Полномочия участников бюджетного процесса
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по бюджетной системе
на тему:
«Полномочия участников бюджетного процесса»
Выполнила: студентка V курса
группы 5032
Кабирова Ек. А.
Проверила: доцент
кафедры Детнева Э. В.
Дубна, 2007
Содержание
Введение3
Понятие и принципы бюджетного процесса4
Участники бюджетного процесса на федеральном уровне7
Полномочия участников бюджетного процесса на федеральном уровне8
Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации9
Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации14
Бюджетные полномочия Федерального казначейства15
Бюджетное администрирование в Германии19
Заключение26
Список использованной литературы29
Введение
Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс подразумевает наличие участников этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения Данная работа посвящена рассмотрению бюджетного процесса, его участников, а также рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса на федеральном уровне.
При написании работы, ставятся следующие задачи:
üознакомится с понятием бюджетного процесса и его принципами;
üрассмотреть основных участников бюджетного процесса;
üрассмотреть основных участников бюджетного процесса на федеральном уровне;
üрассмотреть органы, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном уровне;
ü рассмотреть бюджетное администрирование в Германии;
üопределить сходства и различия между полномочиями участников бюджетного процесса Российской Федерации и Германии;
Понятие и принципы бюджетного процесса
бюджетный процесс финансовый федеральный
Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой. Под финансово-бюджетной политикой понимается совокупность проводимых органами власти действий и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).
В Российской Федерации Бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:
Øвыявление материальных и финансовых резервов государства;
Øмаксимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
Øмаксимально точный расчет расходов бюджетов;
Øобеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
Øсогласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
Øосуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдении которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:
Øцеленаправленность и юридическая результативность;
Øформализация процедур:
- нормирование процессуальных сроков;
- закрепление полномочий участников;
- преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблюдение бюджетной дисциплины;
Øцикличность;
Øнепрерывность;
Øстадийность;
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.
К этим принципам бюджетного процесса относятся:
Øобщие принципы бюджетной системы РФ, такие как:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
самостоятельность бюджетов;
равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированность бюджета;
эффективность и результативность использования бюджетных средств;
общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
прозрачность (открытость);
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер бюджетных средств;
подведомственность расходов бюджетов;
Øспециальные принципы, к которым относятся:
- последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительской власти. Проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти;
ежегодность бюджета. Включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: прозрачности бюджетной деятельности, эффективность бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития;
публичность и гласность, предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати;
специализация бюджетных показателей состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов - по целевому назначению и направлениям деятельности.
Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности:
Øсоставление проектов бюджетов;
Øрассмотрение и утверждение бюджетов;
Øисполнение бюджетов;
Øсоставление, внешние проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Стадии бюджетного процесса:
Øследуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время;
Ø имеют свое назначение;
Øдолжны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.
Участники бюджетного процесса на федеральном уровне
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
ØПрезидент Российской Федерации;
ØГосударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
ØСовет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
ØПравительство Российской Федерации;
ØМинистерство финансов Российской Федерации;
ØФедеральное казначейство;
Øорганы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
ØЦентральный Банк Российской Федерации;
ØСчетная палата Российской Федерации;
ØФедеральная служба финансово-бюджетного надзора;
Øорганы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
Øглавные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
Øиные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
Øглавные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Øглавные администраторы доходов федерального бюджета;
Øглавные администраторы доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Øглавные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;
Øглавные администраторы источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Полномочия участников бюджетного процесса на федеральном уровне
Под бюджетными полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления) понимаются установленные законодательством РФ права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по бюджетному регулированию.
В соответствии с настоящим Бюджетным Кодексом Российской Федерации участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
ØПрезидент Российской Федерации;
ØГосударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
ØСовет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Ø Министерство финансов Российской Федерации;
ØФедеральное казначейство;
Øорганы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
ØЦентральный Банк Российской Федерации;
ØСчетная палата Российской Федерации;
Øгосударственные внебюджетные фонды;
Øглавные распорядители и распорядители бюджетных средств;
Ø иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
üсоставляет проекты федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
üосуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
üразрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
üведет реестр расходных обязательств РФ;
üразрабатывает прогноз основных параметров бюджетов Бюджетной системы РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;
üполучает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ и прогноза консолидированного бюджета;
üпроектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
üразрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
üосуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;
üразрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
üпредставляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;
üпредставляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;
üведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;
üучитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, ин формацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;
üосуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;
üорганизует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;
üустанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений;
üустанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
üсоставляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;
üустанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности;
üутверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
üразрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);
üнаправляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);
üобеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
üосуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований;
üустанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;
üустанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;
üосуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
üосуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
üобладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса;
üосуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;
üустанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;
üустанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
üосуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;
üисполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
üосуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации
Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (министр финансов) имеет исключительное право:
üутверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджет;
üвносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
üутверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;
üвносить изменения в лимиты бюджетных обязательств;
üдавать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета;
üзапретить главным распорядителям средств федерального бюджета изменять целевое назначение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в том числе на основании представления Счетной палаты Российской Федерации или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующего о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета;
üназначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств. К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета;
üзапретить получателю средств федерального бюджета осуществление отдельных расходов;
üвыносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса).
Бюджетные полномочия Федерального казначейства
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
üпроизводит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
üперечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
üоткрывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учет.) средств, предусмотренных законодательством Российской Феде рации, устанавливает режим этих счетов в соответствии с настоящим Кодексом;
üнаправляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
üосуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
üосуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
üустанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом;
üосуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
üведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ü доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
üосуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
üдоводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования;
üдоводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
üдоводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;
üведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
üполучает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;
üсоставляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;
üсоставляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации;