Расчет планшетного редуктора
1. Описание конструкции
привода, принципа его действия
Особенностью редуктора является то,
что выходным звеном служит вращающийся корпус при остановленном водиле второй
ступени, которое жёстко связано с металлоконструкцией бетоносмесителя.
2. Расчётная часть
.1 Задание и его
обоснование
Рисунок 2.1 - Кинематическая схема
редуктора: 1 - солнечная шестерня первой ступени; 2 - сателлит первой ступени;
3 - венец; В1 - водило первой ступени; 4 - солнечная шестерня второй
ступени; 5 - сателлит второй ступени; В2 - водило второй ступени
Спроектировать планетарный редуктор
бетоносмесителя по следующим исходным параметрам:
частота вращения входного звена nвх
= 1470 мин-1;
частота вращения выходного звена
(корпуса) nвых = 25 мин-1;
крутящий момент на выходном звене
(корпусе) Твых = 8000 Нм;
срок службы редуктора [Lh]
= 30000 ч.
2.2 Расчёт чисел зубьев
и кинематических параметров редуктора
2.2.1 Расчёт чисел
зубьев
Требуемое передаточное отношение
редуктора при остановленном водиле второй ступени
(«минус» из-за того, что
входной вал и корпус редуктора вращаются в разные стороны).
Базовой расчётной
схемой, для которой известны кинематические соотношения и КПД, при заданной
схеме планетарных передач является кинематическая схема с остановленным
корончатым колесом (т.е. с остановленным корпусом редуктора).
Соответствующее
передаточное отношение редуктора от солнечной шестерни первой ступени к водилу
второй ступени при остановленном корпусе
,
где -
угловая скорость входного звена (солнечной шестерни первой ступени) при
остановленном водиле второй ступени;
- угловая скорость корпуса
при остановленном водиле второй ступени.
Принимаем геометрические
параметры зубчатых зацеплений первой и второй ступеней одинаковыми (кроме
ширины), тогда передаточные отношения каждой ступени при остановленном корпусе
.
Принимаем число зубьев
солнечной шестерни по минимуму:
.
Число зубьев сателлита
из условия соосности
редуктор бетоносмеситель
кинематический прочностной
;
принимаем z2 = z5 = 37.
Число зубьев корончатого
колеса (венца) из условия соосности
.
Проверяем условие
собираемости при числе сателлитов nc = 3:
не целое число, т.е.
условие не выполняется; поэтому уменьшаем число зубьев венца до z3 =
86:
целое. При этом условие
соосности должно быть обеспечено за счёт нарезки зубчатых колёс с необходимым
смещением инструмента, без которого всё равно нельзя обойтись из-за условия
отсутствия подрезания, так как z1
= 13 < zmin = 18.
2.2.2 Кинематический
расчёт
Фактические передаточные отношения:
при остановленном корпусе (базовая
схема)
;
при остановленном водиле
второй ступени
,
что отличается от
ближайшего номинального значения передаточного числа u = 56 на величину
.
Фактическая частота
вращения выходного звена (корпуса)
,
что отличается от
заданного значения 25 мин-1 на величину
.
Фактические частоты
вращения относительно соответствующих водил:
солнечной шестерни
второй ступени
;
сателлита второй ступени
;
сателлита первой ступени
.
2.3 Прочностные расчёты
зубьев передач
Расчёты выполняем только для второй
ступени редуктора как более нагруженной при тех же геометрических параметрах.
Крутящий момент на водиле второй
ступени
,
где Твх -
крутящий момент на входном звене (солнечной шестерне первой ступени);
hст
= 0,98 - КПД одной ступени редуктора в базовой схеме, т.е. при остановленном
корпусе.
Из этого уравнения и из
условия равновесия моментов, действующих на редуктор,
получаем
;
.
КПД редуктора при
остановленном водиле второй ступени
.
2.3.1 Проектировочный
расчёт
Определяем межосевое расстояние из
условия контактной выносливости зубьев колёс в передаче с внешним зацеплением
(солнечная шестерня - сателлит). С учётом технологических возможностей
предприятия-изготовителя выбираем для всех зубчатых колёс в передачах шестерня
- сателлит:
способ обработки зубьев - цементация
и закалка ТВЧ;
твёрдость HRCэ = 59..63.
Принимаем HRCэ = 59, что по шкале Бринелля соответствует HB = 694.
При одинаковой твёрдости расчёт
ведём по шестерне.
Предел контактной выносливости,
соответствующий базовому числу циклов нагрузки (цементация)
.
Коэффициент безопасности
SH = 1,2 (цементация).
Базовое число циклов
изменения напряжений
.
Число циклов изменения
напряжений шестерни
.
Коэффициент
долговечности
.
Поскольку KHL
< 1, принимаем KHL = 1.
Коэффициент, учитывающий
шероховатость поверхности, zR = 0,95 (шероховатость Ra =
1,25).
Допускаемое контактное
напряжение
.
Коэффициент ширины
зубчатого колеса относительно межосевого расстояния для прямозубых колёс на
недлинных жёстких валах (многоступенчатые редукторы) yba
= 0,2…0,4. Учитывая, что в сателлите надо разместить подшипники качения, колесо
делаем широкое: из стандартного ряда принимаем yba
= 0,5.
Коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых передач KHa
= 1.
Коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки по ширине венца, в проектировочном расчёте принимаем
равным KHb = 1,1 исходя из того, что для неприрабатывающихся зубчатых колёс
KHb = 1,1…1,3.
Коэффициент динамической
нагрузки в проектировочном расчёте принимаем равным KHv = 1,3 исходя
из того, что для неприрабатывающихся зубчатых колёс KHv = 1,3…1,5.
Коэффициент нагрузки
.
Расчётный крутящий
момент на шестерне
,
где kс - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
между сателлитами; при плавающей солнечной шестерне kс
= 1,15…1,2; принимаем kс
= 1,15.
Межосевое расстояние
,
где Ka = 460
- средний суммарный коэффициент при расчётах межосевого расстояния с
использованием момента (соединение материалов сталь-сталь; передача
прямозубая); принимаем aw = 125 мм, так как это значение является
стандартным.
Модуль всех зацеплений
.
Определяем
геометрические параметры передач. Минимальный коэффициент смещения для шестерни
из условия отсутствия подрезания
;
принимаем х1
= х4 = 0,24.
Чтобы сохранить принятое
значение межосевого расстояния в передачах с внешним зацеплением, делаем их
равносмещёнными: х2 = х5 = - 0,24.
Для передач с внутренним
зацеплением (сателлит - венец) коэффициент смещения колеса определяем из
условия соосности:
;
,
где a
= 20°
- стандартный угол профиля.
Ширина сателлита
;
с учётом выбранного
подшипника конструктивно принимаем b5 = 75 мм.
Ширина шестерни
.
Остальные геометрические
расчёты передач выполнены с помощью соответствующей компьютерной программы (см.
ниже).
Проверяем условие
соседства сателлитов
,
где da1 = da5 = 192,6 мм - диаметр
вершин зубьев сателлита. Получаем
;
условие выполняется.
2.3.2 Проверочный расчёт
Проверку контактной выносливости не
выполняем, так как ширина колёс по сравнению с расчётной увеличилась.
Проверяем выносливость зубьев обоих
зубчатых колёс передачи шестерня - сателлит.
Предел выносливости при изгибе,
соответствующий базовому числу циклов нагрузки, sFlimb = 800 МПа (цементация).
Коэффициент запаса SF =
2,2 (вероятность нагружения зубьев 0,99).
Коэффициент, учитывающий направление
приложения нагрузки к зубьям, при реверсивной нагрузке KFc = 0,9
(цементация, нагрузка симметричная).
Число циклов изменения напряжений:
шестерни
;
Расчёт геометрии цилиндрических
эвольвентных зубчатых передач внешнего зацепления по ГОСТ 16532-70
Исходные данные
Число зубьев:
шестерни 13
колеса 37
Модуль 5.000 мм
Угол наклона 0° 0' 0»
Исходный контур ГОСТ 13755-81
Угол профиля 20°
Коэффициент высоты головки 1
Коэффициент граничной высоты 2
Межосевое расстояние 125.00 мм
Степень точности 7-B
Результаты расчёта основных
геометрических параметров
Коэффициент смещения:
шестерни 0.2400
колеса -0.2400
Делительный диаметр:
шестерни 65.000 мм
колеса 185.000 мм
Диаметр вершин зубьев:
шестерни 77.400 мм
колеса 192.600 мм
Основной диаметр:
шестерни 61.080 мм
колеса 173.843 мм
Высота зуба 11.250 мм
Результаты расчёта размеров для
контроля
Постоянная хорда зуба:
шестерни 7.707 мм
колеса 6.164 мм
Высота до постоянной хорды зуба:
шестерни 4.798 мм
колеса 2.678 мм
Длина общей нормали:
шестерни (по 2 зубьям) 23.872 мм
колеса (по 4 зубьям) 53.432 мм
Размер:
шестерни по роликам диаметром 8.282
мм 76.966 мм
колеса по роликам диаметром 8.282 мм
193.350 мм
Нормальная толщина зуба:
шестерни 8.728 мм
колеса 6.980 мм
Радиус кривизны активного профиля
зуба
в нижней точке:
шестерни 1.2998 мм
колеса 18.9828 мм
Угол развёрнутости активного профиля
зуба
в нижней точке:
шестерни 2°26'18»
колеса 12°30'46»
Основной угол наклона 0° 0' 0»
Шаг зацепления 14.7607 мм
Осевой шаг -
Ход:
шестерни -
колеса -
Результаты расчёта допусков по ГОСТ
1643-81
Допуски на длину общей нормали:
шестерни -0.11 мм
.17 мм
колеса -0.15 мм
.23 мм
Допуски на толщину зуба по хорде:
шестерни -0.10 мм
.19 мм
колеса -0.15 мм
.26 мм
Допуски на размер по роликам
(шарикам):
шестерни -0.22 мм
.37 мм
колеса -0.43 мм
.66 мм
Расчёт геометрии цилиндрических
эвольвентных зубчатых передач внутреннего зацепления по ГОСТ 19274-73
Число зубьев:
шестерни 37
колеса 86
Модуль 5.000 мм
Угол наклона 0° 0' 0»
Исходный контур ГОСТ 13755-81
Угол профиля 20°
Коэффициент радиуса кривизны
переходной кривой 0.38
Коэффициент граничной высоты 2
Коэффициент радиального зазора 0.25
Межосевое расстояние 125.00 мм
Степень точности 7-B
Результаты расчёта основных
геометрических параметров
Коэффициент смещения:
шестерни -0.2400
колеса 0.2960
Делительный диаметр:
шестерни 185.000 мм
колеса 430.000 мм
Диаметр вершин зубьев:
шестерни 192.600 мм
колеса 424.960 мм
Основной диаметр:
шестерни 173.843 мм
колеса 404.068 мм
Высота зуба:
шестерни 11.250 мм
колеса 10.250 мм
Результаты расчёта размеров для
контроля
Постоянная хорда зуба:
шестерни 6.164 мм
колеса 5.984 мм
Высота до постоянной хорды зуба:
шестерни 2.678 мм
колеса 1.431 мм
Длина общей нормали:
шестерни (по 4 зубьям) 53.432 мм
колеса (по 11 зубьям) 162.022 мм
Размер:
шестерни по роликам диаметром 8.282
мм 193.350 мм
колеса по роликам диаметром 8.282 мм
422.041 мм
Нормальная толщина зуба:
шестерни 6.980 мм
колеса 6.776 мм
Радиус кривизны активного профиля
зуба
в нижней точке:
шестерни 17.0785 мм
колеса 90.1780 мм
Угол развёрнутости активного профиля
зуба
в нижней точке:
шестерни 11°15'27»
колеса 25°34'26»
Основной угол наклона 0° 0' 0»
Шаг зацепления 14.7607 мм
Осевой шаг -
Ход:
шестерни -
колеса -
Допуски на длину общей нормали:
шестерни -0.15 мм
.23 мм
колеса +0.30 мм
+0.21 мм
Допуски на толщину зуба по хорде:
шестерни -0.15 мм
.26 мм
колеса -0.20 мм
.34 мм
Допуски на размер по роликам
(шарикам):
шестерни -0.43 мм
.66 мм
колеса +0.87 мм
+0.60 мм
колеса
.
Коэффициенты
долговечности:
шестерни
колеса
,
где NFO = 4×106
- базовое число циклов изменения напряжений, соответствующее длительному
пределу выносливости, для всех сталей;= 9 - показатель степени для зубчатых
колес при HB > 350 и нешлифованной переходной поверхности.
Поскольку KFL4
< 1 и KFL5 < 1, принимаем KFL4 = 1 и KFL5
= 1.
Допускаемые изгибные
напряжения:
шестерни
;
колеса
.
Коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых передач KFa
= 1.
Коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки по ширине венца, KFb
= 1,8 (колесо размещено на консоли; зубчатые колёса неприрабатывающиеся) при
условии
,
где d4 = 65 мм - делительный диаметр шестерни.
Окружная скорость зубьев
.
Коэффициент динамической
нагрузки KFv = 1,02 (степень точности 7; твёрдость зубьев колеса HRCэ ³ 40; v = 0,582 м/с; прямозубые колёса).
Коэффициент нагрузки
.
Коэффициенты формы
зубьев YF4 = 4,07; YF5 = 3,92 при числах зубьев z4 = 13; z5
= 37 и коэффициентах смещения х4 = 0,24; х5 = - 0,24.
Расчётные изгибные
напряжения:
шестерни
;
колеса
,
где d5 = 185 мм - делительный диаметр колеса.
Следовательно, изгибная
выносливость обеспечивается.
2.3.3 Расчёт сил в
зацеплениях
Окружная сила в передачах типа
солнечная шестерня - сателлит:
второй ступени
;
первой ступени
.
2.4 Расчёт подшипников
сателлитов
Принимаем подшипники по ГОСТ
24696-81 (роликовые радиальные сферические двухрядные с симметричными
роликами).
Наружный диаметр подшипника
,
где zc = z2
= z5 = 37 - число зубьев сателлита.
Приведенная динамическая
нагрузка
,
где Fr и Fa
- соответственно радиальная и осевая нагрузки (в данном случае Fa =
0);
kб
= 1,3…1,8 - коэффициент безопасности (умеренные толчки, вибрация,
кратковременные перегрузки; принимаем среднее значение kб
= 1,5);t = 1 - температурный коэффициент при температуре подшипника
t < 100 °C;= 1,2 - коэффициент вращения (относительно вектора нагрузки
вращается наружное кольцо);, Y - коэффициенты соответственно радиальной и
осевой нагрузок, которые принимаются в зависимости от соотношения величины Fa/(V
Fr) и параметра е - некоторого предельного значения этой
величины (в данном случае Х = 1, так как Fa = 0).
Долговечность подшипника в часах
,
где показатель степени p = 10/3
(роликоподшипники); nп - частота вращения кольца подшипника в мин-1;
С - динамическая грузоподъёмность подшипника.
2.4.1 Вторая ступень
Подшипник 53614 ГОСТ 24696-81
(средняя широкая серия);
d´D´B = 70´150´51; С = 311 кн;
;
;
;
.
2.4.2 Первая ступень
Подшипник 53614 ГОСТ 24696-81
(лёгкая широкая серия);
d´D´B = 80´140´33; С = 176 кн;
;
;
;
.
Следовательно,
долговечность подшипников сателлитов обеспечивается.
С учётом выбранного подшипника
конструктивно принимаем ширину сателлита первой ступени b2 = 50 мм.
Ширина шестерни первой ступени
.
2.5 Расчёт осей
сателлитов
Выполняется только для второй
ступени, где ось меньше по диаметру и значительно больше нагружена.
Изгибающий момент в заделке оси
,
где B = 51 мм - ширина подшипника.
Максимальное нормальное
напряжение от изгиба
,
где d = 70 мм - внутренний диаметр подшипника.
.
Список информации
1. Кузьмин А.В. и др. Расчёты деталей машин: Справ. пособие
/А.В. Кузьмин, И.М. Чернин, Б.С. Козинцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.:
Выш. шк., 1986. - 400 с.: ил.
2. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчёт и проектирование
деталей машин: [Учеб. пособие для техн. вузов]. - 3-е изд., перераб. и доп. -
Харьков: Основа, 1991. - 276 с.
. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студентов
машиностроительных и механических специальностей вузов. - 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: Машиностроение, 1989. - 496 c.: ил.
. Расчёты механических передач. Учебное пособие к курсовому
и дипломному проектированию для студентов механических специальностей /Сост.
С.Г. Карнаух. - Краматорск: ДГМА, 2003. - 292 с.