Финансовый мониторинг

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    220,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый мониторинг

CОДЕРЖАНИЕ

Введение

.        Финансовый мониторинг в страховых организациях

.1       Сущность финансового мониторинга

.2       Система финансового мониторинга. Субъекты, объекты

.3       Финансовые операции, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу

.4       Порядок проведения идентификации клиентов, которые осуществляют финансовые операции

.5       Ответственность за нарушение функций финансового мониторинга

.        Анализ основных показателей ЧАО СГ «ТАС»

Выводы и предложения

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим условием повышения эффективности функционирования и роста конкурентоспособности страховой организации является расширение используемого информационного ресурса. Финансово-экономические элементы функционирования страховой организации - финансовый анализ, аудит, маркетинг, контроллинг не всегда дают необходимую информацию для обеспечения финансово-устойчивого развития страховщика. Кроме того, выделенные финансово-экономические элементы функционирования страховой организации объективно нуждаются в постоянном расширении используемой информации. Дефицит необходимой информации преодолевается с помощью страхового мониторинга.

В настоящее время наблюдение и анализ финансовых условий страхования конкурентов не является сложившимся элементом функционирования страховых организаций, что сдерживает их развитие и ведет к снижению эффективности. Страховой мониторинг позволяет страховщикам проводить сравнение финансовых условий страхования по конкретным видам страхования с аналогами конкурирующих компаний и формировать адекватные финансовые условия страхования.

Отдельные формы страхового мониторинга реализуются на практике. Финансовый мониторинг является органическим звеном системы государственного регулирования страхования, его организация позволяет выявлять отклонения от заданных финансовых параметров и нормативов страховой деятельности, давать предписания по устранению отклонений отслеживать их выполнение.

Финансовый мониторинг - это понятие, схоже с понятием финансового контроля, а также непосредственно связано с обязательными процедурами внутреннего контроля в части проведения финансовых операций. Финансовый мониторинг - это также деятельность организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или другим имуществом, по выявлению операций, которые подлежат обязательному контролю, и других операций с денежными средствами или другим имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

1.       Финансовый мониторинг в страховых организациях

1.1 Сущность финансового мониторинга

Финансовый мониторинг - это совокупность мер по анализу информации о финансовых операциях, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины.

Финансовая операция - это любая операция, связанная с осуществлением или обеспечением платежа с помощью субъекта первичного финансового мониторинга [3].

В соответствии с Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» финансовый мониторинг - совокупность мероприятий, которые осуществляются субъектами финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, включают проведение государственного финансового мониторинга и первичного финансового мониторинга [1].

Процедура финансового мониторинга представляет собой сбор информации в целях выявления во множестве финансовых операций той, которая осуществляется для легализации доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма.

Страховщик на основании предоставленных оригиналов или надлежащим образом заверенных копий документов обязан идентифицировать лиц, осуществляющих финансовые операции, которые согласно законодательству подлежат финансовому мониторингу.

1.2     Система финансового мониторинга. Субъекты, объекты

Система финансового мониторинга состоит из двух уровней - первичного и государственного.

Первичный финансовый мониторинг осуществляется субъектами первичного финансового мониторинга и включает в себя проведение обязательного и внутреннего финансового мониторинга.

Обязательный финансовый мониторинг - это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга из анализа информации относительно финансовых операций, что предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины.

Внутренний финансовый мониторинг - совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, связанные с выявлением финансовых операций, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу, с применением подхода, основанного на проведении оценки рисков по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; ведение учета таких операций и сведений об их участниках; предоставление информации Специально уполномоченному органу об операциях, имеющих высокую степень риска по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, ставших объектом финансового мониторинга со стороны Специально уполномоченного органа.

Обязательный финансовый мониторинг без преувеличения является финансовой разведкой: сбор, идентификация, анализ, систематизация и т.д. информации о финансовых операциях и субъектах, проводящих их. Его осуществляют субъекты первичного мониторинга, к которым относятся и страховые компании [4].

Субъектами первичного финансового мониторинга являются:

) банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

) товарные, фондовые и другие биржи;

) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

) компании по управлению активами;

) операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;

) филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;

) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:

а)       субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества;

б)      субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;

в)      субъекты хозяйствования, проводящие лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;

г)       нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений);

д)      физические лица - предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные;

) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Субъектами государственного финансового мониторинга являются: Национальный банк Украины, Министерство финансов Украины, Министерство юстиции Украины, Министерство транспорта и связи Украины, Министерство экономики Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регуляции рынков финансовых услуг Украины; Специально уполномоченный орган.

Фактическое различие между видами мониторинга состоит в субъектном составе. Обязательный мониторинг осуществляет Уполномоченный орган - Государственный департамент финансового мониторинга (Госфинмониторинг), а внутренний - субъект первичного финансового мониторинга.

Субъект первичного финансового мониторинга с учетом требований законодательства, нормативно правовых актов Специально уполномоченного органа и других субъектов государственного финансового мониторинга устанавливает правила, разрабатывает программы проведения финансового мониторинга и назначает работника, ответственного за его проведение.

Ответственный работник назначается приказом руководителя компании, является независимым в своей деятельности и подотчетным только руководителю компании. В случае нецелесообразности введения отдельной должности ответственным за проведение финансового мониторинга является руководитель учреждения.

Повышение квалификации работников финансовых учреждений, ответственных за проведение внутреннего финансового мониторинга, проводиться не реже одного раза в три года.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан:

)        встать на учет в Специально уполномоченном органе как субъект первичного финансового мониторинга и в случае прекращения своей деятельности уведомить об этом Специально уполномоченный орган;

)        осуществлять идентификацию и изучение клиента в случаях, установленных Законом;

)        обеспечивать выявление финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрений, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения;

)        обеспечивать в своей деятельности управление рисками относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и разрабатывать критерии рисков;

)        обеспечивать регистрацию финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, не позднее следующего рабочего дня с даты их выявления;

)        сообщать Специально уполномоченному органу о финансовых операциях, которые подлежат обязательному, внутреннему финансовому мониторингу или относительно которых есть достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования;

)        способствовать в пределах действующего законодательства работникам Специально уполномоченного органа в проведении анализа финансовых операций;

)        предоставлять на запрос Специально уполномоченного органа дополнительную информацию по поводу финансовых операций, ставших объектом финансового мониторинга, копии первичных документов, на основании которых были проведены такие операции и связанные с ними финансовые операции, сведения об их участниках, а также другую информацию;

)        хранить документы относительно идентификации лиц, проводивших финансовую операцию, которая согласно данному Закону подлежит финансовому мониторингу, а также все документы, касающиеся деловых отношений с клиентом, не менее пяти лет после завершения деловых отношений, а все необходимые данные об операциях - не менее пяти лет после завершения операции;

)        обеспечивать на документальный запрос беспрепятственный доступ субъектов государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов к документам или информации, которая содержится в них;

)        обеспечивать разработку и постоянное обновление правил, программ проведения финансового мониторинга с учетом требований законодательства;

)        ежегодно проводить внутренние проверки своей деятельности на предмет соблюдения законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

)        обеспечивать повышение квалификации работников, ответственных за проведение финансового мониторинга, путем прохождения учебы не реже одного раза в три года;

)        обнаруживать финансовые операции, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу;

)        проводить анализ финансовых операций, направленный на выявление тех, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу;

)        выяснять цель и характер будущих деловых отношений с клиентами;

)        постоянно обновлять в соответствии с законодательством и внутренними процедурами информацию о содержании деятельности клиента и его финансовом состоянии;

)        принимать надлежащие меры для ограничения риска злоупотреблений, связанных с услугами, которые предоставляются с использованием новейших технологий, в частности обеспечивают проведение операций без непосредственного контакта с клиентом и др.

.3       Финансовые операции, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу

Финансовая операция, в том числе, осуществляемая страховой компанией, подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равняется или превышает 150000 гривен или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 150000 гривен, а также имеет одну или несколько следующих признаков:

)        купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

)        зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, которое имеет соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или неподобающим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, которые осуществляют деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон является лицо, которое имеет счет в банке, зарегистрированном в вышеупомянутой стране (территории);

)        зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в тот же или следующий операционный день другому лицу;

)        зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица - предпринимателя или списание средств с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации;

)        перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);

)        обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

)        проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в депозитарных учреждениях;

)        проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;

)        осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;

)        проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;

)        получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);

)        проведение страховой выплаты или страхового возмещения;

)        выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;

)        осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, который не предусматривает фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;

)        предоставление кредитных средств лицу, которое является членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равняется или превышает сумму, определенную частью первой этой статьи.

При этом страховая компания обеспечивает регистрацию финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, не позднее следующего рабочего дня с даты их выявления [5].

Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет один или более признаков, определенных этой статьей, или содержит другие риски:

)        запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупность связанных между собой финансовых операций, которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

)        несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;

)        выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга или идентификации.

1.4     Порядок проведения идентификации клиентов, которые осуществляют финансовые операции

Субъект первичного финансового мониторинга в соответствии с законодательством обязан на основании поданных официальных документов или засвидетельствованных в установленном порядке их копий осуществлять идентификацию клиентов, которые проводят финансовые операции. Дополнительные данные для изучения клиента также могут быть получены от клиента, а также из других источников, если такая информация является публичной (открытой).

Идентификация и изучение финансовой деятельности осуществляются в случае:

–       установления деловых отношений с клиентами;

–       возникновения подозрения в том, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

–       проведения финансовой операции, которая подлежит финансовому мониторингу;

–       проведения разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами на сумму, которая равняется или превышает сумму 150000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры - 13000 гривен).

Особенности осуществления идентификации (упрощенной идентификации) и изучения финансовой деятельности субъектами первичного финансового мониторинга в зависимости от специфики их деятельности устанавливаются органами, которые исполняют функции регуляции и надзора за этими субъектами первичного финансового мониторинга.

Проведение идентификации клиента (лица) и изучение его финансовой деятельности включают:

–       осуществление первичной идентификации;

–       осуществление углубленной идентификации;

–       проведение мер, направленных на проверку и уточнение информации по идентификации лица в случае, если есть сомнения по поводу достоверности или полноты предоставленной информации;

–       осуществление мер, направленных на уточнение информации по идентификации в случае изменения информации или окончания срока действия документов, на основании которых она проводилась;

–       осуществление мер, направленных на изучение содержания деятельности и финансового состояния клиента, соответствия финансовых операций клиента специфике его деятельности;

–       осуществление мониторинга операций клиентов, деятельность которых свидетельствует о высоком (повышенном) риске проведения ими финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма [2].

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право вытребовать, а государственные органы обязаны в течение десяти рабочих дней предоставить в соответствии с законодательством информацию относительно идентификации клиента. Отмеченная информация предоставляется безвозмездно. Перечень таких органов и порядок предоставления информации определяются Кабинетом Министров Украины.

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право вытребовать, а клиент обязан предоставить информацию относительно идентификации его лица, содержания деятельности и финансового состояния, необходимую для исполнения таким субъектом требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В случае непредоставления клиентом, с которым установлены деловые отношения, необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности субъект первичного финансового мониторинга имеет право отказать ему в проведении последующих финансовых операций.

Идентификация клиента осуществляется до или во время установления деловых отношений, заключения сделок, но до проведения финансовой операции, открытия счета.

С целью идентификации резидентов субъекты первичного финансового мониторинга устанавливают:

) для физического лица - фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, который удостоверяет личность), дату выдачи и орган, который его выдал. Во время идентификации выясняют местожительство или место пребывания физического лица, идентификационный номер согласно Государственному реестру физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей или серию и номер паспорта, в котором проставлена отметка органов государственной налоговой службы об отказе от получения идентификационного номера;

) для физического лица - предпринимателя - фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, его выдавший. Во время идентификации выясняют местожительство или место пребывания физического лица - предпринимателя, реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета (при наличии);

) для юридического лица - полное наименование, местонахождение; выясняют сведения об органах управления и их составе; данные, идентифицирующие лиц, которые имеют право распоряжаться счетами и имуществом; сведения о владельцах существенного участия в юридическом лице; сведения о контролерах юридического лица; идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета.

Идентификация клиента не является обязательной в случае:

–       проведения финансовой операции лицами, которые ранее были идентифицированы;

–       заключения сделок между банками, зарегистрированными в Украине.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан отказаться от установления деловых отношений или проведения финансовой операции в случае, если осуществление идентификации клиента в соответствии с требованиями законодательства является невозможным.

.5       Ответственность за нарушение функций финансового мониторинга

Лица, виновные в нарушении требований законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Такие лица также могут быть лишены права осуществлять определенные виды деятельности.

Юридические лица, которые осуществляли финансовые операции по легализации (отмыванию) доходов или финансировали терроризм, могут быть ликвидированы по решению суда.

В случае невыполнения (неподобающего выполнения) субъектом первичного финансового мониторинга требований Закона и/или нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на него может быть наложен штраф:

–       за нарушение требований относительно идентификации и изучения финансовой деятельности лиц в случаях, предусмотренных законодательством - в размере до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (для субъектов первичного финансового мониторинга, которые не являются юридическими лицами - в размере до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан);

–       за невыявление, несвоевременное выявление и нарушение порядка регистрации финансовых операций, которые в соответствии с законодательством подлежат финансовому мониторингу - в размере до 800 необлагаемых минимумов доходов граждан (для субъектов первичного финансового мониторинга, которые не являются юридическими лицами - в размере до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан);

–       за неподачу, несвоевременное представление, нарушение порядка представления или представление Специально уполномоченному органу недостоверной информации о финансовых операциях, которые в соответствии с Законом подлежат такому мониторингу - в размере до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (для субъектов первичного финансового мониторинга, которые не являются юридическими лицами - в размере до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан);

–       за нарушение порядка остановки финансовых операций - в размере до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (для субъектов первичного финансового мониторинга, которые не являются юридическими лицами - в размере до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан);

–       за нарушение других обязанностей, не отмеченных выше - в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (для субъектов первичного финансового мониторинга, которые не являются юридическими лицами - в размере до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Повторное (на протяжении года) нарушение субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства, несет за собой наложение штрафа в размере до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (для граждан, которые являются субъектами предпринимательской деятельности - в размере до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Кроме применения финансовых санкций за повторное аналогичное в течение одного года нарушение субъект государственного финансового мониторинга может ограничить, временно прекратить действие или аннулировать лицензию или другое специальное разрешение на право осуществления определенных видов деятельности в порядке.

В случае грубого нарушения должностным лицом субъекта первичного финансового мониторинга требований Закона, субъект государственного финансового мониторинга может принять решение о временном отстранении такого должностного лица субъекта первичного финансового мониторинга от должности.

Если лицо совершило несколько нарушений, предусмотренных частью третьей этой статьи, взыскание на него налагается в пределах санкции, установленной за более суровое нарушение из числа совершенных.

Практическое задание

финансовый мониторинг операция клиент

Страховая группа «ТАС» и оценка ее основных финансовых показателей

ЧАО СГ «ТАС» начала свою работу в Украине с 1998 года и является частью мощной Инвестиционно-финансовой группы. Сегодня СГ «ТАС» входит в десятку лидеров отечественного страхования.

СГ «ТАС» является одним из основателей и членом Украинской федерации страхования, членом президиума Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, Национального Клуба страховых выплат Украины, Ядерного страхового пула Украины, Ассоциации судостроителей Украины, Европейской бизнес ассоциации, Украинской строительной ассоциации, Международной торговой палаты, Украинского союза промышленников и предпринимателей, Бюро кредитных историй.

СГ «ТАС» имеет лицензии Госфинуслуг на осуществление 28 видов страхования, из них 16 - в форме добровольного, и 12 - в форме обязательного. На сегодняшний день СГ «ТАС» является одним из лидеров рынка по страховым выплатам [6].

Основные показатели деятельности СГ «ТАС» и их динамика представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели деятельности СГ «ТАС» и их динамика за 2009-2010гг.

Показатель

2010 г.

Темп прироста, %

Страховые премии, тыс. грн.

285682,16

360916,51

26,33

Страховые выплаты, тыс.грн.

138403,05

126029,65

-8,94

Уровень выплат, %

48,45

34,92

-

Страховые резервы

218982,70

226019,63

3,21

Уставной капитал

16200,00

117195,00

623,43


Как видим, сумма страховых премий СГ «ТАС» в 2010 г. возросла по сравнению с 2009 г. более чем на 26% и составила 360916,51 тыс.грн., а сумма страховых выплат снизилась на 8,94%. Это является положительным фактом, так как темп роста страховых премий должен превышать темп роста страховых выплат, иначе у страховой компании в будущем могут возникнуть трудности с выполнением своих обязательств.

Уровень страховых выплат соответственно тоже уменьшился с 48,45% в 2009 г. до 34,92% в 2010 г., однако он соответствует оптимальному уровню (30-50%). В первую очередь это вероятно связано с уменьшением частоты наступления страховых случаев, а также с усилением контроля за выплатой страховых возмещений.

Гарантией выполнения обязательств перед страхователями являются сформированные страховые резервы. В 2010 г. резервы составили 226019,63 тыс. грн. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 7036,93 тыс.грн или на 3,21%. Увеличение страховых резервов в течение отчетного периода свидетельствует об увеличении количества заключенных договоров страхования за аналогичный период.

Также в 2010 г. произошло значительное увеличение уставного капитала СГ «ТАС» с 16200,0 тыс. грн в 2009 г. до 117195,0 тыс.грн в 2010 г. Увеличение уставного капитала можно рассматривать как подтверждение деловой активности компании и упрочение его позиции на рынке.

На основании данных баланса построим таблицу 2 и рассмотрим динамику изменения активов СГ «ТАС» за2009-2010 гг.

Таблица 2

Оценка активов СГ «ТАС» за 2009-2010гг.

Показатель

31.12.2009

31.12.2010


Абс. величина тыс.грн.

% к итогу баланса

Абс. величина тыс.грн.

% к итогу баланса

Темп прироста 2009/2010гг.,%

1

2

3

4

5

6






(4-2)/2

1. Необоротные активы

144 788,90

45,25%

349 435,90

69,27%

141,3

в т.ч. ОС (остаточная стоимость)

43 797,70

13,69%

40 862,40

8,10%

-6,7

2. Оборотные активы

175 152,40

54,75%

154 997,90

30,73%

-11,5

Всего активов:

319941,3

100,00%

504433,8

100,00%

57,7


Из таблицы видим, что сумма необоротных активов в 2010 г. увеличилась на 141,3% по сравнению с 2009 г. и составила 349435,90 тыс.грн. В то время как сумма и удельный вес основных средств уменьшились. Такое увеличение необоротных активов связано главным образом со значительным увеличением в 2010 г. суммы долгосрочных финансовых инвестиций.

Оборотные активы уменьшились на 11,5%и это связано с уменьшением в 2010 г. сумм текущей дебиторской задолженности и денежных средств.

Источниками финансирования активов является собственный и заемный капитал. Построим диаграмму для оценки динамики источников финансирования СГ «ТАС» за 2009-2010 гг. (рис. 1)

Рис. 1. Динамика источников финансирования активов СГ «ТАС» за 2009-2010 гг.

Как видим на рис. 1 значительно увеличилась сумма собственного капитала в 2010 г. в результате увеличения уставного капитала более чем на 623%, а также увеличения нераспределенной прибыли, которая составила в 2010 г. 46526,3 тыс.грн. Данный показатель в 2009 г. имел отрицательное значение, т.е. непокрытый убыток в размере 82619,2 тыс.грн, что отразилось на общей сумме собственного капитала, которая также имела отрицательное значение (убыток в размере 47907,9 тыс.грн). Таким образом в 2009 г. активы компании финансировались за счет текущих обязательств и обеспечения будущих затрат и платежей.

В 2010 г. ситуация улучшилась, о чем свидетельствуют данные (рис. 1). Следует также отметить, что положительным моментом является уменьшение суммы текущих обязательств с 177213,7 тыс.грн. в 2009 г. до 118471,1 тыс.грн в 2010 г.

На рис.2, 3 можем проследить динамику страховых премий и выплат по основным видам страхования СГ «ТАС» за 2009-2010 гг.

Рис. 2. Динамика премий по основным видам страхования СГ «ТАС»

Как видно на диаграмме, наибольший прирост страховых премий в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошел в ОСАГО, почти в 2 раза увеличилась сумма страховых премий по данному виду страхования и составила в 2010г. 135674,0 тыс.грн. Этот вид страхования имеет наибольший удельный вес в составе общей суммы страховых премий. По страхованию имущества в 2010 г. произошел значительный спад, сумма страховых премий уменьшилась более чем в 2 раза и составила в 2010 г. всего 23689,2 тыс.грн.

Рис. 3. Динамика страховых выплат по основным видам страхования СГ «ТАС»

На рис.3 видно, что по страховым выплатам ОСАГО также находится на первом месте. Страховые выплаты также возросли примерно в 2 раза. Можно сказать о пропорциональной зависимости. Выросли в 2010 г. страховые выплаты и по личному страхованию и составили 20164,0 тыс.грн.

По остальным основным видам страхования СГ «ТАС» наблюдается снижение уровня страховых выплат в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Так, страховые выплаты по страхованию имущества уменьшились примерно с 25000 тыс.грн до 2367,0 тыс.грн или более чем на 90%. Это объясняется в первую очередь уменьшением количества договоров по имущественному страхованию.

Для того, чтобы проследить динамику уровня страховых выплат по основным видам страхования за 2010 г. построим таблицу 3 на основании данных полученных из рис. 2, 3.

Таблица 3

Уровень страховых выплат по основным видам страхования в 2010 г.

Показатель

ОСАГО

КАСКО

Страхование имущества

Личное страхование

Другие

Страховые премии, тыс.грн

135674,0

100508,8

23689,2

38203,9

61976,9

Страховые выплаты, тыс.грн

44478,0

50202,0

2367,0

20164,0

8884,0

Уровень выплат, %

32,8

50

10

52,8

14,3


Уровень выплат показывает как страховая компания выплачивает клиентам возмещения, на сколько ее страховой бизнес убыточен и насколько правильный андеррайтинг рисков. Данный показатель отражает реальную роль страховщика на рынке. Оптимальный уровень выплат по видам страхования составляет 30-50%. Как видим, уровень страховых выплат СГ «ТАС» по видам страхования, которые имеют наибольший удельный вес в структуре страхового портфеля компании, является оптимальным. К ним относятся ОСАГО (32,8%), КАСКО (50%) и личное страхование (52,8%). По остальным видам страхования уровень выплат не высок.

Для того, чтобы определить место СГ «ТАС» на страховом рынке Украины определим его удельный вес в общих страховых премиях и страховых выплатах, страховых резервах, активах и уставном капитале. Для этого построим таблицу 4 [7].

Таблица 4

Основные показатели деятельности страхового рынка Украины и СГ «ТАС» в 2009-2010гг


2009 г.

2010 г.

Отклонение 2010/2009гг., %


Страховой рынок

СГ «ТАС»

Удельный вес, %

Страховой рынок

СГ «ТАС»

Удельный вес, %


Страховые премии, млн.грн

20442,1

285,68

1,4

23081,7

360,92

1,6

0,2

Страховые выплаты, тыс.грн

6737,2

138,4

2,1

6104,6

126,03

2,1

0

Уровень страховых выплат, %

48,5

-

26,4

34,9

-

-

Страховые резервы, тыс.грн

10141,3

219,0

2,2

11371,8

226,0

2,0

-0,2

Уставный капитал, тыс.грн.

14876,0

16,2

0,1

14429,2

117,2

0,8

0,7


В целом наблюдаются положительные тенденции развития компании. Удельный вес основных показателей страховой группы в составе показателей страхового рынка Украины увеличился в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Например, удельный вес страховых премий СГ «ТАС» увеличился на 0,2% и в 2010 г. составил 1,6% от суммы страховых премий по страховому рынку Украины, а доля уставного капитала возросла на 0,7% и составила в 2010 г. 0,8%. Уменьшилась доля страховых резервов на 0,2% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Это произошло в результате увеличения страховых резервов по страховому рынку Украины и недостаточному (непропорциональному) увеличению страховых резервов СГ «ТАС». Так как данные по страховому рынку объединяют показатели 456 страховых компаний (на 31.12.2010 г.), то можно говорить, что СГ «ТАС» имеет достаточно высокий удельный вес по основным показателям и занимает достойное место среди других страховых компаний Украины.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В ходе проделанной работы были изучены теоретические основы по вопросу финансового мониторинга в страховых компаниях, а также во второй части работы проведен анализ основных показателей деятельности ЧАО Страховой группы «ТАС».

По результатам первой части работы можно сделать вывод, что финансовый мониторинг проводится всеми предприятиями, учреждениями, которые оказывают финансовые услуги. Этот вопрос закреплен законодательно и требует обязательного исполнения. Осуществление финансового мониторинга регулируется Законом Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступных путем или финансированию терроризма», а также другими-нормативно-правовыми актами.

Процедура финансового мониторинга представляет собой сбор информации. Понятие финансового мониторинга чем-то схоже с понятием финансового контроля.

Кроме того, финансовый мониторинг является необходимостью законодательства Украины соответствовать требованиям международных организаций.

По результатам второй части работы можно сделать следующие выводы:

.        Основные показатели деятельности СГ «ТАС» имеют положительные тенденции к увеличению. Так, темп прироста в 2010 г. по сравнению с 2009 г. по страховым премиям составил более 26%, а уставного капитала - 623,43%.

.        Показатель уровня выплат в 2010 г. снизился до 34,92%, однако соответствует оптимальному уровню (30-50%).

.        В связи с увеличением в 2010 г. суммы долгосрочных финансовых инвестиций произошло значительное увеличение необоротных активов. Темп прироста составил 141,3%.

.        Сумма активов страховой группы увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. более чем на 50%.

.        Положительные тенденции наблюдаются в динамике источников финансирования активов компании. Главным образом на это повлияло повышение суммы собственного капитала в 2010 г. по сравнению с 2009 г. с -47907,9 тыс.грн до 182232,6 тыс.грн в результате увеличения нераспределенной прибыли (непокрытых убытков), а также уставного капитала.

.        Наибольший удельный вес по страховым премиям и страховым выплатам принадлежит ОСАГО и КАСКО. В 2010 г. наблюдался значительный рост суммы страховых премий по ОСАГО (почти в 2 раза), которая составила 135674,0 тыс.грн. В этом же году в 2 раза увеличились и страховые выплаты по данному виду страхования. Такой рост обусловлен увеличением количества договоров страхования.

.        Уровень страховых выплат СГ «ТАС» по видам страхования, которые имеют наибольший удельный вес в структуре страхового портфеля компании, является оптимальным. К ним относятся ОСАГО (32,8%), КАСКО (50%) и личное страхование (52,8%).

.        Удельный вес основных показателей страховой группы в составе показателей страхового рынка Украины увеличился в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

.        По данным рейтингов страховых компаний по различным показателям СГ «ТАС» входит в десятку лидеров.

Список использованной литературы

1.       Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем или финансированию терроризма»

.        Положение об осуществлении финансового мониторинга финансовыми учреждениями от 29.09.2010 № 2339/5

.        Судова бухгалтерія: Підручник / В.М. Глібко, О.П. Бущан, - К.: Юрінком Інтер, 2006. - 224 с.

4.       <http://www.buhgalteria.com.ua/>

.        <http://www.sdfm.gov.ua>

.        <http://www.tas-insurance.com.ua>

.        www.dfp.gov.ua

Похожие работы на - Финансовый мониторинг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!