Маркетинговый анализ в бизнесе организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговый анализ в бизнесе организации

Содержание

Введение

. Организационно-экономическая характеристика предприятия

.1 Организационная характеристика предприятия

.2 Краткая экономическая характеристика ООО "Элгисс"

2. Маркетинговый анализ в деятельности организации

.1 Анализ среды функционирования ООО «Элгисс»

.2 Анализ товарной политики организации

.3 Анализ ценовой политики спроса и предложения

.4 Анализ конкурентоспособности организации

.5 Пути повышения конкурентных возможностей организации

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловливается необходимостью самостоятельного планирования предприятиями своей деятельности с целью эффективного функционирования в условиях рыночной экономики. Свободная рыночная экономика, организация и управление ею не возможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.

В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей. Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации. Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем.

Основная цель работы состояла в выявлении привлекательных возможностей, обнаружении трудностей и слабых мест в работе предприятия, оценке его маркетинговой среды и состояния рынка.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:

Изучить влияние внешней и внутренней маркетинговой среды предприятия на ее деятельность

Повести анализ закупочной деятельности предприятия

Провести анализ товарной и ассортиментной политики ООО «Элгисс»

Изучить ценовую политику предприятия

Рассмотреть пути повышения конкурентных возможностей организации

Объектом настоящей работы является деятельность ООО «Элгисс».

Теоретической и методической основой при написании курсовой работы послужили законодательные и нормативно-инструктивные акты, учебная, учебно-методическая, периодическая литература.

В процессе изучения и обработки материалов при написании аналитического раздела работы применяются следующие виды экономического анализа: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, сравнительный, коэффициентный анализ, факторный анализ и комплексный анализ.

Источниками информации о предприятии при написании работы послужили:

Учетная политика предприятия

Формы бухгалтерской отчетности предприятия

Статистическая отчетность

Плановая и другая внутренняя информация

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

.1 Организационная характеристика предприятия

В качестве объекта исследования в работе выступает компания «ЭЛГИСС» (электрогидростройсервис). Юридический адрес предприятия: 610016, г.Киров, ул.Металлургов,8, т.(8332) 587048, 586804, факс 586890, 586910, Email: algiss@mail.ru.

Предприятие «Элгисс» расположено в торгово-выставочном комплексе, в собственном, отдельно стоящем 2-х этажном здании площадью 1 500 кв. м., включающим в себя складские, офисные помещения (выписка и получение товара в одном месте) и выставочный зал площадью 280 кв. м., в котором расположена самая крупная в регионе, постоянно действующая выставка - смотр достижений мировых и отечественных производителей в области инженерной сантехники.

Основными направлениями деятельности компании являются:

Оптовая торговля

Розничная торговля

Монтаж и ремонт сантехнических систем

Гарантийное и сервисное обслуживание

Станции повышения давления (проектирование, производство, монтаж и обслуживание)

Проектные работы

Под маркой «Элгисс» объединены и успешно развиваются ряд предприятий, работающих на рынке инженерных систем отопления, водоснабжения, канализации. В ООО «Элгисс» можно получить квалифицированную консультацию, приобрести продукцию оптом, а в сети фирменных магазинов «Сантехмаркет» в розницу.

Сеть розничных магазинов «САНТЕХМАРКЕТ» (ИП Кропанев Ю. Г.) ориентирована на население нашего города, на мастеров и снабженцев, которым удобнее приобретать материалы в магазинах. Широкий ассортимент продукции, низкие цены, возможность получить товар в кредит - отличительные особенности магазинов. Главной отличительной особенностью магазинов является наличие не только бытового ассортимента сантехники, но и профессионального, что особенно актуально для специалистов, профессионально занимающихся монтажом, ремонтом и обслуживанием систем отопления, водоснабжения, канализации.

Было проведено изучение организационно-правовой формы торговой организации, её организационной (управленческой) структуры. Таким образом, исследуемая компания «ЭЛГИСС» - общество с ограниченной ответственностью.

Уставный капитал общества разделён на доли в соответствии с учредительными документами. Участники не отвечают по его обязательствами и несут риск убытков в пределах внесённых ими вкладов. ООО ПКФ “ЭЛГИСС” как юридическое лицо отвечает перед своими кредиторами по обязательствам всем своим имуществом. Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

Предприятие является юридическим лицом, по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на местонахождение, расчетный и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием и другие средства визуальной идентификации. Правовые положения предприятия определяются Гражданским Кодексом РФ, прочими законами РФ, иными актами, а также Уставом общества.

ООО «Элгисс» самостоятельно устанавливает формы, системы, размер оплаты труда работников; устанавливает для работников распорядок рабочего дня, продолжительность отпусков, решает вопросы социальной защищенности. Численность работников предприятия устанавливается при составлении штатного расписания. Штатное расписание составляется в соответствии с организационной структурой предприятия. При этом учитываются содержание и объемы работ, квалификация специалистов. Так, на 2010 год количество штанных единиц предприятия равняется 51 (Приложение 1).

На ООО «Элгисс» используется линейно-функциональная структура управления - представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления (рис. 1).

Предприятие создано в виде ООО, что отразилось и на организационной структуре предприятия:

Рис. 1 - Организационная структура предприятия

Элементами структуры являются отдельные работники и службы аппарата управления; отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые могут носить линейный и функциональный характер. Возникающие вопросы рассматриваются не на уровне руководителя, а на уровне структурных подразделений. При этом структурные подразделения совместно с функциональными рассматривают возникающие вопросы и готовят проекты решений, без предварительного выхода на руководителя. Он получает, при этом, не вопросы, а только ответы - подготовленные проекты решений. Разделение труда между функциональными подразделениями «Элгисс» облегчают работу по повышению деловой квалификации, способствует общему расширению знаний в рамках каждого функционального подразделения в ходе постепенного накопления опыта. Но на предприятии нет тесной взаимосвязи и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.

В качестве основных методов управления на рассматриваемом предприятии применяют экономические методы управления. В качестве основных методов здесь выступает система заработной платы и премирования. Причем, оплата труда менеджера напрямую связана с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Немаловажную роль в процессе управления предприятием играют организационно-распорядительные методы управления, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Сущность организации- онного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества услуг, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются различные поощрения. Они объявляются в приказе или распоряжении, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку работника. При применении мер поощрения обеспечивается сочетание морального и материального стимулирования труда.

На предприятии используется демократический стиль управления трудовым коллективом. Выработка и принятие решений осуществляются руководителем совместно с подчиненными, исполнители знают круг своих обязанностей и четко взаимодействуют друг с другом. Характерным признаком в трудовой деятельности является самоконтроль. Важное значение в управлении коллективом на «Элгисс» являются многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Контроль на предприятии направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение. Главными инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. Методы, используемые на предприятии при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);

бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);

ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

1.2 Краткая экономическая характеристика предприятия

Учетная политика предприятия формировалась главным бухгалтером организации и утверждена директором. В соответствии с учетной политикой организация обязана вести полное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Общество обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Предприятие осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. К основным средствам, приобретенным в 2010 году, относятся средства сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 20000 руб. (в ред. ФЗ от 29.05.2002г. № 57-ФЗ). Амортизация начисляется способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного действия (метод ускоренной амортизации). Использование прибыли осуществляется в соответствии с Уставом предприятия и другими учредительными документами (приложение 2).

Инвентаризация основных средств на предприятии проводится 1 раз в 3 года. При каждой инвентаризации формируется инвентаризационная комиссия, отвечающая за полноту и достоверность результатов инвентаризации имущества и обязательств, в количестве пяти человек, состав которой утверждается директором предприятия.

Об экономической деятельности ООО «Элгисс» говорят основные экономические показатели предприятия за последние три года (таблица 1). Источниками информации для расчетов служат бухгалтерский баланс (приложение 4), отчет о прибылях и убытках (приложение 5) и штатное расписание организации (приложение1).

Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Элгисс»

Показатель

2008г. базисный

2009г. прошлый

2010г. отчетный

Отклонение (+,-)

Отчетный год в %





к базисному году

к прошлому году

к базисному году

к прошлому году

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Показатели объема производства и продаж

1.Выручка от продажи товаров, тыс. руб. -в текущих ценах -в сопоставимой оценке

165040

194434

295695

+130655

+101261

179

152


195365,1

211544,2

295695

+100329,9

+84150,8

151,4

139,8

2.Показатели объема используемых ресурсов, капитала и затрат

2.1 Среднесписочная численность работников, чел.

50

50

51

+1

+1

102

102

2.2 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. -собственных основных средств -с учетом арендованных основных средств

19324 -

19417 -

19241 -

-83 -

-176 -

99,6 -

99 -

2.3 Фондовооруженность, тыс. руб.

386,48

388,34

377,27

-9,21

-11,07

97,6

97,1

1

2

3

4

5

6

7

8

2.4 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

31752

42340

58083

+26331

+15743

182,9

137,2

2.5 Общая величина финансовых ресурсов, тыс. руб.

51076

61756

77324

+26248

+15568

151,4

125,2

2.6 Чистые активы, тыс. руб.

21026

29196

46153

+25127

+16957

219,5

158,1

2.7 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

129980

156859

237068

+107088

+80209

182,4

151,1

2.8 Фонд оплаты труда, тыс. руб.

4391,04

5155,28

7881,6

+3490,56

+2726,32

179,5

152,9

3. Показатели, характеризующие финансовый результат

3.1 Прибыль от продаж, тыс. руб.

15040

16179

29978

+14938

+13799

199,3

185,2

3.2 Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

13349

14251

26660

+13311

+12409

199,7

187

3.3 Чистая прибыль, тыс. руб.

10145

11751

21299

+11154

+9548

209,9

181,3

4. Показатели эффективности использования ресурсов

4.1Производительность труда одного работника, тыс. руб.

3300,8

3888,7

5797,9

+2497,1

+1909,2

175,7

149

4.2 Фондоотдача, тыс. руб.

8,54

10,01

15,37

+6,83

+5,36

180

153,5

4.3 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов

5,2

4,6

5,09

-0,11

+0,49

97,9

110,7

4.4 Затраты на 1 рубль выручки, руб.

0,12

0,11

0,1

-0,02

-0,01

83,3

90,9

4.5 Среднемесячная оплата труда одного работника, тыс. руб.

7,32

8,6

12,9

+5,58

+4,3

176,2

150

4.6 Рентабельность произведенных затрат, %

75

76

104,6

+29,6

+28,6



4.7 Рентабельность оборота, %

9,1

8,3

10,1

+1

+1,8



4.8 Рентабельность активов, %

23

23

34

+11

+11



5. Показатели финансового состояния организации

5.1 Коэффициент автономии

0,41

0,47

0,6

+0,19

+0,13



5.2 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,05

0,23

0,46

+0,41

+0,23



 5.3 Коэффициент абсолютной ликвидности

0,008

0,008

0,18

+0,17

+0,17



5.4 Коэффициент текущей ликвидности

1,06

1,3

2

+0,94

+0,7



5.5 Коэффициент промежуточной ликвидности

0,45

0,52

0,76

+0,31

+0,24



5.6 Степень платежеспособности по текущим обязательствам

2,2

2

1,26

-0,76

-0,74



5.7 -Коэффициент восстановления платежеспособности - Коэффициент утраты платежеспособности


1

1,45





5.8 Тип финансовой устойчивости

2

2

2






Проанализировав основные экономические показатели, можно сделать вывод о том, что деятельность торгового предприятия эффективна. Следует заметить, что по сравнению с базисным годом по ряду показателей наблюдается положительная динамика. Как видно из таблицы 1, товарооборот ООО «Элгисс» по сравнению с базовым годом увеличился на 79% (130655 тыс. руб.), что говорит об улучшении состояния предприятия. Данный рост товарооборота связан в первую очередь с повышением стимулирования сбыта, высокой конкурентоспособностью предприятия, успешной организации управления и проведения эффективных маркетинговых мероприятий.

Но производственная себестоимость товаров, услуг, работ и коммерческие и управленческие расходы также растут с каждым годом, что связано с общим ростом цен, повышением расходов на тару и упаковку, рекламу, транспортировку товаров и др.

Среднесписочная численность работников в 2010 году по сравнению с 2008 увеличилась на 2 % за счет появления новой должности, расширения производства. Увеличились в 2010 году по сравнению с базовым годом и такие показатели, как финансовые ресурсы, чистые активы и фонд оплаты труда.

Сумма основных средств предприятия за анализируемый промежуток времени сократилась на 0,4 %, оборотных же увеличились на 50%. Важное значение имеет проблема повышения эффективности использования основных средств и производственных мощностей. От решения этой проблемы зависит финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность на рынке. Рассчитаем условную экономию или перерасход основных средств в организации:

, (1)

где F1 - сумма основных средств в отчетном году;- сумма основных средств в базисном году;

ТрN - темп роста товарооборота.

Таким образом, тыс. руб.

ΔFотн< 0, что говорит об относительной экономии основных средств в организации за анализируемый период. Это означает, что результат по объему продаж товаров в 2010 году был достигнут с относительно меньшей величиной основных средств на 13609,8 тыс. руб., чем потребовалось бы для получения такого же товарооборота при базисной фондоотдаче. В нашем случае темп роста товарооборота больше темпа роста основных средств. Эффективность использования основных средств измеряется, в том числе, величиной выручки на рубль вложений в основные средства. Так, фондоотдача имеет тенденцию к росту, в 2010 году на 1 рубль основных производственных фондов приходилось 15,37 тыс. руб. денежной выручки, что на 6,83 тыс. руб. выше уровня 2008 года. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился и в 2010 году составил 5,09. Увеличение коэффициента связано тем, что оборачиваемость оборотных средств ускорилась.

Эффективность функционирования организации зависит также от размера получаемой прибыли и от характера ее распределения. Прибыль организации в 2010 году по сравнению с предшествующими годами возросла в разы. Так, чистая прибыль возросла в 2 раза и составила 21299 тыс. руб.

Об интенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать доходы и прибыль судят по показателям рентабельности. По полученным расчетам видно, что рентабельность затрат в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами растет, следовательно - можно сделать вывод, что использование материальных, трудовых и денежных средств, затраченных организацией для осуществления своей деятельности более эффективно. Для повышения уровня рентабельности предприятию следует сократить расходы. Возросла также рентабельность оборота и рентабельность активов.

Организация относится ко второму типу финансовой устойчивости (нормальная финансовая устойчивость), она имеет достаточно источников для формирования запасов[2]. В ООО «Элгисс» недостаток чистого капитала восполнятся за счет привлечения краткосрочных кредитов и займов. Доля собственного капитала в общей сумме источников финансирования возросла в отчетном году. Об этом говорит рост коэффициента автономии, который соответствует рекомендуемому значению и составляет в 2010 году 0,6. Коэффициенты абсолютной и промежуточной ликвидности в отчетном году близки к рекомендуемым значениям, чего не скажешь о предшествующих годах. Это говорит о том, что ООО «Элгисс» может достаточно быстро расплатиться по краткосрочным обязательствам. Соответствует рекомендуемым значениям и обобщающий показатель ликвидности - коэффициент текущей ликвидности, который в 2010 году был равен 2. Это означает, что при одновременном покрытии всех обязательств торгового предприятия остается достаточная величина оборотных активов для продолжения нормальной деятельности. Такой показатель, как степень платежеспособности по текущим обязательствам, позволяет нам определить, в какие средние сроки организация может рассчитаться по текущим обязательствам при условии сохранения среднемесячной выручки отчетного года, если последняя полностью будет направляться на расчеты с кредиторами. Данный показатель соответствует рекомендуемым значениям и в 2010 году составляет 1,26, хотя в 2008 году он был равен 2,2. Это говорит о росте платежеспособности организации.

2. Маркетинговый анализ в деятельности организации

.1 Анализ среды функционирования ООО «Элгисс»

Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Внешняя среда маркетинга (макросреда) характеризует факторы и силы, внешние по отношению к маркетингу, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями[3]. Эти факторы и силы не подвластны прямому управлению со стороны организации. Под макросредой маркетинга понимается совокуп -ность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты маркетинга: природные, политические, экономические, социальные, правовые, научно-технические, культурные (рис. 2).

На результаты деятельности предприятия влияет такой фактор макросреды как стабильность политической обстановки в стране. Особое значение для ООО «Элгисс» имеют: расстановка политических сил в стране и мире, их отношение к вопросам собственности и предпринимательства; государственное регулирование в области предпринимательской деятельности и т.д.

Социально-экономические факторы характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы. При анализе макросреды обязательно принято оценивать важнейшие экономические показатели. К ним относятся: темпы экономического роста, уровень инфляции, уровень процентной ставки по кредиту, курсы обмена валют и др.

Рис. 2 - Основные факторы, определяющие микро- и макросреду маркетинга[3]

Научно-технические факторы дают преимущества тем организациям, которые используют достижения научно-технического прогресса в своей сфере деятельности. ООО «Элгисс» относится к числу таких предприятий.

Правовые факторы характеризуют законодательную систему и прежде всего законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей, законодательные ограничения на проведение рекламы, на упаковку товара, нормативные документы по защите окружающей природной среды, стандарты в области производства и торговли.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями (см. рис. 2).

Территориально деятельность рассматриваемой организации заключена в рамках г. Кирова и Кировской области; как единичные могут быть размещены заказы и от заказчиков других областей. Границы рынка сложились с учетом хозяйственных связей, а также спецификой выполняемых услуг. Предприятие расположено также на территории г. Кирова, сотрудничает как с крупными, так и с мелкими фирмами, пользуется спросом на рынке сантехники, участвует в аукционах.

Компания «Элгисс» предлагает продукцию как известных фирм, уже давно присутствующих на рынке, так и только начинающих завоевывать признание за счет своей уникальности, высоких качественных характеристик, длительных эксплуатационных гарантий. В настоящее время партнерами ООО ПКФ “Элгисс” являются более 650 строительных, монтажных, эксплуатационных компаний, организаций жилищно-коммунального и сельского хозяйства, промышленно-производственных предприятий Кировской области. Всех партнеров просто не перечислить, но назовем самых крупных, с которыми сложились давние и тесные отношения: КировСпецМонтаж, КЧУС+К, Сантехстрой, Стромит, Оскон-Вятка и др. Кроме того, «Элгисс» является официальными партнерами ЗАО «Данфосс», ЗАО «ЭВАН», ООО «Метер», официальным дилером кампании «Альтаис», (металлопластиковые трубы и фитинги); дистрибьютором ООО «Ролс К-Флекс» (изоляция для инженерных коммуникаций К-Флекс).

На предприятии проводят рейтинги поставщиков с балльной оценкой по каждому фактору. Хорошие результаты деятельности поставщика могут быть вознаграждены дополнительными заказами, в то время как слабые поставщики могут получить сниженные объемы заказа или от их услуг можно отказаться.

Проведем анализ в сфере закупочной деятельности по товарам А - водосчетчики ВК Ду-20 Х и В - водонагреватели Edisson Light MS. Эти товары фирма получает от поставщиков ЗАО «ЭВАН» и ООО «Метер». Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого из них по следующим показателям:

цена- 0,5;

качество товара-0,3;

надежность поставки-0,2.

Далее проанализируем динамику цен на поставленные ранее данными фирмами товары (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика цен на водосчетчики и водонагреватели

Поставщик

Период

Товар

Объем поставки, шт. в квартал.

Цена за шт., руб.

«ЭВАН»

1-ый квартал

А

500

1520

«ЭВАН»

1-ый квартал

В

250

«Метер»

1-ый квартал

А

800

1300

«Метер»

1-ый квартал

В

270

2640

«ЭВАН»

2-ой квартал

А

550

1520

«ЭВАН»

Ошибка! Ошибка связи.

В

300

2600

«Метер»

2-ой квартал

А

700

1380

«Метер»

2-ой квартал

В

350

2640


этап. Расчет среднего взвешенного темпа роста цены:

, (2)

где Тц - средневзвешенный темп роста цены, %

Тцi - темп роста цены на i - ую разновидность товара, %- доля i-ой разновидности товара в общей сумме поставки всех товаров от поставщика в текущем периоде, разы.

, (3)

где Pi1 - цена на i-ую разновидность товара в текущем периоде, руб.- цена на i-ую разновидность товара в предшествующем периоде, руб.

, (4)

где Si - сумма поставки товара i- ой разновидности в текущем периоде, руб.- общая сумма поставки всех товаров от поставщика в текущем периоде, руб.

Т.о., по ЗАО «ЭВАН»:

ТцА = 1520/1520*100=100%;

Тцв = 2600/2500*100=104%;=550*1520/550*1520+300*2600=0,52; В = 1-0,52=0,48;

ТцАиВ =100*0,52 + 104* 0,48=101,9%

по ООО «Метер»:

ТцА = 1380/1300*100=106,2%;

Тцв = 2640/2640*100=100%;= 700*1380/700*1380+350*2640=0,51; В = 1-0,52=0,49;

ТцАиВ =106,2*0,51+100*0,49=103,2%

этап. Расчет темпа роста поставки некачественных товаров (таблица 3):

, (5)

где Тнк - темп роста поставки товаров ненадлежащего качества, %нк1 - доля поставки товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставки всех товаров за текущий период, разынк0 - доля поставки товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставки всех товаров за предшествующий период, разы

Т.о., по ЗАО «ЭВАН»: dнк1 =30/ 550+300*100=3,5%;нк0 =13/500+250*100= 1,7%;

Тнк=3,5/1,7*100=205,9%

по ООО «Метер»: dнк1 =16/ 700+350*100=1,5%;нк0 =14/800+270*100= 1,3%;

Тнк=1,5/1,3*100=115,4%

Таблица 3 - Динамика поставки товаров ненадлежащего качества по товарам А и В

Месяц

Поставщик

Количество товаров ненадлежащего качества, поставленных в течение квартала, шт.

1-ый квартал

«ЭВАН»

13

1-ый квартал

«Метер»

14

2-ой квартал

«ЭВАН»

30

2-ой квартал

«Метер»

16


этап. Расчет темпа роста среднего опоздания - надежность поставки (таблица 4):

, (6)

где Тнп - темпы роста среднего опоздания, %

Оср1 - средние опоздания на одну поставку в текущем периоде, дни

Оср0 - средние опоздания на одну поставку в предшествующем периоде, дни

Оср= дни опозданий / количество поставок (7)

Т.о., по ЗАО «ЭВАН»: Оср1= 5/4=1,25;

Оср0 =16/4=4;

Тнп=1,25/4*100=31,25%.

по ООО «Метер»: Оср1= 1/6=0,17;

Оср0 =5/3=1,7;

Тнп=0,17/1,7*100=10%.

Таблица 4 - Динамика нарушений установленных сроков поставки ЗАО «ЭВАН» и ООО «Метер»

ЗАО «ЭВАН»

ООО «Метер»

Месяц

Количество поставок

Всего опозданий, дни

Месяц

Количество поставок

Всего опозданий, дни

1-ый квартал

4

16

1-ый квартал

6

1

2-ой квартал

4

5

2-ой квартал

3

5


этап. Расчет итогового рейтинга поставщика (таблица 5).

Таблица 5 - Итоговая рейтинговая оценка поставщика

Наименование показателя

Вес показателя

Оценка поставщика

Произведение оценки на вес показателя



ЗАО «ЭВАН»

ООО «Метер»






ЗАО «ЭВАН»

ООО «Метер»

1

2

3

4

5

6

цена

0,5

101,9

103,2

50,95

51,6

качество

0,3

205,9

115,4

61,77

34,62

надежность

0,2

31,25

10

6,25

2

Итого:




118,97

88,22


Т.о. в будущем предприятию выгодней сотрудничать с ООО «Метер», несмотря на более высокий темп роста цен на товары. По качеству и надежности данный поставщик намного превосходит ЗАО «ЭВАН». С выбранным поставщиком заключается договор поставки о передаче товара покупателю (приложение 3).

Главными клиентами организации является население нашего города и области, мастера и снабженцы, и специалисты, профессионально занимающихся монтажом, ремонтом и обслуживанием систем отопления, водоснабжения, канализации.

Основные конкуренты организации: ООО «Инсис»,ООО «Энергомонтаж», ООО Сантехсервис, Домсервис, Вяткатехэнерго, Энергостройсервис.

2.2 Анализ товарной политики предприятия

В маркетинге товаром является вся продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Товар занимает основное место в комплексе маркетинга (рис.3). Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты [3].

Все товары с учетом их назначения подразделяются на товары индивидуального назначения (потребительские товары) и товары производственного назначения (средства производства). ООО «Элгисс» предлагает рынку товары и индивидуального назначения (душевые наборы, сифоны, смесители, санфаянс) и производственного назначения (аппараты для сварки полипропилена, зачистной инструмент и др.).

Рис. 3 - Инструменты маркетинга (4р Филиппа Котлера)

Товарная политика ООО «Элгисс» призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

Ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется руководителем предприятия самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

Основным принципом регулирования товарного ассортимента является обеспечение его полноты и устойчивости (стабильности). Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товара на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню. Под устойчивостью ассортимента понимается бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Устойчивость ассортимента зависит от наличия и движения товарных запасов. Товарные запасы - это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговом предприятии, на складах, в пути на определенную дату [1]. Далее проанализируем состояние товарных запасов по объемным и удельным показателям (таблица 6).

Таблица 6 - Состояние товарных запасов в ООО «Элгисс»

Показатель

Расчетная формула и усл. обозначение

Предыдущий период

Отчетный период

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

1. Товарооборот, тыс. руб.

N

194434

295695

+101261

2. Величина товарных запасов, тыс. руб.   - на начало года - на конец года

ТЗнг

18020

25004

+6984


ТЗкг

25004

34228

+9224

3. Себестоимость, тыс. руб.

С

156859

237068

+80209

4. Средние товарные запасы, тыс. руб.

=

21512

29616

+8104

5. Однодневный товарооборот, тыс. руб.

540,1

821,4

+281,3

6. Себестоимость однодневная, тыс. руб.

435,7

658,5

+222,8

7. Уровень товар- ных запасов, %

11,1

10

-1,1

8. Товарные запасы в днях

46,3

41,7

-4,6


57,4

52

-5,4


Т.о., величина товарных запасов на конец периода в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 9224 тыс. руб.(36,9%), но уровень товарных запасов сократился на 1,1 %. Это говорит о том, что темпы роста величины товарных запасов меньше темпов роста товарооборота. Целесообразно оценить относительный прирост товарных запасов:

, (8)

где ТЗ нг, кг - величина товарных запасов на начало (конец) периода;

ТрN - темп роста товарооборота.

.

Т.к., относительный прирост товарных запасов меньше 0, то имеет место относительная экономия товарных запасов. Это может быть связано с более экономным использованием ресурсов отвлеченных на формирование товарных запасов. Однако длительное превышение темпов роста товарооборота над темпами роста товарных запасов может привести к сбоям, потерям стабильности, ритмичности работы, недостаткам товарных запасов и, как следствие, к сокращению товарооборота.

Сделаем вывод о том, что товарный ассортимент в ООО «Элгисс» полный и устойчивый, т.к. пополняется регулярно и все товары, предусмотренные перечнем, всегда имеются в наличии. И это является большим плюсом для повышения конкурентоспособности магазина и привлечения к себе большого количества потенциальных потребителей.

Каталог товаров предприятия достаточно широк и включает в себя следующие разделы: автоматика, бытовая сантехника, водопровод, запорная арматура (вентили, задвижки(затворы), краны шаровые, обратные клапаны, фильтры), инструмент, внутренняя, наружная канализация, котельное оборудование, насосное оборудование, приборы учета (водосчетчики, теплосчетчики, манометры, термометры), радиаторы, санфаянс, смесители, фасонная арматура, водонагреватели, полотенце- сушители.

Внутри каждого вида товаров, по ряду частных признаков, выделяют их разновидности. Основными показателями товарного ассортимента являются широта и глубина ассортимента. Широта ассортимента - это количество ассортиментных групп (типов) по каждому виду товара, входящему в ассортимент. Глубина - количество позиций в каждой ассортиментной группе. Так, ассортимент ООО «Элгисс» представлен большим количеством ассортиментных групп (>18) и позиций в группе. Это говорит о производственном потенциале предприятия. В структуре ассортимента преобладает доля новых товаров.

Проанализируем выполнение плана и динамику товарооборота в целом по предприятию и в разрезе товарных групп (таблица 7).

Таблица 7 - Состав и динамика товарооборота в разрезе товарных групп

Товарная группа

Прошлый год(2009), тыс. руб.

Отчетный год(2010), тыс. руб.

Абсолютное изменение (+, -), тыс. руб.

Выполнение плана, %

Отчетный год в % к прошлому году



План

Факт

К плану

К прошлому году



Автоматика

31106

58680

59434,7

+754,7

+28328,7

101,3

191

Бытовая сантехника

37015,1

53500,5

51450,1

-2050,4

+14435

96,2

139

Радиаторы

21442,3

31640

32526,5

+886,5

+11084,2

102,8

151,7

Смесители

19898,7

28000

27203,9

-796,1

+7305,2

97,2

136,7

Санфаянс

14473,9

20100,4

19811,6

-288,8

+5337,7

98,6

147,06

Внутренняя, наружная канализация

12916,5

17334,5

18333,1

+998,6

+5416,6

105,8

141,9

Котельное оборудование

10508,4

15200,3

16263,2

+1062,9

+5754,8

107

154,8

Водопровод

10351,4

15670

15671,8

+1,8

+5320,4

100

151,4

Фасонная арматура

8649,1

13300

13306,3

+6,3

+4657,2

100

153,8

Инструмент

7604,6

11230,7

11236,4

+5,7

+3631,8

100,05

147,8

Насосное оборудование

6604,8

9660,9

10053,6

+392,7

+3448,8

104

152,2

Приборы учета

5670,6

8570

8575,2

+5,2

+2904,6

100

151,2

Запорная арматура

4428,4

6456,8

6505,3

+48,5

+2076,9

100,8

146,9

Водонагреватели

3369

4831

4731,2

-99,8

+1362,2

97,9

140,4

Полотенцесушители

395,2

424,9

591,3

+166,4

+196,1

139,2

Итого:

194434

294600

295695

+101261

+1095

100,4

152,08


Товарооборот в целом в отчетном году по сравнению с базовым имеет тенденцию к росту и темп роста товарооборота составляет 152,08%. Положительная динамика наблюдается и в темпе роста товарооборота по всем товарным группам. ООО «Элгисс» перевыполнил план по товарообороту на 0,4%. Проанализировав выполнение плана в разрезе товарных групп, можно сделать вывод, что план был выполнен практически по всем группам товаров за исключением бытовой сантехники, смесителей, санфаянсу, водонагревателей.

Важное значение в анализе товарной политики имеет время пребывания товара на рынке, т.е. его жизненный цикл. Для описания жизненного цикла товара (ЖЦТ) используется графическое изображение зависимости объема продаж и прибыли от времени нахождения товара на рынке. Графически ЖЦТ для большинства товаров представлен на рис.3.

Обычно рассматривают четыре основных этапа ЖЦТ: выход на рынок; рост; зрелость; спад. Большее число товаров, реализуемых в ООО «Элгисс», находятся на стадии роста.

Один из широко распространенных видов анализа по этапам ЖЦТ основан на применении матрицы Бостонской консультационной группы (БКГ). Темп роста продаж и доля рынка - показатели, которые служат основой для классификации товаров, предприятий и отраслей по этапам жизненного цикла по схеме, предложенной БКГ.

Рис. 4 - Жизненный цикл товара

С помощью данной схемы руководители решают вопросы определения направлений предпочтительного инвестирования с целью завоевания большей доли рынка, а может - снятия с производства какого-то продукта[6].Доля рынка

Темп роста продаж

Оценка в терминах классификации БКГ

Этап жизненного цикла

Степень покрытия

Степень новизны товара

Малая

Высокий

«Дикие кошки»

Вывод на рынок

Самая высокая

Самый новый

Большая

Очень высокий

«Звезды»

Роста

Высокая

Новый

Большая

Низкий

«Дойные коровы»

Зрелости

Низкая

Старый

Малая

Очень низкий

«Старые собаки»

Упадка

Очень низкая

Устаревший

Рис. 5 - Схема дополненной классификации БКГ на примере товаров [4]

Для разработки ассортиментной маркетинговой стратегии и выработки эффективной ассортиментной политики ООО «Элгисс» применяют АВС-анализ. Объемно-стоимостной анализ - разделение товарной номенклатуры на группы в соответствии с реализацией по товарным позициям. В большинстве реализации (приблизительно 80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (приблизительно 20% от общего количества). Это свойство ассортимента позволяет применять при управлении им принцип Парето, согласно которому в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации, или наибольшей рублевой активностью. При проведении объемно-стоимостного анализа вся товарная номенклатура делится на две группы: группы товаров с высокой рублевой активностью, обеспечивающие основной объем реализации (группа А), и группы товаров с низкой рублевой активностью (группы В и С). В соответствии с принципом Парето, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, спрос на них прогнозируется с помощью более сложных методик и более часто, внимательно контролируется своевременное пополнение запасов этих товаров, в то время как потребность в малоактивных товарах может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта[9]. Результаты объемно-стоимостного анализа товарной номенклатуры «Элгисс» по данным за 2010 г. приведены в таблице 11.

Таким образом, проанализировав товарную политику организации можно сделать вывод, что у ООО «Элгисс» есть все предпосылки для повышения конкурентоспособности и привлечения к себе большого количества потенциальных потребителей.

2.3 Анализ ценовой политики предприятия

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия[7].

Процесс ценообразования ООО «Элгисс» состоит из 6 этапов. Они представлены на рис. 4. Предприятие ставит своей целью максимизацию будущей прибыли, это говорит о том, что цена товаров, предлагаемых исследуемой организацией соответствует качеству. При установлении цены предприятие учитывает спрос покупателей, анализирует издержки предприятия и цены конкурентов на аналогичные товары. Особое значение имеет пятый этап - выбор метода ценообразования. Фирма придерживается одного метода установления цены продажи товаров. ООО «Элгисс» устанавливает цену продажи затратным методом, который заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки широко дифференцируется в зависимости от вида товара, стоимости его одной единицы, объемов продаж и т.д. Этот метод достаточно прост и справедлив по отношению к продавцам и покупателям.

Рис. 6 - Процесс ценообразования ООО «Элгисс»

Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:

= Pp (1 + m), (9)

где Ps - цена продажи;- цена приобретения;- повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

Для новых и уникальных товаров фирма использует стратегию проникновения на рынок. Она предусматривает первоначальную продажу новых товаров по низким ценам. Это позволяет стимулировать спрос, устранять конкурентов, расширять производство и обеспечивать существенную рыночную долю. Фирма добивается успеха на рынке, вытесняет конкурентов, занимает в определенном смысле монопольное положение на стадии роста, затем повышает цены на свои товары. Установление цен на уже существующие товары основывается стратегия преимущественной цены. Фирма достигает преимущества по отношению к конкурентам по издержкам (тогда цена устанавливается ниже цен конкурентов), причем по качеству товары ничем не отличается от товаров конкурентов.

Чтобы обосновать целесообразность изменения цен и определить эффект от такого изменения, нужны данные об и интенсивности роста или снижения предложения и спроса в зависимости от изменения цен и доходов населения. Для этого используют понятие эластичности. Эластичностью называется мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, т.е. это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной[8].

Обозначив количество и цену буквами q и р, используем формулу эластичности спроса от цены:

E = (%Δq)/(% Δp), (10)

где % Δq - процентное изменение количества товара;

% Δр - процентное изменение цены.

Процентное изменение является абсолютным изменением переменной, деленным на первоначальную величину этой переменной. Если цена товара в прошлом месяце составляла 6 долл. за шт., а в отчетном - 7 долл., то процентное изменение, или месячный темп развития инфляции, составит 0,17 [(7 - 6) / 6], или 17%. Итак, мы можем записать эластичность спроса от цены как

. (11)

Эластичность спроса от повышения цены представляет собой отрицательную величину (Ер < 0). Как мы выяснили ранее, когда цена товара повышается, его требуемое количество, как правило, снижается, и поэтому Δq/Δр (отношение изменения количества к цене) отрицательно, следовательно, Ер также отрицательна, и ее увеличение по модулю означает рост риска для повышающего цену на цену на свой товар предпринимателя, так как вероятность покупки товара снижается с возрастанием отрицательного значения эластичности. Однако если руководство фирмы видит, что с повышением цены значение эластичности спроса по модулю невысоко, т.е. находится в пределах норм, установленных им в зависимости от конкретных обстоятельств, то оно может прийти к экономически обоснованному выводу, что данное увеличение уровня коммерческого риска, связанное с повышением цен на собственный товар до определенного предела величины эластичности, незначительно и им следует пренебречь с целью достижения ожидаемого результата[8].

2.4 Анализ конкурентоспособности организации

Важное направление маркетингового анализа - анализ конкурентной позиции предприятия (организации). Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса.

Для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо наращивать конкурентный потенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке, т.е. удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе[8].

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим (свойство товара, область его применения и назначения), эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма), нормативным (соответствие товар а действующим нормам и стандартам), экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание).

На практике используются следующие численные показатели оценки конкурентоспособности:

Единичный, отражающий процентное отношение величины какого-либо технического или экономического показателя к величине того же показателя продукта-аналога, выпускаемого конкурентом:

, (11)

Где q - единичный параметрический показатель;- величина параметра исследуемого изделия;- величина параметра изделия конкурента или условного образца, удовлетворяющего потреность на 100%.

Групповой или сводный показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по однородной группе показателей (экономических, технических и др.)

, (12)

Где Iтп- групповой технический показатель;единичный параметрический показатель по i-му параметру;- вес i-го параметра;- число параметров, подлежащих рассмотрению.

Интегральный показатель, дающий численную характеристику конкурентоспособности товара и представляющий собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим.

, (13)

Где К - показатель конкурентоспособности;

Т- показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

Одним из главных аспектов конкурентоспособности организации является ее финансовая устойчивость. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств[10].

Определим основные коэффициенты финансовой устойчивости предприятия, проанализируем их изменение и соответствие нормативным значениям (табл. 8). Для удобства построим аналитический баланс организации (Приложение 6).

По данным аналитического баланса валюта баланса имеет тенденцию к росту. Для расчета относительного прироста валюты баланса на 01.01.2011 года произведем ее корректировку на темпы роста товарооборота:

ΔВа отн = Ва1 - Ва0 *ТРN, (14)

где Ва1,0- валюта отчетного, базисного периода соответственно;

ТРN - темп роста товарооборота за анализируемый период.

ΔВа отн = 77324- 51076*1,79= -14102 тыс. руб.

Т.о. Ва отн < 0, это означает, что темпы роста валюты баланса ниже, чем рост товарооборота, т.е. имеет место относительная экономия финансовых ресурсов (более эффективное их использование). Кроме того, степень финансовой независимости организации в распоряжении совокупным капиталом повысилась за анализируемый период, и в отчетном году Кавт (коэффициент автономии) равен рекомендуемому значению.

Таблица 8 - Коэффициенты финансовой устойчивости организации

Показатель

Алгоритм расчета

Рекомендуемое значение

На 1.01. 2009

На 1.01. 2010

На 1.01. 2011

Отклонение(+,-)







За отчетный пер

В целом за анализ. период

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Коэффици -ент автономии (фин. незави-симости)

К авт =

0,5-0,6

0,41

0,47

0,6

+0,13

+0,19

2.Коэффициент финансовой зависимости

0,4-0,5

0,59

0,53

0,4

-0,13

-0,19

3.Коэффициент устойчивого финансирования

0,7-0,8

0,41

0,47

0,6

+0,13

+0,19

4.Соотношение заемных и собственных средств

≤ l < Kmu

1,43

1,1

0,68

-0,42

-0,75

5.Коэффициент сохранности собственного капитала

>1 >Jинф

0,2

0,23

0,46

+0,23

+0,26

6. Соотношение текущих активов и иммобилизованных средств

зависит от отрасл. принадлежности >Kзс

1,64

2,18

3,02

+0,84

+1,38

7. Коэффициент иммобилизации активов

зависит от отраслевой принадлежности

0,38

0,31

0,25

-0,06

-0,13

8. Коэффициент иммобилизации собственного капитала

0,6 - 0,8

0,9

0,67

0,42

-0,25

-0,48

9. Коэффициент маневренности собственного капитала

0,2 - 0,4

0,1

0,33

0,58

+0,48

+0,25

10.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

 

0,3-0,5 (нижняя граница)

0,05

0,23

0,46

+0,23

+0,41

11.Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками

0,6-0,8 (нижняя граница)

0,1

0,39

0,78

+0,39

+0,68


Доля заемных средств в общей величине источников финансирования снижается с каждым годом. Высокий уровень(> 1) Кзс в базисном году свидетельствовал о рискованности финансовой политики ООО «Элгисс» по привлечению заемных источников. В отчетном году ситуация меняется - количество собственных средств превышает количество заемных. За весь анализируемый период Кти> Кзс, что говорит о нормальном соотношении краткосрочных и долгосрочных активов, наличии собственных оборотных средств. Коэффициент иммобилизации собственного капитала в отчетном году снизился на 0,48 по сравнению с базисным годом, что свидетельствует о том, что все меньшая часть собственного капитала торгового предприятия идет на формирование внеоборотных активов. В базовом году можно было говорит о достаточной зависимости текущей деятельности ООО «Элгисс» от заемного капитала (Косс < 0,1), но уже в следующем году ситуация меняется и на 1.01.2011 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равен 0,46. Таким образом, можно сделать вывод о достаточной финансовой устойчивости организации в текущем году и об улучшении ее финансового состояния по сравнению с прошлыми годами.

ООО «Элгисс» может достаточно быстро расплатиться по краткосрочным обязательствам, т.к. в отчетном году коэффициенты ликвидности баланса равны или приближены к рекомендуемым значениям (таблица 9). Организация может рассчитаться по текущим обязательствам менее чем за 2 месяца при условии сохранения среднемесячной выручки отчетного года, если последняя полностью будет направляться на расчеты с кредиторами. Это позволяет нам определить такой коэффициент, как степень платежеспособности по текущим обязательствам.

Как было выявлено ранее (таблица 1), организация относится ко 2 типу финансовой устойчивости (нормальная) и у нее есть реальная возможность в ближайшее время не утратить платежеспособность.

Чтобы выявить резервы улучшения финансового состояния организации, необходимо определить количественное изменение чистого финансового результата при условии изменения факторных показателей[8], т.е. провести анализ влияния факторов на величину прибыли (формула 15).

Таблица 9 - Основные коэффициенты ликвидности баланса и платежеспособности организации

Показатель

Алгоритм расчета

Рекомендуемое значение

На 1.01. 2009

На 1.01. 2010

На 1.01. 2011

Отклонение(+,-)







За отчетный пер

В целом за анализ. период

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2

0,008

0,008

0,18

+0,17

+0,17

2.Коэффициент промежуточной ликвидности

0,8

0,45

0,52

0,76

+0,24

+0,31

3.Коэффициент текущей ликвидности

2,0

1,06

1,3

2

+0,7

+0,94

4. Степень платежеспособности по текущим обязательствам

К= Pt/Vсрм

≤3,0

2,2

2

1,26

-0,74

-0,76


Чистая прибыль в рамках аддитивной модели и влияние факторов на нее определяется следующим образом:

, (15)

где ΔN - изменение количества проданной продукции (товарооборот);

ΔС - изменение себестоимости продукции;

ΔИО - изменение издержек обращения;

ΔПрП - изменение процентов к получению;

ΔПрУ - изменение процентов к уплате;

ΔДДО - изменение доходов от участия в других организациях;

ΔПД - изменение прочих доходов;

ΔПР - изменение прочих расходов;

ΔТНП - изменение текущего налога на прибыль;

ΔНС - изменение налоговых санкций;

ΔДАП - изменение других аналогичных платежей за анализируемый период.

Прибыль от основной деятельности представим как влияние факторов: количество проданной продукции, цена реализации, уровень себестоимости, уровень издержек обращения в товарообороте (коммерческие расходы).

Произведем расчет влияния на прибыль от продаж фактора «цена» по следующей формуле:

, (16)

где ΔNц- влияние на выручку изменения цен;п.0- рентабельность продаж в базисном периоде.

, (17)

где N1- товарооборот в отчетном периоде;'- товарооборот в сопоставимой оценке;индекс роста цен за анализируемый период.

Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «количество проданной продукции (товарооборот)» производится по следующей формуле:

, (18)

где ΔNк - влияние на выручку изменения количества проданной продукции (формула 19).

ΔNк = N'- N0 (19)

Влияние фактора «уровень себестоимости проданной продукции в товарообороте» рассчитаем по формуле:

, (20)

где УС1,0 - уровень себестоимости в товарообороте соответственно в отчетном и базисном периодах (УС=С/N*100).

Также произведем расчет влияния фактора «уровень издержек обращения в товарообороте» (формула 21).

, (21)

где УИО1,0 - уровни издержек обращения в товарообороте соответственно в отчетном и базисном периодах (УИО= ИО/N*100).

Влияние остальных факторов, включенных в модель определения в рамках аддитивной модели, вычислим с помощью метода абсолютных разниц. Для наглядности результаты вычислений занесем в таблицу 10.

Таблица 10 - Влияние факторов на изменение показателей прибыли 2010 года в сравнении с прошлым годом

Показатели-факторы

Величина влияния (+, -), тыс. руб.

Количество проданной продукции

+6435,1

Цены реализации

+1989,9

Уровень себестоимости проданной продукции

+1478,5

Уровень издержек обращения

+3873,6

Изменение прибыли от продаж, всего

+13777,1

Проценты к получению

х

Проценты к уплате

-1186

Доходы от участия в других организациях

х

Прочих доходы

-620

Прочие расходы

+416

Изменение прибыли до налогообложения, всего

+12387,1

Текущий налог на прибыль

-2861

Прочие платежи в бюджет за счет прибыли (налоговые санкции)

х

Другие аналогичные платежи за анализируемый период

х

Изменение чистой прибыли, всего

9526,1


Суммарное влияние этих факторов, с учетом расхождений по округлению, равно изменению результата от продаж в целом без влияния цен, что подтверждает верность расчетов. Т.о, уровень себестоимости проданной продукции и уровень издержек обращения в целом повлияли на изменение прибыли положительно ввиду того, что темпы роста товарооборота выше, чем темпы роста себестоимости продукции и издержек обращения. Увеличение процентов к уплате и сокращение прочих доходов отрицательно повлияло на результативный показатель прибыли, а прочие расходы наоборот сократились по сравнению с 2009 годом и произвели тем самым положительное влияние. Организации целесообразно сократить издержки обращения и увеличить прочие доходы, что приведет к увеличению прибыли еще в больших размерах.

Фирмы-конкуренты также являются важным объектом изучения. Если изучение потребителя помогает фирме завоевать новых клиентов, то изучение конкурента дает представление о его положении на рынке. Контроль за конкурентами позволяет удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других компаний. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит компании стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.

.5 Пути повышения конкурентных возможностей организации

Сегодня конкурентоспособность может быть обеспечена только совместными усилиями всех фирм-участниц технологической (ценностной) цепочки, формирующей конечный продукт. Конкурентоспособность познается только в сравнении, путем сопоставления данного и эталонного объекта.

Для оценки конкурентного потенциала и конкурентоспособности ООО «Элгисс» используем SWOT-анализ, анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз. Результаты анализа занесем в таблицу (приложение 7). После выявления сильных и слабых сторон организации составляется список стратегических мероприятий: I - мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании; II - мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности; III - мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежание угроз; IV- мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежание угроз[6].

Комбинация сильных сторон и возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи последних. Имея хорошую платежеспособность и определенную прибыль, которая с каждым годом увеличивается, целесообразно для предприятия расти и развиваться, улучшая и пополняя представленный ассортимент продукции магазина, а, следовательно, необходимо выработать эффективную ассортиментную стратегию. Для этого используем АВС-анализ (таблица11).

Одной из возможностей организации является завоевание благоприятного имиджа среди покупателей, который формируется у потребителей через положительные характеристики магазина, выставочного зала. Ими являются: высокий уровень обслуживания (грамотный, приветливый персонал), консультирование потребителей, использование удобного для потребителя метода выбора товара.

Таблица 11 - АВС-анализ товарной номенклатуры ООО «Элгисс» по данным на 2010 г.

Товарная группа

Оборот по группе за 4 квартала, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Доля в обороте нарастающим итогом, %

Наименование группы

Автоматика

59434,7

20,1

20,1

A

Бытовая сантехника

51450,1

17,4

37,5

A

Радиаторы

32526,5

11

48,5

A

Смесители

27203,9

9,2

57,7

B

Санфаянс

19811,6

6,7

64,4

B

Внутренняя, наружная канализация

18333,1

6,2

70,6

B

Котельное оборудование

16263,2

76,1

B

Водопровод

15671,8

5,3

81,4

C

Фасонная арматура

13306,3

4,5

85,9

C

Инструмент

11236,4

3,8

89,7

C

Насосное оборудование

10053,6

3,4

93,1

C

Приборы учета

8575,2

2,9

96

C

Запорная арматура

6505,3

2,2

98,2

C

Водонагреватели

4731,2

1,6

99,8

C

Полотенцесушители

591,3

0,2

100

C

Итого:

295695

100




Таким образом, наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают автоматика, бытовая сантехника, радиаторы (группа А). Согласно условиям Парето, в целях обеспечения максимизации прибыли, необходимо, прежде всего, обеспечить рост производства и продаж товаров данных групп, то есть в качестве ассортиментной стратегии использовать стратегию расширения имеющейся доли рынка.

Для дальнейшего развития и совершенствования организации необходимо расширять и создавать новые направления работы, следует увеличить количество предоставляемых услуг при этом фирма должна постоянно изучать и учитывать спрос и предпочтения потребителей, отслеживать ситуацию на рынке. Одним из направлений по улучшению рыночных позиций можно назвать активизацию рекламной деятельности, то есть привлечение внимания клиентов с помощью рекламы. Это могут быть следующие меры: прямая рассылка рекламных листовок по районам, реклама на транспорте, реклама на Интернет-страницах, рекламный щит на оживлённой улице и др. Так, можно посоветовать предприятию открыть отдел рекламы, чтоб работа по продвижению товаров велась обособленно и более тщательно.

Также можно посоветовать предприятию применять больше современной техники и внедрять прогрессивные формы работы. Такие меры повысят интерес заказчиков к фирме, позволят максимизировать прибыль и уменьшить риск.

Заключение

В данной работе мы познакомились с экономической и организационной характеристикой компании «ЭЛГИСС». Это позволило нам сделать вывод о развитии организации, расширении ее деятельности, эффективности функционирования. Анализ основных экономических показателей предприятия за последние три года также говорит об улучшении его состояния. Использование материальных, трудовых и денежных средств, затраченных организацией для осуществления своей деятельности более эффективно в отчетном году по сравнению с базисным и прошлым годами. С помощью финансовых показателей деятельности мы определили, что предприятие является ликвидным и платежеспособным и имеет 2 тип финансовой устойчивости предприятия (нормальная финансовая устойчивость).

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования ООО «Элгисс» в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. С помощью маркетингового анализа мы определили и дали оценку внешней и внутренней среде маркетинга, провели анализ ценовой и товарной политики предприятия, конкурентоспособности организации и путей ее совершенствования. Анализ в сфере закупочной деятельности позволил нам выявить поставщика, с которым выгодней сотрудничать; анализ товарной политики - относительную экономию товарных запасов, темп роста товарооборота (152,08%), перевыполнение плана по товарообороту; анализ конкурентоспособности- эффективное использование финансовых ресурсов, повышение степени финансовой независимости (Кавт=0,6) и т.д. Также мы выявили привлекательные возможности, обнаружили трудности и слабые стороны в работе предприятия (в т.ч. SWOT-анализ).

К сильным сторонам ООО «Элгисс» можно отнести:

. Широчайший ассортимент продукции

. Наличие необходимых финансовых ресурсов

. Финансовая устойчивость и платежеспособность

. Оптимальная кадровая политика

. Высокие темпы роста товарооборота

. Привлекательность продукции для профессионалов

К слабым сторонам организации можно отнести следующее:

. Отсутствие мощной рекламной кампании с задействованием всех основных каналов продвижения.

. Консерватизм потребителей.

. Плоховыстроенная политика ценообразования.

. Имидж недостаточно сформирован.

Т.о., для улучшения своего положения на рынке предприятию необходимо искать новых клиентов, новых партнеров, как в России, так и зарубежом; расширять производство; непрерывно изучать предпочтения всех потенциальных покупателей с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей; проводить активную рекламную кампанию и др.

Подводя итог, следует отметить, что от рационального стратегического планирования дальнейшей деятельности организации, зависит ее развитие и процветание. ООО «Элгисс» стремится принять все меры для усовершенствования своей деятельности и завоевания спроса покупателей.

Библиографический список

1.       ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения [Текст].- Введ. 2000-01-01.-М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1999.

2.       Адамайтис Л.А. Анализ финансовой отчетности. Практикум [Текст]: Учебное пособие / Л.А. Адамайтис.- М.: КНОРУС, 2007.

.        Акулич И.Л. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие / Акулич И.Л., Герчиков И.З. - Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.

.        Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности) [Текст]: Учеб. пособие / Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л.; под ред. Л. Е. Басовского.- М.:ИНФРА-М,2005.

.        Гиляровский Л.Т. Экономический анализ [Текст]: Учебник для вузов / под ред. Л.Т. Гиляровский.- 2 изд., доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

.        Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Голубков Е.П. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Финпресс», 2000.

.        Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст] : учеб. / Г.В. Савицкая.- 11-е изд., испр. и доп. - М.: Новое издание, 2005.

.        Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес [Текст]: Учеб. пособие для вузов / В.А. Чернов / под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

.        Назаров Д.М. Компаративный анализ корпоративных маркетинговых стратегий развития предприятия на основе изучения его ассортиментной политики [Текст] / Л.А. Скороходова // Гуманитарные и социальные науки / Уральский федеральный университет - М., 2011.

.        Толстых Д.В. Формирование маркетингового потенциала предприятия [Текст] / Д.В. Толстых// ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ №4(06).-Воронеж, 2010.

Приложение 1

Аналитический баланс ООО «Элгисс»

Актив

Услов. обоз.

На 01.01 2009

На 01.01 2010

На 01.01 2011

Пассив

Услов. обоз.

На 01.01 2009

На 01.01 2010

На 01.01 2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

S

231

248

5487

1.Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы

Rp

11552

12181

16188

2. Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы

Ra

13200

16803

18242

2.Краткосрочные кредиты и займы

Kt

18498

20379

14983

3. Запасы и затраты

Z

18321

25289

34351

3. Всего краткосрочный заемный капитал (краткосрочные обязательства)

Pt

30050

32560

31171

Всего текущих активов (оборотных средств)

At

31752

42340

58083

Долгосрочный заемный капитал (долгосрочные обязательства)

Kd

-

-

-

4. Иммобилизованные средства (внеоборотные активы)

F

19324

19417

19241

4. Собственный капитал

Ec

21026

29186

46153

Итого активов (имущества)

Ba

51076

61757

77324

Итого пассивов

Bp

51076

61757

77324

Приложение 2

Матрица SWOT-анализа ООО «Элгисс»

предприятие маркетинговый анализ спрос


Возможности

Угрозы


1.Выход на новые рынки или сегменты рынка 2. Региональные продажи 4. Возможность комплексного обслуживания клиентов 5. Лидирующие положения на рынке (г. Кирова) 6. Появление новых поставщиков

1. Изменение потребностей вкусов покупателей  2. Появление новых конкурентов  3. Усиление требований поставщиков (рост цен)

Сильные стороны

I Мероприятия: 1. Поиск клиентов - расширение клиентской базы. 2. Открыть несколько магазинов «Сантехмаркет» в соседних городах (Кирово-Чепецк, Слободской, Советск, Вятские Поляны и др.). 3. Расширение производства. 4. Поиск новых партнеров как в России, так и зарубежом.

II Мероприятия: 1.Использовать систему скидок и бонусов (предоставлять дисконтные карты). 2. Поиск и анализ поставщиков, предлагающих сырье и материалы по более низким ценам. 3. Привлечение покупателей: уровнем обслуживания, через СМИ, акции, мероприятия.

1.Широчайший ассортимент продукции 2. Наличие необходимых финансовых ресурсов 3. Финансовая устойчивость и платежеспособность 4. Оптимальная кадровая политика 5. Высокие темпы роста товарооборота 7. Привлекательность продукции для профессионалов 8. С поставщиками налажены прочные договорные отношения



Слабые стороны

III Мероприятия: 1. Участие в выставках, конкурсах, благотворительная деятельность 2. Проведение активной рекламной кампании; 3. Завоевание преданности потребителей за счет качества предлагаемой продукции и предоставления дополнительных услуг

IV Мероприятия: 1. Постоянный и широкий информационный поиск новых технологий. 2. Непрерывное изучение предпочтений всех потенциальных покупателей с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей

1. Отсутствие мощной реклам ной кампании с задействованием всех основных каналов продвижения.  2.Консерватизм потребителей. 3. Плохо выстроенная политика ценообразования. 4. Имидж недостаточно сформирован.





Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!