Финансовый менеджмент

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,68 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый менеджмент

Теоретическая часть

1. Рыночная среда и финансовый механизм предприятия

. Финансовый механизм и его основные элементы

Практическое задание

Задача 1

Задача 2

Теоретическая часть

. Рыночная среда и финансовый механизм предприятия

Переход к рыночным отношениям промышленных предприятий предполагает их функционирование в динамичной внешней среде, а это требует трансформации их экономического поведения. В статье обосновывается и предлагается система целей предприятия, их ранжирование по уровням управления и детализация до конкретных задач в связи с внешними реакциями.

Любое предприятие независимо от вида собственности, организационно-правовой формы, масштаба производства, вида и характера деятельности и другого работает на условиях коммерческого расчета.

Рыночные отношения имеют общий характер, распространяются на все хозяйственные сферы и регионы страны, проникают во все части экономической системы государства. В эти отношения вступает множество субъектов, а в сферу обращения поступают разнообразные товары и услуги, что формулирует сложную и многомерную структуру рынка. Изучение последней дает возможность комплексно исследовать единство, взаимосвязь и взаимодействие составных элементов рынка, искать и развивать новые организационные формы хозяйственных связей и товарно-денежного обмена, управления спросом и предложением, механизмами самоналаживания основных звеньев производства на эффективный режим хозяйствования. Исходя из этих задач, наиболее распространенным является четырехпозиционный подход к общей структуризации рынка, а именно: с позиции его субъектного состава, продуктово-ресурсного наполнения, элементно-технологических связей и территориально - пространственной организации.

Рынок как система возникает естественным путем. Предприятие основывается на иерархических принципах организации экономической деятельности. Для рыночной системы характерным является обособление средств производства. Для предприятия, как системы, характерна их концентрация. Рынок исключает диктат, там предпочтение отдается косвенным методам управления, основой являются экономические стимулы.

Внутри предприятия предполагается единоначалие, базовые методы управления - это административные меры.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и так далее. Они составляют структуру отраслей, определяют их профиль и масштаб.

Укрупненное деление рынка по субъектному составу, а также более углубленная его структуризация с учетом продуктово-ресурсного наполнения, которая охватывает рынки продовольственных и не продовольственных товаров широкого потребления, рынки орудий труда, сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения, рынки жилья, земли, природных богатств и т.п. имеют важное аналитическое и практическое значение для обеспечения структурной сбалансированности рынка, а также разработки субъектами хозяйствования своей маркетинговой стратегии.

Наибольший охват субъектов рынка, группировка их с учетом специфических особенностей рыночного поведения достигается выделением пяти основных типов рынка:

рынка потребителей - отдельных лиц и домашних хозяйств, которые покупают товары или получают услуги для личного потребления;

рынка производителей - совокупность лиц и предприятий, покупающих товары для использования их в производстве других товаров и услуг;

рынка промежуточных продавцов (посредников) - совокупности лиц и организаций, становящихся собственниками товаров для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с прибылью для себя;

рынка общественных учреждений, покупающих товары и услуги для сферы коммунального хозяйства или для обеспечения деятельности различных некоммерческих организаций;

международного рынка - зарубежных покупателей, потребителей, производителей, промежуточных продавцов.

Названная система рынков, несмотря на относительную ограниченность элементов, входящих в нее, охватывает основные циклы процесса воспроизводства (инновационного, инвестиционного, сугубо производственного), делит (с учетом неодинакового экономического назначения, обращения и потребления) общественный продукт на средства производства и предметы потребления, интегрирует факторы производства (рабочую силу и средства производства), охватывает рынок денег как необходимую предпосылку осуществления обменных операций, приобретения на элементных рынках товаров, необходимых для тех или иных процессов потребления и воспроизводства. Этим определяется ее значение для понимания первоочередных задач по созданию ключевых товарных рынков как неразрывной взаимосвязанной и взаимодействующей системы, формирующей рыночную среду.

Рынок как сфера товарного обмена имеет свои пространственно - территориальные пределы. С учетом последних, а также масштабов товарообмена можно выделить местный (локальны), региональный, национальный, транснациональный и мировой рынки. Каждому из них присущи собственные специфические черты, обусловленные емкостью рынка, разновидностями реализуемых товаров и услуг, структурой товарооборота, составом агентов товарного движения (производители, посредники, потребители), особенностями инфраструктуры, уровнем цен и другими рыночными факторами.

К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры принадлежат: коммерческие информационные центры, товарно-сырьевые фондовые, валютные биржи; коммерческие, инвестиционные, эмиссионные, кредитные и другие банки; транспортные и складские сети; коммуникационные системы и т. п.

В обеспечении непрерывного движения товаров определяющую роль играют снабженческо-сбытовые организации - посредники, дилерская сеть предприятий оптовой и розничной торговли, пункты проката и лизинга, ремонтные и сервисные центры по обслуживанию изделий у потребителей, страховые, аудиторские, холдинговые, брокерские компании, торговые дома, аукционы, рекламные агентства, выставки, система внешнеторговых организаций. Существует также соответственно направленная инфраструктура каждого из ранее рассмотренных конкретных видов рынков. Она учитывает специфику их организации, формирования и функционирования, особенности связи и взаимодействия рыночных агентов.

С целью формирования благоприятной экономической среды нужно разрабатывать и соблюдать определенные этические нормы поведения субъектов хозяйствования на любом рынке. Они на ряду с общими этическими ценностями (взаимное доверие, порядочность, старательность, честность, уважение к человеку, вера в его силы, высокая мотивация творческого труда) включают также правила этического поведения в бизнесе: верность слову и услужливость во взаимоотношениях, деловая честность и партнерская надежность, соблюдение коммерческой тайны и другие правила, отвечающие высшим стандартам деловой чести. Все это вместе взятое способствует формированию имиджа фирмы как партнера, с которым возможно длительное, надежное и взаимовыгодное сотрудничество, что является жизненно важным в быстро меняющейся рыночной среде.

Финансовый механизм - это в свою очередь совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие <#"justify">2. Финансовый механизм и его основные элементы

Финансовый механизм предприятия представляет собой с одной стороны систему денежных отношений хозоргана, а с другой - систему образования и использования его фондов денежных средств. Через финансовый механизм функционируют финансы предприятия. Он обеспечивает взаимодействие указанных систем их воздействие на конечные результаты производства. Если финансы предприятий являются объективной экономической категорией, характеризующей денежные отношения на уровне микроэкономики, то финансовый механизм субъективен. Он разрабатывается в пределах норм законодательства государства. Структурно финансовый механизм предприятия состоит из следующих трех частей:

. Механизм финансовых отношений предприятия, включающий взаимоотношения предприятия с: поставщиками и потребителями; внутрипроизводственными структурными подразделениями, в том числе с работниками; бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами; банками и небанковскими учреждениями; денежным и фондовым рынками; инвесторами; страховыми компаниями; государственными органами управления.

. Механизм образования и привлечения денежных ресурсов, предполагающий поступления от: реализации продукции, работ, услуг; внереализационных операций; улучшения использования оборотных и необоротных активов; привлечения банковских кредитов, инвестиций и других заёмных источников; эмиссии ценных бумаг; совместного производства; дотаций и субсидий;

. Механизм использования финансовых ресурсов, направляющий полученные доходы и поступления на: образование резервного и амортизационного фондов, пополнение фонда развития; финансирование воспроизводства основных фондов и дефицита оборотных средств; выполнение неотложных финансовых обязательств, в т. ч. перед бюджетом, фондами, поставщиками, работниками; погашение задолженностей, штрафов, пеней и т. п; кратко- и долгосрочные вложения; оплату труда и материальное стимулирование производства; социальное развитие. Финансовый механизм должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами предприятий своих функций и их взаимосвязи.

Финансовый механизм предприятия - составная часть хозяйственного механизма предприятия, а также совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу, и получение максимальной прибыли.

Финансовый механизм предприятия строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Его основы устанавливаются государством для решения тех задач, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития. Внутри предприятия финансовые отношения складываются между аппаратом управления и структурными подразделениями предприятия, между его подразделениями, между администрацией и работниками, а в акционерных обществах - и с советом директоров (наблюдательным советом).

Формы и методы реализации этих отношений направлены на: установление и соблюдение порядка доведения заданий финансового плана до структурных подразделений; организацию контроля за выполнением этих заданий; оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений и их влияния на показатели работы предприятия; определение и применение экономических стимулов, направленных на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовые отношения между структурными подразделениями нацелены на обеспечение своевременного, качественного и эффективного выполнения заданий по внутрипроизводственной кооперации и предусматривают усиление финансового воздействия в этом направлении. Отношения предприятия с финансово-кредитной системой включают, прежде всего, отношения с бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Они связаны с уплатой установленных налогов и платежей, а также с условиями получения бюджетных средств, а в части бюджетных средств, получаемых на возвратной основе, - и с условиями их возврата.

Финансовые отношения предприятия в рамках финансово-промышленной группы или других хозяйственных объединений предусматривают порядок образования и использования централизованных денежных фондов, внутригруппового коммерческого кредита или финансовой помощи. Отношения предприятия с банками касаются вопросов организации и осуществления безналичных расчетов, получения и возврата кредитных средств. Финансовые отношения предприятия с вышестоящей организацией касаются вопросов образования и использования централизованных денежных фондов и их использования для финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, НИОКР, внешнеторговых операций. Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов. В соответствии с территориальным делением Республики Беларусь следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм. Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой "вклад" в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, "стройки века", огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций - важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Республикой Беларусь. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи. Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов. Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

Практическое задание

Задача 1

Условие задачи

Уставный капитал предприятия - 1 800 000 руб. (обыкновенные акции номиналом 10 рублей).

Чистая прибыль за год - 630 000 руб.

Стоимость собственного капитала - 2 720 000 руб.

Сумма выплаченных дивидендов - 300000 руб.

Эмиссионная премия - 200 000 руб.

Накопленная прибыль - 720 000 руб.

Стоимость покупки одной акции -11 руб.

Стоимость продажи одной акции - 16 руб.

Определить

1.Прибыльность одной акции.

. Отношение цены и прибыли на одну акцию.

. Норму дивиденда на одну акцию.

.Доходность акции с учетом курсовой стоимости акции.

.Балансовую стоимость акции.

.Долю выплачиваемых дивидендов.

Решение:

.Прибыльность одной акции (ПА)

ПА=(ЧП-ДПА)/ОАО, где

ЧП - чистая прибыль за год;

ДПА - сумма выплаченных дивидендов;

ОАО - уставный капитал предприятия.

ПА=(630 000-300 000)/180 000=1,83


ЦПА=ЦА/ПА, где

ЦА- стоимость покупки одной акции; ПА- прибыльность одной акции.

ЦПА=11/1,83=6,01

3. Норма дивиденда на одну акцию (НД)

НД=Д/ЦА, где

Д- дивиденд на одну акцию; ЦА- стоимость покупки одной акции

НД=1,6/11=0,15

4. Доходность акции с учетом курсовой стоимости акции (ДА)

ДА=(Д+(ЦА2-ЦА1))/ЦА1, где

Д- дивиденд на одну акцию; ЦА1- стоимость покупки одной акции;

ЦА2- стоимость продажи одной акции;

ДА=(1,6+(16-11))/11=0,6

5. Балансовую (книжную) стоимость акции (КСА)

КСА=СК/ПА, где

СК- стоимость собственного капитала; ПА- прибыльность одной акции.

КСА=2 720 000/1,8=1 511 111

7.Доля выплачиваемых дивидендов (ДД)

ДД=ДПА/ЧП, где

ДПА - сумма выплаченных дивидендов;

ЧП - чистая прибыль за год.

ДД=300 000/630 000=0,48

рыночный финансовый акция дивиденд

Задача 2

Условие задачи

Компания, данные о которой приведены ниже, планирует потратить 60% прибыли либо на выплату дивидендов, либо на покупку своих акций.

Прибыль к распределению среди владельцев обыкновенных акций - 2 500 000 долл.

Количество обыкновенных акций - 500 000 шт.

Рыночная цена акции - 60 долл.

Определить

Какой из двух вариантов более выгоден акционерам.

Решение:

Доход на акцию составит = Прибыль к распределению среди владельцев обыкновенных акций / Количество обыкновенных акций;

Доход на акцию составит =2 500 000/500 000= 5долл.

Ценность акции равна отношению рыночной цены акции к доходу на акцию.

Ца=60/5=12 долл.

Общая сумма прибыли, предназначена на выплату акционерам = проценты затрат прибыли* прибыль к распределению среди владельцев обыкновенных акций;

Общая сумма прибыли, предназначена на выплату акционерам = 60%*2 500 000) = 1 500 000 долл.

. Если компания выплатит дивиденд = (общая сумма прибыли, предназначена на выплату акционерам/ Количество обыкновенных акций)=(1 500 000/500 000)= 3 долл., то каждый акционер получит 3 долл.

. Если компания потратит эти деньги на выкуп своих акций (1 500 000/63), она сможет выкупить примерно 23 809 акций (1 500 000/63),

общее их количество в обращении = (количество обыкновенных акций - количество выкупленных акций)=(500 000-23 809) = 476 191 акций.

После выкупа акций доход на акцию повысится и составит 5,25 долл. (2 500 000/476 191), что приведет к повышению курсовой стоимости до 63 долл. (5,25*12).

Вывод: Таким образом, оба варианта одинаковы:

.Либо иметь 1 акцию ценой 60 долл. плюс дивиденд в размере 3 долл.

.Либо владеть 1 акцией ценой 63 долл.

Список используемой литературы

1. "Финансы предприятия" / под редакцией А. Д. Шеремета, Р. С. Сайфулина - Москва: "Инфра - М", 2003 г.

. "Финансы" / под редакцией В. Д. Мельникова, К. К. Ильясова - Алматы, 2005 г.

. "Экономика предприятия" / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова - Москва: "Юнити", 2000 г.

. "Финансы предприятия" / под редакцией Н. В. Колчина, Г. Б. Поляка, Л. П. Павлова - Москва: "Юнити", 2001 г.

. "Финансы. Деньги, кредит и банки", В.Е. Леонтьев, М.: ИВЭСЭП, 2007 г.

. "Финансы. Денежное обращение. Кредит", учебник для вузов./ Под ред. проф. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 2005 г.

. "Финансовый менеджмент", Ю.Б. Бригхем, Л.А.Гапенски, СПб.: "Экономическая школа", 2008г.

Похожие работы на - Финансовый менеджмент

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!