и внедрить около 1300
промышленных критических и базовых технологий, на основе которых должны быть
созданы производства по выпуску техники нового поколения.
Важнейшими мерами государственной поддержки организаций ОПК
являются государственные закупки, НИОКР и государственные капитальные вложения.
Используются и другие меры господдержки (взносы в уставный капитал организаций,
различного вида субсидии, направленные в том числе: на техническое
перевооружение и стимулирование спроса на выпускаемую продукцию, развитие
экспорта высокотехнологичной продукции, поддержку текущей деятельности
организаций ОПК с целью предупреждения банкротства и федеральным казенным
предприятиям, а также государственные гарантии по кредитам).
Активное участие государства в оснащении Вооруженных Сил,
рост гособоронзаказа позволили достичь высокой позитивной динамики продукции
ОПК, а в кризисном 2009 году - удержать ситуацию.
Основной объем инвестиций (более 75%) направляется на
приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного,
модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного
оборудования. Производительность труда возрастет на 20%, благодаря внедрению
новых технологических решений и оптимизации численности работников.
Для предприятий ОПК важны не только объемы заказов, но и
условия их выполнения (авансирование, рентабельность, заработная плата
работников и т.д.). В настоящее время подготовлена новая редакция Федерального
закона «О государственном оборонном заказе», проводится работа по совершенствованию
системы контрактации и ценообразования на продукцию военного назначения.
Предусматривается развивать в ОПК практику реализации
масштабных и социально значимых проектов по выпуску профильной продукции
гражданского и двойного назначения на принципах государственно-частного
партнерства, которое не должно сдерживаться ничем, кроме рационально
определяемых интересов национальной безопасности страны.
В ряде отраслей уже осуществлен переход ко второй стадии
интеграции - созданию мощных научно-производственных комплексов, объединяющих
существенную часть потенциала организаций целых отраслей
С целью повышения эффективности деятельности и снижения
издержек интегрированными структурами ОПК разработаны и реализуются программы
реструктуризации и оптимизации производственных мощностей и других основных
фондов.
Также организована работа по подготовке и выполнению программ
инновационного развития акционерных обществ с государственным участием,
государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий,
включающих освоение новых технологий и продуктов и создание эффективной системы
управления бизнес-процессами.
Осуществление программ интегрированных структур в тесной
увязке с долгосрочными государственными программами должно позволить в условиях
глобализации реализовать имеющиеся у организаций ОПК конкурентные преимущества.
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения ОПК
квалифицированными кадрами. Бюджетные средства, выделяемые в рамках госзаказа и
федеральных программ, стипендии Президента России, а с 2010 года - и для
молодых (до 35 лет) работников ОПК являются значимой формой поддержки трудовых
коллективов, научных школ и высококвалифицированных специалистов ОПК.
Реализуются мероприятия Плана по реализации стратегии
создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до
2015 года. Совместно с вузами ведется работа по выполнению утвержденных
государственных планов подготовки научных работников и специалистов для
организаций ОПК. Осуществляются мероприятия по развитию системы дополнительного
профессионального образования. Так, в 2009-2010 годах проведен ряд
экспериментов по созданию центров на промышленно-технологической и
экспериментальной базе организаций ОПК различных типов, в которых прошли
переподготовку и повысили свою квалификацию около 6 тысяч человек, в том числе
более 3 тысяч рабочих. [41]
Обеспечение масштабного переоснащения Вооруженных Сил в их
новом облике перспективными вооружением и военной техникой является задачей
нового технологического уровня, требующей новых подходов и значительных
инвестиций. Государственная поддержка коренной технологической модернизации ОПК
и в первую очередь таких его приоритетных отраслей, как ракетно-космическая,
авиационная, судостроительная и радиоэлектронная промышленность, будет
продолжена.
К 2020 году должна быть достигнута готовность ОПК к
переоснащению Вооруженных Сил перспективными средствами и системами вооружения
в объемах, соответствующих их новому облику. Должны быть также уменьшена
номенклатура и объемы поставок импортной комплектации путем решения вопросов
импортозамещения и совершенствования кооперации. Обеспечение высоких устойчивых
темпов роста объемов производства продукции ОПК позволит увеличить налоговые
поступления в бюджеты всех уровней, его вклад в прирост ВВП страны и получить
высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных
рабочих мест в отраслях ОПК и смежных отраслях промышленности. [44]
К 2020 году должен быть сформирован новый конкурентоспособный
облик ОПК, включающий около 40 крупных научно-производственных компаний,
способных к саморазвитию, профессиональному и эффективному управлению активами,
обеспечивающих выполнение государственной программы вооружения и осуществляющих
активное позиционирование на рынках высокотехнологичной продукции и услуг. Это
возможно только на основе широкой интеграции с общепромышленным комплексом
страны».
3.2 Пути улучшения и повышение эффективности
предприятий ОПК
Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и
Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности (ФГУП
«ВИМИ») при поддержке компании IBS объявили об открытии Центра компетенции
информационно-технологических решений модернизации и инновационного развития
оборонно-промышленного комплекса.
Образованный Центр компетенции призван собирать лучшие
практики автоматизации и накапливать базу знаний об успешном опыте внедрения
информационных технологий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Также в рамках работы Центра компетенции будут проводиться различные
мероприятия, направленные на обучение и обмен опытом в области методик
управления внедрением ИТ-систем на предприятиях ОПК.
Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой
информации - федеральный информационно-аналитический центр оборонной
промышленности (ФГУП «ВИМИ»). Институт основан в 1968 году, в настоящее время
находится в ведении Федеральной службы по оборонному заказу Российской
Федерации (Рособоронзаказ). В настоящее время ФГУП «ВИМИ» самостоятельно и в
кооперации с другими научными организациями страны выполняет исследования по
различным направлениям развития науки, техники, технологии и экономики. В
институте разрабатываются, осваиваются и используются новейшие информационные
технологии.
В Министерстве обороны России уже несколько месяцев обещают,
что в перспективе ситуация радикально изменится. Главное нововведение -
стопроцентная предоплата по всем контрактам, даже по тем, выполнение которых
подразумевает сроки более года. «Таких удобных условий для ВПК нет, пожалуй, ни
в одной другой стране мира», - отметил Сердюков.
В середине мая 2011 года премьер-министр России Владимир
Путин объявил: в настоящее время разрабатывается законопроект, который
предусматривает авансовые стопроцентные платежи по контрактам, заключенным в
рамках гособоронзаказа. Впрочем, сами оборонные предприятия полагают: хотя
стопроцентная предоплата и сделает процесс размещения гособоронзаказа более
прозрачным, панацеей она не станет. Дело в том, что с августа 2011 года в
России заработала специальная государственная комиссия, которая занимается
разрешением трудностей, возникших при заключении контрактов в рамках
гособоронзаказа на текущий год.
Согласно решению госкомиссии введена новая форма определения
стоимости военной продукции. Теперь цена готовой военной продукции будет
определяться не исходя из формулы «цена плюс инфляция», а методом калькуляции,
не учитывающим инфляционной надбавки.
В конце сентября стало известно, что Министерству обороны не
удалось договориться с Объединенной авиастроительной корпорацией о стоимости
поставки в рамках гособоронзаказа на 2011 год учебно-боевых самолетов Як-130.
Тендер на поставку самолетов признали несостоявшимся, несмотря на требование
Путина заключить этот контракт до 12 сентября. При этом сообщалось: цена на
самолеты для Минобороны России была существенно занижена относительно их
реальной стоимости. Фактически это означает, что ради исполнения
гособоронзаказа предприятие решилось пойти на убытки.
Если говорить о других нововведениях, то в настоящее время в
России действуют государственные гарантии по кредитам оборонных предприятий.
Дело в том, что пока Минобороны не начало перечислять «оборонщикам» авансовые
платежи, для исполнения контрактов предприятиям приходится брать кредиты в
банках, впоследствии возвращая их с процентами. В существующем виде госгарантии
покрывают лишь сумму самого кредита и не компенсируют затраты на его
обслуживание, которые ложатся на плечи оборонного предприятия. Да и сама схема
госгарантий в стране хоть и работает, но как-то неэффективно. Так, в 2011 году
планировалось выделить кредитов под госгарантии на 168 миллиардов рублей,
однако реально таких займов оформлено всего на 18,5 миллиарда. И в этом
заключается парадокс сложившейся ситуации.
С одной стороны, государство объявило, что деньги на «оборонку»
у него есть (в конце сентября это еще раз подтвердил президент Дмитрий
Медведев) - более 20 триллионов рублей выделено на финансирование Госпрограммы
вооружения на 2011-2020 годы. Но одновременно власти пока не торопятся
авансировать расходы по контрактам, предлагая предприятиям
оборонно-промышленного комплекса брать кредиты в банках. Это все выглядит еще
более странно в свете регулярного увеличения оборонного заказа: в 2010 году
было выделено в целом 1,15 триллиона рублей, в 2011-м - 1,5 триллиона, а к
2012-му эту цифру планируется довести до двух триллионов рублей.
Наконец, в качестве еще одного нововведения, которое должно
облегчить сложности с ГОЗ, Сердюков назвал то самое заблаговременное
формирование требований заказа: «До конца декабря мы фактически подпишем со
всеми поставщиками контракты и в первый раз за всю историю существования
гособоронзаказа выйдем на такой режим. И такой режим теперь будет постоянно».
Правда, эффективным этот порядок может быть только в том случае, если
Минобороны и предприятия ОПК смогут в короткие сроки урегулировать ценовые
споры. Без этого контракты по-прежнему будут заключаться месяцами, повышая риск
невыполнения гособоронзаказа. Но и устранение перечисленных трудностей не
позволит гарантировать исполнение ГОЗ. По словам заместителя руководителя
Ростехнологий Дмитрия Шугаева, уровень износа техники предприятий
оборонно-промышленного комплекса достиг критического: «В частности, в отрасли
машиностроения износ техники составляет порядка 80 процентов, динамика развития
не превышает 11 процентов, обновление парка - одного процента. Для сравнения:
доля вложений в обновление парка западными странами достигает 15 процентов».
Бороться с этим правительство намерено дополнительным финансированием
предприятий.
Согласно проекту новой федеральной целевой программы на
модернизацию оборонно-промышленного комплекса в период с 2011 по 2020 год
планируется выделить 3 триллиона рублей. Но очевидно, что этих средств на всех
все равно не хватит и модернизировать производство предприятиям придется за
счет собственной прибыли.
Говоря о гособоронзаказе и даже о Госпрограмме вооружения, не
следует забывать и о человеческих ресурсах. В большинстве случаев на оборонных
предприятиях работает далеко не молодежь, причем эти люди со временем будут уходить
на пенсию. Молодежь на производство идет неохотно, поскольку зачастую
предприятия ОПК не могут предложить ей высокую зарплату и четкую перспективу
карьерного роста. А ведь эти последние два фактора крайне важны для обеспечения
длительного пребывания сотрудников в компании, что для ОПК особенно важно,
поскольку опыт производства и разработок накапливается не только чертежами, но
и людьми. [39]
В итоге же получается: для исполнения гособоронзаказа и
Госпрограммы вооружения правительству России, Министерству обороны и многим
другим ответственным ведомствам придется решить множество комплексных
нетривиальных задач, включая жесткое планирование сроков, распределение
финансирования и борьбу с коррупцией. В противном случае провалы оборонных
заказов будут преследовать нашу страну еще долгие и долгие годы.
3.3 Разработка стратегических приоритетов
развития ОПК
Переход к системе единого государственного заказчика
вооружения и военной техники в Вооруженных Силах, других войсках и воинских
формированиях РФ в интересах концентрации сил и средств для эффективного
решения задач обеспечения военной безопасности государства, экономного
расходования финансовых и материальных ресурсов диктуется требованиями
проводимой в России военной реформы, условиями рыночных экономических отношений
и ограниченными финансовыми возможностями государства.
Необходимо ввести единый в стране механизм обоснования
приоритетности федеральных целевых программ (ФЦП) и рациональных объемов их
ежегодного финансирования, а также жесткий контроль за выполнением ФЦП и их
финансированием в рамках законодательно установленных объемов. Такой механизм,
как показывают оценки, позволит существенно повысить эффективность деятельности
ОПК.
Важным моментом является обеспечение эффективного контроля
Советом Безопасности РФ, Счетной палатой РФ за своевременным выделением
бюджетных средств на развитие ОПК, за выполнение работ, предусмотренных
федеральными целевыми программами в установленные сроки, за сохранение
уникальной опытно-экспериментальной базы ОПК.
В области экономической и промышленной политики необходимо:
погасить задолженность предприятиям и организациям ОПК за
выполненные и неоплаченные работы по Государственному оборонному заказу за
предыдущие годы, начиная с 1993 г.;
предусмотреть меры по восстановлению оборотных средств
организаций и предприятий ОПК;
восстановить авансирование выполняемых работ по
Государственному оборонному заказу и федеральным целевым программам;
восстановить финансирование части работ, осуществляемых
организациями и предприятиями ОПК по государственному заказу, не через
Минобороны, а через вновь воссозданное Министерство оборонной промышленности
РФ;
увеличить в оборонном бюджете долю затрат на финансирование
НИОКР;
освободить от налога часть прибыли организаций и предприятий,
направляемой на инвестиции в производство, проведение НИОКР, реализацию
федеральных целевых программ;
ввести и гарантировать твердые годовые тарифы на
теплоэнергоресурсы для предприятий и организаций, выполняющих государственный
заказ. Предусмотреть компенсацию части расходов на потребляемую тепловую
энергию для сохранения и поддержания мобилизационных мощностей оборонной
промышленности;
предусмотреть отчисления организациям - разработчикам ВВТ в
размере до 5% от стоимости проданных и поставленных серийными заводами ВВТ в
качестве инвестиций на научно-техническое обеспечение эксплуатации, работы по
модернизации, новые разработки и создание научно-технического задела;
обеспечить планомерное бюджетное финансирование федеральной
целевой программы «Национальная технологическая база», в рамках которой
создаются новые базовые критические технологии, необходимые для развития
российских ВВТ, продукции двойного назначения и экспортной продукции;
завершить создание системы лизинга и аренды гражданской
продукции ОПК, запасных частей и комплектующих изделий. Предусмотреть оказание
экономической поддержки субъектам лизинга гражданской продукции ОПК
отечественного производства.
В области социальной политики:
законодательно усилить социальную защищенность специалистов
ОПК;
обеспечить финансовую и социальную поддержку молодых
специалистов предприятий ОПК;
разработать меры по обеспечению сотрудников ОПК, проводящих
разработку перспективных ВВТ и обеспечивающих поддержание боевой готовности
ВВТ, заработную плату на уровне, не ниже двукратного прожиточного минимума в
регионе расположения.
В нормативно-законодательной области:
законодательно закрепить приоритетное финансирование развития
ОПК;
установить персональную административную и уголовную
ответственность должностных лиц исполнительных органов власти за невыполнение
принятых законов РФ («О федеральном бюджете» и др.);
обеспечить государственную поддержку реформирования ОПК;
установить режим наибольшего благоприятствования
(правительственные гарантии) коммерческим банкам, осуществляющим инвестиции в
развитие конкурентоспособной гражданской продукции на предприятиях ОПК;
законодательно обеспечить государственную поддержку
фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях ОПК;
ускорить принятие закона по интеллектуальной собственности,
закрепив за организациями-разработчиками право управления этой собственностью с
выплатой авторам, генеральным заказчикам и в федеральный бюджет определенных
законом процентов от получаемой прибыли. [49]
Для того чтобы улучшить ситуацию ГОЗ государство
разрабатывает новые федеральные целевые программы а также ставит перед собой
цели в области экономической и социальной политики, для дальнейшего ее
достижения.
Заключение
Оборонно-промышленный комплекс занимает особое место и играет
значимую роль в развитии российской экономики. Система государственного
управления данным комплексом достаточно сложна. Однако можно сделать вывод, что
замкнута она на Федеральные органы исполнительной власти (в частности на
Правительство РФ и подведомственные структуры) и Президента РФ. Однако без
взаимодействия с законодательной властью управление ОПК было бы попросту
невозможно. Поэтому наряду с функциями, предписанными Конституцией РФ при
законодательных органах создаются дополнительные структуры для улучшения
координации различных ветвей власти в данной сфере.
Ситуация на предприятиях отечественного
оборонно-промышленного комплекса, особенно в российской глубинке, продолжает
оставаться напряженной. Отрасль, конечно, понемногу выходит из затяжного
постперестроечного кризиса - разрабатываются и запускаются в серию новое
вооружение и военная техника, растет экспорт российского оружия. Но утверждать,
что ОПК полностью оправился от экономических потрясений последнего десятилетия
и начал полноценно функционировать и развиваться, наверное, нельзя. Объем
госзаказа, составлявший в отрасли в былые годы 100 процентов от загрузки, нынче
явно недостаточен, для того чтобы предприятия держались на плаву. Таким
образом, в целях обеспечения нормальной работы организаций ОПК, выполнения
государственных программ развития этого сектора экономики, государственного
оборонного заказа необходимо совершенствование законодательной базы
имущественных и финансовых отношений, учет особенностей правового статуса
юридических лиц в сфере ОПК. Поскольку многие из федеральных органов управления
ОПК РФ являются достаточно новыми, а некоторые из них планируется еще только
создавать, можно сделать вывод, что данная сфера имеет широкое пространство для
совершенствования системы государственного управления.
Список
литературы
1. Федеральный закон от
27 декабря 1995 г. №213-ФЗ "О государственном оборонном заказе» (с
изменениями от 26 февраля 1997 г., 6 мая 1999 г., 2 февраля 2006 г.)
2. Астахов А.А.
Проблемы ценообразования на продукцию оборонного назначения. Финансы.2007 г.
. Астахов А.А.,
Чепасова Т.Э. Реформирование оборонно-промышленного комплекса: проблемы,
поиски, решения. Финансы. N4. 2003 г.
. Авсеенко И. О
ходе реформирования промышленности обычных вооружений. Вооружение. Политика.
Конверсия. №2, 2003. Сайт www.vpk.ru.
5. Бажанов В.А. Цирулис
К.Н. Экономика военной реформы. 2008 г.
6. Барабанов С. Мировая
торговля вооружениями и военной техникой. 1998 г.
7. «Военный парад»
- журнал Оборонно-промышленного комплекса, издается с 1994 г.
. Журнал, Экспорт
вооружений, издается с 1997 г. Центром анализа стратегий и технологий.
. Кныш В.А.
Управление государственным оборонным заказом в условиях регулируемого рынка //
Проблемы соврем, экономики. СПб., N1. 2003.
. Кузык Б.
Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. 1999 г.
11. Малков Б.К.
Государственная политика поддержки оборонно-промышленного комплекса России.,
Сегодня и завтра российской экономики. 2009. №24
12. Матушкин Э.Г.
Проблемы развития государственных предприятий оборонно-промышленного комплекса,
СПб., 2002.
. Морозова В.Д.
Оборонно-промышленный комплекс России в рыночных условиях. СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 2000.
. Николаев А.
Многие наши беды от несовершенства законодательства. Журнал «Российская
Федерация сегодня». 2002, №15.
. Никитенко Е. О
нормативно-правовом обеспечении развития системы вооружений. Вооружения.
Политика. Конверсия. 1998 г.
. Новиков А.В.
«ВПК России: от конверсии к диверсификации», Центр АСТ, Экспорт вооружений, №0,
1997 г.
. Пак З.
Приоритеты законодательного обеспечения стабильного функционирования оборонной
промышленности Российской Федерации. Аналитический вестник Государственной
Думы. 1997, №11.
. Пискунов А.
Оборонное наследство. Дар или бремя?, Российская Федерация сегодня. 2007, №4.
. Пикулькин А.В.
Управление оборонно-промышленным комплексом. Москва, 2004 г.
. Политический журналъ, №17 15 мая 2006 г.
(http://www.politjournal.ru/index.php?
action=Articles&dirid=36&tek=5645&issue=159)
21. Рассадин В.Н.
Оборонно-промышленный комплекс. Генезис. Конверсия / Рос. акад. наук. Ин-т
народнохоз. прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2002.
. Рассадин В.Н.
Реформирование оборонного комплекса России // Экон. наука соврем. России. №1.
2000.
. Рыбас А.Л.
Стратегический анализ мирового рынка вооружений. 1998 г.
. Сергеев И.Д. Основные
направления военно-технической политики России в начале XXI века // Пром-сть
России. N1. 2001.
. Соколов А.В.
Оборонная промышленность России: состояние и тенденции развития / Рос. акад.
наук. Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск: ИЭОПП,
2003.
. Соколов А.В,
Состояние и тенденции развитие российской оборонной промышленности/А.В. Соколов
// ЭКО - 2008 - №4.
. Соловьев Ю.П.,
Куликова М.К. Научные организации оборонного комплекса России: проблемы
развития // Концепции. N2. 2000 г.
. Слюсарь Б.Н.
Проблемы реформирования, стабилизации и развития предприятий
оборонно-промышленного комплекса \\ Пром. политика в Рос. Федерации. N6. 2001
г.
. Толкачев С.А.,
Управление оборонно-промышленным комплексом., Учебное пособие, Москва 2008
30. Ужицкий А.В, Факторы
развития ОПК в современных условиях хозяйствования, (статья)
31. Федотов А.Г.
Менеджмент качества в интегрированных структурах оборонно-промышленного
комплекса. 2002 г.
32. Хрусталев Е.Ю.
Особенности функционирования и развития российского военно-промышленного
комплекса // Менеджмент в России и за рубежом. N2. 2002 г.
. Шитарев И.Л.
Оборонное предприятие в условиях рынка // Пром. политика в РФ. N7. 2003 г.
. Юрьев В.М.,
Осауленко С.В. Военно-промышленный комплекс России: перспективы развития, 2003
г.
. Юшкевич П.П.
особенности конкурсного размещения государственного оборонного заказа /П.П.
Юшкевич, Закон. - 2008.
. Основные
тенденции развития мирового рынка вооружений,
(http://vpk.name/news/13713_osnovnyie_tendencii_razvitiya_mirovogo_ryinka_vooruzhenii.html)
. http://www.arms.ru/zakon
. http://www.army.lv/
. http://army-news.ru/2011/10/gosoboronzakaz-obosnovannye-opaseniya/
40. http://army-news.ru/2011/01/problemy-rossijskogo-opk
. http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2012/0125/133511299/print.shtml
(ЦАМТО)
42. http://federalbook.ru/news/analitics/20.05.2011.html
. http://voennovosti.ru/2011/12/gosoboronzakaz-2012-uzhe-razmeshhaetsya-na-predpriyatiyax-vpk-medvedev/
44. http://vpk-news.ru/articles/551
45. http://vpk-news.ru/articles/6989
47. http://nanonews-2011.livejournal.com/80709.html
48. http://www.radiomayak.ru
49. http://www.rau.su/observer/N07_00/07_11.HTM