Налоговое планирование в организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,02 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговое планирование в организации

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты налогового планирования на предприятии

1.1 Понятие, сущность и виды налогового планирования

1.2 Учётная политика в целях налогового планирования

1.3 Использование вариантов налогового учёта в целях оптимизации налога на прибыль

2. Методологические аспекты управления налогами в организациях

2.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта

2.2 Разработка схем минимизации налога на прибыль организации

2.3 Формирование налогообложения прибыли с учётом оптимизации

3. Особенности организации налогового планирования на примере ОАО «Курскрезинотехника»

3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Курскрезинотехника»

3.2 Организация налогового учёта на предприятии

3.3 Использование ускоренной амортизации в целях оптимизации налога на прибыль

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Налоговое планирование представляет собой совокупность правовых отношений между налогоплательщиком и государством, а следовательно обладает признаками правового явления. Сама возможность налогового планирования заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает специальные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы. Так же регулирующую функцию в механизме финансово правого регулирования выполняет налоговая рассрочка и отсрочка, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Задача налогового планирования на предприятиях и в организациях - это оптимизация налоговых платежей с целью увеличения размера доходов, причем речь идет как о тактике сокращения налоговых изъятий, так и выстраивании оптимальной налоговой политики на долгосрочную перспективу. Несмотря на то, что хозяйствующие субъекты значительно отличаются по видам деятельности, размерам, структуре и другим параметрам, логика и принципы управления финансовыми ресурсами (налогами в том числе) остаются неизменными. В данной ситуации возрастает значение налогового планирования как условия экономического роста хозяйствующих субъектов, что обусловлено, прежде всего, следующими обстоятельствами:

экономическая нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство делают более конкурентоспособными те предприятия, которые оперативно реагируют на вносимые изменения. Сделать это могут, как правило, только хозяйствующие субъекты, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

налоговая экономия является резервом для увеличения чистой прибыли фирмы и позволяет осуществлять модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и то есть служит источником финансирования инвестиционных долгосрочных программ и создает основу для финансовой значимости хозяйствующего субъекта;

максимизация чистой прибыли создает условия для роста дивидендных выплат и, соответственно, стоимости акций и роста капитализации (цены) фирмы.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что управление налогообложением в организации все чаще входит в практику в процессе хозяйственной деятельности, что обуславливается значительной долей налоговых платежей в финансовых потоках организаций. До недавнего времени налоговое планирование не рассматривалось как составная специфическая часть управления. Однако, развитие рынка, конкуренции, тяжесть налогового бремени, желание налогоплательщиков снизить налоговые издержки обусловили все растущий интерес к налоговому планированию.

Объектом исследования является налоговое планирование в организации.

Предметом исследования - совокупность социально- экономических отношений, возникающих при осуществлении налогового планирования между государством и налогоплательщиками.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение состоит в обобщении опубликованных материалов по теме работы и изучении теоретических основ налогового планировании. Практическая значимость - в обосновании особой значимости налогового планирования на предприятиях и в организациях и выявлении путей законного обхода налогов.

Цель работы - изучить теоретические аспекты налогового планирования и рассмотреть особенности налогового планирования на исследуемом предприятии.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:

-Рассмотреть теоретические аспекты налогового планирования на предприятии;

-Изучить методические аспекты управления налогами в организациях;

-Рассмотреть особенности организации налогового планирования на примере ОАО «Курскрезинотехника», г. Курск.

Практической основой данной работы являются материалы бухгалтерии предприятия.

Структура работы отражает ее общий замысел и логику и определяется поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретические аспекты налогового планирования на предприятии

1.1 Понятие, сущность и виды налогового планирования

Налоговое планирование - организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства. [6, с. 608]

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый, положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Для российских предпринимателей налоговое планирование - еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах <#"justify">-учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

-разработку учетной политики предприятия <#"justify">В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.

В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.

В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным.

Долгосрочное налоговое планирование - использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика [21, с. 111].

Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений <#"justify">-выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;

-выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры [17, с. 77].

Текущее налоговое планирование - совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Элементы текущего планирования: [24, с. 309]

-использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;

-использование оптимальных форм договоров;

-разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Налоговое планирование является одним из первых и основополагающих критериев развития успешного и прибыльного бизнеса. Часто бывает так, что предприниматель не берёт во внимание на первоначальном этапе учёт уплаты налогов и сборов, в связи с чем, в последствие, ему приходится сталкиваться с проблемами, которые будут совсем некстати для его фирмы, и незапланированными тратами. Поэтому в современных и развитых формах бизнеса существует такое понятие, как налоговое планирование на предприятии.

1.2 Учётная политика в целях налогового планирования

Оптимизировать налогообложение организация может и с помощью продуманной учетной политики. Определение учетной политики для целей налогообложения закреплено в ст. 11 НК РФ и подразумевает выбранные налогоплательщиком совокупность способов или методов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом вся совокупность решаемых методом учетной политики для целей налогообложения вопросов делится на методические и организационно-технические способы ведения налогового учета.

Методологические способы - это способы формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов. Среди выбранных организацией способов формирования налоговой базы выделяются следующие:

-предусмотренные налоговым законодательством;

-не предусмотренные налоговым законодательством;

-вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства.

Организационно-технические способы ведения налогового учета - это способы организации самого технологического процесса, которые устанавливают: организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой); состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета; организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета [11,с.82].

В соответствии с п.12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января соответствующего года. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений.

С введением главы 25 НК РФ появляются новые нормы, касающиеся порядка формирования учетной политики для целей налогообложения. Статья 313 НК РФ устанавливает, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Требование законодательства определяет изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случаях изменения законодательства и применяемых методов учета. Недопустимо вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения более одного раза в год. Однако статьей 313 НК РФ установлена возможность внесения дополнений в учетную политику для целей налогообложения, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности. Он обязан определить и отразить в данной учетной политике принципы и порядок отражения этих видов деятельности для целей налогообложения.

Случаи, когда может быть изменена учетная политика для целей бухгалтерского учета, предусмотренные законодательством по бухгалтерскому учету, отличаются от случаев, предусмотренных НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете» и ст. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» изменение учетной политики может производиться в случаях:

-изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

-разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

-существенного изменения условий ее деятельности.

Изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета должно быть обоснованным [15, с. 149].

Рассмотрим некоторые рекомендации по оформлению, дополнению и изменению учетной политики организаций для целей налогообложения.

При формировании учетной политики для целей налогообложения по конкретному вопросу ведения налогового учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством, при этом не нужно включать в учетную политику для целей налогообложения нормы, единые для всех налогоплательщиков. В учетной политике должны содержаться только те способы налогового учета, по которым необходимо сделать выбор, либо которые необходимо сформировать самостоятельно.

В учетной политике для целей налогообложения желательно приводить нормативное обоснование, т. е. указывать норму налогового законодательства, на основании которой принято то или иное положение.

По способам формирования налоговой базы, не предусмотренным налоговым законодательством, а также способам формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства, утвержденные приказом по учетной политике нормы являются необходимыми в обязательном порядке и должны сопровождаться аргументированным обоснованием, которое может приводиться в специальных приложениях.

1.3 Использование вариантов налогового учёта в целях оптимизации


Стремление уменьшить свои налоговые обязательства - это объективное социальное явление. Учитывая направленность действий налогоплательщика при уменьшении налогов (налоговой минимизации), их содержание, цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

-активные волевые и осознанные действия;

-эти действия прямо направлены на снижение размера сумм налога.

То есть при уменьшении налогов налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. [20, с. 79].

Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. В эту категорию входят способы:

-разработка приказа об учетной и налоговой политике;

-оптимизация через договор;

-специальные методы налоговой оптимизации;

-применение льгот и освобождений, прямо предусмотренных законом [11, с. 312].

В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно классифицировать налоговую оптимизацию на перспективную и текущую.

Специальные методы налоговой оптимизации можно разделить на:

-метод замены отношений;

-метод разделения отношений;

-метод отсрочки налогового платежа;

-метод прямого сокращения объекта налога;

-метод оффшора.

Процесс налоговой оптимизации проходит ряд этапов.

Первый этап - определение наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения организации, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений.

Второй этап - выбор правовой формы организации, ее структуры с учетом специфики деятельности.

Третий этап - наиболее эффективное использование возможностей налогового законодательства, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств.

Наконец, четвертый этап - выявление путей самого разумного использования оборотных средств, размещение полученной прибыли и других накоплений, определение оптимальных форм и методов самой рационализации.

Главная цель налоговой рационализации - расчет вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота, по результатам деятельности применительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации [14, с. 89].

Для каждого налога или группы налогов имеются свои методы оптимизации:

) изменение или диверсификация вида деятельности сделки (в отчетности) открывает возможность использовать наименьшие налоговые ставки;

) рациональное увеличение затрат, включаемых в себестоимость производимой продукции (услуг);

) использование налоговых льгот, предоставляемых законодательством.

Льготы по налогам имеют особое значение в российских условиях. Льготы в основном зависят от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства.

Чтобы эффективно применять льготы, предоставленные законодательством, нужно создать картотеку, где фиксируются федеральные и местные налоговые льготы, которая должна постоянно уточняться и пополняться.

Цель минимизации налогов - не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. [13].

В данной главе мы рассматривали теоретические основы налогового планирования, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства, оно является одним из первых и основополагающих критериев развития успешного и прибыльного бизнеса.

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) предназначены для уменьшения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

2. Методологические аспекты управления налогами в организациях

2.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта

Изначально характер взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы России соответствовал континентальной концепции, но с течением времени, под воздействием изменения экономической, политической среды, трансформации целей правительства, и стремления российских компаний к выходу на мировой рынок и привлечению инвестиций, привело к нарастающему обособлению бухгалтерского учёта от налогового.

Утвердив главу 25 НК РФ, российское законодательство сделало выбор в пользу отделения налогового учёта от бухгалтерского. Последующее принятие «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу» явилось причиной дальнейшего разделения двух учётов, в результате чего, организации-налогоплательщики вынуждены вести налоговый учет и представлять налоговые декларации для налогового контроля и формировать бухгалтерскую отчетность для всех пользователей. [15,с.105].

Основным стимулом к разделению налогового и бухгалтерского учёта является различие конечных целей. Основная цель бухгалтерского учёта - предоставление качественной, достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия пользователями финансовой отчётности экономических решений. При этом существенным элементом составления отчётности является профессиональное суждение бухгалтера, которое в свою очередь, обязано соответствовать принципам нейтральности и независимости.

Таким образом, данные бухгалтерского учёта нацелены на интересы инвесторов, кредиторов, банков. Данную группу субъектов интересует, прежде всего, платежеспособность организации, прибыль, дивидендная политика, величина задолженности. Иными словами, чем больше прибыль, чем выше платежеспособность и меньше задолженностей имеет организация, тем она привлекательней для инвесторов, тем больше вероятность получения кредитов от банков. Однако рост прибыли связан с ростом налогов, что в свою очередь снижает чистую прибыль.

Основная цель налогового учёта - обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей. Следуя исключительно нормам налогового законодательства не является возможным предоставить финансовую отчётность, которая в полной мере, по сравнению с составленной по нормам бухгалтерского учёта являлась бы для инвесторов привлекательной [5, с. 105].

Исходя из целей, существуют 2 элемента, препятствующие полному синтезу двух учётных систем:

принцип осмотрительности. Данный принцип регламентирован порядком составления финансовой отчётности, однако абсолютно не применим к налоговому учёту, поскольку его реализация обязывает налогоплательщика занижать налоговую базу.

профессиональное суждение. Профессиональное суждение не применимо в целях налогообложения, поскольку имеет место быть прямая заинтересованность в уменьшении величины налоговых платежей.

В то же время, несмотря на наличие неустранимых различий, налоговый и бухгалтерский учёт строятся на единой экономической основе, а, следовательно, существует возможность их сближения.

Важным моментом в создании методологической базы для сближения является правильное понимание самого процесса. В данном случае имеется в виду не полный синтез с целью совмещения изначально различных целей, а нахождение общих методов исчисления и использование одних и тех же методик для получения результатов в рамках своей направленности. Сближение бухгалтерского и налогового учёта, прежде всего, приводит к снижению издержек ведения двух учётных систем.

В настоящее время, каждая организация имеет законодательно обусловленную возможность сделать выбор в отношении учтенных правил, а именно, будет ли проводится максимально возможное сближение бухгалтерского и налогового учёта. В таком случае, бухгалтерский учёт подстраивается под правила налогового. Это предполагает линейный способ начисления амортизации, одинаковый срок полезного использования, определённый согласно Классификатору основных средств, первоначальная стоимость не уменьшается на величину амортизационной премии, поскольку в бухгалтерском учёте такая возможность отсутствует, не используются повышающие коэффициенты.

Организация самостоятельно лишает себя возможности на основе законодательно разрешённых механизмов понизить налоговое бремя, в тоже время, перестает выполняться основная цель бухгалтерского учёта -формирование достоверной информации о реальном финансовом положении организации. Данный способ имеет также свои плюсы, поскольку нет необходимости ведения двух видов учётных систем, а, следовательно, нет необходимости в дополнительных трудозатратах, а также в их оплате. [16, с. 312]. налог планирование амортизация прибыль

Существование нескольких учётных систем приводит к появлению дополнительной нагрузки для их ведения. Дополнительный плюс в ведения двух учётных систем, при условии, что как налоговый, так и бухгалтерский учёт максимально проработан с точки зрения эффективности, заключается в экономии на налоге на недвижимости. Используя все возможности, предоставленные законодательством, организация по средствам способа начисления амортизации имеет возможность увеличить амортизационные отчисления, чем снизит среднегодовую стоимость имущества. Иными словами, налоговая база уменьшится, что, в свою очередь, снизит величину налога. Таким образом, достигается не только экономия на нескольких налоговых платежах, но и временная экономия использования заёмных средств.

Современные тенденция в сфере бухгалтерского учёта свидетельствуют о тенденции увеличения различий бухгалтерского и налогового учёта, в связи с концепцией перехода на МСФО. Внедрение МСФО обусловлено ростом финансовой грамотности отечественных инвесторов, и вовлечением российских компаний в международный бизнес, улучшением инвестиционной среды. Как можно сделать вывод из принимаемых Положений по бухгалтерскому учёту - многие из них адаптированные, а в некоторых случаях просто переведённые стандарты международного учёта [12, с. 231].

Суммируя всё вышеизложенное, можно сказать, что для организации с масштабами деятельности выше среднего является целесообразным ведение двух учётных систем автоматизированным способом. При этом, бухгалтерский учёт, исходя из своих целей, должен делать основной упор на достоверное отражение информации, донесение сведений о финансово-хозяйственном положении и привлечении инвесторов. Ведение налогового учёта, в свою очередь, нацелено на достоверный расчёт и своевременную уплату налоговых платежей, при использовании доступных и разрешённых законодательно методов оптимизации налогообложения.

2.2 Разработка схем минимизации налога на прибыль организации

Учетная политика - один из основных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность без помощи других выбрать метод учета той либо другой операции.

Эффективность разработки схем минимизации налогов конкретно зависит от внедрения тех, либо других частей учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предугадывает тщательное исследование нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения основной ориентир - Налоговый кодекс РФ [3].

С точки зрения налогового менеджмента больший энтузиазм представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:

-оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО);

-начисление амортизации по главным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);

-создание резервов грядущих расходов и платежей;

-определение выручки от реализации продукции (способ начисления либо кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие обязано обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного метода учета.

Способности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет:

-внедрения ускоренной амортизации;

-сокращения срока полезного использования нематериальных активов;

-оценки товарно-материальных ценностей методом ЛИФО в условиях инфляции;

-определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные продукты.

Следует отметить достоинства в части уменьшения налогообложения при разработке резервов.

В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:

уменьшать налоговую базу с начала налогового периода. Тем самым не возникает излишней переплаты в бюджет сумм налога на прибыль.

Понизить нагрузку в части налога на прибыль в течение всего налогового периода. Для этого может быть создание резерва под грядущий ремонт особо сложных и дорогостоящих видов главных средств, а также резерва по сомнительным долгам [23, с. 141]..

Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.

.3 Формирование налогообложения прибыли с учётом оптимизации

Распределение прибыли предприятия осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач торгового менеджмента. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития торгового предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы владельцев и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать две противоположные мотивации владельцев предприятия (вкладчиков, акционеров) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

По источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи торгового предприятия подразделяются на три основные группы:

налоговые платежи, относимые на издержки обращения (основное место среди них занимают отчисления в фонд социального страхования, пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд медицинского страхования - теперь единый социальный налог);

налоговые платежи, включаемые в цену товаров (основное место среди них занимает налог на добавленную стоимость; налог с продаж; акцизный сбор, таможенный сбор и таможенные пошлины);

налоговые платежи, осуществляемые за счет прибыли (основное место среди них занимает налог на прибыль).

Проблема минимизации налоговых платежей с целью увеличения размера прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, в значительной степени решается путем формирования эффективной налоговой политики. Основной целью формирования налоговой политики торгового предприятия является выбор наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных направлениях его хозяйственной деятельности. Это формирование строится на следующих основных принципах:

. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Ни одна из форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована торговым предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.

. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения. Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот.

. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная торговым предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.

. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма прибыли торгового предприятия и другие плановые показатели его экономического развития.

. Разработка «налогового календаря» на плановый период. Он представляет собой график осуществления конкретных видов налоговых платежей торгового предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты торгового предприятия по обслуживанию налоговых потоков.

Процесс формирования налоговой политики торгового предприятия осуществляется по следующим этапам.

. Выявление направлений хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения. Государственная система налогообложения предусматривает различные ставки налогов по торгово-посредническим операциям, торгово-производственной деятельности, операциям с ценными бумагами и т.п. Формируя направления и объемы своей хозяйственной деятельности, торговое предприятие может уже на этом этапе минимизировать предстоящие налоговые платежи.

. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения предприятия за счет прямых налоговых льгот. Эти льготы предоставляются обычно в следующих основных формах: а) уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставке); б) предоставление налогового кредита; в) полное освобождение от уплаты отдельных налогов.

. Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия. Состав непрямых налоговых льгот определяется различными возможностями уменьшения налогообложения. По группе налогов, уплачиваемых за счет прибыли, основные возможности заключены в быстрейшем списании на издержки обращения отдельных затрат (например, при ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов).

. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия. В процессе региональной диверсификации деятельности торговых предприятий возникают возможности использовать налоговые преимущества, действующие на отдельных территориях. При этом выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:

специальные (свободные) экономические зоны своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный налоговый режим;

сопредельные страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной диверсификации деятельности торговых предприятий, в первую очередь, размещенных в приграничных областях;

оффшорные территории. Для этого выбирают территории с очень низким уровнем налогообложения торговой деятельности (а иногда безналоговые зоны) [9, с. 576].

В данной главе мы рассматривали методические аспекты управления налогами в организациях.

Можно сделать вывод, что ведение двух учётных систем на предприятии может быть благоприятным, при условии, что как налоговый, так и бухгалтерский учёт максимально проработан с точки зрения эффективности, заключается в экономии на налоге на недвижимости.

Во всех организациях стараются минимизировать налоги, и существуют определенные способы их минимизации. Грамотный бухгалтер умело оперирует этим во время ведения учета.

Формирование прибыли на предприятии ведется с учетом оптимизации налога на прибыль и других видов налога.

Оптимизация налогообложения - это легальный способ обхода налогов, но в то же время процесс долгий и требующий достаточных знаний в области исчисления и уплаты налогов. Трудностей еще добавляет Российское законодательство, предусматривающее большое количество налогов и разные способы определения налогооблагаемой базы.

3. Особенности организации налогового планирования на примере

ОАО «Курскрезинотехника»

.1 Организационно - экономическая характеристика ОАО

«Курскрезинотехника»

Исследуемое предприятие - открытое акционерное общество - ОАО «Курскрезинотехника». Фактический и юридический адрес местонахождения предприятия: 305018, г. Курск, проспект Ленинского комсомола,2.

апреля 1992г. было создано ЗАО «КРТ» путем выкупа имущества и преобразования арендного объединения «КРТ».

В соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров Общества от 20.12. 2011 года закрытое акционерное общество «Курскрезинотехника» преобразовано в открытое акционерное общество (изменение типа Общества не является реорганизацией юрлица).

Устав ОАО «Курскрезинотехника» и изменения в ЕГРЮЛ зарегистрированы ИФНС России по г. Курску 29.12.2011 г

Собственник ОАО «КРТ» - Радик Мингазов, гендиректор дистрибутора нефтехимического сырья ЗАО «Энергохимическая компания» (ЭХК)

ОАО «КРТ» является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства РФ. Ведет самостоятельную бухгалтерию, имеет в собственности обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс, расчетный валютный и рублевые счета, фирменное наименование, печать, штамп, эмблему, товарный знак. Предприятие может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов в бюджет, поступает в полное распоряжение и используется ОАО «КРТ» самостоятельно. Общество осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности: заключает внешнеторговые контракты с фирмами зарубежных стран, осуществляет операции, связанные с использованием иностранной валюты, осуществляет хозяйственную и инвестиционную деятельность. Основной целью создания общества являются: получение прибыли путем производства и реализации продукции из резины, оптовой и розничной торговли. [25]

Организация имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Основные направления ОАО «КРТ» следующие:

-производство и реализация резины и продукции из различного вида резины;

-создание сети предприятий оптовой и розничной торговли;

-маркетинг и рекламная деятельность;

-осуществление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, экспортно-импортных операций;

-осуществление торгово-закупочной и коммерческо-посреднической деятельности.

Основу деятельности ОАО «КРТ» составляют договора с предприятиями, организациями, государственными организациями и гражданами.

Организационная структура предприятия представлена линейной системой. Она предполагает непосредственное подчинение всех категорий работников руководителю предприятия.

Общее руководство предприятием осуществляется генеральным директором. Финансовый и коммерческий директора подчиняются непосредственно генеральному директору и осуществляют руководство обеспечением предприятия материальными ресурсами, реализацией готовой продукции, транспортом, административно-хозяйственным обслуживанием, всей экономической работой на предприятии, в т.ч. планированием экономических показателей, финансовой деятельностью.

Генеральным директором утверждена структура управления предприятием, которая определяет подчиненность каждого структурного подразделения. Задачи и функции каждого подразделения определены Положением о структурном подразделении, а должностные обязанности работников - должностной инструкцией. Основной реализуемой продукцией являются следующие виды продукции: резиновое полотно, различные виды изделий из резины.

Рынок сбыта выпускаемой продукции ОАО «КРТ» очень разнообразен. Заключено более 300 договоров купли-продажи. Получателями выпускаемой продукции являются организации РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Основной задачей руководство считает продвижение своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. За период 2007-2011 гг. заключен ряд договоров с партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья, в результате чего значительная часть выпускаемой продукции отгружается на экспорт. Предприятие постоянно совершенствует выпускаемый ассортимент с целью более полного удовлетворения запросов потребителей. [25]

Распределение работников по отделам производится на основании штатного расписания.

На основании приказа по предприятию №115 от 10.08.2004г. на предприятии установлена пятидневная рабочая неделя с продолжительностью рабочего дня 8 часов для всех работников: Рабочий день для рабочих и служащих начинается в 8ч.30мин. и заканчивается в 17ч.30мин., с обеденным перерывом 1 час. Имеющиеся трудовые ресурсы предприятием используются достаточно.

На ОАО «КРТ» различают основную и дополнительную оплату труда. Основная форма оплаты труда - повременная.

Анализ финансовой устойчивости ОАО «КРТ» за период с 2009г по 2011г приведен в таблице 1.

Таблица 1

Показатели финансовой устойчивости

Название показателя0135значение показателязначение показателяинтервал оценкиНа конец 2009гна конец 2010гна конец 2011 гЗона рискаЗона опасностиЗона стабильностиЗона благополучияНа конец 2009гна конец 2010гна конец 2011 годаКоэф-т независимости или автономностиниже 0,50,5-0,650,65-0,8выше 0,8 0,03Коэф-т соотношения привлеченных и собственных средстввыше 0,80,8-0,50,5-0,2ниже 0,20,2530,26420,3621530Коэф-т дебиторской задолженностивыше 0,150,15-0,10,1-0,05ниже 0,050,050,050,05555

Коэффициент независимости или автономии <0,5, соответственно, интервал оценки составляет 0 баллов, как на конец 2009, 2010 г., так и на конец 2011г., ОАО «КРТ» находится в зоне риска, т.е. имеет высокую степень зависимости от предприятий-кредиторов. В 2011 г. по сравнению с 2009 годом никаких положительных изменений в статьях баланса предприятия, участвующих в расчете данного показателя не произошло.

Значение коэффициента соотношения привлеченных и собственных средств в 2011 г. по сравнению с 2009 г. значительно ухудшилось. Значение коэффициента в десятки раз превышает нормативное, интервал оценки равен 0. А это означает резкое увеличение удельного веса заемного капитала в общем объеме источников баланса и свидетельствует о том, что на каждый рубль в собственном капитале приходится от 25,3 руб. до 36,1 руб. заемных средств.

Коэффициент дебиторской задолженности за анализируемый период имеет стабильное значение 0,05. Это значение относится к зоне благополучия, следовательно, в течение 2010 - 2011 гг. сумма дебиторской задолженности была оптимальна для данной в структуры баланса предприятия.

В течение анализируемого периода коэффициент абсолютной ликвидности предприятия имеет значения от 0,28 до 0,27 , т.е. данный коэффициент находится в зоне опасности и имеет тенденцию к снижению значения. При востребовании всей суммы краткосрочной кредиторской задолженности ОАО «КРТ» с трудом сможет погасить всю сумму задолженности. Значения коэффициента обеспеченности запасами краткосрочных обязательств в течение анализируемого периода находится в зоне стабильности, что обусловлено большим удельным весом запасов в структуре имущества предприятия.

Таблица 2

Показатели платежеспособности в период 2009-2011гг

Название показателя0135значение показателяинтервал оценкиЗона рискаЗона опасностиЗона стабильностиЗона благополучияНа конец 2009 годана конец 2010 годана конец 2011 годаНа конец 2009 годана конец 2010 годана конец 2011 годаКоэффициент абсолютной ликвидностиниже 0,20,2-0,30,3-0,4выше 0,40,280,250,19110Коэффициент обеспеченности запасами краткосрочных обязательствниже 0,40,4-0,60,6-0,8выше 0,80,680,700,78333

Согласно таблице 2, значение коэффициента абсолютной ликвидности на конец 2009 г. - 0,28 и находится в зоне опасности, к концу 2011 г. ситуация не меняется. При этом наблюдаем снижение его значения по сравнению с началом 2009 и 2010гг.; к концу 2011г. значение данного коэффициента - 0,19, он перемещается в зону риска, следовательно, при востребовании всей суммы краткосрочной кредиторской задолженности ОАО «КРТ» не сможет погасить всю сумму задолженности. Данный факт связан с увеличением доли заемного капитала в 2011г. по сравнению с 2009-2010гг. в структуре баланса предприятия.

При анализе коэффициентов деловой активности ОАО «КРТ» (таблицы 3,4), а именно, коэффициентов: общего коэффициента оборачиваемости, коэффициента оборачиваемости запасов, коэффициента оборачиваемости собственных средств за 2009-2010 гг. видим, что все значения показателей находятся в зоне благополучия.

Т.о., за весь анализируемый период, деловая активность предприятия стабильна.

Таблица 3

Показатели деловой активности 2009г

Название показателя0135значение показателяинтервал оценкина начало 2009 годана конец 2009г.Зона рискаЗона опасностиЗона стабильностиЗона благополучияна начало 2009 годана конец 2009г.Общий коэффициент оборачиваемостиниже 0,40,4-0,60,6-0,8выше 0,85,035,15Коэффициент оборачиваемости запасовниже 2,02,0-3,03,0-4,0выше 4,07,637,3555Коэффициент оборачиваемости собственных средствниже 0,80,8-0,90,9-1,0выше 1,0242,13190,6955

Показатели деловой активности в 2010-2011 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели деловой активности 2010-2011 гг

Название показателя0135значение показателяинтервал оценкиЗона рискаЗона опасностиЗона стабильностиЗона благополучияна конец 2010 годана конец 2011 годана конец 2010 годана конец 2011 годаОбщий коэффициент оборачиваемостиниже 0,40,4-0,60,6-0,8выше 0,85,154,6155Коэффициент оборачиваемости запасовниже 2,02,0-3,03,0-4,0выше 4,07,336,0055Коэффициент оборачиваемости собственных средствниже 0,80,8-0,90,9-1,0выше 1,0222,04260,6955

Проведенный анализ финансового состояния ОАО «КРТ» при помощи соответствующих коэффициентов позволяет сделать ряд выводов: значительное содержание заемных средств в собственном капитале свидетельствует о том, что предприятие имеет высокую зависимость от внешних кредиторов, что его финансовое положение неустойчиво и данная тенденция усиливается к концу анализируемого периода.

Проведенная по нескольким методикам интегральная оценка финансового состояния ОАО «КРТ» подтверждает вывод о том, что финансовое положение предприятия неустойчиво:

-положительным фактором в деятельности ОАО «КРТ» является отсутствие долгосрочной кредиторской задолженности;

-финансирование деятельности предприятия производится в основном не за счет использования собственного капитала, а за счет привлеченных средств кредиторов. Кредиторская задолженность за анализируемый период (2009-2011гг.) возросла на 76,1%., сумма займов и кредитов - почти в 3,3 раза, что начало сказываться на значении коэффициента устойчивого финансирования с негативной стороны.

-положительным фактором в деятельности ОАО «КРТ» является тот факт, что в анализируемом периоде происходит расширение текущей деятельности предприятия.

-анализ абсолютной ликвидности показывает, что баланс анализируемого предприятия неликвиден, т. е. при взыскании с должников дебиторской задолженности и привлечении собственных средств на расчетном счете ОАО «КРТ» не сможет погасить краткосрочную кредиторскую задолженность при ее востребовании. Увеличение на 76,1% суммы кредиторской задолженности и в 3 раза суммы займов и кредитов за анализируемый период способствует снижению значения показателей ликвидности к концу 2010 года до 0,19 с 0,28 в начале 2009 года , что свидетельствует о снижении финансовой устойчивости предприятия и о снижении его платежеспособности;

-положительным моментом в деятельности ОАО «КРТ» является тот факт, что показатели деловой активности ОАО «КРТ» высоки и находятся в зоне благополучия, т. е. значения коэффициентов оборачиваемости: общий, запасов, собственных средств близки к нормативным.

3.2 Организация налогового учёта на предприятии

В качестве подразделения, занимающегося организацией ведения налогового учета на предприятии, признается центральная бухгалтерия под руководством главного бухгалтера предприятия.

Налог на прибыль рассчитывается по итогам работы за квартал в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 286 НК РФ, с ежемесячными авансовыми платежами в бюджет в течение квартала. Подразделения, имеющие отдельные балансы, осуществляют самостоятельный налоговый учет, с предоставлением налоговых деклараций в центральную бухгалтерию за отчетный период - не позднее 12-ого рабочего дня первого месяца квартала, следующего за отчетным, за налоговый период - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. [3]

На предприятии используется трехуровневая система регистров налогового учета, при этом за регистры первого уровня принимаются регистры бухгалтерского учета, за регистры второго уровня - рабочие счета налогового учета, за регистры третьего уровня - налоговая декларация с соответствующими приложениями.

В качестве метода признания доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль признается метод начисления.

При оценке материальных расходов (при списании в производство или ином выбытии) используется метод оценки по средней стоимости МПЗ.

Начисление амортизации производится линейным способом с использованием положений Постановления Правительства РФ №1 от 01.01.2002 г.(в ред. на 24.02.2009) По приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, срок службы предприятие определяет самостоятельно с учетом срока эксплуатации данных средств у предыдущих собственников. Для имущества, работающего в агрессивной среде, предприятие применяет повышающий коэффициент, равный 2.

Величина затрат, учитываемых в составе НЗП, остатков готовой продукции на складе, товаров отгруженных для налогообложения определяется нормативным методом в соответствии с «Инструкцией по учету НЗП, готовой продукции, товаров отгруженных для налогового учета».

Расходы на ремонт основных средств, включаются в состав прочих расходов и признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат.

При наличии долговых обязательств (любых заимствований независимо от формы и оформления) предприятие признается в качестве максимальной величины процентов, определяющих расходы по данным обязательствам, ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза - при оформлении обязательств в рублях, и ставку, равную 15% - при оформлении обязательств в иностранной валюте.

Выбывшие ценные бумаги списываются на расходы по стоимости единицы.

Оценка стоимости покупных товаров при их реализации осуществляется по стоимости единицы товара.

На предприятии в порядке, установленном НК РФ, формируется резерв по сомнительным долгам, переходящий на новый налоговый период в случае, если в прошедшем отчётном периоде он не был использован полностью.

Предприятие переносит на результаты текущего периода убытки прошлых лет в полном объёме в соответствии с п. 2 ст. 283 НК. [3]

Затраты предприятия, связанные с обслуживанием электронных карт, на которые переводится заработная плата работников в соответствии с договором между работником предприятия и обслуживающим банком не учитывается в качестве расхода, уменьшающего налогооблагаемую базу.

Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате по месту нахождения обособленных подразделений или рабочих мест, определяются средней величиной суммы коэффициентов:

-по удельному весу фонда оплаты труда подразделения в фонде оплаты труда предприятия в целом в последнем месяце отчетного периода;

-по удельному весу остаточной стоимости (принятой в целях налогообложения) основных производственных фондов подразделения в остаточной стоимости основных производственных фондов предприятия в целом на конец отчетного периода.

Отчетными периодами для налога на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогообложение добавленной стоимости.

НДС уплачивается по мере поступления оплаты за отгруженную продукцию. НДС уплачивается по месту нахождения головного предприятия.

Налоговые вычеты по НДС, уплаченного поставщикам, производятся в центральной бухгалтерии. До момента получения права на вычет подразделения учитывают суммы налога в своих балансах. Журналы учёта выставленных счетов-фактур, книги продаж и покупок предприятия состоят из нескольких разделов. По окончании налогового периода данные разделы представляются подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж и составление декларации по НДС. Запрещается подразделениям предприятия, не имеющих отдельного баланса, хранить у себя подлинники счетов-фактур, не передавая их в центральную бухгалтерию.

Сумма НДС, подлежащая вычету, по МПЗ используемым на производство экспортируемой продукции, определяется по «Инструкции по раздельному учету затрат по экспортным заказам и определения величины возврата НДС» отдельно по каждому подразделению, участвующему. в производстве экспортной продукции и имеющем отдельный баланс. [19, с. 407]

Предприятие отказывается от освобождения от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению. Сумма налога, предъявленная предприятию в стоимости использованных для производства и реализации таких товаров. (работ, услуг), связанным с реализацией, составляет не более 5%. Определение данной величины производится ежемесячно в соответствие с «Инструкцией по раздельному учёту операций, облагаемых и необлагаемых НДС». В тех случаях; когда доля затрат превышает 5% предприятие восстанавливает НДС и включает его в стоимость товаров (работ, услуг) в соответствии с методикой, изложенной в вышеназванной инструкции.

На предприятии включается НДС в стоимость тарифов по оплате жилья в общежитии.

Налогообложение имущества предприятия.

Распределение налога по месту нахождения обособленных подразделений и рабочих мест производится в соответствии с балансами таких подразделений и справками по учету имущества, а также в соответствии с налоговыми ставками, действующими по месту нахождения подразделений и рабочих мест.

Налог на недвижимое имущество предприятия, сданное в аренду, уплачивается по месту нахождения данного имущества.

Налогообложение ЕСН и НДФЛ.

Предприятие дополнительно ежемесячно начисляет, удерживает и перечисляет НДФЛ:

-от материальной выгод, полученной работниками предприятия от экономии на процентах пользования заемными средствами - ссуды на жилье, выдаваемой предприятием по существующему на предприятии положению;

-в случае выполнения работ, проводимых по гражданско-правовому договору подряда, когда подрядчик выполняет работы за свой страховой риск (при наличии соответствующего пункта договора), предприятие не начисляет в составе единого социального налога взносы, подлежащие перечислению в фонд социального страхования РФ. В подобных случаях также не начисляются суммы, подлежащие уплате в качестве страхования от несчастных случаев.

ЕСН в части обязательных отчислений по фонду социального страхования не начисляется и не уплачивается.

Налогообложение деятельности с вмененным доходом

Распределение общехозяйственных расходов между обычной деятельностью и деятельностью с вмененным доходом производится в соответствии с инструкцией «О порядке распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов между видами деятельности, переведёнными на уплату единого налога и иными видами деятельности предприятия».

ОАО «КРТ» зарегистрировано в налоговых органах и поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, предприятие производит налоговые платежи и платежи в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, постановлениями органов местного самоуправления, законами и инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Рассмотрим структуру налогов, уплаченных ОАО «КРТ» за последние три года (таблица 5).

Таблица 5

Структура налогов, уплаченных ОАО «КРТ»

Виды налогов2009 г2010 г2011 гсумма, тыс. руб.%сумма, тыс. руб.%сумма, тыс. руб.%Налоги, возмещаемые через цену услуг, всего1804171,912130271,362635873,16в т.ч. НДС1804171,912130271,362635873,16Налоги, возмещаемые через себестоимость, всего659626,29700923,48889724,69в т.ч. ЕСН643925,67684122,92869824,14Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве410,16470,16550,15Транспортный налог1160,461210,411440,40Налоги, относимые на финансовые результаты, всего4191,673881,303230,90в т.ч. налог на имущество4191,673881,303230,90Налоги, возмещаемые за счет чистой прибыли всего320,1311533,864501,25в т.ч. налог на прибыль320,134591,542400,67налоговые санкции--6942,322100,58Налоговые издержки всего25088100,0029852100,0036028100,00

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что общая величина налоговых издержек ОАО «КРТ» в течение рассматриваемого периода увеличилась на 10940 тыс. руб. или 43,6%.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых издержек составляют налоги, возмещаемые через цену продукции, в т.ч. НДС - 73,16% в 2005 г., что на 1,25 п.п. выше, чем в 2009 г., в абсолютном выражении величина НДС увеличилась на 8317 тыс. руб. (73,02% общего увеличения налоговых издержек ОАО «КРТ»), величина НДС в 2011 г. составила 26358 тыс. руб. Рост величины НДС связан с общим ростом выручки от продажи продукции.

Удельный вес налогов, возмещаемых через себестоимость продукции снизился в сравнении с 2009 г. на 1,6 п.п. и составил в 2011 г. 24,69%, в абсолютном выражении их величина увеличилась на 2301 тыс. руб. Рост данной категории налоговых издержек связан с ростом единого социального налога, с увеличением фонда оплаты труда.

Доля налогов, относимых на финансовые результаты составила в 2011 г. 0,9%, она снизилась в сравнении с 2009 г. на 0,77 п.п., в абсолютном выражении также произошло снижение на 96 тыс. руб., связанное со снижением среднегодовой стоимости имущества ОАО «КРТ».

Величина налогов, возмещаемых за счет чистой прибыли возросла в период с 2009 по 2011 гг. на 418 тыс. руб. или более чем в 10 раз., удельный вес возрос на 1,12 п.п. и составил в 2011 г. 1,25%. Данный рост вызван как ростом величины налога на прибыль, так и ростом налоговых санкций.

Также целесообразно рассмотреть уплату налогов в ОАО «КРТ» в период с 2009-2011 гг. (таблица 6).

Таблица 6

Уплата налоговых платежей ОАО «КРТ», тыс. руб.

Виды налогов2009 г2010 г2011 гНачисленоУплачено% уплатыНачисленоУплачено% уплатыНачисленоУплачено% уплатыНалог на прибыль32321001153105891,845042394,0НДС180411653891,7213021952791,7263582521495,7Единый социальный налог6439409163,56841627191,78698812793,4Обязательные страховые взносы от несчастного случая на производстве412970,7474289,4555192,7Транспортный налог1167463,812111393,4144144100,0Налог на имущество41931575,238835792,032325879,9Всего250882107984,0298522736891,7360283421795,0

В 2011г. ОАО «КРТ» было уплачено 95% от суммы начисленных налоговых платежей, данный показатель по сравнению с 2009 г. увеличился на 11 п.п.

Наибольший процент уплаты в 2011 г. был на налогу на добавленную стоимость - 95,7%.

Повышение процента уплаты налоговых платежей положительно характеризуют ОАО «КРТ».

3.3 Использование ускоренной амортизации в целях оптимизации

налога на прибыль

Рассмотрим метод, который позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль за счет применения нелинейного начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества. Данный способ оптимизации используется многими предприятиями, имеющими на балансе амортизируемое имущество, для которых важно снижение налогооблагаемой прибыли в начале эксплуатации оборудования. Применение нелинейного метода отчисления амортизации должно быть закреплено в учетной политике организации.

В соответствии со ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Согласно ст. 259 НК РФ, амортизация начисляется отдельно по каждому объекту имущества. Для целей налогового учета налогоплательщик может применять следующие методы начисления амортизации: линейный, нелинейный. Причем выбранный метод не может быть изменен в течение всего срока полезного использования объекта амортизируемого имущества (периода начисления амортизации). В соответствии со ст. 258 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 (в ред. на 24.02.2009), утвердившего «Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы», все амортизируемое имущество в зависимости от срока его полезного использования объединяется в 10 амортизационных групп. [3]

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования. При начислении амортизации по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8-10 амортизационные группы, можно применять только линейный метод. [18, с. 39]

При применении линейного метода сумма начисленной амортизации объекта за один месяц определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта:

К = (1/n)х 100%, (1)

где

К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта;

n - срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начисленной амортизации за один месяц в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта и определенной для него нормы амортизации:


где

К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту имущества;

n - срок полезного использования в месяцах.

Стоит обратить внимание на то , что с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

-Остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

-Сумма начисляемой за 1 месяц амортизации по данному объекту определяется путем деления его базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Рассмотрим данную схему на ОАО «КРТ»:

ОАО «КРТ» приобрело в январе 2011 года основное средство (оборудование по золочению) первоначальной стоимостью 560 000 тыс. руб. Данный объект амортизируемого имущества был введен в эксплуатацию в январе того же года, срок его полезного использования установлен - 36 месяцев. Амортизация начисляется с февраля 2011 года. Согласно классификации имущества, включаемого в амортизационные группы, данный объект принадлежит ко 2 - ой амортизационной группе (срок полезного использования - от 2 до 3 лет включительно).

Проведем сравнительный анализ двух методов начисления амортизации по данному объекту.

Таблица 7

Таблица сравнительного анализа двух методов начисления амортизации

месяцы Линейный способ Нелинейный способПервон. Стоимость, руб.Срок полез. Испол., мес.Норма амортиз., руб.Сумма амортиз., руб.Стоим., с которой начис. амортиз., руб.Срок полез. Испол., мес.Норма амортиз., %Сумма амортиз., руб.1560 000362,7815568560000365,56311362560 000362,7815568528864365,5629404,843560 000362,7815568499459,2365,5627769,934560 000362,7815568471689,3365,5626225,925560 000362,7815568445463,4365,5624767,766560 000362,7815568420695,6365,5623390,687560 000362,7815568397304,9365,5622090,158560 000362,7815568375214,8365,5620861,949560 000362,7815568354352,9365,5619702,0210560 000362,7815568334650,9365,5618606,5911560 000362,7815568316044,3365,5617572,0612560 000362,7815568298472,2365,5616595,0613560 000362,7815568281877,1365,5615672,3714560 000362,7815568266204,7365,5614800,9815560 000362,7815568251403,7365,5613978,0516560 000362,7815568237425,7365,5613200,8717560 000362,7815568224224,8365,5612466,918560 000362,7815568211757,9365,5611773,7419560 000362,7815568199984,2365,5611119,1220560 000362,7815568188865,1365,5610500,921560 000362,7815568178364,2365,569917,0522560 000362,7815568168447,2365,569365,6623560 000362,7815568159081,5365,568844,9324560 000362,7815568150236,6365,568353,1525560 000362,7815568141883,5365,567888,7226560 000362,7815568133994,8365,567450,1127560 000362,7815568126544,7365,567035,8928560 000362,781556811950,81365,5613278,7629560 000362,781556811950,81365,5613278,7630560 000362,781556811950,81365,5613278,7631560 000362,781556811950,81365,5613278,7632560 000362,781556811950,81365,5613278,7633560 000362,781556811950,81365,5613278,7634560 000362,781556811950,81365,5613278,7635560 000362,781556811950,81365,5613278,7636560 000362,781556811950,81365,5613278,76

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что нелинейный способ начисления амортизации достаточно эффективен с точки зрения «быстрого» списания стоимости амортизируемого имущества за счет амортизации по сравнению с линейным методом, особенно в самом начале эксплуатации, когда работа оборудования приносит наибольшую прибыль. Так, например, по истечение половины срока полезного использования основного средства (18 месяцев) при нелинейном методе амортизации в расходах будет учтено 65% от первоначальной стоимости, а при линейном - только 50%.

В данной главе мы рассматривали налогообложение на ОАО «КРТ».

Была рассмотрена оргструктура предприятия, особенности ведения учета, проведен финансовый анализ организации, а также отражено использование ускоренной амортизации в целях оптимизации налога на прибыль.

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия показывает, что экономический потенциал предприятия растет, денежное выражение ресурсов предприятия (основные производственные фонды, оборотные средства) имеет положительную динамику.

Учетную политику предприятия в целом можно считать эффективной.

Заключение

В данной работе мы рассматривали налоговое планирование и налогообложение на предприятии.

На основе изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Налоговое планирование - организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Для эффективности работы предприятия необходима четко отработанная налоговая политика.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) предназначены для уменьшения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Организация налогового планирования в данной работе была приведена на примере ОАО «Курскрезинотехника», г. Курск.

Основные направления ОАО «КРТ» следующие:

-производство и реализация резины и продукции из различного вида резины;

-создание сети предприятий оптовой и розничной торговли;

-маркетинг и рекламная деятельность;

-осуществление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, экспортно-импортных операций;

-осуществление торгово-закупочной и коммерческо-посреднической деятельности.

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия показывает, что экономический потенциал предприятия растет, денежное выражение ресурсов предприятия (основные производственные фонды, оборотные средства) имеет положительную динамику.

Также была рассмотрена налоговая политика предприятия, организация налогового учета, оптимизация налогообложения.

Сущность налогового планирования на предприятии заключается, в первую очередь, в том, чтобы правильно спланировать, и что самое главное, произвести минимизацию уплат по налогам и сборам. Сделать это имеет право любой предприниматель или юридическое лицо, но спланировать это легально удаётся далеко немногим руководителям предприятий. Оптимизация налогов предполагает, в свою очередь, увеличение финансовых результатов вследствие сокращения налоговых платежей на фирме, а также позволяет избежать и не допустить динамику роста увеличения уплаты налогов в дальнейшем. Все эти факторы необходимы для эффективной работы предприятия.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс»

2.Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс»

.Налоговый Кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

.Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС «Консультант Плюс».

.Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия--М.: Бухгалтерский учет, 2007. - 105 с.

.Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. 4-е изд., доп. И перераб. - Ростов н/Д:Феникс, 2007. - 608 с.

.Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М., 2010. - 215 с.

.Бутюгин Е.В., Жегалов П.В. Достоверность бухгалтерской отчетности: международные стандарты и российская практика // Главбух, №6, 2010.

.Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / А.Н. Гаврилова, А.Л. Попов. - М.: КНОРУС, 2009. - 576с.

.Гудимов В.И. Стадия налогового контроля в налоговом процессе // Финансовое право 2009, N 9

.Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Феникс, Ростов-на Дону, 2007. - 312 с.

.Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. М., Инфра-М, 2009. - 231 с.

.Зрелов А.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговый контроль» // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). 2009. N 9

.Козенова Т. С. Налоговое планирование на предприятии - М.: АиН, 2008, 89 с.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 149 с.

. Лапина О.Г. Годовой отчет 2011. - М.: О1 Медиа, 2011. - 312 с.

.Лермонтов Ю.М. Налоговая отчетность. Практические рекомендации по предоставлению. М.: Статус-Кво 97, 2009 - 77 с.

.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. Учебник. Из-во «ДЕЛО», М., 2009. - 39 с.

.Налоги и налогообложение.- Учебное пособие/ Под ред. Е.Б.Шуваловой. -М.: МЭСИ, 2008. - 407 с.

.Налоговое право. /Под ред. Е.Б.Шуваловой. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2009. - 79 с.

.Пипко В.А., Бережной В.И. Бухгалтерский финансовый учет: М.: Финансы и статистика, 2007 - 111 с.

. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 214 с.

.Соколова Е.С., Архарова З.П. Бухгалтерский учет и аудит: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 141 с.

.Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2009. - 309 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!