Муниципальная собственность, местный бюджет, налоги и сборы (на примере города Киров, Калужской области)
Муниципальная
собственность, местный бюджет, налоги и сборы (на примере города Киров,
Калужской области)
Содержание
Введение
1. Финансово-экономические основы местного самоуправления
1.1 Особенности муниципальной собственности
1.2 Бюджет муниципального образования
1.3 Доходная часть местного бюджета: налоги и сборы
2. Финансово-экономические основы деятельности муниципального
района «Город Киров и Кировский район» Калужской области
2.1 Муниципальная собственность МО «Город Киров и Кировский район»
Калужской области
2.2 Бюджет МО «Город Киров и Кировский район» Калужской области
2.3 Налоги и сборы бюджета МО «Город Киров и Кировский район»
Калужской области
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Система
демократического управления в обществе и государстве характеризуется уровнем
развития местного самоуправления, которое представляет собой основополагающий
принцип осуществления народовластия в стране и основу формирования гражданского
общества. Решение вопросов местного значения возможно при достаточности
ресурсного обеспечения деятельности местного самоуправления, которое зависит от
эффективности функционирования экономики муниципального образования. В связи с
этим, анализ муниципальной собственности, местного бюджета, налогов и сборов
(на примере муниципального образования) представляется весьма актуальным.
Цель исследования - проанализировать
муниципальную собственность, местный бюджет, налоги и сборы (на примере города
Киров, Калужской области).
Задачи исследования:
Определить особенности муниципальной
собственности.
Рассмотреть состав бюджета муниципального
образования.
Рассмотреть доходную часть бюджета
муниципального образования в части налогов и сборов.
Рассмотреть муниципальную собственность МО «Город
Киров и Кировский район» Калужской области.
Проанализировать бюджет МО «Город Киров и
Кировский район».
Проанализировать налоги и сборы бюджета МО
«Город Киров и Кировский район».
Объект исследования - финансово-экономические
основы местного самоуправления.
Предмет исследования - финансово-экономические
основы местного самоуправления МО «Город Киров и Кировский район» Калужской
области.
Методы исследования - в качестве общенаучных
методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались методы
анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения, системный и
исторический методы. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно
рассмотреть различные аспекты финансово-экономических основ местного
самоуправления в рамках цели и задач исследования.
1. Финансово-экономические основы местного
самоуправления
.1 Особенности муниципальной собственности
Муниципальная собственность признается и
защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет
собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.(9,
С.240)
В настоящее время в соответствии с Гражданским
кодексом РФ (статьи 125 и 215) и Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 50) органы
местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно
владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с
Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. (10, С.236)
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года
(далее - Закон) в собственности муниципальных образований может находиться
имущество:
«…2) предназначенное для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в
случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных
полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке,
предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; (п. 2 в ред.
Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
) предназначенное для обеспечения деятельности
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в
соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа
муниципального образования;
) имущество, необходимое для решения вопросов,
право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления
федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения». (1,
Ст.50)
В Законе проводится разграничение имущества,
которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и в
собственности городских округов.
Одна часть муниципального имущества закрепляется
за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения
и праве оперативного управления, а другая - средства местного бюджета и иное
муниципальное имущество, не закрепленное в указанном выше порядке, - составляет
муниципальную казну муниципального образования. (8, С.52-59)
Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном
за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного
управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр
муниципальной собственности.
Исключительной компетенцией представительных
органов местного самоуправления является установление порядка управления и
распоряжения муниципальной собственностью, в том числе порядка и условий
приватизации муниципальной собственности. Органы местного самоуправления
осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в
рамках своей компетенции. Органы местного самоуправления наделены правом
предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. Доходы от
использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные
бюджеты.(7, С.82)
Таким образом, муниципальная собственность - вид
публичной собственности, которая признается и защищается государством наравне с
иными формами собственности.
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года
определяет имущество, которое может находиться в собственности муниципальных
образований. Так же в Законе проведено разграничение имущества в зависимости от
вида муниципального образования: поселение, муниципальный район, городской
округ.
Органы местного самоуправления осуществляют
правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей
компетенции.
Муниципальная собственность выступает как
источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач МО.
.2 Бюджет муниципального образования
Согласно Закону от 6 октября 2003 года:
«1. Каждое муниципальное образование имеет
собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов
поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный
бюджет муниципального района…
…2. Органы местного самоуправления обеспечивают
сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными
законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению
бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу
муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств
муниципальных образований.
. Формирование, утверждение, исполнение местного
бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного
самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также
принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации…
…5. В местных бюджетах раздельно
предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов
местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции,
предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет
указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов». (1,
Ст.52)
Кроме того, официальному опубликованию подлежат
«ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности
муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников
муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное
содержание», а так же «проект местного бюджета, решение об утверждении местного
бюджета, годовой отчет о его исполнении». (1, Ст.52)
Формирование местного бюджета осуществляется
путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных
стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе
осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в
процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными
минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами
минимальной бюджетной обеспеченности.(6, С.19-22)
Формирование и исполнение местного бюджета
осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с
уставом муниципального образования.
Таким образом, ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6
октября 2003 года определяет структуру бюджета муниципальных образований,
методологию, правила формирования бюджета и отчетности.
.3 Доходная часть местного бюджета: налоги и
сборы
Под доходами местных бюджетов понимаются
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
распоряжение органов местного самоуправления.
Согласно Закону от 6 октября 2003 года к
собственным доходам местных бюджетов относятся в том числе:
«…1) средства самообложения граждан в
соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
) доходы от местных налогов и сборов в
соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
) доходы от региональных налогов и сборов в
соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
) доходы от федеральных налогов и сборов в
соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;…»(1, Ст.57)
Перечень местных налогов и сборов и полномочия
органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене
устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах. Налоговый Кодекс РФ в
число местных налогов и сборов включает земельный налог и налог на имущество
физических лиц.
В местные бюджеты зачисляется так же часть
доходов федеральных, региональных бюджетов по законодательно установленным
налоговым ставкам или нормативам отчислений.
Для детального ознакомления с
финансово-экономическими основами местного самоуправления выбрано муниципальное
образование «Город Киров и Кировский район» Калужской области. В основе выбора
- принадлежность муниципального района к наиболее типичной группе: район
промышленно-сельскохозяйственный, дотационный, со средними показателями
социально-экономического развития. Выбор позволит наиболее полно рассмотреть
практическую часть в рамках исследования на типовом примере.
Таким образом, доходы местных бюджетов - это
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
распоряжение органов местного самоуправления.
Согласно Закону №131-ФЗ от 6 октября 2003 года к
собственным доходам местных бюджетов относятся в том числе: средства
самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов, часть доходов
федеральных, региональных бюджетов по законодательно установленным налоговым
ставкам или нормативам отчислений.
2. Финансово-экономические основы деятельности
муниципального района «Город Киров и Кировский район» Калужской области
.1 Муниципальная собственность МО «Город Киров и
Кировский район» Калужской области
Кировский район расположен на западе Калужской
области. Административный центр Кировского района - город Киров. Площадь -
1000,4 кв.км. Численность населения - 46 тыс. человек. Плотность населения - 46,0
человек на 1 кв.км. На территории разведаны месторождения минерального сырья -
пески для силикатного кирпича, пески формовочные, глины легкоплавкие. (11)
МО «Город Киров и Кировский район»
характеризуется относительно высоким промышленным развитием со специализацией
на производство керамики и сантехнического оборудования, привлечением
инвестиций в основной капитал, относительно высокой плотностью автодорог с
твердым покрытием и высокими темпами их строительства, наличием экологически
чистых территорий в западной и восточной частях. Исходя из соотношения объемов
промышленного и сельскохозяйственного производства, район относится к группе
промышленно-сельскохозяйственных.(12)
В существующем виде муниципальное образование
«Город Киров и Кировский район» образовано в 1996г. Согласно Постановлению
Губернатора Калужской области N 348 от 02.08.1996г. «…единое муниципальное
образование «Город Киров и Кировский район» (2) включено в Перечень
муниципальных образований Калужской области.
Экономика МО «Город Киров и Кировский район»
представлена несколькими взаимосвязанными сферами. Во-первых, это отрасли,
производящие товары, к которым относятся сельское хозяйство, промышленность и
строительство. Во-вторых, организации инженерной и рыночной инфраструктуры,
включающие транспорт, теплоэнергетику, водоснабжение, жилищно-коммунальное
хозяйство и др. В-третьих, организации потребительского рынка (торговли и
платных бытовых услуг) и общественного питания.
Согласно Закону №131-ФЗ от 6 октября 2003 года и
Уставу МО «Город Киров и Кировский район» в собственности муниципального района
находится следующее имущество, определенное Законом №131-ФЗ от 6 октября 2003
года для муниципальных районов:
«1) имущество, предназначенное для электро- и
газоснабжения поселений в границах муниципального района;
) автомобильные дороги местного значения вне
границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество,
предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;.. 5) имущество,
предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории
муниципального района муниципальной милицией;… 8) имущество, предназначенное
для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;… 13) земельные
участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в
соответствии с федеральными законами;…» (5, Ст.41) и т.д. Полный перечень
имущества см. Приложение 1.
Таким образом, муниципальное образование «Город
Киров и Кировский район» образовано в 1996г. Кировский район, в административных
границах которого находится МО «Город Киров и Кировский район» относится к
группе промышленно-сельскохозяйственных районов, характеризуется относительно
высоким промышленным развитием со специализацией на производство керамики и
сантехнического оборудования, привлечением инвестиций в основной капитал,
относительно высокой плотностью автодорог с твердым покрытием и высокими
темпами их строительства, наличием экологически чистых территорий в западной и
восточной частях.
Согласно Уставу МО «Город Киров и Кировский
район» в собственности муниципального района находится имущество, определенное
Законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года для муниципальных районов.
.2 Бюджет МО «Город Киров и Кировский район»
Калужской области
Органы местного самоуправления МО «Город Киров и
Кировский район» Калужской области самостоятельно формируют доходы бюджета и
определяют объем и направления их расходования. Основные характеристики бюджета
муниципального района «Город Киров и Кировский район» в 2007-2010гг. представлены
в табл.1.
Таблица 1
Основные характеристики бюджета муниципального
района «Город Киров и Кировский район» в 2007-2010гг., тыс. руб. (3,4)
Наименование
доходов
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
(прогноз)
|
2010г.
(прогноз)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Общий
объем доходов бюджета
|
424
168,3
|
483
460,1
|
418
681,2
|
473
321,1
|
Общий
объем расходов бюджета
|
437
413,3
|
497
540,0
|
433
982,0
|
491
051,1
|
Размер
резервного фонда администрации
|
1
200,0
|
1
685,0
|
2
161,0
|
2
413,0
|
Верхний
предел муниципального внутреннего долга бюджета
|
на
01.01.2008г. 27 567,2
|
на
01.01.2009г. 30 464,9
|
на
01.01.2010г. 42 641,7
|
на
01.01.2011г. 58 438,7
|
Объем
расходов бюджета на обслуживание муниципального долга
|
2
003,1
|
2
143,0
|
2
246,0
|
2
693,0
|
Дефицит
бюджета
|
13
245,0
|
14
079,9
|
15
300,8
|
17
730,0
|
На основании данных, сгруппированных в таблице 1
можно проанализировать динамику изменения основных характеристик бюджета
муниципального района «Город Киров и Кировский район» в период с 2007г. по
2010г. Наглядно данные таблицы 1 представлены на рис.1
Рис. 1 Динамика изменения основных
характеристик бюджета муниципального района «Город Киров и Кировский район» в
2007-2010гг., тыс. руб.
Как видно из рис. 1, динамика
изменения показателей расходных и доходных частей бюджета муниципального района
«Город Киров и Кировский район» за анализируемый период отличается
неустойчивостью, скачкообразностью. На этом фоне стабильным остается рост
дефицита бюджета муниципального образования - на 33% с 2007г. Так же стабильно
повышается верхний предел муниципального внутреннего долга бюджета - с 2007г.
рост составил 112%.
В качестве положительной тенденции
можно отметить увеличение размера резервного фонда администрации, В исследуемый
период резервный фонд администрации увеличился в два раза, рост составил 101%.
Таким образом, показатели расходных
и доходных частей бюджета муниципального района «Город Киров и Кировский район»
за анализируемый период отличается неустойчивостью, скачкообразностью. Дефицита
бюджета муниципального образования вырос на 33%, верхний предел муниципального
внутреннего долга бюджета повысился на 112%. резервный фонд администрации
увеличился в два раза.
.3 Налоги и сборы бюджета МО «Город
Киров и Кировский район» Калужской области
Анализ доходов бюджета МО «Город
Киров и Кировский район» в период с 2007г. по 2010г. представлены в таблице 2.
(Детально доходы бюджета за 2008г. представлены в Приложении 2)
Таблица 2
Анализ доходов бюджета МО «Город
Киров и Кировский район», 2007-2010гг., тыс. руб.(3,4)
Наименование
доходов
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
(прогноз)
|
2010г.
(прогноз)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Общий
объем доходов бюджета
|
483
460,1
|
418
681,2
|
473
321,1
|
из
них собственные доходы
|
149
307,2
|
182
050,0
|
153
857,0
|
183
453,0
|
в
том числе: - налоговые доходы - неналоговые доходы
|
131
539,6 17 767,6
|
162
645,3 19 404,7
|
142
081,0 11 776,0
|
171
986,0 11 467,0
|
Удельный
вес собственных доходов в доходах бюджета, %
|
35,2
|
37,7
|
36,7
|
38,8
|
Удельный
вес налоговых доходов в собственных доходах бюджета, %
|
88,1
|
89,3
|
92,3
|
93,7
|
Удельный
вес неналоговых доходов в собственных доходах бюджета, %
|
11,9
|
10,7
|
7,6
|
6,3
|
На основании данных, сгруппированных в таблице 2
можно наглядно отобразить динамику показателей основных статей дохода бюджета
муниципального района «Город Киров и Кировский район» в период с 2007г. по
2010г. Наглядно данные таблицы 1 представлены на рис.2
Рис.2 Динамика показателей
основных статей дохода бюджета муниципального района «Город Киров и Кировский
район», 2007 - 2010гг.,%
Бюджет муниципального образования
является дотационным. За анализируемый период доля собственных доходов в
доходах бюджета МО «Город Киров и Кировский район» незначительно возросла - с
35,2% до 38,8%. Одновременно выросла доля налоговых доходов в собственных
доходах бюджета - с 88,1% в 2007г. до 93,7% (плановых) в 2010г. Так же можно
отметить снижение доли неналоговых доходов в собственных доходах бюджета с
11,9% до 7,6% в текущем году, и планируемое снижение до 6,3% в 2010г.
Анализ элементов доходов бюджета МО
«Город Киров и Кировский район» Калужской области показывает, что неустойчивое
финансовое состояние хозяйствующих субъектов могут привести к дальнейшему
сокращению ресурсного обеспечения. Администрации МО необходимо более
пристальное внимание уделить неналоговым доходам, для чего требуется более
эффективно распоряжаться имуществом муниципального района.
Возможно, ключевые сферы экономики
МО «Город Киров и Кировский район» Калужской области не успевают адаптироваться
к изменениям во внутренней/внешней среде, в них растут финансово-экономические
проблемы, связанные как с последствиями изменений макроэкономической ситуации
(экономический кризис), так и с внутренними особенностями.
Для укрепления ресурсного обеспечения
функционирования местного самоуправления необходима координация действий
местного сообщества, предпринимательских структур и представителей местной
власти. Согласованность их деятельности возможна только при условии понимания и
принятия действенных принципов формирования эффективного муниципального
образования, его устойчивого социального и экономического развития.
Таким образом, бюджет муниципального
образования «Город Киров и Кировский район» является дотационным. За
анализируемый период доля собственных доходов в доходах бюджета возросла - с
35,2% до 38,8%, так же можно отметить рост доли налоговых доходов в собственных
доходах бюджета - с 88,1% в 2007г. до 93,7% (плановых) в 2010г. Доля
неналоговых доходов в собственных доходах бюджета снизилась с 11,9% до 7,6% в
текущем году, и планируемое снижение до 6,3% в 2010г.
Заключение
По результатам проведенного
исследования можно сделать следующие выводы:
Муниципальная собственность - вид
публичной собственности, которая признается и защищается государством наравне с
иными формами собственности.
ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года
определяет имущество, которое может находиться в собственности муниципальных
образований. Так же в Законе проведено разграничение имущества в зависимости от
вида муниципального образования: поселение, муниципальный район, городской
округ.
Органы местного самоуправления
осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках
своей компетенции.
Муниципальная собственность
выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления
определенных задач МО.
ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года
определяет структуру бюджета муниципальных образований, методологию, правила
формирования бюджета и отчетности.
Доходы местных бюджетов - это
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
распоряжение органов местного самоуправления.
Согласно Закону №131-ФЗ от 6 октября
2003 года к собственным доходам местных бюджетов относятся в том числе:
средства самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов, часть
доходов федеральных, региональных бюджетов по законодательно установленным
налоговым ставкам или нормативам отчислений.
Муниципальное образование «Город
Киров и Кировский район» образовано в 1996г. Кировский район, в
административных границах которого находится МО «Город Киров и Кировский район»
относится к группе промышленно-сельскохозяйственных районов, характеризуется
относительно высоким промышленным развитием со специализацией на производство
керамики и сантехнического оборудования, привлечением инвестиций в основной
капитал, относительно высокой плотностью автодорог с твердым покрытием и
высокими темпами их строительства, наличием экологически чистых территорий в
западной и восточной частях.
Согласно Уставу МО «Город Киров и
Кировский район» в собственности муниципального района находится имущество,
определенное Законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года для муниципальных районов.
Показатели расходных и доходных
частей бюджета муниципального района «Город Киров и Кировский район» за
анализируемый период отличается неустойчивостью, скачкообразностью. Дефицита
бюджета муниципального образования вырос на 33%, верхний предел муниципального
внутреннего долга бюджета повысился на 112%. резервный фонд администрации
увеличился в два раза.
Бюджет муниципального образования
«Город Киров и Кировский район» является дотационным. За анализируемый период
доля собственных доходов в доходах бюджета возросла - с 35,2% до 38,8%, так же
можно отметить рост доли налоговых доходов в собственных доходах бюджета - с
88,1% в 2007г. до 93,7% (плановых) в 2010г. Доля неналоговых доходов в собственных
доходах бюджета снизилась с 11,9% до 7,6% в текущем году, и планируемое
снижение до 6,3% в 2010г.
Для укрепления ресурсного
обеспечения функционирования местного самоуправления необходима координация
действий местного сообщества, предпринимательских структур и представителей
местной власти.
Список использованной литературы
бюджет муниципальный
собственность налог
ФЗ
«Об общих принципах организации муниципального самоуправления в Российской
Федерации» N 131-ФЗ6 октября 2003 года (по состоянию на 21.01.2009г.)
Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО "Консультант
Плюс". - М., 2009.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Губернатора Калужской области N 348 от 02.08.1996 "О ВКЛЮЧЕНИИ В ПЕРЕЧЕНЬ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" // "Знамя труда", №
79, 11.08.1996
РЕШЕНИЕ
Районной Думы МО "Г. Киров и Кировский район" от 29.12.2006 № 184 О
БЮДЖЕТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН" НА 2007
ГОД (в ред. Решений Районной Думы МО "Г. Киров и Кировский район" от
15.02.2007 № 112, от 06.10.2007 № 207) // "Знамя труда", № 5-6,
16.01.2007
РЕШЕНИЕ
Районной Думы МО "Г. Киров и Кировский район" от 27.12.2007 № 198 О
БЮДЖЕТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН" НА 2008
ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2009 И 2010 ГОДОВ (в ред. Решений Районной Думы МО
"Г. Киров и Кировский район" от 24.04.2008 № 232, от 16.10.2008 №
252) // "Знамя труда", № 5-6, 16.01.2008
Устав
МО «Город Киров и Кировский район» Принят решением Районной Думы "Г. Киров
и Кировский район" от 29.11.2005г. № 109/16 // "Знамя труда", №
104, 01.12.2005
Гулидов.
П.В. Местное самоуправление как одна из форм государственного
устройства России // Российская юстиция. - 2007. - № 5, 8. - С.19-22
Мокрый
В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: Учеб.
пособие для вузов / В.С.Мокрый,А. А.Сапожников, О.С.Семкина; Под
ред.А.А.Сапожникова - М.: КНОРУС,2008.-216с.
Савранская
О.Л. О вопросах местного самоуправления // Государственная власть и местное
самоуправление. - 2006. - № 3. - С.52-59.
Чепурнова
Н.М. Муниципальное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие /
Н.М.Чепурнова - М.: Евразийский открытый институт, 2007. - 295 с.
Шугрина
Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. - 2-е изд., перераб. и
доп. / Е. С. Шугрина - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.
Материалы
сайта http://kirov.do.am/index/0-4
Материалы
сайта http://www.kalugalaw.ru/kaluga/787_stat.html
1.