Особенности функционирования налоговой системы прибалтийских стран

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности функционирования налоговой системы прибалтийских стран

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ)

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра налогообложения и инфраструктуры бизнеса





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Налоговые системы зарубежных стран

На тему: Особенности функционирования налоговой системы прибалтийских стран











Краснодар 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 51 с., 1 табл., 12 источников.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Объектом исследования является налоговые системы Прибалтийских стран.

Цель работы: выявление особенностей функционирования налоговой системы прибалтийских стран.

Рассмотрены теоретические основы налогообложения юридических и физических лиц, а именно изучены сущность налогов и значение налогов в формировании доходной базы бюджетов государственного и местных уровней, порядок организации налоговых служб и налогового контроля в странах Прибалтики.

Раскрывается и анализируется состав налогов бюджетов государственных и местных уровней.

Изучен зарубежный опыт осуществления налогового контроля.

Введение

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказываются на состоянии государства и общества в целом.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Целью курсовой работы является выявление особенностей функционирования налоговых систем прибалтийских стран.

Объектом исследования является налоговые системы Прибалтийских стран.

Предметом - основные тенденции и особенности построения налоговых систем в Прибалтийских странах.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.

В первой главе раскрывается общая характеристика налоговых систем Литвы, Латвии и Эстонии, а именно изучаются законодательная база и функционирования налоговых систем, организация налогообложения юридических и физических лиц.

Во второй главе раскрывается организация деятельности налоговых служб, их структура и особенности функционирования. Приводится характеристика системы налогового администрирования.

В третьей главе рассматриваются специфика организации налогового контроля в Прибалтийских странах.

Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Законы о налогах и сборах Литвы, Латвии и Эстонии; труды российских и зарубежных ученых по проблемам построения эффективной налоговой системы.

1. Организация налоговых систем прибалтийских стран

.1 Законодательная база и организация функционирования налоговых

систем

Действующая система налогообложения Прибалтийских стран начала формироваться в 1994 году, именно тогда вступили в силу основные законы, регулирующие налогообложение. Эти законы устанавливают общие принципы системы налогообложении, определяют объект налогообложения, права и обязанности, ответственность, как налогоплательщика, так и его проверяющего (управляющего налогами).

Основные налоговые законы после этого неоднократно менялись, но общая система налогообложения действует и в настоящий момент.

В марте 2001 г. стратегический комитет правительства Литвы одобрил основные положения новой налоговой системы республики. Целью проведения налоговой реформы в Литве провозглашено создание современной налоговой системы, которая стимулировала бы экономический рост страны, позволила бы стабилизировать поступления бюджетных доходов, обеспечила бы справедливое и пропорциональное налогообложение и распределение сумм налогов, а также привела бы национальное налоговое законодательство в соответствие с нормами ЕС.

Правительственные расходы в Литве финансируются с помощью 18 налогов и сборов. Это налог с юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость, дорожный налог, за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды, налог на землю, на аренду государственных земель, регистрационный, консульский сбор, сборы за торговую точку, налоги на недвижимое имущество предприятий и организаций, акцизы, таможенные сборы, проценты за пользование государственным капиталом и взносы социального страхования.

Осуществляя экономическую деятельность на территории Литвы, любые хозяйствующие субъекты вне зависимости от происхождения их капитала облагаются следующими основными налогами:

выплаты в Фонд социального страхования;

подоходный налог, связанный с трудовыми отношениями;

отчисления в Гарантийный Фонд;

НДС (налог на добавочную стоимость);

налог на недвижимое имущество;

налог на прибыль;

социальный налог;

налог на загрязнение окружающей среды.

В Литве существуют две свободные экономические зоны: в Клайпеде и в Каунасе. Они будут существовать, согласно литовскому законодательству, до 2019 года. В Клайпеде величина зоны составляет 200 га., в Каунасе - 500 га. Для получения права работы в свободной экономической зоне Литвы необходимы инвестиции в экономику Литвы не менее 1 млн. ЕВРО (это означает, что капитализация бизнеса - (активы и оборот) должны быть не менее 1 млн евро). При этом предприятие - инвестор в течение 6 первых лет работы освобождается от уплаты налогов, а земельный налог составит 50 %. В свободных экономических зонах поощряется развитие следующих видов коммерческой деятельности: поставки газа, воды и электричества; строительство; розничная и оптовая торговля; гостиничный, ресторанный бизнес; логистика; бизнес в сфере недвижимого имущества; просвещение, здравоохранение; издательская деятельность; бизнес в сфере обслуживания; производство табачных изделий.

Общая система налогообложения в Эстонии была коренным образом сформирована в 1993 году, когда в стране был принят ряд налоговых актов. С тех пор в налоговом законодательстве Эстонии произошли некоторые изменения. Система налогообложения в Эстонии состоит из государственных и местных налогов.

Эстония относительно недавно стала членом Евросоюза, но приводить свое налоговое законодательство в соответствие с нормами Евросоюза начала в 2000 году (15 декабря 1999 г. был принят новый закон о налоге на доходы, вступивший в силу в январе 2000 г.). Причем налоговая система Эстонии не была слепо скопирована какой-либо западноевропейской страны, а создавалась самостоятельно практически «с нуля». Ее аналогов в Евросоюзе нет.

Общие принципы налогообложения устанавливает Закон о налогообложении, который определяет объект налогообложения, права и обязанности, ответственность налогоплательщика и управляющего налогами. Государственные налоги являются основной доходной составляющей государственного бюджета Эстонии.

Аналогов эстонской системе налогообложения в Евросоюзе нет, ибо только в Эстонии отсутствует налог на прибыль, если прибыль не распределяется. Тем не менее, с учетом того, что Эстония является членом Евросоюза и обязана следовать директивам ЕС, Эстонию вряд ли следует рассматривать как оффшор или налоговую гавань. Скорее, это весьма привлекательная низко налоговая юрисдикция. В Эстонии нет валютного контроля, а резиденты (как физические, так и юридические лица) могут держать свои средства на счетах в иностранных банках без каких-либо ограничений.

Латвия - страна, строящая свои экономические отношения со странами Западной Европы, интегрирующаяся в различные западноевропейские политические и экономические организации.

Налоговая система Латвии состоит из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в Латвии:

подоходный налог с предприятий;

подоходный налог с населения;

взносы социального страхования (социальный налог);

налог на недвижимую собственность.

Также есть следующие косвенные налоги:

НДС;

акцизный налог;

таможенный налог;

налог на азартные игры;

налог на природные ресурсы.

Наиболее значимы для бюджета Латвийской Республики следующие налоги:

социальный налог составляет 35 % от заработной платы работника и уплачивается следующим образом: работодатель 26,09 %, наемный работник 9 %;

ставка НДС в Латвии составляет 18 % от стоимости товаров или услуг;

ставка подоходного налога с населения составляет 25 % и удерживается работодателем.

Подоходный налог с операций с недвижимостью в Латвии платится только в случае перепродажи объекта, при условии, что сделка прошла в течение одного года владения имуществом. А год начинает отсчитываться с момента регистрации недвижимости в Земельной книге. Если же собственник решит перепродать недвижимость раньше, ему придется уплатить государству 25 % от разницы между покупной и продажной ценой объекта, указав в годовой декларации данную операцию. Данная мера нацелена на предотвращение спекуляций на рынке недвижимости Латвии.

Несмотря на то, что, по сути, страны Прибалтики являются низконалоговой юрисдикцией, благодаря наличию современного законодательства в области борьбы с отмыванием денег, эти государства ни разу не включались в «черные списки» международных и российских организаций [2, 312].

По состоянию на 2012 год основными налогами доходной части бюджета Прибалтийских стран являются:

социальный налог;

налог с оборота;

подоходный налог.

Налоги составляют 75,07 % (14 005 5594 642 евро) от доходной части бюджетов Прибалтийских стран на 2012 года.

Государственные налоги Прибалтийских стран являются основной доходной составляющей государственных бюджетов этих стран. Однако, не все они поступают в государственные бюджеты: земельный налог полностью поступает в бюджеты местных самоуправлений; подоходный налог также распределяется в местные бюджеты.

Сбором налогов в Эстонии занимается Налогово-таможенные департаменты (учреждения Министерства финансов), в Латвии Государственная финансовая инспекция и Таможенный департамент, а в Литве - Государственная налоговая инспекция.

Законодательство Прибалтийских стран дает полномочия устанавливать налоги органам местного самоуправления, однако такое право используют лишь некоторые муниципалитеты. Например, в некоторых городах установлены налоги с продаж, с транспортных средств, с морских и иных судов, игорный налог, сборы с владельцев животных.

Прибалтийские страны имеет самую либеральную налоговую систему и благоприятный инвестиционный климат из всех ближайших территориальных соседей Российской Федерации [1,197].

.2 Организация налогообложения юридических лиц

Налогоплательщики и плательщики сборов - организации (юридические лица), на которых в соответствии с законодательством Прибалтийских стран возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Организация - юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством страны, в которой оно осуществляет деятельность, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Прибалтийских стран.

В Эстонии не существует налога на прибыль организаций в общепринятом для Европы виде, то есть как определенный процент с разницы между доходами и расходами. Прибыль эстонских компаний облагается налогом только при ее распределении в пользу учредителей или использовании для непроизводственных целей (к примеру, на оплату банкета или на выплату матпомощи). Если же прибыль реинвестируется в деятельность, то ни о каком налоге речи не идет.

Заметим, эстонский налог на прибыль взимается с дивидендов, выплачиваемых как резидентам, так и нерезидентам. При этом компания, проводящая распределение прибыли, имеет право на зачет любых видов налогов, уплаченных ею в любом государстве в связи с получением распределяемой прибыли. В результате чего эффективная ставка эстонского налога на прибыль составит для компании все тот же 21 процент. Тем самым сохраняется основной принцип эстонского налогового законодательства: «доход подлежит налогообложению только один раз».

Все юридические лица, зарегистрированные в Эстонии, независимо от формы собственности или резидентности учредителей, квалифицируются как эстонские компании. Соответственно, они обязаны облагать свой доход по этим правилам.

Что же касается проверок, то налоговым органам Эстонии нет необходимости контролировать состав расходов налогоплательщика - сумму полученной прибыли компания может определять любым методом, устраивающим ее учредителей. Контроль по налогу на прибыль в Эстонии заключается в определении распределенной суммы прибыли и корректировке налоговой базы на сумму расходов компании, не связанных с деловой активностью (например, на стоимость безвозмездно переданного имущества, суммы представительских расходов, расходов на оплату отдыха и развлечений сотрудников и т.п.).

Помимо налога на распределение прибыли в Эстонии есть дополнительные налоговые платежи, взимаемые в некоторых случаях при работе с нерезидентами у источника прибыли. Они призваны воспрепятствовать недобросовестному международному налоговому планированию.

Выплата дивидендов нерезидентам. Если эстонская компания распределяет дивиденды иностранным акционерам, владеющим долей компании менее 20 процентов, то такие выплаты дополнительно облагаются налогом у источника прибыли по ставке 21 процент. Аналогичный порядок действует при распределении прибыли в пользу резидентов юрисдикций с низким уровнем налогообложения. Такими странами в Эстонии считаются те, в которых ставка корпоративного налога на доходы составляет менее чем 2/3 ставки налога на прибыль, взимаемого в Эстонии. По выплатам в пользу остальных нерезидентов допналог взимается по ставке 15 процентов.

В Эстонии существует, так называемый, «белый лист» - перечень стран, взаимодействие с которыми не влечет дополнительных налоговых последствий, кроме уплаты эстонского налога с распределенной прибыли. К примеру, при выплате дивидендов компании, зарегистрированной в стране из этого белого списка, с этих сумм не будет взиматься дополнительный налог.

Данный перечень в настоящее время включает в себя: Австрию, Армению, Белоруссию, Бельгию, Болгарию, Великобританию (кроме Гибралтара, Ангильи, Бермудских, Британских Виргинских, Каймановых, Нормандских островов, острова Мэн, Монтсеррата и островов Теркс и Кайкос), Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Казахстан, Канаду, Кипр, Китай (за исключением Гонконга и Макао), Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Молдову, Нидерланды (кроме Арубы и Нидерландских Антильских островов), Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, США (кроме Виргинских и Маршалловых островов), Турцию, Украину, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швейцарию, Швецию, Японию.

Налогообложение же выплат дивидендов резидентам остальных стран (в том числе и российской компании) будет осуществляться на общих основаниях.

России в этом списке нет, однако налог на прибыль в нашей стране превышает 2/3 эстонского налога на прибыль, поэтому дивиденды российским компаниям облагаются налогом у источника по ставке 15 процентов. В свою очередь российская компания может зачесть этот налог в счет платежей в бюджет РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ).

Дополнительные налоговые обязательства могут быть снижены в результате применения международных налоговых соглашений. Эстония подписала соглашения об избежании двойного налогообложения более чем с 30 странами, среди которых Украина, Казахстан, Латвия, Литва и пр. Кроме того, существует еще около 20 соглашений, которые находятся сейчас на стадии обсуждения или уже подписаны, но не ратифицированы. В том числе и соглашение с Российской Федерацией (конвенция была подписана в Таллинне 05.11.02, но до сих пор не ратифицирована).

Ставка НДС в Эстонии соответствует общей ставке Евросоюза - 18 процентов. Реализация некоторых товаров облагается пониженной ставкой 5 процентов (например, книг, опубликованных в Эстонии), а некоторых - не облагается вообще (например, медикаментов). Реализация товаров, работ, услуг на экспорт НДС не облагается.

Регистрация компании в качестве плательщика НДС не происходит автоматически: эстонские компании обязаны зарегистрироваться для уплаты НДС в Налоговом и Таможенном департаменте, если объем облагаемой НДС реализации превышает 250 000 эстонских крон (примерно 16 000 евро). Если этот уровень не достигнут, то регистрация в качестве плательщика НДС для компании не обязательна.

Работодатели, зарегистрированные в Эстонии, включая постоянные представительства иностранных компаний, обязаны платить социальный налог практически со всех вознаграждений, выплачиваемых работникам. Исключение составляют лишь некоторые выплаты

Кроме того, к социальным сборам в Эстонии можно отнести обязательный взнос в так называемый фонд пособий по безработице. Размер сборов для работодателя составляет 0,5 процента от суммы выплат в пользу работника, и 1 процент - для самого работника (через удержание сбора при выплате). В налоговую базу включаются сумма заработной платы, дополнительных выплат и сумма налога на доходы.

Земельным налогом облагается стоимость всей земли, не освобожденной от налогообложения. Стоимость земли определяется на основе официальной оценки. Ставка земельного налога колеблется от 0,1 до 2,5 процентов в год (в зависимости от решения местных властей) от оценочной стоимости земли.

Современное, в европейском духе, корпоративное законодательство Латвии позволяет иностранцам учреждать, в частности, предприятия таких организационно-правовых форм, как:

компания с ограниченной ответственностью;

партнёрство.

Партнёрства могут учреждаться как с ограниченной ответственностью участников предприятия по его долгам и обязательствам, так и с неограниченной ответственностью. Оба вида партнеров подпадают под одинаковый режим налогообложения в Латвии [3, 114].

Одно лицо (физическое или юридическое лицо, резидент или нерезидент Латвии) вправе учредить латвийское предприятие. В правлении компании или партнёрства должен быть один распорядительный директор или управляющий, который может быть также как резидентом, так и нерезидентом Латвии. Нерезиденты вправе владеть 100 % акций или долей в компаниях или партнёрствах соответственно и быть единоличными директорами компаний или управляющими партнёрств.

Если учредитель латвийского предприятия - юридическое лицо, то для соблюдения всех регистрационных формальностей регистратору необходимо предоставить такие документы, как:

копию протокола учредительного собрания компании-учредителя;

копию свидетельства о регистрации;

копию устава;

доверенность на лицо, которое будет представлять компанию-учредителя при регистрации латвийской компании. В этой доверенности должен быть пункт о праве открывать и закрывать дочерние предприятия, филиалы и представительства в любой стране мира.

Копии вышеуказанных документов должны быть легализованы и переведены на латышский язык. Если между Латвией и страной регистрации компании-учредителя заключен договор о правовой взаимопомощи, копии документов могут быть заверены нотариально.

Регистрационные формальности в Латвии также потребуют предоставить:

персональные данные и копии паспортов представителя, и члена (членов) правления;

сведения о латвийском юридическом адресе;

наименование латвийской компании для его проверки в Коммерческом Регистре;

нотариально заверенный в Латвии образец подписи члена (членов) правления (нотариальная заверка образца подписи может быть осуществлена одновременно с нотариальной заверкой Устава и решения об учреждении).

При организации предприятия не обязательно, но и не запрещено указывать в уставе будущей компании виды предполагаемой деятельности.

Минимальный предварительно внесённый на счёт в латвийском банке уставный капитал компании составляет примерно 3000 евро.

Все должностные лица компании или партнёрства обязаны получать зарплату, отражаемую в бухгалтерских записях латвийского предприятия, а также подлежат обязательному социальному страхованию в Латвии. Ставка подоходного налога на физических лиц составляет в Латвии примерно 35% (из этой суммы работодатель уплачивает около 26%, а сами работники - около 9%).

Ставка налога на прибыль для местных компаний и иностранных компаний, имеющих постоянное представительство или место осуществления деятельности в Латвии, составляет 15%.

Партнёрства не облагают налогом на юридических лиц. Однако каждый член партнёрства должен уплачивать налог в Латвии с той доли прибыли, какая была ему начислена. При этом не имеет значения, получен доход в Латвии или в другой стране, а также была прибыль физически распределена или нет.

Если членом партнёрства является юридическое лицо - резидент Латвии, а также если членом партнёрства является физическое или юридическое лицо - нерезидент Латвии, то ставка налога на прибыль такого партнёра составит 15%.

Если же членом партнёрства является физическое лицо - резидент Латвии, то ставка налога на прибыль такого партнёра составит 25%.

Непрямой доход нерезидентов из источников в Латвии подлежит налогообложению в зависимости от вида получаемого дохода, но налог взимается, только если он не был удержан ранее у источника по следующим ставкам:

% - на проценты от латвийских банков, на использование интеллектуальной собственности и на доход от аренды и продажи недвижимости, находящейся в Латвии;

% - на дивиденды, на вознаграждение управленческих и консультационных услуг, на межкорпоративные проценты и на доход от продажи ценных бумаг в Латвии;

% - на права использования культурных произведений, в том числе проката фильмов и аудио записей.

Все предприятия обязаны зарегистрироваться и получить номер плательщика НДС в установленный законодательством момент, когда оборот налогооблагаемых операций в течение 12 месяцев достигнет 10 000 Лат.

НДС в Латвии облагаются все операции, связанные с торговлей или оказанием услуг на территории Европейского Союза. Исключение предоставляется для предприятий, работающих в некоторых отраслях науки, культуры, образования, медицины и массовой информации. Этим предприятиям также не обязательно регистрироваться и получать номер НДС. Прежде, чем планировать деятельность, подпадающую под вышеописанную и не требующую регистрации и уплаты НДС, рекомендуется получить в Латвии консультацию аудитора.

Ряд регионов Латвии поощряет инвестиции и предприятия, работающие там, подпадают под специальное налоговое регулирование, позволяющее уплачивать налог по льготным ставкам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль до 50 % в зависимости от региона. Предприятия, зарегистрированные в этих регионах, вправе переносить свои ежегодные убытки в течение 10-ти лет.

Осуществляя экономическую деятельность на территории Литвы, любые хозяйствующие субъекты вне зависимости от происхождения их капитала облагаются следующими основными налогами:

выплаты в Фонд социального страхования - 33,98 % от оговоренной в трудовом договоре суммы заработной платы;

подоходный налог, связанный с трудовыми отношениями - 24 % от оговоренной в трудовом договоре суммы заработной платы. Этот налог вычитывается из заработной платы работника и переводится в бюджет предприятием;

отчисления в Гарантийный Фонд - 0,2 % от величины заработной платы;

НДС (налог на добавочную стоимость) - 18 %;

налог на недвижимое имущество - до 1 % от средней рыночной стоимости недвижимого имущества;

налог на прибыль - 15 %; предприятия, имеющие статус малого предприятия (до 10 работников, годовой оборот до 1 млн. литов), платят 13 % налога с прибыли;

социальный налог - 4 % с прибыли;

налог на загрязнение окружающей среды - в отношении каждого отдельного предприятия обсчитывается по фактически использованному объему горючего (налог небольшой, если предприятие не занимается транспортными перевозками как основным видом деятельности);

подоходный налог, не связанный с трудовыми отношениями - 15 % (если фирма, например, арендует помещение у физического лица).

.3 Организация налогообложения физических лиц

Согласно одному из определений, налоги представляют собой безвозмездный платеж в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Современный человек сталкивается с теми или иными налогами повсеместно - совершая покупки, мы оплачиваем включенный налог на добавленную стоимость, различные акцизы, иные пошлины, получая зарплату, с него вычитается подоходный налог в 13 %. Владея автомобилем, мотоциклом, мотороллером, жильем или земельным участком, налогоплательщики получают уведомления от налоговых органов об уплате соответствующего налога.

В соответствии с литовским налогом на доходы для физических лиц, у следующих лиц, соответствующий доход в Литве подлежит налогообложению:

жители Литвы с мировым доходом;

иностранцы с доходами, полученными в Литве.

В своё время ставка налога с дохода для физических лиц была урегулирована на 33 %. С 1.07. 2006 эта ставка понизилась на 27 % а с 1.01. 2008 она опустилась до уровня 24 %. Пониженная налоговая расценка на 15% с последних перемен остаётся без перемен и используется в следующих случаях:

доходы с рассеянной прибыли, включая дивиденды с литовской компании и заграничной компании с местонахождением в стране, в которой введён так наз. белый лист;

проценты;

доходы спортсменов и художников;

плата за лицензии;

доходы с владения имуществом;

доходы с коммерческой деятельности;

доходы с продажи или другого трансфера имущества, которое не используется в коммерческих целях;

положительные пенсионные платы с пенсионных фондов;

положительные оплаты выполнения и компенсирующие премии, которые были оплачены в рамках договора о страховании жизни;

вознаграждение за труд моряков (с несколькими исключениями).

Регулированная налоговая расценка в стоимости 33 % применяется и для сотрудников заграничных компаний за доходы, полученные в Литве.

В Литве предусмотрена возможность уплаты одноразового подоходного налога с физических лиц при приобретении патента. Списки видов деятельности, для которых патент приобрести можно, а для которых обязательно, устанавливают акты, прилагаемые к законам. При этом правительство утверждает средний, максимальный и минимальный размеры налогов, конкретные размеры устанавливают самоуправления.

января 1998 года введен налог на наследуемое и подаренное имущество, применяемый к физическим лицам, унаследовавшим или получившим в дар движимое и недвижимое имущество на территории Литвы. Налоговый тариф составляет: при наследовании имущества - 5 % или 10 % в зависимости от стоимости имущества: по дарственной - 10 %. Налог не распространяется на имущество, полученное от близких родственников.

Налог на землю - 1,5 % платят владельцы частной земли. Арендаторы государственной земли облагаются налогом в 6 % от стоимости земли.

Арендная плата за землю составляет не более 1,5 %. Не облагается налогом земля, занятая лесом, дорогами общего пользования, а также земля, принадлежащая дипломатическим и консульским организациям. Население пользуется определенными льготами: меньший налог платят пенсионеры, инвалиды; самоуправление может освободить от налога отдельных лиц. Налог на аренду земли платят лица, взявшие в аренду государственную землю. Налог состоит из двух частей: одноразовый налог, равный цене на землю; ежегодно выплачиваемая арендная плата до 6 % от стоимости земли.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами в Латвии высокие. Нет, наверное, ни одного жителя Латвии, который был бы ими доволен.

Налогоплательщики в Латвии уплачивают подоходный налог. Налог уплачивается в формах:

удерживаемый налог при выплате зарплаты «у источника»;

лицензионные платежи;

налог на доход от предпринимательской деятельности;

налог с доходов от собственности и иных источников.

Физические лица подразделяются на резидентов (место жительства - Латвия, или он присутствует в Латвии 183 дня и более, или он гражданин Латвии и работает за границей по заданию правительства) и нерезидентов. Партнерства для целей налогообложения уплачивают налог только при распределении дохода между партнерами.

Налоговая база - доход за вычетом разрешенных расходов. При налогообложении не учитываются: страховые платежи, наследство, подарки от физических лиц (подарки от организаций облагаются налогом), выплаты на содержание детей, некоторые другие выплаты в размере, определенном правительством.

Доход от трудовой деятельности включает зарплату, иные платежи в пользу работника, натуральную оплату, рассчитанную по рыночной стоимости. Все пенсионные платежи включаются в налоговую базу. Платежи директорам облагаются налогом по общим правилам. Разрешается вычитать расходы, понесенные при извлечении дохода. Выплаты при страховании жизни не вычитаются. Благотворительные пожертвования вычитаются с ограничениями. Ставка налога - 25 %. Налоговый период равен календарному году [4, 219].

Самозанятое население должно производить вычеты в фонды социального страхования по ставке 32,59 %, работники - по ставке 9 %, иностранные работники и нерезиденты - по ставке 8,39 %. Налог на наследование и дарение не уплачивается. Налог на недвижимость (землю и сооружения) вносится в бюджет той местности, где расположена недвижимость в Латвии. Не облагаются налогом территории, где экономическая деятельность запрещена законодательно, национально-культурные памятники, спортивные сооружения и центры отдыха, новые плантации лесонасаждений. Ставка налога - 1,5 % от кадастровой оценки.

Местные органы власти могут предоставлять налоговую скидку в размере 25, 50 и 90 % для отдельных категорий налогоплательщиков. Данный налог вычитается из налоговой базы по налогу на доходы, если эта недвижимость используется для извлечения дохода.

Доходы резидентов Эстонии облагаются налогом по пропорциональному принципу - действует единая ставка подоходного налога независимо от уровня дохода налогоплательщика, которая составляет 21 %. Резиденты Эстонии - это физические лица, имеющие постоянное место жительства в данной стране, или лица, получившие вид на жительство в Эстонии и находящиеся в этой стране в течение 183 дней в году и более. Нерезиденты Эстонии уплачивают подоходный налог с доходов, полученных в Эстонии. Особенностью налогообложения доходов физических лиц является то, что проценты по вкладам в банках Эстонии освобождены от налога, при этом дивиденды по ценным бумагам облагаются подоходным налогом. Таким образом, поощряются вложения денежных средств в банки Эстонии.

В отношении налогообложения доходов физических лиц действует такой принудительный вид страхования, как страхование по безработице, ставка по которому составляет 2,8 % в части удержания с работника и 1,4 % организация платит от фонда заработной платы за месяц.

Особенностью налогообложения физических лиц является то, что проценты по вкладам частных лиц в эстонских банках освобождены от подоходного налога. Дивиденды по ценным бумагам облагаются подоходным налогом, а проценты по банковским вкладам - нет. Тем самым поощряется вложение денег именно в банки. Таким образом, мелкие инвесторы, которые выходят на финансовый рынок, на биржи, оказываются в худшем положении по сравнению с вкладчиками банков.

Налогоплательщики-резиденты Эстонии уплачивают подоходный налог с общемирового дохода. Семейные пары обычно облагаются раздельно. Доход физических лиц делится на три категории: обычный доход, доход от бизнеса и доход от распоряжения имуществом.

Наиболее важные вычеты из налоговой базы;

дружественные привилегии;

некоторые пенсионные доходы;

государственные стипендии;

дивиденды от организаций - резидентов Эстонии;

некоторые виды долговых процентов;

страховые платежи;

подарки и наследования.

Налогоплательщики имеют право производить налоговые вычеты в течение налогового года. Налоговый период - календарный год. Налоговая декларация сдается до 31 марта года, следующего за отчетным.

Наследование и дарение обычно не являются объектом налогообложения.

Рассмотрев систему налогообложения физических лиц в Литве, Латвии и Эстонии, можно сделать вывод, что она не является либеральной и социально направленной. Налоговая нагрузка в среднем составляет около 35 %. Помимо налогов, налогоплательщики ещё и самостоятельно уплачивают страховые взносы. Нет, наверное, ни одного налогоплательщика, который был бы ими доволен.

2. Организация деятельности налоговых служб прибалтийских стран

.1 Структура и особенности организации налоговых служб

В каждой из стран, существует главный правительственный орган, осуществляющий управление и регулирование налоговой системы страны. Он отвечает за разработку и осуществление общей экономической стратегии. Организация налоговой службы возложена в основном на департаменты, подотчетные правительству. Формально Управление внутренних доходов является самостоятельным правительственным учреждением. В его функции входит непосредственный контроль за взиманием налогов с юридических и физических лиц (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора).

В соответствии с Законом о налогообложении, сбором налогов в Эстонии занимается Налогово-таможенный департамент (учреждение Министерства финансов ЭР). В него входят:

Управляющий государственными налогами - это Налогово-таможенный департамент.

Управляющий местными налогами - это волостное или городское управление либо иное волостное или городское учреждение, установленное налоговым постановлением.

волость или город вправе согласно Закону о местных налогах заключать с Налоговым и таможенным департаментом договор, по которому задачи по управлению местными налогами передаются региональной структурной единице Налогового и таможенного департамента.

волости и города могут заключать между собой административные договоры, по которым задачи управляющего местными налогами одного типа, передаются подведомственному учреждению одной из волостей либо городу, заключивших договор.

Департамент занимается обеспечением поступлений доходов в государственный бюджет в части государственных налогов и таможенных доходов, защитой общества и законной экономической деятельности, проведением в жизнь государственной налоговой и таможенной политики, контролем выполнения налогового законодательства, таможенных правил и других правовых актов, выдачей разрешений на деятельность и на организацию азартных игр, надзорной деятельностью в сфере азартных игр, а также обслуживанием клиентов при выполнении налоговых обязательств и таможенных формальностей [5].

Департамент является относящимся к сфере управления Министерства финансов правительственным учреждением, которое обладает управляющей функцией и осуществляет государственный надзор, а также применяет государственное принуждение на предусмотренных законом основаниях и масштабе. Сфера деятельности департамента - это управление государственными доходами, проведение в жизнь государственной налоговой и таможенной политики, а также защита общества и законной экономической деятельности.

В структурные подразделения департамента входят: отделы департамента; региональные налогово-таможенные центры; бюро генерального директора.

Задачи и компетенция структурных подразделений департамента уточняются в положениях структурных подразделений, которые утверждает генеральный директор департамента.

Департамент состоит из следующих отделов: отдел развития; административный отдел; отдел развития инфосистемы; юридический отдел; отдел контроля; налоговый отдел; отдел кадров; отдел внутреннего аудита; отдел внутреннего контроля; отдел системного обеспечения; информационно-аналитический отдел; отдел организации обслуживания; отдел таможенного управления; отдел доходов; следственный отдел.

Основными задачами регионального налогово-таможенного центра являются:

обеспечение поступлений доходов в государственный бюджет в части государственных налогов и таможенных доходов;

защита общества и законной экономической деятельности;

проведение в жизнь налоговых и таможенных действий, вытекающих из государственной налоговой и таможенной политики;

контроль выполнения налогового законодательства, таможенных правил и других правовых актов на основаниях и в объеме, предусмотренных законом;

обслуживание клиентов при выполнении налоговых обязательств и таможенных формальностей.

Бюро генерального директора выполняет консультирование и обслуживание генерального директора и его заместителей, организацию связей департамента с общественностью и публикации информационных материалов, координирование международного сотрудничества и международных отношений департамента, развитие и организацию внутренней коммуникации, администрирование вебсайта.

После получения независимости в Латвии были созданы две организации для инкассации денег:

государственная финансовая инспекция, отвечавшая за инкассацию налогов;

таможенный департамент, отвечавший за таможенные сборы и налоги на международную торговлю.

Моментом основания Службы государственных доходов можно считать 28 октября 1993 года, когда был принят закон «О Службе государственных доходов». Этот закон и необходимость улучшить инкассацию доходов и сэкономить административные издержки стали основой тому, что две вышеупомянутые организации были объединены. Так образовалась Служба государственных доходов (далее СГД), которая находится в прямом подчинении Министерства финансов.

октября 1993 года был принят закон «О Службе государственных доходов». 1993 год - после реорганизации, на базе существующей Финансовой инспекции, создан департамент налогового контроля.

Главные цели создания СГД:

разработать более справедливую налоговую систему;

улучшить сотрудничество с налогоплательщиками;

создать соответствующий сервис обслуживания;

уменьшить бюрократические процессы и процедуры;

уменьшить административные расходы.

СГД - юридическое лицо, чью структуру управления и организацию работы регламентируют следующие нормативные акты: «Закон о труде», закон «О Службе государственных доходов», «Закон о государственной гражданской службе», закон «О налогах и сборах», «Закон о предотвращении коррупции», «Закон о защите труда», «Кодекс этики чиновников и работников СГД», правила Кабинета министров, правила порядка внутренней работы и другие нормативные акты [6, 12].

В Службе государственных доходов имеется центральный аппарат и территориальные учреждения.

В состав центрального аппарата Службы государственных доходов входят Главное налоговое управление, Главное таможенное управление, Таможенное уголовное управление, Управление финансовой полиции, а также Управление крупных налогоплательщиков, Управление акцизных товаров и другие структурные подразделения, обеспечивающие общую деятельность службы. Территориальные учреждения Службы государственных доходов образуются генеральным директором Службы государственных доходов согласно настоящему закону и иным нормативным актам.

Чиновниками Службы государственных доходов, обеспечивающими выполнение главных задач службы, в понимании настоящего закона являются генеральный директор, заместители генерального директора, директора управлений и их заместители, директора территориальных учреждений и их заместители, руководители других структурных подразделений и их заместители, главные налоговые инспекторы, старшие налоговые инспекторы, налоговые инспекторы, главные инспекторы, старшие инспекторы, инспекторы Службы государственных доходов; старшие следователи, следователи, младшие следователи финансовой полиции, а также руководители территориальных таможенных учреждений и их заместители, начальники таможенной смены, таможенные эксперты всех степеней, главные таможенные надзиратели, старшие таможенные надзиратели, таможенные надзиратели, младшие таможенные надзиратели, а также другие лица, выполняющие в Службе государственных доходов функции, упомянутые в части первой статьи 3 Закона о государственной гражданской службе.

Государственная налоговая инспекция Литвы является государственной институцией, учрежденной при Министерстве финансов, финансируемой за счет средств государственного бюджета и иных средств и подотчетной министру финансов. Государственная налоговая инспекция является юридическим лицом, имеющим свой счет в банке, печать и символику.

На укрепление материальной базы Государственной налоговой инспекции и материальное поощрение ее работников дополнительно направляется 30 процентов средств, взысканных в государственный бюджет во время проверок. 75 процентов взысканных средств направляется на укрепление материальной базы Государственной налоговой инспекции, а оставшиеся средства используются для поощрения работников налоговой инспекции и на социальные гарантии.

Государственная налоговая инспекция руководствуется Конституцией Литовской Республики, законом «О налогах и пошлинах», другими законами, подзаконными правовыми актами и положением, утвержденным Правительством [7, ст.17].

Государственная налоговая инспекция работает в сотрудничестве и обмениваясь информацией со всеми налоговыми администраторами, государственными институциями, а также с институциями иностранных государств, администрирующими уплату налогов.

Государственная налоговая инспекция состоит из:

) Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов - центрального налогового администратора;

) территориальной государственной налоговой инспекции Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов - местных налоговых администраторов.

Местный налоговый администратор подчинен и подотчетен центральному налоговому администратору.

Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов руководит начальник, который назначается и освобождается от должности Премьер-министром Литовской Республики по представлению министра финансов. Начальник Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов подотчетен министру финансов.

Структура Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов утверждается начальником инспекции по согласованию с министром финансов.

Количество территориальных государственных налоговых инспекций и территориальные зоны их деятельности устанавливаются министром финансов по представлению начальника Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов. Структура территориальной государственной налоговой инспекции утверждается начальником территориальной государственной налоговой инспекции с учетом методических указаний и рекомендаций центрального налогового администратора. Начальник территориальной государственной налоговой инспекции назначается и освобождается от должности начальником Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов. Начальник территориальной государственной налоговой инспекции подотчетен начальнику Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов. Работники государственных налоговых инспекций принимаются на работу и увольняются с работы начальником налоговой инспекции, в которую они принимаются на работу. Центральным налоговым администратором устанавливаются требования, на основании которых осуществляется отбор работников государственной налоговой инспекции, а также процедуры, в соответствии с которыми работники могут быть назначены на вышестоящие должности и может быть повышено их жалованье. Эти требования должны быть связаны только со способностями работников налоговой инспекции к выполнению работы в соответствии с утвержденными должностными инструкциями и занимаемой должностью.

.2 Анализ системы налогового администрирования

Реальным выражением налоговой политики является налоговое администрирование, то есть способ собирания обязательных платежей и связанные с ними издержки по сбору налогов и исполнении налоговой обязанности налогоплательщика.

Налоговая система Латвии не самая простая, но ее нельзя считать и очень сложной по сравнению со старыми странами-участницами Европейского Союза (ЕС). Проблемы создает ее частая изменчивость и непредсказуемость.

В 2011 году налоговое бремя (доходы от налогов к ВВП) в Латвии достигло 28,1 % ВВП, это один из наиболее низких показателей в ЕС.

В Латвии действуют 13 налогов и 97 государственных сборов.

С 1 января 2011 года введена и используется система электронного декларирования.

Правительство Латвии обдумывает возможность в ближайшем будущем уменьшить налог на рабочую силу, но увеличить налог на потребление.

В 2011 году возросли ставки почти всех важнейших налогов, исключение составил подоходный налог с населения, который немного уменьшился.

Хотя общее налоговое бремя в Латвии является одним из наиболее низких в ЕС, но по сравнению минимальных ставок подоходного налога с населения, бремя налогов остается одним из наивысших в ЕС.

В Латвии существует большой удельный вес «теневой экономики», на рост которой повлиял глобальный финансовый кризис, а также налоговые изменения. В большей мере это касается торговли, строительства, лесоразработки, сектора услуг. Эксперты утверждают, что в конце 2009 года «теневая экономика» в Латвии достигала 39,4 % ВВП, или 5 миллиардов евро. Но Служба государственных доходов считает, что удельный вес теневой экономики составляет около 16 % ВВП, как это в среднем наблюдается и в ЕС. В качестве борьбы с теневой экономикой, в 2012 году, планируется в бюджет страны дополнительно ввести 60 млн. латов (85,4 млн. евро).

Наиболее существенные налоги и стандартные ставки на них:

Социальный налог (Обязательные взносы государственного социального страхования): - 35,09 % (взносы работодателя - 24,09 %, взносы работника - 11 %).

подоходный налог с населения - 25 %;

подоходный налог с предприятий - 15 %;

налог с микропредприятий - 9 %;

платежи с доходов от капитала - 10-15 %;

налог на добавленную стоимость - 22 % (уменьшенная ставка -12 %);

налог на недвижимость - 0,2-3 %;

По сравнению с 2010 годом в 2011 году произошли изменения ставок налога на рабочую силу:

с 9 % до 11 % увеличена ставка обязательных платежей государственного социального страхования с работника, не изменяя ставку 24,09 %, уплачиваемую работодателем;

уменьшена ставка подоходного налога с населения - с 26 % в 2010 году до 25 % в 2011. Ставка подоходного налога с населения претерпевает изменения уже третий год. Необлагаемый минимум, который не облагается этим налогом - за самого плательщика составляет 64 евро в месяц, за каждое находящееся на иждивении лицо - 100 евро в месяц;

к затратам на рабочую силу относится и государственный сбор риска предпринимательской деятельности, размер которого составляет 0,56 евро месяц за каждого работника.

Подоходный налог с предприятий Латвии является одним из самых низких в ЕС - 15 %. Низкая ставка и различные высвобождения налога являются одним из краеугольных камней для привлечения инвестиций.

с 2011 года возобновлена скидка на подоходный налог с предприятий крупным - 7,1 миллионов евро и более - инвестиционным проектам, правда, только в приоритетных отраслях;

для переноса убытков в Латвии установлен 8-летний период;

касаемо подоходного налога с предприятий установлено несколько стимулов для исследований и развития.

Латвия с 2011 года ввела 9 % налог на малые предприятия, оборот которых не превышает 100 000 евро в год и на которых заняты не более 5 работников.

С 1 января этого года увеличен порог для регистрации в Регистре налогоплательщиков НДС примерно до 49 800 евро.

В Латвии введен сбор для кредитных учреждений - сбор финансовой стабильности в размере 0,036 % в год от общей суммы обязательств, из которой вычтены вклады, эмитированные ипотечные закладные и подчиненные обязательства [8, 298].

С 1 января 2010 года доходы физических лиц с капитала облагаются подоходным налогом с населения, но эти ставки остаются ниже стандартных.

Таблица 1 - Ставки подоходного налога с населения с доходов от капитала (в %)

Категории доходовСтавка, %На дивиденды10На доход от процентов (в том числе на проценты от депозитов)10На доходы от вкладов10На доход от страхования жизни (с накоплением средств)10На доходы от продажи недвижимости (если оно в собственности находится менее 60 месяцев)15На доходы от продажи долей капитала15На доходы от продажи ценных бумаг (за исключением доходов от долговых бумаг государств и самоуправлений ЕС и ЕСТА).15

Изменения коснулись и стандартной ставки налога на добавленную стоимость, размер которого в 2011 году составляет 22 %, (21 % в 2010 году); уменьшенная ставка с 10 % возросла до 12 %.

Уже с 2011 года правительство уменьшило перечень товаров и услуг, в отношении которых применяются ставки уменьшенного налога на добавленную стоимость, и ожидается, что такая ревизия продолжится.

Постановки развития системы налогов и сборов на 2011-2016 годы предусматривают постепенное увеличение ставок налога на недвижимость для жилищ, в результате чего налог на недвижимость для жилищ в 2011 году фактически удвоился.

На некоторые продукты, облагаемые акцизным налогом, в 2011 году увеличена ставка этого налога. При том уже в течение этого года акцизный налог может быть повышен еще на некоторые продукты, в том числе - бензин, сигареты, крепкий алкоголь и природный газ. Это связано с активностями правительства в целях обеспечения консолидации бюджета. В середине 2011 года, запланировано ввести повышение акцизного налога на алкоголь, табачные изделия и бензин.

Налог на природные ресурсы платят как юридические, так и физические лица. Налогом облагается:

добыча природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности в Латвии и на территории континентального шельфа;

загрязнение окружающей среды: отходы и вредные выбросы;

производство вредных для окружающей среды товаров и продуктов;

упаковка импортируемых и производимых в стране товаров.

Налог на природные ресурсы дифференцирован и зависит как от вида природного ресурса, так и от вида отходов и степени их опасности для окружающей среды. Ставки колеблются от нескольких сантимов вплоть до нескольких сотен латов. На некоторые виды отходов предусмотрено увеличение налоговой ставки.

С 2011 года в Латвии вступил в силу новый закон О налоге на эксплуатацию транспортного средства и легковые транспортные средства предприятий. Этим налогом (27-60 евро в месяц) облагаются все легковые транспортные средства, находящиеся в собственности или владении предприятий, допустив, что они используются также для частных нужд работников. Предприятие не уплачивает этот налог, если оно может доказать, что автомобиль не используется для частных нужд.

С 1 июня 2011 года увеличена налоговая ставка на азартные игры.

В Латвии находятся Резекненская и Лиепайская специальные экономические зоны, а также Рижский и Вентспилский свободные порты, где существует специальный режим налогового стимулирования в отношении подоходного налога с предприятий, а также в отношении налога на недвижимость.

В настоящее время Эстония - далеко не самая благоприятная европейская страна для проживания, либо ведения бизнеса в отношении налогообложения. Тем не менее, налоговая система Эстонии имеет некоторые преимущества для зарубежного инвестора.

Помимо того, что система - проста для понимания и использования, наиболее примечательным фактором является возможность переноса подоходного налога на заработанную, но еще не распределенную прибыль предприятия.

После восстановление Эстонией независимости в 1991 году, стало ясно, что страна нуждается в такой системе налогообложения, которая, с одной стороны, будет соответствовать скромному опыту налогоплательщиков и налоговых администраторов, и, с другой стороны, не будет препятствовать дальнейшему росту экономики. Поэтому, в последующие годы была создана достаточно простая и прогрессивная система налогообложения, делая акцент на косвенные налоги. Для сохранения простоты, прозрачности и легкости применения системы, были предусмотрены только несколько исключений, при сохранении существенно низких налоговых ставок.

Общее налоговое бремя, налагаемое на частных и юридических лиц в Эстонии, в настоящее время приравнивается к среднему показателю Евросоюза. Более того, испытывая значительную нехватку бюджетных средств в период кризиса с 2008 по 2010 г.г., эстонское правительство было вынуждено повысить ставки некоторых налогов, в т.ч. налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный налог, а также отложить снижение ставки подоходного налога.

В основе системы налогообложения Эстонии - фиксированный подоходный налог, введенный в 1994 году в отношении дохода частных и юридических лиц. До 2004 года применялась ставка налога в размере 26 %, в настоящее время применяется налоговая ставка в размере 21 % от чистого дохода.

К подоходному налогу применимы редкие исключения. Что касается юридических лиц, то наиболее существенным исключением является то, что налогом облагается только распределенная, а не полученная прибыль. Иными словами, это - отложенный подоходный налог: юридическое лицо может выполнять дальнейшие инвестиции, пополнять свой уставной капитал либо использовать средства для других бизнес сделок без применения подоходного налога - только после того как прибыль распределена между владельцами предприятия, налагается подоходный налог.

В отношении частных лиц, налогом облагаются все три вида личного дохода - трудовой доход, доход от бизнеса и доход с капитала, при использовании фиксированной ставки в размере 21 %, независимо от того, каков доход лица. Но с 1 января 2010 года частные лица могут также откладывать свой подоходный налог на доход от реинвестированного капитала аналогично ситуации с юридическими лицами. Для использования этого исключения, необходимо иметь отдельный инвестиционный счет в банке и составлять отчетность о внесении и снятии средств для налоговых органов. Сумма снятых средств, превышающая вложения, облагается налогом.

Социальный налог составляет 33 % от дохода лица, а в некоторых исключительных случаях - 13 %. Максимальный уровень социального налога не установлен, и он зависит только от размера самого дохода, но при этом существует минимальная сумма, утвержденная государством, которую необходимо оплачивать, независимо от того насколько несущественен доход. В отношении юридических лиц, минимальный платеж составляет 91,75 евро в месяц за работника в 2011 году, а в случае самостоятельно занятыми предпринимателями, минимально допустимый годовой платеж равен 1100,96 евро.

Ставка НДС в Эстонии, которая составляла 18 % на протяжении почти двух декад, в период кризиса была увеличена на два процентрых пункта, до 20 %. Количество товаров и услуг, облагаемых НДС со сниженной ставкой, было сокращено.

Товары и услуги, облагаемые НДС со сниженной ставкой (9 %), это книги и периодика, за исключением порнографических и эротических журналов, поставок лекарств и медицинских препаратов, проживания, в т.ч., на условиях «ночлег и завтрак». Определенные реэкспортируемые товары, суда и самолеты, курсирующие по международным маршрутам, а также перевозимый на них груз, товар, импортируемый и экспортируемый через безналоговую зону, а также некоторые другие товары облагаются НДС 0 %.

НДС на продукцию - предоставленные услуги и проданный товар - необходимо ежемесячно декларировать. Предприниматели могут требовать возврата НДС, который был оплачен на вложения: материалы, товары либо услуги.

Самостоятельно занятые предприниматели могут использовать упрощенную систему до тех пор, пока их годовой оборот не превышает 16000 евро: они не обязаны декларировать либо оплачивать НДС, но при этом они не имеют права требовать возврата НДС.

Государство облагает акцизным налогом следующие товары: электричество, топливо, упаковку, алкоголь и табак. С 1 января 2011 года ставка акцизного налога на моторное топливо составляет 422,77 евро за 1,000 л неэтилированного бензина и 392,92 евро за 1,000 л дизельного топлива. Акцизный налог на природный газ составляет 23,45 евро за 1,000 м3 и на электричество - до 4,47 евро за Мвт/ч. Сигареты облагаются акцизным налогом в размере 0,04 евро плюс 33 % от розничной цены за единицу, а акцизный налог на пиво составляет 0,05 евро за 1 % от объема алкоголя в литре, налог на крепкие алкогольные напитки - 0,73 евро за литр.

Владельцы грузовых машин также облагаются налогом на грузовые машины, ставка которого - от 32 евро в год.

В Эстонии также применяется налог на земельную собственность, ставка которого варьируется в зависимости от месторасположения от 0,1% до 2,5 % от стоимости земли в год. Ставка налога определяется соответствующим муниципалитетом, который также и использует взысканный налог.

Ставки налогов в Литве - фактически, одни из самых низких среди стран ЕС. Но для системы налогообложения характерен очень существенный недостаток - нестабильность.

За последние несколько лет в системе налогообложения Литвы произошли некоторые изменения [9, 156]. Правящая консервативная коалиция страны, пришедшая к власти в декабре 2008 года, внедрила налоговую реформу, направленную на содействие борьбе с экономическим кризисом и пополнение государственного бюджета дополнительными средствами.

Ставки основных налогов - НДС, подоходного налога с предприятия, социального налога - были повышены с начала 2009 года. Но после того как стали очевидными негативные последствия увеличения налогового бремени, особенно, в отношении малого и среднего бизнеса, были внесены некоторые поправки, которые вступили в силу в 2010 и 2011 г.г.

С 1 января 2011 года вступили в силу изменения, направленные на обеспечение соответствия государственного законодательства директивам ЕС. Обязательство быть зарегистрированным в качестве плательщика НДС стало применимо к частным и юридическим лицам, занимающимся импортом товаров и услуг из стран ЕС, несмотря на то, что оборот от данной деятельности - ниже 29000 евро за последние12 месяцев. Обязательство регистрации статуса плательщика НДС применимо к юридическим и частным лицам, занимающимся экономической деятельностью, после того как уровень их доходов достигнет 29000 евро за последние 12 месяцев. В настоящее время ведутся дебаты о возможности повышения уровня доходов, обязывающих быть зарегистрированным в качестве плательщика НДС с нынешних 5800 до 42 000 евро.

Еще одна директива ЕС, которую планируется внедрить, связана с авторским гонораром. В Литве авторский гонорар, оплаченный другим компаниям в рамках ЕС, не будет облагаться налогом в отношении компаний ЕС с июля 2011 года. В настоящее время налог на авторское вознаграждение составляет 10 процентов.

Основные налоги на предпринимательскую деятельность

С 1 января 2011 года правительством была сокращена стандартная ставка подоходного налога с предприятия с 20 %, которая применялась в течение двух лет, до 15 %. В конце 2008 года правительство приняло решение о повышении ставки подоходного налога с предприятия на 5 %.

Подоходный налог с малого предприятия, численность сотрудников которого не превышает 10 человек и годовой оборот - менее 145,000 евро, был снижен с 15 % до 5 % с начала 2010 года. Закон был принят в ноябре 2010 года, но вступил в силу ранее.

Подоходный налог с распределенной прибыли составляет 15 % для юридических лиц, в отношении частных лиц его ставка - 20 %.

Подоходный налог с населения установлен в размере 15 %.

Стандартная ставка НДС увеличивалась в Литве дважды на протяжении 2009 года - с 18 % до 19 % с 1 января 2009 года и еще на 2 % - до 21 % - с 1 сентября 2009 года.

Работодатели оплачивают социальный налог за работников в размере 31%, а социальный налог, оплачиваемый работниками, составляет 9 %.

Юридические лица облагаются налогом на недвижимость, ставка которого варьируется от 0,3 до 1 процента от общей стоимости их недвижимости. Ставка налога устанавливается самоуправлениями и зависит от таких факторов как цель использования недвижимости, юридический статус, величина компании и т.д. Налог на недвижимость пока не распространяется на частные лица.

3. Организация налогового контроля в прибалтийских странах

Службы государственных доходов и другие органы, администрирующие уплату налогов в бюджеты Прибалтийских стран, имеют на основании законов о налогах и пошлинах широкие полномочия. Главные из них - это:

) право осуществлять контроль, за уплатой налогов на предприятии и по результатам этого контроля - дополнительно начислять налоги со штрафом или уменьшать платежи налогов (в случае их переплаты). Налоговая администрация в осуществлении этих действий ограничена сроком 3 года после установленного срока уплаты налогов

) право определять размер налогов не только на основании учетных и отчетных данных налогоплательщика, но и на основании специальных экспертных расчетов - так называемых косвенных методов расчета доходов, других объектов налогообложения и расчета на этой базе;

) право предоставлять отсрочку по уплате налогов до 3-х месяцев и в некоторых случаях - до 1 года, а также право капитализировать (переводить в основной капитал и становиться совладельцем предприятия) налоговые долги;

) право погашать задолженности по налогам, а также суммы штрафов, суммы увеличения основного долга и пени. Это право налоговая администрация имеет только в крайних случаях, например, - в случае банкротства юридического лица или смерти физического лица, не имеющего наследников, способных оплатить долги по налогам;

) право взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов, штрафов и пени путем списания денег с банковских счетов налогоплательщика и путем изъятия наличных денег из его кассы. С 1 января 2010 года службы государственных доходов имеет право налагать арест на имущество должника до принятия решения по результатам контроля (проверки, ревизии).

) право досрочно (до наступления установленного законом срока) начислять налоги и принимать меры по обеспечению их уплаты в бюджет, если есть доказательства, что налогоплательщик намерен прекратить свою деятельность на территории прибалтийских стран;

) право приостанавливать на срок до 10 дней деятельность налогоплательщика, нарушающего нормативные акты или на более длительный срок;

) право рассчитывать величину облагаемого налогами объекта расчетным путем, применяя косвенные методы расчета: метод наблюдения, метод прироста капитала, метод аналога и другие. Кроме того, с 1 июля 2003 года установлено, что все налоги в сделках мены, зачета, экспорта и импорта, а также в сделках между связанными лицами должны рассчитываться, исходя из рыночной стоимости сделки.

) право по просьбе налогоплательщика заключать с ним так называемый согласительный договор, в соответствии с которым налогоплательщик должен по итогам аудита уплатить в бюджет только сумму основного долга и половину начисленной пени. Остальное ему государство прощает, если он не начинает процедуру обжалования решения налоговых служб.

Порядок и процедуры взимания налогов, за исключением взносов социального страхования и пошлин, регламентирует Закон Литовской Республики об администрировании налогов. В соответствии с этим законом, с предприятий, допускающих нарушения установленных правил, взимаются значительные штрафы - до 10 % от годового оборота, но не менее 20 000 литов [10, 123].

Основными органами, осуществляющими контроль за поступлением налогов, являются государственные и региональные налоговые инспекции, таможенный департамент и фонд социального страхования. Для ужесточения контроля налогов в 1997 году была создана налоговая полиция. Однако до настоящего времени применяемые в Литве меры по совершенствованию контроля за поступлением налогов не дают ожидаемых результатов.

Литвой подписаны и уже вступили в действие соглашения с Белоруссией, Чехией, Данией, Эстонией, Китаем, Латвией, Польшей, Норвегией, Финляндией и Швецией об избежании двойного налогообложения. Сеймом ратифицировано такое соглашение с Россией, которое вступит в силу после его ратификации Думой и др. Когда внутренние законы о налогах Литвы противоречат положениям этих документов, применяются международные и двусторонние соглашения. При их отсутствии Литва, как правило, в одностороннем порядке освобождает часть доходов от подоходного налога, уплаченного в зарубежном государстве.

Контроль за поступлением налогов осуществляется Государственной налоговой инспекцией, таможней Литовской Республики, Министерством охраны окружающей среды.

Налоговый инспектор:

) ведет учет платежей налогоплательщиков и иных платежей в государственный бюджет (бюджет самоуправления);

) осуществляет контроль за исчислением и уплатой налогов в государственный бюджет (бюджет самоуправления), производит взыскание своевременно не уплаченных налогов и пеней, а также штрафов, наложенных в соответствии с налоговым законодательством, осуществляет возврат переплаты и неправильно взысканных налогов, пеней и штрафов;

) исполняет решения местного самоуправления о предоставлении льгот по налогам, сборам и отчислениям в его бюджет;

) распределяет налоги и иные платежи между государственным бюджетом и бюджетами самоуправлений;

) организует учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного, перешедшего государству в порядке наследования, переданного или взятого в доход государства имущества, а также кладов;

) по поручению Сейма, Правительства, Министерства финансов Литовской Республики издает правовые акты по вопросам осуществления налогового законодательства или подготавливает их проекты;

) дает разъяснения налогоплательщикам по вопросам уплаты налогов;

) подготавливает и представляет министру финансов проекты законов о налогах и постановлений Правительства, а также вносит иные предложения относительно улучшения порядка налогообложения;

) в пределах своей компетенции производит дознание;

) исполняет обязанности, установленные другими законами.

Налоговый администратор или его должностное лицо при осуществлении предоставленных ему законом прав и при исполнении обязанностей производимые действия оформляет в виде решений, форма которых (акт, справка, указание, представление, разъяснение, постановление, предписание и др.), а также порядок их заполнения устанавливаются центральным налоговым администратором.

Права налоговой администрации Латвии устанавливаются законом «О налогах и пошлинах», законом «О Службе государственных доходов» и другими законами [11, 204].

В соответствии с ними налоговая администрация Латвии имеет следующие обязанности:

) обеспечивать соблюдение настоящего закона и других законов о налогах (пошлинах) как плательщиками налогов, так и налоговой администрацией;

) контролировать правильность исчисления и уплаты налогов, пошлин, а также других установленных государством платежей;

) контролировать долги по платежам налогов (пошлин), а также других установленных государством платежей;

) применять санкции к нарушителям законов о налогах (пошлинах) на основании законов и правил Кабинета министров;

) рассматривать и решать вопросы о продлении сроков уплаты налогов (пошлин);

) контролировать правильность применения скидок и льгот по налогам (пошлинам);

) после завершения проверки представлять налогоплательщику акт (отчет) проверки. Если налоговая администрация в налоговой ревизии (аудите) использует представленные направляющим уголовный процесс лицом материалы, налогоплательщику выдается выписка из акта (отчета) проверки, содержащая разрешенную направляющим уголовный процесс лицом информацию;

) обеспечивать публичность взимания налогов (пошлин) путем регулярного опубликования информации об общих доходах от отдельных налогов (пошлин) и о плательщиках налогов, имеющих наибольшие долги по налогам (пошлинам);

) публиковать сведения об изменении порядка установления ставок налогов и пошлин, штрафа и пени;

) принимать решение о проведении налоговой ревизии (аудита) и не позднее чем за 10 рабочих дней до ее начала письменно информировать налогоплательщика о проведении налоговой ревизии (аудита) с указанием дня начала налоговой ревизии (аудита), срока ревизии (аудита), проверяемых налогов, статей налоговой декларации, проверяемых пошлин или других установленных государством платежей и периодов таксации;

) взыскивать в бесспорном порядке не уплаченные в срок налоги, пеню, штрафы и другие установленные государством платежи в предусмотренном законом порядке;

) обеспечивать публично доступный регистр плательщиков налога на добавленную стоимость;

) обеспечивать единую базу (регистр) данных номеров публично доступных выданных накладных;

) обеспечивать базу (регистр) единых данных электронных устройств и электронного оборудования регистрации публично доступных налоговых и иных платежей, их пользователей и обслуживающих их служб;

) во всех случаях совершения налогоплательщиком налогового нарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность, в течение 10 дней со дня констатации этого чиновником (работником) налоговой администрации представлять об этом сообщение в соответствующую государственную структуру, которая принимает решение по вопросу о начале уголовного процесса;

) содержать единый регистр счетов по вкладам до востребования коммерческих обществ, кооперативных обществ и других частноправовых юридических лиц резидентов Латвии и постоянных представительств нерезидентов в Латвии (в дальнейшем регистр счетов юридических лиц);

) обеспечивать для кредитных учреждений резидентов Латвийской Республики доступ прямой связи к информации регистра счетов юридических лиц.

Налоги администрируют следующие государственные органы:

) подоходный налог с населения - Служба государственных доходов и самоуправления в соответствии с законом «О подоходном налоге с населения»;

) подоходный налог с предприятий - Служба государственных доходов;

) акцизный налог - Служба государственных доходов;

) налог на добавленную стоимость - Служба государственных доходов;

) налог на природные ресурсы Служба государственных доходов, Министерство среды и находящиеся в его подчинении учреждения в соответствии с Законом о налоге на природные ресурсы;

) налог на лотереи и азартные игры - Служба государственных доходов;

) таможенный налог и другие равноценные платежи - Служба государственных доходов;

) обязательные взносы государственного социального страхования - Служба государственных доходов;

) налог на легковые автомобили и мотоциклы Служба государственных доходов и Дирекция безопасности дорожного движения в соответствии с законом «О налоге на легковые автомобили и мотоциклы» и изданным согласно ему правилам Кабинета министров;

) налог на электроэнергию Служба государственных доходов.

Дорогие, как правило, ошибки в исполнении налогового законодательства в Латвии стали обходиться налогоплательщикам несколько дешевле. Сейм принял во втором чтении инициированные Министерством финансов поправки к Закону о налогах и пошлинах, подразумевающие облегчение штрафных санкций за налоговые нарушения. Начиная с нового года, если в ходе аудита предприятия будет установлено, что налогоплательщик недоплатил в бюджет налоги, должнику придется уплатить штраф в размере 70 % от незадекларированной суммы налога. Это на целых 30% меньше, чем до вступления поправок в силу. В том же случае, если в течение трех лет налогоплательщик совершит более двух подобных нарушений, то сумма штрафа за каждое следующее нарушение впредь будет равняться не 150, а 100 % от незадекларированной суммы налога. Что касается возврата налога, то начиная с 1 января, если налогоплательщик запросит больше положенного, то есть необоснованно увеличит сумму возвращаемого налога, ему грозит штраф в размере от 30 до 50 % от необоснованной суммы. Если в ходе аудита налоговая администрация констатирует повторное нарушение такого рода, к коммерсанту будут применены штрафные санкции в размере 70 % за второе и 100 % за каждое последующее нарушение. Согласно законодательству Латвийской Республики, налогоплательщик обязан выплатить всю сумму штрафа в течение 30 дней с момента получения решения налоговой администрации. Если же должник этого не сделает и не договорится о продлении срока погашения задолженности в течение трех месяцев, налоговая администрация получит право подать в суд заявление о начале процесса неплатежеспособности должника.

В Эстонии контроль за уплатой налогов осуществляет Налогово-таможенный департамент. В его функции входит:

) планирование и направление работы структурных подразделений департамента в сфере контроля;

) надзор за выполнением планов работы в сфере контроля;

) решение проблем в сфере контроля;

) управление проектами в сфере контроля;

) проведения контроля самостоятельно или в сотрудничестве с региональными структурными подразделениями департамента;

) контроль законности организации азартных игр и лотерей;

) оценка налоговых рисков налогоплательщиков и определение рисков;

) контроль возврата налогоплательщикам переплаченных налоговых сумм, за исключением случая, когда это относится к компетенции отдела таможенного управления.

Заключение

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

Общие принципы налогообложения устанавливают Законы о налогообложении, которые определяет объект налогообложения, права и обязанности, ответственность налогоплательщика и управляющего налогами. Государственные налоги являются основной доходной составляющей государственных бюджетов Прибалтийских стран.

По сути, страны Прибалтики являются странами низконалоговой юрисдикции, но благодаря наличию современного законодательства в области борьбы с отмыванием денег, эти государства ни разу не включались в «черные списки» международных и российских организаций.

Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в странах Балтии такими органами являются Налогово-таможенный департамент в Эстонии, Служба государственных доходов в Латвии, Государственная налоговая инспекция в Литве.

Прибалтийские страны имеет самую либеральную налоговую систему и благоприятный инвестиционный климат из всех ближайших территориальных соседей Российской Федерации. Система налогообложения физических лиц в Литве, Латвии и Эстонии, не является либеральной и социально направленной. Помимо налогов, налогоплательщики ещё и самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет. Нет, наверное, ни одного налогоплательщика, который был доволен величиной налогов.

Налоговая система Латвии не самая простая, но ее нельзя считать и очень сложной по сравнению со старыми странами-участницами Европейского Союза (ЕС). Проблемы создает ее частая изменчивость и непредсказуемость.

В настоящее время Эстония - далеко не самая благоприятная европейская страна для проживания, либо ведения бизнеса в отношении налогообложения. Тем не менее, налоговая система Эстонии имеет некоторые преимущества для зарубежного инвестора. Помимо того, что система - проста для понимания и использования, наиболее примечательным фактором является возможность переноса подоходного налога на заработанную, но еще не распределенную прибыль предприятия.

Ставки налогов в Литве - фактически, одни из самых низких среди стран ЕС. Но для системы налогообложения характерен очень существенный недостаток - нестабильность.

Службы государственных доходов и другие органы, администрирующие уплату налогов в бюджеты Прибалтийских стран, имеют на основании законов о налогах и пошлинах широкие полномочия. Главные из них - это:

) право осуществлять контроль, за уплатой налогов на предприятии и по результатам этого контроля - дополнительно начислять налоги со штрафом или уменьшать платежи;

) право определять размер налогов не только на основании учетных и отчетных данных налогоплательщика, но и на основании специальных экспертных;

) право погашать задолженности по налогам, а также суммы штрафов, суммы увеличения основного долга и пени;

) право приостанавливать на срок до 10 дней деятельность налогоплательщика, нарушающего нормативные акты или на более длительный срок.

налогообложение система прибалтийский администрирование

Список использованных источников

1. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие /Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов.- М.: Дело и Сервис, 2008. -368 с.

. Воронков В.А., Иоффе М.Я. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010г. -381 с.

. Водопьянова В.А., Терентьева Т.В. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2008. - 356 с.

. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. -228 с.

. #"justify">. Закон Литовской республики от 28 июня 1995 г. № I-974 Вильнюс «Об администрировании налогов»

. Закон республики Латвии от 18 февраля 1995 года « О налогах и пошлинах

. Мамуркова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2009. -180 с.

. Налоги и налогообложение.// Учебник. Под ред. Ромашкова М.М. - М., 2008. -254 с.

. Налоги в развитых странах: под ред. Русакова И.Г. - М.: Финансы и статистика, 2009. -332 с.

. Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В.Г. - М.: Закон и право, Юнити, 2009. -289 с.

. Налоги в развитых странах: под ред. Русакова И.Г. - М.: Финансы и статистика, 2008. -302 с.

. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: «Аналитика-Пресс», 2007. -368 с.

. Бирюкова Н. Необходимость НДС, вызвавшая его появление и применение в ЕС.// Налоги и налогообложение. 2011 №2.

. Бобоев М.Р. Мамбеталиев Н.Т. Специальные налоговые режимы в странах Евросоюза.// www.nalog.ru.

Похожие работы на - Особенности функционирования налоговой системы прибалтийских стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!