Расчет уравновешивающего механизма толкающего типа с пружинным аккумулятором
Курсовая
работа
на
тему:
Расчет
уравновешивающего механизма толкающего типа с
пружинным
аккумулятором
Содержание
уравновешивающий механизм
аккумулятор
1. Краткое
описание
. Исходные
данные
. Определение
момента качающейся части орудия
. Определение
плеч действия сил аккумулятора
. Определение
силовой характеристики аккумулятора
. Определение
момента неуравновешенности качающейся части
. Определение
момента сил сопротивления сил повороту качающейся части
. Определение
сил на рукоятке подъемного механизма
. Графическое
представление результатов
.
Краткое описание
Уравновешивающий механизм толкающего типа
состоит из двух колонок, симметрично расположенных по отношению к плоскости
стрельбы.
Каждая колонка состоит из двух цилиндров -
внутреннего и наружного. Внутренний цилиндр, при помощи шаровой пяты, соединен
с верхним стаканом. Наружный цилиндр соединен с кронштейном люльки при помощи
шарнира скольжения. Внутри цилиндров, опираясь в их донья, помещается винтовая
пружина сжатия прямоугольного сечения. (рис. 1)
. Исходные данные
Qk
=
3250кг. - вес качающейся части;
U = 800 мм. -
расстояние от оси цапф до ц.т. по горизонтали при φ=00;
V = - 78 мм. -
расстояние от оси цапф до ц.т. по вертикали при φ=00;
φ = 00
- минимальный угол вертикального наведения;
φ = 650
- максимальный угол вертикального наведения;
a = 922,7 мм. -
расстояние от оси цапф до нижнего неподвижного шарнира А по горизонтали;
с = 527,2 мм. - расстояние от оси цапф до
нижнего неподвижного шарнира В по вертикали;
g = 0 мм. -
расстояние от оси цапф до верхнего неподвижного шарнира А по вертикали при φ=00;
r = 555 мм. - радиус
кронштейна;
K1
= 2 - число колонок;
. Определение момента качающейся части
орудия
Начальный угол, характеризующий положение ц.т. Qk
относительно оси цапф при φ=00
α = arctgV/U
= - 5035’
Радиус - вектор
ρ = √U2
+V2
=80,5
Прочие силы Qk
в зависимости от угла φ
Uφ
= ρcos(φ+α)
= 80,5cos(φ+α)
Момент веса качающейся части
Mk
= QkUφ
= 3300Uφ
Результаты вычисления заносим в таблицу 1.
Таблица 1
φ0
|
(φ
+ α)
|
cos(φ
+ α)
|
Uφ,
см
|
Мк,
кг см
|
00
|
-
5035
|
0,9952
|
80,11
|
260357
|
5035
|
00
|
1,0
|
80,50
|
261625
|
100
|
4025
|
0,9956
|
80,15
|
260487
|
200
|
14025
|
0,9685
|
77,96
|
253370
|
300
|
24025
|
0,9106
|
73,30
|
238225
|
400
|
34025
|
0,8250
|
66,41
|
215835
|
500
|
44025
|
0,7143
|
57,50
|
186875
|
600
|
54025
|
0,5820
|
46,85
|
152262
|
650
|
59025
|
0,5087
|
40,95
|
133087
|
Полученный момент необходимо уравновесить
уравновешивающим механизмом на всех углах вертикального наведения. Для этого, в
зависимости от конструкции и требуемой точности уравновешивания механизма.
Необходимое уравновешивание достигается
посредствам подбора основных параметров уравновешивающего механизма.
Выбор типа аккумулятора зависит от момента веса
качающейся части орудия, диапазона углов вертикального наведения и места его
расположения.
С увеличением момента влияние неточности
уравновешивающего механизма становиться настолько ощутимо, что выбор того или
иного уравновешивающего механизма должен быть произведен с учетом потерь от
трения во всех сочленениях звеньев механизма и аккумулятора. Величина этих
должна быть не более 0,5 - 2% от общего момента качающейся части.
Необходимо принимать конструктивные решения, при
которых потери на трение сводятся к минимуму.
Уравновешивающие механизмы толкающего типа могут
обеспечивать удовлетворительное решение, только для легких артиллерийских
систем, не предназначенных для зенитных целей, поэтому их можно рекомендовать
для полевых систем калибром до 130 мм., с максимальным углом вертикального
наведения φ = 600.
При проектировании уравновешивающих механизмов
вес выстрела и вес движущихся частей аккумулятора, ввиду их малого влияния на
уравновешивание, как правило, учитывать не следует.
Теоретическим исследованием и экспериментами,
проведенными при разработке динамического расчета полевых артиллерийских
систем, выявлено, что характер колебаний качающейся части артиллерийской
системы при выстреле является сложным.
При этом существенного влияния выбора зазоров в
механизме вертикального наведения при начальном положении в ту или иную сторону
на величину максимальной нагрузки Umax
по вопросу принятия переноса качающейся части на казенную или дульную часть не
дается.
. Определение плеч действия сил
аккумулятора
Согласно схеме качающейся части определяем
сторону b из ∆BOD
косоугольного ∆AOB
и угол γ.
Угол между сторонами b и r, при различных углах
наведения
ψ = (γ + φ) + φ = 29045
+ φ
Расстояние между неподвижным В и подвижным А
шарнирами
aφ
= √b2
+ r2
- 2∙b∙r∙cosψ
Плечо действия сил аккумулятора
h = rb/aφ∙sinψ
Результаты вычисления в таблице 2.
Таблица 2
φ0
|
ψ0
|
соsψ
|
sinψ
|
aφ,
см
|
h,
см
|
00
|
29045
|
0,8682
|
0,4963
|
64,27
|
45,5
|
5035
|
35020
|
0,8158
|
0,5784
|
68,92
|
49,6
|
100
|
39045
|
0,7688
|
0,6395
|
72,87
|
51,8
|
200
|
49045
|
0,6461
|
0,7633
|
82,16
|
54,8
|
300
|
59045
|
0,5087
|
0,8638
|
91,82
|
55,5
|
400
|
69045
|
0,3461
|
0,9382
|
101,45
|
54,5
|
500
|
79045
|
0,1779
|
0,9841
|
110,55
|
52,5
|
600
|
89045
|
0,0043
|
1,0
|
119,85
|
49,2
|
650
|
94045
|
0,0828
|
0,9965
|
124,10
|
47,3
|
. Определение силовой характеристики
аккумулятора
УМ качающего типа обычно состоит из двух
колонок, расположенных симметрично относительно ствола.
Необходимые силы аккумулятора (для одной
колонки):
Рн = Мk/Kh
= Mk/2h,
K = 2 - число
колонок;
Ход пружины, соответствующий произвольному углу φ
вертикального
наведения, принимая, что работа его начинается с φ = 650
:
xφ
= aφ65
- aφ;
Результаты вычислений вносим в таблицу и строим
график Рн. Согласно кривой необходимых сил, определяем силы пружины.
Прямая сил пружины проходит близко к кривой необходимых сил. Из графика берем:
при φ = 00:
Pφ0
= 2861;
при φ = 650:
Pφ65
= 1406;
Жесткость пружины:
z
= (Pφ0
- Pφ65)/xφmax
= 24,32 кг/см;
Сила пружины аккумулятора при различных углах
наведения:
Pφ
= Pφ65
+ z xφ
= 1406 + 24,32 хφ;
Эффективную силу определяем с учетом потерь на
трение пружин о стенки аккумулятора.
Устойчивость пружины характеризуется отношением:
Н/D = 7,45;
H = 781 мм. - свободная высота пружины;
D = 105 мм. -
средний диаметр пружины;
Т.к. полученное отношение попадает между 5 и 10,
то потери на трение принимаем ±4%
Сила аккумулятора при опускании и поднятии
ствола:
Poφ
= 1,04 Рφ;
Pпφ
= 0,96 Рφ;
Результаты вычисления вносим в таблицу 3.
Таблица 3
φо
|
0о
|
5о35
|
10о
|
20о
|
30о
|
40о
|
50о
|
60о
|
65о
|
х,
см
|
59,83
|
55,18
|
51,23
|
41,94
|
32,28
|
22,65
|
14,1
|
4,25
|
0
|
Pн, кг
|
2861
|
2637
|
2514
|
2311
|
2146
|
1980
|
1779
|
1547
|
1406
|
Pφ,кг
|
2861
|
2747
|
2651
|
2425
|
2191
|
1956
|
1748
|
1509
|
1406
|
Poφ,кг
|
2975
|
2856
|
2757
|
2522
|
2278
|
2034
|
1817
|
1569
|
1462
|
Pпφ, кг
|
2746
|
2637
|
2544
|
2328
|
2103
|
1877
|
1678
|
1448
|
1349
|
. Определение моментов неуравновешенности
качающей части
Эффективный момент для двух колонок:
Мо = КРоφh
- при опускании установки;
Мп = КРпφh
- при поднятии установки;
К = 2 - число колонок;
Момент неуравновешенности качающейся части:
Мон = Мо - Мк -
при опускании установки;
Мпн = Мп - Мк -
при поднятии установки.
Результаты вычислений вносим в таблицу 4.
. Определение момента сил сопротивления
сил повороту качающейся части
Предаточное отношение от шарнира А к оси цапф:
iA
= (r∙b∙cosψ - b2)/a2φ;
для шарнира В:
iB
= (r∙b∙cosψ - r2)/a2φ;
Момент трения в опорах А:
MoA
= K∙f∙rmA∙iA∙Poφ
- при опускании установки;
МпА = K∙f∙rmА∙iА∙
Pпφ
- при поднятии установки;
Момент трения для опоры В:
MoВ
= K∙f∙rmВ∙iВ∙Poφ
- при опускании установки;
МпВ = K∙f∙rmВ∙iВ∙
Pпφ
- при поднятии установки;
f = 0,12 -
коэффициент трения скольжения стали по броне;
rmА
= 1,5 см. - радиус трения или радиус оси в опоре А;
rmВ
= 2,5 см. - радиус трения или радиус оси в опоре В;
Суммарный момент трения в опорах
уравновешивающего механизма, приведенный к оси цапф:
Мот = МоА + МоВ
- при опускании установки;
Мпт = МпА + МпВ
- при поднятии установки;
Угол наклона аккумулятора к горизонту:
θ = γ
+ arcsin(r/aφsinψ);
Равнодействующая сила, действующая на цапфы:
Ro
= √K2∙Poφ2
+ Qk2
- 2∙K∙Poφ∙Qk∙sinθ
- при опускании установки;
Rп
= √K2∙Pпφ2
+ Qk2
- 2∙K∙Pпφ∙Qk∙sinθ
- при поднятии установки;
Момент трения на цапфах качающейся части:
Моu = μ∙rm∙Ro
- при опускании установки;
Мпu = μ∙rm∙Rп
- при поднятии установки;
rm=
0,5d = 4,5 см. - радиус
трения;
d = 9 см. - диаметр
цапф.
Приведенный коэффициент трения скольжения для
опоры с игольчатым подшипником:
μ = 28Кdo/ddk
= 0,0216;
К
= 0,01 см. - коэффициент трения скольжения игольчатого подшипника; o = 12,5 см.
- диаметр игольчатого подшипника по центру игл; k = 1,8 см. -
диаметр иглы;
Момент
сопротивления повороту качающейся части:
Мос
= Мон + Мот + Моu - при опускании установки;
Мпс
= - Мпн + Мпт + Мпu - при поднятии установки.
Результаты
вычислений вносим в таблицу 4.
8. Определение
сил на рукоятке подъемного механизма
Силы
на рукоятке подъемного механизма при установившемся движении:
Pор
= Mос/ηrрi - при
опускании установки;пр = Mпс/ηrрi - при
поднятии установки;
η
= 0,233 - КПД
привода механизма;
rp = 175 мм. -
радиус рукоятки;
i = 297 - передаточное число привода
подъемного механизма от рукоятки к сектору.
Результаты
вычислений вносим в таблицу 4.
Таблица
4
φо
|
00
|
5035
|
100
|
200
|
300
|
400
|
500
|
600
|
650
|
Мк,
кгсм
|
260357
|
261625
|
260487
|
253370
|
238225
|
215835
|
186875
|
152262
|
133087
|
iA
|
1,495
|
1,365
|
1,275
|
1,11
|
0,987
|
0,9
|
0,835
|
0,785
|
0,765
|
iB
|
0,493
|
0,365
|
0,274
|
0,108
|
0,0132
|
0,101
|
0,166
|
0,213
|
0,232
|
θ0
|
55007
|
57031
|
60047
|
61013
|
60038
|
59022
|
5702
|
56013
|
sinθ
|
0,8203
|
0,8436
|
0,8563
|
0,8729
|
0,8764
|
0,8715
|
0,8604
|
0,8418
|
0,8312
|
Mo, кгсм
|
270725
|
283315
|
285625
|
276411
|
252858
|
221706
|
190785
|
154385
|
138305
|
Мон,
кгсм
|
10368
|
21690
|
25138
|
23041
|
14633
|
6871
|
3910
|
2127
|
5218
|
МоА,
кгсм
|
1601
|
1403
|
1265
|
1007
|
809
|
659
|
546
|
443
|
402
|
МоВ,
кгсм
|
880
|
625
|
454
|
163
|
18
|
123
|
180
|
200
|
103
|
Мот,
кгсм
|
2481
|
2028
|
1719
|
1170
|
827
|
782
|
726
|
643
|
505
|
Ro,кг
|
3773
|
3445
|
3205
|
2717
|
2316
|
2016
|
1856
|
1832
|
1820
|
Моu,
кгсм
|
366
|
340
|
334
|
264
|
225
|
195
|
180
|
178
|
176
|
Мос,
кгсм
|
13215
|
24058
|
27191
|
24475
|
15685
|
7848
|
4816
|
2948
|
5899
|
Рор,
кг
|
10,91
|
19.86
|
22,45
|
20,21
|
12,95
|
6,64
|
3,97
|
2,43
|
4,87
|
Мп,
кгсм
|
249977
|
261590
|
263558
|
255148
|
233433
|
204593
|
176190
|
142483
|
127615
|
Мпн,
кгсм
|
-10380
|
-35
|
-3071
|
-1826
|
-4792
|
-11242
|
-10685
|
-9779
|
-5472
|
МпА,
кгсм
|
1477
|
1295
|
1167
|
930
|
747
|
608
|
504
|
409
|
371
|
МпВ,
кгсм
|
812
|
577
|
418
|
150
|
16
|
113
|
167
|
188
|
187
|
Мпт,
кгсм
|
2289
|
1872
|
1585
|
1080
|
763
|
721
|
671
|
597
|
558
|
Rп, кг
|
3382
|
3075
|
2851
|
2413
|
2171
|
1841
|
1748
|
1761
|
1806
|
Мпu,
кгсм
|
328
|
298
|
277
|
234
|
211
|
179
|
169
|
171
|
175
|
Мпс,
кгсм
|
12998
|
2205
|
4933
|
3140
|
5766
|
12142
|
11525
|
10547
|
6205
|
Рпр,
кг
|
10,7
|
1,85
|
4
|
2,53
|
4,76
|
10
|
9,51
|
8,7
|
5,12
|
.
Графическое представление результатов
Графики кривых Рφ,
Роφ,
Рпφ.
Графики кривых Мк, Мо, Мп