Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей
Изучение
маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей
В условиях рынка образование стало сферой услуг.
Предъявляются новые требования к содержанию образования, все чаще говорится о
принципах непрерывности и вариативности образования, переходе к профильному
обучению, о введении платных образовательных услуг, об изучении интересов и
потребностей детей и родителей. Все это делает сегодня актуальным обращение к
образовательному маркетингу.
Что же это такое? Термин «маркетинг»
введен в обиход нашего общества совсем недавно.
В переводе с английского языка маркетинг
означает «обретение рынка». Вообще, маркетинг является многогранным понятием -
это отрасль науки, изучающая рынок; практическая деятельность по продвижению
продукции на рынке; философия бизнеса; система управления. Но более лаконичное
и емкое определение: маркетинг-это теория как подать и как продать товар.
Существует коммерческий и социальный маркетинг.
Цель коммерческого - получение прибыли, а цель социального - достижение
социального эффекта.
Маркетинг образовательных услуг направлен на
удовлетворение потребностей:
Личности - в образовании
Учебного заведения - в развитии и благосостоянии
сотрудников
Общества - в развитии личностного и
интеллектуального потенциала
Исследования показывают, что предлагать обществу
нужно то, что оно желает, а не навязывать то, что уже имеется.
То есть, к сожалению, в образовательных и
досуговых программах чаще всего предлагается то, что умеют делать учреждения.
Например, новогодний праздник проводится по
программе, подготовленной автором, а не создается сценарий на основе заказа и
предложений потребителя, или организуются занятия в кружках, клубах на основе
знаний, умений, навыков педагога.
Вот такие формы деятельности сегодня не
позволяют учреждению двигаться вперед, а это позволяет утверждать, что система
маркетинга не работает.
В чем же сущность маркетинга?
Маркетинговая деятельность предполагает глубокое
изучение рынка потребительских услуг, с целью выявления потенциальных угроз и
возможностей учреждения.
На 1 этапе - исследование маркетинговой среды,
сбор и обработка информации по изучению интересов и потребностей детей и их
родителей (фактических потребителей), определение системы их предпочтений,
намерений, мотивации. Это изучение макросреды (внешней среды) и микросреды
(внутренней среды). Т.е необходимость изучения влияния многих факторов на
жизнедеятельность УДО.
Анализ макросреды
включает в себя изучение экономической, политической, демографической ситуаций
в районе; правовое регулирование и управление; природную среду и ресурсы;
социально-культурную сферу общества; инфраструктуру района; а также изучение
рынка труда и рыночные факторы, непосредственно влияющие на деятельность УДО;
наличие внешкольных учреждений; наличие внешкольных учреждений; развитие
системы дополнительного образования в учреждениях общего образования; выявление
потенциальных потребителей, определение их предпочтений и намерений; наличие
спортивных сооружений, мест досуга детей и молодежи на территории района и т.п.
Анализ микросреды
позволяет:
изучить существующие и потенциальные возможности
УДО;
оценить состав и взаимосвязи главных структур
учреждения: учебной, хозяйственной, экономической, управленческой.
Получение и анализ информации способствует
обновлению и совершенствованию процесса обучения, расширению поля
дополнительных образовательных услуг, дает возможность оценить перспективность,
целесообразность и необходимость тех или иных программ, форм и методов работы.
Наконец, исследование усиливает творческое начало в работе, позволяя быть на
уровне тех задач, которые ставит время.
маркетинг образовательная услуга
обучение
Используемая литература
. «Маркетинг в учреждении дополнительного
образования детей: старт эксперимента» Е.А. Ганаева, Н.Г. Корнева, Н.К.
Антюфеева. Журнал «Дополнительное образование» №9 ,2005 с.3
2. «Маркетинг дополнительного
образования» А.Н.Музалевская. Журнал «Дополнительное образование» №7, 2005,
с.18
. «Изучение маркетинговой
среды УДОД» Т.В.Анджапаридзе. Журнал «Дополнительное образование» №7, 2006,
с.33
. «Маркетинг образовательных
досуговых услуг в системе дополнительного образования детей» Н.И.Гончарова.
Журнал «Бюллетень» №4, 2006, с.7