Современные направления государственного регулирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    136,2 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные направления государственного регулирования














Современные направления государственного регулирования

Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты государственного регулирования

. Современные направления государственного регулирования

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

государственное регулирование финансовое

Финансовые отношения характеризуются общими чертами, а именно - все они:

осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода:

участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;

контролируют и регулируют распределительный процесс; выступают преимущественно в денежной форме.

В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).

Цель работы рассмотреть стратегию государственного регулирования государственных финансов.

Задачи - рассмотреть структуру финансовой системы РФ; описать теоретические аспекты стратегии государственного регулирования финансовых отношений; рассмотреть стратегию как часть финансовой политики государства.

Предмет изучения - стратегия регулирования государственных финансов.

Объект - централизованные финансы как звено финансовой системы РФ.

1. Теоретические аспекты государственного регулирования

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Состав финансовой системы РФ представлен на рисунке 1.

Централизованные публичные финансы - это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с I января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

К сфере государственных и муниципальных финансов относятся следующие звенья: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных фондов; местные бюджеты.

Стратегия государственного регулирования является частью финансовой политики государства.

Рисунок 1. Финансовая система РФ.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

В условиях рынка государственная финансовая политика имеет три направления:

. Совершенствование размещения ресурсов производства товаров и услуг

. Перераспределение определенной части доходов и материальных благ между группами населения.

. Меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста и прогрессивные изменения в структуре экономики.

За каждым из указанных трех направлений государственной финансовой политики должна быть система конкретных мер.

Деятельность государства должна скорректировать недостатки рыночного механизма как экономической базы общества и обеспечить его более эффективную работу, лучшее размещение ресурсов между всеми производящими структурами общества. Это составляет важнейшую функцию государства и непосредственно связано с использованием государственных финансовых фондов.

Другим важным направлением деятельности государственного регулированию рынка, связанным напрямую с расходованием государственных финансовых ресурсов, является перераспределение доходов между членами общества. С целью снижения социальной напряженности и уровня конфликтности в обществе государство должно большое внимание уделять конечному распределению доходов, а значит и всех потребительских благ. Рыночный механизм часто дает нежелательные для общества сбои не только в размещении ресурсов, но и в распределении доходов между членами общества.

Примерами прямого экономического регулирования являются безвозвратное целевое финансирование, субвенции, субсидии.

Одним из ключевых вопросов современной финансовой политики является проблема оптимального уровня налогообложения или масштаба налогового бремени в экономике.

Сегодня налоговая реформа в РФ не решила всех проблем и главной проблемой остается уровень налогового бремени в экономике. Традиционным его показателем является отношение налоговых доходов к ВВП. Выделяют следующие направления решения данной проблемы.

Первое направление представляет собой попытки нащупать оптимальный уровень налогообложения исходя из теоретических конструкций с использованием разнообразного математического аппарата. К числу ключевых вопросов вокруг которых развертывается дискуссия можно отнести следующие вопросы:

Доля налоговых доходов в ВВП

применяемые критерии оптимизации

Соотношение налогообложения доходов и налогообложения расходов

Различные аспекты оптимизации налогообложения доходов, модели оптимального и справедливого налогообложения.

Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Содержание финансовой политики определяется:

· соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов;

· разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

· осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики, которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта

Современная ситуация свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Остановимся прежде всего на проблемах государственных финансов. Главные из них:

1) это сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

2) совершенствование налоговой системы;

3) оптимизация структуры расходов государства;

4) принятие реального и прозрачного бюджета;

5) расширение инвестиционного финансирования;

6) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

7) стабилизация валютного курса рубля;

8) регулирование процентных ставок;

9) повышение эффективности использования государственной собственности;

2. Современные направления государственного регулирования


Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, а именно зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом - для модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика России определяется положениями программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2011-2013 гг.), утверждаемых Правительством РФ, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов.

В связи с этим основными целями и задачами в долгосрочной перспективе должны являться:

1. В бюджетной политике.

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Предлагается исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Необходима координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии требуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.

Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).

Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.

В то же время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.

Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам:

Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет ожидается значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции возможно увеличение на 6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. - фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. - стипендиальный фонд.

В рамках соответствующих государственных программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжить развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».

При планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.

Финансирование расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку новых видов вооружения, обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры Вооруженных Сил Российской Федерации), реализацию социальных гарантий для военнослужащих.

С 2011 года должна начаться реализация Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. На осуществление Государственной программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.

Необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.

С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.

При этом необходимы новые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

В связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

Необходимо обеспечить функционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта.

Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).

Механизм выделения бюджетных грантов для поддержки отечественных инновационных проектов должен быть ориентирован на обеспечение общегосударственных приоритетов.

При этом бизнес должен финансироваться в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть финансирования.

В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет собственных доходов - это предпосылка для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

К основным задачам современной налоговой политики России относятся следующие:

·  значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени;

·  упрощение налоговой системы;

·  минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

·  снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

·  оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

·  создание условий для легализации прибылей предприятий;

·  сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться совершенствованием налогового администрирования;

- усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

· зависимость от конечной цели;

· макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

· соответствие интересам всех членов общества;

· использование экономических законов;

· учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами - обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Система управления финансами представлена на рис. 1. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

Заключение


Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;

бездефицитного государственного бюджета;

устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер. инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

Применение стратегического управления в государственном управлении объективно вытекает из необходимости обеспечения функций государства с миссией нестабильной среде. Содержание стратегического управления определяется необходимостью развивающего, проактивного поведения органов управления во внешней и внутренней среде. Существенным процессом, определяющим современное развитие, является глобализация мировой экономики, а главной стратегией страны- модель участия в этом процессе. Если у страны отсутствуют свои сценарии развития в условиях глобализации, то они вынуждены будут участвовать в этом процессе по «чужим», задаваемым извне правилам, стратегиям. Ведущая организующая роль в процессе организации разработки стратегии развития принадлежит органам управления. Именно они должны стать инициирующей силой партнерства между властью, деловым сообществом и населением в деле формирования стратегия развития.

Список используемых источников и литературы

государственное регулирование финансовое

1.              Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах»

2.       Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

4.              Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

5.       Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р.

6.   Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового, контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и К0, 2008.

7.       Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010.

8.   Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.

9.       Финансовый контроль и новые информационные технологии // Материалы Международной научно-практической конференции / Ред. кол.: С.В. Степашин и др. М.: ИД «Финансовый контроль», 2002.

.        Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М: Финансы и статистика, 2008.

11.   Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.

Похожие работы на - Современные направления государственного регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!