Полномочия участников бюджетного процесса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Полномочия участников бюджетного процесса

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра экономики







КУРСОВАЯ РАБОТА

по бюджетной системе

на тему:

«Полномочия участников бюджетного процесса»


Выполнила: студентка V курса

группы 5032

Кабирова Ек. А.

Проверила: доцент

кафедры Детнева Э. В.




Дубна, 2007

Содержание

Введение3

Понятие и принципы бюджетного процесса4

Участники бюджетного процесса на федеральном уровне7

Полномочия участников бюджетного процесса на федеральном уровне8

Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации9

Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации14

Бюджетные полномочия Федерального казначейства15

Бюджетное администрирование в Германии19

Заключение26

Список использованной литературы29

Введение

Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс подразумевает наличие участников этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения Данная работа посвящена рассмотрению бюджетного процесса, его участников, а также рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса на федеральном уровне.

При написании работы, ставятся следующие задачи:

üознакомится с понятием бюджетного процесса и его принципами;

üрассмотреть основных участников бюджетного процесса;

üрассмотреть основных участников бюджетного процесса на федеральном уровне;

üрассмотреть органы, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном уровне;

ü рассмотреть бюджетное администрирование в Германии;

üопределить сходства и различия между полномочиями участников бюджетного процесса Российской Федерации и Германии;

Понятие и принципы бюджетного процесса

бюджетный процесс финансовый федеральный

Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой. Под финансово-бюджетной политикой понимается совокупность проводимых органами власти действий и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

В Российской Федерации Бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:

Øвыявление материальных и финансовых резервов государства;

Øмаксимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

Øмаксимально точный расчет расходов бюджетов;

Øобеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

Øсогласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

Øосуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдении которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

Øцеленаправленность и юридическая результативность;

Øформализация процедур:

- нормирование процессуальных сроков;

- закрепление полномочий участников;

- преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблюдение бюджетной дисциплины;

Øцикличность;

Øнепрерывность;

Øстадийность;

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

К этим принципам бюджетного процесса относятся:

Øобщие принципы бюджетной системы РФ, такие как:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

самостоятельность бюджетов;

равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджета;

эффективность и результативность использования бюджетных средств;

общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

прозрачность (открытость);

достоверность бюджета;

адресность и целевой характер бюджетных средств;

подведомственность расходов бюджетов;

Øспециальные принципы, к которым относятся:

- последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительской власти. Проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти;

ежегодность бюджета. Включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: прозрачности бюджетной деятельности, эффективность бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития;

публичность и гласность, предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати;

специализация бюджетных показателей состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов - по целевому назначению и направлениям деятельности.

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности:

Øсоставление проектов бюджетов;

Øрассмотрение и утверждение бюджетов;

Øисполнение бюджетов;

Øсоставление, внешние проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Стадии бюджетного процесса:

Øследуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время;

Ø имеют свое назначение;

Øдолжны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.

Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

ØПрезидент Российской Федерации;

ØГосударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

ØСовет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

ØПравительство Российской Федерации;

ØМинистерство финансов Российской Федерации;

ØФедеральное казначейство;

Øорганы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

ØЦентральный Банк Российской Федерации;

ØСчетная палата Российской Федерации;

ØФедеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Øорганы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

Øглавные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

Øиные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

Øглавные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

Øглавные администраторы доходов федерального бюджета;

Øглавные администраторы доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

Øглавные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;

Øглавные администраторы источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

Полномочия участников бюджетного процесса на федеральном уровне

Под бюджетными полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления) понимаются установленные законодательством РФ права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по бюджетному регулированию.

В соответствии с настоящим Бюджетным Кодексом Российской Федерации участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

ØПрезидент Российской Федерации;

ØГосударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

ØСовет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Ø Министерство финансов Российской Федерации;

ØФедеральное казначейство;

Øорганы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

ØЦентральный Банк Российской Федерации;

ØСчетная палата Российской Федерации;

Øгосударственные внебюджетные фонды;

Øглавные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Ø иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

üсоставляет проекты федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

üосуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

üразрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;

üведет реестр расходных обязательств РФ;

üразрабатывает прогноз основных параметров бюджетов Бюджетной системы РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;

üполучает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ и прогноза консолидированного бюджета;

üпроектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;

üразрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

üосуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;

üразрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

üпредставляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;

üпредставляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

üведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

üучитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, ин формацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

üосуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;

üорганизует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;

üустанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений;

üустанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

üсоставляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

üустанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности;

üутверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

üразрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

üнаправляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

üобеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

üосуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований;

üустанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;

üустанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

üосуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

üосуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

üобладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса;

üосуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

üустанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;

üустанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

üосуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

üисполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

üосуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации

Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (министр финансов) имеет исключительное право:

üутверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджет;

üвносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

üутверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

üвносить изменения в лимиты бюджетных обязательств;

üдавать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета;

üзапретить главным распорядителям средств федерального бюджета изменять целевое назначение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в том числе на основании представления Счетной палаты Российской Федерации или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующего о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета;

üназначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств. К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета;

üзапретить получателю средств федерального бюджета осуществление отдельных расходов;

üвыносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса).

Бюджетные полномочия Федерального казначейства

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

üпроизводит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

üперечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

üоткрывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учет.) средств, предусмотренных законодательством Российской Феде рации, устанавливает режим этих счетов в соответствии с настоящим Кодексом;

üнаправляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

üосуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

üосуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;

üустанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом;

üосуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

üведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ü доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

üосуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;

üдоводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования;

üдоводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

üдоводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;

üведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;

üполучает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;

üсоставляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;

üсоставляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации;

üобеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;

üосуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;

üосуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований).

Бюджетное администрирование в Германии

В различных зарубежных странах существуют различные системы управления государственными ресурсами. Главной целью создания данных систем является содействие оптимальному управлению государственными ресурсами. Органами, на которые возлагаются функции по управлению государственными ресурсами, во многих странах являются казначейства. Роль казначейств, в зависимости от бюджетной спецификации конкретной страны, может меняться от пассивной, когда казначейство лишь выделяет средства бюджетным учреждениям, согласно утвержденным им бюджетным ассигнованиям, до активной, где казначейство вправе перераспределять ресурсы, контролировать лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов в соответствии с заранее заданными критериями. Во многих странах на казначейство возлагаются функции по управлению государственным долгом.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что единой модели казначейской системы управления государственными ресурсами, так таковой, не существует. В каждой стране она имеет свою особенность, обусловленную экономическим состоянием страны, историческими традициями развития бюджетного устройства и процесса и пр.

Современное состояние бюджетной системы и бюджетного устройства Германии нашло отражение в принятом в 1997 г. законе «О дальнейшем развитии в сфере бюджетного права на федеральном и земельном уровнях».

Система бюджетного администрирования (СБА) - процесс функционирования и взаимодействия институциональных структур, уполномоченных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на выполнение функций по поводу формирования, распределения и контроля за бюджетными денежными средствами и обязательствами.

Объектами бюджетного администрирования являются бюджетные финансовые ресурсы федерального правительства (I уровень бюджетной системы), земельных Правительств и коммун (муниципалитетов) (II и III уровни соответственно).

Субъекты системы бюджетного администрирования достаточно многообразны и по принципу разграничения бюджетных полномочий могут быть объединены в следующие группы:

Øфинансовые органы (министерство финансов и его подразделения, институциональные субъекты 8 федеральных землях);

Øорганы денежно-кредитного регулирования (Бундесбанк и его подразделения в федеральных землях);

Øорганы государственного финансового контроля (Счетная палата ФРГ).

В Минфине страны сконцентрированы не только расходные полномочия в части кассового исполнения федерального бюджета, но и администрирование практически всех доходов, поступающих в казну государства.

Наряду с традиционными для российского финансового ведомства функциями (разработка, сопровождение при принятии, кассовое исполнение федерального бюджета, выработка предложений и конкретных мер по совершенствованию бюджетной системы РФ и развитию бюджетного федерализма и т.д.), министерство финансов осуществляет через свои подразделения такие функции, как сбор таможенных и некоторых прямых налоговых платежей, управление федеральным имуществом, регулирование рынка ценных бумаг и т.д.

Министерство финансов ФРГ имеет территориальные органы. В сфере их компетенции находятся помимо функциональных отделов ряд институциональных единиц федерального подчинения (таможенные службы, федеральные кассы и т.д.), а также финансовые ведомства федеральных земель.

Функциональные отделы главных финансовых дирекций (ГФД) выполняют следующее:

Øуправляют деятельностью соответствующих ведомств и служб на территории федеральных земель;

Øосуществляют контрольные и аналитические функции;

Ø являются единым получателем сметных бюджетных ассигнований для всех подведомственных структур федерального подчинения.

В рамках администрирования бюджетных доходов в ФРГ применяется принцип учета методом начисления соответствующего дохода у субъекта администрирования, кассовый учет фактических поступлений у соответствующей структурной единицы министерства финансов.

Наряду с ФК для упрощения процедуры оплаты части платежей существуют Платежные терминалы (ПТ), которые являются структурными подразделениями федеральных касс (например, в крупных патентных учреждениях - для уплаты соответствующих сборов, в аэропортах - для осуществления таможенных платежей). В основном через ПТ производятся платежи в наличной форме или посредством пластиковых карт.

Федеральная часть регулирующих налогов, администрируемая финансовыми ведомствами федеральных земель, аккумулируются в главной федеральной кассе федерального ведомства по финансам.

Федеральное ведомство по финансам (ФВФ) - важнейшее подразделение Министерства финансов ФРГ, которое ведет центральный бюджетный счет ФРГ и осуществляет по нему как приходные, так и расходные операции с помощью централизованной базы данных системы «бюджетно-кассовый учет» (БКУ) и через главную федеральную кассу, являющуюся структурным подразделением ФВФ, совместно с соответствующими департаментами Минфина управляет ликвидностью бюджетной системы ФРГ.

Система БКУ решает следующие задачи:

üкассовый учет поступлений и расходов;

üбухгалтерский учет бюджетных потоков и обязательств;

üсоставление ежедневных бухгалтерских балансов в форме оборотно-сальдовых регистров учета;

üподготовку отчетов и информационного обеспечения Правительства ФРГ;

üобеспечение проведения платежей;

üнадежное архивирование баз данных:

üполучение федеральными и земельными кассами выписок по лицевым счетам о проведенных операциях по дебету и кредиту.

Совокупность задач, решаемая системой «Бюджетно-кассовый учет», охватывает три важнейшие фазы бюджетного процесса:

Øбюджетное планирование;

Øисполнение бюджета;

Øбюджетный контроль.

Управление ликвидностью центрального бюджетного счета осуществляется в строгом соответствии с бюджетным законодательством:

При относительной недостаточности денежных средств для покрытия всех необходимых бюджетных расходов федеральные органы исполнительной власти мобилизуют заемные средства на кредитном рынке относительной избыточности бюджетных средств уполномоченные органы имеют право осуществить краткосрочные процентные вложение на денежном рынке.

Взаимодействие субъектов системы бюджетного администрирования в процессе исполнения бюджетов строится на следующих базисных принципах:

üединство и полнота бюджетный системы страны;

üсовокупное покрытие расходов бюджетов;

üгодичный бюджетный период; своевременность представления бюджетов (до начала бюджетного года);

üнеизменность бюджетных параметров;

üэкономичность и экономность расходования бюджетных средств;

üсбалансированность бюджетов;

üдостоверность и ясность бюджетов:

üбрутто-принцип (доходы и расходы представлены раздельно и в полном объеме;

üпринцип «разделения учетных единиц» (доходы - по источникам возникновения, расходы и обязательства - по целевым статьям);

üпринцип разделения правомочности осуществления бюджетных расходов от правомочности принятия бюджетных обязательств уполномоченными лицами.

Бюджетное администрирование, например, расходования средств федерального бюджета ФРГ основывается на следующих принципах организации бюджетной системы ФРГ:

Ø«принцип минимальности» - достижение определенных результатов при минимальных бюджетных издержках;

Ø«принцип максимальности» - достижение максимального возможных результатов при определенных бюджетных затратах;

Øпринцип «умеренной детализации целевого характера выделяемых ассигнований»;

Øпринцип «возникновения потребности в бюджетных ресурсах исключительно в момент осуществления кассовых бюджетных расходов»;

Øпринцип «разделения информационных и кассовых потоков»;

Øпринцип «персональной ответственности» руководителей учреждений и организаций, получающих средства из федерального бюджета за их расходование.

В ФРГ установлен отраслевой принцип формирования бюджетной росписи с достаточной детализацией ассигнований. Объемы бюджетных прав своевременно доводятся до распорядителей бюджетных ассигнований всех уровней и получателей соответствующих средств. Их руководители несут всю полноту ответственности за эффективность, экономичность и целевой характер бюджетных расходов.

Предварительного и текущего контроля за этими вопросами (в привычном для российской бюджетной системы) со стороны федеральных касс в ФРГ нет. В то же время в рамках системы БКУ Федеральные кассы выполняют следующие функции: платежную, учетную (включая как учет объемов бюджетных прав, так и их реализацию), аккумулирование первичных платежных документов.

При этом Федеральные кассы используют следующие технологические принципы:

Øпринцип «единого банковского счета», ведущегося в Главной федеральной кассе ФВФ;

Øпринцип «четырех глаз» (контроль за подготовленными платежными документами со стороны не менее чем двух сотрудников);

Ø принцип разграничения и ясности полномочий и ответственности сотрудников;

Øпринцип предоставления данных Счетной палате для перепроверки в рамках последующего контроля.

Согласно принятой Минфином ФРГ концепции реформирования кассовой организации исполнения бюджета до 2008 года ведется соответствующая работа по двум направления:

üслияние гражданских и военных федеральных касс (в виде эксперимента это уже осуществлено в г. Киле);

üукрупнение федеральных касс с соответствующим высвобождением персонала (к 2008 г. их должно остаться четыре), а совокупная численность персонала должна уменьшиться вдвое.

Таким образом, бюджетополучатели открывают и содержат свои лицевые счета по учету и движению бюджетных средств в федеральных кассах. Основными функциями кассовой системы ФРГ являются: учет движения бюджетных средств и качественное представление расчетной услуги клиенту.

Заключение

Государственный бюджет - основной финансовый план государства, является главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

В процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений - органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.

В данной курсовой работе были рассмотрены два федеративных государства: Российская Федерация (РФ) и Федеративная Республика Германия (ФРГ).

Сравнивая полномочия участников бюджетного процесса двух государств, можно заметит следующее, что:

1.В Минфине ФРГ сконцентрированы: расходные полномочия в части кассового исполнения федерального бюджета, и администрирование практически всех доходов, поступающих в казну государства.

2.Как и Минфин РФ, Минфин ФРГ осуществляет через свои подразделения такие функции, как:

- сбор таможенных и некоторых прямых налоговых платежей;

управление федеральным имуществом;

регулирование рынка ценных бумаг;

и другое.

.В РФ центральный бюджетный счет ведет и осуществляет по нему как приходные, так и расходные операции Федеральное казначейство, а в ФРГ - Федеральное ведомство по финансам (ФВФ), которое проводит данные операции с помощью системы «бюджетно-кассовый учет» (БКУ).

4.В ФРГ имеет отраслевой принцип формирования бюджетной росписи с достаточной детализацией ассигнований.

.Система бюджетного администрирования имеет следующие позитивные элементы:

- завершенность и гибкость. Принцип завершенности предлагает единство методологии СБА, четкость в распределении полномочий и ответственности между всеми ее субъектами. Принцип гибкости предопределяет высокую степень адаптируемости системы и изменениям внешней среды и соответствующую модификацию функций и задач внутри системы;

эффективность и действенность - обусловлены многолетней апробацией данной СБА и установлением четких правил и процедур взаимодействия субъектов системы, выработкой федеральных стандартов (в частности - по вопросу скорости проведения расходных операций), а также - постоянным жестким контролем за их исполнением;

экономичность. Реализация данного принципа основана на экономии факторов производства (в первую очередь трудовых ресурсов и средств производства) в процессе осуществления бюджетного администрирования.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. - 10-е издание - М.: Ось-89, 2007. - 368 с. (Кодекс);

2.Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»);

.Журнал «Финансы» - 2002, №9;

Похожие работы на - Полномочия участников бюджетного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!