Государственный бюджет: понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    789,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный бюджет: понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования












Государственный бюджет: понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования

Содержание

государственный бюджет росийский

Введение

Глава 1. Характеристика государственного бюджета

.1 Сущность и понятие государственного бюджета

.2 Принципы государственного бюджета

.3 Структура государственного бюджета

Глава 2. Механизмы реформирования и использования государственного бюджета РФ

.1 Сценарии развития экономики на ближайшие три года

.2 Государственный бюджет на 2010 год

.3 Анализ расходов Федерального Бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Введение


Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любой страны. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Объектом данной курсовой работы является государственный бюджет, а предметом являются понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования государственного бюджета.

Цель курсовой работы - проанализировать понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования государственного бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

. Изучить сущность и понятие государственного бюджета         ;

. Рассмотреть принципы государственного бюджета;

. Проанализировать структуру государственного бюджета;

. Изучить сценарии развития экономики на ближайшие три года;

. Проанализировать государственный бюджет на 2010 год;

. Провести анализ расходов Федерального Бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Глава 1. Характеристика государственного бюджета


1.1. Сущность и понятие государственного бюджета


Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, называются бюджетными отношениями.

Бюджетные отношения включают:

1)   отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

)     отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Совокупность бюджетных отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда страны составляет содержание категории государственного бюджета.

Особенности бюджета как особой экономической категории:

1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.

.   С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.

.   Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.

.   Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.

Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год.

Государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Функции бюджета:

)        Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.

)        Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.

Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Доходы бюджета служат базой деятельности государства, а расходы бюджета - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Как экономическая категория бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов: индивидов, коллективов, предприятий, государства, межгосударственных организаций. Отсюда различают бюджеты: индивида (конкретного физического лица), коллектива (семьи, предприятия, организации и т.п.), государства и межгосударственной организации. Первые три типа бюджета свойственны любой стране. Каждый из них имеет свое назначение, но экономическому содержанию всех органически присущи общие признаки:

) необходимость, причины, функции и общая цель функционирования;

) экономическая основа;

) функциональная форма;

) функциональный механизм.

Необходимость любого бюджета обусловлена наличием у людей специфических потребностей, а также определенным складом их социально-экономической жизнедеятельности. Уже в период дикости обобществление определенной части жизненных ценностей, т.е. формирование фонда группы (рода, племени) на культовые обряды, военные действия, представляло собой определенный прообраз бюджета. Его характерные черты: эпизодичность, строго целевое назначение, натуральная форма.

Экономическую основу возникновения полноценного бюджета составляет многообразие форм собственности. Соответственно условиями выступают товарно-денежные отношения общества.

Цель любого бюджета - финансовое обеспечение функционирования субъекта.

При переходе от бюджета вообще к бюджету государства происходит конкретизация важнейших элементов и условий. К причинам добавляется государственное устройство, а многообразие форм собственности должно предполагать государственную собственность, т.е. государство здесь выступает в качестве субъекта, владельца жизненных ценностей.

Цель государственного бюджета - финансовое обеспечение функций государства.

Форма функционирования бюджетов - планомерность, т.е. предварительное составление планов формирования и использования бюджета их согласование.

Механизм бюджета - система формирования и использования денежного фонда, имеющая ряд специфических характеристик: 1) сумма поступлений бюджета; 2) сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета; 3) соотношение поступлений и расходов; 4) длительность бюджетного периода.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.

Соотношение доходов и расходов принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Баланс отражает равенство доходной и расходной частей бюджета. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит. Напротив, в случае превышения доходов образуется остаток свободных денежных средств - профицит. В последних двух случаях решаются проблемы устранения несоответствия. В первом варианте применяются антидефицитные меры, во втором - излишек используется на государственные потребности.

Все основные характеристики находят отражение в законодательных актах органов государственной власти о бюджете и часто даются в процентном отношении к внутреннему валовому продукту.

Длительность бюджетного периода - это время, в течение которого реализуется конкретный бюджет. Здесь теоретически возможны любые сроки: от одного дня до нескольких лет. Известны месячные бюджеты, годовые, пятилетние и т.д. Однако на практике наибольшее распространение получил годовой бюджет государства, когда он составляет 12 месяцев. При этом начинаться он может с любого числа и месяца. Так, в США бюджетный год длится с 1 октября по 30 сентября следующего года, в Японии, Канаде - с 1 апреля по 31 марта, в Швеции, Норвегии - с 1 июля по 30 июня.

В Российской Федерации бюджетный год приравнивается к календарному году и длится 12 месяцев - с 1 января по 31 декабря. (Конечно, качественно завершать и начинать бюджетный год одновременно с проведением наиболее значительных в жизни людей праздников невероятно сложно, а поэтому практически нерационально, но такова традиция. Возможно, в будущем она будет изменена.)

Сущность государственного бюджета проявляется в его функциях. Объективно бюджет выполняет одну функцию - перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда.

Аккумулируя часть денежных средств субъектов производственной сферы общества, государственный бюджет осуществляет вторичное распределение (или перераспределение) национального дохода страны. При этом запросы неимущих субъектов удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала производят ассигнования на содержание и нужды субъектов государственного аппарата, органов правопорядка и вооруженных сил, затем неимущих и нетрудоспособных граждан, далее нуждающихся сфер производства и регионов и, наконец, на потребности непроизводственной сферы. Данное правило, за исключением первого пункта, в зависимости от тех или иных условий может меняться. Здесь действуют субъективная сторона бюджета, его возможности в качестве стоимостного финансового рычага.

Госбюджет как субъективный финансовый инструмент имеет специфические функции: контрольную, регулирующую и стимулирующую. Их назначение - создание относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества посредством предоставления льгот, с одной стороны, отдельным имущим субъектам за счет снижения взимаемого с них дохода, а с другой - конкретным потребителям путем выделения им больших денежных средств. Контрольная функция госбюджета заключается в обеспечении контроля:

-  за образованием и движением жизненных ценностей в обществе с целью полнокровного аккумулирования доходов;

-       за расходованием и использованием государственных средств.

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40-50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.

Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом - план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

План бюджета строится на:

-  данных прогнозов развития экономики;

-       динамике потребностей членов общества;

-       особенностях реализации государственных функций, прежде всего в области финансовой политики.

От того, как будет работать основной финансовый план государства, зависит степень воздействия госбюджета на социально-экономическое развитие страны, в том числе:

-  на социально-экономическое положение населения и его отдельных категорий;

-       состояние финансового и производственного капитала государства;

-       финансовое положение страны;

-       качество государственного регулирования;

-       международный финансово-экономический имидж страны.

Во взаимосвязях госбюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества у экономических субъектов не лишить их возможностей дальнейшей эффективной предпринимательской деятельности, простого и расширенного воспроизводства. Вторая сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения, созданию для людей минимальных условий жизни, но не приводящих к заинтересованности в иждивенчестве.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Основные процедуры бюджетного процесса регламентируются действующими законами РФ (прежде всего Бюджетным кодексом РФ) и субъектов РФ. Основные стадии бюджетного процесса представлены на рисунке.


1.2 Принципы государственного бюджета


Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

-       право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

-       наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;

-       законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

-       право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

-       право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

-       недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

-       недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ3.

. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

. Принцип гласности

Принцип гласности означает:

) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.

Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов.

Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

1.3 Структура государственного бюджета


Структура госбюджета показана на рисунке 1:

-    Доходная часть бюджета (или - государственные доходы) показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.

-             Расходная часть бюджета (или государственные расходы) показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов (рис. 1). В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.

С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.

Рисунок 1 - Структура государственного бюджета

Глава 2. Механизмы реформирования и использования государственного бюджета РФ


2.1 Сценарии развития экономики на ближайшие три года


За основу для разработки трехлетнего бюджета взят умеренно оптимистичный вариант с ростом ВВП в 2010 году на 1 процент. 2011 и 2012 годы должны запомниться увеличением экономики на 1,5 и 3,2 процента соответственно. При этом Белый дом по-прежнему намерен повысить ряд системных налогов.

Открывая в понедельник заседание президиума правительства, Владимир Путин ни слова не сказал о социально-экономическом прогнозе и трехлетнем бюджете, что явно означало: решение принималось вчера, а не на закрытых от прессы совещаниях, которые обычно предваряют крупные белдомовские мероприятия.

Прогноз должен быть реалистичным. Нельзя уповать на гипотетическую возможность стремительного восстановления экономики или сильно завышать возможности роста цен на наши традиционные экспортные товары, - заявил по окончании президиума Владимир Путин уже на совещании по экономическим вопросам.

"В качестве базового для расчета параметров бюджета нами предложен сценарий, который ориентируется на умеренную динамику цен на нефть", - в унисон премьеру сказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

Особенно минэкономразвития ждет прироста вложений в газовую отрасль и электроэнергетику.

Министр также уточнила показатели роста тарифов, от которых многое зависит в наполняемости федерального бюджета, а следовательно, этот вопрос прямо относится к ставшей в последнее время острой головной болью для российских властей - дефициту госкошелька. Так, по словам Набиуллиной, с 2010 года повышение тарифов на газ для промышленных потребителей составит 15 процентов, на грузовые железнодорожные перевозки - 9,4 процента. "Индексация по электроэнергетике будет на 5 процентов для регулируемых тарифов, но мы должны учитывать, что здесь будет большая доля реализации электроэнергии уже на свободном рынке", - заметила министр. Впрочем, изымать деньги у экономики для латания бюджетных дыр позволил сам премьер-министр. Эльвира Набиуллина подтвердила "РГ", что в правительстве обсуждается увеличение акцизов на табак и алкоголь, НДПИ на газ.

Одновременно она подчеркнула, что о повышении других, системных налогов речи не идет. По ее словам, расчеты предполагаемой прибыли от повышения налогов подготовлены как минфином, так и минэкономразвития. Как заметила "РГ" министр, "увеличение параметров, которые заложены по алкоголю, табаку, думаю, не скажется на темпах роста экономики".

В варианте жесткой финансовой политики (консервативный сценарий) дефицит федерального бюджета в 2010 году ограничивается строго уровнем 5,5% ВВП с последующим снижением до 3% и 2% ВВП. Умеренно оптимистичный вариант "разрешает" дефицит на уровне 6,5% ВВП с дальнейшим падением до 4% и 3% ВВП. Оба варианта исходят из консервативной оценки развития внешних условий и прежде всего умеренно низкой динамики цен на нефть Urals в 2010-2012 годах. Нефтяной сценарий, в свою очередь, рассчитывает на оживление в экономике, подстегнутое ростом цен на нефть, и более интенсивное оживление в мировой экономике. По этому варианту нефть Urals будет стоить 60 долларов за баррель в 2010 году, 70 долларов - в 2011 году и 77 долларов - в 2012 году.

Эльвира Набиуллина признала, что, конечно, "многое будет зависеть от развития мировой экономики, от скорости ее выхода из кризиса, и в качестве базовой гипотезы минэкономразвития рассчитывает падение мировой экономики в 2009 году на уровне 2,7 процента". По словам министра, Белый дом в качестве гипотезы также рассматривает подъем мировой экономики от 0,6 процента до 2,7 процента в 2010 году. Пока же ничто не предвещает такого хода событий, усугубляет положение и ситуация с российским экспортом. Минэкономразвития зафиксировало в первом полугодии падение экспорта на треть в рублевом выражении. Однако, заявила Эльвира Набиуллина, со второго полугодия правительство ожидает "умеренную положительную динамику экспорта - прирост должен составить 7-8 процентов".

Есть все основания рассчитывать, что в 2010 году мотор нашей экономики все же начнет набирать обороты, - заметил Владимир Путин, не уточнив, что имеет в виду. И тут же премьер оговорился, что "было бы опрометчиво называть точные сроки выхода из кризиса".

2.2 Государственный бюджет на 2010 год


Ситуация с бюджетными доходами останется напряженной и в следующем году. Это совершенно очевидно. В то же время мы не можем разгонять дефицит бюджета, наоборот, необходимо его снизить. Так что придется учиться экономить на расходах, добиваться от них максимальной эффективности.

Бюджет-2010 формируется в рамках очень жестких объективных ограничений. В первую очередь это социальные расходы, которые уже в этом году будут значительно увеличены. Однако перед нами не стоит задача просто сохранить их уровень. Это было бы не так драматично. Социальные обязательства государства должны вырасти. В среднем пенсия нынешних пенсионеров за счет переоценки их прав за советский и дореформенный период работы увеличится на 20-40 процентов. К концу 2010 года она достигнет 7 тысяч рублей. И если в 2009 году на выплату пенсий будет потрачено около 1,5 триллиона рублей, то в следующем - понадобится уже более 2 триллионов.

С 1 января 2010 года начинает работать программа по выплате материнского капитала. Эти расходы трудно посчитать, никто не знает, будут ли родители использовать эти деньги сразу. Например, если женщина захочет материнский капитал присоединить к своей накопительной части пенсии, то тогда эти средства станут востребованными лет через 30-40. Но все равно несколько десятков миллиардов рублей в бюджете-2010 заложить надо. Образование и здравоохранение - еще примерно 0,7 триллиона рублей. И наконец, расходы на безработицу, на поддержку рынка труда. В этом году они составят не менее 100 миллиардов рублей, а в следующем - судя по экономическим тенденциям, могут быть существенно больше. Тем более если будут предприняты меры для помощи и тем, кто ищет работу самостоятельно. Хочу напомнить, что у нас 7,7 миллиона безработных, и из них только 2,2 миллиона зарегистрированы в службах занятости. Но и остальным тоже придется помогать, например, через программы переобучения.

Все это будет происходить на фоне снижения доходов федерального бюджета. И надо ясно понимать, от каких расходов можно отказаться, а какие - неприкасаемые. Понятно, что ни в коем случае нельзя трогать пенсионные выплаты, сокращать финансирование демографической программы. Если же мы урежем образование или здравоохранение, то окончательно разрушим человеческий капитал. Он и сейчас находится в очень неблагоприятном положении. Достаточно сказать об уровне смертности в стране, о заболеваемости. У нас уже более 13,5 миллиона инвалидов. Не блещет качеством и то образование, которое дает значительная часть вузов, техникумов и средних школ. А без повышения его уровня нам инновационная экономика не светит. Поэтому очень правильно, что принято решение не экономить на доплатах учителям за классное руководство. Если у нас не будет современных учителей (а какой смысл молодежи работать за маленькую зарплату?), то через 10-15 лет получим такую смену, что мало не покажется.

Возникает вопрос: "Какие расходы надо сокращать?". Тяжелый выбор. С моей точки зрения, должны быть урезаны государственные инвестиционные расходы. Предвижу возмущение оппонентов: "А как же инфраструктура для будущего экономического развития, строительство дорог, мостов?". На это есть только один ответ: этим должен заняться частный бизнес, в том числе и иностранный. А государство должно создать благоприятные условия для того, чтобы предприниматели могли спокойно работать. К сожалению, пока сдвигов здесь не видно. В то же время всем очевидно, что государственные инвестиции в отличие от частных расходуются неэффективно. Бизнес же просто по определению не может себе этого позволить.

Второй резерв - расходы самого государства, которые надо резко и решительно сократить. Государство в последние годы взяло на себя слишком много функций. И, конечно, на каждую функцию - нужен чиновник. И не один, а 10, 15, может быть, даже целое ведомство. Чиновников у нас уже больше, чем в советское время. Поэтому государство должно, наконец, понять, от каких функций оно может освободиться в пользу саморегулируемых организаций, бизнес-объединений, некоммерческим организациям (НКО). Только на базе решительной административной реформы можно реально сократить число чиновников и достаточно много сэкономить. Это одно из самых, как мне кажется, перспективных направлений.

Третий резерв - повышение эффективности расходов, связанных с обороной и правоохранительными органами. По оборонному госзаказу затраты составляют десятки миллиардов рублей. А что закупаем? Нужно ли нашей армии и флоту, то, что является атрибутом вчерашнего, даже позавчерашнего дня?

Вообще госзакупки, в том числе и гражданские, - важнейший вопрос экономии. Сейчас идет много разговоров про электронные торги, аукционы. Их надо срочно вводить в жизнь, потому что они позволяют резко снижать стоимость того, что покупает государство. В то же время электронные торги прозрачны, там элемент коррупционности минимален. В нынешнем же виде госзакупки крайне неэффективны, что подтверждают проверки Счетной палаты, да и самого правительства. А там можно сэкономить десятки, если не сотни миллиардов рублей.

Таким образом, речь идет не о тотальном сокращении расходов бюджета, не о секвестре, а о точечных мерах, о повышении отдачи от выделяемых денег. И если отрасль, направление, в которые вкладывают бюджетные средства, не отзываются необходимыми результатами, то и не надо на них тратить деньги. Это касается и случаев, когда мы не можем понять критерии эффективности или внедрить их в реальную жизнь. Вот такая жесткая, но справедливая в наших тяжелых условиях логика.

Если говорим, например, о работе системы профессионального образования, то здесь с критериями эффективности все ясно. Это, конечно же, соответствие квалификаций, которую она дает, потребностям современного, инновационного рынка труда. Если после окончания всевозможных экономических, юридических, менеджментских факультетов люди не могут найти работу или вынуждены на ходу переучиваться, не это ли оценка работы российской высшей школы? Если же говорить о работе каждого конкретного вуза, то критерии можно разработать быстро, и они будут вполне прозрачны. Например, рейтинги с учетом мнения бизнес-сообщества, независимых экспертов, общественных организаций. Это, кстати, касается всех социальных направлений. И если рейтинг начинает падать, то финансировать надо в тех пределах, которые были. Или сначала потребовать каких-то мер, может быть, достаточно решительных, чтобы повысить качество работы, чтобы общество как заказчик было им довольно. И только если условия будут выполнены, выделять дополнительные средства.

Кстати, уже несколько лет министерства направляют в правительство отчеты о своей деятельности на основе методики БОР (бюджетирование, ориентированное на результат): каких результатов они добились, какова эффективность потраченных бюджетных денег. Теперь эту работу необходимо довести до конца. Она должна становиться не только формальной, не просто методической, а практической, на основании которой будет решаться судьба финансирования того или иного министерства, той или иной отрасли.

2.3 Анализ расходов Федерального Бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов


Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Рассмотрим таблицу №1.

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Расходы федерального бюджета

2009г

2010г

2011г


Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

1 143,28

11,24

1 172,35

9,26

1 135,45

8,21

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

712,57

7,01

734,95

5,81

806,93

5,84

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

1 063,31

10,46

1 165,78

9,21

1 371,49

9,92

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

81,02

0,80

82,25

0,65

79,38

0,57

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

13,80

0,14

14,67

0,12

15,05

ОБРАЗОВАНИЕ

410,44

4,04

448,50

3,54

465,42

3,37

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

349,87

3,44

365,85

2,89

367,54

2,66

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

310,26

3,05

338,62

2,68

307,88

2,23

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2 987,11

29,38

3 617,57

28,58

3 994,42

28,89

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

-

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

ВСЕГО

9 024,65

100,00

10 320,31

100,00

11 317,68

100,00


Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.

На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному разделу составит 349,87 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%, а в 2011 году на 5,05%.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты").

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.


Заключение


Подводя итог данной курсовой работы, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута - были проанализированы понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования государственного бюджета.

Итак, государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Поступления в бюджет РФ в 2010 году от экспорта нефти, металлов и продукции химической промышленности могут быть выше запланированных на 30-40 миллиардов долларов (примерно 1 триллион рублей) из-за увеличения мировых цен на эту продукцию.

Проект федерального бюджета на 2010 год предполагает общий объем доходов в 6,636 триллиона рублей при средней цене на нефть в размере 55 долларов за баррель.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список использованных источников и литературы


1.   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ (в ред. от 01.12.2008 N 225-ФЗ)

2.       Федеральный Закон от 24.11. 2008 № 204-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

.        Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. - М.: 2006

.        Борольков, В.А. Финансы.-М.: ФОРУМ - ИНФРА-М,2004.-271 с.

.        Волков, И.М., Грачева, М.В. Проектный анализ:Учеб. для вузов по экон. специальностям.-М.:Банки и биржи: ЮНИТИ,1998.-423 с.

.        Государственный бюджет РФ: Учеб. для вузов по специальности "Финансы и кредит"/ Под ред. Г.Л. Рабиновича, М. В. Романовского.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика,2004.-383 с.

.        Гонтмахер Е. Загрузка бюджета-2010 // Российская газета - Федеральный выпуск №4942 (118) от 1 июля 2009 г.

.        Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.

.        Доходы бюджета-2010 могут возрасти на 30-40 миллиардов долларов // Опубликовано на сайте rg.ru 21 августа 2009 г.

.        Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

.        Кристенсен, К.М. Решение проблемы инноваций в бизнесе: Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост - М.: Альпина Бизнес Букс,2004.-289 с.

.        Латухина К. Правительство определилось с бюджетом // Российская газета - Федеральный выпуск №4965 (141) от 31 июля 2009.

.        Общая теория финансов: Учеб. для вузов по направлению "Экономика", специальности "Финансы и кредит"/ Под ред. Л.А. Дробозиной.-М.: Банки и биржи. Изд. об-ние "ЮНИТИ",1999.-254 с.

.        Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

.        Скобелев П. Бюджет внести. Кабинет министров одобрил три сценария развития экономики на ближайшие три года // Российская газета - Центральный выпуск №4951 (127) от 14 июля 2009.

.        Уткин Э.А. Бизнес-план компании/Ассоц. авт. и изд."Тандем".-М.:ЭКМОС,2000.-95 с.

.        Царев, В.В. Внутрифирменное бизнес-планирование на основе многокритериальной оптимизации/В.В. Царев.-СПб.:Б. и.,1999.-122 c.

.        Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http: // www. minfin. ru

.        Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы РФ: http: // www. nalog. ru

.        Официальный сайт Центрального банка РФ: http: // www. cbr. ru

.        Официальный сайт Службы Государственной Статистики: http: // www. gks. ru

Приложение 1

 

Структура социальных расходов федерального бюджета в 2008-2010 годах


2007

2008

2009

2010

Расходы, всего





Млрд. рублей

5463,5

6570,3

7451,2

8089,9

% к расходам, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

% к 2007 году (бюджет)

100,0

120.3

136,4

148,1

Расходы всего, без условно утвержденных

Млрд. рублей

5463.5

6570.3

7264,9

7685,4

% к расходам

100,0

100,0

97.5

95,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

Млрд. рублей

53,0

56,9

79,2

71,0

% к расходам, всег

1,0

0,9

1,1

% к 2007 году

100,0

107,4

149,4

133,9

Образование

Млрд. рублей

277,9

309,0

315,5

341,1

% к расходам, всего

5,1

4,7

4,3

4,4

% к 2007 году

100,0

111,2

113,5

122,7

Культура, кинематография и средства массовой информации

Млрд. рублей

67,8

82,7

70,2

67,5

% к расходам, всего

1,2

1,3

1,0

0,9

% к 2007 году

100,0

122,0

103,5

99,6

Здравоохранение, физическая культура и спорт

Млрд. рублей

206,4

218,3

234,2

274,6

% к расходам, всего

3,8

3,3

3,2

3,6

% к 2007 году

100,0

105,8

113,5

133,1

Социальная политика

Млрд. рублей

215,6

273,0

362,4

427,5

% к расходам, всего

3,9

4,1

5,0

5,6

% к 2007 году

100,0

126,6

168,1

198,3

Межбюджетные трансферты

1844,3

2272,4

2421,0

2715,6

% к расходам, всего

33,8

34,6

33,3

35,3

% к 2007 году

100,0

123,2

131,3

147,2

Условно утвержденные расходы

Млрд. рублей



186,3

404,5

% к расходам, всего

 

 

2,5

5,0


Похожие работы на - Государственный бюджет: понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!