План финансового оздоровления ОАО 'Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    496,87 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

План финансового оздоровления ОАО 'Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение'

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения

Факультет Экономики и Управления

Кафедра Финансов и Антикризисного Регулирования







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория и практика финансового оздоровления предприятия

План финансового оздоровления ОАО «Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения»

Выполнила:

студентка группы УА-07-1

Чупрова К.А.

Руководитель:

к. э. н., доцент Лоскутова Е. В.

Иркутск, 2010

Содержание

Введение

. Общая характеристика предприятия ОАО «У-УППО»

. Описание бизнеса ОАО «У-УППО» и состояния рынка выпускаемой продукции

. Анализ финансового состояния ОАО «У-УППО» и причин необходимости его оздоровления

. Маркетинговый план ОАО «У-УППО»

. Мероприятия по восстановлению платежеспособности ОАО «У-УППО»

. Производственный план ОАО «У-УППО»

. Финансовый план ОАО «У-УППО»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности.

Внешняя среда организации меняется все быстрее и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего успеха.

Необходимость финансового оздоровления большинства российских предприятий вызвана кардинальным изменением условий хозяйствования, переходом от командно-административных методов функционирования к новым рыночным методам.

Для функционирования в рыночных условиях предприятия должны переориентироваться на удовлетворение потребностей рынка, увеличение прибыли и повышение эффективности.

Ключевая задача финансового оздоровления предприятий - освоение новых рынков сбыта, в обеспечение которой реализуются меры по проведению маркетинга. Освоение новых рынков сбыта осуществляется как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые рынки. Оба направления влекут за собой решение задачи повышения качества выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения.

В настоящее время финансовое оздоровление носит особую актуальность, так как большинство отечественных предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные как с внешними общегосударственными проблемами, так и с внутренними проблемами - неэффективным маркетингом, неэффективным использованием средств, неэффективным производственным менеджментом, несбалансированностью финансовых потоков.

Целью курсовой работы является составление плана финансового оздоровления исследуемого предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение».

Для выполнения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы финансового оздоровления предприятия;

рассчитать и оценить финансовые коэффициенты;

определить характер финансовой устойчивости и разработать пути финансового оздоровления.

1. Общая характеристика предприятия ОАО «У-УППО»

Полное фирменное наименование предприятия: Открытое Акционерное Общество «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение».

Сокращенное фирменное наименование предприятия: ОАО «У-УППО».

Дата регистрации предприятия: 25 мая 1994 года.

Номер государственного регистрационного свидетельства: 5227.

Наименование органа, зарегистрировавшего предприятие: Администрация города Улан-Удэ.

Почтовый и юридический адрес предприятия: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Хоца Намсараева, 7.

Вышестоящий орган: Департамент авиационно-космической промышленности и судостроения.

Основной вид деятельности:

производство элементов и систем авиационной автоматики и других видов спецтехники;

производство товаров народного потребления;

производство продукции производственно-технического назначения;

оказание услуг производственного характера;

информационное обслуживание;

торговая, закупочная, сбытовая деятельность;

оказание услуг складского хозяйства;

-организация и участие в деятельности создаваемых с другими организациями совместных предприятий;

- выполнение договорных обязательств.

Деятельность ОАО «У-УППО» не ограничивается оговоренной в Уставе деятельностью. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие законодательству, признаются действительными.

В своей деятельности ОАО «У-УППО» руководствуется: Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об акционерных обществах», прочими законами Российской Федерации и иными правовыми актами, а также Уставом ОАО «У-УППО».

Форма собственности ОАО «У-УППО»: смешанная.

Данные об уставном капитале общества:

Госкомитет по Управлению имуществом РФ, его доля в уставном капитале - 25,5 %;

ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное объединение» - 43,3 %;

ООО «МАГВО», 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 35 - 19,4 %;

Физическое лицо Сиденов С.А., г. Улан-Удэ, ул. Шумяцкого, 14-24 - 6,6%.

Диаграмма 1


«У-УППО» состоит из четырех подразделений:

.Сборочное, механо-заготовительное и литейное - осуществляющие изготовление продукции ВП.

.Подразделение «Система» - осуществляющее изготовление систем, автоматов, теплосчетчиков, сварочных аппаратов и др.

.Подразделение «Виток» - осуществляющее изготовление ТНП.

.Исполнительная дирекция, которую возглавляют директора технической, экономической, финансовой, коммерческо-сбытовой, маркетинговой, снабженческой, кадровой и др. служб.

. Руководители ОАО «У-УППО»:

Совет директоров, генеральный директор - Соляник Сергей Владимирович.

. Управленцы ОАО «У-УППО»:

Помощник директора по реформированию, зам. директора по производству, зам. директора по МТС и сбыту, зам. директора по персоналу, помощник директора соц. сферы.

. Специалисты ОАО «У-УППО»:

Главный инженер - Рыков Иван Юрьевич; технологи, экономисты, бухгалтеры.

. Исполнители ОАО «У-УППО»:

Рабочие.

Основное направление деятельности предприятия определяет собрание акционеров. Совет директоров принимает управленческие решения. Во главе предприятия стоит генеральный директор.

На предприятии действует линейно-функциональная структура управления. Первому руководителю в разработке конкретных вопросов, подготовке соответствующих решений, программ и планов, помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процесса производства, освобождает линейного руководителя от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства.

2. Описание бизнеса ОАО «У-УППО» и состояния рынка выпускаемой продукции

История ОАО «У-УППО» началась в 1960 г., когда в г. Улан-Удэ был создан приборостроительный завод. В 1969 г. заводу было присвоено звание имени 50-летия Ленинского Комсомола. А 9 апреля 1981 г. завод был преобразован в «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение».

января 1960 г., решением Бурятского Совета Народного Хозяйства, директором завода был назначен Иван Степанович Медведев. К концу 1960 г. численность коллектива составила 271 человек.

В ноябре 1978 г. на станции Мысовая Бурятской АССР был создан филиал объединения.

ОАО «У-УППО» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации («Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества») путем приватизации государственного предприятия «У-УППО», созданного в г. Улан-Удэ в 1961 г. и занимающегося производством систем и комплектующих изделий для аэрокосмической и судостроительной промышленности. Вновь созданное Общество является его правопреемником, и с момента его преобразования в Акционерное Общество приобретает права и исполняет обязанности, существовавшие у данного предприятия. Предприятие не является монополистом и не включено в государственный реестр РФ предприятий монополистов.

Основной специализацией предприятия является изготовление микромашин, индукционных датчиков, сложных электронных систем. Однако программой конверсии предусматривается перепрофилирование производства с авиационных приборов на выпуск двигателей малой мощности для пылесосов, вентиляторов, товаров народного потребления.

Вот некоторые из них:

Теплосчетчик ТС-06 позволяет оптимизировать отопительные процессы и исключить необоснованные энергозатраты;

Тепловентилятор «Байкал» предназначен для дополнительного обогрева и принудительной циркуляции воздуха в бытовых помещениях;

Гидроинструмент - это ручные гидронасосы 5-ти моделей с диапазоном объемов баков от 0,4 до 8,0 литров;

Электропылесос «Байкал»;

Сварочный аппарат «А-150-3» выполняет электросварку и резку металлов постоянным током, электродами любой марки, зарядку аккумуляторов, запуск холодного двигателя автомобиля.

Выпуск всех видов товаров, предлагаемых данным предприятием, ориентирован, главным образом, на регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Якутии. Их особенности: суровые климатические условия, удаленность от Центральных районов, насыщенность рынка автомобильным транспортом, намечающееся строительство линии газопровода в Бурятии и Монголии, реконструкция гостиничных комплексов. Предусматривается значительная доля поставок на экспорт, так как все предлагаемые конструкции - экспортопригодны. Возможен выход на рынок стран Юго-Восточной Азии, Кореи и США. ОАО «У-УППО» никогда не испытывало трудностей в реализации продукции гражданского назначения.

ОАО «У-УППО» создает рабочие места и повышает общее благосостояние уровня жизни населения. Причем, денежный оборот остается в регионе, а это означает, что в местные и федеральные бюджеты производятся своевременные значительные денежные поступления. На базе уже разработанных изделий, ведется совершенствование и расширение ассортимента товара. Если пылесос, то ранцевого типа и с функцией влажной уборки, если тепловентилятор, то усовершенствованного дизайна.

На предприятии ОАО «У-УППО» разработана договорная система сбыта продукции. Применяются посреднические и бартерные договора, используются дилерские услуги, предусмотрена поощрительная система вознаграждения.

Доля конкурентов на рынках Сибири и Дальнего Востока незначительна. Следовательно, доля продаж продукции ОАО «У-УППО» будет преобладающей, а именно 60 % от общей доли продаж.

Таблица 1 «Конкуренты ОАО «У-УППО»

Предприятие - конкурент

Наименование товара

Аналогичный товар конкурента

Доля продаж на рынке

г. Улан-Удэ, «Теплоприбор»

Теплосчетчик «ТС-06»

Теплосчетчик «СТ-33»

8 %

г. Чебоксары, «Элара»

Тепловентилятор «Три в одном»

Тепловентилятор «СТ-33»

7 %

г. Харьков, «Элара»

Тепловентилятор «Три в одном»

Тепловентилятор «СТ-33»

4,5 %

г. Иркутск, «Энерпред»

Гидроинструменты

Гидроинструменты

3,8 %

г. Киев, «Уралэлектромотор»

Пылесос

Веста «1000»

2 %

г. Екатеринбург, «Уралэлектромотор»

Пылесос

Урал «1000»

5 %

г. Серпухов «Металлист»

Пылесос

Тайфун «1000»

3 %

г. Саратов, «Электроагрегатный завод»

Многоцелевой сварочный аппарат

МА «150»

2,7 %

г. Екатеринбург, «Уралэлектротехмаш»

Многоцелевой сварочный аппарат

СПЗ-4 «140»

2,5 %

г. Прокопьевск, «Электромашина»

Многоцелевой сварочный аппарат

1,5 %


Сильные стороны конкурента: широкий ассортимент предлагаемой продукции; продукция активно участвует на рынке продаж.

Слабые стороны: значительная удаленность от регионов Сибири и Дальнего Востока, что влечет за собой высокие транспортные расходы и, соответственно, повышение цены.

Преимущества ОАО «У-УППО» перед конкурентами: доставка продукции до места назначения производиться за счет поставщика; производиться обязательный монтаж и послепродажное обслуживание оборудования; корректировка цен происходит индивидуально с каждым потребителем.

Все эти качества делают ОАО «У-УППО» предпочтительней перед потенциальными конкурентами.

Диаграмма 2

 

3. Анализ финансового состояния ОАО «У-УППО» и причин необходимости его оздоровления

Основные результаты деятельности ОАО "У-УППО" за 2009 год:

Объём товарной продукции составил 495,8 млн. руб. (без НДС), темп снижения производства по сравнению с 2008 г. составил 88,2%.

Диаграмма 3


Снижение объёма производства обусловлено кризисным проявлением рынка, т.е. произошло значительное сокращение спроса на производимую продукцию.

Объем реализации за 2009 г. составил 536,6 млн. руб., что на 2,9% или 15,3 млн. руб. больше, чем в предыдущем году, а общие затраты на производство и реализацию товарной продукции составили 500,4 млн. руб.

Диаграмма 4


Более высокие темпы реализации, по сравнению с производством, обусловлены тем, что в условиях нестабильной экономической ситуации ОАО «У-УППО» работает строго по заявкам и для высвобождения денежных средств максимально снижает запасы готовых изделий на складе.

Чистая прибыль составила 1,3 млн. руб., тогда как в 2008 г. данный показатель составил 65,1 млн. руб.

Диаграмма 5


Учитывая данную динамику, совет директоров принял решение о выплате дивидендов на сумму 1067 тыс. руб. Таким образом, фактическая прибыль составила 239 тыс. руб., что не покрывает расходов даже на социальную сферу.

Для того чтобы оценить финансовое состояние предприятия, необходимо провести всесторонний анализ хозяйственной деятельности.

Риски, связанные с возможностью банкротства:

. Отраслевые риски:

усиление конкуренции в авиастроительной отрасли;

потеря объёмов производства вследствие вступления России в ВТО;

повышения цен в смежных отраслях, продукцию которых потребляет предприятие.

2. Финансовые риски:

неоплата заявленной продукции предприятиями-потребителями;

изменение процентных ставок по кредитам банков.

. Риски, связанные с изменением валютного курса:

понижение платёжеспособности;

нестабильное финансовое положение заказчиков продукции.

. Риск снижения прибыли и получения убытков.

. Риски, связанные с изменением государственного регулирования:

увеличение ставок или налогооблагаемой базы;

увеличение расходов предприятия.

Анализ ликвидности показал, что баланс ОАО «У-УППО» не является абсолютно ликвидным.

Соотношение собственных и заёмных средств за отчётный период ухудшилось в связи с начислением дивидендов, уменьшением собственного капитала, а также по причине роста краткосрочной кредиторской задолженности.

Об эффективности использования собственных и заемных средств можно судить по показателю операционного цикла, который показывает, что для превращения запасов и дебиторской задолженности в денежные средства на 1.01.2010 г. необходимо 266 дней, на 1.01.2009г. операционный цикл составлял 305 дней.

Увеличилась зависимость ОАО «У-УППО» в части формирования запасов, т.е. у предприятия не хватает собственных средств, что увеличивает использование заёмных.

Собственный капитал на 1.01.10 г. составил 177 млн. руб., уменьшение, по сравнению с 1.01.09 г., составило 21,2 млн. руб. или 10,7%. Уменьшение собственного капитала произошло за счёт снижения нераспределённой прибыли на 38 млн. руб. за счёт выплаты дивидендов акционерам общества.

Формирование активов ОАО «У-УППО» за счёт собственных средств в 2009 г. составило 45,3%, их доля за год значительно уменьшилась (-8,8%). Изменение обусловлено уменьшением собственного капитала и ростом краткосрочных обязательств.

При этом положительное влияние на собственный капитал оказало увеличение уставного и добавочного капитала.

Долгосрочные обязательства за 2009 г. уменьшились на 2,4 млн. руб. (-28,7%), и составили 6 млн. руб. Раздел "долгосрочные обязательства" сформирован только за счёт отложенных налоговых обязательств. Доля долгосрочных обязательств в источниках формирования средств составляет 1,5%.

Краткосрочные обязательства на 2009 г. составили 53,2% (+9,5%), рост составил 47,7 млн. руб. Данный рост произошел за счет увеличения задолженности перед потребителями продукции на 79,5 млн. руб. Вся кредиторская задолженность является текущей и возникла при заключении договоров на поставку автопилотов. Произошло снижение задолженности по выплате дивидендов (-30,5 млн. руб. или -70%). В течение всего 2009 года просроченной кредиторской задолженности не возникало.

Коэффициент покрытия (общий), показывающий обеспеченность оборотными средствами на текущую деятельность, ухудшился и не достигает нормативного значения. Это произошло в результате опережающего темпа роста краткосрочных обязательств над темпом роста оборотных средств.

В 2009 г. наблюдается динамика роста доли оборотных активов и уменьшения доли внеоборотных активов. Их доли составили 28% и 72% соответственно. Это произошло за счёт опережающего роста внеоборотных активов.

Увеличение внеоборотных активов произошло за счёт роста стоимости основных средств (+15,6 млн. руб.). Инвестиции в основные средства составили 28,2 млн.

Оборотные активы за 2009 г. увеличились на 6,8 млн. руб. (+2,5%). Рост произошел за счёт быстроликвидных активов - НДС по приобретённым ценностям и краткосрочные финансовые вложения.

Общая стоимость всех активов ОАО «У-УППО» в 2009 г. увеличилась на 6,6% (+24,1млн. руб.) и составила 390,5 млн. руб.

Оборачиваемость всех активов в 2009 г. составила 1,4 раза, а в 2008 г. оборачиваемость была медленнее (положительный фактор). Запасы в 2009 г. оборачивались быстрее, чем в 2008 г. в связи с положительной динамикой реализации остатков готовой продукции и снижения НЗП.

Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2009 г. составила 37 дней (9,687 раза), в 2008 г. оборачиваемость занимала 39 дней (9,057 раза).

В связи с уменьшением спроса на продукцию, оборачиваемость готовой продукции снизилась на 0,556 и составила 9,876.

Значительное влияние оказало снижение запасов (-23 млн. руб.) за счёт снижения затрат в незавершенном производстве и уменьшения запасов готовой продукции на складе.

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий возможность предприятия быстро рассчитаться по краткосрочным долгам, заметно улучшился. Это произошло вследствие увеличения наиболее ликвидных активов. В 2009 г. этот показатель составляет 0,3 коп., а в 2008 г. он был равен 0,1 коп. (нормативное значение ≈20 коп.).

В 2009 г. и в 2008 г. коэффициент текущей ликвидности меньше норматива, 0,36 и 0,58 соответственно (нормативное значение ≈2). Это говорит о том, что структура баланса предприятия неудовлетворительная.

Таблица 1 Показатели ликвидности

Показатель

2008 год

2009 год

КАЛ

0,1

0,3

КТЛ

0,58

0,36


Показатель рентабельности продукции за 2009 г. составил 0,067, т.е. доля прибыли от продаж в выручке предприятия составила 6,7%, а за 2008 г. данный показатель составлял 14,2%. Таким образом, по данному показателю, как в предыдущем году, так и в отчётном, произошло уменьшение. Оно обусловлено тем, что цены на выпускаемую продукцию менялись незначительно, а на сырье, материалы, комплектующие изделия значительно выросли. Заработная плата работников увеличилась не значительно. В результате доля себестоимости в выручке возросла на 7% и составила 57%. Следует отметить, что нормативный показатель рентабельности по отрасли составляет ≈20%.

Таблица 2 Показатели рентабельности

Показатель

2009 год

Рентабельность всей реализованной продукции

6,8

7,32

Общая  рентабельность

4

3,9

Рентабельность продаж по чистой прибыли

3,9

2,7


Показатель общей рентабельности в отчетном периоде снизился на 2,5%. Это говорит о том, что в 2009 г. каждый рубль реализации приносил »0,027 копейки прибыли. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился в 2009 г. с 0,039 до 0,027. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько упал. Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.

Финансовая устойчивость предприятия за 2009 г. ухудшилась относительно уровня начала года. Следует отметить тот факт, что ОАО «У-УППО» имеет близкий к оптимальному показатель для проведения независимой финансовой политики, для которой необходимо более 50% собственных средств. В результате снижения доли собственных средств снизилась маневренность собственного капитала.

Подводя итог, можно отметить, что предприятие еще не находится в процессе банкротства, но показатели, характеризующие его деятельность, говорят о его возможном возникновении. Поэтому руководству предприятия необходимо принять меры по финансовому оздоровлению предприятия для того, чтобы не довести предприятия до кризисного состояния. Уже сейчас при внешне успешной деятельности фирмы результаты показателей сигнализируют о негативных изменениях, на которые необходимо вовремя обратить внимание и попытаться их устранить.

4. Маркетинговый план ОАО «У-УППО»

Для того чтобы сформировать стратегию маркетинга, необходимо провести анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз - SWOT-анализ.

Сильные стороны

Возможности

1. Продукция отвечает российским стандартам и ГОСТу РISO9002 2. Опыт работы на рынке оборонной промышленности более 40 лет 3. Высокая квалификация специалистов 4. Высокие загрузки производственных мощностей

1. Появление новых технологий 2. Задействование предприятия в федеральной программе социально-экономического развития РБ 3. Соглашение с администрацией г. Улан-Удэ 4. Соглашение с Правительством РБ

Слабые стороны

Угрозы

1. Ориентация на производство, а не на потребителя 2. Географическая отдаленность от поставщиков сырья, материалов, комплектующих и основных потребителей 3. Моральный и физический износ парка оборудования 4. Высокая цена продукции 5. Отсутствие дилерской сети 6. Наличие свободных производственных площадей 7. Отсутствие четко организованной системы скидок 8. Отсутствие оперативности при оформлении торгово-закупочных сделок 9. Дефицит оборотных средств 10. Наличие значительной кредиторской задолженности

1. Рост тарифов на энергоресурсы и водоснабжение 2. Рост Ж/Д тарифов 3. Увеличение цен на материалы и комплектующие 4. Появление новых конкурентов 5. Снижение благосостояния населения 6. Изменения в законодательстве 7. Влияние политической ситуации на ВПК 8. Невыполнение поставщиками условий договоров на поставку сырья, материалов и комплектующих 9. Ухудшение условий налогообложения для предприятия


Стратегия проникновения на рынок подразумевает планирование продаж, которое состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла потребности потребителей. Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров и их параметрических рядов, соотношение объемов выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, объема гарантий, качества сервиса, необходимости создания принципиально новых изделий или следования за фирмой - лидером их выпуска.

Планирование продаж - непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы.

Основные задачи планирования продаж:

. Определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследования закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

. Критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;

. Оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;

. Принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия;

. Изучение возможностей производства новых или модернизация выпускаемых изделий;

. Прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;

. Проведение рыночных тестов продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями;

. Разработка рекомендаций производственным подразделениям предприятия относительно потребительских свойств параметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тестирования.

Учитывая большую значимость предприятия для сохранения обороноспособности страны и поддержания мобилизационной готовности, ОАО "У-УППО", в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 09.01.2004 г. № 22-Р, входит в перечень стратегических предприятий РФ по производству оборудования, составных частей, стартовых комплексов (ЕКПС 1441) и составных частей управляемых ракет (ЕКПС 1471).

Общая номенклатура продукции, выпускаемой предприятием, насчитывает 204 наименования изделий.

В связи с нестабильностью экономики, страховые запасы готовой продукции на складе, а также запасы сырья и материалов целесообразно жестко соотносить с заявками потребителей.

Также следует учесть, что объём производства просчитывается в уровне цен для гражданской авиации, а при реализации используется также и уровень цен продукции по Государственному заказу, который несколько ниже.

ОАО "У-УППО" планирует заключить »80 договоров на поставку продукции по Гособоронзаказу. В 2009 г. в рамках данного заказа будет предложен выпуск модернизированных автопилотов КР "Москит".

В 2009 г. будут изготовлены и поставлены потребителям комплекты аппаратуры изделия 32-15, с целью проверки реакции потребителя на новинку предприятия.

По данному виду товара у предприятия конкурентов нет. ОАО "У-УППО" является держателем подлинников конструкторской документации и не имеет дублёров выпускаемой продукции на территории России и стран СНГ.

Данный проект принесет выручку от продаж в размере 72 млн. руб., при условии выпуска 12 комплектов аппаратуры стоимостью 6 млн. руб. за комплект.

Для того чтобы вывести производство на современный уровень, необходимо планомерно проводить качественную модернизацию основных производственных фондов и развивать производственно-технологическую базу. Однако, замена устаревшего оборудования затрудняется дефицитом свободных финансовых средств.

Для того чтобы предприятие могло занять удачную позицию на новом рынке или могло вводить новые товары на старый рынок, ему необходимо разработать маркетинговый план.

В рамках маркетинговой деятельности необходимо выполнить следующие работы по повышению эффективности реализации продукции:

1. Проведение ценовой политики: цена на товар предприятия должна устанавливаться с учетом цены на аналогичный товар конкурента. Возможно установление договорной цены.

. Создание системы скидок: необходимо ввести накопительную систему скидок для постоянных потребителей.

. Отслеживание повторных потребителей: обеспечение покупателей рекламными материалами и технической документацией, предоставление им торговых скидок.

. Расширение сети сервисных центров по обслуживанию товаров объединения и повышение квалификации тех, кто работает непосредственно с потребителем.

. Ориентация производства на нужды и запросы потребителей: необходимо сократить или вовсе снять с производства те товары, которые пользуются наименьшим спросом у потребителей, и предложить те, которые необходимы на современном рынке.

. Расширение каналов сбыта: ОАО «У-УППО» планирует экспортировать свои товары за рубеж, а также принимать участие в новом отечественном проекте по добыче нефти и газа.

. Повышение профессионализма работников занятых в сфере сбыта: в 2009 г. будет проведено переобучение и переподготовка сотрудников отдела сбыта.

Руководству предприятия необходимо следить за ситуацией на предприятии и стараться избежать рисков, связанных с неправильным выбором рынков сбыта, задержкой в выходе на рынок.

5. Мероприятия по восстановлению платежеспособности ОАО «У-УППО»

финансовый оздоровление платежеспособность

Мероприятия, способствующие восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия:

. Смена руководящего звена предприятия

В течение всего отчетного года ОАО "У-УППО" активно решало кадровые вопросы, в том числе по подготовке и переподготовке всех работников объединения.

. Инвентаризация предприятия

Необходима периодическая проверка наличия, числящихся на балансе организации, ценностей. Это позволяет осуществлять контроль над сохранностью материальных ценностей, выявлять и устранять возможные ошибки в учете и работе материальноответственных лиц, определять величину естественной убыли и уточнять учетные данные об остатках материальных и других ценностей.

. Оптимизация дебиторской задолженности

Необходимо своевременное погашение дебиторской задолженности и избавление от неё путём продажи в случае, если она переходит в разряд безнадежной.

. Снижение издержек производства

Предполагается пересмотреть все издержки, связанные с производством и обращением произведенных товаров - материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

. Продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий

Проведение данного мероприятия не требуется. В 2009 г. сотрудничество ОАО «У-УППО» с ОАО "Аэрокосмическое оборудование", принесло выручку от реализации продукции, работ и услуг в размере 8,8 млрд. руб., что в 1,5 раза превышает объёмы 2008 г.

. Оптимизация количества персонала

В 2009 г. среднесписочная численность работников ОАО «У-УППО» составила 1501 человек. По сравнению с 2008 г. уменьшение составило 90 чел. (-5,7%). Предприятие испытывает дефицит работников по специальностям: токарь, фрезеровщик, шлифовщик, расточник, слесарь-инструментальщик. Требуются специалисты по технологическим специальностям: механики и энергетики.

. Регулирование объема готовой продукции на складе

В связи с нестабильностью экономики, страховые запасы готовой продукции на складе целесообразно жестко соотносить с заявками потребителей.

Для улучшения устойчивости и ликвидности предприятия, необходимо уменьшать размер краткосрочных обязательств и находить возможность резервировать денежные средства на расчётном счёте.

10. Прогрессивные технологии

Обновление оборудования происходит недостаточно быстро. Необходимость технического перевооружения обусловлена освоением новых автопилотов, высокоточных блоков гидравлики для истребителей семейства СУ, постановкой на серийное изготовление блоков для "Искандера". В случае дальнейшего нарастания износа, возрастает риск сбоя процесса производства и нарушения производственного цикла. Отсутствие решений по данному вопросу приведёт к срыву сроков освоения, изготовления и поставки, что может повлечь финансовые неустойки и упущение потенциальных заказов.

. Совершенствование организации труда

С целью материальной заинтересованности персонала и сохранения кадрового состава, в 2010 г. произойдет повышение уровня средней заработной платы до регионального показателя

ОАО «У-УППО» своевременно и регулярно авансирует и выплачивает заработную плату работникам

В ВУЗах обучается 98 работников, из них 25 человек за счёт предприятия

В 2009г. 792 работника прошли курсы по подготовке и переподготовке кадров

Планируется проведение конкурса "Лучший по профессии".

. Основные фонды

В 2009 г. износ по основным фондам составил 56,4%, в т.ч. по машинам и оборудованию - 62,3%. Недостаток финансовых средств в условиях экономического кризиса не позволяет в достаточной мере провести модернизацию. Тем не менее, в отчетном году на модернизацию было затрачено 23,67 млн. руб., в том числе 17,24 млн. руб. на приобретение высокопроизводительного оборудования. На цели перевооружения технологического оборудования планируется направить около 30 млн. руб., тем самым сократить отставание в темпах проведения модернизации.

Руководству предприятия необходимо тщательно контролировать свои действия, избегая все возможные риски, способные довести предприятие до банкротства.

6. Производственный план ОАО «У-УППО»

Миссия ОАО "У-УППО" - разработка, производство и обеспечение потребителей конкурентоспособной продукцией авиационного и космического назначения, нефтегазового направления, промышленно-бытовой техники высокого качества, при соблюдении интересов коллектива ОАО "У-УППО" и всех заинтересованных сторон бизнеса.

Главная цель предприятия - быть признанным на рынке как преуспевающий лидер отрасли путем постоянного доказательства потребителям своей способности удовлетворять их конкретные потребности в конкурентоспособной продукции.

Обязательства предприятия перед заинтересованными сторонами:

.Перед потребителями:

Принятие контрактов только в тех случаях, когда объединение уверено, что оно способно удовлетворить требование потребителей и имеет для этого необходимый опыт;

Оказание дополнительных услуг при сервисе.

.Перед работниками объединения:

Гарантии, что рабочая среда и условия труда благоприятны для их эффективной работы и обеспечивают минимальный риск;

Гарантия необходимых условий, в которых персонал может раскрыть свои возможности.

.Перед обществом:

Создание дополнительных рабочих мест для региона;

Содействие местной благотворительной деятельности, связанной с борьбой по загрязнению окружающей среды и решением других социальных вопросов.

Производственная программа ОАО «У-УППО»:

Планируется поставить на серийное производство новые уже разработанные изделия:

Электропривод "ЭВИМТА" с электронным блоком концевых выключателей;

Фильтр-осушитель для автоматов аварийного закрытия шаровых кранов;

Переходники к нефтяным и газовым задвижкам;

Электропривод для ОАО "Газпром";

Электропривода общепромышленного исполнения на трубопроводы Ду150 и Ду1200;

Преобразователи тока БПТ3-5Т;

Преобразователи для управления силовым приводом троллейбуса ПТКД-М205, ПТАД-М203;

Приборные шкафы для насосных перекачивающих станций.

Данная работа расширит рынок потребления изделий предприятия, повысит их конкурентоспособность и качество.

По нефтяному направлению план 2010 г. очень напряженный. Как отметил коммерческий директор ОАО «У-УППО», развивать необходимо не только авиацию и космос, но и нефтяное направление, которое имеет перспективы на ближайшее будущее. На это и будет направлена работа ОАО «У-УППО» в 2010 г.

Перспективы развития предприятия запланированы до 2011 г. Сегодня достаточно интенсивно идет освоение новых месторождений на Ямале, что вселяет уверенность в завтрашнем дне. Продукция производства ОАО «У-УППО» востребована, хорошего качества и зарекомендовала себя с положительной стороны во время эксплуатации.

Потребность в основных фондах:

По концепции РАПК ("Российская АвиаПриборостроительная Компания") авиационное приборостроение станет одним из основных направлений деятельности ОАО «У-УППО».

В основу реструктуризации производства положен принцип прибыльности. Предусматривается получение чистой прибыли, за счет которой будет производиться и модернизация производства, и приобретение передовых технологий, и решение социальных вопросов коллектива.

В 2009 г., в связи с проводимой реструктуризацией ОАО «У-УППО» и концентрацией производства, был подписан приказ генерального директора о создании филиалов по продуктовым направлениям.

Планируется внедрение PLM-системы Stalker, которая позволит предприятию перестроить традиционный процесс организации и управления работой, что в результате приведет к сокращению сроков производства изделий и уменьшению себестоимости продукции, повысить степень автоматизации производства и, в конечном итоге, позволит увеличить конкурентоспособность продукции филиала в целом.

Планируется внедрить в производство новый вариант электронного преобразователя тягового типа для коллекторных и асинхронных двигателей троллейбусов. Преимущество данного преобразователя в упрощенной конструкции, позволяющей повысить надежность изделия, улучшить технические характеристики и дизайн системы. Уже решен вопрос о поставке первой партии преобразователей в количестве десяти штук, ведутся переговоры о поставках этих изделий в Москву.

Производственный комплекс ОАО «У-УППО» включает:

Монтажно-сборочное производство;

Механообрабатывающее производство;

Сварочное производство;

Литейно-термическое производство;

Пластмассовое производство;

Инструментальное производство;

Производство моточных изделий;

Производство печатных плат;

Гальваническое и лакокрасочное производство.

Расчет численности работников:

Количество основных работников цеха определяется по формуле:

Nст=Fэф.ст.*m*Z*Kз/Fэф.раб.*Км.н., где:
ст - количество рабочих;

Fэф.ст. - эффективный годовой фонд времени работы станка (2033 ч.);

m - количество смен (1);

Z - принятое количество станков (200);

Kз - коэффицент загрузки станков (0,85);

Fэф.раб. - эффективный фонд времени одного рабочего в смену (1604 ч.);

Км.н. - коэффициент многостаночного обслуживания (1,2);

Nст.=2033*1*200*0,85/1604*1,2=345610/1924,8=180 чел.

Количество вспомогательных работников цеха:

Равно 30% от количества основных работников цеха - 0,3*180=54 чел.

Количество основных и вспомогательных работников цеха: 180+54=234 чел.

Количество остальных категорий работников цеха в процентах от количества основных и вспомогательных работников цеха:

Руководители и служащие (10%): 234*0,1=23 чел.

Технические исполнители (5%): 234*0,05=12 чел.

Фонд заработной платы:

. Основные рабочие:

Сдельная оплата труда:

Приработок=24,5% от тарифной зарплаты;

Премии из ФОТ=31,2% к прямой зарплате;

Доплаты до часового фонда=6,7% к сумме прямой зарплаты и премий из ФОТ;

Дополнительная зарплата=8,5% к основной зарплате.

. Вспомогательные рабочие:

Повременная система оплаты труда:

Премии из ФОТ=31,2% от тарифной зарплаты;

Доплаты до часового фонда=6,7% к сумме тарифной зарплаты и премии из ФОТ;

Дополнительная зарплата=8,5% к основной зарплате;

. Служащие:

Для руководителей, специалистов и технических исполнителей ФОТ определятся на основе данных о численности этих категорий и их должностных окладов.

Руководство ОАО «У-УППО» осознает, что только взаимовыгодное и экономически обоснованное сотрудничество со своими потребителями и поставщиками, обеспечит ему экономическое процветание и социальное благополучие для всех членов коллектива и других заинтересованных сторон бизнеса.

При осуществлении данного плана предприятие понесет затраты в размере 11 млн. руб., которые окупятся выручкой равной 63 млн. руб. Планируемая выручка от реализации продукции составляет 52 млн. рублей. При этом величина себестоимости товара равна 29,6 млн. руб. Величина текущей прибыли по данному виду продукции составит 22,4 млн. руб. Величина чистой прибыли будет ровна 15,92 млн. руб.

7. Финансовый план ОАО «У-УППО»

Несомненно, разработанный план по финансовому оздоровлению ОАО «У-УППО» позволит предотвратить кризис на предприятии, так как в данном плане были учтены все возможные благоприятные и неблагоприятные моменты деятельности объединения.

Сокращение персонала позволит сохранить значительную часть денежных средств, которые впоследствии будут направлены на подготовку, переподготовку и обучение кадров.

Часть денежных средств будут задействованы в увеличении производственных мощностей, будут приобретены новые автоматизированные линии, которая требуют меньших затрат на обслуживание, но приносят доход.

Продукция предприятия пользуется большим спросом на рынке, однако она будет выпускаться в количестве, не превышающем заказ потребителя, что исключает долговременное хранение готовой продукции на складе.

ОАО «У-УППО» стремиться занять новые позиции на рынке, разрабатывая и выпуская новые образцы продукции, которые, несомненно, будут пользоваться спросом.

Так как компания имеет устойчивую позицию на Российском рынке и планирует поставки продукции на экспорт, то ей будет не трудно сбыть новый вид выпускаемой продукции.

Планируется, что данный план сможет реализоваться в течение трех лет.

Планируемая выручка от нового вида продукции составит 52 млн. руб. При этом величина его себестоимости будет ровна 29,6 млн. руб. Величина текущей прибыли по данному виду продукции составит 22,4 млн. руб. Величина чистой прибыли будет ровна 15,92 млн. руб.

Если в течение двух лет вся чистая прибыль будет направляться на расширение деятельности предприятия и на реализацию финансового плана, то последний сможет окупиться в планируемый срок.

Однако многое зависит от объема выпуска прочего товара, который в свою очередь зависит от заявок на него.

На данный момент, предприятие нуждается в дополнительных денежных средствах на приобретение автоматизированной линии в размере 60 млн. руб.

Все денежные поступления по расчету за продукцию будут поступать на расчетный счет предприятия.

Четкое следование разработанному плану улучшит финансовое состояние предприятия.

Заключение

В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.

Организация должна обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры бизнеса, оперативно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения, именно поэтому особую актуальность приобретает финансовое оздоровление.

В процессе реформирования своего бизнеса предприятия сталкиваются с различными проблемами. Это продажа имущества, продажа активов, сокращение персонала, потеря кредитов и займов, потеря постоянных клиентов. Сокращение персонала приводит к потере квалифицированных кадров и ухудшает морально-психологическую атмосферу в коллективе. В таких условиях важной задачей представляется выбрать наиболее эффективные пути финансового оздоровления.

В данной работе были рассмотрены теоретические основы финансового оздоровления предприятия, произведен анализ финансового состояния ОАО «У-УППО» и разработаны пути финансового оздоровления.

По данным проведенного анализа бухгалтерского баланса ОАО «У-УППО», коэффициентов платежеспособности, рыночной устойчивости, оценки финансовой устойчивости компании выяснилось, что многие показатели, характеризующие ее деятельность, ниже их оптимальных значений.

К концу отчетного периода финансовое состояние ОАО «У-УППО» можно охарактеризовать как нормальное. Финансовые показатели анализируемой организации находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допускается некоторое отставание. Неоптимально соотношение собственных и заемных источников финансирования, сдвинутое в пользу заемного капитала. Наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников, а также по сравнению с приростом дебиторской задолженности.

У предприятия наблюдается нехватка средств для покрытия текущих обязательств и недостаточность обеспечения текущей деятельности компании собственными оборотными средствами. Следствием этого является риск возникновения перебоев в работе организации и высокая зависимость от заемных источников формирования оборотных средств. Не исключены проблемы со сбытом продукции, о чем свидетельствует снижение дебиторской задолженности при общем расширении производства. Произошло повышение доли готовой продукции на складах, имеет место высокая доля запасов.

Пути финансового оздоровления предприятия заключаются в сдаче неиспользуемых основных средств в аренду, реализации готовой продукции, продаже объектов незавершенного строительства, продаже излишних запасов, реструктуризации задолженности по налогам и сборам, эффективной работе с дебиторской задолженностью.

В результате чего у ОАО «У-УППО» образуются средства для покрытия текущих обязательств, обеспечения текущей деятельности компании собственными оборотными средствами, в следствие чего устраняется риск возникновения перебоев в работе организации, значительно снижается зависимость от заемных источников формирования оборотных средств. Также решаются проблемы со сбытом продукции, приближается к нулю доля готовой продукции на складах. В результате предложенных путей финансового оздоровления снижаются запасы до необходимого минимума, при этом устраняется замораживание ресурсов в виде запасов.

Предложенные мною мероприятия приведут к устранению угрозы возникновения неплатежеспособности ОАО «У-УППО», оптимальному размещению ресурсов и повышению эффективности его деятельности.

Список используемой литературы

1. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ;

. Александров Г. «Положение предприятия на кривой жизненного цикла и стратегия антикризисного управления» // Финансовый бизнес, 2005 г. №7;

. Аистова М.Д. «Реструктуризация предприятий». - М.: Альпина Паблишер, 2004 г.;

. Антикризисное управление // под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003 г.;

. Антикризисное управление // под ред. И.К. Ларионова. - М.: Дашков и К, 2004 г.;

. Бобылева А.З. «Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика». - М.: ДЕЛО, 2003 г.;

. Гинзбург А.И. «Экономический анализ: предмет и методы, моделирование ситуаций, оценка управленческих решений». - СПб.: ПИТЕР, 2004 г.;

. Овсийчук М.Ф. «Финансовый менеджмент». - М.: Издат. Дом «Дашков и К», 2006 г.;

. «Финансовый менеджмент: теория и практика» // под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2005 г.;

. Финансовый менеджмент // под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ЮНИТИ, 2005г.;

. http://www.uuppo.ru/

. http://www.conon.ru/g/f/19947.php

. http://www.metaprom.ru/factories/uuppo.html

Похожие работы на - План финансового оздоровления ОАО 'Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!