Анализ финансовых результатов предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,27 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансовых результатов предприятия

Оглавление

Введение

. Анализ финансовых результатов предприятия

.1 Характеристика ООО «Филин»

.2 Анализ прибыли

.3 Анализ рентабельности

. Факторный анализ финансовых результатов

.1 Факторный анализ прибыли

.2 Факторный анализ рентабельности

. Резервы увеличения прибыли и рентабельности

Заключение

Библиографический список

Введение

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции;

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

• является источником формирования бюджетов разных уровней.

Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность.

1. Анализ финансовых результатов предприятия

 

.1 Характеристика ООО «Филин»


Анализ проводится на материалах ООО «Филин»

Общество с ограниченной ответственностью «Филин» организовано в 2000 году. Находится по адресу: г. Новосибирск, Депутатская, 34.

Общество организовано шестью физическими лицами путем добровольного объединения вкладов участников с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Общество является юридическим лицом, оно вправе от своего имени заключать договора, приобретать имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Уставный капитал общества составляет 2400 тыс. руб. Численность работающих 58 человек.

Органом управления общества является общее собрание Учредителей. Вкладом Участников общества являются денежные средства.

Предметом деятельности общества является коммерческая, посредническая, производственная деятельность.

Общество создавалось в целях:

·   получение прибыли;

·   участие в ускоренном формировании товарного рынка;

·   удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, товарах и услугах.

Основным видами деятельности предприятия являются производство и оптовая торговля. Предприятие является узкоспециализированным оптовиком, то есть продает однородную продукцию, рассчитанную на отдельного покупателя.

Общество производит товары народного потребления: мебель, канцелярские принадлежности, игрушки, хозяйственный инвентарь из пластика, оказывает услуги.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии) в случаях и порядке предусмотренном законодательством.

Организационная структура управления ООО «Филин» включает в себя все средства, с помощью которых различные виды деятельности распределяются между подразделениями организации, а также координируются действия этих подразделений.

Структура управления обществом представлена на рис. 1.












Рис. 1. Организационная структура ООО «Филин»

В настоящее время стоимость имущества предприятия составляет 3370,5 тыс. руб., в т.ч основные средства- 1806 тыс. руб.

ООО «Филин» самостоятельно планирует свою производственно - хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договора, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также с поставщиками материально - технических и иных ресурсов.

 

1.2 Анализ прибыли


На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции;

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

• является источником формирования бюджетов разных уровней.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль - основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель ~ валовая прибыль, а на ее основе - прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей - балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

• прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

• финансовые результаты от внереализационных операций. Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле


где Пр - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Пи - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Пв.о - доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.

По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции в натуральном выражении:

Величина прибыли от реализации продукции (Пр) определяется по формуле


где Цi - отпускная цена единицы i-й продукции;

Сi - себестоимость единицы i-й продукции;- объем реализации i-й продукции.

Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции.

Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, несвязанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а также другие доходы:

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• доходы от дооценки товаров;

• поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;

• проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия

К ним также относится доход от долевого участия в уставном капитале других предприятий, представляющий собой часть чистой прибыли, которая поступает учредителям в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, которыми владеет учредитель.

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. Кроме того, к внереализационным результатам относятся расходы и потери:

• убытки по операциям прошлых лет;

• недостача материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

• отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению и ликвидации стихийных бедствий и т.д.

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

Определим прибыль от продаж ООО «Филин» по формуле:

П = Vр - Sп - К - У

Vр - выручка от реализации продукции;

Sп - себестоимость реализованной продукции;

К - коммерческие расходы;

У - управленческие расходы.

Для целей анализа составим аналитическую таблицу 1.1.

Таблица 1.1

Прибыль ООО «Филин» за 2010 - 2011 г.г.

 Показатели

 2010 год

 2011 год

 Отклонение, + -

Выручка от реализации, тыс. руб. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. Коммерческие расходы, тыс. руб. Управленческие расходы, тыс. руб. Прибыль от реализации, тыс. руб.

3906 2445 180 510 771

4849 2760 240 786 1063

+943 +315 +60 +276 +292


При помощи горизонтального анализа определяем отклонения показателей 2011 года от аналогичных показателей 2010 года. По данным таблицы 1.1 видно, что все финансовые показатели ООО «Филин» за 2011 год увеличились. Увеличение выручки от реализации продукции положительно сказалось на росте прибыли и рентабельности предприятия. Но при этом выросли и расходы предприятия, которые оказывают отрицательное воздействие на величину прибыли.

Анализ структуры прибыли проведем с помощью горизонтального анализа.

Таблица 1.2

Структура прибыли ООО «Филин» за 2010 - 2011 г.г.

 Показатели

 2010 год

 2011 год

 Отклонение, + -


Сумма

%

Сумма

%


Выручка от реализации, тыс. руб. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. Коммерческие расходы, тыс. руб. Управленческие расходы, тыс. руб. Прибыль от реализации, тыс. руб.

3906 2445 180 510 771

506,6 317,1 23,3 66,1 100,0

4849 2760 240 786 1063

456,2 259,6 22,6 73,9 100,0

-50,4 -57,5 -0,7 +7,5 -


По данным таблицы 1.2 видно, что доля выручки в прибыли организации сократилась на 50,4%. Одновременно снизился и удельный вес себестоимости, который уменьшился на 57,5%. Такая ситуация является для организации положительной. Отрицательным моментом является рост доли управленческих расходов на 7,5%.

1.3 Анализ рентабельности


Проведем расчет показателей рентабельности.

Рентабельность продаж:


Рентабельность продукции:


Объединим данные расчетов в таблицу 1.3

Таблица 1.3

Рентабельность ООО «Филин» за 2010 - 2011 г.г.

 Показатели

 2010 год

 2011 год

 Отклонение,  + -

Выручка от реализации, тыс. руб. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. Прибыль от реализации, тыс. руб. Рентабельность продаж, % Рентабельность продукции, %

3906 2445 771 19,7 31,5

4849 2760 1063 21,9 38,5

+943 +315 +292 +2,2 +7,0


С помощью горизонтального анализа определим, что рентабельность продаж ООО «Филин» за отчетный период выросла на 2,2%, а рентабельность продукции - на 7%. Это свидетельствует об эффективности работы предприятия.

2. Факторный анализ финансовых результатов

прибыль рентабельность факторный анализ

2.1 Факторный анализ прибыли


Анализ проведем с помощью метода цепных подстановок.

Для целей анализа используем факторную модель (1), приведенную в пункте 1.2 и данные таблицы 1.1

 


Определим влияние выручки от реализации на изменение прибыли:


Определим влияние себестоимости на изменение прибыли:


Определим влияние коммерческих расходов на изменение прибыли:


Определим влияние управленческих расходов на изменение прибыли:

Определим влияние всех факторов на изменение прибыли:


Проверка:


Вывод: в отчетном периоде прибыль от реализации продукции выросла на 292тыс. руб. В результате увеличения выручки от реализации на 943 тыс. руб. прибыль увеличилась на 943тыс. руб., в результате увеличения себестоимости продукции прибыль снизилась на 315 тыс. руб., в результате роста суммы коммерческих расходов прибыль сократилась на 60 тыс. руб. и в результате роста управленческих расходов прибыль снизилась на 276 тыс. руб.

2.2 Факторный анализ рентабельности


Проведем анализ рентабельности продаж.

Анализ проведем методом цепных подстановок. Для целей анализа используем факторную модель (2) и данные таблицы 1.3, приведенные в п. 1.3


Определим влияние выручки от продаж на изменение величины рентабельности:


Определим влияние себестоимости реализованной продукции на изменение величины рентабельности:


Определим влияние коммерческих расходов на изменение величины рентабельности:


Определим влияние управленческих расходов на изменение величины рентабельности:


Определим влияние всех факторов на изменение величины рентабельности:

Вывод: в отчетном периоде рентабельность продаж увеличилась на 2,18%. В результате увеличения выручки от реализации в составе прибыли рентабельность увеличилась на 24,04%, в результате увеличения себестоимости реализованной продукции рентабельность снизилась на 8,06%, в результате роста коммерческих расходов рентабельность уменьшилась на 1,54% и в результате роста управленческих расходов рентабельность снизилась на 7,07%.

3. Резервы увеличения прибыли и рентабельности

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Хорошие аналитические возможности заключены в таблице, составленной по данным о величине балансовой прибыли, ее составных частей (прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыли от прочей реализации; сальдо финансовых результатов от внереализационных операций) за ряд лет.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о применении морально устаревшего оборудования.

В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

На величину прибыли от реализации продукции влияют состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

• часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.

Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается часто на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

• часто остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;

• часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Непоступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;

• продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.

В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.

Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов. В первом случае доходы облагаются по общей ставке налога на прибыль, во втором - по ставке 15%, так как сертификаты относятся к ценным бумагам.

Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Несмотря на то что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность.

Таблица 3.1

Резервы увеличения прибыли и рентабельности

Перечень резервов

Сумма экономии, тыс. руб.

Снижение себестоимости Снижение коммерческих расходов Снижение управленческих расходов

315 60 276


Проблемы

. Рост расходов предприятия

.1 Рост себестоимости реализуемой продукции

.1.2 Рост управленческих расходов

Цели

. Увеличение прибыли предприятия

.1 Снижение расходов

.1.1 Снижение себестоимости реализуемой продукции

.2 Рост выручки от реализации продукции

.2.1 Увеличение объема реализации

Заключение


Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции.

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Обобщая подходы в определении сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования и распределения прибыли предприятия.

Прибыль формируется как результат следующих слагаемых:

прибыли от реализации продукции;

прибыли от прочей реализации;

прибыли, полученной по внереализационным операциям.

Облагаемая и необлагаемая налогом прибыль, чистая прибыль или прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, образуется в процессе распределения прибыли предприятия.

На формирование прибыли как финансового показателя работы предприятия влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции; учета и калькулирования себестоимости продукции; определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.

Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно - правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на недвижимость, налог на прибыли и местные налоги и сборы. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником.

Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

• увеличение выпуска продукции;

• улучшение качества продукции;

• продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

• снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

• диверсификация производства;

• расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Библиографический список

1        Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Под ред. Любушина Н.П. М. ЮНИТИ, 2010.

2        Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Под ред. Стражева В.И. Минск: «Вышэйшая школа», 2009.

         Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 2007.

         Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2001.

         Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2000.

         Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Вышэйшая школа, 2000.

         Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: ООО «Новое знание», 2002.

         Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: ИП «Экоперспектива», 2008.

         Экономика предприятия. Под ред. Сафронова Н.А. М ЮРИСТЪ, 2008.

         Экономика. Под ред. Булатова А.С. М ЮРИСТЪ, 2009.

Похожие работы на - Анализ финансовых результатов предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!