Внешний долг РФ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешний долг РФ

Содержание:

Введение

Глава 1. Определение и значение внешнего долга

.1 Понятие государственного долга

.2 Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны

Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы

.1 Динамика внешнего долга

.2 Структура внешнего долга

.3 Основные кредиторы РФ

.3.1 Парижский клуб

.3.2 Лондонский клуб

.3.3 МВФ

.3.4 Всемирный банк

Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы

.1 Современное состояние внешнего долга

.2 Перспективы долговой политики на 2012- 2014 гг

Заключение

Список использованной литературы

.ВВЕДЕНИЕ

В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Внешняя задолженность порождает многочисленные проблемы, затрагивающие устойчивость мировой экономической системы в целом.

Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность страны состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Цель данной работы - проанализировать современное состояние внешней задолженности России, её проблематику, зависимость и перспективы развития ситуации.

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

1.1 Понятие государственного долга

внешний долг кредитор задолженность

Государственные деньги являются принципиальной сферой денежной системы страны, призванной обеспечить правительство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные деньги - это денежные дела по поводу распределения и перераспределения стоимости публичного продукта и части государственного богатства, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжение страны и его компаний и внедрение государственных средств на издержки по расширению производства, ублажению возрастающих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Центральное место в системе государственных денег занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их денежного покрытия. Его главнейшие функции - приведение в жизнь денежной политики, организация выполнения денежной программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, формирующийся основным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения собственных задач. В тех вариантах, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для воплощения нужных расходов, возникает бюджетный дефицит - превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците поступающих доходов оказывается недостаточно для обычного выполнения функций страны, в связи с чем, приходится прибегать к разным займам, что отрицательно сказывается на стойкости всего денежного обращения и является основной предпосылкой инфляции. Бюджетный дефицит непременно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, к примеру, необходимостью воплощения больших государственных вложений в развитие экономики, что отражает быстрее рост валового государственного продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные происшествия, связанные с войнами, стихийными бедствиями, издержки на которые не могли быть заблаговременно спланированы, но обязаны быть непременно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Перед правительством, столкнувшимся с неувязкой роста бюджетного дефицита, встает неувязка выбора из трех узнаваемых вариантов. Первый, кажущийся более лёгким, но и являющийся инфляционно опасным - дополнительная эмиссия денежных средств. Второй - усиление налогового бремени и сокращение государственных расходов. Третий - выпуск государственных долговых обязательств - казначейских ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов и т. П.), которые обеспечивают их покупателям гарантированный доход в виде определённого процента.

Неувязка бюджетного дефицита порождает делему государственного долга.

Государственный долг - это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, интернациональным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам - резидентам, коммерческим банкам и иным юридическим лицам. В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

1.2 Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

Долговые обязательства русской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени русской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени русской Федерации;

договоров о предоставлении государственных гарантий русской Федерации, договоров поручительства русской Федерации по обеспечению выполнения обязательств третьим лицам;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг русской Федерации на базе принятых федеральных законов;

соглашений и договоров, в том числе интернациональных, заключенных от имени русской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств русской Федерации прошедших лет.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически, в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике госдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе и государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики.

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в.. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Причинами возникновения бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады, экономические кризисы и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Выявим взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трёхзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны, в основном, со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.

Принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляют собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключается в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладают органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложится на граждан страны, которые через систему налогов передают субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывает серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Также состояние долга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, служит одним из факторов изменения величины госдолга.

Заимствования государством осуществляется в согласовании с Программой государственных внешний заимствований, которая представляет собой список внешних заимствований федерального бюджета на еще один денежный год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего размера заимствований, размера использованных средств по займу до начала денежного года и размера заимствований в данном финансовом году. В Программе государственных внешних заимствований русской Федерации обязаны быть раздельно предусмотрены все займы и государственные гарантии.

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ, СТРУКТУРА И КРЕДИТОРЫ

.1 Динамика внешнего долга России

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть - новый российский долг - долговые обязательства перед нере-

зидентами, возникшие за время существования новой России.

Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992-1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд. в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. Внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП

Второй этап (1999-2001 гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума - на 42 млрд. долл., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002-2011 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился до 2511 млн. долл. что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 542639 млн. долл., что довело величину общего внешнего долга до 545150 млн. долл.

Таблица 1. Внешний долг РФ 1991-1998 гг. (на конец периода).


1991

1993

1994

1995

1996

1997

1998

В млрд. долл. Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг

 96,6  96,6

 104,5 13,4 117,9

 105,7 27 132,7

 103,7 49,3 153

 95,1 87,7 182,8

 98,2 90,2 188,4

В % к итогу Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг

 100  100

 88,6 11,4 100

 86,8 13,2 100

 79,6 20,4 100

 67,7 32,3 100

 52 48 100

 52,1 47,9 100


Таблица 2. Внешний долг 1998-2012 гг. (на конец периода)


2000

2001

2004

2006

2008

2009

2010

2011

В млрд. долл. Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг

 65,8 94,2 160

 61 85,3 146,3

 55,9 157,6 213,5

 9,3 301,3 310,6

 4,5 476 480,5

 3,1 464,1 467,2

 2,9 486 488,9

 2,5 542,6 545,1

В % к итогу Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг

 41,1 58,9 100

 41,7 58,3 100

 26,1 73,9 100

 2,9 97,1 100

 1 99 100

 0,7 99,3 100

 0,5 99,5 100

 0,4 99,6 100


Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994- 2012 гг. показывают следующее:

общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла, в конечном счете, почти на 427,2 млрд. долл., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 102 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 0,4%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 529,2 млрд. долл., т. е. почти в 40 раз, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 99%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 30 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).

2.2 Структура внешнего долга

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

Таблица 3. Структура внешнего долга.


Государственный внешний долг России в преобладающей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 85%, в том числе более 60% - на долги бывшего СССР. Всю внешнюю задолженность за пределами компетенции федеральных органов управления, субъектов Федерации и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики. За период 2002-й - I квартал 2008 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации их еще именуют корпоративным долгом) увеличилась более чем в 12 раз, превысив задолженность государственного сектора почти в 11 раз. Преобладающая доля частных долгов (примерно 60%) приходится на прочие секторы, однако по темпам роста лидируют долги банков: за указанный период они выросли в 15 раз (прочие частные долги - в 11 раз).

Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников - банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в

официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.

В новых материалах Банка России предпринята попытка скорректировать эту условность путем введения в структуру особой категории «Внешний долг государственного сектора в расширенном определении», включающей задолженность банков и предприятий с государственным участием, с исключением соответствующих сумм из состава частного долга.

Таблица 4. Новая структура внешнего долга.

*Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.

В свете данных обстоятельств динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом писалось ранее, т.к. некоторую часть долга банков стоит отнести все же к государственному. С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования (собственно государственный долг), действительно, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с государственным участием (государственный корпоративный долг), что предопределяет общую тенденцию роста ответственности российских властей перед зарубежными кредиторами, причем в значительных масштабах.

2.3 Основные кредиторы России

.3.1 Парижский клуб

Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ.

В конце августа 2006 г. Россия перевела платежи странам- кредиторам на общую сумму в 21,3 млрд. долларов и перестала быть клиентом Парижского клуба, сэкономив на досрочном погашении 7,7 млрд. долларов. Премия за досрочное погашение, которую уплатила Россия, составила около 1 млрд евро.

2.3.2 Лондонский клуб

Лондонский клуб кредиторов - это неформальная организация банков <#"553339.files/image003.gif">

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody’s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

Вместе с тем, как отмечают в министерстве финансов, имеющийся «запас прочности», не может рассматриваться, как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости РФ. Во- первых темпы роста самого долга, а соответственно и его облуживания, являются достаточно высокими. Во - вторых, возможны ухудшения макроэкономической ситуации, т.е. снижение цен на нефть, что не лучшим образом отразится на показателях долговой устойчивости страны. В- третьих, весьма вероятно лишение РФ одного из важнейших факторов финансовой стабильности- «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г. составит 1,6 трлн. руб., при условии сохранении цены на нефть в 2012 г. не менее 93 долл. США за баррель. При неблагоприятном же развитии ситуации, средства из Резервного фонда придется направить на выполнение расходных долговых обязательств, вплоть до его полного исчерпания, что повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание долга.

Таблица 6. Показатели долговой устойчивости РФ (при высоком уровне цен на нефть и их ежегодном росте).

№ п/п

Показатель

2011

2012

2013

Пороговое значение

1.

Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП

11,2%

14,1%

16,1%

17,0%

25%

2.

Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета

 3,2%

3,6%

4,0%

4,5%

10%

3.

Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

8,2%

9,7%

10,4%

11,8%

10%

4.

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

58,0%

76,3%

87,7%

94,5%

100%

5.

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

8,7%

10,9%

12,5%

13,2%

220%

6.

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

0,6%

0,6%

0,6%

0,7%

25%


При условии неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы государственного долга уже установлены на достаточно высоком уровне, дополнительные заимствования приведут к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с ухудшением их условий и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет.

Пока низкий уровень государственного долга позволяет проводить политику увеличения заимствований, не опасаясь критических показателей в долговой устойчивости. В условиях сохранения макроэкономической ситуации, в предстоящий период показатели долговой устойчивости РФ останутся на относительно безопасных уровнях. И при планируемых объемах заимствований нагрузка на бюджет будет оставаться в пределах нормы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме реферата, можно сказать, что проблема внешнего долга и его влияния на экономическую безопасность - серьезная проблема российской национальной экономики. Разрешение этой проблемы является задачей стратегического характера. Без её решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного экономического подъёма и поддержания устойчивости всей социально- экономической системы страны. Использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические колебания и дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. Однако кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

В Бюджетном послании президента России на 2012- 2014 гг. отмечалось: «В условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований следует рассмотреть возможность последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счёт бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, а объём предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году увязывать с предполагаемым объёмом возвращаемых бюджетных кредитов.»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебное пособие «Мировая экономика», С. В. Кациель, 2007.

2. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг, Кудрин А. ,2006.

3. Обслуживание внешнего долга СССР, Ю.ЧУРАКОВ, доктор экономических наук, профессор, журнал «Обозреватель», 2000 г.

4. Государственный долг России : иллюзии и действительность, А.Селезнев, Экономист, 2004 г.

5. Газета "Известия", 2006 г.

6. Экономический журнал, 2008 г.

7. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www.minfin.ru.

8. Официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ: www.gks.ru.

Официальный сайт Центрального Банка России: www.cbr.ru <http://www.cbr.ru>.

Официальный сайт Всемирного банка: www.worldbank.org <http://www.worldbank.org/>.

Официальный сайт Бюро экономического анализа www.beafnd.org/ru/ <http://www.beafnd.org/ru/>.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!